Я самая

Метод локи поможет запомнить список покупок и подготовиться к презентации. Метод связанных ассоциаций Другие развивающие курсы

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует:

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки-и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

– купить газету;

– отправить письмо по почте;

– забрать фотографии у фотографа;

– отнести врачу рентгеновский снимок;

– купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

– позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара “очки – почта” (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию” луна-фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для : лук -врач – рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что-нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

– буква А (первое дело – первая буква алфавита). А – это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю “газета”;

– буква В (второе дело).В-это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово “горчица” вы ассоциируете с циркулем, затем серп- с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30-20 станций какой-либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.

Наверное, каждый задавался таким вопросом перед входом в магазин, вроде, список простой и понятный, а половину списка я вообще не помню, хотя 15 минут назад его просматривал?

Или вы приходите в магазин и ходите с бумажкой в поисках нужных продуктов, каждые 3 минуты доставая список из кармана. Удобно? Мягко говоря, не очень!

И что получается – забыл список дома, пойдешь обратно, ну или купишь, не все или не то)

Я даже могу предсказать примерно сколько элементов из списка вы вспомните, это уже доказанный научный факт. Человек в фокусе внимания способен удерживать 7+-2 единицы информации, при тренировке можно это границу расширить, но в любом случае не очень значительно.

Получается следующая ситуация, вы легко вспомните от 5 до 9 продуктов, если с вашей память все в порядке, а дальше уже спорный вопрос, а если в списке 25 продуктов?

Можете проверить мою теорию на себе! Напишите список в 25 продуктов – прочитайте его и минут через 20 попробуйте воспроизвести. Скорее всего вы еще получите эффект края, когда первые и последний продукты будут помниться лучше всего, а серединка выпадет из фокуса внимания.

Что же делать?

Есть простая техника запоминания списков. Основа нашей памяти - это образы и связи, т.е. чтобы запоминать нам нужны картинки, которые как-то взаимодействуют между собой. Вам просто нужно представить образ каждого продукта и связать их между собой в цепочку и обязательно 1 раз припомнить, и я вам гарантирую, что 100% вы вспомните весь список.

Возьмем список из 5 продуктов:

Батон – кетчуп – макароны – молоко – ананас

Вы представляете себе образ БАТОН и КЕТЧУП, затем связываете их любым способом. Образы должны взаимодействовать. Например, КЕТЧУП протыкает насквозь БАТОН. Далее вы берете следующий образ МАКАРОНЫ и связываете их с КЕТЧУПОМ. МАКАРОНЫ душат кетчуп и так далее….

Есть одно правило:

ВСЕ ОБРАЗЫ СВЯЗЫВАЮТСЯ ПАРАМИ! ТОЛЬКО 2 ОБРАЗА В 1 КАРТИНКЕ.

Как только вы связали все образы, вам нужно будет просмотреть всю цепочку от начала и до конца, если какие-то образы выпали, то добавить их обратно или усилить и все готово!

Козаренко пишет в своей книге, что на создание 1 пары образов у опытного мнемониста уходит 6 секунд. Это значит, что список из 25 продуктов вы запомните за 2 мин 30 сек.

Согласитесь, это быстро). А чем больше вы тренируетесь, тем быстрее вы будете создавать образы, на самом деле 6 секунд для простых списков это даже много)))

Пробуйте и у вас получится! Об особенностях построения связей между образами, я расскажу в следующей статье.

Как запомнить список продуктов для магазина?

