Юмор

Ребенок на все вопросы отвечает «не знаю» — Онлайн-журнал — ЧудоМама. Ребенок на все вопросы отвечает «не знаю» — Онлайн-журнал — ЧудоМама Со стороны подростка

Этот простой ответ на любой вопрос вам наверняка приходилось слышать. Несмотря на простоту силой он обладает колоссальной. Вывести из себя учителя, поставить в тупик родителей, обескуражить друзей — всё в его власти. Простое и грозное оружие, которое подросток достаёт из-за пазухи довольно часто. От чего же он защищается?

Типичный пример из жизни родителей

История может начинаться примерно так.
Родители:
Подросток: Не знаю...
Родители: Почему?
Подросток: У меня планы...
Родители: Какие ещё планы? Мы же тебя давно предупреждали, что мы все хотели поехать в конце месяца! Твои планы могут и подождать.
Подросток: Ну вот ещё! Это ваши могут подождать...

Диалог может быть немного другим. Но по смыслу ничего не меняется.
Отец: Хочешь, в футбол пойдём играть?
Подросток: Не знаю... Я занят.
Отец: Да я же вижу: ничем ты не занят, хватит мне голову морочить!

Такие разговоры зачастую ничем не заканчиваются. Родители раздосадованы тем, что подросток опять не слушается, всё делает по-своему. Подросток в очередной раз убеждается, что его никто не понимает и все только и хотят, что вывести его из себя. Много эмоций, обе стороны обижены и расходятся по своим углам, как боксёры по углам ринга в ожидании следующего раунда. И мудры те родители, которые в этот момент задают себе вопрос: «А что он хотел сказать этим не знаю

Необходимо принять, что за ответом «Не знаю» всегда кроется определённый смысл. Его-то и необходимо обнаружить, чтобы перейти от препирательств к конструктивному диалогу.

Представьте, что вы в стране, языка которой не знаете. Вас научили двум-трём фразам, которыми вы вынуждены отвечать на большинство вопросов. Одна из этих фраз — спасительное . Люди спрашивают у вас время, дорогу, интересуются вашими планами, а вам остаётся говорить им «не знаю», окрашивая фразу теми или иными эмоциями. «Не знаю» может звучать агрессивно, когда вы хотите, чтобы вас оставили в покое. Или как извинение, если вы стараетесь не обидеть человека. Спрашивающий, в свою очередь, может не отпускать вас, добиваясь точного, ясного ответа. И не получив его, вполне может сердиться, ругаться. Но причина проста — вы ещё не научились говорить на этом языке.

Возможно также, что язык вы знаете, но вам с трудом даётся разговорная речь и необходимо прикладывать усилия, чтобы сформулировать мысль. В этом случае проще сказать «Не знаю», потому что лень думать, нет привычки размышлять .

А теперь перенесите этот пример на подростка — он может пребывать в таких ситуациях часто. И тут очень кстати ваша помощь. Чтобы помочь ему, пробуйте размышлять вместе! Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, находить аргументы за и против, давать себе и ему время на размышление. Это то же самое что думать вслух.

Вот как это может быть в том же примере с поездкой.
Родители: Мы в выходные едем за город. Поедешь с нами?
Подросток: Не знаю...
Родители: А чего именно ты не знаешь? Хочешь или нет?
Подросток: Я об этом не думал...
Родители: Ну, если прикинуть, какие минусы у этой поездки? Нужно будет немного поработать в огороде, сделать уроки...
Подросток : Ещё и дорога долгая и ужасная...
Родители: Зато есть и очевидные плюсы: встретишься с друзьями, порыбачишь, больше свободы.
Подросток: Ну да, вполне.

Иллюзия свободы

Если понаблюдать за тем, как родители задают вопросы, можно увидеть один общий подход, который, к сожалению, встречается сплошь и рядом. Кратко его можно описать фразой: «Существуют два ответа на мой вопрос. Один — который я хочу услышать, другой — неправильный».
Мама: Сынок, поможешь отцу убрать вещи?
Сын: Не знаю...
Мама: Ну что значит «не знаю»? Да или нет?
Сын: Ну, нет.
Мама: Что значит «нет»? Что он, по-твоему, один должен всю работу по дому делать?

Виртуозная игра в свободу выбора, ничего не скажешь!

