Здоровье

Когда начать читать ребенку книжки. Когда читать сказки? Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

Рада вас видеть снова, друзья! Мамочки, как считаете, с какого возраста можно читать ребенку книжки? Какие они должны быть?

Только только принесли красивый и яркий конверт из роддома. Маленькое Чудо сладко спит и сладко посапывает в кроватке. В доме стоит такая тишина, что слышно, как за окном колышет ветви легкий ветерок…Несколько лирическое начало, но, в такие моменты мать созерцает свое счастье, лелеет самые сокровенные мысли в своей голове о воспитании крохи, планах на будущую жизнь. Чудо входит в наше сердце все больше.

Чтение сказок умиротворяет, успокаивает, влияет на развитие ребенка. Самое время ознакомиться с некоторыми правилами и нюансами. Со скольки месяцев пора познакомить малыша с миром волшебства? С 3 месяцев можно начинать. Но в этом возрасте кроха еще не сможет уловить суть того, что вы рассказываете. Но он с удовольствие станет слушать любимый голос своей матери, который уже давно знаком.

Выбирайте спокойные, простые сказки. Для этого отлично подойдут «Репка», «Колобок», те в которых часто повторяются одни и те же действия. Ребенку важен контакт с мамой, он слышит и наслаждается. Учится понимать разницу в интонации, распознавать эмоции. Простые сказки, которые вы знаете сами, лучше рассказывать наизусть. Лучше использовать , где может быть колобок на липучке, это наверняка заинтересует малыша.

Второе полугодие первого года жизни

6 месяцев – прекрасный возраст для того чтобы пробовать все на вкус. Чтение книг станет несколько проблематичным, ваше чадо непременно станет лизать книгу, кусать, еще и причмокивать при этом.

Полугодовалый малыш, несмотря на заинтересованность попробовать все на вкус, может не только слушать, но и связывать смыл слов с изображением. Стоит отдать предпочтение тем книгам, в которых на картинках изображен один, максимум два предмета. Например, «Мои первые игрушки» (на каждой странице изображена лишь одна игрушка, таких страниц может быть достаточно много), «Домашние животные» и так далее.

Читайте сказки на ночь крохе, это должно стать вашим обязательным ритуалом. Это облегчит процесс засыпания. Когда ритуал соблюден, малыш обретает чувство безопасности, он уже точно знает, что следует за прочтение сказки – сон.

После 8 месяцев

Выбирайте книжки, в которых изображено действие. Например, на картинке нарисован сказочный персонаж, который идет куда-либо. Озвучивайте эти простые действия «топ-топ», вода капает «кап-кап». Вы знали, что чем больше в активном словарном запасе будет глаголов, тем скорее сформируется речь крохи? Так и есть, глаголы быстрее «обрастают» существительными, нежели наоборот.

Прекрасная статья, которую я бы рекомендовала всем читающим семьям. Ну так, на всякий случай, если кто еще не читал про то, с какого возраста ребенка можно знакомить с книжкой, с какого возраста лучше рассматривать и комментировать, а с какого - именно читать. Найти ее можно в журнале "Мама и малыш".

Как читать ребенку? Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Александра Морозова, Ирина Александрова
Александра Морозова-дошкольный педагог; Ирина Александрова- филолог, преподаватель высшей категории.

От 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

От 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

От 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Данный материал расскажет о том, для чего читать книги детям. Описано, по какой причине специалисты рекомендуют читать ребенку книги с раннего возраста и почему чтение книжки малышу, должно стать неотъемлемой частью в его развитии.

Книга - это огромный и интересный мир, который открывается перед малышом. Но многие мамы задаются вопросом, когда начинать читать книги детям, ведь они думают, что малыши до года еще совсем малы и не понимают, что им читают. Однако опыт специалистов показывает, что чтение развивает речь и воображение, и когда ребенку начинают читать книги еще тогда, когда он находится в утробе матери, после рождения он развивается во многом быстрее.

