Йога

Урок по теме первый закон термодинамики. Тема урока: Повторение темы «Термодинамика»

Цель урока: сформулировать закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления, привести данные об истории открытия закона, развивать умение решения задач с использованием закона сохранения энергии для тепловых процессов.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом выполнения самостоятельной работы

Вариант – 1

1. Что называют внутренней энергией тела?

2. Формула для вычисления работы газа.

3. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа от каких величин находится в зависимости?

4. 4. Какая физическая величина вычисляется по формуле 3Р V/2 ?

5. При постоянном давлении 105 Па объем воздуха, находящийся в квартире, увеличился на 20дм³. Газ при этом совершил работу, найти чему она равна? (2 кДж)

Вариант – 2

1. Что называется количеством теплоты?

2. Запишите формулу для расчета внутренней энергии.

3. Когда работа газа считается положительной, а в когда – отрицательной?

4. Какая физическая величина вычисляется по формуле 3 γ RT/2?

5. Какую работу

Совершают внешние силы при сжатии газа от 0,3 м³ до 0,1 м³, если давление при этом остается неизменным и равным 100 кПа? (20 кДж)

Обсуждение вопросов

1. Как вычислить количество теплоты, нужное для нагревания тел на определенную температуру?

2. Что называется удельной теплоемкостью?

3. Как вычислить количество теплоты, нужное для превращения жидкости массой m, взятой при температуре кипения, в пар?

4. Какая величина является удельной теплотой парообразования? Конденсации?

5. Какую формулу применяют для расчета количества теплоты, нужного для того, чтобы расплавить кристаллическое тело массой m, взятое при температуре плавления.

6. Какая величина является удельной теплотой плавления?

7. В каких случаях в формулах используется знак минус (–)?

Изучение нового материала

1. Историческая справка

В середине 19 века на основе работ, выполненных несколькими учеными (независимо друг от друга) был сформулирован закон сохранения энергии для тепловых процессов. Этот закон, позднее, получил название: «Первого закона термодинамики». Немецкий ученый Р. Майер выдвинул теоретические предпосылки закона. Английский физик Д. Джоуль провел его опытные обоснования и измерения. Немецкий ученый Г. Гельмгольц получил математическую формулу закона, обобщил и распространил, полученные результаты на все явления природы.

2. Формулировка 1-го закона термодинамики для случаев, если:

а) работа совершается над газом: Δ U = Q + A;

б) работу совершает газ: Δ U = Q – A;

3. Объяснение невозможности создания вечного двигателя.

Если Q = 0; то ΔU = – A или – ΔU = A. То есть двигатель перестанет работать, если будет исчерпан весь запас внутренней энергии. Первый закон термодинамики объясняет теоретическую невозможность создания вечного двигателя. Но еще до открытия этого закона многовековая практика привела ученых к выводу: нельзя совершать работу без затраты внешней энергии.

Так еще Леонардо да Винчи писал: «О, искатели постоянного двигателя, сколько пустых проектов создали вы в подобных поисках».

В 1775 году Французская академия наук заявила: « Построение вечного двигателя абсолютно невозможно», – и перестала рассматривать любые проекты вечных двигателей.

Закрепление изученного материала

Задача. Чему равна работа, совершенная газом, взятым в количестве 2моль, если нагревание его на 50 К происходит при V = соnst? Изменилась ли его внутренняя энергия при этом?

Решение. Aʹ= P ΔV = m К ΔT/M = γ RΔT; Aʹ = 2·8,31·50 = 831 (Дж)

ΔU = 3 m RΔT/2 M = 3γ RΔT/2 ΔU = 1246 (Дж)

Q = ΔU + Aʹ Q = 2077 (Дж)

Подведем итоги урока.

Домашнее задание: §80, упр. 15 №3, 11.




