Родители и дети

Понятие близко далеко в старшей группе. Конспект занятия по математике в старшей группе

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

    Совершенствовать счетные навыки детей.

    Учить соотносить цифру с количеством предметов.

    Развивать мыслительные операции в узнавание геометрических фигур, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: влево, вправо, прямо, над, под, между, впереди, сзади.

    Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

Здоровье:

    Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

    Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

    Приобщать к способам безопасного поведения при переходе речки;

Социализация:

    Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.

    Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)

    Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

    Осваивать элементарные навыки речевого этикета;

    Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

    Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.

    Учить сопереживать чужому горю.

    Поощрять желание участвовать в совместном труде

    Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественная литература:

    Закрепить с детьми знания русских народных сказок, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество:

    Обогащать творческий потенциал ребенка

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа по сказке.

Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Яблоньки», «Печки», «Речки», «Ёжика», «Бабы Яги», «Скрипа избушки» .

Материал: Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо с картой; макет «яблонька», «печка», ухват, кувшины, скатерть, большой поднос, 3 разноцветных тарелочки, изделия из теста, треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски разной величины; коврик для ёжика, мольберты маленькие по кол-ву детей, наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, домик Бабы -Яги, театрализованная кукла «Баба Яга», «Ванечка», «Ёжик», имитация забора, дощечки с «гвоздями», 4 стола, мольберт, набор карточек для игры «Оживи картину»: яблоня, травка, яблоки, ёжик, белочка, солнышко, облако, птичка, корзина, домик; экран, ноутбук, колонки.

Раздаточный: угощение от Ванечки, набор геометрических фигур, дощечки с гвоздями, маленькие мольберты.

Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно математику начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе- Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы».

Дети, герой какой сказки попал в беду, просит нас помочь ему? Мы поможем Ванюше? Д.: Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто же собирается выручать Ваню. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игровое упр. «Связующая нить»

В.Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Капелька», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Ване и скажи ему, что мы обязательно его выручим. Правда, ведь, ребята?(бросаю клубочек вперед)

В.: Тогда нам нужно отправляться в путь, но как мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, в конверте письма лежит карта, на ней нарисованы широкие реки, ёжик, печка, яблоня. Так ведь нам туда и нужно! Только видите, многие места на карте невидны, размыты – придется нам вспомнить, кто должен нам встретится на пути и расставить цифры.

Игра «Вставь цифру по порядку» Музыка «Дорога добра»

В.: На карте видно, что мы должны идти прямо 7 шагов. Куда идем?

Смотрите, у нас на пути стоит печка.

Дети:Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди, где живет Баба Яга

Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу.

Пирожки треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите по середине стола.

Игра «Разложи правильно пирожки»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество соответствует цифре (дети поясняют) и скажите каких пирожков больше всего?

В. Ребята, смотрите, печка передала нам знак.

Что здесь написано (ребенок читает)– Печка передала знак надо повернуть направо и сделать 5 шагов прямо вперёд.

В. Смотрите, на пути у нас и правда стоит яблонька

Дети:Яблонька, яблоня скажи, куда гуси лебеди полетели?

Игра «Оживи картину» - дети превращаются в «художников» берут картинки и по указанию воспитателя рисуют картину: травка выросла по середине внизу, домик нарисуйте в левом верхнем углу и т.д.

Подсказка 3 шага прямо.

В. Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В.: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д.: Нет. Река широкая.

В.: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В.: Но подождите, здесь лежат какие-то доски, мы можем сделать мостик.

А какие по длине доски?

Д.: Одна длинная, другая короткая. Дети опытным выбирают нужную доску, накладывают одну на другую.

В.: Какую доску надо перекинуть через реку, чтобы перейти по ней, как по мостику? Какой она длины?

Д.:. Нам нужно перекинуть длинную доску через реку.

В.: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

В. Егор, посмотри на карту и скажи, кто нас ждет впереди? Ёжик

Дети: Ёжик, скажи куда гуси-лебеди полетели? Куда Ванечку унести посмели?

Ёжик: Я с радостью вам скажу. Но и вы мне помогите: украсьте мою полянку «красивыми ковриками».

Игра «Запомни повтори» - дети смотрят на образец и повторяют рисунок на ковре, обращая внимание на расположение геометрических фигур.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами украшают коврик.

В: Назовите, где расположена на коврике геометрическая фигура у которой все стороны равны и назовите её? (квадрат в правом нижнем углу) и т.д.

Ёжик, оставил нам подсказку: Ищите знак в группе

Налево пойдете – домой попадете

Прямо пойдете – к гостям попадете

Направо пойдете – к Бабе Яге попадете. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка:

Бабка Ёжка костяная ножка,

Нос крючком волоса торчком,

С печки упала правую ножку сломала,

Пошла баба в правый край раздавила там сарай,

Пошла баба в левый край наших деток не пугай!

В. А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Баба Яга: - Кто это там меня беспокоит?

В. Ребята скажите, откуда мы пришли?

Дети: Это мы, дети старшей группы «Капелька».

Наш девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. Отпусти нашего Ваню.

Баба Яга: -Фу – фу – фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

Мы пришли за Ваней. Отпусти его, Баба Яга.

Ой, какие шустрые, он мне самой нужен: забор у меня сломался.

Мы тебе поможем.

Баба Яга: Ну ладно так уж и быть. На верхней рейке гвозди есть, а на нижней нет. Отремонтируйте мне забор справа на лево от меньшего количества гвоздей на рейке к большему.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Задачи:

Месяц

Цель

Ориентировка «на себе». Познание ребенком схемы собственного тела. 4 занятия.

