Я самая

Пальчиковая гимнастика. «как у нас семья большая» как у нас семья большая да веселая

Пальчиковая гимнастика. «КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ» Как у нас семья большая Да веселая. (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)

ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ

Стихи


ПОДСНЕЖНИК

Там, где сосны не проснулись,

Где в сугробах спит валежник,

Нынче утром народился

Голубой цветок - подснежник.

Он разгреб песок холодный

Корешком своим, как лапой.

Он меня считает мамой,

А тебя считает папой.

Прибежал подснежник

В мартовский лесок,

Заглянул подснежник

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».Л. Кудрявская

Март. Еще стоят морозы,

Но весна не за горами.

Я пушистую мимозу

Подарил сегодня маме.

В. Нищев

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках -

Круглые комочки.

Н. Нищева


Загадки

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»


Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется... (подснежник).

В. Нищее

Желтая, пушистая,

Нежная, душистая,

Боится мороза,

Зовется... (мимоза).

Н. Нищева


Подвижная игра

Координация слова с движением,

работа над темпом и ритмом речи,

развитие творческого воображения

«НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ»

Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Два Степана у сметаны
Объедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.

Целый день сегодня шью
Я одела всю семью
Пдожди немножко, кошка
Будет и тебе одёжка

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.

Алешенька хорошенький,
Голубеньки глазки,
Купите салазки.
Лене дяденька приказал
Завтра ехать на базар.
За поленницею, за дровенницею,
Что там люди-те шумят?
Сарафан Машин делят.
Кому клин, кому стан
Кому весь сарафан.
А поповым дочерям -
На подкладку к рукавам,
А курвам дьяконицам –
Всем по ластовицам,
Попам дуракам -
На подпругу лошадям.

Кто,кто в этой комнатке живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась,
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.

все собачки мааааленькие
надевают ваааленки
а большие со-ба-кИ
надевают са-по-ги!

Ехать замечательно
На плечах на папиных
Доставать макушкою
До сигнала "стоп"
Папы, даже важные
Все однаэтажные
А стакой добавкою
Папа небоскреб

Острая иголка,
Колкая иголка,
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик!

Шла бабка с заморья,
Несла кузовок,
В том кузовочке
Лежали грибочки.
Кому гриб, кому два,
А кому варить пора!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Поперек Москвы
Пролегли мосты:
Ехал барин-господин,
Таракана задавил.
Увидал, зарыдал:
«Я его не видал!..»

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладенку.

Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах,
Там страх во кустах.

Как на горке на горе-ре-ре
Стоял домик на дворе-ре-ре,
В этом домике жил дед-дед-дед,
Хорошо он был одет-дет-дет:
Красна шапочка на нем-нем-нем,
Вся обшита серебром-бром-бром.
- Здравствуй, лисанька моя-я-я,
Дома нету никаво-во-во-
Полезай ко мне в окно-но-но!.
- Меня мамонька хлесть-хлесть-хлесть:
Ворота на это есть-есть-есть,
Есть на это ворота-та-та,
И калитка отперта-та-та.

Дыбочек, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!
Мы на дудочке играем,
Мы детишек забавляем:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
На трубе мы все играем,
Мы детишек забавляем:
Ту-ту-ту, ту-ту-ту.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди.
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
Та-та-та, та-та-та.

Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.

Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке – платок,
Посередочке цветок.
Братьям-сокол?м –
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам –
Да по белым рукавицам.

Давайте поиграем

(подвижные игры и пальчиковая гимнастика

по лексическим темам)

Лексическая тема «Детский сад»

Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Пальчиковая гимнастика

Лексическая тема «Семья»

Подвижная игра-загадка «Постарайся отгадать»

Дети становятся рядом друг с другом один ребенок - водящий - отворачивается от них спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут,скажи, как меня зовут.

Последнюю строчку произносит один ребенок, чья очередь подошла дотрагиваться до воды. Водящий ребенок пытается отгадать, кто его позвал, поворачивается к детям и называет имя.

Если отгадал, ребенок отвечает:

Это я, это я,

Догоню я вас друзья.

Дети разбегаются, а ребенок пытается их догнать и запятнать. Через некоторое время педагог останавливает игру словами «Стоп игра». По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.

Если не отгадал, ребенок отвечает:

Нет не я, нет, не я,

Это …(имя ребенка), друзья.

Водящий опять отворачивается, игра повторяется еще раз.

