Вольные темы

Методические рекомендации по организации физкультурно – оздоровительной работы для людей пожилого возраста. Рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы с гражданами средних и старших возрастных групп Оздоровительные мероприятия для людей зр

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Михаил Алексеевич Причалов, кандидат педагогических наук, доцент,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка, Московская область,

Евгений Дмитриевич Соловьев, преподаватель,

Воронежский государственный университет

Аннотация

Ведущим фактором, сдерживающим наступление старости и улучшающим здоровье человека, является мышечная деятельность. Регулярные физические упражнения приводят к общей интенсификации обмена веществ, повышая активность процессов аэробного окисления; оказывают положительное влияние на поддержание нервной и гуморальной регуляции, систем кровообращения и дыхания, при правильной организации физического воздействия вызывают не только замедление инволютивных изменений, но и повышение уровня функциональных возможностей всех систем организма

Ключевые слова: старость, индивидуальное программирование, функциональное состояние, уровень физической подготовленности, уровень здоровья.

THE ORGANIZATION OF SPORT-HEALTHY OCCUPATIONS FOR OLD

Michail Alekseevich Prichalov, candidate pedagogical science, senior lectures, Moscow State Academy of Physical Education,

Settlement Malakhovka, Moscow area Evgeniy Dmitrievich Soloviev, teacher,

Voronezh State University

The muscle activity is the key factor which stop old age and which rise health of people. The regular physical exercises lead to the common intensification of metabolism; increasing the activity of the process of aerobic oxidation, exert positive influence on the improvement of nervous and hymoral regulations, the systems of circulation of the blood and breathing. If the exercises have right organization of physical influence they lead to not only do exercises cause the delay of involutes changes, but increase the functional possibilities of the all systems of organism as well.

Key worlds: old age, individual programming, functional condition, level of physical preparation, level health.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, по данным ведущих специалистов, в нашей стране более 80% взрослого населения ежегодно болеют . Основные причины такого положения дел в обществе тесно связаны с нарушениями естественного питания, увлечением вредными привычками, малоподвижным образом жизни, неблагоприятной экологической средой, наследственными факторами и недостаточным медицинским обеспечением .

Общеизвестно, что регулярные занятия физическими упражнениями приводят к общей интенсификации обмена веществ, что повышает общую активность процессов аэробного окисления, оказывает положительное влияние на поддержание нервной и гуморальной регуляции, а также систем кровообращения и дыхания. Установлено, что правильная организация оздоровительных занятий для пожилых людей вызывает замедление инволютивных изменений, улучшает функциональное состояние органов и систем организма .

ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследований связана с разработкой методики проведения оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста на основе индивидуального программирования процесса выполнения специальных упражнений с учётом их функционального

состояния, двигательных способностей и характера различных заболеваний.

В исследовании приняли участие мужчины (п=21) в возрасте от 60 до 70 лет и женщины (п=24) в возрасте от 65 до 73 лет, занимающиеся в Центре адаптивной физической культуры г. Воронежа.

Для достижения поставленной цели была выбрана следующая последовательность проведения исследования.

На первом этапе проводилось определение уровня физической подготовленности, здоровья, характеристик телосложения и особенностей заболеваний у людей пожилого возраста, занимающихся в оздоровительных группах ЛФК.

На основе полученных данных в экспериментальную методику вводились такие упражнения и режимы их использования, которые позволили компенсировать и устранить недостатки, слабые звенья в физической подготовленности, в состоянии здоровья людей пожилого возраста, вызванные недостаточно активным образом жизни и естественным процессом старения.

На втором этапе осуществлялся подбор и апробирование специальных физических упражнений, направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния организма занимающихся.

Изучение особенностей функционального состояния организма, уровня здоровья, физической подготовленности и основных заболеваний у лиц пожилого возраста позволило разработать основные требования к методике проведения занятий оздоровительной физической культурой. Эти занятия должны обеспечивать:

Восстановление утерянного, вследствие малоподвижного образа жизни и возрастных изменений, уровня функционирования жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и т.д.);

поддержание на должном уровне развитие двигательных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы и координации);

профилактику заболеваний, вызванных возрастными изменениями в организме (атеросклероз, остеохондроз);

нормализацию состава веса тела;

профилактику наиболее часто встречающихся у пожилых людей заболеваний опорно-двигательного аппарата;

восстановление сенсорных функций (остроты зрения и слуха); улучшение настроения и самочувствия;

учет индивидуальных способностей занимающихся, их уровень физической подготовленности, особенностей заболеваний.

На третьем этапе разрабатывались схемы индивидуального программирования занятий в соответствии с особенностями функционального состояния и имеющимися заболеваниями.

В соответствии с разработанными требованиями, занятия оздоровительной физической культурой были построены по следующей схеме, состоящей из нескольких блоков или частей. Занятие начинается традиционно с разминки, в которую включены разогревающие низкоинтенсивные упражнения, растягивающие связки, мышцы, сухожилия и подготавливающие организм к более интенсивной работе. Продолжительность этой части -10 минут.

Основная часть занятия состоит из трех основных блоков длительностью по 20 минут. Сначала идет блок развития основных функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной. В соответствии с современными взглядами, наибольшее положительное воздействие на эти системы оказывают упражнения циклического характера, в которых используется продолжительная работа в аэробном режиме при ЧСС 65-85% от максимума. В нашей методике использовались ритмические упражнения, заимствованные из танцевальной гимнастики, аэробики и

шейпинга и фитнеса. При этом учитывались уровень подготовленности и функциональные возможности занимающихся. В программе предусмотрено разветвление группы на 3 потока. В первом потоке занимались начинающие или имеющие низкий уровень функциональных возможностей. Упражнения в этом потоке выполнялись с малой амплитудой и малым напряжением. Во втором потоке - более подготовленные занимающиеся выполняли упражнения с полной амплитудой, и в третьем потоке для обеспечения достаточной нагрузки для хорошо подготовленных было предусмотрено выполнение упражнений с отягощающими манжетами, закрепленными на верхних и нижних конечностях. Вес манжет - от 0,25 до 1,5 кг. Во всех трех потоках выполнялись одни и те же упражнения в одном и том же ритме, под музыкальное сопровождение в среднем и высоком темпах. По мере повышения уровня функциональной подготовленности был предусмотрен переход занимающихся из первого потока во второй и так далее, что обеспечивало адекватную нагрузку.

В общий профилактический блок были включены упражнения, направленные, в первую очередь, на увеличение подвижности позвоночника и суставов, а также точечный самомассаж для повышения иммунитета, улучшения зрения, слуха и нормализации кровяного давления. Уровень физической нагрузки в этой части значительно ниже. ЧСС не должна превышать 120 уд/мин. Упражнения выполнялись одновременно всей группой под одно и то же музыкальное сопровождение, в относительно низком темпе.

В блоке индивидуальных упражнений группа подразделялась на 5-6 потоков, в каждом из которых выполнялись упражнения, направленные на профилактику имеющихся заболеваний и коррекцию телосложения.

Для профилактики остеохондроза были представлены три комплекса, используемых при заболеваниях шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, а также приемы точечного самомассажа.