Если желание подростка отличается от «правильного» ответа, то он оказывается на распутье: говорить «да» ему не хочется, а если скажет «нет», услышит упрёк со стороны близких людей, которые для него много значат. Где же тут тогда выбор? Подросток это всегда чувствует и готов сопротивляться уже тому, что его лишают свободы выбора. А свобода нужна ему как воздух, потому что так воспитывается и растёт его сила воли, самостоятельность, способность принимать решения и нести за них ответственность.

Это не означает, что маме в нашем примере следует безропотно принять ответ сына и молчаливо взирать на мучения отца, борющегося с вещами в гордом одиночестве. Мнимую свободу выбора эффективнее превратить в два разных типа ситуаций.

К первому отнесём все ситуации, где нет выбора, а есть договоренности и ответственности. Это нормально, что в семье папа следит за тем, чтобы картины не падали со стен, мама — за тем, чтобы в холодильнике была еда. Подросток вполне может гарантировать постоянное наличие корма для домашних животных. Вариантов много, и это всё прекрасно решается на семейном совете. Это честно и справедливо.

А ко второму типу ситуаций отнесём все, где есть свобода выбора. Если, к примеру, это право ехать или не ехать на дачу, то решение не подвергается сомнению и уж тем более осуждению со стороны родителей. Право решать в этом случае имеет только подросток, а взрослые обеспечивают реальность выбора.

Чтобы всё это стало возможным, семья должна претерпеть ключевое преобразование: роль подростка в ней должна измениться. Если раньше он занимал место ребёнка и не имел влияния на принятие семейных решений, то сейчас он должен подняться на следующую ступеньку и получить право участвовать в семейном совете, быть включённым в жизнь семьи. И если родители осознают изменившуюся ситуацию и способствуют этому переходу, в семье на одного взрослого становится больше!

Часто именно родители становятся главной преградой для такого изменения. Психологическая инерция заставляет их смотреть на подростка как на вечно маленького мальчика или девочку, за которым надо обязательно присматривать, который ничего не может сделать сам, тогда как признать подростка взрослым означает предоставить ему право голоса в принятии различных семейных решений. Теперь он может обсуждать семейный бюджет и «входить на другие территории», которые раньше оставались вне поля его влияния. Обязанности, которые родители хотят наложить на подростка, не могут существовать отдельно от прав, которые ему предоставляются. Права и обязанности — две стороны одной медали.

Очевидно, что важно найти гармонию между ответственностями и свободой. И в каждой семье гармония будет своей. Не стоит бояться излишней свободы. Подросток ищет её ровно настолько, насколько внутренне ощущает потребность в выражении собственного мнения, желания.

Когда все члены семьи занимают свои места и исполняют свои роли, то часто ответ «Не знаю» исчезает за ненадобностью.

Со стороны подростка

В жизненных, а уж в конфликтных ситуациях тем более, подростку приходится сложно. Мало того, что он находится в строгих рамках родительского мнения. Ему трудно размышлять о своих чувствах, рефлексировать. А именно это для него важно. Но вот беда: он ещё плохо понимает себя и свои чувства, желания. И поэтому, когда он хочет узнать о себе больше, он спрашивает других. Мнение друга или подруги, случайно брошенная в его сторону фраза — всё становится крайне значимым, подмечается.

Повторим то, что писали в начале: понимать свои чувства и эмоции для подростка крайне важно, и, если вы в силах ему в этом помочь, не мешкайте. Например, невнятный ответ «Не знаю» на предложение друзей пойти в кино может означать: «Я очень хочу пойти, но у меня нет денег и мне неловко их попросить», или «Меня уже пригласили на другой сеанс, и я не представляю, как сказать это, не обидев тебя», или «У меня сегодня совсем нет настроения идти в кино, но боюсь, ты не поймешь, если я скажу именно так».

Согласитесь, такие фразы намного точнее объясняют, почему подросток не пойдет в кино. Чтобы их высказывать, нужно больше внутренней смелости. Но давайте верить, что смелости ему хватит. А вам, в свою очередь, нужно готовить себя к тому, что в какой-то момент вы услышите «Не хочу» вместо «Не знаю». Это будет уверенный шаг вперед в ваших с подростком отношениях!

Детские психологи уверены — так поступают дети, которые не хотят или не умеют брать ответственность за свои слова и действия. Своим «не знаю» он как бы подталкивает родителя на активность и принятие решения. Это удобно, так как в случае неудачного или неверного ответа/решения с него не будет никакого спроса.

Как взрослые приучают детей говорить «не знаю»?

