Интересное

Сценарий праздника "народов дружная семья". Международный день коренных народов мира Защита и возрождение

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно , установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия — не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране — 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа.

Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению , учрежденной в 1982 году.
Каждый год Международный день коренных народов мира посвящен определенной теме. Основное внимание Международного дня в 2016 году уделено теме "Право коренных народов на образование ".

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5 тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7 тысяч.

© AP Photo / Thomas Kienzle


© AP Photo / Thomas Kienzle

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

САРИЯ ТУБИЛОВА

Сценарий праздника

«Культурное наследие народов России

Оформление зала : на центральной стене рисунок : голуби, солнце; глобус, куклы в национальных костюмах, разноцветные шары.

(Дети входят в зал под музыку «Здравствуй, Родина моя!» (Ю. Чичкова) и встают полукругом)

1 ведущий : Здравствуйте, ребята, уважаемые родители гости! 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди на планете различны, но равны в своих достоинствах и правах. Терпимость означает уважение, понимание богатого многообразия культур мира , языка, общение с людьми и миром с добротой, любовью, терпением.

2 ведущий : На нашей планете - Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рожаются разными : непохожими, своеобразными.

(на экране рисунок на тему «Международный день Толерантности » )

1 ребенок : Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня.

Я отвечу : «Это все Земное,

То, на чем стоит Планета вся.

2 ребенок : Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят,

Люди на родной Земле твоей!

3 ребенок : Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас : белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

4 ребенок : Белый голубь в небе кружит

В ясном солнечном тепле.

Здравствуй, праздник , праздник Дружбы

Всех народов на земле !

(Песня в исполнении детей «Настоящий друг» )

1 ведущий : - Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? России )

(на экране появляется географическая карта РОССИИ )

1 ведущий : - Посмотрите, ребята, какая огромная наша страна!

Широка страна моя Россия ,

Много в ней лесов, полей и рек…

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое название – Россия .

Давайте, все вместе повторим Россия . (Дети : - РОССИЯ )

(на экране появляется картина людей в разных национальных костюмах)

Наша Россия – многонациональная страна. В ней живут люди разных национальностей и народностей . Национальный язык у нас – русский язык. Ребята, мы совершим сегодня путешествие по народам России .

(в зал входит представительница России

в русском народном костюме , в руках держит каравай с рушником)

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим, поклоняясь,

Отведать просим!

1 ведущий : По русскому обычаю гостеприимства, дорогих гостей встречают хлебом с солью и песней. Есть и пословицы о хлебе. В народе говорят (к детям) : - Есть хлеб…

Дети : - Будет и песня!

Где песня поется…

Дети : - Там весело живется.

Кто трудился от души…

Дети : - Веселись теперь, пляши!

(Танец «Кадриль моя!» )

1 ведущий : Известно, что в старые времена в Руси существовало около 3-х тысяч русских народных игр . Мы сейчас с вами поиграем в р. н. игру «Гори, гори ясно» .

(Русская народная игра «Гори, гори ясно!» )

(После игры все рассаживаются на свои места)

2 ведущий : - Ребята, скажите, а в каком краю мы с вами живем?

Дети : (В Ханты-Мансийском автономном округе, Югре, Нижневартовске)

2 ведущий : Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш дом родной, где земля родная. Нижневартовск – это наш родной город! По-северному суровый и одновременно красивый, а сделал город таким красивым наш талантливый народ . Со всех уголков России приехали сюда люди : из Татарии и Башкирии, с Украины и Белоруссии и из других регионов, чтобы освоить сибирскую нефть.

(на экране появляется карта ХМАО, флаг и герб города Нижневартовска. Фотографии с праздника «Дружба народов » )

2 ведущий : Много народов разных национальностей живут и трудятся в нашем городе. Ведь наш город как разноцветная радуга, в котором переплетается культура разных наций , выделяясь яркой краской на фоне других.

(Игра «Цветок ДРУЖБЫ» )

(Дети собирают по команде «Цветок Дружбы» из разноцветных лепестков)

2 ведущий : - Ребята, чем же отличается один народ от другого ?

Дети : - У каждого народа свой родной язык .

У каждого народа свои национальные костюмы.

Свои народные игры .

У каждого народа свои национальные музыкальные инструменты.

Есть у них свои песни и танцы, сказки, свои праздники и

традиции.

2 ведущий : Более 100 национальностей проживают и трудятся в нашем городе. Все мы живем как одна большая семья. Русские и белорусы, татары и башкиры, украинцы и азербайджанцы, ханты и манси с уважением относятся друг другу – ценят дружбу.

Существует много народных пословиц о дружбе . Какие вы знаете, ребята?

Дети : 1. «Дружба и братство – дороже богатства» (татарская народная пословица )

2. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русская народная пословица )

3. «Хороша вещь новая, а дружба старая» (азербайджанская)

4. «Дружбой дорожить - сильнее быть» (хантыйская)

5. «Друзья познаются в беде» (русская)

6. «С другом быть – никогда не тужить» (татарская)

7. «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» (татарская)

8. «Дружба силы прибавляет,

Дружба храбрости дает» (хантыйская)

9. «Если дружба велика,

Будет Родина крепка» (русская)

(Звучит татарская народная мелодия )

2 ведущий : С народом России мы песни поем ,

Есть общее в нашем быту и морали,

Один за другим проходили года,

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить!

(Ребенок в татарском национальном костюме выходит в центр зала. В руках держит чак-чак.)

