Йога

Профессиональные качества вожатого. Кто такой вожатый Что самое главное в работе вожатого

9 октября, в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации «Программа развития деятельности студенческих объединений» и приказа 1561 «О реализации в РГСУ Мероприятия 2.1 «Студенческий педагогический отряд» в ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» прошел цикл круглых столов, посвященных деятельности вожатых. В ходе намеченных мероприятий, обсуждались основные трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам.

Доклады участников круглого стола очертили границы действительно актуальных вопросов, связанных с деятельностью вожатых. В качестве докладчиков выступали: Тотоева Фатима (Каким должен быть вожатый?), Губарькова Дарья (Вожатые ДОЛ «Робин Гуд»), Смородина Яна (Опыт Всероссийских детских центров по организации досуга детей), Сударушкин Данила (Вожатый ДОЛ «Океан»), Исаева Лилия (Вожатское дело - «ожидание - реальность») и Кацукова Дарья (Эмоциональное выгорание вожатого: что делать?). Участники пришли к общему мнению, что необходимо расширять участие студентов РГСУ разных направлений подготовки в педагогические отряды ВУЗа, что, таким образом, позволит сформировать базовые жизненные компетенции личности и будет способствовать самореализации выпускников в профессии.

В свою очередь, на территории РГСУ проходило специальные обучающие тренинги, включавшие в себя такие модули как: «Нормативно правовое обеспечение деятельности вожатых в детских оздоровительных и профильных лагерях», «Основы воспитательной системы и работы детских оздоровительных и профильных лагерей», Организационно-методические аспекты работы вожатого в детском оздоровительном и профильном лагерях».

Одной из важных частей реализуемой программы стали выезды в УРМЦ «Алмаз», основной тематикой которых стали интерактивные и деловые игры, направленные на подготовку вожатых к работе в профильных и оздоровительных лагерях, а также организации и подготовке мероприятий специально для детей. Вожатые, очень актуальна на сегодняшний день тема, ведь для создания конкурентоспособного педагогического отряда чрезвычайно важны новые подходы в образовании.











Кто же такой вожатый? Обычный человек, студент, который устроился работать в детский лагерь на время прохождения практики. Это на первый взгляд. Так вам может ответить тот, кому никогда не приходилось работать в детском коллективе. Одно из значений слова вожатый – проводник, указывающий дорогу. Вожатый – это не профессия, скорее, это некое призвание, состояние. Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Его задача - узнать, понять, подобрать ключик к сердцу каждого ребёнка независимо от возраста.

Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. У этих самых детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем дерутся, ссорятся, то хотят домой, влюбляются и так далее и тому подобное. А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это скорее не профессия, а состояние души!

Основные черты вожатого

Какими же качествами должен обладать современный вожатый? Дети особенно ценят в вожатом такие качества, как доброта, общительность, справедливость в решении конфликтов. Вожатый должен быть отличным организатором детских мероприятий, интересным собеседником, спортсменом, танцором, певцом, массовиком-затейником. Любовь к детям, к своей профессии – вот основные слагаемые успеха деятельности современного вожатого.

Вожатый может одним своим примером положительно воздействовать на своих воспитанников. Но для этого он сам должен обладать качествами, достойными подражания. Из каких же качеств складывается авторитет вожатого?

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ

КОМПЕТЕНЦИЯ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

САМООБЛАДАНИЕ

ИНИЦИАТИВНОСТЬ

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Во время однойорганизационно-деятельностной игры, проводимой на Слете московских вожатых в 1998г. студентам в качестве задания было предложено, исходя из сложившихся собственных взглядов, дать своё определение понятию «вожатый».

И вот какие мнения в процессе активно развернувшегося обсуждения были высказаны ребятами:

«Вожатый - это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации и отнесётся к вам со всей душой;

Это лидер;

Организатор детского досуга;

Друг и помощник детей;

- «ящик» с советами и играми;

- «жилетка», в которую можно поплакать;

Добрый, отзывчивый, понимающийпсихолог, спасатель;

Остроумный и симпатичный;

Человек, способный найти взаимопонимание с детьми, читать в их душах без слов.

Вожатый - это состояние души».

Этот список можно продолжать почти до бесконечности. Важно то, что все определения справедливы и, в целом, наверное, достаточно и полно характеризуют это понятие, эту профессию.