Есть 13 типичных способов сформировать у ребенка позицию «не знаю»:

1. Дают свои советы, как правильно поступить в той или иной ситуации.
2. Когда спрашивают ребенка, стараются помочь ему ответить.
3. Не дают времени подумать, помолчать, не отвечать сразу на вопрос. Торопят с ответом.
4. Отвечают за ребенка, поправляют его мысли, слова.
5. Мало интересуются мнением ребенка, спрашивают у него советов.
6. Не считают мысли и слова ребенка ценными и важными.
7. Почти всегда знают, что ребенок хочет и чувствует.
8. Не дают право делать ошибки, критикуют за ошибки и/или наказывают.
9. Не дают права принимать решения и доделывать дело до конца, не советуя и не напоминая. Например, сказали утром купить хлеба. И вместо того, чтобы дождаться вечера и увидеть результат, напомнят ему днем про хлеб, сами забегут по пути купят; сразу скажут: «наверно, не купишь все равно».
10. Негативно прогнозируют события связанные с ребенком: кроссовки испачкаешь, деньги забудешь, телевизор просмотришь итд.
11. Часто обсуждают без разрешения детей его слова и действия с третьими лицами.
12. Сравнивают с другими.
13. Критикуют при каждом удобном случае.

Что же теперь делать?

Вот 8 советов на каждый день:

1. Интересуйтесь искренне тем, что ребенок думает и говорит. Переспрашивайте, уточняйте, рассуждайте вместе с ним, пытаясь понять именно его точку зрения.
2. Чаще думайте о том, что вы тоже можете быть не правы, можете ошибаться.
3. Вы не можете знать, о чем думает ребенок и что он чувствует, и на что обиделся, а что его злит. Об этом нужно спрашивать!
4. Никогда не отвечайте за сына или дочь, если ему/ей задали вопрос. Дождитесь ответа. Если что-то не понятно, задайте еще вопрос и дождитесь ответа.
5. Уважайте дела ребенка. Никогда не обрывайте резко дела ребенка. Попросите сделать паузу через 5−10 минут, если он вам очень понадобился.
6. Давайте делать выбор и сталкиваться с негативными последствиями (получить двойку от того, что недоучил, промочил ноги, сломал игрушку), потом обсуждайте выбор и спрашивайте о его опыте.
7. Советуйтесь с ребенком по домашним делам.
8. Учитесь строить отношения с детьми на основе уважения и интереса, передавать ответственность за дела ребенка самому ребенку.

На любой вопрос ребенок отвечает «не знаю», это ужасно раздражает. Что делать?

Ребенок явно старается не делиться своими чувствами. Могу предположить, что ребенку трудно выразить свои чувства. Это может быть связано с проблемой осознания своих чувств. В этом случае ребенок может не понимать, чего именно он хочет, что конкретно его тревожит, почему некоторые темы и вопросы заставляют его нервничать.

Возможен еще один вариант: ребенок просто боится озвучивать свои желания. Если то, что говорит ребенок, радует родителей, они радуются, «любят» его. А если не соответствует, ребенок чувствует отвержение со стороны родителей, они не хотят принимать его такого. Чаще это происходит в семьях, где родители привыкли принимать все решения за ребенка: что ему есть, что одевать, с кем играть. Если выбор ребенка совпадает с выбором родителя - отлично, а если нет... Так ребенок постепенно теряет способность принимать решения. Подумайте также, разрешаете ли вы своему ребенку выражать негативные чувства: злость, раздражение, гнев? Есть ли выход для подобных эмоций у вашего ребенка? Или они так пугают вас, что вы стараетесь пресечь их в корне? Показываете ли вы адекватные формы выражения «плохих» чувств? Или в семье действует разрешение только на «одобряемые» чувства? Тогда ребенок будет уходить от прямых вопросов, чтобы «случайно» не сказать то, что вы не готовы услышать, то, на что вы опять начнете «ужасно раздражаться». Вот такой небольшой выигрыш...

Дочери пять лет, она с большим интересом разговаривает о смерти, а больше всего ее волнует вопрос: что случится, когда умрут все люди. Может быть, сдерживать ее заинтересованность этой темой?