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Как запоминать список
ПУТЕШЕСТВИЕ ВНИЗ ПО ДОРОГЕ ПАМЯТИ
Список из десяти предметов, какой бы вам не предложили, не должен составлять проблемму для нашей памяти, хотя все еще иногда делает это. Давайте, для примера, возьмем список предметов, которые необходимо купить в магазине. Попробуйте запомнить следующее в течение одной минуты не прибегая к записям.
1. рыба
2. маргарин
3. шахматная доска
4. молоко
5. лук 6. футбольный мяч
7. лестница
8. часы
9. рулетка
10. мячик для собаки
Большинство людей сможет запомнить что-то между четырьмя и семью предметами. И это все после того, как в предыдущей главе я рассказывал о том, какой замечательной памятью мы обладаем. Это не было праздным хвастовством. В конце этой главы вы будете готовы запоминать любые десять предметов в прямом и обратном порядке в течение одной минуты. В доказательство этого мнения, попробуем провести следующие два простых упражнения.

Вспоминание забытого

Давайте попытаемся вспомнить все, что с вами произошло в течение сегодняшнего дня. В какое время вы встали? Что было по радио или по телевизору? Можете вспомнить ваш путь на работу? В каком настроении вы были когда пришли на работу? Вы ехали на машине или шли пешком? Кого вы встретили?

Не странно ли? Ваша память не имеет проблем запоминать все это каждый день и даже светские впечатления (самое тяжелое запоминание), и при этом не можете запомнить какой-то маленький списочек покупок в магазине, который так необходим? Если вы захотите усложнить эксперимент и попробуете записать все, что смогли запомнить за сегодняшний день, обычно пустой и скучный, вы будете удивлены сотням вещей, которые вы запомнили без усилий.

Некоторые вещи несравненно проще для запоминания, чем другие, например, события во время путешествия. Когда я думаю о прошедшем, или о празднике, наиболее яркие воспоминания ассоциируются с путешествиями. Возможно я был в поезде, или путешествовал по парку; я могу вспомнить все что случилось в каждой отдельной точке по пути следования. Путешествия дают структуру всей ветхой коллекции запоминаний в вашей голове; это помогает держать все в порядке, как в кабинете министров.

Вспоминание грандиозного

Если подобно мне вы выполнили первое упражнение с некоторой депрессией, откройте для себя еще худшее о заурядности вашей жизни, что тяжелее, чем представления о слабости вашей памяти, и насладитесь следующим экспериментом. Попробуйте представить день. Преувеличьте и искривите вашу нормальную действительность...

Проснитесь ненормально на мягкоперинной кровати под пение птиц; со спящей рядом прекрасной любовницей; отодвинув занавеску обнаружте спускающиеся к брызжащему океану холмы. Необычная шхуна бросила свой якорь в бухте, и линейные паруса трепыхаются от свежего бриза. Завтрак подан в постель; пришла почта, и вы, неожиданно распечатав письмо удивленно произносите: "Боже, я выиграл 1 миллион фунтов стерлингов". Получилось! И т. д. и т. п.

Конечно же ваша личная мечта может несколько отличаться от моей. Но когда вы дочитаете эту книгу до конца и я попрошу вас вспомнить фрукты из вашего дикого мечтания, вы должны быть готовы все, что было в вашем сне. Представленные события вспоминать почти также легко как и реальные, в частности если они преувеличены и преукрашены (ни кто не любит вспоминать плохие сны). Это все потому, что представления и память вместе участвуют в формированию умственных образов.

Вернувшись от возвышенного к обыденному, сейчас вы находитесь в готовности запомнить десять объектов для покупок в магазине, вооруженные результатами двух предыдущих экспериментов. Держите открытым свой разум читая следующие несколько параграфов.

Для того, чтобы запомнить список предметов, надо \"поместить\" каждый объект на свой участок известного вам пути - вокруг вашего дома, по дороге в магазин, или на автобусную остановку.

Чтобы каждый скучный образ сделать запоминаемым, вы должны преукрасить его, сделать причудливым на каждом этапе своего пути. Воображайте ненормальное,
кровожадных рыб, летающих вокруг вашей кровати, к примеру, и покрывающие липкой чешуей мыгкую перину. Или представьте вашу ванную заполненную марганином; каждый поворот крана добавляет все больше и больше и маргарин переливается через края!