В данной главе предметом нашего особого интереса и анализа будет являться рассмотрение личностных качеств вожатого, отдельных особенностей его профессиональной деятельности, а также необходимости владения специальными знаниями, навыками и умениями с позиций психологии личности, психологии и социологии управления, педагогики, теории социального лидерства.

Как уже отмечали ребята, вожатый - это тот, кто ведёт засобой. Он лидер, руководитель, организатор деятельности своей организации.

Очевидно, что личность вожатого и его профессиональные (деловые) качества играют при этом решающее значение. Выявление и анализ личностных способностей вожатого как руководителя имеют большое значение не только для педагогической работы с детьми, но и для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать этот руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, социологов. Исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности - те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности - те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).

Отечественный учёный Л.И. Уманский, внёсший большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, выделял общие и специфические, способности умелого организатора .

Остановимся на них более подробно:

Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

· практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

· общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

· инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

· настойчивость - умение доводить дело до конца;

· самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

· работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;

· наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

· организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические организаторские способности – те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:

1. Организационное чутьё.

2. Эмоционально-волевая воздейственность.

3. Склонность к организационной деятельности.

В первую группу в свою очередь входят три компоненты:

1. Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» её, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации.

Одним из важных показателей психологической избирательности является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека. Способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние, сопереживание.

Вожатый - руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не даёт детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребёнка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.

2. Практически-психологический ум - способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.

Для вожатого это качество проявляется в умелой расстановке ребят при подготовке коллективных дел и других ситуациях. Оно выражается в грамотном распределении обязанностей между членами команды, в способности быстро ориентироваться в ситуациях, требующих применения знаний детской и подростковой психологии, умении подбирать интересные для детей игры и задания.

3. Психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с людьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена коллектива. При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность подхода в любой ситуации - это те качества, которые дети ценят как никто другой.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:

1) Общественная энергичность понимается, как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них. И, прежде всего – личный пример.

Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия используются. Наиболее известные из них заражение, внушение и убеждение.

Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей:

I ступень. Расположить к себе:

· контакт;

· внимание;

· симпатия;

· готовность к разговору.

II ступень. Заинтересованность:

· представить выгодные стороны;

· пробудить и усилить интерес;

· определить взаимную заинтересованность.

III ступень. Убедить:

· логика;

· аргументация;

· обоснование;

· деловитость.

IV ступень. Воздействовать:

· активность;

· искусство убеждения;

· мотивирование.

V ступень. Завоевать:

· достоверность;

· непоколебимость;

· доверительные отношения (как высшее достижение).

Теперь рассмотрим вторую составляющую группы эмоционально-волевой воздейственности:

2) Требовательность - характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребенка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в то же время, прежде чем выдвигать требования - он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях.

Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3) Критичность - способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

При критичном в работе с детьми подходе требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков вожатого.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

Самостоятельное включение в деятельность;

Быстрое вхождение в роль организатора;

Умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива - то представляется целесообразным описать здесь черты, обуславливающие эффективность руководства, которые выделяет современный психолог Р.Л. Кричевский.

К ним, прежде всего, относятся:

· доминантность;

· уверенность в себе;

· эмоциональная уравновешенность;

· стрессо-устойчивость;

· креативность;

· стремление к достижению цели:

· предприимчивость;

· ответственность;

· надёжность в выполнении заданий;

· независимость и общительность.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Под доминантностью понимается стремление руководителя влиять на своих подчинённых, преобладать над ними, над их мнением (до определенного уровня, иначе формируется авторитарный стиль руководства).

При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно. Для реализации этого качества мало одной лишь опоры на официальную, формально закрепленную власть. Наряду с этим, влияние руководителя - вожатого также должно опираться на систему неформально организованных психологических связей, сложившихся у него непосредственно с каждым ребенком, с активом и детским школьным коллективом в целом.

Только в этом случае он может рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны своих подопечных и результативное взаимодействие с ними.

Уверенность в себе. Имеет для вожатого двоякое значение: с одной стороны, она обеспечивает психологический комфорт детей, так как в соответствии с описанным ранее механизмом заражения, неуверенное поведение вожатого передается детям и вызывает в них чувство дискомфорта и нестабильности, а с другой - необходима для его успешного, паритетного взаимодействия с руководством и со своими коллегами.

