Правильное питание

Психологическая реабилитация после инсульта. Как полностью восстановиться после инсульта и возможно ли это? Психологическая поддержка после инсульта

Транскрипт

1 Психологическая реабилитация после инсульта Psiholoăijas Pasaule 2004, 5 (Lpp) ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ Карина Бородулина, Марина Кузнецова, Лига Калване. Принято считать, что целевая аудитория работы психологов это здоровые люди (имеется в виду психическое здоровье). И главная задача в работе психолога это психологическая поддержка человека, поиск и осознание причин его трудностей, открытие внутренних ресурсов и освоение новых способов поведения. Психологи также работают с людьми, у которых наблюдаются хронические заболевания. Ход выздоровления часто зависит от личностных особенностей человека и эмоционального фона человека. Так как причины многих болезней имеют именно психологический характер. Однако, что делать, если человек перенес болезнь, которая повреждает его центральную нервную систему (ЦНС)? Насколько продуктивной может быть работа психолога с таким человеком? Каким образом психолог может ему помочь? Задать себе эти вопросы заставил трагический случай, произошедший с энергичной, молодой и жизнерадостной женщиной Мариной Павловной Кузнецовой. Это был инсульт и длительное восстановление после болезни. Желание помочь другу стало основной причиной изучения возможностей психологической помощи людям, перенесшим инсульт. И уже в скором времени была создана программа психологической реабилитации и поддержки людей, перенесших инсульт и их родственников. В настоящее время наше сообщество уже имеет статус общественной организации, и называется «Vigor», что в переводе с латинского означает «жизненная сила», «жизненная энергия». В данной статье мы познакомим вас с теоретическими закономерностями инсульта, ходом болезни, последствиями и возможностями реабилитации, а также посмотрим на ситуацию глазами человека, перенесшего инсульт Марины Павловны Кузнецовой. Три года назад она перенесла серьёзный инсульт, который локализовался в левом полушарии мозга и вызвал паралич правой стороны тела, была нарушена речь. В данной ситуации поиски возможностей психологической работы начались с углубленного исследования медицинских аспектов вопроса, необходимо было узнать причины и особенности процесса болезни. Теоретическая основа позволяет осознать механизмы выздоровления, а также дает представление о методах реабилитации, в том числе и психологической. 1

2 Что такое инсульт? Статистика. Проявления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инсульт занимает третье место в мире среди причин смерти сразу после болезней сердца, кровеносных сосудов и онкологии. В связи с этим, эта болезнь стала важной медико-социальной проблемой и требует организованной медико-социальной и психологической помощи. В государственный центр реабилитации «Вайвари», где проводится медицинская реабилитация больных после инсульта, каждый год попадает около 500 пациентов (по неофициальным данным). Кроме того, инсульт является одной из наиболее частых причин инвалидности, которая в большинстве случаев выражается нарушением движений. По статистике, предоставленной ВОЗ, в период обострения инсульта у 80-90% больных случается гемипарез (паралич, нарушения движений и чувствительности), в 40-50% случаев это сенсорные ощущения (осязание, обоняние и другие). 2/3 больных страдают от последствий инсульта, ощущая их повседневно. Риск развития инсульта увеличивает артериальная гипертония (повышенное кровяное давление), сахарный диабет и другие факторы развития атеросклероза кровеносных сосудов курение, повышенный уровень холестерина в крови, нарушения механизма свёртываемости крови и другие. Атеросклероз наиболее частая причина инсульта (особенно в сочетании с гипертонией). Нужно отметить, что атеросклероз, в том числе атеросклероз головного мозга, случается у всё более молодых людей, и медиков больше не удивляют случаи заболеваний инсультом людей в возрасте 40 и даже 30 лет. Поврежденные атеросклерозом сосуды головного мозга становятся хрупкими и провоцируют спазматические состояния, диаметр сосудов заметно уменьшается, и это может вызвать нарушение кровообращения головного мозга, то есть инсульт. Назовём основные проявления инсульта: o расстройства важных функций организма сознания, дыхания (ритм, глубина, частота), деятельности сердца и других внутренних органов; o локальная неврологическая симптоматика (асимметрия лица, расстройства зрения, непонятная речь или ее неполноценность, частичный или полный паралич конечностей, судороги); o Менингеальный синдром (резкие головные боли, рвота, напряжение мускулов при попытке выполнить любые движения). Марина Павловна вспоминает начало болезни так: «Инсульт начался неожиданно. Была пятница, в субботу планировали поехать по грибы. Я пришла из магазина с покупками, а сын тем временем на пару минут вышел к друзьям. Помню, что я села и через мгновение почувствовала, что со мной случилось что-то необычное, непонятное. В этот момент хотела позвонить подруге, чтобы она ко мне пришла, потому что поняла, что мне нехорошо. Сняла трубку и больше не знала, как набрать номер. Я не испугалась наверно, в работе мозга уже что-то пошло неправильно. Было только непонимание я хотела позвонить, но не знала, как это делается. Потом в моих воспоминаниях пауза, помню только следующие события пришел сын, потом врач, но цели его визита я не понимала. Также в больнице я какое-то время не понимала, где я нахожусь и что случилось.» 2