Для укрепления дыхательной системы и профилактики респираторных заболеваний использовались дыхательные упражнения Стрельниковой, специальные упражнения йоги и самомассаж.

Заключительная часть занятия состояла из двух блоков: релаксации в сочетании с музыкотерапией и стимулирующего самомассажа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень здоровья оценивался по комплексной оценке, разработанной сотрудниками ВНИИФК .

Высокая эффективность методики обусловлена, в первую очередь, достоверным повышением уровня здоровья, измеряемого показателем уровня физического состояния - с 3,9 до 5,1 балла (р < 0,05) и всех составляющих его компонентов, а также существенным снижением суммарного по группе количества дней заболевания с 109 до 49 за время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, по сравнению с аналогичным периодом, предшествующим эксперименту.

В результате занятий возросла физическая работоспособность с 2,0±0,1 до 2,4±0,1 вт/кг/мин (р<0,05), улучшилось функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Время восстановления ЧСС после физической нагрузки сократилось с 3,2±1,4 до 1,5±0,3 мин (р<0,05). Частота сердечных сокращений в покое понизилась с 72,6±2,3 до 64,1±2,1 уд/мин (р<0,05). Жизненная емкость легких возросла на 15,5%, а время задержки дыхания - на 60,2%.

Уровень физической подготовленности возрос в показателях общей и силовой выносливости (на 42,6 и 55,5%, соответственно), в показателях гибкости (на 14,1 и 131,1%), в меньшей степени - в показателях проявления силы (на 13-19%). Отмечается недостоверное увеличение показателей быстроты и ловкости.

Таблица 1

Показатели физического состояния лиц пожилого возраста до и после занятий по _________________________экспериментальной методике___________________________

№ п.п. Показатели Пол До начала занятий +Б После цикла занятий х2+Б

1 ЖЕЛ(л) м 2,3±0,1 2,4±0,1

ж 2,5±0,1 2,7±0,1

2 Частота сердечных сокращений в покое (уд/мин) м 72,6±2,3 64,1 ±2,1

ж 70,5±2,2 63,ШД

3 САД (мм рт. ст.) м 133,1±2,4 125,1 ±2,3

ж 135,4±2,4 131,3±2,4

4 ДАД (ммрт. ст.) м 91,2±1,5 83,3±1,4

ж 93,4±1,6 89,7±1,5

5 Сила правой руки отн., кг м ж 35,1±1,9 53,4± 2,0 44,3±2Д 61,2±2Д

6 Сила левой руки отн., кг м 31,6±1,6 40,3±1,7

ж 48,2±1,7 56,7±1,7

7 Быстрота рук (10 с), количество раз м 21,7±1,8 27Д±1,9

ж 25,3±1,9 29,3±1,9

8 Отжимание на четвереньках (30 с), количество раз м 13,1±0,5 15,3±0,6

ж 15,2±0,6 20Д±0,8

9 Подъем ног (30 с), количество м 7,1±0,3 9,3±0,4

ж 12,3±0,5 15,4±0,5

10 Быстрота реакции, см м 21,2±1,8 17,3±1,5

ж 19,1±1,5 15Д±1,3

11 Вестибулярная устойчивость, с м 9,3±0,6 13Д±0,8

ж 10,3±0,7 14,0±0,8

12 Теппинг-тест, количество раз м 53,3±2,2 60Д±2,3

ж 61,1±2,2 70,3±2,3

13 Гибкость позвоночника, см м 4,3±0,2 10,3±0,4

ж 2,3±0,2 2Д±0,2

14 Подвижность в тазобедренном суставе, см м 101,3±3,2 109,5±3,2

ж 107,5±3,3 115,6±3,3

15 Поворот головы, град м 55,1±1,9 68,4±2Д

ж 61,3±2,1 73,2±2,2

16 Наклон головы вниз, град м 28,2±1,3 35Д±1,4

ж 34,5±1,5 43,2±1,5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физической культурой, в частности гимнастикой, могут заниматься люди всех возрастов, разного уровня физической подготовленности и разных индивидуальных особенностей, включающих в себя и отклонения в состоянии здоровья. И для каждого оптимальна только та нагрузка, которая соответствует его полу, возрасту, физическому состоянию. Нарушение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого оздоровительною эффекта, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Обеспечит успех лишь индивидуальный подход, постепенное повышение нагрузки. Индивидуальная регламентация физических нагрузок предусматривает правильный выбор упражнений по их направленности, объему и мощности воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. / Н. М. Амосов. - М.: ФиС, 1987. - 64с.

2. Анапасенко, Г.Л. Медицинская валеология. / Г.Л. Анапасенко, Л.А. Попова.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-248 с.

3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого. / В.К. Бальсевич. -М.: ФиС, 1988.-208 с.

4. Будзен, П.В. Здоровье и массовый мастер-спорт: Проблемы и пути решения / П.В. Будзен, Р.Д. Дибнер // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №5-6,-С.6-12.

5. Галкин, Ю.П. Технология составления индивидуальных программ занятий физическими упражнениями: Учебное пособие. / Ю.П. Галкин. - Смоленск, 1995. -34с.

6. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура. / С.П. Евсеев, JI.B. Шапкова.

М.: Советский спорт, 2000.-240 с.

7. Моловичко, А.Д. Диагноз - рак. / А. Д. Моловичко. - М.: Роспект, 1999. - 320 с.

8. Оценка физического состояния. Лиц пожилого возраста. Методические рекомендации. ВНИИФК. Москва «Советский спорт» 2001, 32 с.

9. Царик, А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни / А.В. Царик // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 1. - С. 2-4.

АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Ольга Никитична Титорова, кандидат педагогических наук, доцент,

Евгений Афимович Лосин, заслуженный тренер РФ, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Рассмотрены проблемы, возникающие у студентов в период прохождения педагогической практики.

Ключевые слова: педагогическая практика, вуз физической культуры.

ANALYSIS OF THE DIFFICULTIES ARISING AT STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL DURING PASSAGE OF STUDENT TEACHING

Olga Nikitichna Titorova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgenie AJimovich Losin, deserved trainer of the Russian Federation, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

The problems arising at students during passage of student teaching are considered.

Key words: student teaching, high school of physical training.

Педагогическая практика является важным компонентом системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре, связующим звеном между обучением в вузе и самостоятельной педагогической деятельностью, позволяющим студентам приобрести исходный опыт применения полученных знаний и практических умений в качестве преподавателя в сфере физической культуры.

Эффективность педагогической практики зависит от теоретико-методической обоснованности ее содержания и организации.

В процессе педагогической практики решаются следующие задачи:

1. Воспитывать потребность и интерес к профессии преподавателя физической культуры.

2. Сформировать представление о планировании и организации учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

3. Обучить применению психолого-педагогических, медико-биологических, теоретико-методических и специальных знаний в процессе решения конкретных педагогических задач.

На основании Приказа Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30.06.1997 N 832 «Об организации и предоставлении платных физкультурно-оздоровительных услуг населению средствами физической культуры и спорта» , необходимым условием организации и управления ФОР с населением по месту жительства являются её формы, которые представляют собой способ существования и развития ее содержания.