Большинство родителей считает, что если во время беременности мамочка будет посещать музеи, слушать спокойную музыку, читать книги вслух, она заранее будет развивать своего малыша. Но будет ли делать подобное каждая мама, решать ей самой. Хотя и это не будет лишним, так как подобное вызывает положительные эмоции у будущей мамы.

Когда ребенку исполниться три месяца, можно прикрепить к стенкам кроватки книжечки с красочными картинками, а с полугода, когда ребенок уже сидит, можно класть ему книжечки прямо в кроватку.

Когда мама рассказывает малышу сказку или стихотворение, малыш сосредотачивает на ней свое внимание, наблюдает за мимикой, жестами и выражением лица и запоминает все. В дальнейшем он будет повторять эти действия.

Листая книгу, ребенок развивает моторику рук, когда переворачивает странички. Книжки желательно давать твердые, чтобы малыш не откусывал кусочки, и ему легко было бы переворачивать страницы.

Сейчас продаются книги с мягкими тканевыми основами. Покупая книгу, нужно обращать внимание на то, чтобы картинки были красочными и реальными. Если на них изображен волк, то он должен быть серым, а солнце желтым, так как в дальнейшем ребенок все это переносит в реальный мир.

Ребенку, которому исполнился годик, можно ввести своего рода традицию - чтение сказки на ночь. И совсем неважно, что ребенок мало еще понимает, но слова и картинки откладываются в его памяти и потом привязываются к данным предметам.

Но многие родители задаются вопросом: «Для чего детям читать книги?». Их мнения в данном случае разбегаются, одни считают, что читать детям нужно, другие наоборот – считают это занятие ненужным, пологая, что ребята пойдут в школу и начитаются. Есть и такие мамочки, которые думают, что чтение - это пережиток прошлого и занятие очень скучное и совершенно ненужное.

Практически все взрослые хотят вырастить гения из своего чада, который, придя в первый класс, умеет свободно читать предложенный текст. Но есть дети, которым это легко дается, другим – наоборот, нужно приложить максимум усилий, чтобы прочитать хоть строчку или слово.

Слушая, как мама читает, малыш мечтает, играет, развивается, а также взрослеет. Психологи, так как и большинство родителей считают, что начинать читать ребенку необходимо с самого раннего возраста.

Не стоит переживать, если малыш не поймет что-то из прочитанного мамой. Возможно, он по-своему это представит, а может быть и спросит об этом маму.

На сегодняшний день, почти у каждого ребенка есть гаджет, и множество книг в электронном виде, которые можно скачать. Нажимая на героя сказки, малыш слышит, что и как говорит герой. Например, книга «Животные на моем дворе» ознакомит ребенка с внешним видом животного, что он делает, нажимая например, на козу, ребенок слышит меканье, на кошку – мяуканье, корову - мычание и так далее.

Считается, что самыми первыми сказками должны быть такие, как «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Три поросенка». Дело в том. что действия в них часто повторяются, и ребенку легче их запомнить. В итоге занятие вызывает у ребенка радость. Из стихотворений лучше читать такие, как: «Идет бычок качается», «Зайку бросила хозяйка», «Мишка косолапый», «Наша Таня громко плачет» и так далее.

К двум годам малыш будет все эти сказки и стишки рассказывать наизусть, выражая при этом эмоции героев книжки, топать ножкой, тянуть репку, говорить, как делает тот или иной герой.

Очень хорошо также выучить несколько потешек про сон, еду, купание и развесить их по всему дому. Ребенок, играя, будет запоминать их и потом это станет для него нормой. После нескольких повторений малыш будет знать, какое действие будет следовать за определенными словами и потом немного позже понимать значение этих слов.

Когда ребенок уже начнет говорить, необходимо предлагать ему заканчивать начатые мамой или папой предложения, строчки из стихов. Малышу это будет очень нравиться, особенно повторять за тем, кто читает.