3 Последствия инсульта Несмотря на развитие современной медицины, болезнь требует длительного лечения и реабилитации. И даже в случаях, когда оказана своевременная медицинская помощь, у больных инсультом наблюдается лишь частичное возобновление функций центральной нервной системы, которое выражается следующим образом: o трудности при выполнении сложных движений (сложности координации движений, сохранения равновесия и др.); o пространственная дезориентация; o нарушение чувствительности; o нарушения речевых функций: o сенсомоторная афазия, когда страдают все аспекты речевых функций - как инициация речи, так и фонематический слух; o моторная афазия, когда речь больных обычно плохо артикулирована, может быть интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы; o сенсорная афазия, когда происходит утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи; o амнестическая афазия, когда преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного текста. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Кроме этого, бывают значительные трудности при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков, как правило, помогает; o нарушение артикуляции и понимания речи других и прочитанного при сохранении внутренней речи; o нарушение письма (аграфия) и чтения (алексия); o нарушение способности к счету (акалькулия); o ослабление памяти, интеллекта и концентрации внимания (когнитивные нарушения); o нарушения в эмоционально-волевой сфере. 3


4 Таблица 1 Цели реабилитации на различных этапах болезни после инсульта Этап болезни Обострение (до 4 недель) Ранний период выздоровления (до 1 месяца) Поздний период выздоровления (до 1 года) Резидуальный период выздоровления (через 1 год) Цель реабилитации Происходит восстановление утраченных функций (возвращение чувствительности и движений, возобновление кровообращения поврежденных органов) Улучшение функций. Вырабатываются адаптивные привычки, которые позволяют подстроиться под устойчивый неврологический дефект (если такой остается) Улучшение социальной и повседневной адаптации пациента. Профилактика повторного инсульта. Эти последствия ярко характеризует рассказ Марины Павловны о своем выздоровлении: «Я не могла говорить. Я лежала в Клинической Больнице «Гайльэзерс», в первые же дни ко мне пришел физиотерапевт и я, лежа в кровати, занималась зарядкой, поскольку встать я не могла. После того, как меня перевели в Бикерниекскую больницу, ко мне пришел логопед, и начал учить меня говорить, показывая картинки. Помню, на первой картинке был изображен дом я смотрела, знала, что это, а сказать ничего не могла. Тогда впервые меня охватил страх я начала осознавать, что со мной действительно произошло что-то нехорошее. Страх усилило неведение о моем диагнозе, о случившемся, вообще о положении дел, и все это дополнялось бессилием высказаться. Может, было бы лучше, если я была бы без сознания, но именно тогда я стала осознавать происходящее. Неизвестность вызывает ужас. Только после такого переживания можно понастоящему понять больного инсультом, который в таком отчаянии, что думает о самоубийстве. Я начала разговаривать только через два месяца после инсульта. Первое слово было «мама»». Перемены в поведении больного, которые связаны с нарушением эмоций и воли, зависят от локализации инсульта: o Если повреждения в лобной части, у больного наблюдается так называемый апато-абулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения. o Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация). 4


5 Основные положения психологической реабилитации Конечно, реабилитация больных должна проходить в течение всей болезни, как это указанно в таблице 1. Обычно программа реабилитации больных после инсульта включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, рациональное питание, логопедическую коррекцию, кинезотерапию (терапию с использованием различных движений), психотерапию и психокоррекцию (психологическое развитие). Считается, что психологическая работа может начинаться в резидуальном периоде, но в интервью Марина Павловна рассказывает следующее: «В Бикерниекской больнице были доступны услуги логопеда и физиотерапевта. Но представьте себе ты в больнице, не можешь встать, другие движения тоже ограничены, не знаешь, что с тобой произошло, предчувствуешь что-то плохое, не можешь говорить, хотя понимаешь речь. Родственники приходят и разговаривают с тобой, но тоже мало знают. В такой ситуации, по-моему, необходима помощь психолога - специалиста, который, не углубляясь в тонкости болезни, рассказал бы о ее серьезности, длительности повреждений, и то, что эти повреждения излечимы, и как я могу помочь сама себе и врачам, которые меня лечат. Несколько визитов помогли бы уменьшить тревогу и страх, способствовали бы вере в выздоровление. Для больного инсультом важна каждая минута соприкосновения с окружающим миром, и слово специалиста имеет большое значение». О своем опыте реабилитации в «Вайвари» Марина Павловна рассказывает: «Медицинская реабилитация в «Вайвари» (занятия с логопедом, массаж, рейттерапия и др.) мне очень помогла, я улучшила свои физические функции и продолжаю это делать. Была там шесть раз, но только один раз принимала участие в психологическом курсе. Нужно сказать, что были и некоторые барьеры, например, возраст. Кажется, я прожила так долго, что казалось странным спрашивать что-то у психологов, молодых девочек. Но необходимость разговаривать и консультироваться была.» Мы также считаем, что психолог может включиться в программу реабилитации уже в ранний период выздоровления, оказывая психологическую поддержку больному и настраивая его на выздоровление. В работе с больным инсультом психолог может повлиять на речевую и другую активность человека. В первую очередь здесь подразумевается активность движений. В современной психофизиологии бытует взгляд, что возобновление неврологических функций, зависит от: o фактора времени (так называемое «терапевтическое окно», когда выздоровление возможно и проходит эффективно); o нейропластичности способности головного мозга компенсировать структуральные и функциональные нарушения в случае органических расстройств. 5