По способу существования можно выделить три формы физкультурно-оздоровительной работы:

Государственную? представлена деятельностью государственных организаций;

Общественную? деятельность общественных организаций;

Самостоятельную? включает индивидуальную, семейную и групповую.

По способу организации выделяют следующие формы занятий:

Групповые занятия;

Самостоятельные занятия;

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия .

Групповая форма является наиболее предпочтительной организационной формой физкультурно-оздоровительных занятий. Практическую часть этих занятий планирует и проводит специалист по физическому воспитанию. Это позволяет снизить к минимуму риск отрицательных эффектов физической тренировки. Именно под наблюдением специалиста должны заниматься начинающие, нетренированные и лица с ослабленным здоровьем.

В физкультурных группах могут заниматься все желающие. Комплектование групп осуществляется с учетом пола, возраста (в том числе дети, начиная с 5-летнего возраста), состояния здоровья, уровня физической подготовленности и наполняемости в пределах 15-20 человек. В отдельных случаях при занятиях с лицами пожилого возраста (мужчины? 60 лет и более, женщины? 55 лет и более), с лицами со слабым физическим развитием и лицами, отнесенными к третьей медицинской группе, наполняемость групп составляет 12-15 человек.

Группы должны быть составлены из лиц с примерно одинаковым состоянием здоровья. Практическая часть физкультурно-оздоровительных занятий проходит в форме оздоровительной тренировки. В качестве нагрузочных средств используются различные виды физических упражнений.

Для занятий могут быть использованы как специально построенные или приспособленные ФСС (стадионы, спортивные площадки, лыжные базы, залы), так и зоны отдыха, естественные водоемы, кроссовые и лыжные трассы, туристские маршруты и т. п. Места занятий должны быть оборудованы раздевалками и душевыми.

По способу организации групп занимающихся выделяют четыре основных формы: физкультурно-оздоровительные группы, секции по видам спорта, клубы по интересам и школы здоровья. Различие между перечисленными формами заключается в количестве дополнительных задач, которые решаются в процессе тренировочной деятельности.

Занятия в ФОГ служат главным образом для повышения уровня физической подготовленности до соответствующего возраста уровня. Для этого используется широкий спектр нагрузочных средств. Направленность тренировки? общефизическая подготовка. Соотношение упражнений различной направленности зависит от возраста. В соответствии с закономерностями формирования оздоровительного эффекта основной объем должны занимать упражнения на развитие выносливости.

Занятия проводятся по схеме оздоровительной тренировки обычно 2 раза в неделю по 45-60 мин. При этом распределение недельного тренировочного объема зависит от уровня физического состояния и возраста. Двухразовые тренировки возможны лишь для поддержания достигнутой физической формы. Поэтому для ослабленных лиц рекомендуется увеличение кратности занятий, а для лиц старшей возрастной группы это увеличение должно сопровождаться снижением продолжительности одного занятия.

Лица, достигшие соответствующего уровня физической подготовленности, как правило, желают заниматься отдельными видами спорта с оздоровительной направленностью. Эти занятия проводятся уже в секционной форме. Однако для лиц старшего возраста, а также имеющих хронические отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительные группы должны стать единственной формой оптимизации двигательного режима. Наиболее распространенные виды физкультурно-оздоровительных групп: общей физической подготовки, здоровья, закаливания, оздоровительного бега и ходьбы, плавания, природного оздоровления .

В последнее время особую популярность приобретают групповые занятия оздоровительным фитнесом. Особенность фитнеса состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задаются ритмом музыкального сопровождения. В зависимости от выбора применяемых средств занятие может нести преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130-150 уд/мин, т.е. не выходят за пределы аэробной зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0-1,5 л/мин. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, локальные упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130-140 уд/мин, танцевальные движения? до 150-170 уд/мин глобальные (наклоны, глубокие приседания) ? до 160-180 уд/мин. Наиболее нагрузочными являются серии беговых и прыжковых упражнений, в которых ЧСС может достигать 180-200 уд/мин, а потребление кислорода? 2,3 л/мин, что соответствует 100% МПК. Мышечная работа при этом обеспечивается в основном за счет анаэробных источников.

В зависимости от подбора серии упражнений и темпа движений занятия фитнесом могут иметь спортивную или оздоровительную направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС 180_200 уд/мин может использоваться лишь в тренировке молодых здоровых людей, имеющих хорошую базовую физическую подготовку. В этом случае она носит преимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов энергообеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции жирового обмена при таком характере энергообеспечения не происходит; в связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и работоспособности.

На занятиях с оздоровительной направленностью выбор темпа движений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышением уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

Мощность нагрузки во время занятий фитнесом задается темпом музыки. Соответственно медленный темп? 8-10 акцентов за 10 сек., умеренный? 11-15 акцентов, средний? 16-22 акцента, быстрый? 23-25 акцента и очень быстрый? 26 и выше .

Силовые упражнения, используемые в атлетической тренировке, вызывают существенные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, силы и силовой выносливости.

Негативное влияние на функциональное состояние организма может оказать задержка дыхания при натуживании. При этом резко повышается внутригрудное давление, уменьшается приток крови к сердцу. Поэтому атлетические упражнения в оздоровительной тренировке должны использоваться только в сочетании с упражнениями на развитие выносливости. В этом случае наблюдается значительное увеличение показателей аэробных возможностей организма (ЖЕЛ, PWC, МПК и др.). Многие неблагоприятные изменения могут в значительной степени нейтрализованы при изменении методики тренировки (работа с отягощениями на более 50% от максимального веса и подъем снаряда в фазе вдоха), что автоматически исключает задержу дыхания и натуживание .

Таким образом, необходимо критически отнестись к целесообразности использования атлетической гимнастики лицами среднего и пожилого возраста. Занятия атлетической гимнастикой могут быть рекомендованы здоровым людям при условии оптимизации тренировочного процесса. Люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др.), в качестве дополнения после тренировки на выносливость в циклических упражнениях.

Самостоятельные занятия выполняются как индивидуально, так и в самостоятельной групповой форме. Индивидуальные занятия включают в себя следующие разновидности физических упражнений: утренняя гигиеническая гимнастика, пешие прогулки, оздоровительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде и др. В форме самостоятельных групповых занятий проводятся самодеятельные игры, а также занятия индивидуальными видами спорта при условии проведения тренировки лидером.

В целом можно констатировать, что качество построения и эффективность таких занятий в наибольшей степени зависят от уровня физкультурной образованности занимающегося.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями обеспечиваются в парках культуры и отдыха, лесопарковых зонах, которые для этого оборудуются тропами здоровья, плоскостными спортсооружениями, пунктами проката спортинвентаря. Методическая помощь занимающихся обеспечивается в учебно-консультационных пунктах, а также при помощи информационных щитов на тропах здоровья .

Секции по видам спорта являются более привлекательной формой физкультурно-оздоровительных занятий. Тренировка хоть и оздоровительной направленности, но осуществляется с элементами спортивной подготовки. Занимающиеся осваивают технику спортивных видов, выполняют достаточно объемные тренировочные нагрузки, могут участвовать в массовых соревнованиях. Кратность тренировок в неделю составляет 2-3 раза, средняя продолжительность 60-90 мин.