Однако эта «медаль» может иметь и обратную сторону. Быть «уверенным в себе» не означает быть излишне самоуверенным. При таком подходе вожатый может совершить немало грубых и не всегда поправимых ошибок. Во всём, в том числе и при определении собственной самооценки и своих возможностей, необходим здравый смысл и чувство меры.

Креативность. Рассматривается как способность к творческому решению задач. Для вожатого особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Творчески - значит больше включать в действие фантазию и воображение, ориентироваться на интересы, умело «ломать» стереотипы, уходить от шаблонов, поступать в каждой ситуации с учётом её новизны и индивидуальности. Для творческого, ориентированного на получение высоких результатов, подхода к деятельности важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется. Здесь, видимо, полезно и уместно, вспомнить о том, что знаменитый древнеримский оратор Цицерон для описания какого-либо события или ситуации, требующих решения, предложил схему в виде следующей последовательности вопросов.

Отличия между воспитателем (учителем) и вожатым

Вначале я бы рассмотрел вопросы терминологии с исторической и этимологической точек зрения...
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Учитель от слова "учить" - человек учащий (учить - тоже способ действия).Синоним слова Педагог.
Педагог - ((др. греч.) раб, следящий за детьми) в современном понимании - человек отвечающий за образование ребенка. Педагог - это зрелый, опытный человек. Педагогам платят гораздо больше, чем вожатым!
Первое отличие Обучение и Образование
Обучение -это процесс по передачи навыков, умении от старшего поколения младшему.
Образование -(или просвещение по старо-русски) - процесс направленный на формирование современного человека (в старину: направленного на формирование человека по образу Божьему), на текущий момент - желаемому образу (образцу).
(Я просто хочу сказать, что образование и обучение не есть одно и тоже (обучение есть одна из интеграционных составляющих образования).)
Это все что касается лексической точки зрения
Следующее отличие.
Я заметил что, существуют же "Школы вожатых" и "Школы педагогов".
Таким образом, есть разница в подходах воспитания детей между учителем в школе и вожатым в лагере. Разница во всем. И методы работы разные, и пед. коллективы разные, и задачи по работе с детьми разные, мотивации и ожидания тоже разные.
Вожатый и школьный учитель - действительно вещи редко совместимые. Вожатый должен действительно любить детей, иначе теряется сам смысл летнего детского отдыха. А большинство учителей, не понимают и иногда и ненавидят детей. Существуют, конечно, в лагере и хорошие воспитатели из состава учителей, но их единицы
Вожатство и учительство - это определение методик работы (способов действия). Но исключаю (и даже пару раз был свидетелем), того, как несмотря на классно-урочную систему человек на должности учителя использовал "вожатство" для обучения предмету, и наоборот, человек работающий на должности вожатого использовал "учительство" для обеспечение досуга ребят (и в том и другом случае это было достаточно успешно). Хотя, вынужден признать, что ни большинство учителей, ни большинство вожатых хорошо не владеют методиками друг друга, для того, чтобы успешно их применять в своей работе.
Таким образом, человек работающий с детьми ДОЛЖЕН быть педагогом (иначе не зачем ему с детьми работать).
Самое большое преимущество вожатого - так это то, что ребенок не видит в нас того самого учителя, которого зачастую, они если не боятся, то относятся как к "взрослому". Вожатый для детей в первую очередь друг, к которому можно обратиться за советом, какой-то помощью, а потом уже преподаватель, хотя субординация естественно соблюдается. Вожатый в лагере- это настоящий товарищ, который тебе всегда поможет советом и поддержит тебя в любую минуту радости или печали.
Дети приезжают в лагерь веселится, развлекаться, отрываться, а мы будущие вожатые должны им помочь в этом и при этом уберечь их от неприятностей!!!

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

Качества вожатого. Каким должен быть вожатый.

Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
В. Уорд

1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психилогии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22. Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
- Выяснение отношений между педагогами.
- Обсуждение детей.
- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
- Решение вопросов личного характера.

закрепляются в должностной инструкции и являются для него обязательными к исполнению. При этом перечень обязанностей конкретного сотрудника зависит от того, в каком лагере/заведении он будет вожатым и есть ли у него в подчинении другие работники. Обо всем этом и поговорим в статье далее.

