Уход за лицом и телом

Факты о матерях. Любопытные факты о материнстве

История бильярда началась очень давно. Но вопрос о его происхождении до сих пор остаётся открытым, хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что родиной бильярда является Древний Китай.

Именно из этой страны в Европу был привезен первый бильярдный стол . Но эта теория отнюдь не единственная, также высказываются предположения о том, что бильярд впервые появился в Индии или Египте. А также известно, что ещё в древней Германии существовала игра, аналогичная игре в бильярд под названием Balkespiel. В исторических источниках того времени можно найти следующее описание: для игры используются большие деревянные столы, с жесткими бортами, с помощью специальных отшлифованных деревянных дубин в плоскость стола игрок должен загнать шар противника.

Pall-Mallspill - так назывался аналог бильярда в Англии, который был распространён примерно в эту же эпоху. Играли в неё немного по-другому, но принцип оставался тем же: по тщательно утрамбованным земляным площадкам игроки должны были в воротца, установленные на земле, закатить определенное количество каменных шаров.


Уже к XVI веку, по крайней мере, на территории Европы, бильярдные столы с улицы перенесли в помещение на деревянный стол с зеленым покрытием, напоминающим газон, и с простыми бортиками вокруг.

По шарам били специальными битами. Слово "бильярд" произошло либо от французского "billard", названия одного из колышков, либо от слова "bille" - шар.

Первоначально игра игралась двумя шарами на столе с шестью лузами и обручем, напоминающим крокетные ворота, колышком, используемым в качестве цели. В XVIII веке обруч и колышек исчезли, оставив после себя только шары и лузы. Большая часть информации дошла до нас из историй о королях и их приближенных. Игра называлась "Королевская игра в бильярд" до начала XVIII века, но была очень распространена среди всех слоев населения. Вот что сообщает об истории бильярда Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: "Родина бильярда - Китай. В Европе первое известие о бильярде относится к XVI столетию. Карл IX в знаменитую Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года) играл на бильярде, когда услышал звон колоколов, призывающих католиков. Шекспир (1616) уже знал о существовании бильярда, так как он заставляет Клеопатру (Антоний и Клеопатра, акт II , сцена 5) играть на бильярде со своим евнухом Мардьяном. Мария Стюарт в день своей трагической смерти (17 февраля 1587 года) высказывает в письме к глазговскому архиепископу заботу о своем бильярде. Где впервые в Европе появился бильярд - во Франции или Англии, сказать определенно трудно. Джон Вильк утверждает, что игра на бильярде у англичан называлась bal-yard (древнесаксонское bal - мяч, yard - кий, палка), что, по его мнению, показывает, что бильярд давно был известен в Англии. Штурц в своей книге "Игры и забавы английского народа" видит начало бильярда в игре Palle-Malspiel - нечто вроде крокета. В XVII столетии в Англии бильярдной игрой уже сильно увлекаются, и Георг II в 1760 году под страхом штрафа в 10 фунтов стерлингов запрещает игру на бильярде в общественных местах. Во Франции уже в 1674 году Этьен Лиазон в Лионе издал правила игры на бильярде. При Людовике XIV бильярд был в большой моде при дворе. Ловкий Шамильяр, сначала мелкий чиновник, впоследствии военный министр (1707 год) был обычным партнером короля. Слывя за первого игрока в мире, он все же умел проигрывать королю партии.

Первую версию подтверждает официальный документ, датированный 17 февраля, 1578 года, это было письмо знаменитой Марии Стюард, в котором она просила поставить её любимый бильярдный стол в одну из комнат дворца.

По мнению приверженцев французской теории, явным доказательством тому, что бильярд появился во Франции раньше, является приказ Людовика XI установить бильярдный стол в своих апартаментах, но документального подтверждения этого факта не существует. Приверженцы иной теории предполагают, что бильярд в Европу попал, благодаря Генриху Делинье, который, как известно, жил во времена правления короля Карла IX. Как свидетельствуют некоторые исторические источники, он также знал о бильярде и любил за ним проводить своё свободное время.

Первый бильярдный зал был обустроен уже при дворе Людовика XIII, который сохранился в отличном состоянии до наших дней. Бильярдные столы тех времен значительно отличались от современных: небольшие по площади, они были обустроены маленькими воротцами, сделанными из жесткого материала – китового уса или даже железа – через которые, по правилам игры, участник должен был прогнать шар и вогнать в одну из 10 луз специальную фигурку короля. Кии также мало напоминала теперешние: они больше были похожи на толстые дубины.

