Родители и дети

Пальто ее величества. Королева стиля


«Меня в общем-то никто не учил быть королевой: мой отец умер слишком рано и это произошло так неожиданно - мне пришлось сразу включиться в дело и при этом стараться не ударить лицом в грязь. Пришлось дорастать до положения, которое я заняла. Это была судьба, ее следовало принять и не роптать. Я считаю, что преемственность - это очень важно. Моя работа - на всю жизнь».
Елизавета II, королева Великобритании



Начало лета, июнь, а это значит, что в одном королевстве, расположенном на островах, празднуют очередную годовщину правления их монарха. В этом году дата круглая – 60 лет. 60 лет правления королевы Елизаветы II. И по длительности своего пребывания на престоле она теперь уступает только своей прапрабабке королеве Виктории. Елизавета II является не только английской королевой, она - глава Британского Содружества наций, а значит королева ещё 15 независимых государств, среди которых есть и целый материк – Австралия, и достаточно крупная по площади страна в Северной Америке – Канада, и острова, к примеру, Багамские. Также королева Великобритании является главой англиканской церкви, верховным главнокомандующим вооружённых сил.



Елизавета, будущая королева английская, родилась в 1926 году, 21 апреля, в Лондоне. Родилась в семье младшего брата наследника престола Георга и леди Елизаветы Боуз-Лайон. Её дядя, король Эдуард VIII, отречётся от престола из-за любви. Всё как в той песне, но «жениться по любви не может не один король», ведь чтобы жениться по любви, король должен перестать быть королём. И дядя Елизаветы пошёл на этот шаг ради разведённой американки Уоллис Симпсон. Это событие произошло в 1936 году, когда Елизавете было всего 10 лет. Её отец становится королём, а она, как старшая дочь (у Елизаветы была младшая сестра - Маргарет), наследницей престола.



Будущая королева получила хорошее домашнее образование, в основном гуманитарной направленности. Она с детства любила лошадей и конный спорт. А также с детства, в отличие от своей более взбалмошной сестры Маргарет, обладала поистине королевским характером. В книге-биографии Елизаветы II Сары Брэдфорд упоминается о том, что будущая королева с детства была весьма серьёзным ребенком, у которого уже тогда было определенное понимание тех обязанностей, которые на неё легли, как на наследницу престола, и чувство долга. Елизавета с детства любила порядок, так она, к примеру, ложась спать, всегда ставила тапочки рядом с кроватью, никогда не позволяя себе разбрасывать вещи в комнате, как это присуще многим детям. А уже будучи королевой, она всегда следила за тем, чтобы во дворце не горел лишний свет, лично выключая освещение в пустых комнатах.



В 21 год Елизавета выходит замуж. Её спутником жизни станет Филипп Маунтбаттен (он старше её на пять лет) – член датской и греческой королевских семей.






В какой-то мере, читая заметки о королеве Елизавете II, может сложиться впечатление о том, что у неё скучный характер: ей свойственно чрезмерное чувство долга, и она всегда считает, что и другие должны прежде всего думать о престиже монархии и своих обязанностях перед страной, она консервативна, не приемлет того, чтобы на публику выносились семейные проблемы, вот тут она уж точно совершенно не могла понять . Что ж, у Елизаветы II поистине королевский характер. И её характер, несомненно, откладывает отпечаток на её стиль.



Стиль английской королевы можно условно разделись на два периода: стиль молодой королевы – стиль консервативный и элегантный, и стиль пожилой королевы, я бы его назвала стилем «весёлой бабушки» или даже «радужным стилем», потому неимоверному количеству меняющихся цветов в её костюмах и шляпках. Впрочем, разноцветье английская королева любила всегда.


На протяжении всей жизни основными элементами гардероба королевы Елизаветы II являлись: платья или костюмы средней длины, обязательно закрывающие колено, пальто и плащи покроя трапеция, плюс платья длиной в пол для торжественных мероприятий, а также шляпки, всегда в тон костюму, перчатки, закрытые туфли, брошка на пиджаке и нить жемчуга. Английская королева также всегда предпочитала короткие стрижки. Любимые цвета – розовый, сиреневый и индиго.