6 Исследования свидетельствуют, что на пластичность можно повлиять как фармакологическими препаратами, так и участвуя в специальных реабилитационных программах, где стимулируется активность движений. Восстановление активности это одно из наиболее значимых направлений реабилитации, потому что активность предполагает восстановление важнейших механизмов нейронов биологической адаптации и активацию сохранившихся связок нервных ячеек. Результаты серии экспериментов свидетельствуют, что те структуры головного мозга, в которых сохранилось 10 20% структурных элементов, могут возобновить свое нормальное функционирование. Доказано, что активация частей тела, затронутых инсультом, влияет на функциональную реорганизацию головного мозга. В связи с этим спорным становится мнение, что больной инсультом может только компенсировать утраченные функции. Постоянно развивая работоспособность затронутых органов, можно добиться и большего эффекта. Эмоциональное состояние больного инсультом Известно, что эмоциональное состояние в первые недели и месяцы после перенесенного инсульта неустойчиво, обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других агрессивность, импульсивность, проблемы в отношениях с близкими людьми. На эти процессы влияют и упомянутые повреждения головного мозга, и длительное изнурительное лечение, необходимость находиться в стационаре, быть под присмотром, а также физическая боль. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью. В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать депрессию. Больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность. Депрессия, которую вызвал инсульт, становится помехой на пути к выздоровлению больной сам не прикладывает усилий, а также отвергает помощь врачей и близких. Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга. Формы психологической реабилитации и возможные способы работы Обязательное условие реабилитации это общение с больным. Профессиональные навыки психолога дают возможность установить отношения с больным на нужном уровне и последовательно оказывать поддержку. Важно поддерживать контакт с человеком, это стимулирует активность его речи. 6



8 Особой целевой аудиторией работы психолога являются также и родственники больного, которым нужно помочь понять как переживания родного человека после инсульта, так и их собственные, а также выстроить правильные взаимоотношения с больным. Общественная организация «Vigor» предлагает для родственников людей, перенесших инсульт, и индивидуальные психологические консультации, и возможность посетить группы поддержки. При поиске новых возможностей психологической реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что важно комбинированное и скоординированное использование медицинских и социально-психологических мероприятий, которые способствуют восстановлению физической, психологической и социальной активности человека. Ни возраст пациента, ни неврологические и соматические болезни, ни глубина постинсультного дефекта не исключают эффективного реабилитационного процесса. Еще пару слов из опыта Марины Павловны: «После больницы мои сыновья и муж все время побуждали меня что-то делать. Это было очень правильно, потому что личная активность помогает выздороветь. У человека, перенесшего инсульт, есть только два варианта: работать, искать, использовать помощь и прогрессировать или отказаться от возможной активности и застрять у пульта телевизора, телефона и регрессировать. Третьего не дано». Перевод Евгении Брониславны Забельской 8



ИНСУЛЬТ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Карина Бородулина, врач, психолог, координатор программы психологической поддержки и реабилитации людей, перенесших инсульт. Журнал «Психология для нас» 7 (9), август 2004

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова» Памятка для пациентов с депрессией Омск -2016 год Депрессия представляет собой серьезное

ПРОФИЛАКТИКА ИНСУЛЬТА Материал подготовила медицинская сестра палатная (постовая) Новоселова А.Е. Инсульт это патологическое состояние головного мозга, которое развивается в связи с внезапным нарушением

Социально-психологические технологии реабилитации лиц, перенесших инсульт. Кафедра физиотерапии, ЛФК и спортивной медицины Д.м.н. Борзунова Ю.М. Екатеринбург 2016г. Развитие системы эффективной медицинской

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Система психологической реабилитации пациентов с различными соматическими заболеваниями Ю. Е. Куртанова кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической реабилитации факультета клинической

Доврачебная помощь при инсульте для обучающихся 9-11 классов, учреждений среднего и высшего образования Инсульт острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), характеризующееся внезапным (в течение

Г.Н. Пономаренко МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧЕБНИК Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» в качестве учебника

Работа психолога в детской онкологической клинике. Анализ запросов на разных этапах лечения Е.Н.Сухановская НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н.Блохина» Минздрава России Возникновение

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение Диагностический минимум Стратегия сопровождения Сведения социального характера Медицинские сведения -Особенности

Каждый год 29 октября отмечается Всемирный день борьбы с инсультом, установленный Всемирной организацией по борьбе с инсультом в 2006 году. Цель этого дня - повышение информированности населения о проблеме

Совершенствование физических качеств у детей с детским церебральным параличом методами адаптивной физической культуры Ильюшечкина Ольга Викторовна Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) является