А вот вам основа самой системы запоминания: Ключь к Совершенной Памяти в вашем ВООБРАЖЕНИИ .

Позже, когда вы пожелаете запомнить список вы будете \"гулять\" по известному вам пути передвигаясь от этапа к этапу и вспоминать каждый объект мимо которого вы проходите. Путешествие создает порядок и соединяет образы вместе. Ваше воображение делает каждый их них запоминаемым.

Путешествие

Выберите близко знакомое вам путешествие. Простая прогулка вокруг вашего дома также хороша, как и все другое. Если вам необходимо запомнить десять предметов, то в пути должно быть десять этапов. Найдите логическое начало для путешествия и логически обоснованный конец. Давайте теперь изучим его. Однажды составив подобное в памяти вы всегда сможете использовать это для запоминания десяти цифр телефона, десяти людей, десяти договоренностях и десяти любых других объектов, снова и снова.

Ваш план:

этап 1: кровать
этап 2: ванная
этап 3: туалет
этап 4: лесенка
этап 5: гостиная этап 6: кухня
этап 7: дверь
этап 8: сад
этап 9: дорожка
этап 10: дом напротив
На каждом этапе плана закрывайте глаза и представляйте ваш дом. В целях демонстрации я выбрал стандартный двух-этажный домик. Если вы живете в квартире или бунгало, поместите лестницу в коридор или другую комнату. Какую бы комнату вы не использовали, все время двигайтесь по логически оправданному пути.
Например, я никогда не иду в туалет из ванной через сад. Последовательность должна быть обычной. Это делает запоминание более естественным и простым.

Если у вас есть трудности, попытайтесь представить самого себя гуляющего по вашему дому, визуализировав себя как можно ярче на каждой стадии. Попробуйте сделать это несколько раз. Когда вы сможете запомнить весь путь без подглядывания в свой план, вы готовы к новой попытки запомнить список покупок в магазине. Теперь, я надеюсь, результат будет гораздо лучше и впечатляюще.

Удивительные образы

Используя ваше воображение, вы должны снова повторить свое путешествие, только теперь "поместите" каждый объект на свою соответствующую стадию. Намереваясь запомнить, создайте серию удивительных образов, настолько необычных от нормального насколько возможно. Вы когда нибудь видели двух-метровые шахматные фигуры кричашие друг на друга в комнате отдыха? А как насчет сотен разбитых бутылок на вашей лестнице?

Делайте все как можно более необычным. Используйте все свои чувства; пробуйте на вкус, дотрагивайтесь, нюхайте, слушайте и рассматривайте все. Чем больше чувств вы сможете использовать, тем более запоминающимися станут ваши образы. (Например, если мы хотим запомнить слово на странице мы часто негромко его произносим.) Очень важно движение.

Не стесняйтесь своего изобретательства. Не существует правил, которые регулируют ваше воображение. Вы единственный слушатель в аудитории. Попробуйте шокировать себя! Вы будете запоминать сцену более ярко. Чем больше дикого и причудливого, тем легче запоминание. Пусть ваше воображение взбунтуется.

Размещение объектов

Чтобы показать вам что я имею в виду, приведу вариант того, как я запомнил бы список:

  • Этап 1: Я просыпаюсь в своей кровати и нахожу, что держу в руках удочку. На конце лески, за спинкой кровати, трепещется огромная скользкая рыба.

Я использую все мои чувства: я вижу изгиб удочки, я слышу щелкание катушки, я чувствую натяжение лески, я ощущаю запах вони, рыбий запах, я дотрагиваюсь до чешуи.

  • Этап 2: Я иду в ванную принимать душ. Вместо горячей воды жирный маргарин вытекает из рожка и стекает по моему телу.

Я чувствую тепло, скользкость и вижу яркий, флуоресцирующий желтый цвет.

  • Этап 3: Я гуляю в туалетной комнате и наблюдаю за гигантскими шахматными фигурами на гигантской шахматной доске. Что-то вроде "Алисы в стране чудес" с живыми фигурами.