Секционные занятия проводятся с использованием, как правило, одного избранного вида. Содержание занятий может иметь следующую направленность:

1) циклические аэробные упражнения (бег, плавание, велоспорт, бег на лыжах, гребля);

2) игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон);

3) гимнастические упражнения (разновидности ритмической гимнастики, атлетическая гимнастика, разновидности восточной гимнастики);

4) восточные единоборства;

5) туризм.

При занятии избранным видом спорта необходимо таким образом организовать тренировочный процесс, чтобы обеспечить решение всех оздоровительных задач. Углубленная специализация может препятствовать формированию широко разветвленного и стойкого оздоровительного эффекта.

Например, игра в настольный теннис развивает ловкость и быстроту, силу, выносливость, совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также умение концентрировать и переключать внимание.

Обладая притягательностью игр вообще, настольный теннис имеет то преимущество, что укрепляет мышцы, стабилизирует кровяное давление, нормализует деятельность кровообращения и других жизненно важных систем человеческого организма. Игра в настольный теннис по праву может называться универсальным оздоровительным средством, снижающим усталость, напряжение. Рекомендуется игра даже людям, страдающим нарушением дыхания, с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Слежение за полетом мяча -- прекрасная гимнастика для глаз.

Комиссия ЮНЕСКО назвала настольный теннис в числе наиболее перспективных видов спорта, широко доступных и служащих на благо здоровья людей.

Настольный теннис? это развлечение, в высшей степени полезное для здоровья. Но удовольствие от игры будет тем больше, чем сильнее и точнее будут ваши удары, красивее движения. Для людей среднего и пожилого возраста очень важно избегать лишних энергозатрат и усталости. Но это возможно только в том случае, если овладеть техникой игры .

Клубы по спортивным интересам создаются на основе индивидуального членства и объединяют любителей того или иного вида спорта. Привлекательность клубной формы связана в первую очередь с особой атмосферой этих занятий.

Организацию учебно-тренировочного процесса, оздоровительных мероприятий осуществляют советы клубов, которые избираются на общих собраниях открытым голосованием.

Занятия в клубах проводятся в соответствии с графиками и расписаниями в форме уроков, тренировок, консультаций, соревнований. Непосредственное проведение занятий осуществляется активистами из числа наиболее подготовленных членов клуба, пошедших подготовку, а также тренерами-преподавателями.

Школы здоровья предназначены для подготовки человека к ведению здорового образа жизни. Основными направлениями в работе школы являются: освоение навыков здорового образа жизни, изучение основ физкультурно-оздоровительных занятий, проведение физкультурно-оздоровительных занятий, участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Приоритет в школе здоровья должно иметь освоение так называемых «оздоровительных систем». Это комплексные программы, включающие в себя, наряду с оздоровительной тренировкой, правила питания, закаливание, регулирование психического состояния, технику преодоления вредных привычек.

Школа здоровья открывается при наличии не менее 15 учебных групп или не менее 200 занимающихся. В состав школы здоровья входят физкультурно-оздоровительные группы, секции, клубы по спортивным интересам.

Общее руководство деятельностью физкультурно-оздоровительных групп, секций, клубов по спортивным интересам осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, при которых они были созданы.

Организационно-методическое обеспечение работы клубов по спортивным интересам, школ здоровья осуществляется отделами по физической культуре, спорту и туризму районных, городских исполкомов.

Спортсооружения, организация, учреждения, при которых созданы и работают физкультурно-оздоровительные группы, секции, клубы по спортивным интересам, школы здоровья, должны иметь:

Положение о физкультурно-оздоровительных группах;

Устав клуба по спортивным интересам, состав совета;

Положение о школе здоровья;

Расписание занятий, программы, учебные планы;

Журналы учебных групп, картотеку на всех занимающихся или медицинские карточки.

Работники, ведущие занятия в группах, командах, секциях, должны иметь следующую документацию:

Годовой план учебно-тренировочной работы;

Поурочные планы-конспекты;

Журнал учета работы группы (секции) с регистрацией антропометрических, физиологических и функциональных изменений.

В рамках оздоровительной физической культуры целесообразными считаются не только аэробные упражнения, включающие в себя большую разновидность двигательных действий, которые объединяет аэробный характер энергообеспечения, а и такие аэробные упражнения, которые могут выполняться длительное время и охватывают работой большую группу мышц (около 2/3 от мышечной массы тела). В основном аэробные упражнения имеют циклический характер, т.е. длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, гребля и др. .

Характер и степень выраженности оздоровительных эффектов при занятии циклическими аэробными упражнениями делает их незаменимым средством оздоровительной физической культуры.

Например: плавание более «требовательно» к уровню физической подготовленности. Выполнение этих упражнений в режиме оздоровительной тренировки требует освоения специфических, нестереотипных двигательных действий. Причем уровень освоения техники должен быть закреплен в виде навыка. В противном случае мощность нагрузки будет выше за счет нерациональной техники. Отличительной особенностью данного вида упражнений являются особые внешние условия выполнения мышечной работы, что может повышать их оздоровительную ценность.

При занятиях плаванием сопутствующим оздоровительным фактором является водная среда. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в толще воды требует увеличения расхода энергии уже в 2-3 раза. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха, осуществление дыхательных актов затруднено увеличенным давлением на грудную клетку. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью. Практическое отсутствие давления на позвоночник и суставы, горизонтальное положение туловища позволяют использовать плавание при некоторых расстройствах опорно-связочного аппарата. Для достижения необходимого оздоровительного эффекта занятий плаванием необходимо длительно поддерживать скорость, при которой ЧСС находилась бы в оптимальном диапазоне тренирующего воздействия. Это возможно только при освоении правильной техники плавания .

Разнообразие игровых средств позволяет широко их использовать в оздоровительной физической культуре. Выбор вида игры осуществляется на основе анализа индивидуальных особенностей занимающихся (состояния здоровья, возраста, уровня физического состояния и физической подготовленности). Оздоровительная тренировка в первую очередь призвана обеспечить развитие аэробных возможностей организма (общей выносливости).

Следующей формой организации занятий являются массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Это одна из организованных и эффективных форм повышения двигательной активности и улучшения функциональных показателей организма человека.

По способу организации выделяют следующие виды массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий: спартакиады; спортландии; спортивные соревнования; спортивные фестивали, праздники; Дни здоровья.

Планирование массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов, календарей проведения оздоровительно-спортивных соревнований, вечеров, праздников, показательных выступлений физкультурников и спортсменов и т.п. К документам организационно-методического характера, связанным с проведением физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, прежде всего, относится составление календарного плана мероприятий. Другой важный документ? Положение о проводимом мероприятии. Оно разрабатывается на основании Примерного положения о проведении спортивного соревнования, утвержденного постановлением министерства спорта и туризма Республики Беларусь 29.12.2004г. №12, указывается: название мероприятия, цель, задачи данного мероприятия, сроки, место проведения, программа мероприятия, состав участников, определение победителей, форма награждения. Кроме того, для организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий разрабатываются такие документы, как сценарий мероприятия, отчет о проведении, протоколы и сметная документация .