УТВЕРЖДАЮ Директор ОБУСО «Приволжский центр социального обслуживания» О.А.Сладкова 2013 г. ПРОГРАММА работы клуба «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» г. Приволжск, 2013 Введение Каждая возрастная группа в зрелом обществе

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Комплексная программа психологической Муниципальное бюджетное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 16 р.п. Поречье-Рыбное» Проект «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Автор проекта: Музыкальный руководитель - Братчикова

Преодоление защитных механизмов и развитие копингстратегий как одна из основных задач в психокоррекционной работе в условиях центра медико-социальной реабилитации Лемпинский наркологический реабилитационный

ОВЗ что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это

Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы, в том числе с задержкой психоречевого развития и тяжелыми нарушениями речи. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на

Физкультурно-оздоровительные формы работы В процессе обычной жизнедеятельности каждый человек, даже тот, кто не занимается специальными физическими упражнениями, совершает множество движений: встает, садится,

«Школа Здоровья» для пациентов с цереброваскулярной патологией Занятие 2 «Инсульт. Виды инсульта. Причины и механизмы развития. Клинические признаки инсульта. Последовательность действий при подозрении

Семинар-практикум «Использование арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения» Подготовили: Учитель-логопед Озерова Е.Х. Педагог-психолог Белова А.С. Арт-терапия (от англ. art,искусство) это вид

ГБУЗ МЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» Роль медицинской сестры в профилактике сосудистых заболеваний головного мозга Проблема нарушений психической деятельности при сосудистой патологии

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОГИ НА СТЕПЕНЬ БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМ ИНФАРКТОМ МИОКАРДА Алексеева Н. В. студентка 301 группы Научный руководитель: Лосева В.С. В России сердечно-сосудистая заболеваемость существенно

24.02.2018г. Коррекция заикания у детей Лыскова Гузаль Тагировна, логопед-заиколог Какая это безумная душевная боль, когда слышишь, что твой ребёнок заикается. Сердце разрывается на части. Почему это случилось

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С ПОЧЕЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ Белов В.Г., Телепнев Н.А., Жданова И.В., Парфенов С.А. Психология больных пожилого возраста с почечными заболеваниями

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Использование элементов телесноориентированной терапии в групповой индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. Педагог-психолог МКДОУ Д/С 472 Бублик А.В. Телесно-ориентированная психотерапия направление психотерапии,

Индивидуальная психологическая работы с ВИЧ-инфицированными Гетманов Алексей Сергеевич, психолог ГОАУЗ «МОЦСВМП» Типы психических нарушений: I группа психогенные, связанные с фактом выявления инфицированности

Шашерина Регина Владимировна педагог-психолог МБДОУ Д/С КВ 50 г. Мурманск, Мурманская область СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Аннотация:

Обучение пациентов и семей Хроническая боль Chronic Pain / Russian В сотрудничестве с Вами и Вашим ребенком мы будем делать все необходимое, чтобы предупреждать и облегчать боль полностью, насколько это

Ный результат часто может быть заметен только после проведения нескольких реабилитационных циклов. Поддубных O.A., Малкова Л.Б., 2001 A.B. Гриценко Педагогический и психологический аспект социальной реабилитации

Послелечебная программа, как профилактика рецидива Президент НФ «Здоровая Страна» Савицкий Александр Москва 2015 Профилактика (др.-греч. prophylaktikos предохранительный) комплекс различного рода мероприятий,

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В.Бадюлина» Проект Разработка комплексов и проведение индивидуальных и групповых занятий психофизической разгрузки для детей с ОВЗ Выполнила: Уварова Светлана

Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

Как «принять» болезнь ребенка и начать сотрудничать с врачами Что происходит с ребенком в процессе лечения онкозаболевания Возникновение у ребенка онкологического заболевания является тяжелейшим стрессом

Умственное развитие детей средствами адаптивной физической культуры Адаптивная Физическая культура в ГБДОУ детском саду 26 Педагог дополнительного образования Соловьева Марина Александровна (инструктор

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА Москва, 2012 Что в поведении подростка должно насторожить родителей? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о

ДЕПРЕССИЯ ДАВАЙ ПОГОВОРИМ У вас родился ребенок, но это не приносит вам радости? Рождение ребенка колоссальное событие в жизни человека. Тем не менее, оно может привести к ощущению тревоги, усталости и

Высокое кровяное давление4 Жизненно важные клеточные вещества для профилактики и вспомогательной терапии Высокое кровяное давление: прорыв в Клеточной медицине Действие определенных питательных клеточных

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Www.paindetect.kz Инструмент онлайн диагностики боли на наличие признаков повреждения нерва (нейропатический компонент). Пройдя данный тест вы получите полезную информацию о характере боли, что облегчит

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

I PTSerif-TLF ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ, ПЕРЕНЕСШЕМУ ИНСУЛЬТ (текст I) После перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) Вам придется несколько изменить распорядок своей жизни и подчиняться

Методика, направленная на исследование способа противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды «Человек под дождём» ЦЕЛЬ: понять характер поведения (стиль поведения) человека в неблагоприятных

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

Психологиеские аспекты паллиативной медицины: Перспективы развиия То, что не живёт по-настоящему, умереть не может. Умирание это особая способность, как и способность по-настоящему жить. Умение умереть