Я могу слышать препирательства между фигурами, оскорбления между королем и ферзем.

  • Этап 4: Лестница хаотически загромождена сотнями молочных бутылок, некоторые из которых пусты и даже разбиты. Молочник стоит внизу лестницы и извиняется за беспорядок.

Я продолжаю свой путь вниз, ощущая запах скисшего молока. Я слышу звон стекла и хлюпанье разлитого молока под подошвами. Интересно, что это молочник делает на первой ступеньке? Чем больше мысленных "крючков" и ассоциаций вы соберете, тем больше шансов на последующее воспоминание материала.

  • Этап 5: Я открываю дверь в гостиную комнату. Вместо пульсирующего света из лукообразной лампы свисающей с потолка, она пускает корни, которые тянутся к полу, увеличиваясь и увеличиваясь в размер ах.

Я прогуливаюсь вокруг, ощущая как все увеличиваясь растет головка лука и отмахиваясь от лезущих в мои глаза стеблей. Вдруг луковица взрывается разлетаясь на миллионы кусочков. Бурные эксперименты запоминаются очень ярко. Это очень важно, однако, варьируйте свои сцены; повторения, в частности драмматических ефектов, только смутят вас.

  • Этап 6: На кухне разгорелся футбольный матч. Фаянс и лежащая орнаментом плитка разбиваются вдребезги.

Рефери пронзительно свистит. Держите ваше окружение нормальным насколько возможно. Даже если вокруг все в беспорядке, это все равно таже самая кухня. Когда вы будете путешествовать для запоминания различных списков, это будет все то же самое знакомое вам место.

  • Этап 7: Кто-то оставил снаружи входной двери лестницу. Я не могу пройти мимо не столкнув ее.

Моя входная дверь это не комната, но это следующая стадия маршрута. Я пытаюсь измерить свою реакцию и хронометрировать. Успею ли я перехватить лестницу открывая дверь или мне лучше просто отпрыгнуть? Я слышу клацанье металлических стоек по грунту, когда я отодвигаю лестницу.

  • Этап 8: Большие дедушкины часы громко тикают у меня в саду. Стрелки крутятся туда и назад.

Итак я снаружи. Какая погода на дворе? Дождичек? Если так, то это повредит часы. Я подхожу к ним, переворачиваю и вижу свое отражение в стекле. Который час? Я ни когда не слышал такого громкого тикания.

  • Этап 9: Рулетка тянется вдоль дороги насколько хватает глаз.

Я нажимаю возвратный механизм и наблюдаю как она постепенно собирается в свою катушку все ускоряя и ускоряя темп. Я вижу как конец покачивается вверх и вниз цепляясь за неровности на дороге. Я боюсь, что она может ударить по мне как хлыст и порезать.

  • Этап 10: Мой сосед напротив поместил у себя в саду гигантский мячик для собак.

На склоне написано огромными буквами кричаще красним цветом "собака". Сам мячик желтый и настолько большой, что закрывает соседский дом. Вокруг валяется собачая пища, здоровые студенистые куски мяса.

Просмотр путешествия

Создав однажды десять образов в десяти стадиях вашего дома (попробуйте не использовать мои образы или этапы), вы готовы все вспомнить, осуществляя мысленное путешествие, начинающееся с вашей кровати. Возобновите все образы. Не пытайтесь вспоминать все названия объектов немедленно. Вы только испытаете чувство паники и смущения своей плохой памятью. Не надо спешить. Закройте книгу и хладнокровно и логически пройдитесь по всем комнатам в своей голове.

Что случилось в вашей спальной? Слышите щелканье... рыболовная удочка... что-то скользкое: рыба. Идем в ванную, где вы моетесь каждое утро... душ... что-то желтое стекает на вашу голову: маргарин. И так далее.