В первые годы жизни ребенок вообще не имеет понятия о смерти. Все, что его окружает, кажется ему постоянным и вечным. Возраст 5 лет характеризуется интенсивным развитием абстрактного мышления и ростом познавательной активности. Пониманию ребенка становятся подвластны такие понятия, как время и пространство. Одновременно с этими открытиями приходит новое осознание мира, осознание конечности любого процесса, в том числе и жизни живого существа. Часто это открытие сопровождается нарастанием страхов, как дневных, так и ночных. Причем ребенка больше пугает возможность смерти близких, чем своя собственная кончина. Замечено, что девочки чаще дают более сильные эмоциональные реакции. Однако в вашем случае девочку, похоже, больше волнует философский аспект проблемы. Она пытается решить некую новую, сложную и интересную с абстрактной точки зрения задачку, чем-то напоминающую извечную загадку: «Что было раньше - курица или яйцо?» Девочка наверняка наслаждается новыми возможностями мышления, ведь это так интересно: думать и представлять то, чего не видишь! Выбор же темы «исследования» абсолютно объясним с точки зрения возрастных особенностей. Так что волноваться не стоит!

Сыну всего 16, а он требует самостоятельности - не разрешает проверять выполнение домашнего задания, возвращается домой заполночь, хочет жить отдельно. Я очень волнуюсь за него, мне кажется, что он до этой ответственности не дорос. Как ему это объяснить?

Похоже, ваш сын тоже отчаялся объяснить свою позицию: он взрослеет и нуждается в большей самостоятельности. Начал он с того, что отстранил вас от контроля над учебными задачами, что, кстати, совершенно оправданно, ведь речь идет о юноше 16 лет. Подумайте о том, что через два года он юридически сможет отвечать не только за выполнение домашних заданий, но даже за созданную им семью и детей! Дайте возможность взрослеющему сыну проявлять свою самостоятельность в менее принципиальных вопросах, чтобы не спровоцировать его на более серьезные протестные действия.

Немного перефразируя одного из великих, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. Почему так? Потому что любознательность и кипучая энергия большинства малышей способны любого родителя, даже самого терпеливого, вывести из себя, причем несколько раз за полчаса.

Примерно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Очевидная причина - дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:

  • родители - главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» - своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
  • дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
  • некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» - спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
  • многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
  • дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
  • иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
  • по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
  • если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и - ему приходится много спрашивать;
  • из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.

Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».

Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов . Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов , то есть в среднем 35-36 в день.

И на эти бесконечные «что? где? когда?» - а гораздо чаще «почему» - мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало - они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать - за хорошие, интересные вопросы.

По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.

Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка - сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ - отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.

Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.

Ответ-«пустышка»

Примеры: «Подрастешь - узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться - и сам выяснишь».

Достоинства: экономия времени и сил.

Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»

Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).

Недостатки: для ребенка такой ответ - та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)

Эти вопросы вы слышали от своих детей наверняка:
- Почему небо голубое?
- Почему травка зеленая?
- Почему солнце не падает?
- Почему самолеты летают, а крыльями не машут?

Ответ «по науке»

Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».

Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.

Недостатки: ребенок едва ли его поймет - в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.

Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ-«сказочка»

Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно - ярко светящийся волшебник, летающий по небу».

Достоинства: любая выдумка - универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ с вариациями

Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».

Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.

Недостатки: а кто же прав?

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).

Ответ-вопрос

Пример: «А сам ты как думаешь?»

Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».

Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет - уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)

* Хороший ответ - тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз - это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы - указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

Почему дедушка курит, если это вредно?

Почему нельзя писать в парке?

Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

Почему обзываться плохо?

Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети - и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы - вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе - или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» - это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

Искать и не сдаваться

Расскажем о способах «добыть» ответы на каверзные детские вопросы.

1) Поисковые системы - их алгоритмы поиска постоянно совершенствуются, так что при большом желании можно найти в них ответ на любой детский вопрос; «продвинутые» варианты поиска с использованием команд-операторов вам в помощь.

2) «Глупые часто задаваемые вопросы» (sfaq.ru) - теоретически сайт для взрослых, но многие вопросы могут прозвучать и от детей, например «Сколько весит миллион долларов?», «Если кошка перебежала дорогу, а потом перебежала в обратную сторону - это отменяет примету или подкрепляет ее?», «Почему у лошади одна пара коленей назад, а другая - вперед?» и т.д.

3) «Взрослые» сервисы вопросов - ответов: русскоязычные TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), Генон - удобный поиск ответов на вопросы (genon.ru) и англоязычная Quora (quora.com). Их достоинство - в основательности ответов и в том, что отвечают зачастую эксперты (либо ссылаются на достоверные источники). Сюда же можно отнести ЗнайКак.ру - ответы на все вопросы Как? (znaikak.ru) - сервис специализируется на тех вопросах, которые начинаются со слова «как».