В чем суть метода микрополяризации? Начнем с опровержения широко известной поговорки о том, что нервные клетки не восстанавливаются. С точки зрения науки эта поговорка, мягко говоря, неточна. Нервные клетки

Что нужно знать родителям о дизартрии Учителя-логопеды: М.И. Четыркина, Е. Ю. Егорова. Что такое дизартрия? Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» Вид образования: дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации). Цель: совершенствование

Бюджетное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз Удмуртской Республики «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Консультация для родителей Как рассматривать детские рисунки Всем известно, что дети любят рисовать. Рисуют все дома, цветы, машины, птиц, животных, своих близких. Рисунки эти очень разные. Мир детей отличается

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Йога для всех это уникальная комбинация физических упражнений, созданных проверенной временем восточной традицией оздоровления всего организма и адаптированных для людей европейского и американского склада

Система здоровье сберегающей деятельности в коррекционной работе с детьми логопатами. Подготовила Учитель логопед МБДОУ детский сад 7 Постаногова Н.Р. Особенности физического развития детей - логопатов:

НЕЙРОЛЕПТИКИ Краткое описание психоза Лечение нейролептиками Побочные действия Краткое описание психоза Психоз это тяжелое психическое расстройство у больного обычно имеются галлюцинации (ложное восприятие

Немецкая национальная районная Общественная организации Алтайской краевой Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Цели и задачи организации: Защита прав и интересов инвалидов, Обеспечение

Вам поставили диагноз: сахарный диабет Рекомендации психолога Сахарный диабет это состояние, при котором в крови повышается уровень глюкозы. Длительно повышенный уровень глюкозы крови оказывает разрушающее

Особенности психологопедагогического сопровождения детей, имеющих диагноз «Сахарный диабет 1 типа», в образовательном учреждении. ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Сахарный диабет эндокринное заболевание, обусловленное

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Сержантова Лариса Юрьевна педагог-психолог ГКУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» г. Чита, Забайкальский край МОДЕЛЬ РАБОТЫ

Медико-социальная реабилитация больных наркоманией «Урал без наркотиков» Методические рекомендации Екатеринбург Нормативные ссылки 1. Приказ Минздрава РФ 500 от 22.10.2003 г. «Об утверждении протокола

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект приказа от 10 августа 2009 г. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной

В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Иванова Н. В. (г. Екатеринбург) На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного

Причины возникновения речевых недостатков у детей Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы,

Содержание психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального

Инсульт — это трагическое событие, которое резко меняет к худшему жизнь самого больного и его семьи. Поэтому депрессия — это, к сожалению, обычный спутник больных, перенесших инсульт.

Некоторые изменения в поведении больного обусловлены самими поражениями мозга — это синдромы эмоциональной лабильности и снижения психической активности.

Эмоциональное состояние пациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного удара крайне неустойчиво: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. Не обижайтесь на него — этот синдром эмоциональной лабильности типичен для большинства больных.

Некоторым перенесшим свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только по принуждению, могут часами лежать в постели или бездумно смотреть одну телепередачу за другой. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны во всем. И это объясняется не ленью, как иногда считают их близкие, а поражением определенных областей мозга. При обширных поражениях правого полушария наряду с нарушением движений в левой руке и ноге возникает снижение психической активности. Подобного больного следует терпеливо побуждать к действию, всеми силами стараться выработать потребность движения, ходьбы, самообслуживания. Ему надо уделять как можно больше внимания, но если больной плохо себя чувствует, не в настроении, не заставляйте его заниматься во что бы то ни стало. Наберитесь терпения, будьте к нему добры и ласковы.

Помимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания : тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни; ощущает стыд за свое беспомощное состояние; страх оказаться обузой для родных; тревогу, что останется инвалидом навсегда; тоску от неподвижности и изоляции...

Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до удара отличались самостоятельностью и свободолюбием, твердым характером, обостренным чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных.

Все перечисленные причины могут привести к возникновению депрессии у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление, теряет интерес к жизни, и, в частности, к восстановительным упражнениям, огорчает своих близких раздражительностью и подчас грубым, сварливым поведением. Теперь уже депрессия, вызванная болезнью, сама является препятствием для выздоровления — ведь больной не предпринимает усилий к восстановлению нарушенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников. Получается замкнутый круг, из которого необходимо вырваться. Каким образом?

С больным надо обязательно общаться. Обездвиженному человеку требуется моральная поддержка, контакт с внешним миром. Даже если больной не разговаривает и у него поражен центр моторной речи, он обычно по-прежнему способен воспринимать устную речь — ведь центр восприятия устной речи лежит в другой зоне головного мозга

Академик А.И. Берг писал: “Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира — начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло”.

Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем лекарства. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей, погоду и политику. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи. Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.