ВВЕДЕНИЕ Сегодня, по данным ведущих специалистов, в нашей стране более 80% взрослого населения ежегодно болеют . Основные причины такого положения дел в обществе тесно связаны с нарушениями естественного питания, увлечением вредными привычками, малоподвижным образом жизни, неблагоприятной экологической средой, наследственными факторами и недостаточным медицинским обеспечением .

Общеизвестно, что регулярные занятия физическими упражнениями приводят к общей интенсификации обмена веществ, что повышает общую активность процессов аэробного окисления, оказывает положительное влияние на поддержание нервной и гуморальной регуляции, а также систем кровообращения и дыхания. Установлено, что правильная организация оздоровительных занятий для пожилых людей вызывает замедление инволютивных изменений, улучшает функциональное состояние органов и систем организма .
ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследований связана с разработкой методики проведения оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста на основе индивидуального программирования процесса выполнения специальных упражнений с учётом их функционального состояния, двигательных способностей и характера различных заболеваний.

В исследовании приняли участие мужчины (n=21) в возрасте от 60 до 70 лет и женщины (n=24) в возрасте от 65 до 73 лет, занимающиеся в Центре адаптивной физической культуры г. Воронежа.

Для достижения поставленной цели была выбрана следующая последовательность проведения исследования.

На первом этапе проводилось определение уровня физической подготовленности, здоровья, характеристик телосложения и особенностей заболеваний у людей пожилого возраста, занимающихся в оздоровительных группах ЛФК.

На основе полученных данных в экспериментальную методику вводились такие упражнения и режимы их использования, которые позволили компенсировать и устранить недостатки, слабые звенья в физической подготовленности, в состоянии здоровья людей пожилого возраста, вызванные недостаточно активным образом жизни и естественным процессом старения.

На втором этапе осуществлялся подбор и апробирование специальных физических упражнений, направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния организма занимающихся.

Изучение особенностей функционального состояния организма, уровня здоровья, физической подготовленности и основных заболеваний у лиц пожилого возраста позволило разработать основные требования к методике проведения занятий оздоровительной физической культурой. Эти занятия должны обеспечивать:

Восстановление утерянного, вследствие малоподвижного образа жизни и возрастных изменений, уровня функционирования жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и т.д.);

Поддержание на должном уровне развитие двигательных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы и координации);

Профилактику заболеваний, вызванных возрастными изменениями в организме (атеросклероз, остеохондроз);

Нормализацию состава веса тела;

Профилактику наиболее часто встречающихся у пожилых людей заболеваний опорно-двигательного аппарата;

Восстановление сенсорных функций (остроты зрения и слуха);

Улучшение настроения и самочувствия;

Учет индивидуальных способностей занимающихся, их уровень физической подготовленности, особенностей заболеваний.

На третьем этапе разрабатывались схемы индивидуального программирования занятий в соответствии с особенностями функционального состояния и имеющимися заболеваниями.

В соответствии с разработанными требованиями, занятия оздоровительной физической культурой были построены по следующей схеме, состоящей из нескольких блоков или частей. Занятие начинается традиционно с разминки, в которую включены разогревающие низкоинтенсивные упражнения, растягивающие связки, мышцы, сухожилия и подготавливающие организм к более интенсивной работе. Продолжительность этой части - 10 минут.

Основная часть занятия состоит из трех основных блоков длительностью по 20 минут. Сначала идет блок развития основных функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной. В соответствии с современными взглядами, наибольшее положительное воздействие на эти системы оказывают упражнения циклического характера, в которых используется продолжительная работа в аэробном режиме при ЧСС 65-85% от максимума. В нашей методике использовались ритмические упражнения, заимствованные из танцевальной гимнастики, аэробики и шейпинга и фитнеса. При этом учитывались уровень подготовленности и функциональные возможности занимающихся. В программе предусмотрено разветвление группы на 3 потока. В первом потоке занимались начинающие или имеющие низкий уровень функциональных возможностей. Упражнения в этом потоке выполнялись с малой амплитудой и малым напряжением. Во втором потоке - более подготовленные занимающиеся выполняли упражнения с полной амплитудой, и в третьем потоке для обеспечения достаточной нагрузки для хорошо подготовленных было предусмотрено выполнение упражнений с отягощающими манжетами, закрепленными на верхних и нижних конечностях. Вес манжет - от 0,25 до 1,5 кг. Во всех трех потоках выполнялись одни и те же упражнения в одном и том же ритме, под музыкальное сопровождение в среднем и высоком темпах. По мере повышения уровня функциональной подготовленности был предусмотрен переход занимающихся из первого потока во второй и так далее, что обеспечивало адекватную нагрузку.

В общий профилактический блок были включены упражнения, направленные, в первую очередь, на увеличение подвижности позвоночника и суставов, а также точечный самомассаж для повышения иммунитета, улучшения зрения, слуха и нормализации кровяного давления. Уровень физической нагрузки в этой части значительно ниже. ЧСС не должна превышать 120 уд/мин. Упражнения выполнялись одновременно всей группой под одно и то же музыкальное сопровождение, в относительно низком темпе.

В блоке индивидуальных упражнений группа подразделялась на 5-6 потоков, в каждом из которых выполнялись упражнения, направленные на профилактику имеющихся заболеваний и коррекцию телосложения.

Для профилактики остеохондроза были представлены три комплекса, используемых при заболеваниях шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, а также приемы точечного самомассажа.

Для укрепления дыхательной системы и профилактики респираторных заболеваний использовались дыхательные упражнения Стрельниковой, специальные упражнения йоги и самомассаж.

Заключительная часть занятия состояла из двух блоков: релаксации в сочетании с музыкотерапией и стимулирующего самомассажа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Уровень здоровья оценивался по комплексной оценке, разработанной сотрудниками ВНИИФК .

Высокая эффективность методики обусловлена, в первую очередь, достоверным повышением уровня здоровья, измеряемого показателем уровня физического состояния - с 3,9 до 5,1 балла (р < 0,05) и всех составляющих его компонентов, а также существенным снижением суммарного по группе количества дней заболевания с 109 до 49 за время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, по сравнению с аналогичным периодом, предшествующим эксперименту.

В результате занятий возросла физическая работоспособность с 2,0±0,1 до 2,4±0,1 вт/кг/мин (р<0,05), улучшилось функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Время восстановления ЧСС после физической нагрузки сократилось с 3,2±1,4 до 1,5±0,3 мин (р<0,05). Частота сердечных сокращений в покое понизилась с 72,6±2,3 до 64,1±2,1 уд/мин (р<0,05). Жизненная емкость легких возросла на 15,5%, а время задержки дыхания - на 60,2%.

Уровень физической подготовленности возрос в показателях общей и силовой выносливости (на 42,6 и 55,5%, соответственно), в показателях гибкости (на 14,1 и 131,1%), в меньшей степени - в показателях проявления силы (на 13-19%). Отмечается недостоверное увеличение показателей быстроты и ловкости.