  1. Цель урока: продолжить формирование умения выполнять термодинамическое описание процессов: вычисление работы, количества теплоты, внутренней энергии и других параметров системы, развивать навыки самостоятельно мыслить, решать задачи...
  2. Цель урока: проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные ими при изучении данной темы. Ход урока Организационный момент. Выполнение контрольной работы. Вариант – 1 (уровень –...
  3. Цель урока: сформировать представление о внутренней энергии тела как функции состояния тела, установить зависимость внутренней энергии идеального газа от макроскопических параметров, продолжить формирование умения применять...
  4. Цель урока: вывести формулу для определения работы расширяющегося газа при постоянном давлении, познакомить учащихся с геометрической интерпретацией работы для изобарного процесса и в случае, когда...
  5. Цель урока: продолжить изучение 1-го закона термодинамики, рассмотреть изопроцессы с новой, энергетической точки зрения, дать понятие об адиабатическом процессе, познакомить учащихся с алгоритмом решения задач...
  6. Цель урока: установить зависимость между двумя термодинамическими параметрами при неизменном значении третьего, формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения, научится изображать графики изопроцессов. Ход...
  7. Цель урока: выяснить условия работы тепловых двигателей, обосновать невозможность создания вечного двигателя второго рода, сформировать понятие об идеальной тепловой машине Карно, формировать умение рассчитывать КПД...
  8. Люди учатся у животных Индия, в которой родился Киплинг, была английской колонией. И маленький Редьярд чувствовал себя бабу, властелином двух миров – мира белых господ...
  9. Цель урока: ознакомить учащихся со вторым законом термодинамики, устанавливающим реально возможное направление протекания процессов в макроскопических системах, объяснить факт необратимости процессов в природе на основе...