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

Лексическая тема « Разноцветная осень »

Подвижная игра «Дождик»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Капля раз,

Капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

(Прыжок на носочках, руки на поясе)

(4 прыжка)

(Прыжок на каждое слово)

(Руки развести в стороны)

(Руки полукругом над головой)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели, -

Значит, осень к нам спешит.

(Сжимание-разжимание пальцев в кулаки)

(Легкие колебательные движения вытянутыми пальцами)

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены - «птичка», остальные пальцы совершают движения вверх - вниз)

(Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками вверх)

Лексическая тема «Грибы»

Подвижная игра «За грибами»

Координация слова с движениями; развитие творческого воображения, подражательности;

закрепление в речи глаголов «искать», «срывать», «собирать».

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, рыжики срывали.

Лисичка бежала, лисички собирала.

Скакали зайчатки, искали опятки.

Медведь проходил, мухомор раздавил.

(Дети идут в хороводе)

(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

(Бегут, собирают воображаемые грибы)

(Скачут стоя, «срывают» грибы)

(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Топ-топ - пять шагов,

В туесочке пять грибов:

Мухомор красный - гриб опасный.

А второй лисичка - рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб - белый, ешь его смело!

(Дети «шагают» пальчиками по столу)

(Переплели пальцы обеих рук - туесочек, большие пальцы - ручка; показали пять

пальцев правой руки).

(На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках).

Лексическая тема «Мой город - Мурманск»

Подвижная игра «Мой город»

Город - это улицы, проспекты и дома, (Руки вытянуть вперед, широко раздвинуть ноги, соединить руки над головой)

Площади, музеи, парков тишина, (Сделать руками круг, поднять сцепленные

руки вверх, развести в стороны)

Блеск огромных стекол, (Руки поднять над головой, шевелить всеми пальцами)

Праздничных витрин,

Быстрое движенье прохожих (Быстро маршировать на месте)

И машин. (Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и бежать по кругу)

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого)

Лексическая тема «ОВОЩИ»

Подвижная игра «Урожай»

Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: соберем,

натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

«Таскают»

«Копают»

«Срезают»

Показывают круг руками

Сжимают кулачки

Гладят ладонью по животу, облизывают губы

Идут по кругу, взявшись за руки.

Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту»

Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим! (2 раза)

Мы капусту режем! (2 раза)

Мы капусту солим! (2 раза)

Мы капусту жмем! (2 раза)

Мы морковку трем! (2 раза)

Прямыми, напряженными ладонями имитируем

движения топора: вверх-вниз.

Энергичные движения прямыми ладонями

вперед-назад.

Пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

Энергично сжимаем пальцы в кулаки то

одновременно на двух руках, то поочередно

Пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают

ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой

руки. Затем меняем руки.

Лексическая тема «ФРУКТЫ»

Подвижная игра «Я садовником родился»

Я садовником (огородником) родился

Не на шутку рассердился,

Овощи все мне надоели, кроме…картошки

Ребенок выбравшие картошку:

Я здесь! Они становятся спиной друг другу

Все: 1,2,3 беги (бегут навстречу друг другу)

Кто первый добежит тот и водящий.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ!

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки

«мешают»)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

(Опять «варят» и «мешают»)

(Руки вытягивают вперед ладонями вверх и разводят в стороны)

Лексическая тема «ОСЕННИЙ ЛЕС»

Подвижная игра «Листья»

Координация слова с движениями; развитие творческого воображения,

подражательности.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

(Дети кружатся на носочках, руки в стороны)

(Приседают)

(Движения руками вправо - влево)

(Поднимаются, кружатся)

Подвижная игра «У медведя во бору». На одной стороне помещения обозначается (проводится черта) «опушка леса». В 2-3 шага от черты намечается место для медведя. На противоположной стороне помещения рисуется черта, за которой символически расположен «дом детей». Один из игроков играет роль медведя. Все остальные остаются детьми и располагаются за своей линией, т. е. сидят в своих домиках. Воспитатель дает команду «идите гулять». Дети выходят на «опушку леса» и начинают собирать (наклоняются и выпрямляются) ягоды, грибы, цветочки. В совокупности со своими движениями дети говорят стихи:

У медведя во бору
Грибы, ягода беру!
А медведь сидит
И на нас рычит!