Но уже к концу XVI века бильярдные столы стали больше походить на современные: число луз у них сократилось, появились сетки-карманы, в которые загоняются шары, острые углы стали окантовываться резиной, а на самом столе появилась сукно. Претерпели изменения и кии – из толстых, неудобных палок они превратились в достаточно длинные, тонкие орудия игры.

С этого времени бильярд стабильно вошел в повседневную жизнь светского общества, и стал модным как во Франции, так и в Англии. Появился первый профессиональный игрок – Шамильяр, который часто играл с королем Людовиком и умышленно проигрывал ему несколько партий подряд. Это позволяло королю утверждать, что он находится на одном уровне с сильнейшим игроком в мире.

В XVII веке бильярд приходит в Германию, где также получает ошеломительную популярность, как среди высшего сословья, так и среди представителей купечества. И уже в это время формируется основной параметр бильярдного стола: ширина стола должна быть в два раза меньше его длины.

Классический образец русского бильярда был создан в 1850 году, знаменитым фабрикантом и игроком А. Фрейбергом. Его шестилузный бильярдный стол на долгое время стал эталоном. Так, классический бильярдный стол для русского бильярда должен иметь следующие характеристики:

Размер лузы должен быть только на несколько миллиметров больше размера шара;
- исключается попадание шара по борту в среднюю лузу;
- во всех лузах должны были быть короткие устья.

Что касается правил игры в бильярд, то впервые их сформулировал Лионе Этьен Луазон в 1674 году. И именно он впервые указал на то, что бильярд - это не только полезное занятие для ума, но и для здоровья. Позже это же доказал и Иоганн Альбер Эйлер в своем сборнике «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости», что вышел в рамках проектов Берлинской академии.p

Первый гипсовый кий был сделан знаменитым французским майором Дуга. Его соотечественник – Менго – создал круглую наклейку для кия. Это стало настоящим переворотом в бильярде. Если раньше для эффективной игры в бильярд нужна была только точность и механический навык, то с появлением кожаной наклейки получила развитие тактика – вращающиеся удары, движение шара по извилистой кривой, откат шара назад и т.д. позволили значительно разнообразить игру в бильярд.

Согласно "английской версии" первые правила игры в бильярд появились в Англии, где было "очень мало городов, которые не имели бильярдных столов для публики". Кий появился в конце XVI века. Когда шар лежит рядом с бортом, очень неудобно использовать биту из-за ее большого наконечника. В этом случае игроки переворачивали биту и использовали ее ручку для удара. Ручка называлась "queue" от англ. "очередь", подразумевая "хвост". Вот откуда пошло английское слово "Cue" - кий. Долгое время использовать кий било разрешено только мужчинам, женщинам разрешалось играть только битой, потому что боялись, что они могут порвать сукно стола острым концом кия. Первоначально столы имели вертикальные борта, единственной функцией которых было удержать шары от падения. Они напоминали берега реки и были названы берегами (banks), но игроки обнаружили, что шары могут отскакивать от бортов, и начали пользоваться этим открытием. Отсюда пошел английский термин bank chot, означающий "удар от борта".

Оборудование для бильярда стало очень быстро развиваться в XVIII веке, большей частью из-за индустриальной революции. Для уменьшения трения между шаром и кием стал использоваться мел. В 1827 году появился первый кожаный наконечник, который позволял делать крученые удары. Изобрел его выдающийся французский бильярдист Менго. Его игра благодаря маленькой кожаной нашлепке стала виртуозной. Шар его по желанию игрока вращался, двигался по искривленным траекториям, казалось, сам собой останавливался и откатывался назад, мог перескакивать через другие шары. Менго оставил для потомков свою книгу. Называлась она "Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игроками". На русский язык она переведена в 1847 году. Многие игроки повысили класс игры благодаря этой книге.

Разборный кий появился в 1829 году. Сукно стало популярным в качестве обивки для столов примерно в 1835 году. В 1839 году была изобретена вулканизация резины и, начиная с 1845 года, борта стали обивать резиной. В 1850 году бильярдный стол приобрел практически тот вид, какой мы имеем сейчас.