Обобщающий урок по теме «термодинамика» Ум заключается не только в знании, но и умении прилагать знание на деле. Аристотель Цель урока: повторить основные понятия темы «Термодинамика», продолжить формирование умений описывать термодинамические процессы физическими величинами и законами, раскрыть роль и значение тепловых двигателей в современной цивилизации, уделить внимание контролю знаний учащихся. Ход урока: 1)Фронтальный опрос; 2)Выполнение заданий на соответствия; 3)кроссворд; 4)Решение задач; 5)Тест 6)Итог урока, д/з 1. Что такое внутренняя энергия тела? Ответ: Внутренняя энергия тела U - это физическая величина, равная сумме кинетических энергий беспорядочного движения всех молекул тела и потенциальных энергий взаимодействия всех молекул друг с другом. 2. По какой основной формуле мы можем рассчитать внутреннюю энергию идеального одноатомного газа? Ответ: U 3 m 2 M RT внутренняя энергия одноатомного идеального газа прямо пропорциональна его абсолютной температуре. 3. Если газ не одноатомный, то изменится ли формула? U 3 m 2 M RT Ответ: Если газ не одноатомный, то коэффициент перед температурой будет не, а другой, так как 3 сложные молекулы не только 2 движутся поступательно, но и вращаются. 4. Как определяется работа газа в термодинамике? Ответ: A" = pΔV работа, совершаемая газом, определяется давлением газа и изменением объема. его 5. Что такое количество теплоты? Ответ: Количество теплоты Q - это мера изменения внутренней энергии при теплообмене. 6. Напишите формулы для нахождения количества теплоты и объясните, какие величины входят в формулы. Ответ: 1. Q = cm Δ t – при нагревании и охлаждении тела массой m; с – удельная теплоёмкость тела; 2. Q = ± r m – при испарении и конденсации; r – удельная теплота парообразования; 3. Q = ± λ m – при плавлении и кристаллизации; λ – удельная теплота плавления. 7. Сформулируйте первый закон термодинамики. Ответ: ΔU = A + Q (Q = ΔU + A´) Изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе. 8. О чём говорит второй закон термодинамики? Ответ: невозможно перевести теплоту от более холодной системы к более горячей при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или в окружающих телах (Клаузиус). 9. Тепловые машины - что это за устройства? Ответ: Тепловые машины - устройства, которые превращают внутреннюю энергию топлива в механическую. 10. Как можно рассчитать КПД тепловой машины? Ответ: η= Q1 Q 2 - КПД теплового двигателя Q 1 равен отношению работы газа к количеству теплоту, полученного от нагревателя. 11. Какую роль и значение имеют тепловые двигатели в современной цивилизации? К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца Р Т V m M ν R NA k t 10C 1 г/моль 1 кг 1 м3 1К 1,38*10-3Дж/К 6,02*1023моль-1 8,31 Дж/(моль*К) 1 моль-1 1 Па Поставьте соответствие между физическими величинами и единицами их измерения (в СИ) 1.масса газа [ Дж] 2.внутренняя энергия [Па] 3.давление газа [м3 ] 4.Количество вещества [ кг] 5.объем газа 6. абсолютная температура [моль] [K] Вспомним понятия!!! Кроссворд(в программе exele) Задача 2. Определите работу газа в циклическом процессе, показанном на рисунке. Решение А=S А =0 Дж 12 А23=0,5*0,1=0,05 Дж А31=0,05+(0,2-0,1)/2=0,1 Дж А=0,05 Дж Ответ А=0,05 Дж Задача 1. В одном цикле работы теплового двигателя его рабочее тело получает от нагревателя количество теплоты 1,5 МДж. Какое количество теплоты оно отдает за цикл холодильнику, если КПД двигателя 0,2? Чему равна работа, совершаемая этим двигателем за 1 цикл? Ответ Решение η=(Q1- IQ2I)/Q1 Q2=(1- η) Q1 Q2=(1-0,2)*1,5МДж=1,2 МДж η=A/Q1 А= η*Q1 А= 0,2*1,5 МДж=0,3 МДж Ответ: 1,2 МДж; 0,3 МДж Определить температуру в конце такта сжатия в двигателе, если при этом давление увеличивается в 50 раз, а объем уменьшается в 15 раз Тест. Вариант.1 1. Над телом совершена работа внешними силами, и телу передано кол-во теплоты. Чему равно изменение внутренней энергии тела? А) ΔU = A Б) ΔU = Q В) ΔU = A + Q Г) ΔU = А - Q Д) ΔU = Q - A Вариант 2. 1. Тело получило количество теплоты и совершило работу. Чему равно изменение внутренней энергии тела? А) ΔU = Q - A‘ Б) ΔU В) ΔU Г) ΔU Д) ΔU = A" – Q = A" + Q = A" =Q Вариант 1. Вариант 2. 2. Идеальному газу передаётся количество теплоты таким образом, что в любой момент времени переданное количество теплоты равно работе, совершённой газом. Какой процесс осуществлен? А) Адиабатный Б) Изобарный В) Изохорный Г) Изотермический Д) Это мог быть любой процесс Е) Никакого процесса не было 2. Идеальный газ передал окружающим телам кол-во теплоты таким образом, что в любой момент времени переданное количество теплоты равно изменению внутренней энергии тела. Какой процесс был осуществлен? А) Изотермический Б) Изохорный В) Изобарный Г) Адиабатный Д) Это мог быть любой процесс Е)Никакого процесса не было Вариант 1. 3. Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 2 в процессе, представленном на диаграмме p –V рисунка 1. Какая работа совершена в этом процессе? Вариант 2. 3. Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 2 в процессе, представленном на диаграмме p –V рисунка 1. Какая работа совершена в этом процессе? А) Газ совершил работу 200 Дж. Б) Внешние силы совершили работу над газом 200 Дж. В) Газ совершил работу 400 Дж. Г) Внешние силы совершили работу над газом 400 Дж. Д) Работа равна нулю. А) Газ совершил работу 200 Дж. Б) Внешние силы совершили работу над газом 200 Дж. В) Газ совершил работу 400 Дж. Г) Внешние силы совершили работу над газом 400 Дж. Д) Работа равна нулю. Вариант 1. 4. Что служит рабочим телом в двигателе автомобиля? А) Воздух Б) Вода В) Бензин Г) Поршень Д)Цилиндр Вариант 2. 4. Что служит рабочим телом в реактивном двигателе самолёта? А) Турбина Б) Вода В) Горючее Г) Воздух Д) Крылья Вариант 1. 5. Какое максимально возможное КПД тепловой машины, использующей нагреватель с температурой 427°С и холодильник с температурой 27°С? А) ~ 0,06 Б) ~ 0,57 В) ~ 0,94 Г) ~ 0,43 Д) ~ 0,70 Вариант 2. 5. Какое максимально возможное КПД тепловой машины, использующей нагреватель с температурой 527°С и холодильник с температурой 27°С? А) ~ 0,95 Б) ~ 0,73 В) ~ 0,38 Г) ~ 0,63 Д) ~0,05 Вариант 1. 6. Идеальный одноатомный газ неизменной массы совершает циклический процесс, показанный на рисунке. За цикл от нагревателя газ получает количество теплоты Qн=8 кДж. Чему равна работа газа за цикл? р 1 Вариант 2. 6. Один моль одноатомного идеального газа совершает процесс 1-2-3,где Т0=100к. На участке2-3 к газу подводят количество теплоты Q=2,5 кДж. Найдите отношение работы А123, совершаемой газом в ходе процесса, к количеству теплоты Q123, поглощенному газом т 3т 2 2Ро 0 Ро т 0 3 v 0 3v 0 v р Д/з Повторить понятия, формулы. Индивидуальные задания по задачнику.


