Я самая

Что такое нравственное воспитание тест. Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными. В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы:

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника для учителей и родителей.

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я . Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

  • Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  • Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  • Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  • Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
  • Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  • Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов)

(по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
  6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.


Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.

Метод «Беседа» . С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.

Цель . Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Подготовка исследования . Подготовить вопросы для беседы:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования . Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.

Обработка данных . Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 - 4 года . Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 - 5 лет . Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 - 6 лет . Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый - тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 - 7 лет . Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Методика «Закончи историю» . С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Затем проводится обработка результатов.
0 баллов - ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл - ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла - ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла - ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).

Методика «Сюжетные картинки» . Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Обработка результатов:
0 баллов - ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл - ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла - ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла - ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)

Метод наблюдения , в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
- эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
- коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками - разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
- проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).

В результате подобранных методик можно выявить уровень социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Диагностику проводили по 3-х бальной системе:

1 бал – низкий уровень, ребенок не имеет представления о понятиях;

2 бала – средний уровень;

3 бала – высокий бал.

1 бал – ребенок не имеет представления о понятиях, в оценке или поведении необходима помощь педагога;

2 бал – ребенок определяет не совсем точно, в оценке или поведении начинает пользоваться инициативно;

3 бал – самостоятельно определяет понятие и стремится сделать свой выбор.

I. Щедрость-жадность.

1. Определение понятия детьми;

2. Оцени героя по поступкам;

3. Использование ситуации.

У тебя есть 2 конфеты, а в группе детей много. Как ты поступишь с конфетами:

а) съешь сам;

б) поделишься с лучшим другом;

в) попросишь воспитателя разделить их на всех.

II. Честность-ложь.

1. Определение понятия ребенком.

2. Оцени ситуацию.

3. Наблюдение.

III. Трудолюбие-лень.

1. Определение понятия детьми.

2. Наблюдение: охотно ли дежурят (по столовой, в уголке природы, выполняют поручения взрослых).

3. Беседа по сказке «Рукодельница и ленивица».

VI. Смелость-трусость.

1. Определение понятия.

2. Беседа по художественному представлению.

3. Оцени поступок.

V. Добро-зло

1. Определение понятий детьми.

2. Оцени поступок другого.

3. Поступок, который порадовал, поступок, который огорчил.

VI. Справедливость-несправедливость

1. Определение понятий.

2. Выполнение правил в игре.

3. Оцени поступок.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы нравственное начало важнейшими компонентами личности?

· Не ставлю на первое место

2. Согласны ли Вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этикета?

· Не совсем так

3. Какие нравственные качества Вы цените в людях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы считаете, с формированием каких нравственных категорий необходимо начинать воспитание детей?

доброта дружба искренность

любовь честность смелость

уважение справедливость трудолюбие

5. Как Вы определяете послушание

· Нравственное поведение

· Власть родителей

· Бессилие родителей

6. Всегда ли в глазах вашего ребенка Вы поступаете правильно, справедливо?_______________________________________________________

7. Согласны ли Вы с тем, что основы нравственного поведения закладываются в первую очередь в семье?

· Не совсем

8. Есть ли в Вашем родительском багаже методы нравственного воспитания?

· Жизненные ситуации

· Художественная литература

· Обсуждение

9. Испытываете ли Вы желание услышать о совеем ребенке «хорошие манеры», «хорошо воспитан»?

10. Согласны ли Вы, что нравственные качества и представления влияют на поведение ребенка?

· Не всегда

11. Легко ли ребенку сделать нравственный выбор?______________________________________________________________

12. Считаете ли Вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, этического развития ребенка?_________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты анкетирования родителей по вопросам нравственного воспитания детей

1вопрос да 93%
нет 7%
2 вопрос Да 91%
Не совсем 7%
3 вопрос Честность 28%
Доброта 28%
Тактичность 7%
Любовь 7%
Справедливость 15%
несправедливость 15%
4 вопрос Уважение к старшим 28%
Доброта 35%
Дружба 21%
Честность 7%
Справедливость 7%
5 вопрос Власть родителей 42%
Нравственное поведение 58%
6 вопрос Всегда справедливо 7%
Не всегда справедливо 93%
7 вопрос Да 100%
8 вопрос Жизненные ситуации 28%
Беседы 28%
Художественная литература 16%
Обсуждения 28%
9 вопрос Да 100%
10 вопрос Да 70%
Не всегда -
Нет 30%
11 вопрос Легко 21%
нет 79%
12 вопрос Да 15%
нет 85%

