Я самая

История косы на руси. История косы на руси Какие именно косы подразумеваются при их упоминании в исторических документах

Коса — ручное с.-х. орудие, для кошения травы, уборки хлебов (в основном яровых).

С ростом механизации сельского хозяйства косы, хотя и утратили свое былое значение, все же остаются необходимыми для косьбы на пересеченных местностях (оврагах, косогорах, на закочкаренных участках, лесных полянах, в садах и т. п., где не могут применяться уборочные машины).

В прошлом, когда косы являлись важнейшим уборочным орудием, эти изделия изготовлялись многими отечественными заводами и, кроме того, в значительных количествах импортировались из-за границы, главным образом из Австрии. Такое положение обусловливало неоправданно большой ассортимент кос по конструкции, форме и размерам. Наиболее распространены были «литовки», приближающиеся к современной стандартизированной модели, и «горбуши» — укороченные и более изогнутые, применяющиеся в некоторых северных и северозападных районах.

Коса по конструкции представляет собой длинное, слегка изогнутое цельностальное полотно с заточенным лезвием (жалом), отбортованным на угол 80—90° «обушком», остроконечным «носиком» и крюкообразной отогнутой от плоскости полотна на 20—30° «пяткой». Лезвие косы имеет фаску шириной 4 мм, не доходящую до острия носика на 30 мм.

Коса

В СССР изготовлялись цельностальные косы способом свободной кузнечной ковки из прутковой круглого профиля стали марки У7А или УЗА с последующей термической обработкой. Выпускались одного сорта.

Ассортимент и размеры кос по ГОСТ ГОСТ 2935 — 54

Требования к качеству кос: отсутствие на полотне раковин, трещин и других дефектов, нарушающих прочность изделия; точная выправка полотна, без волнистости, выхватов и заусенцев, прочность на продольный изгиб и отбивку, полотно может быть светлое или цветов побежалости — сине-василькового или жёлтого; вдоль обушка полотно на шириной 10—15 мм должно было быть окрашено алюминиевой либо бронзовой краской или цветным (не чёрным) лаком.

Проверка качества кос производилась: на соответствие форм, размеоов и веса — измерительным инструментом; на продольный изгиб — при помощи специального прибора по ГОСТ 2935—54. Упрощенное испытание можно было провести установкой косы носиком вниз в вертикальном положении на одну чашку весов при нагрузке второй чашки гирями общим весом 30 кг для кос №№ 4,5—6 и 25 кг для кос №№ 7—10,5; при нажатии на пятку косы рукой до приведения обеих чашек в равновесие деформация полотна кос не должна была превышать 2 мм. Испытание на способность к отбивке производится отбивкой лезвия вручную до рабочего состояния при помощи косоотбойных молотка и бабки.

Косы маркировались клеймением или декалькоманией на пятке (полная марка или товарный знак, номер косы и год выпуска).

Упаковывались после предохранительной смазки в деревянные ящики, выстланные изнутри бумагой, весом брутто до 80 кг. Ящики обивались упаковочной стальной лентой.

Косы транспортировались с предохранением от атмосферных осадков.

Храненились косы в закрытых, сухих помещениях.

Рациональное использование: коса крепится к длинной деревянной ручке (косью, косовищу) при помощи одного или двух стальных колец, которые надеваются на гладко обструганный конец косовища с плотно прижатой к нему пяткой. Для прочности крепления между кольцами и косовищем плотно забиваются деревянные или стальные клинышки. При пользовании кольцами с винтом затяжка производится без клинышка, торцовым ключом. Присадка косы обычно делается под некоторым углом (в среднем 60°) по отношению к косовищу, в зависимости от размера косы и жёсткости стеблей, которые предстоит косить. Чем больше сопротивление стеблей (например, толстостебельный клевер или перестоявшие злаки), тем угол должен быть острее. При косьбе хлебов к косовищу иногда прикрепляют деревянные грабли (луток, парус) для захвата и откладывания в прокосы скошенных колосьев. Новые, а также затупившиеся косы приводят в рабочее состояние путём отбивки лезвия при помощи косоотбойных молотков и маленьких наковаленок — бабок косоотбойных. Лезвие (жало) отбивается ударами молотка параллельно острию (при ударах поперёк лезвия полотно растягивается, образуя складки). Жало после отбивки должно быть ровное, гладкое, одинаковой ширины и толщины, слегка желобчатое и настолько острое и упругое, чтобы под нажимом ногтя поддавалось, не давало деформации. Отбивку новой косы лучше производить после предварительной выточки на точильном камне. Восстановление затупившегося острия косы в процессе работы производится точкой бруском.

Для предохранения от коррозии каждый раз после работы косу необходимо тщательно очищать и вытирать насухо. По окончании покоса смазывать и хранить в сухом месте.