Физический диктант. 1. Какая физическая величина наз. внутренней энергией? 2. В каких единицах измеряется внутренняя энергия? 3. Запишите формулу для нахождения внутренней энергии идеального одноатомного газа. 4. Функцией каких величин является внутренняя энергия реальных газов? 5. Назовите способы изменения внутренней энергии. 6. Что такое количество теплоты? 7. Как называется вид теплообмена при котором энергия передается с потоком воздуха или жидкости? 8. Как изменяется внутренняя энергия газов при расширении?


9. Найдите работу газа и работу внешних сил над газом по данному графику. Р,Па V,м Сравните работу газа А 1 и А 2 на графиках. Р VV P


Лабораторная работа. «Изменение внутренней энергии тела при совершении работы». Порядок выполнения работы: 1. Налейте в пробирку немного воды и измерьте ее температуру. Сделайте запись в тетради t1=. 2. Закройте пробирку пробкой и заверните в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пробирке в течении с. 3. Откройте пробирку и снова измерьте температуру воды t2= 4. Сделайте выводы, ответив на вопросы: - Как изменилась внутренняя энергия воды во время опыта? Почему? - Каким способом вы изменяли внутреннюю энергию воды? Какие превращения энергии здесь происходили? - Зачем пробирку с водой необходимо было заворачивать в бумагу во время опыта?


Закон сохранения энергии был открыт в середине 19 века. Майер Юлиус Роберт () Немецкий естествоиспытатель, врач. Первым сформулировал закон сохранения энергии. Идеи и приоритет Майера долгое время не были признаны.


Закон сохранения энергии был открыт в середине 19 века. Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд () Немецкий ученый, автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Впервые математически обосновал Закон сохранения энергии, показав его всеобщий характер.


Закон сохранения энергии был открыт в середине 19 века. Джоуль Джеймс Прескотт () Английский физик. Экспериментально обосновал закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры.




Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы." title="Первый закон термодинамики. или, т.к. А газа = -А внешних сил => Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы." class="link_thumb"> 11 Первый закон термодинамики. или, т.к. А газа = -А внешних сил => Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы. Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы."> Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы."> Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы." title="Первый закон термодинамики. или, т.к. А газа = -А внешних сил => Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы."> title="Первый закон термодинамики. или, т.к. А газа = -А внешних сил => Q = A Г + ΔU Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы.">


Из первого закона термодинамики следует невозможность создания вечного двигателя. Вечный двигатель (лат. perpetuum mobile) – воображаемая, непрерывно действующая машина, которая, будучи раз запущенной, совершала бы работу без получения энергии извне. Схема одного из проектов вечного двигателя, основанного на действии сил тяжести.


ΔU=A вн +Q Решение задач. Q =A г +ΔU 1. Термодинамической системе передано количество теплоты 200 Дж. Как изменилась внутренняя энергия системы, если при этом она совершила работу 400 Дж? 2. Газ в сосуде сжали, совершив работу 30 Дж. Внутренняя энергия газа при этом увеличилась на 25 Дж. Получил ли извне теплоту газ или отдал ее окружающей среде, и какое количество? Р 546, 549.

  • углубить знания об изопроцессах,
  • отработать навыки решения задач по данной теме,
  • развивать коммуникативные умения, навыки,
  • учить самооценке.
  • Ход урока.

    Подготовка к работе в группах.

    Работа с классом (устно).

    Что называется внутренней энергией?

    Как можно изменить внутреннюю энергию газа?

    Как определить количество теплоты, необходимое для нагревания тела?

    Написать уравнение теплового баланса для трех тел.

    Когда количество теплоты отрицательно?

    Как определить работу газа при расширении?

    Чем отличается работа газа от работы внешних сил?

    Сформулировать первый закон термодинамики для работы внешних сил.

    Сформулировать первый закон термодинамики для работы газа.

    Применение первого закона термодинамики к изохорному процессу.

    Применение первого закона термодинамики к изобарному процессу.

    Применение первого закона термодинамики к изотермическому процессу.

    Какой процесс называется адиабатным?

    Применение первого закона термодинамики к адиабатному процессу.

    Работа в группах.

    Каждая группа получает лист, на котором указаны теоретические задания и задачи. Теоретическая часть содержит пять вопросов. Группа берет для подготовки к ответу вопрос, соответствующий ее номеру. В практической части содержится десять задач по две на каждую из указанных тем в теории. Задачи расположены беспорядочно. Это означает, что учащиеся должны сначала найти задачи, соответствующие их теоретическому вопросу, затем решить. Дополнительные данные для решения задач берутся из справочников.