Основной игрой в Британии примерно с 1770 года до двадцатых годов XX века был английский бильярд, в который играли с тремя шарами и шестью лузами на большом прямоугольном столе. Стандарт 2:1 в соотношении длины стола к ширине появился уже в XVIII веке. До этого не было стандартных размеров стола. Традиция английского бильярда проявляется и сейчас в игре "снукер", очень красивой и комбинационной, но использующей 22 шара вместо трех. Увлечение снукером для британцев сопоставимо лишь с увлечением американцев бейсболом. Соревнования по снукеру проводятся сейчас каждый день в Англии.

Очередным витком в эволюции бильярда стало использование в игре резиновых болтов, которые сделали игру значительно сложнее, но тем самым значительно повысили к ней интерес.

В Россию бильярд привез Петр I из Голландии, где он пребывал с Великим посольством. Во время одной из прогулок, Петр заметил стол и шары, которые ему настолько понравились, что он приказал установить привезенный экземпляр у себя в приемной. Новинка была хорошо принята царским окружением, но особую популярность получила у офицеров.

В царствование Анны Иоанновны бильярд был весьма распространен в "австериях" (трактирах). С 1850-х годов в России начала быстро развиваться правильная игра на бильярде… Из игр на бильярде у нас известны: пятишаровая партия или русская, трехшаровая или берлинская, пирамида (из 15 шаров) и карамбольная партия или французская, которую играют на бильярде без луз.

В это время начинает свою деятельность и первый производитель бильярдных столов – Карл Шульц. Его столы с гранитными плитами и изысканной резьбой по красному дереву стали известны на весь мир. Конечно, такое высокое качество и стоимость имело соответственную, но, не смотря на то, что бильярдный стол стоил 200-300 злотых (не малые деньги для того времени), от покупателей не было отбоя.

Первая «русская» пирамида появилась во времена правления Екатерины II. Через некоторое время появилась «московская» пирамида.

Классика - «малая русская пирамида» возникла в 30-х годах XIX столетия и уже через короткий промежуток времени стала крайне популярной у игроков.

И. Н. Скобелев больше известен своими заслугами полководца, но только любители бильярда знают, что он также носил звание самого знаменитого игрока в бильярд того времени.

Х одили легенды о трех российских генералах: о Скобелеве, Бибикове и Остерман-Толстом, каждый из которых в сражениях потерял одну из рук, но, стараясь не отставать от других, генералы систематически тренировались и достигли вершин мастерства в игре. Это еще раз подтверждает факт большой популярности игры в России той эпохи.


Тем временем в Европе начинается бум научных исследований, относящихся к бильярду. В 1978 г. сын знаменитого математика Эйлера публикует свой труд под названием «Исследования о движении шара в горизонтальной плоскости». В 1828 г. легендарный бильярдист Менго, изобретший кожаную наклейку для кия, публикует книгу «Благородная игра бильярд».
Русские старались не отставать от европейцев. Помимо переводов вышеуказанных книг, издаются книги Лемана, Бакастова и Фрейберга, знаменитого в то время владельца фабрики по изготовлению бильярдных столов.
Свой опыт игрока, Леман изложил в «Теории бильярдной игры», где бильярд рассматривается как занятие, укрепляющие характер человека. Хорошими игроками также были М.В. Ломоносов, Г.Г. Орлов, М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин.

Фрейберг удовлетворил потребности русских игроков, выпустив т.н. «строгий стол» с узкими лузами и бортами средней упругости. Загнать шар в лузу на таком столе можно было только очень точным ударом. Именно так появился «русский» бильярд. Модифицировались и другие виды бильярда: английский «снукер» отличается от русской разновидности уменьшенным размером шаров и увеличенными лузами, в американском варианте (т.н. «пул»), уменьшен и размер стола, а во французском «карамболе» лузы и вовсе отсутствуют. Игра превратилась в спорт в конце XIX в. Уже в начале 20-го столетия во Франции стали проводить международные турниры, имевшие немалый призовой фонд.

Малоизвестный факт, но советские руководители также любили играть в бильярд. Так, бильярдные столы высшего качества стояли на дачах партийных работников, среди которых был и И. В. Сталин.