Королевой Елизавета II становится после смерти своего отца в феврале 1952 года, а её коронация состоялась 2 июня 1952 года. В то время, а именно в 1940-е и 1950-е годы платья для принцессы, а затем и королевы шил Норман Хартнелл. И Елизавета не раз появлялась на публике в платьях с пышными юбками, выполненными из атласа-дюшес или же шёлка. Дизайн её свадебного платья цвета слоновой кости и украшенного серебряными нитями также принадлежит Норману Хартнеллу, впрочем, как и дизайн платья для коронации.


С середины 1950-ых и на протяжении 60-ых для королевы шьёт Харди Эмис. Именно он привносит в наряды королевы ощущение простоты, но эта простота является только внешней, ведь за ней скрывается весьма сложный крой. Свои первые платья для королевы он пошил ещё в 1948 году, когда Елизавета попросила его создать гардероб для поездки в Канаду.


С 1970-ых для королевы шьёт Ян Томас, в прошлом ассистент Нормана Хартнелла, а теперь владелец собственного салона. Его отличительной чертой стали появившиеся в гардеробе королевы летящие шифоновые платья. После его смерти и вплоть до конца 1980-ых для королевы Елизаветы шила Морин Роуз из дизайнерского дома Яна Томаса.



С конца 1980-ых и до середины 1990-ых гардероб английской королевы пополняется нарядами от Джона Андерсона, ведь после его смерти придворным дизайнером королевы становится его партнёр Карл Людвиг Резе.


С 2000 для Елизаветы II шьёт самый молодой, по возрасту, из придворных дизайнеров Её Величества Стюарт Парвин, выпускник Эдинбургского колледжа искусств. В 2002 году его помощницей становится Анджела Келли.


Английской королеве 86 лет. Но она по-прежнему неуклонно исполняет все возлагаемые на неё обязанности и появляется на публике, неизменно следуя своему стилю.

Елизавета Александра Мария взошла на престол в 1952 году. Ей было 25 лет. Уже седьмое десятилетие она остается одной из самых известных в мире персон - за каждым ее шагом следят миллионы людей. Ее по-королевски безупречный гардероб - это целая институция, над которой работает огромная команда. Мы определили его ключевые моменты.

КУТЮРЬЕ КОРОЛЕВЫ

НОРМАН ХАРТНЕЛЛ

Британский дизайнер Норман Хартнелл стал официальным портным королевской семьи в 1938 году, то есть еще при короле Георге VI, отце Елизаветы, и проработал в этой почетной должности до начала пятидесятых. Он сшил подвенечный наряд к свадьбе Елизаветы и Филиппа, герцога Эдинбургского, а позже, в 1953 году, придумал знаменитое платье для коронации Елизаветы - из кремового шелка, со сложной вышивкой, мотивы которой отсылали к гербам графств Великобритании.

Хартнелл был поклонником женственности в ее классическом понимании и активно использовал в своих работах кринолины - есть версия, что в том числе под его влиянием в Париже возник new look Кристиана Диора. Помимо гардероба королевского двора дизайнер занимался собственной линией одежды, которая с начала сороковых продавалась в универмагах.

ХАРДИ ЭМИС

Харди Эмис не сразу решил стать дизайнером, но после войны вернулся в Лондон и все-таки открыл свой модный дом. В 1950 году он получил первый заказ от Елизаветы, тогда еще принцессы, - ей нужен был гардероб для официального визита в Канаду. Предложенные Эмисом образы ей понравились, они продолжили сотрудничать, и уже в 1952 году дизайнер стал первым официальным костюмером Елизаветы II, королевы Великобритании. Именно на плечи Эмиса легло формирование образа молодой Елизаветы в глазах новообретенных подданных.