Специалисты рекомендуют покупать книги с народными сказками. Можно читать ребенку «Мойдодыра» или «Федоринно горе», слушая их, он будет показывать, как убегает от неряхи мыло и полотенце, как бегут утюги и чашки от Федоры. Это очень поучительные сказки, они будут учить малыша следить за чистотой своего маленького тельца.

Читая ребенку книгу, желательно предлагать, чтобы он связывал тот или иной предмет с его свойствами, например: если на картинке корова, то спросить у ребенка, что она умеет делать, кто это, какого она цвета и так далее.

Также немаловажно, чтобы, читая сказку каждый день, родители не придумывали ничего нового, так как ребенок запоминает все действия и слова. К примеру, курочка обязательно снесет яичко, а дед и баба будут плакать, когда не смогут его разбить, что вытянуть репку всем поможет мышка.

Это воспитает в малыше такое положительное качество как неизменность и предсказуемость дальнейших действий героев сказки. Слушая сказку, а в дальнейшем и читая ее сам, ребенок обогащает свой детский словарный запас.

Именно в раннем детстве мы приучаем ребенка к чтению. Но делать это нужно ненавязчиво, с интересом для малыша. Наверняка, ребенку захочется самостоятельно, без участия родителей прочитать книгу. А это, как известно, доставляет ему удовольствие, вызывая также положительные эмоции.

Когда ребёнку читать книжки? Только в раннем детстве. Ни в коем случае нельзя допускать появления кризиса чтения, кроме того, в дальнейшем не стоит заставлять малыша садится за книгу, если он этого не хочет. Важно запомнить: чтение должно приносить только удовольствие и радость.

Как видно, ответ на вопрос, как и когда начинать читать детям книги, дан. Конечно, родители должны решать сами, когда приобщать малышей к чтению, но будет лучше, если они это сделают раньше. Главное - подать вовремя правильный пример, ведь родители - авторитет для ребенка.

В месяц, два, три, в полгода, год? Нет! Тогда, когда он находится ещё у мамы в животике! “Зачем?” — спросите вы. Многие люди даже младенца воспринимают как неосознанное глупое существо, а что говорить о “плоде” — внутриутробном ребёнке. На самом деле всё не так. Малыш не только рождается осознанным человеком, который всё понимает, чувствует и анализирует, но ещё будучи у мамы в животе он воспитывается и познаёт жизнь. Общение мамы и крохи во время беременности чрезвычайно важно для формирования положительных, гармоничных, доверительных отношений, когда ребёнок родится и будет подрастать.

Чтение малышу сказок – прекрасный метод такого общения. Маленький человечек знакомится с маминым голосом, его интонациями, настроениями (в зависимости от содержания сказки). Наверняка сказки, которые кроха слышал, живя в матке, в будущем будут оказывать на него благотворное, умиротворяющее влияние, как и музыка, которую мать слушала во время беременности.

Я начала читать сыну, когда была, кажется, на пятом месяце. Начала с Пушкина, т.к. встречала информацию, что сказки Пушкина лучше всего воздействуют на внутриутробного малыша. Потом купила в книжном магазине сборник стихов и сказок от рождения до трёх лет, книгу Бажова, и понеслось… Будучи беременной, я читала Серафиму и днём, и по вечерам, когда было настроение — ежедневно. Помню, когда закончились сказки, перешла на мифы и легенды разных стран мира – опять-таки слышала, что чем большее разнообразие жанров вы представите маленькому ребёнку, тем лучше.

В этом же режиме мы продолжили жить после рождения. Нам не хватало книг! Маршак, Чуковский, Барто, Пушкин, Ершов, Жуковский, Крылов (с его баснями), Толстой (с детскими рассказами и сказками), Сутеев, русские народные сказки, сказки других народов мира, самые известные сказки зарубежных авторов – всё это за два года прочитано вдоль и поперёк по несколько раз. Сейчас на очереди Усачёв и энциклопедия “Самые невероятные факты”. Как видите, мы никогда, даже в самом-самом маленьком возрасте не ограничивались “Репкой”, “Колобком” и “Курочкой Рябой”. Помню, в первые дни после родов освежала в памяти книгу “Подсознание может всё”. И сосущему сисю Серафиму читала вслух за компанию.