Русский игрок и великий мастер А. П. Чемоданов ярко вписал своё имя в историю развития мирового бильярда. Чемодановский бильярдный стол, чемодановкие столы, кии до сих пор остаются популярными лотами на любом аукционе, посвященном бильярду.

Во время войны интерес к бильярду не утих. В 1944 году даже был организован турнир по бильярду в помощь фронту.

Первый чемпионат мира по бильярду был проведен в американском городе Сан-Франциско в 1870 году. Первую награду в соревнованиях по бильярду получил Джон Дири.

В наши дни бильярд – это не просто спортивная игра или развлечение, бильярд - это целая культура со своими традициями, ритуалами и богатейшей историей. Многие великие отмечали то, что бильярд способствует не только тренировке тела, но и вырабатывает особое мышление, хладнокровие и целеустремленность

Закончить эту нехитрую компеляцию хочу столь же нехитрым стихотворением биллиардиста и протоиерея Александра Туринцева:

ЛЮБЛЮ БРОДИТЬ ПО БИЛЛИАРДНОЙ
И СЛЫШАТЬ ЦОКАНЬЕ ШАРОВ
И ВИДЕТЬ МИР-ЧУЖОЙ И СМРАДНЫЙ,

НО ВСЕ ЖЕ ЛУЧШИЙ ИЗ МИРОВ

billette, billart - палка ) - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех бильярдных игр является передвижение шаров с помощью кия .

Говоря о происхождении бильярдной игры, невозможно точно установить время её появления. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия, по утверждению одних - Индия , по мнению других - Китай . Однако в европейских странах ещё до их появления принципы современной бильярдной игры уже были заложены в некоторых играх.

  • Ардезия (натуральный сланец)
  • Синтегран (сокр. от «синтетический гранит» - мраморная или гранитная крошка, скрепленная синтетическими материалами-отвердителями)
  • МДФ ((Medium Density Fiberboards) - древесноволокнистая плита средней плотности.)
  • ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита)
  • ДСП (древесно-стружечная плита)

Несмотря на развитие технологий, полноценную замену натуральным плитам так и не удалось найти, и соревнования высокого уровня проводятся, как и раньше, только на бильярдных столах из ардезии.

Бильярд начал свою историю с игры для привилегированных. Постепенно он становится всё более массовым, однако громоздкость основного инвентаря (бильярдного стола) препятствует распространённости бильярда в народе как хобби.

Бильярд в науке

Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Théorie mathématique du jeu de billard» (Русск. перевод: «Математическая теория явлений бильярдной игры») в 1835 году . Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей , теории пределов и общего анализа. Однако особого интереса у современников (по мнению Лемана) книга не вызвала: ни у математиков, ни у бильярдистов.

Прошло более полутораста лет, и математический бильярд развился в свою теорию, породив несколько побочных. «Теория бильярдов» сегодня неотъемлемая часть эргодической теории и теории динамических систем , имеет важнейшее применение в физике. Математиком Гальпериным создан способ определения числа с помощью бильярда. Намного ближе общеобразованному читателю результаты исследований математиков Штейнгауза , Альхазена и Гарднера .

Определение из словаря Даля

БИЛЬЯРД, м. - род стола с закраинами (бортами) и шестью подвесными к углам и посреди длинных краев кошелями (лузами), для известной игры, и сама игра, посредством кия и костяных шаров. Бильярд составлен из двух круглых четырехугольников (квадратов), устанавливается и укрепляется по уровню и обтягивается сукном, без шва. Китайский бильярд, биксовый , малый, наклонный; шарик, сбегая обратно, после удара, определяет выигрыш. Бильярдный, относящийся до бильярда. Билия или биль ж. бильярдный шар, сделанный, положенный ударом кия в лузу ; также взаимное расположение шаров на бильярде; он на билии, расстановка шаров для него выгодна. Бильярдчик м. бильярдный мастер, столяр.