Сентябрь

Закрепить различение час- тей тела, определение сто- рон на самом себе, различе- нии левой и правой руки. Обучать детей в умении ориентироваться на листе бумаги в направлении свер- ху вниз и слева направо. Закрепить умение детей ви- деть пространственное рас -положение предметов отно- сительно друг друга: «ря - дом», «около», «возле», «друг за другом», «в», «на» и др.

Физкультурные и музыкальные занятия, хореография, бассейн, аппликация и рисование, конструирование. На листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактичес -кого материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо. Игровая ситуация «Мышиные истории»1;41. «Три котенка»1,43. «Красная Шапочка»1;48 «Царевна - Лягушка»1;49 Математическая игра «Вперед и назад» 2;38 Математическая игра «Что изменилось?» 2;43 Конструирование «Постройка сарая для животных» 2;44. Аппликация «Угости зайку морковкой» 2;47 Конструирование «Теремок»2;51 Игра «Вопрос - ответ».2;53 Физкультминутка «Самолет»2;54 Стихотворение О.Дриз «Правая и левая»

^ ДИ: «Петрушки (клоуны)» Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра­женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом». ДИ: «Угадай-ка», «Что изменилось?». Игра «Правый глаз». Игра «Внутри и снаружи» ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель. показать, что пространственные отноше -ния между предметами могут заменяться: пред- мет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. ^ Игра «Обезьянки». ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д.

^ Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка «от себя». 12 занятий.

Определять расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Игровая ситуация «Переполох»1,45 Математическая игра «По три в трех»2;66 Конструирование «Гаражи для своей машины» 2;83 Математическая игра «Найди ключи»2;86 Экологическая игра «Охотник и пастух» 2;88 Математическая игра «Узнай, что измени лось» 2;90

^ ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель. Обратить внимание на взаимное располо- жение объек­тов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом; ДИ: «Встань впереди или сзади товарища» Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик» Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространст- ве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. ^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Определить расположение 2 игрушек или ве­щей, находя- щихся от них в противопо- ложных направлениях: впе- реди - сзади, справа - слева.

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?» Аппликация «Теремок» 2;111

^ ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» Игра «Что под ладошкой?» Игра «На параде». Игра «Справа и слева» ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: Продолжать формировать у детей представ ление о заслоняемости одних предметов други- ми; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»;

Определение пространствен -ного расположения предме -тов с поворотом налево или направо (на 90°), а затем - кругом (на 180°). Количество предметов увеличивается до четырех, расстояние до игру- шек увеличивается.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Что измени лось» 2;127 Математическая игра «Пройди к избушке лесника» 2;133 Психогимнастика «Сосулька» 2;140 Пальчиковая игра «Коза и козленок» 2;144 Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт» 2;146

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

^ Освоение и применение словесной системы отсчета. Обучение умению передвигаться в указанном направлении. 12 занятий.

Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игровая ситуация «Путешествие», «Но -вые приключения Тома и Джерри» 1;46, 47. Отношения «длиннее - короче», «дальше - ближе». Понятия «близко - далеко». Игровое упражнение «Что изменилось?» Математическая игра «Уголки»2;159 Психогимнастика «Смелый заяц»2;163 Конструирование «Городской транспорт» 2;164 Математическая игра «Мастерская ков- ров» 2;166 Конструирование «Записная книжка в подарок папе» 2;177

^ Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото»

Выбирать направление снача ла из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад, налево - направо).

Игровая ситуация «Отважные кладоиска- тели»1;48 Физкультурная минутка «Ладошки встретились и разошлись» Игровое упражнение «Кто впереди. Кто сзади?», «Кто слева, кто справа?» Математическая игра «Волшебный квадрат Воскобовича» 2;182 Математическая игра «Куда спрятался жучок» 2;183 Математическая игра «Найди игрушку» 2;195 Игра «Что изменилось?»2;199 Пальчиковая игра «Лиса и заяц»2;202 Игра «Моргалочки»2;202

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево

Выбирать направление сна -чала из 4 парных предложен -ных ему направлений (вперед - назад и налево - направо).

Математическая игра «Что изменилось?» 2;208 Конструирование «Мосты»2;214 Конструирование «Мосты через реку» 2;228

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

^ Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». 8 занятий.

Устанавливать связи между отношениями вида: «дальше - ближе», «близко - далеко»

Аппликация «Мы - строители»2;242 Конструирование «Домик с заборчиком для медвежат»2;242 Рисование «Почему матрешка грустная?» 2;247 Конструирование «Автобусы для гно- мов» 2;249 Конструирование «Двухэтажные дома» 2;255

^ ДИ: «Возьми игрушку». Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем прост­ранстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Игра «Как вести себя на улице»2; 286 Психогимнастика «Смелый заяц» 2;288

^ Игра «Доползи до игрушки».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СТАРШАЯ ГРУППА.

Задачи: - формирование пространственных представлений в различных видах деятельности. - использование жизненных ситуаций для развития ориенти­ровки в пространстве. - упражнять в нахождении предмета по условным координатам, создавать план, следовать в соответствии с планом

Месяц

Цель

Специально-организованная деятельность

Пути реализации в совместной деятельности

Сентябрь

Определение местонахождения предмета по условным координатам с ориентацией одновременно по горизонтали и вертикали.

Игра «Назови фигуры». Игровая ситуация «Гном строит дом» 1;62

^ Игра «Обезьянки». На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повто­ряя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы. ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д. ^ Игра «Доползи до игрушки». Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, пока­зать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направ­ление.

Развивать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнения по ориентации в пространстве по представле-нию.

Игровая ситуация «Иван – крестьянский сын»1;63 Математическая игра «Дорожные знаки»3;21 Знакомство с разными видами штриховки. 3; 24

^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх. Игра «Я робот!»

Совершенствовать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнять находить левую и правую стороны. Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игра «Угадай, что придумали взрослые?» 3;27 Игровое упражнение «Перчатки» 3;30 Игра «Закончи предложение»3; 31

^ Игра «Фигурное лото» Игра «Помоги пчёлке собрать урожай». Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево «Воробушки и автомобиль» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей ориентировать­ся в групповой комнате, пользуясь планом.

Освоение умения создавать план в заданном масштабе.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Мы учимся штриховать» 3;37 Игровая ситуация «Буратино» 1;64

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека. «Кукла Маша купила мебель» «Куда спрятался жучок!» Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Знакомство с понятием «плос кость»; «полуплоскость».

Игровая ситуация «Путешествие», Проблемная ситуация «Что такое плоскость?» 3;40 Игра «Найди и заполни клетку»3;42 Дидактическая игра «Отгадай, кто где стоит» 3;42 Игра «Путешествие по комнате» Игра «Найди, где спрятано»

^ ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?». Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото» ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо­рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу­маге, с реальны- ми предметами.

Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Игровая ситуация «Дорога к Изум – рудному городу »1;65

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по­мещения, последовательно осматривать его ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево.

Развивать пространственное воображение выполняя постройку по рисунку. Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?» 3;52 Игра «Раскрась разными штрихами домик» 3; 55 Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.3; 58 Игровая ситуация «Спящая красавица» 1;71

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объяс­няют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на об­ратном пути - в левую сторону ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты. «Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек) Дидактическая задача. Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Поиск пути по лабиринту

Игра «Автотрасса» 3; 64 Игровая ситуация «Путешествие Людвички к Пряничному Королю» 1; 72

«Замри» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

Умение ориентироваться по плану. Поиск пути по лабиринту.

Игра «Поезда»3; 67 Игра «Секреты»3;73 Игровая ситуация «Винни – Пух и его друзья» 1; 77

«Где Маша?» Дидактическая задача. Учить детей соотносить ре­альное пространство с планом. «Три медведя» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

^ Распространение результатов. В проекте представлено основное содержание математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена по разделу «Ориентировка в пространстве». Включает в себя подборку игр и игровых упражнений с математическим содержанием, динами­ческие упражнения, пальчиковую гимнас­тику и специальные игры по теме, а также интеграцию различных видов детской деятельности, способствующих развитию и формированию пространственных представлений. Дано перспективное

Конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе

03.10.2012, 10:27

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги; упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении; развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Ведущий (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей группе и, возможно, нам удастся увидеть в обычных предметах что-то новое, интересное и, может быть, мы найдем новых друзей.

Актуализация знаний о видах транспорта.

Давайте вспомним, на чем можно путешествовать? Какой вид транспорта вам больше всего нравится? Давайте мы выберем поезд. Из каких частей состоит поезд? (Локомотив и вагоны.) Кто хочет быть локомотивом? А кто лучше всех сможет вести наш поезд?

Игра «Теневое домино».

В. Чтобы построить поезд, каждый должен взять по одной карточке домино и построить цепочку, приставляя цветное изображение предмета к его тени. А теперь, ребята, станьте друг за другом в таком же порядке, в каком лежат ваши карточки. Скажите, кто за кем стоит. Запомните свои места и можете разойтись. Итак, поезд у нас есть. Теперь необходимо выбрать маршрут нашего движения. Что для этого необходимо? (Карта.)

Чтение схемы-плана (повторение графических символов).

В. Используем для этого план игровой комнаты, который мы составили на прошлом занятии. Давайте представим, что мы только вошли в группу. Что находится слева от вас? (Окна.) Каким цветом обозначены окна на нашем плане? (Голубым.) Что находится перед окнами? (Стол.) Какой он формы? (Прямоугольной.) Какого цвета крышка стола? (Белого.) Покажите, где этот стол обозначен на нашем плане. Что справа от вас? (Столы для рисования.) Сколько их? (Три.) Они одинаковые? (Нет, посередине большой, а по бокам - маленькие.) Какой формы большой стол? (Трапеция.) Какого он цвета? (Белого.) Какой формы маленькие столы? (Квадратной.) Какого они цвета? (Желтого.) Покажите, где они расположены на нашем плане. А что расположено посередине нашего плана? (Ковер.) Каким цветом он обозначен? (Красным.)

А что изображено на нашем плане в правом верхнем углу? (Театральный уголок.) Ребята, на плане стрелками обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Откуда начинается наше путешествие? (От двери.) А вы помните, кто за кем стоял? Итак, в путь!

Игра «Поезд» (движение по схеме в заданном направлении).

Дети получают карту в руки и двигаются по стрелкам до первой остановки, указанной на схеме. Поезд останавливается, вагоны произвольно рассыпаются.

В. Ребята, а кто у нас сидит на месте Павлика? (Обезьяна.) Рассмотрите ее. Какая у нее шерстка? (Пушистая, коричневая, гладкая, теплая, мягкая и т.д.) Какие у нее грустные глаза! Я поняла, почему она так печальна: у нее нет дома. Ребята, а мы можем помочь обезьяне? Как? (Построим дом.) Но чтобы строить дом, надо начертить чертеж.

Ориентировка на листе бумаги (словесный диктант).

В. Возьмите листики и расположите их так, чтобы красная полоса была слева от вас. Возьмите ручки, приготовьтесь. От точки проведите линию на 5 клеток вниз, на 5 клеток вправо, на 5 клеток вверх и т.д. (Дети выполняют задание.)

Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! Теперь обезьяна сможет построить себе дом. А наше путешествие продолжается.

Задание на смену направления движения по словесной инструкции.

В. Пройди вперед до ковра, поверни налево. Дойди до угла ковра и поверни направо. Иди вперед до следующего угла ковра и пройди вперед еще 3 шага. (Вторая остановка.)

Ребята, куда мы прибыли? (В театральный уголок.) Кто здесь живет? (Сказочные герои.) Правильно, вот это Чебурашка - сказочный персонаж. Но он тоже невеселый. Дом у него есть, а вот ковра для игр - нет. Мы можем помочь ему? (Да, мы подарим ему ковер.)

Ориентировка на листе бумаги (создание аппликации).

В. Какой формы у нас лист? (Квадратной.) Рома, положи посередине ковра желтый квадрат. Катя, положи сверху посередине овал, снизу - второй овал, и т.д. В углах ковра приклейте треугольники. Сколько надо треугольников? (Четыре.) Какого они цвета? (Синего.) Между овалами приклейте круги. Красиво у нас получилось? Какой пестрый ковер! Чебурашке он понравился, поэтому он споет нам песенку, а мы давайте проследим за ним глазками.

Гимнастика для глаз, снимающая зрительное напряжение (используется звучащая игрушка).

В. Ребята, а куда же исчез наш план? И что это за письмо? (Читают письмо.) Да, это письмо от крота. Он предлагает вам поиграть в прятки. Сам спрятался и оставил только письмо-подсказку. А вы знаете, кто такой крот? Как он выглядит? Где он может прятаться? Давайте поищем.

Игра «Найди игрушку» (предлагается схема игрового уголка или словесные указания). (Дети выполняют задание.)

В. Где прятался крот? Давайте вместе поиграем в прятки. Куда прячется крот? (На стол, под стол, за шкаф, в шкаф и т.д.)

Крот подсказал мне, где наша карта, она под синей коробкой. Принесите ее, пожалуйста. Но это же не карта, это изображения пляшущих человечков. Давайте и мы потанцуем под музыку.

Физкультминутка (дети выполняют упражнения с опорой на зрительные символы).

В. А нам пора в путь! Паровоз, давай сигнал к отправлению! Мы едем к последней остановке.

Игра «Лабиринт».

В. Ребята, звери потеряли своих детенышей в лабиринтах. Что же делать? (Мы их проведем к маме.) Тогда разберите карточки и помогите детенышам. (Дети выполняют задание.)

Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили? Понравилось вам путешествие? Спасибо за внимание!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА СТАРШЕЙ ГРУППЕ Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, развитие коммуникативных навыков, развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по обещанию; снижение психоэмоционального напряжения. Материалы к занятию: игрушка Чебурашка, запись «Песни Чебурашки» магнитофон. ХОД ЗАНЯТИЯ *Приветствие. *Этюд «Робкий Чебурашка». Воспитатель показывает детям Чебурашку, сажает его на стульчик. -Ребята, к нам в детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. Я сейчас прочитаю ему стихотворение про новичка. Может быть, это стихотворение поможет ему стать более смелым и подружиться с другими детьми. В детский сад пришел Молчок - очень робкий новичок, Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка-скок да прыг, До чего же осмелел: даже песенку запел! *Этюд «Смелый Чебурашка». Ребенок – Чебурашка встает со стула, подпрыгивает и подпевает под запись песню Чебурашки: « Я был когда – то странной игрушкой безымянной…». Дети по очереди исполняют оба этюда. *Упражнение «Глубокое дыхание». Дети садятся на стулья, выпрямляют и расслабляют спину. На счет 1-2-3-4 – делаем глубокий вдох носом, на счет 4-3-2-1- выдыхаем через рот. Время выполнения 2-3 минуты. КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НЕЗНАЙКА В СТРАНЕ ВЕЖЛИВОСТИ» Программное содержание: продолжать развивать связную речь детей, пополнять активный словарный запас, продолжать знакомить с правилами общения, с этикетом, развивать коммуникативные навыки, дать определение словам «вежливость», «доброта», воспитывать сострадание, желание помочь, сочувствие, закреплять навыки работы с гуашью и кисточкой (закрашивание по свечке). Материал: кукла Незнайка, 2 игрушечных телефона. У детей – гуашь, кисточка ½ альбомного листа с нарисованными свечкой снежинками (до закрашивания они не видны). Х О Д З А Н Я Т И Я: Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Вежливости. Хотите? А далеко или близко находится эта страна, вы потом скажите мне сами. Итак, чтобы начать наше путешествие, нужно занять свое место, получить свой волшебный билет. А для этого каждый из вас должен назвать слово, противоположное по назначению моему слову. Начали! (Игра «Скажи наоборот») Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, можем отправляться. Сначала мы полетим на вертолете (движения руками над головой), поедем на поезде, пойдем пешком по высокой траве, высоко поднимаем колени (упражнения выполняются сидя на стульях). -Ой, ребята, подождите, кто-то здесь плачет. Да это же Незнайка! Как ты сюда попал? Кто тебя обидел? Незнайка:(говорит воспитатель) – Я обиделся на всех коротышек и ушел из Цветочного города, куда глаза глядят. Со мной никто не хочет дружить, говорят, что я невежливый, злой, невоспитанный. Ну и ладно, буду жить здесь один! (плачет) Воспитатель: Незнайка, тебе очень повезло! Посмотри на этих ребят, они самые добрые, вежливые и они обязательно тебе помогут. Правда, ребята? Незнайка, скажи, пожалуйста, умеешь ли ты правильно говорить по телефону? Незнайка: Ой, велика наука! А чего тут уметь? Вот я тут хотел к Карлсону в гости сходить, ну и позвонил его другу Малышу. Воспитатель: И что же ты сказал? Незнайка: Ну я сказал: «Эй, ты, Малыш, позвони-ка быстро по телефону Карлсону! Воспитатель: И ты так грубо, невежливо сказал? Незнайка: И что такого? Воспитатель: Да, ребята, вы, наверное, тоже поняли, почему с Незнайкой никто дружить не хочет. А хочешь, Незнайка, ребята тебя научат правильно говорить по телефону? (Дети имитируют разговор) Воспитатель: Ребята, а если вы совершенно случайно ошиблись номером и попали не в ту квартиру, что нужно сказать? (Дети отвечают) Воспитатель: Незнайка, скажи, пожалуйста, как ты поступаешь, если у входа в детский сад встретишься с чьей-либо мамой или бабушкой? Незнайка: Конечно, вперед пробегу, мне же быстрее надо. Воспитатель: А вы, ребята, как поступите? (Дети отвечают) Далее разыгрываются ситуации с покупкой в магазине, приходом гостей в группу детского сада и так далее). Воспитатель: Ну, Незнайка, я думаю, теперь ты понял, как нужно вести себя, если ты с кем-то разговариваешь. Да, вежливым человеком быть не просто, но окружающим тебя людям это очень нравится. А как вы думаете, ребята, что означают слова «вежливость», «доброта»? (Дети отвечают) Ты знаешь, Незнайка, оказывается даже имя человека можно сказать поразному. Вот тебя мама в детстве как называла? Незнайка: - Баловник! Воспитатель: - А ведь любое имя можно произнести очень ласково. Давайте, ребята, научим Незнайку! (Каждый ребенок по очереди встает, остальные называют его имя в уменьшительно-ласкательной форме). Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вы будете повторять за мной различные движения, но только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». (Физкультминутка) Воспитатель: - А сейчас мы поиграем по-другому. Я буду читать стихи, но не простые. Слушайте: Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте! Растет даже ледяная глыба От слова теплого… (спасибо) Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день) Кода нас бранят за шалости, Говорим мы: … (простите, пожалуйста) Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: … (спасибо) - Молодцы, ребята, очень хорошо у нас получилось. Ты убедился, Незнайка, что у нас самые вежливые и воспитанные ребята? А такие ребята больше всего любят дарить подарки. Давайте подарим Незнайке наш волшебный подарок - все добрые и вежливые слова, которые так ему нужны. Запоминай, Незнайка! (ответы детей) -Знаешь, Незнайка, у нас для тебя есть еще один подарок. Видишь у ребят на столах чистые листы бумаги? Сейчас наши волшебники – ребята закрасят эти листы голубой гуашью, и получится чудо! (Идет закрашивание) -Понравились тебе наши подарки, Незнайка? Никогда не забывай волшебные слова и тогда с тобой будут дружить все твои друзья. До свидания, Незнайка, тебе пора возвращаться в свой Цветочный город, а мы вновь очутились в своей группе. Так далеко или близко от нас находится страна Вежливости? (Ответы детей, окончание занятие) УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ «ОПИШИ ДРУГА» Упражнение проводится в парах. В течение 2-3 минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из комнаты. В это время производится 2-3 изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось. «УГАДАЙ-КА» Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы. При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям. «УЗНАЙ, КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ» Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал. Упражнение можно усложнить – предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос.

Программное содержание:

  • Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Продолжать использовать в речи слова «Сколько?», «Который по счету?», «Поровну».

  • Совершенствовать умение определять положение предметов, используя слова «далеко – близко». Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Закреплять умение уравнивать группы предметов способом приложения.
  • Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Развивать психические способности детей: логическое мышление, зрительную память, внимание, наблюдательность.

Дидактический наглядный материал: ноутбук, проектор, магнитная доска, фланелеграф, игрушка медвежонок, классическая музыка, картинки «части суток», картинки – зверюшек.

Демонстрационный материал: 4 круга одинакового размера, разного цвета: желтого, красного, синего, черного с загадками о временах суток, цветы красного цвета (5 шт.), бабочки синего цвета (5 шт.), ленты (желтого и синего цвета) для игры «Прыгни далеко – прыгни близко», картинки со зверюшками для дидактической игры «Который по счету?», картинки « части суток».

Раздаточный материал: карточки и фломастеры для каждого ребенка.

Методические указания:

1.- Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

(Здравствуйте!)

— А сейчас давайте настроимся на занятие. Встаньте, пожалуйста, полукругом.

Встаньте дети в полукруг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Вот с этим прекрасным настроением мы и начнем наше занятие, а занятие у нас математика. На котором мы будем считать до 5, узнаем, что результат счета не зависит от расстояния между предметами, поиграем в игры.

— Сейчас внимание!

Сегодня к нам на занятие пришел Мишка. Он очень любит математику и во всем будет нам помогать, а мы ему.

И так за дело!

Мишка принес с собой конверт для вас, а что в нем посмотрим. Здесь лежит листок с загадками о временах суток: внимательно послушайте их:

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет.

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

— Даша, когда это бывает?

(это бывает утром)

Никита, скажи, пожалуйста, когда дети просыпаются?

А ты как думаешь, когда дети идут в детский сад?

(дети идут в детский сад утром)

Посмотрите на картинку, проверьте, правильно ли ответили.

Правильно, утро я обозначу желтым кружочком и закреплю его на магнитной доске.

Солнце в небе ярко светит

На прогулку пошли дети.

Когда это бывает?

— Вадим, когда это бывает?

(это бывает днем)

Как вы догадались, что это день?

(дети идут на прогулку днем)

Посмотрите на картинку и проверьте свои знания о времени суток – дне.

Правильно, день я обозначу красным кружочком и закреплю его на магнитной доске.

Слушаем следующую загадку.

Говорит Зайчиха – мать:

Ну – ка, дети,

Все в кровать!

Спать пора давным – давно,

На дворе уже темно!

Когда это бывает?

Вика, как ты думаешь, когда это бывает?

(вечером)

Что вы делаете вечером?

(приходим из садика домой, смотрим телевизор, читаем книги, готовимся ко сну)

Правильно, вечер я обозначу, синим кружочком, и закреплю его на магнитной доске.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик

Все вокруг уснуть должны

Наши дети тоже.

— В какое время суток все спят?

(Все спят ночь)

А ты как думаешь, что делают ночью?

Правильно, ночь я обозначу, черным кружочком, и закреплю его на магнитной доске.

Посмотрите на доску и назовите время суток: желтый кружок – это….(утро),

красный кружок – это…(день), синий — это…(вечер), черный – это… (ночь).

Давайте поиграем в игру «Чего не стало?», т.е. будет исчезать какое – то время суток.

Закрыли глазки – чего не стало?

(не стало ночи) и т. д.

Молодцы! Вы были очень внимательны, поэтому ни разу не ошиблись.

А когда дети делают зарядку?

Наш мишка тоже любит делать зарядку и построил на нее своих друзей:

— Назовите их?

(Заяц, лиса, волк, белка, ежик).

— Давайте посчитаем, сколько Мишкиных друзей построились на зарядку?

Считаем всегда слева направо.

— Кто стоит первым?

(Первым стоит заяц)

— Который по счету стоит ежик?

(Ежик стоит пятым)

— Которая по счету стоит белка?

(Белка по счету стоит четвертой)

— Какой по счету стоит лиса?

(Лиса стоит второй)

Молодцы! С заданием справились хорошо!

Давайте отдохнем!

Физкультминутка.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь пошел домой,

Поскакал и заинька.

2.- Медвежонок приглашает вас в математический класс

Проходите, занимайте свои места, садитесь поудобнее.

Дети, посмотрите на фланелеграф, что вы на нем видите?

(цветы и бабочки)

— Какого цвета цветы?

(красного)

— Какого цвета бабочки?

— Посмотрите внимательно, и сравните, одинаковое расстояние между цветами и бабочки?

(расстояние разное)

— Как расположены цветы далеко или близко друг от друга?

— Как расположены бабочки?

— Чего больше цветов или бабочек?

(ответы детей)

Мнение разошлись, одни считают, что больше цветов, другие, что больше бабочек. Я тоже не знаю чего больше, зрительно кажется, что больше цветов, а бабочек меньше.

— Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов и бабочек?

Вадим, посчитай цветы?

Даша, сколько цветов?

Женя, посчитай бабочек?

Матвей, сколько бабочек?

Что можно сказать о количестве цветов и бабочек?

(Цветов и бабочек по пять, их поровну)

(нужно под каждый цветок расположить бабочку и сразу видно, что их поровну)

Какой прием мы использовали в этом случае?

(прием приложения)

Как вы думаете, расстояние между предметами влияет на результат счета?

Правильно, ребята, мы сегодня узнали, что расстояние между предметами (неважно как, они расположены близко или далеко друг от друга) не зависит от результата счета.

3.Мишутка зовет вас на ковер.

Игровое упражнение «Прыгаем близко, прыгаем далеко».

На ковре расположены ленты: 2 близко друг к другу и 2 далеко друг от друга.

Какого цвета ленты на ковре?

(желтого и зеленого)

Как расположены друг к другу зеленые ленты?

Как расположены желтые ленты?

Сейчас мы поиграем в игру «Прыгаем близко, прыгаем далеко».

Я буду называть ребенка, и говорить через какие ленты прыгать.

Вадим, перепрыгни через ленты, которые расположены далеко друг от друга.

Катя, перепрыгни через ленты, которые расположены близко друг к другу.

Вика перепрыгни через зеленые ленты.

Ты прыгнула далеко или близко?

Матвей перепрыгни через желтые ленты.

Ты прыгнул близко или далеко?

Посчитайте, сколько желтых полосок?

—Посчитайте, сколько синих полосок?

Как они расположены друг от друга?

(синие полоски расположены далеко друг от друга)

Скажите, расстояние между предметами влияет на результат счета, то есть число 2?

(нет, не влияет)

Правильно, мы с вами еще раз убедились в том, что расстояние между предметами не влияет на результат счета.

Мишутка, снова приглашает вас в математический класс, становитесь у своих мест.

— Покажите мне пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Карандаш»

Все рисует карандаш,

(держим в руке воображаемый карандаш)

Когда ему работу дашь

(стучим пальцами по столу)

Сам без дела не сиди

(разжимаем и сжимаем пальцы)

Карандашом руководи!

(рисуем карандашом)

Садитесь на свои места.

Предлагаю вам выполнить новое задание.

Перед вами лежат карточки с двумя полосками.

На верхней полоске нарисуйте две красные линии расположенных близко друг от другу.

А на нижней полоске две сини линии расположенных далеко друг от друга.

Я буду выполнять задание вместе с вами на фланелеграфе.

Дети, посмотрите на фланелеграф и скажите правильно ли я выполнила задание.

Что я нарисовала на верхней полоске?

(две красные линии расположенных близко друг к другу)

Проверьте у себя.

А что я нарисовала на нижней полоске?

(две линии синего цвета, расположенных далеко друг от друга).

Проверьте это задание у себя и у своего соседа нет ли ошибки.

Все молодцы, с заданием справились.

Приведите в порядок свое рабочее место и подойдите ко мне

Вот и подошло к концу наше занятие. Мишутке очень понравилось заниматься с вами математикой, спасибо вам ребята.

Вы славно потрудились, правильно выполняли разные задания, хорошо себя вели, я очень довольна.

Название: Конспект НОД в средней группе по математике «Учимся, играя»

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»
Месторасположение: г. Мичуринск, Тамбовской области

Материал (оборудование): ноутбук, проектор, звуковое письмо, глобус, игровое поле, геометрические фигуры, электрическая лампа, мяч, разноцветные бусины разные по размеру, макет планеты, гуашь, губки, печати, ватные палочки.

Ход занятия.

Занятие начинается в групповой комнате. Дети подходят к глобусу.

Воспитатель.

Вот земля наш общий дом,

Много есть соседей в нём:

Есть рогатые козлята, есть пушистые котята,

Есть извилистые речки и кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы и конечно я и ты.

Сюрпризный момент.

Звонит мобильный телефон. Звуковое письмо:

«Здравствуйте жители планеты, меня зовут Звездолетик, я живу на одной из планет Солнечной системы. На нашей планете случилась беда. Помогите! Помогите! Нашу планету захватили инопланетяне. На планете умирает всё живое. Чтобы помочь нам, вам нужно совершить космическое путешествие. Помогите! Помогите!»

Воспитатель. Дети, вы слышите, где-то нужна наша помощь.

А кому нужна наша помощь?

Поможем Звездолетику? Отправимся в космическое путешествие?

Что нам нужно для этого?

Как называют людей, которые летают в космос?

Каким должен быть космонавт?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, ребята, космонавты должны быть сильными, смелыми, умными, ловкими, выносливыми. Вы хотите стать такими? Тогда я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в школу «Юных космонавтов».

Дети переходят в новую развивающую среду

Дружно вместе мы идём,

Мы идём на космодром

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот расправили осанку и свели лопатки.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёта на планету!

Дети заходят в комнату космоса и рассматривают изображения на стене: космический корабль, космонавта, планеты, звёзды.

На проекторе выведена картина с планетами Солнечной системы.

Воспитатель предлагает детям сравнить Солнце и планету Земля.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, что показано на экране? (солнце и планеты)

Какое Солнце? (огромное, горячее)

А планеты какие по сравнению с Солнцем? (маленькие)

Опыт «Солнце и Планеты»

(оборудование: большой мяч и 8 бусин разных размеров и цветов).

Воспитатель. Да, это Солнце, оно огромное. А Солнце и планеты вместе называются Солнечной системой, потому что Солнце в этой системе главное и все планеты вращаются вокруг Солнца.

Мы с вами увидели, что все планеты разные по размеру и цвету, у каждой есть своё название. Одни более яркие, другие темные.

А от чего это зависит? Не знает. А хотите узнать?

Воспитатель. Каждая планета находится на разном расстоянии от Солнца. От этого зависит и её освещение Солнцем.

Луч лампы направляется на глобус.

Как называется эта планета? (это наша планета - Земля)

Наша планета Земля по счёту третья, она голубого цвета.

Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что на ней много рек, морей и океанов, а ещё она имеет спутник Луну. На Земле живут люди.

Как вы думаете, почему на Земле есть жизнь? (ответы детей).

Опыт «Далеко – Близко» Дети приближают ладошку к лампе, затем удаляют. Определяя вместе с воспитателем почему на Земле есть жизнь.

Воспитатель. Ребята, молодцы вы многому научились, многое узнали в школе «Юных космонавтов». Теперь мы знаем, что в космосе есть Солнечная система, в неё входят 8 планет, у каждой планеты есть своё имя. Знаем, почему на нашей планете есть жизнь.

Но ведь нам надо торопиться. Нас ждет Звездолетик и его друзья. Пора отправляться в путешествие.

А на чем мы отправимся в космос? (варианты ответов детей)

Смотрите, здесь собраны какие-то предметы. Что это? (геометрические фигуры). А вот какая-то схеме. Может она нам поможет построить космический корабль?

Дети строят ракету по заданной схеме и называют из каких геометрических фигур она состоит.

Воспитатель. Космический корабль готов. Занимайте места возле окошек - иллюминаторов в нашем космическом корабле. Пора отправляться в космическое путешествие, отправляемся!

Приготовить ракету к старту.

Есть приготовить!

Включить контакт.

Есть включить контакт!

Запустить моторы.

Есть запустить моторы!

Отсчёт: 5,4,3,2,1 Пуск!

Полетели!

Фонограмма звуковых эффектов космического полета.

На проекторе демонстрируется фильм «Планеты Солнечной системы» (4 мин). Во время просмотра фильма (паузы) дети с воспитателем обсуждают всё, что видят на экране.

Воспитатель. Дети, посмотрите это планета–Марс. Это планета Звездолёта. Скажите какая она? (холодная, на ней нет жизни)

Злые инопланетяне превратили её в планету, на которой больше жить невозможно.

Я предлагаю помочь Звездолётику вернуть жизнь на его планету, чтобы злые инопланетяне улетели из нашей Солнечной системы, надо превратить планету Звездолётика в разноцветную, яркую, весёлую.

Давайте оденем скафандры, проверим поступление в них воздуха (пальчиковая гимнастика), чтобы мы могли дышать глубоко на планете (дыхательная гимнастика), проверим зрительные ориентиры (гимнастика для глаз). Все готовы. Выходим.

Где же Звездолет. Найдем его?

Дети выходят из ракеты и переходят в новую предметно-развивающую среду.

Физминутка «Движение по планете»

(полоса препятствий: кратеры, камни-кочки, извилистая узкая дорожка среди высоких скал…).

Воспитатель предлагает детям раскрасить макет планеты яркими красками. Звучит музыка.

Воспитатель. Напоминает правила рисования:

Закатить рукава одежды;

Удобно разместиться у макета планеты;

Выбрать краски и инструменты рисования (показать детям какими инструментами рисования можно раскрашивать планету: печати, губки, кисточки, щетки, поролоновые пластины, ватные палочки);

Соблюдать аккуратность в работе;

Задавать вопросы так, чтобы не мешать товарищам.

Воспитатель помогает детям, по необходимости, и контролирует их работу

Появляется Звездолётик, который благодарит и хвалит детей, вручает им в знак благодарности мини-открытки, календари на космическую тему и предлагает детям помочь быстро вернуться на Землю. Дети садятся в ракету, снимают скафандры.

Воспитатель подводит итог занятия. Благодарит и хвалит детей за их успехи, уводит детей в группу.


по разделам: « Ориентировка в пространстве и развитие зрительного восприятия»
для детей с нарушением зрения по теме:
« Встречаем весну».
Коррекционно –образовательные цели: Учить анализировать расположение предметов на картине, называть предметы расположенные ближе, дальше. Учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению за предметами и явлениями окружающей действительности. Развивать навыки микроориентировки на поверхности стола. Учить словесно обозначать местоположение предметов. Уметь располагать и находить предметы в названных направлениях.
Коррекционно –развивающие цели: Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Упражнять в использовании в речи пространственных терминов. Развивать мыслительные операции, внимание. Закрепить и уточнить знания детьми значения слов «далеко», «близко», «дальше», «ближе».
Коррекционно –воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: цветные карандаши, картинки с наложенными друг на друга контурными изображениями, зашумленные изображения насекомых, карточки с изображением животных и птиц. Предметные картинки с изображением солнца, травы, дерева и первоцветов.
Ход занятия
1.Организационный момент. (Объявление темы занятия.)
Педагог предлагает детям отгадать загадку. Догадайтесь, о каком времени года идет речь.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Ответ детей: Весна).
2. Предварительная беседа.
- Педагог предлагает прослушать сказку о весне.
«Как – то раз встретились в лесу сорока и заяц. Поздоровались, заговорили о лесных новостях. Вдруг заяц ни с того ни с сего говорит:
- По всем приметам видно, что весна скоро наступит. Я больше всех весне рад. Появится зеленая травка, веточки на кустиках станут сочные. Будет чем подкрепиться.
Сорока, как известно, великая спорщица, ни в чем не хочет зайцу уступать:
- Нет, это я больше всех весне рада: можно гнездо строить, птенцам пора появляться.
Так спорили сорока с зайцем, что весь лес переполошили. Отовсюду голоса стали слышны. Каждый, оказывается, рад весне».
- Как вы думаете, ребята, кто еще может радоваться весне? (Ответ детей: Солнце).
- Что происходит с солнцем весной? (Ответы детей: Солнце светит ярче. Становиться теплее).
Педагог предлагает выложить ребятам картину «Весна пришла».
Первой картинкой, дети выкладывают солнце.
3.Дидактическая игр «Найди, первые весенние цветы».
Педагог просит детей вспомнить, кто еще весне может радоваться. (Ответы детей: Деревья. На них появляются почки, первые листочки, цветы. Зеленеет трава, появляются первоцветы).
Педагог спрашивает детей, какие первоцветы они знают. (Ответы детей: подснежники, нарциссы, одуванчики). Среди разных цветов лежат первоцветы. Дети должны отыскать их и положить на стол по инструкции педагога.
Педагог дает инструкцию: положить дерево по середине стола, траву внизу, первоцветы ближе к траве.

4. Дидактическая игра «Найди, птичек».
Педагог предлагает посмотреть на стол, где расположены разные птицы. Предлагает выбрать только тех птиц, которые прилетают к нам весной, и расставить на картине. Дает инструкцию: Положить грача ближе к дереву; ласточку дальше от соловья; соловья ближе к солнцу. Стрижа близко к нарциссу; скворца далеко от одуванчика. Дети выполняют задание.
Педагог задает вопрос: «Почему птицы радуются приходу весны?» (Ответы детей: Пригрело солнце, появились насекомые, выросли на деревьях листочки. Пришло время вить гнезда и выводить птенцов).

5.Физминутка. «Зима прошла»
Воробей с березы Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик –чирик!
Вот журчит в канавке Бегут по кругу, взявшись за руки.
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки – Ритмично прыгают по кругу сначала
Скок, скок,скок! по часовой стрелке, потом –против.
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки –
Чик –чирик! (М. Клокова)

«Бабочка»
И.П. – сидя за партой.

Спал цветок Закрыть глаза, расслабиться,
И вдруг проснулся, помассировать веки, слегка надавливая на них по
часовой стрелке и против неё.
Больше спать не захотел, Поморгать глазами.
Встрепенулся, потянулся, Руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки.
Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. Потрясти кистями, посмотреть вправо –влево.

6. Дидактическая игра «Найди по контуру насекомых».
Педагог продолжает беседу: «На нашей картине не хватает насекомых».
Предлагает найти по контуру насекомых и расположить на картине так как дети захотят. Потом объяснить кто какое и куда насекомое положил.

7. Дидактическая игра «Где спрятались животные?»
Педагог: вспомните о ком мы забыли? Кто ещё из животных радуется весне и почему?
Подберите цветной силуэт зверя, соответствующий вашей картине по величине, и разместите, где хотите. (Медведица радуется, потому что может вылезти из берлоги с медвежатами. Белка –потому что меняет цвет шерсти на более яркий, оранжевый. Волк – потому что появилось больше пищи и т.д.).
Педагог совместно с детьми подводит итог: получилась красивая картина, на ней видно, что всё проснулось в природе.

8. Работа в природе: «Весна».
Индивидуальное задание в тетради каждому ребенку. Изображены наложенные друг на друга изображения нескольких предметов. найти нужный предмет и раскрасить соответствующий предмет.

9. Итог занятия. По предложению педагога дети вспоминают, чем занимались на занятии, и оценивают работу друг друга.