Должностные обязанности вожатого летнего лагеря

Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:

  • организация праздников, экскурсий и т. д.;
  • поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
  • организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
  • организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
  • соблюдение прав и свобод подопечных;
  • соблюдение этических норм в поведении;
  • ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.

Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации — места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).

Что представляет собой должностная инструкция вожатого?

В силу того, что обязанности вожатого фиксируются в должностной инструкции, рассмотрим более подробно содержание этого документа. Должностная инструкция вожатого , как правило, состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения (здесь регулируются вопросы организационного характера).
  2. Функции и задачи (раздел закрепляет основные направления деятельности вожатого).
  3. Должностные обязанности (о них мы уже рассказали).
  4. Права (раздел содержит перечень прав, которыми наделяется работник для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
  5. Ответственность (в этом разделе определяются проступки, за которые работник несет ответственность).

Не знаете свои права?

Для справки: приведенная здесь структура должностной инструкции вожатого может быть изменена по желанию работодателя, так как законодатель никаких требований к этому не предъявляет.

Общие положения, функции и задачи вожатого

Раздел должностной инструкции «Общие положения» включает в себя следующую информацию:

  • указание должности и структурного подразделения, в котором трудится вожатый, в соответствии с текстом утвержденного на предприятии штатного расписания;
  • порядок назначения сотрудника и снятия его с должности;
  • порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия;
  • перечень квалификационных требований к работнику;
  • список нормативных и локальных актов, положениями которых должен руководствоваться в своей деятельности вожатый;
  • навыки и умения, которыми он должен обладать.

Раздел «Функции и задачи вожатого» включает в себя указание основного вида деятельности сотрудника, с учетом которого формируются основные направления работы. Главное, что должен делать вожатый, — осуществлять надзор за вверенной ему группой воспитанников, создавая им условия для активной/пассивной деятельности как в стенах лагеря, так и за его пределами (при необходимости).

Права и ответственность в должностной инструкции

Раздел «Права вожатого» может включать в себя такие права, как:

  • участие в жизни лагеря;
  • защита чести и достоинства;
  • выбор методик воспитания и развития детей;
  • знакомство с жалобами и иными документами, которые дают оценку работы вожатого;
  • защита своих прав всеми разрешенными способами и т. д.

Раздел «Ответственность вожатого» обычно предусматривает:

  1. Указание видов ответственности, к которым может быть привлечен вожатый. Речь идет о следующих:
    • дисциплинарной (при нарушении положений трудового договора и должностной инструкции);
    • материальной (при нанесении ущерба имуществу работодателя);
    • административной (при совершении правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ);
    • уголовной (при совершении преступления, предусмотренного УК РФ).
  2. Перечисление проступков, которые могут привести к установлению ответственности. Таковыми могут быть:
    • неисполнение должностных обязанностей;
    • необеспечение безопасности детей при организации культурно-массовых мероприятий и т. д.
  3. Отсылку к нормам закона. Этот производится посредством формулировок типа «ответственность работника наступает в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством».

Работодатель вправе выбрать любой из предложенных вариантов. Главное, уточнить все спорные моменты либо на этапе переговоров, либо в тексте документа, чтобы работник четко понимал, какие его действия могут повлечь негативные последствия.

Особенности должностных обязанностей старшего вожатого

Старший вожатый в лагере является лицом, которое должно организовывать работу всех остальных вожатых. Это означает, что его должностные обязанности отличаются от обязанностей обычного вожатого.

Так, старший вожатый обязан:

  • организовывать разработку плана работы лагеря на смену;
  • составлять графики дежурства вожатых;
  • организовывать творческую деятельность детей по возрастным группам и интересам;
  • составлять графики экскурсий и выездов за пределы лагеря;
  • проводить семинары, совещания, планерки;
  • организовывать формирование детских коллективов и закреплять за ними вожатых;
  • организовывать оформление лагеря при проведении торжественных мероприятий;
  • осуществлять заботу о здоровье детей и организовывать безопасные условия для их нахождения в лагере;
  • контролировать соблюдение санитарных норм, техники безопасности и т. д.

Как видите, обязанности вожатого имеют свою специфику в зависимости не только от места работы, но и его роли в организации. Но в любом случае важно, чтобы в должностной инструкции они были прописаны самым подробным образом, чтобы у работника впоследствии не возникало вопросов при их выполнении.