Проходят и огонь, и воду: в поселке Арти работает уникальное производство кос Наши косы считают самыми прочными крестьяне как в Европе, так и в Азии С пылу с жару косы этот станок выдает уже больше полувека. Самый первый этап производства - еще и главный его секрет. Ведь второй такой машины в мире не сыскать. Куски раскаленной сибирской стали она за секунды раскатывает в изящные инструменты. Вот колоритное производство и развивается ударными темпами. Из-под каждой такой установки в день выходит до двух тысяч заготовок. Но чтобы ими можно было пользоваться, косы не раз должны пройти огонь и воду. Будущему народному инструменту снова и снова дают жару и отбивают специальным молотом. Здесь даже пары минут не простоять, не взмокнув. А рабочим хоть бы что! Главное, говорят, правильно настроиться на работу. Перед тем, как попасть на прилавок, каждая коса проходит через 46 производственных этапов! Казалось бы, что тут сложного? Однако на заводе заготовку не раз отобьют, погнут, отрежут все лишнее, поставят клеймо и отправят закаляться. А ведь когда-то наши косы по качеству значительно уступали импортным. В начале 19го века, когда в Артях организовали это производство, инструменты ковали вручную - молотом. Только в советские времена - после появления технологии проката - лезвия смогли составить острую конкуренцию. Зато сейчас они способны срезать траву практически в любых условиях. Коса не затупится даже если, найдет на камень. Проверено косарями. Чтобы показать уральские косы во всей красе, артинцы даже ежегодный турнир придумали. Участники со всего мира показывают на нем чудеса скорости и ловкости. Секрет производства инструментов - тоже в умелых руках. Вакиф уже 40 лет работает правильщиком. На заводе он один из лучших мастеров - невооруженным глазом замечает малейшие изгибы не по госту. Признается, настолько навострился, что и вне работы не может пропустить неточность. После заточки и правки косы поступают на покраску. И это не просто декор, но и важный элемент маркетинга - хоть это слово и не очень вяжется с историческим инструментом. Прежде, чем отправиться к владельцам, вся партия тщательно досматривается отбраковщицей. Ежедневно через ее руки проходит три с половиной тысячи лезвий! Малейший изъян - и изделие отправляют обратно. В год Артинский завод выпускает до восьмисот тысяч кос! Причем больше половины продукции неизменно идет на экспорт - в страны СНГ, в Европу и даже в Китай! Последние хотя и мечтают составить конкуренцию заводу, но для своих косарей закупают только российские инструменты.

Каждая девушка мечтает быть обладательницей роскошной шевелюры, но, всем известно, что различные укладки при помощи химических средств и причёски, такие как хвостики, жгутики и многие другие, портят волосы. Но самой безопасной для волос причёской, несомненно, является . Учитывая то, какое количество придумано в современном мире, можно делать разные причёски хоть каждый день. Причём как для повседневной носки, так и для праздничной укладки. Одним интересным вариантом косы является коса 3D . Её преимущество заключается в том, что она проста в исполнении и выглядит элегантно. Главным достоинством такой причёски называют то, что она помогает сохранить структуру волос.

Коса 3Д — как плести

С первого раза такая коса может не получиться, так как она требует хорошей моторики и опыта плетения. Но уже после нескольких попыток коса 3D не станет вызывать совершенно никаких затруднений и будет получаться идеально.

Весь принцип плетения заключается в том, что крайняя из 4 прядей всегда подкладывается под 2 и перекручивается с центральной.

Многопрядный объемный 3д вариант плетения

Чтобы сделать такую нужно придерживаться определённого порядка действий:

  1. Все волосы нужно собрать в высокий хвост на затылке и разделить на семь одинаковых частей.
  2. Закрепить середины этих частей семью силиконовыми резинками. Лучше всего, если резинки будут разноцветные.
  3. Далее хвост из нужно разделить на две части: в одной четыре хвостика, в другой – три.
  4. Затем крайнюю прядь из четырёх нужно наложить наверх на соседнюю, далее продеть под двумя прядями, которые остались и присоединить к той части, где было три хвостика.
  5. Те же действия необходимо проделать и с другой стороной. Становится понятно, что в плетении принимают участие только крайние пряди.
  6. Причёска закрепляется резинкой. Чтобы коса стала более свободной можно снять резинку, которая держит хвост на затылке, что сделает её более воздушной.
  7. В конце такую укладку можно закрепить лаком.

Схема плетения косы 3d

В начале схемы такой причёски кажется сложной и замысловатой. Нужно проделать все эти плетения несколько раз, чтобы понять технику. Тем, кто знаком с техникой «макраме», научится делать косу 3D будет гораздо проще, так как она практический полностью повторяет принцип такого плетения. Но и не знакомым с «макроме» людям будет несложно освоиться.