После последнего слова «рычит», «медведь» выходит из своего места и пытается поймать (дотронуться) детишек. Те от него уклоняются и бегут «домой». Все кого «медведь» успел поймать уходят за черту и встают на его место. Игра продолжается.

Пальчиковая гимнастика «В осеннем лесу»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого)

(Спокойно укладывают ладони на стол)

Лексическая тема «Я вырасту здоровым»

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

Пальчиковая гимнастика «Твои пальчики».

Этот пальчик - самый большой,
Самый веселый, самый смешной! (Показываете ребенку большой палец.)
Этот пальчик - указательный, он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь указательным пальцем.)
Этот пальчик средний, ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец.)
Этот пальчик - безымянный, он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький - мизинчик, любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.)

Лексическая тема «Моя страна»

Подвижная игра «Заря заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий - заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Пальчиковая гимнастика

Лексическая тема «Мы на севере живем»

Подвижная игра «Ловля оленей »

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Пальчиковая игра

Лексическая тема «Люди труда»

Подвижная игра «Лётчик»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, подражательности.

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Лексическая тема «Транспорт»

Подвижная игра «Самолет»

Подвижная игра « Четыре стихии»
Цель: развивать внимание, память, ловкость.

Ход игры: играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом, какое либо из слов стихии (например - воздух). Тот, кто поймал мяч, должен назвать воздушный транспорт. Если названа земля - наземный, если вода - водный.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Лексическая тема «Улица полна неожиданностей»

Игра «Будь внимательным!»

Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Игра «Грузовики»

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Лексическая тема «Зима»

Подвижная игра «Два Мороза»

Для игры нужна просторная площадка размером не меньше 6-12м. На противоположных концах площадки отмечаются два «дома». Играющие выбирают двух Морозов - «Мороз» красный нос» и «Мороз синий нос». Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Оба Мороза обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Я Мороз - красный нос.

Мороз - синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится?

Все игроки отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

Подвижная игра «Снежок»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Лексическая тема «Зимние забавы»

Подвижная игра «Снеговик»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка -

Увы! - и нет снеговика.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

(Показывают руками на лице улыбку)

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

(Медленно приседают)

(Пожимают плечами, разводят руками)

Пальчиковая гимнастика «Во дворе»

Лексическая тема «Новый год»

Подвижная игра « Ёлочка-краса »

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Наша ёлочка-краса

Поднялась под небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, тянутся руками вверх.

Опять идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются. Хлопают в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Встреча Нового года»

Лексическая тема «Одежда»

«Кто во что одет».

Дети стоят или сидят кругом/полукругом. Ведущий говорит: «Кто в красной майке, присядь», или «Кто в зеленых штанах, похлопай в ладоши». Игрок, чей цвет назвали, должен выполнить заданные действия.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

Пальчиковая гимнастика « Стирка»
Раз, два, три, четыре, пять - (Последовательно соединяют пальцы)
Будем вещи мы стирать - (Одной руки с пальцами другой руки)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем - их стирать мы тоже будем. (Кулаки имитируют стирку)

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Хороводная игра «Воробей»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

(Дети идут по кругу, изображая походку голубей; в центре один ребенок - скачет, как воробей)

(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга; дети, взявшись за руки, не пускают его)

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Лексическая тема «Дикие животные»

Подвижная игра: «Хитрая лиса».

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Воспитатель дотрагивается до ребенка который будет «хитрой лисой». Дети по команде открывают глаза о хором говорят:

Хитрая лиса, где ты?

Хитрая лиса, где ты?

Ребенок, до которого дотронулись, подпрыгивает и говорит «Я здесь!» после этих слов дети убегают, а лиса старается поймать.

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Лексическая тема «Домашние животные»

Подвижная игра «Гуси-Гуси»

Волк - это водящий. Гуси стоят в одном конце зала, хозяин в другом, между ними волк. Игра начинается с того, что хозяин и гуси должны вести между собой диалог в стихах:

Гуси-гуси!

Га-га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да-да.

Так летите.

Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой.

Так летите как хотите, только крылья берегите.

Гуси бегут к хозяину, волк их ловит.

Подвижная игра «Найди свой домик»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Ход игры: с помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале.

После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Пальчиковая гимнастика «В деревне»

Лексическая тема «Домашние питомцы»

«Лохматый пес»

Выбирается пес, на голову одевается шапочка, садится на корточки. Дети двигаются к нему с противоположного конца зала:

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой, уткнувши нос

Тихо, мирно он лежит

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему разбудим!