Как общаться с больным, который не может ответить? В известном романе А.Дюма “Граф Монте-Кристо” паралитик Нуартье выражал свое согласие — закрывая глаза, отказ — миганием, а когда ему нужно было выразить какое-либо желание, он поднимал глаза к небу. Приложите усилия к тому, чтобы больной регулярно испытывал положительные эмоции: от вкусной еды, цветка на тумбочке у кровати, приятной музыки. При этом не забывайте, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Для кого-то, например, будет радостью визит внуков, встреча со старыми друзьями. А возможно, это только зря потревожит или смутит больного.

Если больной почти постоянно угрюм и раздражен, особенно важно постараться угадать и исполнить его маленькие желания.

Если ваши усилия остаются напрасными в течение длительного времени, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту, который, возможно, сочтет нужным применить для коррекции настроения пациента антидепрессанты. Отнеситесь к полученным рекомендациям серьезно — ведь психологическое состояние не менее важно для выздоровления, чем лекарства и процедуры.

Немного усилий, немного фантазии, много терпения и любви — и депрессия должна будет отступить.

Родственникам больного тоже нужна психологическая помощь.

Мы уже упоминали о том, что инсульт резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев. Они переживают случившееся не меньше, а часто и больше самого пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, службой и посещениями больницы, затем, после выписки, начинается освоение нелегкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость и эмоциональная, и физическая, и так называемая «усталость от ответственности». Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи переживает гнетущее чувство тревоги, а порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной...

Существует множество правил и приемов, которые помогут вам бороться со стрессом и усталостью. Вот некоторые из них:

“Загнанных лошадей пристреливают”. Если вы почти на пределе, остановитесь и отдохните. Этим простым правилом многие, как ни странно, пренебрегают, не давая себе передышки до тех пор, пока усталость буквально не сваливает с ног. Между тем перерывы, перекуры, переменки и выходные значительно повышают эффективность любой деятельности.

Обращайтесь за помощью к другим людям

В том, чтобы попросить помощи в тяжелой ситуации, нет ничего позорного. Помощь бывает самой разной — соседка или подруга может посидеть с больным, пока вы отдыхаете, сходить в магазин или аптеку. Кто-то из знакомых или благотворительная организация, возможно, поможет с медикаментами или средствами по уходу за больным. Наконец, вам тоже может быть нужна. Причем, сейчас ее можно получить даже виртуально, например, на сайте psychology.ru. Попытайтесь найти или организовать «группу поддержки» для людей с похожими проблемами. Иногда бывает очень хорошо просто выговориться. Однако, в этом нужно знать меру и не привыкать беспрестанно жаловаться на жизнь всем вокруг.

Находите способы отвлечься от тягостных мыслей и повысить себе настроение

Когда травмирующая ситуация продолжается месяцами, особенно важно умение радоваться мелочам жизни. Учитесь “выключать” поток негативных размышлений. Осознавайте то хорошее, что всегда есть вокруг вас — вкус пищи, вид из окна, звуки любимой музыки и радость оттого, что очередной трудный день, наконец, завершен... Дарите себе маленькие подарки, выбирайтесь в гости — это поможет вам продержаться.

Используйте традиционные способы снятия напряжения

Среди них — пешие прогулки, разнообразные водные процедуры, занятия спортом, йогой и медитацией, точечный массаж, ароматерапия, прием успокаивающих травяных сборов и прослушивание кассет с записями для релаксации. Многих успокаивает вязание или перебирание четок. А еще полезно бывает описать на бумаге или нарисовать свой страх, обиду или усталость, при этом не важно, профессионально вы это делаете или нет. Применяйте методики самовнушения и аутотренинга

Сейчас выходит в свет множество изданий, посвященных таким методикам. Например, уже много лет пользуется неизменной популярностью книга известного психолога Владимира Леви, посвященная аутотренингу: “Искусство быть собой”. Занятия могут отнимать всего несколько минут в день (перед сном и сразу после пробуждения), но эффект вы почувствуете обязательно.

Подберите для себя комплекс витаминов, адаптогенов, общеукрепляющих и иммуностимулирующих препаратов

К вашему организму и, в частности, к нервной системе жизнь сейчас предъявляет повышенные требования. Поэтому, вам необходима дополнительная поддержка. В любой аптеке вы найдете достаточный ассортимент витаминных и общеукрепляющих средств. Выберите из них наиболее подходящие для себя.

Не теряйте оптимизма

Все методы, перечисленные выше, помогут вам только в том случае, если вы сознательно будете настраивать себя на победу. Конечно, периодически чувства безнадежности, раздражения и даже неприязни к больному могут охватывать и самого терпеливого человека, и не стоит осуждать себя за них. Важно только не оставаться в этих состояниях надолго, а упрямо возвращать себя к доброжелательности, терпению, выдержке и оптимизму.

Инсульт – тяжелое заболевание сердечно-сосудистой системы, но самое тяжелое – это восстановление после него. Он ведет к полной или частичной потере самостоятельности. Для взрослого человека это в первую очередь огромная психологическая травма. В этом случае очень эффективным становится аутотренинг или самовнушение. Аутотренинг для меня – это прежде всего тяжелая работа над самой собой. Расскажу из личного опыта.