Claude Monet "Grainstacks at Giverny, Sunset" 1888-1889

Историки и верующие в их писанину живут не напрягаясь, легкость мысли необычайная, всё знают и быстро отвечают. Например, как дойти до вершины Эвереста? Ответ: "Очень просто - берешь и идешь".

Как прокормить зимой сотни тысяч лошадей "монголо-татар"? Отвечают: "Очень просто - берешь и кормишь".

Как даже для одной лошади/коровы запасти на зиму 3-6 тонн сена (сухой вес)?
- Берешь косу и косишь!

А где взять косу?
- В любой деревенской кузнице их делали!

А как там дело с деревенскими кузницами в начале 19 века или, страшнее того, в 18-веке?
- Да легко, их полным-полно.

Сено - обязательный элемент зимнего рациона лошадей и коров. Одной лошади на зиму требуется около 2,5 тонн сена (пять таких спрессованных катушек!) + 2,5 тонны концентратов, зерна + 0,5 тонны корнеплодов (моркови).

Одной корове на зиму требуется около 3-6 тонн сена + 3-4 тонны силоса + около тонны комбикорма.

Если кормить лошадей и коров только сеном, то его, естественно, потребуется гораздо больше, и то животные будут на сухом пайке, не знаю, сможет ли лошадь работать, а вот про корову пишут, будет давать молока как коза и то если кормить одним сеном через день.

Период сенокоса с конца июня по первую половину июля, все в это время жили на сенокосе, в деревне оставались только старые и малые. Для разнообразия, небольшая ретроспективная подборка изображений по теме:




СССР, сенокос на верблюдах. Колхозники сельхозартели им. Осоавиахима. Саратовская область. 1942 г.


Карелия. До середины ХХ века косили косой-горбушей. Горбушей косили в согнутом положении по обе стороны от себя. В этом главное отличие способа её употребления от косы-стойки (литовки) с длинной рукоятью.


Какие именно косы подразумеваются при их упоминании в исторических документах?

Дело в том, что существуют две основные разновидности кос: более древняя коса-горбуша и более современная коса-стойка, она же коса-литовка, с которой у большинства и ассоциируется упоминание косы как сельскохозяйственного орудия, но между ними очень большая разница.

Косьба "горбушей" в Повенецком уезде Олонецкой губернии, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский

Совершенно очевидно, что дополнительное пояснение к косе "-горбуша" и "-стойка" отражает разницу в положении косца во время работы этими разными инструментами "сгорбившись" и "стоя". Уточнение потребовалось только тогда, когда появилась коса-стойка, поскольку до этого момента достаточно было одного названия косы для отличия от серпа. Когда подразумевается единственный объект или однотипная группа, дополнительные пояснения не нужны.


Обе разновидности кос одновременно применялись и в 20 веке, правда, сейчас более известна коса-стойка (литовка), которая в отличие от косы-горбуши гораздо сложнее в изготовлении, на нее требуется больше железа/стали, она гораздо опаснее при работе и требует специальных навыков, зато производительность гораздо выше.

Судя по старинным железным косе-горбуше и серпу в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, кузнецу гораздо легче было выковать косу, нежели серп, разве что металла больше требовалось:



Когда реально в Российской империи появилась и начала распространяться коса-стойка?


В еженедельном журнале "Всемирная иллюстрация" за 1896 год написано:

"О громадном значении кос, орудии при добывании запаса зимнего продовольствия для домашнего скота, у нас, в стране по преимуществу земледельческой, - совершенно излишне распространяться. Кустарное производство кос началось с незапамятных времен, а за ним следовало и заводское их производство, сначала, разумеется, в виде небольших мастерских, а затем постепенно расширилось, давая в последнее время на некоторых заводах внушительные годовые цифры выделки. Первым заводом, взявшимся у нас за выделку кос, был казенный, Артинский, около Златоуста, на нем это производство началось в 70-х годах.

В это время мы еще получали много кос из-за границы, особенно из Австрии; упомянем здесь, кстати, что, один из наших импортеров из Австрии, купец Филимонов, обратил на себя внимание австрийского правительства громадным оборотом своего вывоза и был награжден дворянским званием; из прозаического Филимонова вышел пышный фон-Филимонов.

Очень долго, именно до 1880 г. ввозные косы не были обложены пошлиной, но, начиная с этого времени, заграничная коса стала встречать все возраставшее препятствие к своему прежнему свободному обращению на русском рынке: пошлина на этот снаряд все росла и росла и дошла теперь уже до 1р. 40 коп. с пуда.