    После окончания работы групп вызываются по два ученика по очереди от каждой группы: один отвечает теорию, другой пишет краткое условие одной задачи на доске. (Другая задача этой группы может быть проверена выборочно на этом же уроке или на следующем.) Отвечать теорию и объяснять задачи должны уметь все члены группы; поощряется использование дополнительного материала в теоретической части.

    Задачи в тетрадях пишут все ученики.

    Четкая организация работы приводит к активной деятельности всех ребят. Координаторы групп в конце урока сдают листы, на которых отмечают вклад членов группы в ее работу.

    Деятельность групп и отдельных учеников окончательно оценивает учитель.

    Образец листа.

    Теоретическая часть

    1. Изохорный процесс.
    2. Изотермический процесс.
    3. Изобарный процесс.
    4. Адиабатный процесс.
    5. Теплообмен в замкнутой системе.

    Практическая часть

    1. В цилиндре под поршнем находится 1.25 кг воздуха. Для его нагревания на 4 0 С при постоянном давлении было затрачено 5 кДж теплоты. Определите изменение внутренней энергии газа.
    2. 0,02 кг углекислого газа нагревают при постоянном объеме. Определите изменение внутренней энергии газа при нагревании от 20 0 С до 108 0 С (с = 655 Дж/(кг К)).
    3. В теплоизолированном цилиндре с поршнем находится азот массой 0,3 кг при температуре 20 0 С. Азот, расширяясь, совершает работу 6705 Дж. Определите изменение внутренней энергии азота и его температуру после расширения (с = 745 Дж/(кг К)).
    4. Газу сообщают количество теплоты, в результате чего он изотермически расширяется от объема 2 л до объема 12 л. Начальное давление равно 1,2 10 6 Па. Определите работу, совершенную газом.
    5. В стеклянную колбу массой 50 г, где находилось 185 г воды при 20 0 С, вылили некоторое количество ртути при 100 0 С, и температура воды в колбе повысилась до 22 0 С. Определите массу ртути.
    6. 1,43 кг воздуха занимают при 0 0 С объем 0,5м 3 . Воздуху сообщили некоторое количество теплоты и он изобарно расширился до объема 0,55м 3 . Найти совершенную работу, количество поглощенного тепла, изменения температуры и внутренней энергии воздуха.
    7. В цилиндре под поршнем находится 1,5 кг кислорода. Поршень неподвижен. Какое количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы его температура повысилась на 8 0 С? Чему равно изменение внутренней энергии? (с v = 675 Дж/(кг К))
    8. В цилиндре под поршнем находится 1,6 кг кислорода при температуре 17 0 С и давлении 4·10 5 Па. Газ совершил работу при изотермическом расширении 20Дж. Какое количество теплоты сообщено газу? Чему равно изменение внутренней энергии газа? Каков был первоначальный объем газа?
    9. Сколько теплоты выделится при конденсации 0,2 кг водяного пара, имеющего температуру 100 0 С, и при охлаждении полученной из него воды до 20 0 С?
    10. Цилиндр с газом помещен в теплонепроницаемую оболочку. Как будет изменяться температура газа, если постепенно увеличивать объем цилиндра? Чему равно изменение внутренней энергии газа, если будет совершена работа над газом 6000 Дж?
    Тема урока: Применение первого закона термодинамики.

    Цель урока: Рассмотреть изопроцессы с новой энергетической точки зрения.

    Задачи урока:


    • Установить связь между изменением внутренней энергией системы, работой и количеством теплоты, сообщённым к изопроцессам в газах;

    • Рассмотреть адиабатический процесс и примеры адиабатных процессов в технике и природе;

    • Выработка навыков и умений решения типовых задач по теме.

    Ход урока.


    1. Домашнее задание §81, 80 упр.15(9-12).

    1. Актуализация знаний:

    Учитель

    Ученик

    1. Какую тему мы с вами изучаем?

    Термодинамика.

    2. Чему новому научились?

    Рассчитывать внутреннюю энергию для одноатомного, двухатомного и многоатомного газа, и работу в термодинамике:

    U=3mR∆T/2M; ∆U=5mR∆T/2M; ∆U=6νR∆T.

    А = р·(V 2 - V 1); А = р·∆V; А = νR∆T A= νRTln(V 2 /V 1)


    3. Дать понятие внутренней энергии.