И посмотрим, что же будет?

После последних слов дети разбегаются, а пес старается их поймать.

Пальчиковая гимнастика «Села кошка».

Лексическая тема «Наша Армия - самая сильная»

Подвижная игра « Будь смелым и ловким»

Играющие стоят в кругу, в центре круга воспитатель. Он держит в руках снаряд (веревка с мешочком). Воспитатель вращает снаряд по кругу над самым полом, а дети- солдаты подпрыгивают на 2- ногах вверх стараясь, чтобы снаряд не задел их. Описав 2-3 круга, воспитатель делает паузу и подсчитывает количество детей- солдатов, которые коснулись снаряда и дает необходимые указания по выполнению прыжков.

Пальчиковая гимнастика «Наша армия».
Аты - баты, аты - баты! (Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки).
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой.

Пальчиковая гимнастика «Пограничник».
Пограничником я буду, (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках).
Чтоб границы защищать, (Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших).
И страна могла спокойно (Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев).
Крепким сном ночами спать. (Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим).

Лексическая тема «Русские богатыри»

Подвижная игра «Мы богатыри».

Дружно встанем раз-два-три-

Дети шагают на месте

Мы теперь богатыри!

Руки согнуты в локтях, показывают силу.

Мы ладонь к глазам представим,

Руку правую подносят козырьком к глазам

Ноги крепкие расставим,

Ноги в стороны

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

Поворот вправо

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево

Наклонились влево- вправо

Руки на поясе, наклон влево-вправо

Получается на славу!

Руки вверх

Пальчиковая гимнастика «БОГАТЫРИ»

Раз, два, три, четыре, пять - (Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших).
Будем сказки мы читать. Там богатыри живут, всех по-разному зовут.
(Показать ладони, как раскрытую книгу).
Это три богатыря: (Показать большой, указательные и средний).
Старший - Муромец Илья - (Пошевелить большим пальце).
А Добрыня - средний тут, Никитичем его зовут. (Пошевелить указательным пальцем).
И Поповича Алёшу - Младшего мы видим тоже. (Пошевелить средним пальцем).
Как они умны, сильны. (Показать руками голову, мускулатуру).
Берегут покой страны. (Левая рука на пояс, взгляд из-под правой руки).

Лексическая тема «Весна»

Подвижная игра «Веснянка»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Подвижная игра «Одуванчик»

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна».

На дворе весна - весна . (хлопают в ладоши)

Солнышко пригрело, (поднимают руки вверх, разводят через стороны вниз)

Птички прилетели (руками машут как крылышками)

«Чик - чик -чик - чирик», - (пальцы складывают в щепотку - «клюв», открывают, закрывают)

Распевают воробьи.

Весело летают (Машут «крылышками».)

Зерна собирают (приседают на корточки, «клюют» зернышки)

Лексическая тема «Птичий переполох»

Дети: Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает

1 вариант : По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.

2 вариант: По считалке выбирается «ветерок», становится в середину круга. Дети идут по кругу читают речитатив, по окончанию текста разбегаются, «ветерок» ловит, кого запятнал, тот пропускает одну игру.

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Цели игры: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц ); воспитывать любовь к природе, ко всему живому (к птицам ).

Ход игры:

Дети стоят в кругу, ведущий стоит в центре круга, вытянув руку вперед, и произносит слова. Потянулся караван,

Прямо к нам из жарких стран.

Дети идут по кругу на последнем слове останавливаются. Ведущий как в считалочке перечисляет перелетных птиц , указывая на каждого ребенка, начиная с того, на кого указала рука после остановки круга.

Аист, цапля, трясогузка,

Чайка, ласточка, кукушка,

Жаворонок, дрозд, скворец.

Кто запомнил - молодец!

Утка, лебедь, соловей,

Кто ты есть, ответь скорей?

(ребенок называет перелетную птицу , которую запомнил, выходит в центр круга и пытается изобразить ее, после удачного подражания остальные дети хлопают ему.) Игра повторяется несколько раз. Если текст игры уже выучен, то ребенок на кого пал жребий становится ведущим.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Лексическая тема

«Верны друзья - мама, папа, книга я»

Подвижная игра «Противоположное слово»
Цель: учить детей обосновывать свое решение, подбирать слова, противоположные указанному.