Тяжелая охота

Я уверен, что вы сможете вспомнить все десять образов. Если же, однако, ваш мозг предоставит вам абсолютно чистые комнаты, это значит, что созданные вами образы не были достаточно стимулированы. В таком случае вернемся к списку и изменим сценки. Вместо падения лестницы, на 7-м этапе, например, представьте взмывающую вверх большую лестницу и посмотрите сверху на ставшую маленькой дверь. Это вас пугает, вы покачались немного из стороны в сторону и почувствовали головокружение. Простейшее правило - пролистайте все в вашем мозгу, как на компьютере (только лучше), всего лишь "воспроизведите" то, что вы "записали".

Не забывайте, что вы всего лишь упражняетесь в воображении по новому методу. Подобно неиспользуемому мускулу вы чувствуете небольшой трудности в первые несколько раз. С практикой вы обретете возможность создавать образы и ассоциации гораздо быстрее и с большим успехом.

Используя комбинацию из удивительных образов и хорошо-известному путешествию, вы стимулировали свой мозг к запоминанию десяти различных образов. Однако, я надеюсь, вы сделали гораздо больше. Вы можете воспроизвести все и в обратном порядке. Это не так уж необходимо делать со списком покупок в магазине, но пригодится когда нам понадобится запоминать кое-что другое чуть позже.

Кроме всего вы можете порадоваться, что имеете возможность воспроизводить список начиная с любого места в прямом и обратном порядке. Например, возьмем часы в саду. Вы ведь знаете, что до этого была лестница перед дверью, а после будет рулетка на дороге. Всю работу за вас сделает известное вам путешествие. Оно будет держать все в логическом порядке.

Не паникуйте и не опускайте руки, заметив особенную тщательность метода или его медлительную природу. С практикой ваш мозг научится создавать образы и искать их гораздо быстрее. Вы всего лишь должны научиться правильно создавать их и контролировать. Пройдет не так много времени и вы обнаружите, что можете "пробегать" весь путь, вспоминая объекты по дороге.

Нет ничего опасного, что ваш мозг будет забит многочисленными странными картинками. В следующий раз, когда вы захотите запомнить другой список, новые образы сотрут старые. Это подобно записи на видео касету. Путешествия, конечно же, всегда будут теми же самыми.

Это всего лишь подтверждение того, что вы нашли путь на котором ваш мозг всегда работает, что больше чем освоение новый метод. Это основное подтверждение того факта, что мы запоминаем вещи по ассоциации. Если вы идете по улице и видите автомобиль опоясанный цветными лентами и украшенный цветами, ну к примеру, образ вашей личной свадьбы может впыхнуть в вашем мозгу. Это, в свою очередь, напомнит вам о своей жене или муже, и вы вспомните с ужасом что завтра годовщина данного события и вы еще ни чего не приготовили.

Сейчас я покажу вам простейший путь усиления этих ассоциативных образов. Я знаю, все это может показаться странным, но запомните: ваша память лимитирована лишь вашим воображением.

МЕТОД "СВЯЗОК"

Я рассказал вам как запомнить десять предметов из списка покупок помещая их вдоль известного путешествия. Используя образы, цвета, запах, чувства, эмоции, вкус и движение вы готовы вспомнить дикие фрукты вашего воображения или наоборот светский рутинный вечер.

Этот метод подобен запоминанию простого списка, однако дает дальнейшее подкрепление образов если это необходимо, путем связывания. На каждой стадии путешествия пытайтесь давать себе на пробу что будет дальше.

Например, в списке покупок первый образ был рыба, второй маргарин. Я запомнил рыбу путем представления ее извивающейся на крючке моей удочки. А теперь представим рыбо бултыхающуюся в маргарине, так как я собираюсь ее приготовить. Или возможно она вырывается и ползет извиваясь по пути в ванную, трепыхаясь в желтой луже вытекающей из под двери.