Дизайнер мастерски балансировал между модными тенденциями (а образы королевы всегда создавались с учетом трендов) и требованиями этикета. В 1989 году Харди Эмиса посвятили в рыцари, еще год он руководил примерками в Букингемском дворце, а потом отошел от дел и занялся производством мужских костюмов на заказ.

ЯН ТОМАС И МОРИН РОУЗ

Ян Томас был ассистентом Харди Эмиса, а потом открыл собственный модный дом и параллельно с бывшим начальником одевал королеву. Его визитной карточкой были легкие шифоновые платья, которые так нравились Елизавете, что дом продолжал поставлять их ей и после смерти Томаса вплоть до конца 1980-х, когда руководство маркой перешло к Морин Роуз.

ДЖОН АНДЕРСОН

Джон Андерсон сменил Харди Эмиса на посту официального портного королевы. Его наряды не отличались смелостью, новаторскими формами или броским кроем, однако именно с его подачи в гардеробе Елизаветы II стали особенно часто появляться разноцветные костюмы-двойки, которые с годами превратились в ее любимый фасон одежды.

КАРЛ ЛЮДВИГ РЕЗЕ

Резе был бизнес-партнером Андерсона и принял пост портного королевы после его смерти. Строго говоря, он занимался гардеробом Ее Величества больше десяти лет, потому что они с Джоном делили всю работу. Карл Людвиг продолжил выбранный партнером эстетический вектор без каких бы то ни было инноваций. Примечательно, что в отличие от всех прошлых и будущих кутюрье Елизаветы II Резе был не британцем, а немцем.

СТЮАРТ ПАРВИН

Стюарт - самый молодой портной Ее Величества в истории: он вступил в должность, когда ему было всего 33 года. Выпускник Эдинбургского колледжа искусств, Парвин начал помогать с платьями для королевской семьи в 1995-м, но в 2000 году к нему в магазин зашла Анджела Келли, бывшая тогда личным помощником Елизаветы II.

Она разглядывала вещи с изнанки, затем запросила несколько эскизов, а потом уже рассказала, кто будет клиенткой Парвина. Ему нужно было перепридумать гардероб королевы, который на рубеже веков постоянно критиковали, - но в рамках дозволенного. Первый же выход Елизаветы II в мерцающем вечернем платье имел огромный успех, и с тех пор Парвин отвечает за все ее образы. С 2002 года его правой рукой стала Келли.

АНДЖЕЛА КЕЛЛИ

Келли - не просто портниха и правая рука Парвина. Она - гроза Букингемского дворца, тень Ее Величества и абсолютно незаменимый сотрудник. В 1992 году она устроилась экономкой к сэру Кристоферу Маллаби, британскому послу в Германии. Во время официального визита Елизаветы II в резиденцию посла они с Келли познакомилась, и та рассказала, что планирует возвращаться в Великобританию. Уже в 1993 году она получила предложение войти в команду людей, которые отвечают за гардероб королевы (сейчас это 12 человек).

Келли быстро стала доверенным лицом Елизаветы II, нашла Стюарта Парвина на замену Карлу Людвигу Резе, а в 2002 году стала главным помощником нового портного королевы. Именно Келли придумала желтый костюм из крепа, в котором Ее Величество была на свадьбе Кейт Миддлтон и принца Уильяма. К 60-летию правления Елизаветы II - бриллиантовому юбилею - в 2012 году Келли написала книгу Dressing the Queen: The Jubilee Wardrobe.

АКСЕССУАРЫ

ПЕРЧАТКИ

Короткие шелковые, лайковые или хлопковые - днем, длинные атласные - вечером (чем короче рукав платья, тем длиннее перчатки).

ЗОНТ

Королева носит только прозрачные зонты, чтобы подданные могли рассмотреть ее лицо, даже когда она прячется от дождя. Окантовка подбирается под цвет наряда.)

КОСЫНКА

Говорят, команды Balenciaga и Céline вдохновились именно образами Елизаветы II, под впечатлением от которых включили косынки в последние коллекции.