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тематическое планирование

Тема Формы работы
Любовь 1. Игра упражнение «Ласковое имя» 2. Рассказы про фотографии в семейном альбоме 3. Чтение художественных произведений: «Аленький цветочек», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снежная королева» 4. Конкурс «Добрые слова» 5. Инсценировка «Какой хороший вечер», «День Матери» 6. Беседа «Мои бабушка и дедушка» 7. И/у «Объятия»
Милосердие 1. Беседы: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Люди не похожие на нас» 2. П /и «Слепые котята», «Слепой и поводырь» 3. Игра «Добрые волшебники», «Письмо заболевшему другу» 4. Разыгрывание ситуации «Кто бы помог»
Добро и зло 1. Беседа-игра «Магазин необычных покупок» 2. Этюды «Добрый человек», «Злюка» 3. Беседа с мальчиками «Будем с девочками дружить» 4. Чтение сказок: «Цветик-семицветик», «Сказка о добром сердце», «Вовка - добрая душа» 5. Р/и «Пожелания» 6. Беседа «Наши четверонигие друзья» 7. Игра: «Птицы, звери, рыбы», «Садовник», «Посадка и уход за деревцем» 8. Рисование: «Мой дом», «Где живет Мурзик»
Щедрость и жадность 1. Пословицы 2. Игра/тест «Две конфетки» 3. Физкультминутка «Жадный пес» 4. Правила для жадин и нежадин в группе 5. И/у «Мое общее»
Трудолюбие и лень 1. Беседа: «Терпение и труд все перетрут», «Вот она какая лень» 2. Пословицы 3. Рисование «Дворец Деда Мороза» 4. Тест для друзей «Друзья» 5. Чтение басни «Стрекоза и муравей» 6. Рисование по скзке «Три поросенка» 7. Экскурсия к родителям. Знакомство с профессиями детского сада 8. Чтение сказок: «По щучьему велению», «Золушка» 9. Этюд «Ленивый Егорка»
Честность и ложь 1. Пословицы, поговорки 2. Правила для детей 3. Чтение сказки: Братья Гримм «Заяц и еж», Л. Толстой «Лгун», Н. Носов «Леденец», Л. Толстой «Косточка», «Чашка» 4. Рисование «Чудесная чашка» 5. Рисование по сказке «Дюймовочка» 6. Р/и «Небылицы» 7. Т/задание «Мы фантазеры»
Справедливость и несправедливость 1. Чтение худ. произведений: «Заюшкина избушка», «Гадкий утенок», В.Осеева «Печенье» 2. Беседы «Легко ли быть справедливым» 3. Д/и «Волшебная палочка», «Коллекция детских считалок» 4. Игра: «Путешествие в страну Справедливости»
Смелость и трусость 1. Беседы: «О храбрости и трусости», «Этих дней не смолкнет слава» 2. Экскурсия к Вечному огню 3. Пословицы 4. Чтение Б. Житков «Храбрый утенок» 5. Русская народная сказка «У страха глаза велики» 6. Развлечение в группе «Будут наши мальчикив армии служить» 7. Сказка «Как солдат страх победил» 8. Игра «Обруч храбрости» 9. Ситуация выбора «Ранняя весна» 10. Творческое задание «Школа храбрости» 11. Рисунок «Храбрые путешественники»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Художественная литература,

Исследование проводилось в МДОАУ - г. Белогорска в старшей группе. Исследование проводилось с сентября 2011 по февраль 2012г.

В исследовании принимали участие 20 дошкольников. 10 детей составляли экспериментальную группу и 10 детей - контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня нравственных качеств у старших детей. В контрольной группе занятия проводились традиционно.

План работы: изучить оснащение методического кабинета, годовые и календарные планы по исследуемой проблеме; составить свой план работы; провести беседу по методикам (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)"Закончи историю"; "Сюжетные картинки" [ПРИЛОЖЕНИЕ А].