4) «Детские» сайты ответов на вопросы:

  • проект «Карманный ученый» (pgbooks.ru/life_with_kids/researcher/) - ответы придется искать внутри выпусков, зато вы сэкономите время на их интересную формулировку и подачу;
  • Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы;
  • 100 тысяч почему - ответы на детские вопросы (allforchildren.ru/why) - вопросы рассортированы по вопросительным словам, что упрощает поиск;
  • ПочемуЧка (pochemu4ka.ru/index/pochemuchka_otvety_na_voprosy/0-576) - ответы на вопросы можно найти и по списку, и в рубриках.

5) Ответы на некоторые вопросы вы найдете

Фото - фотобанк Лори

Добрый день. У моего супруга есть ребенок от первого брака , ребенку через 2 мес. будет 9 лет. На 1,5 мес. мы взяли ребенка на каникулы. Проблем, на мой взгляд, много. Ребенок на многие вопросы отвечает «не знаю». (Например, ты хочешь чай, ответ: «Ну…. не знаю, мне все равно»). Что касается еды, то это вообще морока. Ребенок не любит кушать вообще. Он кушает 3 часа, если не будешь с ним сидеть за столом, то он начнет играться, ходить по кухне, но не кушать. На любое повышение голоса в этой ситуации, чтобы он кушал, у ребенка слезы на глазах, уходит в себя. Когда пытаемся ограничить время на еду, он говорит я не смогу, это у меня никогда не получится. Один раз мы покушали за 30 мин (я стояла над ним и говорила кушай, кушай, жуй быстрее), и это не стало для него стимулом, он говорит, что свой рекорд в 30 мин никогда не смогу достигнуть.

Ребенок любит играть в компьютерные игры. И даже они не являются для него стимулом. Говорим, если ты быстро скушаешь и сделаешь уроки (на лето школьное задание), будешь играть в компьютер. И он говорит, что я не смогу, у меня не получится, уходит в себя и начинает почти плакать. Уроки мы тоже делаем долго, 2-3 часа стабильно. Поэтому и получается, что за весь день он успевает только покушать и решить несколько заданий по математике. Он, практически на всё говорит, я не смогу, меня это беспокоит. Мальчик в 9 лет не может принимать решения, даже самые элементарные, не уверен в себе, всегда слезы на глазах (даже из-за маленькой царапины), и не ест. Я просто не знаю как быть! Скажу еще, что ребенок живет с 3 лет примерно с бабушкой и дедушкой. С мамой видится в вых, т.к. она работает в другом городе. А папа приезжает еще реже, т.к. тоже работает в др.городе, но на много дальше. Планируется, что с этого учебного года ребенок будет жить с мамой в Москве.

Подскажите пожалуйста, как быть? Ведь еще чуть позже, ребенка начнут просто бить в школе, у всех парней бывают драки, а он ничего не может сам.

Марина.

Отвечает детский психолог Любовь Голощапова:

Вы попали в очень специфическую ситуацию. Мальчик с Вами будет недолго. Поэтому я предлагаю действовать быстро и максимально эффективно, отставить пока вопросы дальнего планирования и обратиться к ежедневности. Получается, что за день с таким вот компаньоном немного можно успеть – поесть и сделать задания. А когда же, собственно, жить – гулять, путешествовать, общаться, что-то творить, узнавать новое и просто отдыхать? Получается, в расписании ребенка до того, как он оказался у Вас, таких пунктов не было. Парадоксальная картина: приходится тратить время на то, что не нравится, не хочется и неинтересно, и от нежелания заниматься неинтересными делами именно на них все время и уходит. А для интересного и приятного времени не остается.

1. Хирургический (радикальный) путь лечения.
Вырезаем (на время, скажем, на неделю – всегда можно пришить обратно) все неинтересные и неприятные занятия. Устраиваем жизнь-праздник. А на что ж нам тогда лето и каникулы, если не на это??? Резко выходим из повседневной жвачкожевательной программы. Меняем все: время утреннего подъема, суть завтрака – никакого насилия – бежим бегать, гулять, плавать, не знаю, что еще, придумайте сами, и с собой берем какой-нибудь «старт», или другое что-то, что можно по дороге кушать, хоть бублики с водой, хоть огурцы с абрикосами. (Я бы вообще попробовала какое-то время не есть на кухне или в столовой – по-моему, малого просто тошнит уже от одного названия). Ваша задача при таком методе – максимум приятных, радостных, неожиданных изменений в жизни мальчика. И оставьте домашние задания, я очень Вас прошу! Неужели при таком состоянии дел они еще играют какую-то роль?