№ п.п. Показатели Пол До начала занятий х ±s После цикла занятий х 2 ±S М 2,3±0,1 2,4±0,1 Ж 2,5±0,1 2,7±0,1 М 72,6±2,3 64,1 ±2,1 Ж 70,5±2,2 63,1±2,1 М 133,1±2,4 125,1 ±2,3 Ж 135,4±2,4 131,3±2,4 М 91,2±1,5 83,3±1,4 Ж 93,4±1,6 89,7±1,5 5 Сила правой руки отн., кг М Ж 35,1±1,9 53,4±2,0 44,3±2,1 61,2±2,1 М 31,6±1,6 40,3±1,7 Ж 48,2±1,7 56,7±1,7 М 21,7±1,8 27,1±1,9 Ж 25,3±1,9 29,3±1,9 М 13,1±0,5 15,3±0,6 Ж 15,2±0,6 20,1±0,8 М 7,1±0,3 9,3±0,4 Ж 12,3±0,5 15,4±0,5 М 21,2±1,8 17,3±1,5 Ж 19,1±1,5 15,1±1,3 М 9,3±0,6 13,1±0,8 Ж 10,3±0,7 14,0±0,8 М 53,3±2,2 60,1±2,3 Ж 61,1±2,2 70,3±2,3 М 4,3±0,2 10,3±0,4 Ж 2,3±0,2 2,1±0,2 М 101,3±3,2 109,5±3,2 Ж 107,5±3,3 115,6±3,3 М 55,1±1,9 68,4±2,1 Ж 61,3±2,1 73,2±2,2 М 28,2±1,3 35,1±1,4 Ж 34,5±1,5 43,2±1,5
1 ЖЕЛ (л)
2 Частота сердечных сокращений в по-кое (уд/мин)
3 САД (мм рт. ст.)
4 ДАД (мм рт. ст.)
6 Сила левой руки отн., кг
7 Быстрота рук(10с), количество раз
8 Отжимание на четвереньках(30с), количество раз
9 Подъем ног(30с), количество
10 Быстрота реакции, см
11 Вестибулярная устойчивость, с
12 Теппинг-тест, количество раз
13 Гибкость позвоночника, см
14 Подвижность в тазобедренном суставе, см
15 Поворот головы, град
16 Наклон головы вниз, град

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Физической культурой, в частности гимнастикой, могут заниматься люди всех возрастов, разного уровня физической подготовленности и разных индивидуальных особенностей, включающих в себя и отклонения в состоянии здоровья. И для каждого оптимальна только та нагрузка, которая соответствует его полу, возрасту, физическому состоянию. Нарушение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого оздоровительною эффекта, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Обеспечит успех лишь индивидуальный подход, постепенное повышение нагрузки. Индивидуальная регламентация физических нагрузок предусматривает правильный выбор упражнений по их направленности, объему и мощности воздействия.

ЛИТЕРАТУРА 1. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. / Н. М. Амосов. - М.: ФиС, 1987. - 64с.

2. Анапасенко, Г.Л. Медицинская валеология. / Г.Л. Анапасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-248 с.

3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого. / В.К. Бальсевич. М.: ФиС, 1988.-208 с.

4. Будзен, П.В. Здоровье и массовый мастер-спорт: Проблемы и пути решения / П.В. Будзен, Р.Д. Дибнер // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №5-6. С.6-12.

5. Галкин, Ю.П. Технология составления индивидуальных программ занятий физическими упражнениями: Учебное пособие. / Ю.П. Галкин. - Смоленск, 1995. -34с.

6. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000.-240 с.

7. Моловичко, А.Д. Диагноз - рак. / А.Д. Моловичко. - М.: Роспект, 1999. - 320 с.

8. Оценка физического состояния. Лиц пожилого возраста. Методические рекомендации. ВНИИФК. Москва «Советский спорт» 2001, 32 с.

9. Царик, А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни / А.В. Царик // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 1. - С. 2-4.

1.Особенности организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста.

2. Физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия с инвалидами.

4. Оздоровительно-рекреативная физическая культура по месту жительства населения.

1. Особенности организации и проведения физкультурно–оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста

Существенным при организации и проведении физкультурно-оздоровительных занятий с лицами зрелого и пожилого возраста является учет характерных особенностей функционирования их организма.

В зрелом и среднем возрасте сначала наступает стабилизация, а затем - постепенное снижение ряда показателей физического развития.

Масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности понижаются.

В результате происходит дисгармония в изменениях показателей физического развития и физической подготовленности, отрицательно влияющая на общую дееспособность организма, которая к тому же усугубляется с возрастом.

Это явление обычно начинает проявлять себя после 35 лет у женщин и после 40 лет у мужчин, что и обусловливает разделение зрелого возраста на два периода на рубеже этих лет.

Первый период зрелого возраста :

женщины - 29-34 года и мужчины - 29-39 лет

При организации и проведении занятий ОФК решаются следующие задачи:

1) сохранение достигнутого уровня здоровья и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, физической и умственной работоспособности.

2) поддержание на достаточно высоком уровне моральных и волевых качеств, двигательных умений, навыков и физических качеств.

3) углубление специальных знаний о влиянии физических упражнений, используемых в процессе производства и в режиме свободного времени.

Второй период зрелого возраста:

женщины - 35-54 года и мужчины - 40-59 лет

При организации и проведении занятий ОФК решаются следующие задачи:

    обеспечение оптимального уровня ДА в целях сохранения, укрепления или восстановления здоровья, поддержания необходимого уровня дееспособности организма.

2) обеспечение должного уровня важных двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной деятельности;

3) углубление знаний о значении физических упражнений, их оздоровительной направленности, стимулирование интереса к самостоятельным занятиям в свободное время.

Пожилой возраст

Женщины - 55 лет и старше

Мужчины - 59 лет и старше

Для ограничения отрицательных последствий старения, целенаправленного воздействия на организм используются комплексы физических упражнений, совершенствующие механизмы регуляции, деятельности сердца и расширяющие амплитуду движения в суставах и позвоночнике пожилых людей.

Для укрепления сердца используются аэробные упражнения, развивающие выносливость: ходьба дозированная, бег оздоровительный, езда на велосипеде, плавание и др.

Для «омолаживания» суставов и межпозвоночных хрящей применяются нагрузки, расширяющие диапазон (амплитуду) движений в них.

При выполнении упражнений рекомендуется соблюдать ряд правил: 1) перед занятием разминка 3-5-мин. общего характера (ходьба и дыхательные упражнения); 2) повторение и постепенное увеличение числа повторений до 10-15 раз и более; 3) расширение амплитуды движений (от малой в первом упражнении до максимальной в последних), 4) выполнение упражнений ежедневно, общей продолжительностью 7-15 мин.

населению

На основании Приказа Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30.06.1997 N 832 «Об организации и предоставлении платных физкультурно-оздоровительных услуг населению средствами физической культуры и спорта» , необходимым условием организации и управления ФОР с населением по месту жительства являются её формы, которые представляют собой способ существования и развития ее содержания.