Цель констатирующего этапа - выявление уровня нравственных качеств старших дошкольников.

Вначале было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по художественному воспитанию детей. В ДОУ проводятся занятия, чтение художественной литературы, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников. Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что в старших группах художественному воспитанию детей, формированию нравственных качеств дошкольников, уделяется недостаточно внимания.

Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, отражают в календарных планах задачи художественного воспитания детей через различные средства.

Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по нравственному воспитанию детей. Кабинет оснащен материалом для нравственного воспитания детей посредством устного народного творчества: сборник сказок разных народов, сборники пословиц, поговорок, народных песен, но в недостаточной мере педагоги используют в своей работе.

Методика "Закончи историю".

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика "Сюжетные картинки".

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.

Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Диагностику нравственных качеств мы проводили на основе методик "Закончи историю" и "Сюжетные картинки".

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 4 ребят - 40 % сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали таким образом:

Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

Никита: На, поиграй.

Воспитатель: Как поступил Коля?

Никита: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Никита: Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Никита оценил поступок и назвал нравственную норму.

На высоком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок называет нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.

Примерные ответы ребенка:

Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Алеша: Я сломал.

Воспитатель: Почему он так сказал?

Алеша: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.

Воспитатель: Как поступил Петя?

Алеша: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Алеша: Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Алеша назвал норму и мотивировал ее.

На низком уровне развития морального сознания находится 5 детей - 50 %. Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. Примерные ответы детей:

Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Софья: Ладно, помогу.

Воспитатель: Как поступила Оля?

Софья: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Софья: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Софья оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственные качества не сформулировала.

Таблица 1 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на констатирующем этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

Далее рассмотрим итоги выполнения детьми задания "Сюжетные картинки". Они показали, что дети по - разному выражают эмоциональное отношение к нравственным качествам (доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость).

На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится у 1 человека - 10 %. Этот ребенок не только правильно разложил картинки, но и обосновал свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например, Никита берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Никита: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает. (При этом лицо у Саши серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что он не доволен поступком мальчика. Переведя, взгляд на другую картинку, Саша заулыбался).

Никита: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Никита проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным качествам находятся 4 детей - 40 %. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой стороны - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Ярослав положил картинку с мальчиками, дерущимися из - за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом, ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находятся 5 ребят - 50 %. Эти ребята правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по формированию нравственного воспитания дошкольников.

Таблица 2 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Сюжетные картинки" на констатирующем этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

Таблица 3 - Результатов методики "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования

Построим диаграмму по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" на констатирующем этапе исследования

Кол-во человек в %

Рисунок 1 - Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на 1 - м этапе исследования

Итак, высокий уровень сформированности знаний о нравственных качествах присущ 1 ребенку - 10 % экспериментальной группы, в контрольной группе этот показатель равен 3 ребенка - 30 %. Средний уровень в обеих группах по 4 ребенка - 40 %. Низкий уровень показали 5 детей - 50 % экспериментальной группы и 3 ребенка - 30% в контрольной.

Анализируя результаты 1 - го этапа исследования, мы видим, что уровень сформированности знаний о нравственных качествах у дошкольников в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной.

С целью определения отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование.

Участвовали 10 родителей. Им были заданы следующие вопросы:

1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?

2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?

3) Объясняете ли вы своему ребенку, каким должен быть хороший человек?

На формирование нравственных качеств всегда обращает внимание 5 человек - 50 % родителей, 3 человека - 30 % редко, в зависимости от случая к случаю; 2 человека - 20 % вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка. К сожалению 7 родителей - 70 % не объясняют ребенку, что значит быть честным; 3 человека - 30 % родителей стараются объяснить, что значит быть справедливым. Почти все родители 8 человек - 80 % отвечали, что начать формировать нравственные качества с рождения и лишь 1 человек - 10 % считает, что это необходимо делать с 4-х - 6-ти лет.

Наиболее приемлемыми методами воспитания детей в семье преобладают - чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, мало используется произведений для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.

Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, воспитателями и родителями и состояние современной практики ДОУ и в семье можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования нравственных качеств детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.