Мне кажется, очень неслучайно ребенок попал именно к Вам именно в это время. Может, сам Бог постарался. Очень похоже, что Вы – его последняя надежда выкарабкаться из серого тупика, вязкой ловушки, в которую он попал. Как будто его заставляют носить костюм, который ему и не нравится, и жмет, и вообще неудобен. Мальчик это отлично знает и чувствует, а окружающие в один голос говорят: носи-носи, все же носят. А представляете, какой он на свободе – при том образе жизни, который подходит ему? Яркий, цветной, стремительный, энергичный, полный фантазии и полета? Наша задача – найти его личную дверь в это пространство свободной, легкой, яркой жизни. Тогда и кушать придется быстро, чтобы чего-то интересного не пропустить. (Кстати, что с одеждой, что он носит и какой стиль ему нравится?)

Если Вы сами привыкли жить в другом ритме, и такой стиль жизни Вам не нравится – ни в коем случае себя не насилуйте, просто найдите человека, которому это интересно – пусть мальчик больше времени проводит с этим человеком. Вы не обязаны заставлять себя получать удовольствие от того, что Вам не по вкусу!

Очень может быть, что мальчишке такая яркость тоже не очень нужна, я этого не знаю. А Вы можете узнать. Для этого достаточно пройти отрезок пути вместе с пасынком, и по дороге смотреть на то, что Вам встречается, и выбирать – долгие прогулки с интересными рассказами и разговорами, рисование, катание на лодке, интересная книга, классный мульт, верховая езда, моделирование, футбол, бадминтон… Сколько всего интересного! А с папой сколько всего можно обсудить! Папа ведь тоже был 9-летним мальчишкой, и историй всяких было с ним… Ваша задача – найти вместе, вдвоем, втроем, то, что интересно, или просто дать мальчику выбор – чтоб он просто увидел, что бывает, что предлагает этот магазин под названием «жизнь», и выбрал. И все. А потом – уважать его выбор и поддерживать его, потому что в данной ситуации взращивание свободного выбора – путь к исцелению.

2. Терапия
Вы благополучно попали в ту же ловушку, что и Ваш пасынок. Как? Да очень просто, клюнули на крючок «надо». Надо кушать, надо делать уроки, надо еще что-то успеть с ним за день. А надо ли? Остановитесь на пару минут и задумайтесь: действительно ли надо? А если надо, то кому и для чего?

Вот тоже метод: на один день исключить слова «надо», «нужно», «должен», «обязательно» и им подобных словесных крокодилов, поедающих нашу жизнь день за днем. А вместо них использовать слова «хочу», «хочется», «нравится», «интересно» и т.п. Это уже птички, они создают интересную и полнокровную жизнь. Некоторые привычные фразы будут звучать настолько неуклюже, что их придется отбросить вообще, некоторые можно будет перекроить, а некоторые высказывания обретут наконец своий истинный смыл (и звучание). Врать запрещается! Если чего-то не хочется, говорить про это «хочу» нельзя. А в конце дня подведите итог: кто выжил? Крокодилы или птички? И кого из них сегодня в Вашей жизни было больше? Если делать это упражнение всей семьей, будет гораздо веселей! Кстати, о принятии решений. Говоря «я хочу», трудно не принимать никакого решения – оно принимается автоматически!
«Не смогу» — это слово, пишете Вы, вызывает беспокойство. А почему, собственно говоря? Слово как слово. Вполне возможно, что он действительно не сможет. И что? Разве Вы ему не поможете? Поможете. И подскажете, и научите, и сделаете первый раз вместе с ним, а если никак не получится, будете пробовать еще и еще до получения результата. И пасынок Ваш такой же – ведь ходить и говорить он научился, а это тоже не получалось поначалу, действительно сначала не мог. Так что беспокойство в данном случае – тоже ловушка. Обходите ее стороной. Все, что нужно для Вас, Вашего мужа и пасынка, у Вас очень даже получится, Вы все сможете.

Трудное лето? Наверное, очень важное лето. Успехов Вам и любви!