По способу существования можно выделить три формы физкультурно-оздоровительной работы:

− государственную − представлена деятельностью государственных организаций;

− общественную − деятельность общественных организаций;

− самостоятельную − включает индивидуальную, семейную и групповую.

По способу организации выделяют следующие формы занятий:

− групповые занятия;

− самостоятельные занятия;

− массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия .

Групповая форма является наиболее предпочтительной организационной формой физкультурно-оздоровительных занятий. Практическую часть этих занятий планирует и проводит специалист по физическому воспитанию. Это позволяет снизить к минимуму риск отрицательных эффектов физической тренировки. Именно под наблюдением специалиста должны заниматься начинающие, нетренированные и лица с ослабленным здоровьем.

В физкультурных группах могут заниматься все желающие. Комплектование групп осуществляется с учетом пола, возраста (в том числе дети, начиная с 5-летнего возраста), состояния здоровья, уровня физической подготовленности и наполняемости в пределах 15-20 человек. В отдельных случаях при занятиях с лицами пожилого возраста (мужчины − 60 лет и более, женщины − 55 лет и более), с лицами со слабым физическим развитием и лицами, отнесенными к третьей медицинской группе, наполняемость групп составляет 12-15 человек.

Группы должны быть составлены из лиц с примерно одинаковым состоянием здоровья. Практическая часть физкультурно-оздоровительных занятий проходит в форме оздоровительной тренировки. В качестве нагрузочных средств используются различные виды физических упражнений.

Для занятий могут быть использованы как специально построенные или приспособленные ФСС (стадионы, спортивные площадки, лыжные базы, залы), так и зоны отдыха, естественные водоемы, кроссовые и лыжные трассы, туристские маршруты и т. п. Места занятий должны быть оборудованы раздевалками и душевыми.

По способу организации групп занимающихся выделяют четыре основных формы: физкультурно-оздоровительные группы, секции по видам спорта, клубы по интересам и школы здоровья. Различие между перечисленными формами заключается в количестве дополнительных задач, которые решаются в процессе тренировочной деятельности.

Занятия в ФОГ служат главным образом для повышения уровня физической подготовленности до соответствующего возраста уровня. Для этого используется широкий спектр нагрузочных средств. Направленность тренировки − общефизическая подготовка. Соотношение упражнений различной направленности зависит от возраста. В соответствии с закономерностями формирования оздоровительного эффекта основной объем должны занимать упражнения на развитие выносливости.

Занятия проводятся по схеме оздоровительной тренировки обычно 2 раза в неделю по 45-60 мин. При этом распределение недельного тренировочного объема зависит от уровня физического состояния и возраста. Двухразовые тренировки возможны лишь для поддержания достигнутой физической формы. Поэтому для ослабленных лиц рекомендуется увеличение кратности занятий, а для лиц старшей возрастной группы это увеличение должно сопровождаться снижением продолжительности одного занятия.

Лица, достигшие соответствующего уровня физической подготовленности, как правило, желают заниматься отдельными видами спорта с оздоровительной направленностью. Эти занятия проводятся уже в секционной форме. Однако для лиц старшего возраста, а также имеющих хронические отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительные группы должны стать единственной формой оптимизации двигательного режима. Наиболее распространенные виды физкультурно-оздоровительных групп: общей физической подготовки, здоровья, закаливания, оздоровительного бега и ходьбы, плавания, природного оздоровления .

В последнее время особую популярность приобретают групповые занятия оздоровительным фитнесом. Особенность фитнеса состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задаются ритмом музыкального сопровождения. В зависимости от выбора применяемых средств занятие может нести преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130-150 уд/мин, т.е. не выходят за пределы аэробной зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0-1,5 л/мин. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, локальные упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130-140 уд/мин, танцевальные движения − до 150-170 уд/мин глобальные (наклоны, глубокие приседания) − до 160-180 уд/мин. Наиболее нагрузочными являются серии беговых и прыжковых упражнений, в которых ЧСС может достигать 180-200 уд/мин, а потребление кислорода − 2,3 л/мин, что соответствует 100% МПК. Мышечная работа при этом обеспечивается в основном за счет анаэробных источников.

В зависимости от подбора серии упражнений и темпа движений занятия фитнесом могут иметь спортивную или оздоровительную направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС 180‑200 уд/мин может использоваться лишь в тренировке молодых здоровых людей, имеющих хорошую базовую физическую подготовку. В этом случае она носит преимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов энергообеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции жирового обмена при таком характере энергообеспечения не происходит; в связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и работоспособности.

На занятиях с оздоровительной направленностью выбор темпа движений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышением уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

Мощность нагрузки во время занятий фитнесом задается темпом музыки. Соответственно медленный темп − 8-10 акцентов за 10 сек., умеренный − 11-15 акцентов, средний − 16-22 акцента, быстрый − 23-25 акцента и очень быстрый − 26 и выше .

Силовые упражнения, используемые в атлетической тренировке, вызывают существенные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, силы и силовой выносливости.

Негативное влияние на функциональное состояние организма может оказать задержка дыхания при натуживании. При этом резко повышается внутригрудное давление, уменьшается приток крови к сердцу. Поэтому атлетические упражнения в оздоровительной тренировке должны использоваться только в сочетании с упражнениями на развитие выносливости. В этом случае наблюдается значительное увеличение показателей аэробных возможностей организма (ЖЕЛ, PWC, МПК и др.). Многие неблагоприятные изменения могут в значительной степени нейтрализованы при изменении методики тренировки (работа с отягощениями на более 50% от максимального веса и подъем снаряда в фазе вдоха), что автоматически исключает задержу дыхания и натуживание .

Таким образом, необходимо критически отнестись к целесообразности использования атлетической гимнастики лицами среднего и пожилого возраста. Занятия атлетической гимнастикой могут быть рекомендованы здоровым людям при условии оптимизации тренировочного процесса. Люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др.), в качестве дополнения после тренировки на выносливость в циклических упражнениях.

Самостоятельные занятия выполняются как индивидуально, так и в самостоятельной групповой форме. Индивидуальные занятия включают в себя следующие разновидности физических упражнений: утренняя гигиеническая гимнастика, пешие прогулки, оздоровительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде и др. В форме самостоятельных групповых занятий проводятся самодеятельные игры, а также занятия индивидуальными видами спорта при условии проведения тренировки лидером.

В целом можно констатировать, что качество построения и эффективность таких занятий в наибольшей степени зависят от уровня физкультурной образованности занимающегося.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями обеспечиваются в парках культуры и отдыха, лесопарковых зонах, которые для этого оборудуются тропами здоровья, плоскостными спортсооружениями, пунктами проката спортинвентаря. Методическая помощь занимающихся обеспечивается в учебно-консультационных пунктах, а также при помощи информационных щитов на тропах здоровья .

Секции по видам спорта являются более привлекательной формой физкультурно-оздоровительных занятий. Тренировка хоть и оздоровительной направленности, но осуществляется с элементами спортивной подготовки. Занимающиеся осваивают технику спортивных видов, выполняют достаточно объемные тренировочные нагрузки, могут участвовать в массовых соревнованиях. Кратность тренировок в неделю составляет 2-3 раза, средняя продолжительность 60-90 мин.