Мне 26 лет, два года назад у меня случился инсульт, причиной была сосудистая опухоль в головном мозге. С помощью операции ее удалили. В итоге парализованная правая сторона, передвигалась с посторонней помощью, самостоятельно почти ничего не делала, речь пропала. За полтора года произошло 6 инсультов, которые привели к истощению, и в полностью лежачее состояние. За этот год вся моя жизнь рухнула, с работы уволили, друзья отвернулись, муж выставил за порог. И вот лежишь ты в полном одиночестве, и постоянно думаешь о том, что у тебя было, какая ты была до болезни, откуда брать деньги на лечение и вообще что делать и куда бежать? Мысли, что это конец, не покидают тебя, в этот момент ты чувствуешь себя брошенной и никому не нужной. Это убийственные мысли. С помощью аутотренинга я постигла веру в выздоровление, избавилась от страха одиночества, избавилась от комплексов, обрела спокойствие и гармонию, стала счастливым человеком.

Вера в выздоровление – это самое первое, чего я достигла с помощью самовнушения. Помогал мне святой отец из нашей церкви. В беседах со мной он очень мудро отвечал на мои вопросы, почему так со мной происходит, в чем я виновата?.. На мой вопрос: « За что мне такое наказание?» Батюшка ответил, что не наказание, а испытание». Я начала читать молитвы, жизнь святых, евангелие (здесь я нашла ответы на многие вопросы), исповедаться и держать пост. Это все способствовало очищению души, мыслей, прощение обид, и, самое главное, это дало власть над собой, над своими мыслями, над своим телом. С того времени я начала с помощью силы мысли восстанавливать физическое тело. Задавала команды постоянно руке шевелиться, и через время она начала шевелиться, потом пальцам сгибаться. Так же и с ногой, и со всем телом. С помощью дыхательной гимнастики восстанавливала дыхание. «Терпенье и труд всё перетрут» – это один из главных моих девизов.

Второе, что я сделала, – осознанно поменяла ход своих мыслей например: не проблема, а ситуация; не наказание, а испытание; не больная – временно ограничена; трудно говорить – не словом, а делом; кормят с ложечки, моют, переодевают – временно так должно быть, это нормально когда в тяжелые моменты тебе помогают. Восстановишься, будешь ты помогать. Главное – не считать себя обузой, а думать о том, чем ты можешь быть полезной даже в таком состоянии.

В-третьих, начала слушать классическую музыку и читать мотивирующие статьи, смотрела видео о людях с ограниченными возможностями, которые работают, создают семьи и живут счастливо, особенно помогли истории святых, которые преодолевали ужасные страдания с помощью веры. Различные высказывания, особенно полезными стали высказывания о спорте:

«Пока другие мечтают, ты делай!!!»,

«Наличие цели важнее наличия возможностей»,

«Не ждите, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учитесь быть счастливыми прямо сейчас. Иначе не успеете»,

«Борьба с ленью – это первый шаг к здоровью, успеху и величию».

Сегодня я почти самостоятельна. Есть над чем работать, но это дело моего желания, труда и времени. Я помогаю советами людям, столкнувшимся с этим заболеванием, занимаюсь спортом, рисую, читаю, улыбаюсь, радуюсь жизни и благодарю судьбу за такое испытание. «Все что нас не убивает, делает нас сильнее!» – мой главный девиз.

.



Н
екоторые изменения в поведении больного обусловлены самими

поражениями мозга

— это

синдромы эмоциональной лабильности и снижения психической активности

.

Эмоциональное состояниепациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного удара крайне неустойчиво: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. Не обижайтесь на него — этот синдром эмоциональной лабильности типичен для большинства больных.

Некоторым перенесшим инсульт свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только по принуждению, могут часами лежать в постели или бездумно смотреть одну телепередачу за другой. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны во всем. И это объясняется не ленью, как иногда считают их близкие, а

поражением определенных областей мозга

. При обширных поражениях правого полушария наряду с нарушением движений в левой руке и ноге возникает

снижение психической активности

. Подобного больного следует терпеливо побуждать к действию, всеми силами стараться выработать потребность движения, ходьбы, самообслуживания. Ему надо уделять как можно больше внимания, но если больной плохо себя чувствует, не в настроении, не заставляйте его заниматься во что бы то ни стало. Наберитесь терпения, будьте к нему добры и ласковы.

омимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания : тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни; ощущает стыд за свое беспомощное состояние; страх оказаться обузой для родных; тревогу, что останется инвалидом навсегда; тоску от неподвижности и изоляции...

Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до удара отличались самостоятельностью и свободолюбием, твердым характером, обостренным чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных.

Все перечисленные причины могут привести к возникновению

депрессии

у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление,

теряет интерес к жизни

, и, в частности, к восстановительным упражениям, огорчает своих близких раздражительностью и подчас грубым, сварливым поведением.

Теперь уже

депрессия, вызванная болезнью

, сама является препятствием для выздоровления — ведь больной не предпринимает усилий к восстановлению нарущенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников. Получается замкнутый круг, из которого необходимо вырваться. Каким образом?

С больным надо обязательно общаться. Обездвиженному человеку требуется моральная поддержка, контакт с внешним миром. Даже если больной не разговаривает и у него поражен центр моторной речи, он обычно по-прежнему способен воспринимать устную речь — ведь центр восприятия устной речи лежит в другой зоне

головного мозга

.

Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем

лекарства

. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей,.погоду и политику. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи. Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.

Как общаться с больным, который не может ответить? В известном романе А.Дюма “Граф Монте-Кристо” паралитик Нуартье выражал свое согласие — закрывая глаза, отказ — миганием, а когда ему нужно было выразить какое-либо желание, он поднимал глаза к небу. Приложите усилия к тому, чтобы больной регулярно испытывал положительные эмоции: от вкусной еды, цветка на тумбочке у кровати, приятной музыки. При этом не забывайте, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Для кого-то, например, будет радостью визит внуков, встреча со старыми друзьями. А возможно, это только зря потревожит или смутит больного.

Если больной почти постоянно угрюм и раздражен, особенно важно постараться угадать и исполнить его маленькие желания.

Если ваши усилия остаются напрасными в течение длительного времени, то стоит обратитьтся к

психологу или психотерапевту

, который, возможно, сочтет нужным применить для

коррекции настроения пациента антидепрессанты

. Отнеситесь к полученным рекомендациям серьезно — ведь психологическое сосотяние не менее важно для выздоровления, чем лекарства и процедуры.

Немного усилий, немного фантазии, много терпения и любви — и

депрессия

должна будет отступить.

Родственникам больного тоже нужна

психологическая помощь

.

Мы уже упоминали о том, что

инсульт

резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев. Они переживают случившееся не меньше, а часто и больше самого пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, службой и посещениями больницы, затем, после выписки, начинается освоение нелегкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость и эмоциональная, и физическая, и так называемая «усталость от ответственности». Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи переживает гнетущее

чувство тревоги

, а порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной...

Существует множество правил и приемов, которые помогут вам бороться со стрессом и усталостью. Вот некоторые из них:

“Загнанных лошадей пристреливают”. Если вы почти на пределе, остановитесь и отдохните

Этим простым правилом многие, как ни странно, пренебрегают, не давая себе передышки до тех пор, пока усталось буквально не сваливает с ног. Между тем перерывы, перекуры, переменки и выходные значительно повышают эффективность любой деятельности.
Обращайтесь за помощью к другим людям

В том, чтобы попросить помощи в тяжелой ситуации, нет ничего позорного. Помощь бывает самой разной — соседка или подруга может посидеть с больным пока вы отдыхаете, сходить в магазин или аптеку. Кто-то из знакомых или благотворительная организация, возможно, поможет с медикаментами или средствами по уходу за больным. Наконец, вам тоже может быть нужна

. Причем, сейчас ее можно получить даже виртуально, например, на сайте psychology.ru . Попытайтесь найти или организовать «группу поддержки» для людей с похожими проблемами. Иногда бывает очень хорошо просто выговориться. Однако, в этом нужно знать меру и не привыкать беспрестанно жаловаться на жизнь всем вокруг.
Находите способы отвлечься от тягостных мыслей и повысить себе настроение

Когда травмирующая ситауция продолжается месяцами, особенно важно умение радоваться мелочам жизни. Учитесь “выключать” поток негативных размышлений. Осознавайте то хорошее, что всегда есть вокруг вас — вкус пищи, вид из окна, звуки любимой музыки и радость оттого, что очередной трудный день, наконец, завершен... Дарите себе маленькие подарки, выбирайтесь в гости — это поможет вам продержаться.
Используйте традиционные способы снятия напряжения

Среди них — пешие прогулки, разнообразные водные процедуры, занятия спортом, йогой и медитацией, точечный массаж, ароматерапия, прием успокаивающих травяных сборов и прослушивание кассет с записями для релаксации. Многих успокаивает вязание или перебирание четок. А еще полезно бывает описать на бумаге или нарисовать свой страх, обиду или усталость, при этом не важно, профессионально вы это делаете или нет.
Применяйте методики самовнушения и аутотренинга

Сейчас выходит в свет множество изданий, посвященных таким методикам. Например, уже много лет пользуется неизменной популярностью книга известного психолога Владимира Леви (www.levi.ru), посвященная аутотренингу: “Искусство быть собой”. Занятия могут отнимать всего несколько минут в день (перед сном и сразу после пробуждения), но эффект вы почувствуете обязательно.
Подберите для себя комплекс витаминов, адаптогенов, общеукрепляющих и иммуностимулирующих пищевых добавок

К вашему организму и, в частности, к нервной системе жизнь сейчас предъявляет повышенные требования. Поэтому, вам необходима дополнительная поддержка. В любой аптеке вы найдете достаточный ассортимент витаминных и общеукрепляющих средств. Выберите из них наиболее подходящие для себя.
Не теряйте оптимизма

Все методы, перечисленные выше, помогут вам только в том случае, если вы сознательно будете настраивать себя на победу. Конечно, периодически чувства безнадежности, раздражения и даже неприязни к больному могут охватывать и самого терпеливого человека, и не стоит осуждать себя за них. Важно только не оставаться в этих состояниях надолго, а упрямо возвращать себя к доброжелательности, терпению, выдержке и оптимизму.