Ход игры: предложить детям подобрать слова противоположные по смыслу к данным.

Для слов допускающих неоднозначное значение (например - сырой), предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Пальчиковая гимнастика

Лексическая тема «Свойства материалов»

Подвижная игра «Береги предмет»
Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.

Ход игры: дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.

Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

Пальчиковая гимнастика

Лексическая тема «Посуда»

Подвижная игра «Посуда»

Координация речи с движением; закрепление в речи относительных прилагательных.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Лексическая тема «День космонавтики»

Подвижная игра «Ракета»

Подвижная игра «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, под «космическую» музыку делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Пальчиковая гимнастика «На ракете»

Лексическая тема «Мебель»

Подвижная игра «Займи стул»

По кругу расставляются стулья (на один меньше, чем участников). Звучит музыка, дети идут вокруг стульев, выполняя танцевальные движения. Когда музыка заканчивается, дети должны занять стулья. Кто не успел, выбывает из игры (один стул убирается).

Пальчиковая гимнастика «В квартире»

Лексическая тема «День победы»

Подвижная игра «Праздничный салют»

Координация речи с движением, развитие подражательности.

Пышные букеты

В небе расцветают,

Словно искры света,

Лепестки сверкают.

Вспыхивают астрами

Голубыми, красными,

Синими, лиловыми —

Каждый раз все новыми!

А потом рекою

Золотой текут.

Что это такое?

Праздничный салют!

Руки подняты вверх, пальцы на руках поочередно сжимать и выпрямлять.

Руки поочередно поднимать и опускать, пальцы на руках поочередно сжимать и выпрямлять.

Плавные повороты вокруг туловища влево-вправо.

Руки развести в стороны, плечи поднять.

Руками описывать круги над головой. Пальцы на руках разведены в стороны.

Пальчиковая гимнастика «День Победы»

Когда приходит День Победы,

Цветут сады, цветут поля.

Когда приходит День Победы,

Весною дышит вся земля.

Когда приходит День Победы,

То раньше солнышко встает,

И, как одна семья большая,

Идет в колоннах наш народ.

Когда приходит День Победы,

Звучат и музыка и смех,

И, поздравленья принимая,

Мы тоже поздравляем всех!

Пальцы «шагают» по столу.

Из пальцев сделать бутон и медленно их раскрывать.

Пальцы «шагают» по столу.

Сцепить пальцы в «замок», поднимать пальцы и опускать.

Пальцы «шагают» по столу.

Ладони сложить вместе, пальцы развести в стороны.

Приставить ладони друг к другу, двигать всеми пальцами.

Пальцы «шагают» по столу.

Изобразить руками игру на скрипке, улыбнуться.

Свести ладони вместе в виде рукопожатия.

Развести руки в стороны.

Лексическая тема «Комнатные растения»

Подвижная игра «Комнатные растения».

Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно вставать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Пальчиковая гимнастика

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулаки, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония - Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

Лексическая тема «Цветы»

Подвижная игра «Первые цветы»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

Подвижная игра «Собери букет»

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…». Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Лексическая тема «Насекомые, рептилии»

Подвижная игра «Гусеница»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Этот странный дом без окон

У людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимо -

Март, апрель, капель, весна…

Просыпайся, соня-сонюшка!

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.

Переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щеку.

Переворачиваются на правый бок, руки под щеку.

Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.

Медленно садятся.

Потягиваются сидя.

Встают, снова потягиваются.

Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.

Подвижная игра «Поймай комара»

У пражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка.

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с при-вязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в се-редину круга.

Какой прекрасный хор!

Вот есть же хор, в котором

Не нужен дирижер!

Эй, лягушки! Не зевайте -

Комара скорей поймайте!

С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше го-ловы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпры-гивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 - 8 раз. Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли до-стать комара. Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 - 2 раза.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Лексическая тема «Лето»

Подвижная игра «Солнышко»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Пальчиковые игры для дошкольников.

Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмем - жмем. (Имитация движений.)