ШЛЯПА

Не слишком широкие поля (чтобы не сдувало ветром), тулья средней высоты (чтобы не мешала выходить из машины) и умеренный декор. За них отвечает марка Somerville - говорят, коллекция королевских шляп состоит из 5000 штук.

ТУФЛИ

На низком устойчивом каблуке или вовсе без него, чтобы было удобно ходить и подолгу стоять на церемониях. Королева любит марки Rayne, Anello & Davide и Stuart Weitzman.

СУМКА

Каждый год марка Launer поставляет Елизавете II по четыре новые сумки. Королева любит модели Diva и Traviata.

УКРАШЕНИЯ

Непременные жемчужные серьги и колье королева часто дополняет драгоценными брошами, которые прикалывает на жакеты и пальто.

МЕХА

Вечерний дресс-код королевы для важных мероприятий и походов в театр строго регламентирован: высокие перчатки, платья сложного кроя или с богатым декором, диадема или корона, и если того требует погода, меховая накидка. С первых лет правления и по сей день Елизавета II предпочитает накидки из белого меха песца или норки на шелковой подкладке.

ЦВЕТ

МАКИЯЖ

Многое из того, что связано с королевой, - плод мифотворчества. Если верить слухам, Елизавета II всегда делает макияж сама: тени Elizabeth Arden и помада этой же марки оттенка Balmoral, который был создан к ее коронации в 1952 году, а из лаков для ногтей она предпочитает классический Essie нежно-розового оттенка Ballet Slippers.

ЧЕТЫРЕ «НЕТ» КОРОЛЕВСКОГО ГАРДЕРОБА

Черный цвет (исключение - период траура).

Юбки выше колена.

Глубокое декольте.

МАКИНТОШ

Свободный плащ из прорезиненного водонепроницаемого хлопка с отложным воротником марки Mackintosh - один из символов дождливой Великобритании (как и сапоги Hunter). Макинтош на протяжении всей своей жизни носит и королева. Хантеры, кстати, тоже.

ГЛАВНЫЕ ВЫХОДЫ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

КОРОНЫ И ТИАРЫ

Конечно, собаки не являются частью гардероба, однако они стали самым ярким визуальным символом, который ассоциируется с Елизаветой II. Любимые корги королевы принимают участие в ее съемках для глянца, а после выхода Vanity Fair летом 2016-го, для обложки которой королева снялась с четырьмя собаками, интернет заполонили материалы «корги затмили Ее Величество».

21 апреля 2016 года английской королеве Елизавете II исполнилось 90 лет. На сегодняшний день Елизавета – самая долгоцарствующая королева Великобритании и самый долгоправящий монарх в истории. Елизавета вступила на британский трон в 1952 году: после смерти своего отца. С того времени ее жизнь привлекает к себе пристальное внимание миллионов граждан.

Королева Елизавета демонстрирует всему миру твердость духа, любовь к жизни, тонкое чувство юмора и стиля. Она следит за индустрией моды, но не гонится за трендами, а остается верной своему, консервативному стилю. Критики ни разу не обвинили Елизавету в дурновкусии: напротив, практически каждый ее выход в свет сопровождался восторженными отзывами.

Давайте разбираться, в чем заключается секрет стиля главной модницы Великобритании.

Елизавета родилась в Лондоне, 21 апреля 1926 года, в семье младшего брата наследника престола Георга. Будущая королева получила отличное домашнее образование с гуманитарным уклоном. С детства она любила конный спорт и, в отличие от своей младшей сестры Маргарет, обладала настоящим королевским характером. Елизавета была серьезным ребенком, не позволяла себе разбрасывать вещи. Эти качества она сохранила на всю жизнь: уже королевой Елизавета самостоятельно выключала по вечерам свет во дворце.

Когда Елизавете было 10 лет, ее дядя, король Эдуард VIII отрекся от престола, чтобы жениться по любви на разведенной американке. В 1936 году королем стал отец Елизаветы, а она как старшая дочь – наследницей престола.