Конечно, очень важно, чтобы родители сами любили читать. Для меня книга – это не только лучший подарок на день рождения, но и святыня, с которой нужно обращаться очень бережно и аккуратно. Именно такое отношение к источнику знаний и свою любовь к чтению я прививаю сыну с первых месяцев жизни в животе и вне его. Ведь потом, в будущем, невозможно заставить ребёнка полюбить книги. Страстью к чтению можно только “заразить”, показывая соответствующий пример.

Разумеется, наш малыш очень любит книги. Для него это почти такой же лучший подарок, как и для меня. Он любит рассматривать картинки, любит, чтобы ему читали, уже давно я оставляю его с книжкой один на один, и знаю, что книга будет в целости и сохранности. Он чрезвычайно аккуратен – настолько, насколько может быть аккуратен с книгой ребёнок в два года. Никогда, даже в период, когда детки всё тащат в рот, я не позволяла книжки рвать, обсасывать и мять (даже картонные, детские). Отвлекала сынишку и тихонько заменяла книжку на игрушку, и всё.

Если вы не читали своему ребёнку сказки во время беременности, начинайте делать это сейчас, как можно раньше! Ведь с рождения малышу тоже очень важно слышать человеческую речь, причём грамотную, красивую. Слышать как можно больше и чаще, и литературные произведения в этом лучшие мамины помощники. Читайте младенцу все жанры: от народных потешек и прибауток до рассказов и поэм! В будущем это окупится вам сторицей: ребёнок не только рано начнёт говорить, обогатит свой словарный запас, но и будет идти с книгой по жизни! Удачи вам!

Ребенку книги

Поиск правильного ответа на этот вопрос тревожит очень многих родителей, чьи малыши только-только появились на свет. Ведь с одной стороны, кроха еще ничего не понимает, и чтение вслух кажется бессмысленным занятием. Но с другой психологи и педиатры уже давно установили, что чем раньше начинается этот процесс, тем легче в последующем ребенку научиться говорить. А согласно полученным недавно данным, даже социальная адаптация и общение со сверстниками удаются гораздо лучше тем детям, чьи родители читали им вслух с раннего возраста.

Как ни удивительно это прозвучит, но с самого рождения. Да, малыш еще не в состоянии уяснить не только смысл прочитанного, но даже разобрать слова. Но в любом случае он слышит голоса родителей, улавливает их интонацию, и эмоциональная связь между ним и окружающими становится ближе. Одновременно происходит еще не осознанное накопление информации, не понимая слов, ребенок, тем не менее, слышит их и постепенно учится узнавать. Дети, имеющие такой багаж, в будущем начнут говорить раньше своих ровесников, а речь их будет правильнее и грамотнее. По мнению специалистов, лучшим вариантом чтения в раннем возрасте станет выработка своеобразного ритуала – чтения книжки на ночь. Конечно, стоит уделять внимание книгам и днем, но если ребенок привыкнет к тому, что перед сном ему обязательно читают сказку, это войдет в привычку и выработает потребность в этом процессе на долгие годы.

Какие книжки выбрать?

В любом книжном магазине существует огромный выбор книг, созданных специально для детей. Но прежде чем решиться на покупку, родителям стоит самим критично оценить понравившееся им издание.

Прежде всего, стоит обратить внимание на содержание – для самых маленьких не стоит покупать книжки с обилием текста, достаточно будет двух-трех строчек или небольшого четверостишья на странице. Чем старше становится ребенок, тем содержательнее должна быть и литература, с которой он знакомится, но в первое время стоит ограничиться простыми и несложными текстами. Гораздо лучше воспринимаются малышами зарифмованные потешки и небольшие стихи. Очень часто ребенок отлично их запоминает и потом с удовольствием рассказывает наизусть, как только научиться говорить. Развитие когнитивных способностей – еще один плюс раннего чтения, поэтому совместное изучение сказок и стихов должно стать обязательным для тех родителей, кто мечтает вырастить смышленого и развитого ребенка.