Ребенок : Татарское блюдо - чак-чак,

Нельзя не отведать никак!

Мы вас угощаем и вам исполняем,

Татарскую песню сейчас.

(Татарская народная песня «Апипа» )

2 ведущий : А теперь, послушайте, пожалуйста, как красиво звучит татарская мелодия. (Дети слушают мелодию на курае)

Когда слышу курай,

То радость льется через край,

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

И зажурчат наверняка,

В ней мелодичная река.

(Татарская народная игра «Курай» )

(Дети садятся на свои места)

1 ведущий : Среди воспитанников нашего детского сада есть дети и других национальностей : украинцы и киргизы, азербайджанцы и казахи… Все мы дружные, правда ведь, ребята? Вот послушайте, пожалуйста, стихи в исполнении детей.

(на экране картина, с изображением детей

в разных национальных костюмах)

(Выходят дети в разных национальных костюмах)

1 ребенок : Украина песнями, танцами славится!

Городами, садами, полями…

А какие сады вишневые!

А пшеница в поле – красавица!

2 ребенок : Азербайджан, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой!

Чтоб сады твои цвели!

Чтоб била нефть из-под земли!

3 ребенок : Звенит струна, поёт комыз,

Цвети, Киргизия моя!

И край киргизский молодой,

Цвети под красным солнышком, цвети!

4 ребенок : А у нас в стране живут

Русский, коми и якут,

И нанаец и мордвин,

И колмык и осетин,

И тувинец и бурят –

Все они дружить хотят!

5 ребенок : Есть слово такое хорошее – «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь добрым и любящим сыном страны!

(на экране появляется иллюстрация на хантыйский мотив)

(Звучит хантыйская народная мелодия )

2 ведущий : Мы живем на земле ханты и манси. Ханты занимаются охотой, рыбалкой, разводят оленей. У северных народов свои обычаи , песни и танцы, не похожие на русские народные . Они украшают одежду свою из бисера.

1 ребенок : Край моего рождения – любимый Север мой,

Богатый кедром, клюквою, пушистою сосной.

Бескрайными просторами загадочной тайги,

Глубокими озёрами и щедростью реки.

2 ребенок : Всех людей мы называем ханты

Ханты – русский, немец и узбек.

Потому что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

2 ведущий : А теперь настало время играть. Давайте, ребята, поиграем в хантыйскую народную игру «Хейро» .

(Хантыйская народная игра «Хейро» )

1 ребенок : Хорошо ребятам,

Жить в родном краю.

Всей душой мы любим

Родину свою!

2 ребенок : Хорошо под солнышком

Жить нам и расти.

Лучше нашей Родины

В мире не найти!

3 ребенок : Нынче день у нас хороший-

Веселятся все кругом.

Пляшут, хлопают в ладоши,

Ну и мы не отстаем!

(Песня в исполнении детей «Шире круг!» )

1 ведущий : Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать!

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

2 ведущий : - Ребята, на этом мы праздник заканчиваем . Пусть этот праздник напоминает вас о дружбе, толерантности к людям разных национальностей, чтоб мы уважали, дружили, любили друг друга. Пусть будет мир на Земле!







Это очень важный праздник, цель которого привлечь внимание общества к проблемам малочисленных народов, голоду, болезням, их правам и развитию.

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН учредила этот важный и значимый памятный день. С тех пор заседания проходят каждый год. На них обсуждаются такие интересные вопросы, как партнерство между официальной властью стран и малочисленными народами, вопросы здоровья и медицины, подробно рассмотрена проблема ВИЧ и СПИД, вопросы культуры и творчества, а также сохранения традиций и защиты прав коренных народов.

Подлинная демократия начинается с осознанности и ответственности, а потому идея праздника заключается в полном принятии малочисленных народностей большинством, в уважении их традиций и обрядов, в тактичном предоставлении, но не навязывании им медицинских услуг, в изучении их ценных знаний, прошедших сквозь века.

Как отмечать праздник

В этот день можно вспомнить, какие народности проживают на родной территории, познакомиться с их традициями. Особо активные могут навестить племена лично, не забывая о толерантности и вежливости.

В школах, детских садах и институтах можно устроить костюмированное представление, где ученики расскажут каждый о своем заранее выбранном народе. Это будет полезное и интересное мероприятие, как для детей, так и для взрослых.

Руководители компаний могут провести семинар и благотворительную акцию.

  • На территории Российской Федерации проживает 47 племен малочисленных народов.
  • Водь – вымирающее племя, проживающее на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, насчитывающее 74 человека (на 2010 год).
  • В языке эскимосов 75 слов названия снега. Вот уж повезло!
  • До 1917 года народ вепсов назывался чудью, отсюда название Чудского озера.
  • В Новой Зеландии до сих пор проживает народ Маори. Одной из традиций Маори является съедать врага после убийства, так как его сила по преданию переходит к тому, кто его съел. На фоне каннибализма, приветствие у этого народа поразительно нежное: они касаются носами и делят одно дыхание на двоих.
  • На территории Аргентины проживает народ Гуачо.
  • В Монголии живут последние оленеводы-кочевники – Цаатаны.
  • В мире еще осталось около 30 племен, находящихся на грани исчезновения.
  • В Австралии проживает племя Гуугу Йимитир, жители которого интуитивно чувствуют нахождение сторон света лучше любого компаса.
  • У цыган сохранились традиции их древних предков – египтян, бальзамировать умерших и складывать их пожитки в склеп.