Будучи принцессой, Елизавета не была жертвой моды, хотя самостоятельно выбирала цвета и фасоны нарядов, участвовала в разработке силуэтов. До коронации она предпочитала светлые цвета и летящие фактуры для балов, а в деловых поездках и путешествиях носила сдержанные твидовые костюмы. Хотя любимые цвета Елизаветы – яркие, она обязана была держать лицо и лишь изредка сменяла белый атлас и серый твид на розовый тюль или легкий фиалковый шелк.

В 1947 году, когда Елизавете был 21 год, она вышла замуж за 26-летнего герцога Эдинбургского Филиппа Маунтбеттена – члена датской и греческой королевских семей. Свадебное платье будущей королевы, сшитое из шотландского шелка цвета слоновой кости, вошло в список самых красивых и известных подвенечных нарядов ХХ века. Его создал дизайнер и близкий друг Елизаветы Норман Хартнелл, который был королевским портным с 1938 года.

Источником вдохновения для Хартнелла стали полотка художников эпохи Возрождения. И хотя в Англии в то время был послевоенный дефицит, Хартнелл добился того, чтобы для украшения подвенечного платья принцессы в страну доставили больше 10 000 натуральных речных жемчужин. Вышивка проходила по всему лифу и подолу, поэтому при любом движении Елизаветы платье начинало сверкать и переливаться.

Богатый декор Хартнелл сочетал со скромным кроем А-силуэта: сдержанное декольте, длинные рукава, кринолин. Это было классическое и очень современное платье. До сих пор оно путешествует по мировым музеям как один из лучших образцов свадебной моды.

В феврале 1952 года, после внезапной смерти своего отца – короля Георга VI, Елизавета II становится королевой Великобритании. На тот момент ей было всего 26 лет. Коронация состоялась 2 июня этого же года. Платье для церемонии снова шил дизайнер Норман Хартнелл, в стильных нарядах которого Елизавета уже много раз появлялась на публике.

Наряд для коронации стал очередным шедевром Хартнелла. Он создал пышное платье из тяжелого атласа с кринолином. Декор платья был еще богаче, чем на свадебном наряде. Дизайнер украсил лиф и весь подол платья изумрудной вышивкой. В завершение комплекта он предложил длинные белые перчатки и бриллиантовую диадему. Церемонию показывали по телевидению во всем мире.

Сразу после коронации Елизавета и ее муж Филипп поехали в 6-месячное путешествие по странам Содружества Британской нации. Они посетили больше 20 государств. В путешествии королева продемонстрировала 100 костюмов, сшитых тем же Хартнеллом. Уже тогда выделились главные черты ее уникального стиля: удлиненные пиджаки и пальто, цветной монохром, элегантные шляпки в тон и черные туфли на низком каблуке.

Стиль Елизаветы II делят на два периода: стиль молодой и зрелой королевы. В 50-е годы Елизавета носила элегантные костюмы и вечерние наряды (платья с плотными лифами и широкими юбками, маленькие шляпки и сумочки). В этот период в гардеробе королевы присутствовали атлас, тюль, тонка белая шерсть, всевозможная вышивка, броши и диадемы.

В середине 50-х и все 60-е наряды для Елизаветы шил дизайнер Харди Эмис. Именно он придал стилю королевы особенные черты: простота, за которой, однако, скрывался сложный крой, элегантность и сдержанность. Он стал шить для молодой королевы уникальные платья, пальто и куртки.

В начале 60-х у Елизаветы было уже трое детей: принц Чарльз, принцесса Анна и принц Эндрю. Он стала меньше бывать на официальных приемах, а силуэты с утянутой талией уступили место прямому крою: платья-футляры, квадратные пальто, жакеты с укороченными рукавами.

В 70-е годы, когда в мир захватил стиль богемы и хиппи, наряды для Елизаветы II начал шить еще один дизайнер – Ян Томас, преемник Хартнелла. Он тонко чувствовал изменения в мире моды и уловил тенденцию к более мягкому, естественному стилю. Благодаря ему в гардеробе королевы появились летящие шифоновые платья, плиссированные юбки, шелковые брюки и платья с расклешенными рукавами. В этот период королева проявила свою любовь к ярким цветам и выбирала для приемов коралловые, желтые и зеленые комплекты.