Второй важный момент – иллюстрации. Стоит пролистать книгу в магазине, чтобы убедиться, что картинки в ней адекватны и их можно смело показывать малышу. Они должны быть яркими, достаточно крупными и при этом полностью соответствовать действительности. Последний момент очень важен, поскольку ребенку будет легко узнавать нарисованные предметы и сопоставлять их с тем, что его окружает в реальности. Поэтому изображенные в детской книге предметы должны быть похожи на самих себя в действительности.

И еще один важный момент – качество самого издания. Ведь юный читатель обязательно будет пробовать свою новую книжку и на прочность, и на вкус. Следовательно, листы в ней должны быть картонными , а краски, использовавшиеся для ее создания – качественными. У книги не должно быть неприятного химического запаха, листы должны быть хорошо закреплены, а картон должен быть плотным.

Сказки или рассказы – что выбрать?

Здесь многое зависит от опыта, который успел накопить юный читатель. В первый год жизни, безусловно, стоит отдать предпочтение сказкам («Теремок», «Колобок» и т.д.). Но уже чуть позже стоит начать переход из волшебного мира в реальный, и постепенно включать в программу чтения и рассказы о детях. Желательно, чтобы герой рассказа был близок по возрасту к малышу – так ему легче будет понять сюжет и поведение персонажей. Одновременно ребенок научится соотносить себя с другими детьми и оценивать собственные поступки.

Детская литература состоит из богатейшего фонда зарубежных и отечественных стихов, повестей, рассказов, сказок, причем все из них рассчитаны на определенную возрастную группу. Очень часто в некоторых книгах на последней странице есть надпись: «для младшего школьного возраста», «для дошкольного возраста», «для чтения родителями детям». На сегодняшний день книжный рынок довольно большой и в нем тяжело сориентироваться.

Дети 1-3 лет. Конечно, это самая маленькая возрастная категория детей, детей, которые совсем не умеют читать. Поэтому такие дети требуют большого внимания со стороны родителей, именно родители должны своим малышам читать книги. Но для этого возраста есть книги, в которых практически нет текста, но зато есть много различных красочных и понятных рисунков, которые будут интересными малышу.
Когда ребенку исполняется два года, он уже требует совершенно других книг. Книг, в которых больше текста, больше речи, ведь в этом возрасте ребенок должен максимально много слышать разных слов. Ведь именно с двух лет ребенок начинает набирать свой словарный запас. С двухлетнего возраста ребенку нужно читать часто книги, книги разнообразные, слушая те или иные рассказы, сказки, ребенок будет лучше формировать речевые навыки, а это очень важно.

Последние исследования показали, что современные дети на полгода позже начинают разговаривать, чем их сверстники 20 лет тому назад. Это связано с тем, что маленькие дети сами не читают и их родители не читают им книжек.

Для детей возрастом полтора года нужно читать небольшие стишки Маршака, Барто, народные сказки «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Ближе к двум годам можно начинать знакомить ребенка с творчеством Чуковского – «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит».

Дети 3-4 года. Для детей старше трех лет уже довольно легко могут восприниматься объемные произведения, их лучше читать малышу вечером, перед сном. Сюда можно отнести бессмертные творения «Приключения Буратино» Толстого, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Винни-пух», «38 попугаев», «Трое из Простоквашино» и «Крокодил Гена и все-все-все».

Четырехлетние дети начинают осознавать все, что вокруг них происходит, а также выражать по этому поводу свое мнение. Очень важно для родителей этот момент не упустить и на книжную полку добавить «Белоснежку», «Золушку», «Приключения олененка Бэмби». В таких книгах много взаимоотношений, переживаний и боли, такие чувства для маленького человека нужны, он должен их понимать.