Основные разновидности

  • Карамболь (французский бильярд)
  • Русский бильярд
    • Русская пирамида
    • Динамичная пирамида (Невская)
  • Снукер (английский бильярд (не путать с одноимённой игрой)
  • Пул (американский бильярд)
  • Кайза (Каролина) (финский бильярд)
  • Новус (прибалтийский бильярд)

Литература

  • Периодические движения бильярдного шара. Г.Гальперин, А.Стёпин. В журнале «Квант» за 1989 год, № 3

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бильярд" в других словарях:

    Или Билиард (фр. billard, от ит. biglia шар) такназывается большой, продолговатый, четырехугольник (параллелограмм) сзакраинами (бортами) столь, длина которого на 1/3 более ширины. Б.служит для игры на нем костяными (слоновой кости) шарами,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (франц. billard, от bille шар). Большой стол, обитый сукном, с закраинами и лузами, предназначенный для особой игры шарами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИЛЬЯРД франц., billiard, от bille, шарик … Словарь иностранных слов русского языка

    БИЛЬЯРД, муж. род стола с закраинами (бортами) и шестью подвесными к углам и посреди длинных краев кошелями (лузами), для известной игры, и сама игра, посредством кия и костяных шаров. Бильярд составлен из двух круглых четырехугольников… … Толковый словарь Даля

    - (французское billard, от bille шар), 1) игра с шарами (диаметр 61 61,5 см) и кием (деревянная палка длиною 140 150 см) на столе с бортами. Предшественник бильярда игра в шары на травяной площадке (Англия, 13 в.). Как настольная игра впервые… … Современная энциклопедия

    И БИЛЛИАРД (или), бильярда, муж. (франц. billard, от bille шарик). Стол с бортами, обтянутый сукном, для игры специальными шарами при помощи кия. Играть на бильярде. Партия на бильярде. На бильярде лежат шары. || Сама эта игра. Он предпочитает… … Толковый словарь Ушакова

    Бильярд - спортивная игра на очки, в которой на специальном столе при помощи кия по определенным правилам, зависящим от разновидности игры, перемещаются шары. Имеются следующие разновидности игры английский бильярд, карамболь, снукер, пул. В английский… … Официальная терминология

Помещение, специально оборудованное для игры на бильярде, - Бильярдная .

Родиной бильярдной игры считают Индию или Китай .

История

В настоящее время плиты для бильярдных столов изготавливаются из следующих материалов:

  • Ардезия (натуральный сланец)
  • Синтегран (сокр. от «синтетический гранит» - мраморная или гранитная крошка, скрепленная синтетическими материалами-отвердителями)
  • МДФ ((Medium Density Fiberboards) - древесноволокнистая плита средней плотности.)
  • ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита)
  • ДСП (древесно-стружечная плита)

Бильярд начал свою историю с игры для привилегированных. Постепенно он становится всё более массовым, однако громоздкость основного инвентаря (бильярдного стола) препятствует распространённости бильярда в народе как хобби.

Бильярд в науке

Впервые о математическом базисе бильярдной игры заговорил Гаспар Густав Кориолис в своей книге «Théorie mathématique du jeu de billard» (Русск. перевод: «Математическая теория явлений бильярдной игры») в 1835 году . Он использовал в своей работе элементы теории вероятностей , теории пределов и общего анализа. Однако особого интереса у современников (по мнению Лемана) книга не вызвала: ни у математиков, ни у бильярдистов.

Прошло более полутораста лет, и математический бильярд развился в свою теорию, породив несколько побочных. «Теория бильярдов» сегодня неотъемлемая часть эргодической теории и теории динамических систем , имеет важнейшее применение в физике. Математиком Гальпериным создан способ определения числа \;\pi с помощью бильярда. Намного ближе общеобразованному читателю результаты исследований математиков Штейнгауза , Альхазена и Гарднера . [прояснить ]

Основные разновидности

  • Карамболь (французский бильярд)
  • Русский бильярд
  • Снукер (английский бильярд (не путать с одноимённой игрой)
  • Пул (американский бильярд)
  • Кайса (Каролина) (финский бильярд)
  • Новус (прибалтийский бильярд)

В кинематографе

  • История одной бильярдной команды
  • Поворот реки (Turn the river)

Напишите отзыв о статье "Бильярд"

Примечания

Литература

  • Гальперин Г. , Стёпин А. Периодические движения бильярдного шара // журнал «Квант» . - 1989. - № 3 .
  • Жилин Л. . - М .: Эксмо, 2011. - ISBN 978-5-699-46506-4 .
  • Кориолис Г. Математическая теория явлений биллиардной игры / пер. с франц. - М., 1956
  • «Наука и жизнь», 1966, № 2, 3, 4, 6, 11.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • - официальный сайт.

Отрывок, характеризующий Бильярд

Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.