Когда Елизавета II стала бабушкой, ее стиль изменился. В ее гардеробе появилось больше ярких цветов и необычных аксессуаров. В
80-е годы королеву прозвали «бабушкой нации». В это десятилетие она все еще носила брючные костюмы и не боялась выглядеть не по-королевски (в очках, без макияжа). Важное место в гардеробе королевы заняли сложные шляпки с цветами и твидовые однотонные комплекты.

В 90-е годы королева стала чаще появляться на публике в простых нарядах, а шляпку иногда заменяла косынка, повязанная как у героинь русских народных сказок. Такой образ полюбился народу, хотя фавориткой в это время была принцесса Диана.

В 2000-е годы сформировался канонический стиль королевы, который она предпочитает до сих пор. Это образ элегантной и взбалмошной леди. Смело модифицировать стиль Елизавете помогли дизайнеры Стюарт Парвин и Анджелла Келли. Главным модным инструментом в гардеробе Елизаветы остался цвет. Комплекты королевы стали еще более яркие: бирюзовые, малиновые, красные, желтые, лиловые. За последнее десятилетие обозреватели на заметили ни одного серого или черного выхода.

Каноническим образом Елизаветы стал монохромный комплект (платье, пальто) со шляпкой в тон, элегантным клатчем, вуалью, короткими перчатками, сдержанными украшениями и туфлями на устойчивом каблуке. Удивительно, что при таком консерватизме 90-летняя королева покоряет публику исключительно стильными нарядами, которые копируют другие монаршие особы.

За последнее 20-летие королева освоила и сочетания оттенков в совершенстве, и цветовые детали в ее комплектах идеально перекликаются между собой.

Королевские подвенечные наряды так или иначе становятся частью истории. Платье, в котором на тот момента еще только будущая королева Великобритании Елизавета II шла к алтарю, смело можно назвать одним из самых значимых нарядов в истории свадебной моды.

Свадьба наследницы британского престола, дочери короля Георга VI, будущей королевы, Елизаветы II и герцога Эдинбургского, принца Филиппа состоялась 20 ноября 1947 года. Это было сложное послевоенное время, а поэтому торжество было настолько пышным, насколько себе могла позволить на тот момент королевская семья. Скажем честно, свадьба принца Чарльза и принцессы Дианы, а также принца Уильяма и Кейт Миддлтон были в разы роскошнее. На торжестве Елизаветы II и Филиппа пытались сэкономить на всем, на чем только можно было, а поэтому декор и флористическое оформление особо ничем не выделялось. Но вот свадебный наряд… Он поистине был королевским!

1.Дизайнером свадебного платья Елизаветы II стал Норман Хартнелл – официальный кутюрье королевской семьи с 1938 года. После того, как Хартнелл создал коллекцию из 30 платьев для матери Елизаветы, на тот момент еще королевы, кутюрье стал популярен в высшем обществе. Платья от Хартнелла носили Вивьен Ли, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Гертруда Лоуренс и многие другие знаменитости. Кроме подвенечного наряда дизайнер создал также коронационный наряд для Елизаветы II. И эти два платья стали самыми выдающимися за всю историю работы дизайнера.

2.Хартнелл искал вдохновение в живописи. «Я обходил лондонские музеи, вдохновляясь классической живописью, и,к счастью, нашел то, что нужно – девушка с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагуса и крошечными бутонами белых роз. Я подумал, что всю эту флору на современном платье можно воссоздать с помощью хрустальных бусин и жемчуга» , - писал в своей автобиографии Хартнелл. Рассказывал кутюрье о платье Флоры на картине «Весна», которую написал Боттичелли в 1482 году.

3.В 1947 году сложно было создать роскошное платье, даже несмотря на то, что это свадебное платье для принцессы. Так как в стране в ходу была карточная система, Елизавете выделили дополнительных сто карточек на одежду.