Дети 5-6 лет. Определиться с книгой для ребенка 5-6 лет намного легче, в этом возрасте у него есть определенные жизненный опыт, поэтому он многое способен усвоить и понять. Дети такого возраста могут записаться в детскую библиотеку, где можно самому выбрать ту или иную книгу. На сегодняшний день многие дети в этом возрасте уже самостоятельно читают, ну и тем более, они способны самостоятельно делать выбор той или иной книги. Полезный совет взрослых по выбору книг, конечно, тоже уместен.

Как правильно читать книги ребенку? Каждый родитель должен четко уяснить одну прописную истину – одного раза прочесть книгу ребенку недостаточно. Каждый раз, прочитав ту или иную книгу малышу, нужно его расспросить о том, понял ли он содержание, что ему понятно, что он не понял. Особенно это касается объемных произведений, которые разбиваются на несколько вечеров.

Когда вы читаете книгу, в обязательном порядке останавливайтесь на тех местах и тех словах, которые не совсем ясны малышу. Очень часто он может встретить непонятные слова, также это касается книг со сложной сюжетной линией. Чтобы более точно знать на сколько понята ребенком книга, ему можно задать несколько вопросов по поводу прочитанного .

Относительно длительности чтения, то здесь все весьма индивидуально – для одних детей достаточно 10 минут почитать, а другие могут слушать и пол часа.

Если малыш не слушает

Одной из самых распространенных проблем у современных детей – не желание длительное время слушать чтение книги. Это и понятно, современный ребенок имеет предостаточное количество источников для получения информации или для развлечений. Сегодня детям доступен Интернет, телевидение, компьютер, видео и т.д. Именно по этой причине чтение ему может показаться скучным и не интересным занятием.

Чтобы у ребенка был интерес к чтению или слушанию книг, он меньше времени должен смотреть телевизор и сидеть за компьютером. В этом случае весь его интерес может переключиться на книги.

Каждый человек помнит, как родители или воспитатели читали им в детстве сказки. Сказка - это общение с малышом на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ними, учатся на его ошибках. С помощью рассказов сказок родители учат ребенка, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию, слушая сказки, они становятся более внимательными и усидчивыми.

Начинать читать сказки можно практически с пеленок, только хорошо воспринимать их ребенок научится не раньше 4 лет. Малышу, которому нет еще полтора годика, необходимо читать сказки "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба" и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учит их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова.

Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремиться добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 летнего возраста сказки Корнея Чуковского "Тараканище" и "Муху-Цокотуху", хоть у этих сказок и хорошая рифма.

Смысловые выражения , такие как "проглотили", "порвали", "растоптали", "испугались", могут произвести травму психики ребенка. Аналогичные сказки других авторов, где есть подобные фразы, не надо читать малышам, пусть он немного подрастет и когда ему будет понятен сюжет сказки, можно ознакомить с этими всемирно известными детскими произведениями. Для самых маленьких детей лучше читать сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агния Барто, Михалкова, Благиной и другие. Родителям необходимо тщательно фильтровать сказки, прежде чем читать их маленькому ребенку. Покупая книжку для своего малыша, обратите внимание на то, с какого возраста рекомендуется их читать детям. Если такой информации на книжке нет, то перелистайте ее сами.

Иллюстраций и картинок на книге должно быть каждый раз, как только вы открыли новую страничку. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше купить картонные книжки, чтобы они не могли рвать их листочки. Внимательно прочитайте сюжет сказки или стихотворения. Детская сказка малышам должна быть короткой и простой, со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Если вы считаете, что там присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от покупки этой книжки.

Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит перестараться и слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.

Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка . Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса", "Теремок", Зайка-зазнайка" и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки "Маша и медведь", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди", "Раковая шейка" и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.