Секционные занятия проводятся с использованием, как правило, одного избранного вида. Содержание занятий может иметь следующую направленность:

1) циклические аэробные упражнения (бег, плавание, велоспорт, бег на лыжах, гребля);

2) игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон);

3) гимнастические упражнения (разновидности ритмической гимнастики, атлетическая гимнастика, разновидности восточной гимнастики);

4) восточные единоборства;

5) туризм.

При занятии избранным видом спорта необходимо таким образом организовать тренировочный процесс, чтобы обеспечить решение всех оздоровительных задач. Углубленная специализация может препятствовать формированию широко разветвленного и стойкого оздоровительного эффекта.

Например, игра в настольный теннис развивает ловкость и быстроту, силу, выносливость, совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также умение концентрировать и переключать внимание.

Обладая притягательностью игр вообще, настольный теннис имеет то преимущество, что укрепляет мышцы, стабилизирует кровяное давление, нормализует деятельность кровообращения и других жизненно важных систем человеческого организма. Игра в настольный теннис по праву может называться универсальным оздоровительным средством, снижающим усталость, напряжение. Рекомендуется игра даже людям, страдающим нарушением дыхания, с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Слежение за полетом мяча - прекрасная гимнастика для глаз.

Комиссия ЮНЕСКО назвала настольный теннис в числе наиболее перспективных видов спорта, широко доступных и служащих на благо здоровья людей.

Настольный теннис − это развлечение, в высшей степени полезное для здоровья. Но удовольствие от игры будет тем больше, чем сильнее и точнее будут ваши удары, красивее движения. Для людей среднего и пожилого возраста очень важно избегать лишних энергозатрат и усталости. Но это возможно только в том случае, если овладеть техникой игры .

Клубы по спортивным интересам создаются на основе индивидуального членства и объединяют любителей того или иного вида спорта. Привлекательность клубной формы связана в первую очередь с особой атмосферой этих занятий.

Организацию учебно-тренировочного процесса, оздоровительных мероприятий осуществляют советы клубов, которые избираются на общих собраниях открытым голосованием.

Занятия в клубах проводятся в соответствии с графиками и расписаниями в форме уроков, тренировок, консультаций, соревнований. Непосредственное проведение занятий осуществляется активистами из числа наиболее подготовленных членов клуба, пошедших подготовку, а также тренерами-преподавателями.

Школы здоровья предназначены для подготовки человека к ведению здорового образа жизни. Основными направлениями в работе школы являются: освоение навыков здорового образа жизни, изучение основ физкультурно-оздоровительных занятий, проведение физкультурно-оздоровительных занятий, участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Приоритет в школе здоровья должно иметь освоение так называемых «оздоровительных систем». Это комплексные программы, включающие в себя, наряду с оздоровительной тренировкой, правила питания, закаливание, регулирование психического состояния, технику преодоления вредных привычек.

Школа здоровья открывается при наличии не менее 15 учебных групп или не менее 200 занимающихся. В состав школы здоровья входят физкультурно-оздоровительные группы, секции, клубы по спортивным интересам.

Общее руководство деятельностью физкультурно-оздоровительных групп, секций, клубов по спортивным интересам осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, при которых они были созданы.

Организационно-методическое обеспечение работы клубов по спортивным интересам, школ здоровья осуществляется отделами по физической культуре, спорту и туризму районных, городских исполкомов.

Спортсооружения, организация, учреждения, при которых созданы и работают физкультурно-оздоровительные группы, секции, клубы по спортивным интересам, школы здоровья, должны иметь:

− положение о физкультурно-оздоровительных группах;

− устав клуба по спортивным интересам, состав совета;

− положение о школе здоровья;

− расписание занятий, программы, учебные планы;

− журналы учебных групп, картотеку на всех занимающихся или медицинские карточки.

Работники, ведущие занятия в группах, командах, секциях, должны иметь следующую документацию:

− годовой план учебно-тренировочной работы;

− поурочные планы-конспекты;

− журнал учета работы группы (секции) с регистрацией антропометрических, физиологических и функциональных изменений.

В рамках оздоровительной физической культуры целесообразными считаются не только аэробные упражнения, включающие в себя большую разновидность двигательных действий, которые объединяет аэробный характер энергообеспечения, а и такие аэробные упражнения, которые могут выполняться длительное время и охватывают работой большую группу мышц (около 2/3 от мышечной массы тела). В основном аэробные упражнения имеют циклический характер, т.е. длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, гребля и др. .

Характер и степень выраженности оздоровительных эффектов при занятии циклическими аэробными упражнениями делает их незаменимым средством оздоровительной физической культуры.

Например: плавание более «требовательно» к уровню физической подготовленности. Выполнение этих упражнений в режиме оздоровительной тренировки требует освоения специфических, нестереотипных двигательных действий. Причем уровень освоения техники должен быть закреплен в виде навыка. В противном случае мощность нагрузки будет выше за счет нерациональной техники. Отличительной особенностью данного вида упражнений являются особые внешние условия выполнения мышечной работы, что может повышать их оздоровительную ценность.

При занятиях плаванием сопутствующим оздоровительным фактором является водная среда. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в толще воды требует увеличения расхода энергии уже в 2-3 раза. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха, осуществление дыхательных актов затруднено увеличенным давлением на грудную клетку. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью. Практическое отсутствие давления на позвоночник и суставы, горизонтальное положение туловища позволяют использовать плавание при некоторых расстройствах опорно-связочного аппарата. Для достижения необходимого оздоровительного эффекта занятий плаванием необходимо длительно поддерживать скорость, при которой ЧСС находилась бы в оптимальном диапазоне тренирующего воздействия. Это возможно только при освоении правильной техники плавания .

Разнообразие игровых средств позволяет широко их использовать в оздоровительной физической культуре. Выбор вида игры осуществляется на основе анализа индивидуальных особенностей занимающихся (состояния здоровья, возраста, уровня физического состояния и физической подготовленности). Оздоровительная тренировка в первую очередь призвана обеспечить развитие аэробных возможностей организма (общей выносливости).

Следующей формой организации занятий являются массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.Это одна из организованных и эффективных форм повышения двигательной активности и улучшения функциональных показателей организма человека.

По способу организации выделяют следующие виды массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий: спартакиады; спортландии; спортивные соревнования; спортивные фестивали, праздники; Дни здоровья.

Планирование массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов, календарей проведения оздоровительно-спортивных соревнований, вечеров, праздников, показательных выступлений физкультурников и спортсменов и т.п. К документам организационно-методического характера, связанным с проведением физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, прежде всего, относится составление календарного плана мероприятий. Другой важный документ − Положение о проводимом мероприятии. Оно разрабатывается на основании Примерного положения о проведении спортивного соревнования, утвержденного постановлением министерства спорта и туризма Республики Беларусь 29.12.2004г. №12, указывается: название мероприятия, цель, задачи данного мероприятия, сроки, место проведения, программа мероприятия, состав участников, определение победителей, форма награждения. Кроме того, для организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий разрабатываются такие документы, как сценарий мероприятия, отчет о проведении, протоколы и сметная документация .