4.Чтобы создать наряд именно таким, как его задумал кутюрье, понадобилось более десяти тысяч жемчужин. Но так как в Англии нельзя было найти такое количество жемчуга, его заказали в США. А вот из-за шелка в газетах разразился скандал: возникли слухи, что он создан с помощью «вражеских шелковичных червей» - японских или итальянских. Но шелкопряды оказались китайскими, а саму ткань привезли из Шотландии. Бабушка Елизаветы королева Мария Текская советовала использовать английский атлас, но дизайнер посчитал его слишком плотным и блестящим, хотя из-за шумихи, скорее всего, пожалел о том, что не послушал королеву.

5.В результате получилось подвенечное платье А-силуэта с круглым вырезом, длинными рукавами и юбкой, которая создавала крупные складки. Атлас цвета айвори был расшит букетами из флердоранжа, жасмина и белой розы Йорков, которые сочетались с колосьями пшеницы, что символизируют плодородие. Богатая вышивка была создана из жемчуга и страз.

6.От плеч невесты спускался 4-метровый шлейф из тюля, который тоже был украшен вышивкой.

7.На работу понадобилось два месяца, 25 швей и 10 вышивальщиц.

8.Все работники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации о подвенечном платье. Окна ателье закрасили белой краской, а изнутри завесили плотным муслином. В строжайшей секретности шили платье Елизаветы II. Журналисты любыми способами пытались раздобыть хоть какую-то информацию, даже были попытки подкупа сотрудников ателье, но никто не согласился на это. Максимум, что удалось запечатлеть репортеру – огромная коробка, которую выносили, чтобы отправить во дворец за день до свадьбы.

9.За 70 лет платье неоднократно выставлялось в музеях. Под тяжестью вышивки тонкий шелк, которого так добивался Хартнелл, стал еще тоньше, а в некоторых местах даже порвался. Рукава и юбка стали отрываться от корсета, поэтому специалистам пришлось изрядно потрудиться, чтобы сохранить наряд. В прошлом году свадебное платье Елизаветы II стало одним из экспонатов выставки «Моделирование правления: 90 лет стиля из королевского гардероба», которая проходила в Букингемском дворце.

10.Свадебный образ невесты дополнила 5-метровая фата из прозрачного тюля, атласные туфли и тиара матери, которая за час до торжества сломалась пополам в руках у Елизаветы, и пришлось ждать ювелира, чтобы он все починил.

13 июня Елизавета II отпразднует свой 83 день рождения. Королева Великобритании - пожалуй, самый известный монарх современности. Пока в других странах сменяются правители и режимы, британцы из поколения в поколение передают любовь и преданность своей королеве, которая уже более полувека остается символом вековых традиций, стабильности и прочности их державы.

1951 год. Будущая королева Британии на танцевальном балу в Оттаве

1959 год. Королева Елизавета II и принцесса Анна готовятся совершить прогулку по озеру

1969 год. Принц Чарлз и королева Елизавета II после официальной церемонии инвеституры в Уэльсе

1970 год. Королева Елизавета II во время визита в Новую Зеландию.

1973 год. Королева Елизавета II на игре в поло в замке Виндзор

1974 год. Королева Елизавета II вместе с своими собаками прибывает на выходные в аэропорт Абердин, Шотландия

1982 год. Королева Елизавета II и принц Филипп, герцог Эдинбургский во время официального визита на Соломоновы Острова

1991 год. Королева Елизавета II после службы в Вестминстерском соборе, Лондон

1992 год. Королева Елизавета II во время визита в замок Блуа, Франция

1995 год. Королевская семья прибыла в Шотландию с визитом к королеве Елизавете II в рамках круиза на королевской яхте «Британия»

1999 год. Королева Елизавета II в Королевском варьете, Бирмингем

2002 год. Королева Елизавета II в рамках королевского тура в Брисбене, Австралия

2003 год. Королева Елизавета II на Золотом кубке в Челтенхеме

2003 год. Королева Елизавета II направляется в кафедральный собор Сент-Олбанс, Британия