***
«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

Пальчиковые игры по теме: «Семья»

Как у нас семья
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Пальчиковые игры по теме: «Город. Страна»

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем. «Дом»

Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

Пальчиковые игры по теме: «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

Пальчиковые игры по теме: «НОВЫЙ ГОД»

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»

Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.
***
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

Пальчиковые игры по теме: «Дружба»

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)
***
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,
(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить,
(Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок»)

***
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз - подбросим, "Подбрасывают".
Два - поймаем, "Ловят".
Три - уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.
***
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

***
Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»

Моя семья
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
***
Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя, правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.
***
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
***
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
«Одежда, обувь, головные уборы»
***
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Обувь»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
***
В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.
***
Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.
Новые кроссовки.
***
«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем.
Имитация укачивания куклы.
Загибание пальчиков.
Имитация по описанию в стихотворения.
Положить руки на колени.
***
Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)

Пальчиковые игры по теме: «Обувь»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

***
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)

«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)

Пальчиковые игры по теме: «Насекомые»

Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. роняют ладони на стол.

Пальчиковые игры по теме: «Жук»

Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…

Пальчиковые игры по теме: «Осы»

Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.

***
Божьей коровки папа идёт,
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им
То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки
шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.
***
Вот маленький улей, где
пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному.
***
Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.

Пальчиковые игры по теме: «Мебель, Посуда»

В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
***
Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)

Пальчиковые игры по теме: «День Победы»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)
***
Аты - баты, аты - баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

Пальчиковые игры по теме: «Народная игрушка, Фольклор»

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка - в жилете,
Петушок - в берете,
Коза - в сарафане,
Заинька - в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.
***
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
***
- Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец)
Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев)
Масляна головушка, – (погладить рукой по голове)
Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку)
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)
Солнышко-вёдрышко
***
- Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).

Пальчиковые игры

Башкирова Клавдия Ивановна
Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас семья большая»

Цель : Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха через поддержание интереса к пополнению Портфолио.

Задачи :

Продолжать формировать представление детей о членах семьи ;

Совершенствовать умение составлять простые предложения по фотографии;

Продолжать учить составлять сложносочинённые предложения с союзом «а» ;

Формировать умение понимать логико-грамматические конструкции ;

Упражнять в отгадывании загадок, понимании смыслового значения;

Закреплять знания о предметах труда и их назначении;

Продолжать развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;

Формировать навыки универсальных учебных действий через элементы аппликации;

Воспитывать желание помогать родным, вызвать чувство гордости за свою семью ;

Поощрять активность и самостоятельность детей .

Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование : Столы, стулья, магнитная доска. Магнитофон, фотографии семей. Портфолио воспитанников. Волшебная коробка с отгадками (прищепки, клубок шерстяных ниток, тёрка, веник, молоток) . Новые странички Портфолио, подкладные листы, клеящий карандаш, салфетки, розетки.

Предшествующая работа :

Сбор фотографий для Портфолио воспитанников; беседы о семье и Портфолио ; д/и «Кто у кого?» , «Найди по описанию» , «Кому, что нужно для работы» , разгадывание загадок.

Речевая предшествующая работа :

Обогащение словаря по лексической теме «Моя семья » ; составление простых и сложносочинённых предложение по картинкам, фотографиям, о предметах; Разучивание стихов о Портфолио; разучивание пальчиковых гимнастик; д/и «Старше - младше » .

1. Организационный момент :

- Собрались все дети в круг , я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

А теперь давайте послушаем песню (слушание песни) .

О ком эта чудесная песенка? (о маме, о папе….) .

А как сказать одним словом? семье ) .

2. Фотовыставка «Моя семья » .

а) Ребята, вот фотографии ваших семей, возьмите фотографию своей семьи и расскажите , кто на ней изображён ? Расскажи, Костя. (бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат, я) .

Сколько всего человек на фотографии? Посчитай, Маша. (Ответы детей ) .

б) Дидактическая игра «Старше - младше » .

Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто на ваших фотографиях старше всех ? Ответь, Ева.

А теперь назовите, кто самый младший на фотографии? Скажи, Максим.

А теперь скажите, кто старше , а кто младше в семье . Попробуй, Владик. (Ответы детей ) .

в) Дидактическая игра «Кто кому кем приходится?» .

Костя, скажи, пожалуйста, кем тебе приходится самый старший человек на фотографии? (ответы детей ) .

Машенька, а для мамы ты кто?

Ева, а для бабушки ты кто? А для брата? Для сестры?

Давайте все фотографии поместим на доску. (Дети помещаю фотографии на доску) .

Какие замечательные эти фотографии! Все семьи на фотографиях дружные. На них вы все вместе, как пальчики на руках.

3. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая » .

Как у нас семья большая , да весёлая :

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются,

Две Дашки у кашки питаются,

Две Ульки в люльке качаются.