Связывание образов должно единственное организовать напоминание о следующей стадии вашего списка. Не бойтесь смешать два образа. Фокусная точка напомнит вам, что рыба из спальной комнаты.

На второй стадии я запоминаю маргарин стекающий из душа. Теперь, используя метод связывания, сквозь прозрачную дверь я вижу шахматные фигуры следующей стадии. И так далее.

Попытайтесь образовать простейшие связи в испытуемом списке. Наручные часы должны немного напоминать рулетку; длинная линейка напоминать собачий поводок. Как только вы сделаете это большая собака выскочит на дорогу.

Однажды почувствовав действенность метода связок на запоминании десяти предметов списка, вы будете готовы продлить ваше путешествие и запоминание насколько захотите. Например, когда я запоминаю колоду карт, я использую путешествие из пятидесяти двух этапов, что больше чем десять. Слышится неправдоподобно? Как только вы выберете хорошее, близкое вам путешествие, ничего не станет проще.

Метод локи назван так вовсе не в честь скандинавского бога. Наименование происходит от латинского слова loci - «местоположения». Иначе этот мнемонический метод называют Дворцом памяти или ментальной прогулкой.

Метод локи был разработан ещё в Древнем Риме, когда мастера не могли пользоваться записями и всю информацию для многочасовых выступлений держали в памяти. Суть метода заключается в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным вам локациям. Факты могут быть любыми, например:

  • иностранные слова;
  • материал для выступления на конференции;
  • список покупок для праздничного обеда.

Кстати, метод локи использует Доминик О’Брайен (Dominic O’Brien) в мнемонических соревнованиях.

Доминик О"Брайен

Итак, как же запоминать информацию с помощью Дворца памяти?

Этап 1. Постройте Дворец памяти

1. Выберите место. Это должно быть хорошо знакомое место, которое вы с лёгкостью представляете и по которому можете мысленно прогуливаться. Например, ваша квартира. Чтобы техника была эффективной, не просто представляйте квартиру, а создавайте маршрут прогулки по ней.

2. Составьте список отличительных деталей этого места. Для квартиры это могут быть предметы мебели или декора. Старайтесь проанализировать пространство методично, например в соответствии с тем маршрутом, по которому вы обычно делаете .


shotsstudio/depositphotos.com

3. Отпечатайте в своё место. Тут может потребоваться некоторое время, но именно этот шаг станет залогом того, что метод локи будет работать эффективно. Если для вас это сложно, воспользуйтесь одним из дополнительных шагов:

  • пройдите ещё раз по маршруту и зафиксируйте детали на бумаге;
  • начинайте всегда с одного места;
  • мысленно возвращайтесь в своё место как можно чаще.

Этап 2. Создайте ассоциации

Построив Дворец памяти, приступайте к размещению в нём пунктов для запоминания.

Подходите к этому творчески. Например, вы хотите запомнить список покупок. Представьте, как яйца падают с дивана, подкиньте скворчащий бекон, чтобы он прилип к двери, отведите сельдерею, капусте и порею определённое место за столом и представьте, как они беседуют о погоде. В ванной комнате пусть чистит зубы кондиционер для белья, а средство для чистки кафеля принимает душ. Чем бредовей и смешней будут , тем лучше!

Этап 3. Пройдитесь по Дворцу памяти

Повторите созданную картинку, чтобы удостовериться, что вы ничего не забыли.

Всё! Готово! Можно идти в магазин.


lightpoet/depositphotos.com

Естественно, список покупок не единственное применение данного метода. К тому же в магазине, пожалуй, даже удобней будет использовать настоящий список на бумаге или в смартфоне. Однако запоминание перечня покупок хорошо подходит для освоения метода. После вы сможете перейти к более сложным данным.

Также со временем вы можете создать несколько маршрутов, чтобы держать в больше информации. Например, в отпуске постарайтесь запомнить обстановку любимого отеля, по пути на работу обратите внимание на самые яркие здания или сходите в парк, который больше всего любили в детстве.