2005 год. Королева Елизавета II на параде в честь Дня Св. Джорджа в замке Виндзор, Великобритания

2005 год. Королева Елизавета II в церкви West Newton, Сандрингем, Великобритания

2007 год. Королева Елизавета II и принц Филипп на праздновании Бриллиантовой свадьбы в Вестминстерском аббатстве, Лондон

2008 год. Королевская семья отмечает рождество в Сандрингеме, Великобритания

2008 год. Королева Елизавета II во время посещения резиденции в Беркшире, Великобритания

2008 год. Королева Елизавета II и принц Филипп во время визита в Словакию

2008 год. Королева Елизавета II во время поездки в Турцию.

2009 год. Королева Елизавета II во время скачек в замке Виндзор, Великобритания

Елизавета Александра Мэри родилась 83 года назад – 21 апреля 1926-го – в семье английского короля Георга V и королевы Елизаветы. Однако по традиции, которую заложил король Эдуард VII, празднование ее дня рождения каждый год переносится на вторую субботу июня. В этот день у здания казарм Королевской конной гвардии в Уайтхолле проходит торжественный парад, во время которого виновница торжества не только принимает поздравления и оглашает список государственных наград, но и демонстрирует свой очередной наряд.

Будучи активным правящим монархом, Елизавета II приковывает всеобщее внимание не только в день своего рождения. О ее жизни снимают фильмы и пишут книги, новости о Елизавете не сходят с первых полос газет и журналов. А это значит, что лицо Британии всегда должно выглядеть безупречно.

Безукоризненная четкость линий и продуманный до мельчайших деталей образ – такой привыкли видеть подданные свою королеву. Получив традиционное английское воспитание, Елизавета II всегда придерживалась классического консервативного стиля. Королевский титул не позволяет выглядеть ни слишком чопорно, ни слишком просто – поэтому ей всегда приходится искать золотую середину.

Неудивительно, что образ королевы за все годы не претерпел сильных изменений. Пальто-трапеция, платье (длина которого в молодости была лишь на пару сантиметров короче, но все равно не поднималась выше колен) и неизменные аксессуары: шляпка в тон костюму, брошь, жемчужная нить, перчатки, зонтик и маленькая сумочка. Выйти на улицу без этих милых вещиц для королевы также неприлично, как и без чулок.

Не позволяя себе сильно менять фасоны своих нарядов, Ее Величество, тем не менее, не ограничивает себя в выборе цвета. В монаршем гардеробе присутствуют все цвета радуги, но самыми любимыми ее цветами всегда были индиго, розовый и сиреневый. Наибольшее влияние на вкус Елизаветы оказала ее мать, однако, как и любая женщина, королева не чужда влиянию извне. Так, во времена модницы принцессы Дианы ее костюмы стали заметно элегантнее и женственнее, а любимые одноцветные разбавили ткани в горох и клетку.

Сегодня же она берет пример со своей новой невестки Камиллы Паркер-Боулз, впрочем, не изменяя своим обычным предпочтениям.

Особая страсть Елизаветы II – фантазийные шляпки. В Великобритании даже ходит анекдот о высокой крыше в королевском Mercedes W100, поднятой специально для того, чтобы королеве не пришлось снимать свою любимую шляпку. Без головного убора Ее Величество на улице не появляется. Каждый год на ежегодных Королевских скачках в Женский день букмекерские конторы принимают специальные ставки на то, какой цвет и фасон шляпки выберет королева для визита в Роял Эскот.

Шьют для королевы придворные модельеры, причем совершенно бесплатно. Их наградой служит право называться официальным поставщиком королевского двора, а это, согласитесь, не мало. Консервативный вкус Елизаветы II не оставляет им много свободы, но все же в ее 83-й день рождения, они наверняка найдут способ сделать наряд королевы незабываемым и достойным ее титула.