Высокая пошлина, разумеется, вызвала возникновение и подъем внутреннего производства. Один за другим возникли заводы для выделки кос: Мосягина в г. Осташкове, Зоннена в Риге, Новгородцева и Киселева близь Златоуста, и, наконец, Посселя близь Вильны, у станции Вилейской. Этот последний завод скоро так расширил свое производство, что стал во всех отношениях первым в ряду наших заводов.

Завод Посселя под Вильною основан всего лишь с 1887 г. Классической страной косоделательного производства всегда была Штирия; под именем австрийской у нас всегда и обращалась штирийская коса, ее и вывозил в свое время Филимонов. Туда, за опытными мастерами, и обратился и основатель вилейского завода. Он пригласил к себе на завод около полусотни рабочих штирийцев набивших руку на производстве кос; но этот отряд чужеземных рабочих стал только инструкторским; когда местные рабочие, под руководством штирийцев, усвоили все приемы рациональной выделки кос, тогда иноземцы были заменены русскими производителями, так что теперь австрийцев у Посселя остается вего лишь несколько человек на армию в 500 человек рабочих, занимающихся на его заводах..."

Как видим, завод Посселя в Вилейке возник позже других перечисленных, позже массового ввоза Филимоновым штирийских (австрийских) кос, но коса-стойка получила устойчивое наименование косы-литовки, а не "златоустовки", "артинки", "филимоновки", "австрийки" или какой-то другой.

Более того, в Белоруссии косы-стойки называли вилейками , что вполне объяснимо: для них еще видна разница между Вильно и Вилейкой, а вот для остальной территории Российской империи эта разница в названиях ни о чем не говорит, так что "литовка" - это коса из Литвы

Получается, что коса-стойка массово появилась в Российской империи только в 1880-х годах?

В Карелии коса-литовка повсеместно распространилась лишь в 20 веке:

"Наиболее распространенным орудием заготовки кормов была коса-горбуша... Косами-стойками, раньше, чем в других местах, стали пользоваться в Южной Карелии. Повсеместное распространение они получили лишь в текущем столетии." из статьи Ж.В. Гвоздевой "Коллекция орудий жатвы и косьбы в фондах музея -заповедника "Кижи"

В самом конце 19 века крестьян приходилось обучать косьбе косами-литовками и нанимать для этого специальных инструкторов:

"За предыдущие годы управой предпринято было ознакомление крестьян с работой косой-литовкой, как для косьбы сена, так и для уборки ею хлебов. В нынешнем году был приглашен один косец-инструктор, который обучил работе литовкой до 50 человек. Тем не менее попытки к введению литовки остались не бесплодными и в настоящее время можно уже встретить лиц, которые не только косят траву литовкой, но умеют и убирать ею овес. Желательно продолжать обучение косьбе литовкой и в будущем году”. Эта цитата из журнала Котельнического уездного земского собрания Вятской губернии (1898)."

"В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку."

С рассматриваемой точки зрения всё логично: сначала познакомили находящиеся на уровне первобытнообщинного строя племена с имеющимися у них орудиями труда - косой-горбушей, а потом при появлении в 1880-х косы-стойки-литовки стали применять и это более совершенное орудие труда.

Как можно объяснить, что изложенные выше выводы входят в резкое противоречие с некоторыми имеющимися историческими свидетельствами?

Например, в сборнике Очерки русской культуры XVII в . Часть первая. Материальная культура. Государственный строй Под ред. А. В. Арциховского - Москва: Издательство МГУ, 1979 - с.352 неоднократно упоминаются именно косы-литовки в 16-17 веках!

"Сено косили косами двух типов: косы-литовки (большие косы на прямом длинном черенке) и косы-горбуши (косы на коротком изогнутом черенке). Последние, вероятно, имел в виду Юрий Крижанич, когда писал, что "косы для сена в некоторых местах так малы, что мало чем отличаются от серпов для уборки хлеба" (Крижанич Ю. Политика. М., 1965, с. 414.). Косы-горбуши применялись в основном на Севере, Урале, в Сибири для косьбы на небольших участках с высокой травой. Коса-литовка в этот период получает широкое распространение на большей части (в центральных, западных, южных уездах) Европейской России."

Видимо понимая, что литовский Вилейский завод Посселя, появившийся в последней четверти 19 века спалит "исторические документы" по полной программе, кем-то была вброшена версия, что "литовки" означает "литые". Из археологических находок следует, что способом литья из сельхозорудий изготавливались лишь бронзовые серпы. Любой кузнец вам доходчиво с молотом по башке наковальне объяснит, что кричное железо/сталь для изготовления кос ковали/штамповали и косы никогда не изготавливали путем отливки.

Картинками можно не беспокоить, сам их насмотрелся, например, фрагмент "Лето" Питера Брейгеля Младшего, 16 века, с мощной косой-стойкой (200-300 лет скрывали технологию?)


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .