Фитнес

Привить трудолюбие. Воспитание трудолюбия у ребенка

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало ?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует , уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай

Чтобы ребенок рос трудолюбивым…

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки.

Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка и состава семьи.

Полезные советы для родителей от опытного воспитателя Столь Оксаны Владимировны

1. У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.

2. Приучайте ребенка к порядку и бережливости.

3. Приучайте ребенка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь свое место.

4. С двух лет приучать малыша наводить порядок в игровом уголке.

5. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело - гуляй смело»

6. Никогда не надо делать за ребенком то, что он может сделать сам.

7. Не применяйте освобождение ребенка от каких- либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.

8. Привлекайте ребенка к посильной работе старшим членам семьи.

9. Сломавшуюся игрушку следует починить привлекая ребенка (поддержать, принести и т.д.)

10. Принимайте участие с ребенком в подклеивании книг, в изготовлении игрушек из природного, бросового материала, бумаги.

11. Внимательно оценивайте его работу, поощряйте старания.

12. Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.

13. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.


Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия в семье»

1. Знакомите ли вы своего ребенка со своей профессией?

2. Что делает ваш ребенок самостоятельно?

3. Какие трудовые поручения вы даете своему ребенку?

4. Привлекаете ли вы ребенка к трудовым будням семьи?

5. В чем выражается его участие(пример)

6. Какие, по вашему мнению, трудовые обязанности по дому доступны детям (указывается определенный возраст)

7. Кому из старших в семье ваш ребенок любит помогать?

8. Что делает для других?

9. Охотно ли выполняет ваши поручения?

10. В чем вы видите воспитательное значение труда детей для других?

11. С помощью каких приемов, вам удается добиться от своего ребенка заканчивать начатое дело?

Ответьте на данные вопросы и проанализируйте свои воспитательные приёмы в данном вопросе.

Удачи вам, Уважаемые родители, в воспитании трудолюбия у детей.

Как развивать трудовые навыки у детей? Как привить любовь к труду у ребенка?

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам.

Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», — презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», — говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду.

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик, —

так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду — те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них.

Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности.

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь в сущности домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную тру-довую деятельность на личную деятельность ребенка. Воз-растает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Пору-чая ребенку тот или иной вид работы, необходимо прогова-ривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных дейст-вий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная, с преобладанием мужчин или женщин — все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой, дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.

И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играют последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.

Мария Медведева

Как, используя все виды труда , добиться того чтобы все дети были заинтересованы в выполнении трудовых поручений , работали сообща и по возможности оказывали помощь друг другу? Какие факторы влияют на выработку у детей именно этих качеств?

В работе педагога одной стороной деятельности является привитие трудовых навыков , а другой – нравственных качеств. Детям необходимо показывать постоянство труда в повседневной жизни. Самообслуживание является постоянным видом труда у детей . И именно самообслуживание является основным средством воспитания трудолюбия . Труд всё время сопровождает детей : раздевание, мытьё рук, подготовка рабочего места, уборка игрушек и многое другое.

С детства нужно прививать ребёнку бережливость, чтобы он ценил вещи и окружающие предметы. Это можно показать при знакомстве с профессиями, при оформлении уголков в группе, во время занятий и других видах деятельности. Дошкольники будут беречь вещи и понимать, что это – результат труда .

Детям нужно больше самостоятельности, чтобы у них появлялась ответственность за свои действия.

Важно регулярно поощрять ребенка за успешно проделанную работу и стараться заинтересовать его в выполнении ваших поручений.

Маленькие дети очень наивны и добры, поэтому наиболее успешной мотивацией будет та, которая пробуждает в ребенке гуманность и доброту. Следует заметить, что от этого очень сильно зависит результат и качество труда .

К тому же, для ребенка очень важно мнение взрослых, и положительная оценка результата труда поспособствует тому , что в следующий раз ребенок с большим удовольствием будет выполнять задание.

Воспитатель играет важную роль в привитии трудолюбия , показывая на собственном примере значение труда в повседневной жизни.

В детском саду закладываются основы трудового воспитания , которые помогают детям в будущем.


Публикации по теме:

«Как привить ребёнку любовь к рисованию» Ваш малыш только начинает учиться рисовать? Он с интересом чертит на бумаге каракули? Значит надо помочь ему подружиться с кисточкой и карандашом.

Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы 2015 год официально объявлен годом литературы в России. Государство старается привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать.

Как привить любовь к чтению Как привить любовь к чтению. Для современных родителей “нелюбовь к чтению” их детей - едва ли не самая большая проблема. Обычно родители.

"Что мы Родиной зовём?" Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной.

Как привить ребенку любовь к книге? Развитие процессов восприятия и понимания художественного словесного творчества имеет большое значение в плане подготовки детей к обучению.

Консультация «Как привить ребенку навыки правильного поведения за столом?» Ребенка следует постепенно, систематически приучать правильно держать себя за столом, пользоваться столовыми приборами. К трем годам ребенок.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Как привить своему малышу навыки самообслуживания» Навыки самообслуживания детям начинают прививать в дошкольном возрасте – это соблюдение гигиенических правил, уход за одеждой, выполнение.

Прочитала статейку в вк где расказывается как научить ребенка чистоте порядку и труду. И эта тема меня давно волнует, ведь начинать надо пораньше. Вот пример из жизни: у моей знакомой старшему сыну почти 4 года, он сам моет посуду! А всё потому что он с 10 месяцев это делает(сначала конечно просто палькался в воде с посудкой). Так хочется чтобы и мой сыночек был хорошим помощником. Все, наверняка, уже знают основные правила в обучении данного процесса, но всё же приведу статью из вк:

КАК ВОСПИТАТЬ В РЕБЕНКЕ ПОМОЩНИКА?

Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов для умных мам.

1. Делать вместе

Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, я занята» - серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посади малыша рядом на кухне, дай ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы.

Поставь рядом с взрослой гладильной доской игрушечную, и займитесь глажкой вместе. Не разграничивай домашние дела и общение с ребенком, а объединяй эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.

2. Отмечай успехи

Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.

3. Учитывай характер

Старайся замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяй ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы - мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим - требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давай каждому свое.

4. Играйте!

Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, - наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.

5. Пусть помощь будет настоящей

Привлекай ребенка к помощи там, где она тебе действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.

6. Оставь место для сюрприза

Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставь им такую возможность, дав понять, как тебя обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для тебя таким сюрпризом. Не скрывай своей радости и не скупись на похвалу.

7. Не рассчитывай на идеальное исполнение

Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругай его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который тебе придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.

8. Дай разобраться самостоятельно

Если ребенок долго выполняет домашнюю работу:
- не вмешивайся,
- не подгоняй
- и уж тем более не ругай.
Наберись терпения и дай довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется тебе помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.

9. Работа – не наказание

Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.

10. Не разделяй обязанности на «женские» и «мужские»

И мальчики, и девочки должны уметь:
- мыть посуду
- убирать свою комнату
- пришивать пуговицы
- и даже забивать гвозди.

1) Сегодня у меня в планах пропылесосить-как это сделать с ребенком который боится пылесоса???)) Попробую дать ему палку-типа пылесос и весело пожужжать, а потом он будет палкой пылесосить а я пылесосом.

2) Так же надо приготовить гречку- будем перебирать вместе, но уже страшно подумать что будет, может пылесос отложить на «после гречки»?)))

3) Котлеты- помнет фарш ручками, может слепит чего, туда лук добавим, хлеб покрошим и молоко.

В общем будет весело!)) расскажу что вышло