1). Симметричные хлопки в ладоши и удары кулаками попеременно;

2) Загибать пальцы на обеих руках, начинать с большого пальца .

4. Дидактическая игра «Загадки-отгадки» (предметы труда) .

Ребята, семья – это счастье , любовь и удача,

- Семья – это летом поездки на дачу.

- Семья – это труд , друг о друге заботы,

- Семья – это много домашней работы.

Да, все заняты делом в большой семье , а вот кому какие предметы для труда нужны? Какие предметы нужны для домашнего труда? Назовите (дети перечисляют) . Молодцы. Отгадайте, я буду загадывать вам загадки, а отгадки – в волшебной коробке. Давайте посмотрим, что у нас есть, но пока не называйте эти предметы. (дети рассматривают)

Кто правильно отгадает загадку, тот и покажет нам этот предмет. Слушайте внимательно.

1. На верёвке пальцы держать одеяльце (прищепки) .

2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять (клубок ниток) .

3. Маленький Ерофей - ка подпоясан коротенько,

По полу скок, скок и сел в уголок (веник) .

4. Скажите, как назвать её: все в дырках зубы у неё,

Но редьку, хрен, морковку она перетирает ловко (тёрка) .

5. Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт (молоток и гвоздь) .

Загадки вы отгадали, молодцы! А теперь помогите мне разобраться , кому в семье нужны эти предметы труда.

Кому в семье нужен для работы клубок ниток? (Маме и бабушке) Для чего? (Для вязания)

А прищепки кому нужны? (маме, бабушке) Для чего? (закрепить бельё на верёвке)

А кто в семье работает веником ? (мама, папа, бабушка, дедушка) Что им делают? (Подметают пол)

Кому в семье для работы нужен молоток? (папе, дедушке) Что им делают? (забивают гвозди)

А тёрка кому нужна в вашей семье ? (маме, бабушке) Что делают тёркой? (Натирают овощи) .

Молодцы. Спасибо, что помогли мне разобраться с предметами труда .

5. Дидактическая игра «Покажи и расскажи» .

Ребята, в каждой семье все взрослые заняты делом. А чем дети могут помочь взрослым? (Ответы детей ) .

Я знаю, что вы принесли фотографии, на которых изображено , как вы помогаете своим родителям дома. Возьмите эти фотографии, покажите их всем, и расскажите, каким делом вы заняты? (Я мою посуду. Я подметаю пол. Я вытираю пыль и т. д.)

6. Работа с портфолио.

Ребята, какие замечательные вы помощники! Мы с удовольствием рассмотрели ваши фотографии. А куда эти фотографии можно поместить?, в портфолио).

Ребята, я вам приготовила новую страничку в Портфолио, давайте наклеим фотографии на эти странички. Присаживайтесь за столы, пожалуйста. (дети садятся за столы с воспитателем) . Но прежде, чем приступить к работе, приготовьте свои пальчики и расскажите мне про свою дружную семью .

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья » :

Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я, вместе – дружная семья .

Хорошо, а теперь приступайте к работе. Не забывайте, как правильно пользоваться клеящим карандашом, салфеткой, работайте аккуратно (дети самостоятельно выполняют работу под тихую музыку) .

Молодцы! Ребята, какие замечательные получились странички. А как мы назовём эти странички? Придумайте названия. А я подпишу каждому (мамин помощник, папин помощник, чем смогу – помогу, мы помощники в семье и т . д.).

А теперь возьмите свои портфолио и поместите в них эти странички.

7. Рефлексия.

Ребята, а что же такое портфолио? Давайте вспомним и расскажем вместе.

1. Вот портфолио – копилка. 2. Чтобы рассказать друзьям.

3. Всё, чему мы научились. 4. Что умеешь делать сам.

Молодчины, всё сложили. Похвалу вы заслужили.

Интересные и яркие странички у вас, ими залюбуется каждый из нас.

А теперь можете ещё раз перелистать портфолио, рассмотреть странички. В следующий раз мы с вами поместим в портфолио фотографии вашей большой и дружной семьи .

Публикации по теме:

Закончились Новогодние каникулы,прошли Новогодние праздники,наступил 2018 год. Впереди Крещение. Наши прабабушки и прадедушки веселились.

Конспект игровой ситуации «Животный и растительный мир Севера и жарких стран» для старшего дошкольного возраста Конспект игровой ситуации