    Внутренняя энергия макроскопического тела равна сумме кинетических энергий беспорядочного движения молекул (или атомов) тела и потенциальных энергий взаимодействия всех молекул друг с другом (но не с молекулами других тел).

    4. Сформулировать закон сохранения энергии.

    Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает:

    Количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.


    5. Сформулировать первый закон термодинамики для внешних сил.

    Изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе:

    U = А + Q


    6. Сформулировать первый закон термодинамики, когда система совершает работу сама.

    Количество теплоты, переданное системе, идёт на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами:

    Q = ∆U + А ´


    7. Вспомним, какими макроскопическими параметрами характеризуется?

    V - объём

    P - давление

    Т - температура


    8. Каким уравнением связаны все макроскопические параметры?

    Уравнением Менделеева – Клапейрона

    p·V = νRT


    9. Какие газовые законы можно вывести из этого уравнения?

    Т - const изотермический

    V – const изохорный

    P – const изобарный


    1. Изучение нового материала.
    Мы с вами рассмотрели изопроцессы, когда один из макроскопических параметра остаётся постоянным, а два других менялись. Сегодня мы с вами рассмотрим эти газовые законы с энергетической точки зрения и введём понятие нового адиабатического процесса.

    Заполняем таблицу, которую мы приготовили к сегодняшнему уроку.


    1. Название процесса

    2. График процесса

    3. Математическая запись закона

    4. Изменение внутренней энергии

    5. Физический смысл записи первого закона термодинамики

    Учитель

    Ученик

    С каким изотермическим процессом мы познакомились первым, что остаётся постоянным?

    Изотермическим, температура – не меняется.

    Что не будет меняться кроме температуры, как вы думаете? Смотрим на доску?

    Внутренняя энергия.

    Что представляет график изотермического процесса?

    Гипербола.

    Изотермическое расширение, куда направлена гипербола?

    Изотермическое сжатие, какие силы будут совершать работу, куда будет направлена изотерма, что будет происходить с объёмом?


    Изотерма направлена будет с верху вниз.
    Внешние силы будут совершать работу,

    Изотерма будет направлена вверх, объём будет уменьшаться.


    Как запишется математически первый закон термодинамики?

    Q = A ´

    Попробуем сформулировать этот закон.

    Всё переданное газу тепло идёт на совершение им же работы.

    Правильно смотрим на экран, аккуратно быстро делаем запись в тетради, но только для расширения, а для сжатия заполним дома самостоятельно.

    Закон Шарля, для какого процесса?

    Какой макроскопический параметр не меняется?


    Для изохорного.

    V - объём


    Как будет изображаться график в осях P(V)

    Изохорного нагревания?

    Изохорного охлаждения?

    Прямая линия направленная вверх.

    Прямая линия направленная вниз.


    Что можно сказать об энергии?

    О работе газа?

    Смотрим на доску.

    Молодцы.


    Изменяется.

    Работа не совершается, потому что объём не меняется.


    Как математически будет записываться I закон

    термодинамики?
    Хорошо! Смотрим на экран, заполняем для изохорного нагревания, а для охлаждения заполняем дома.


    U = Q

    Внутренняя энергия газа увеличивается за счёт подводимого тепла.


    Для какого процесса нам надо связь межу изменением внутренней энергией, работой и количеством теплоты?

    Что можно сказать о математической записи этого закона?

    Смотрим на экран, заполняем для изобарного нагревания, для охлаждения заполним дома.


    Для изобарного.

    Запись не изменится.


    В природе и технике приходится иметь дело с процессами, при отсутствии теплообмена с окружающими средой.

    Процесс изменения объёма и давления газа при отсутствии теплообмена с окружающей средой называется адиабатным.

    Раз нет теплообмена, не получает система?

    Количество теплоты Q = 0


    Молодцы!

    Математически как запишем закон, если система сама совершает работу?


    U = - A´

    Внутренняя энергия газа уменьшается за счёт того, что сам газ совершает работу. Газ охлаждается.


    Как будет читаться первый закон термодинамики, если работу будут совершать внешние силы.

    Внутренняя энергия газа увеличивается за счёт того, что над газом совершают работу. Газ нагревается.

    U = A


    Смотрим таблицу, как выглядит адиабата, она изображается круче изотермы.

    Где мы встречаемся с адиабатным процессом?

    Читаем первый ряд стр.208 2 абзац снизу

    Второй ряд стр.208 1 абзац снизу

    Третий ряд стр.209 1 абзац сверху

    В Дизелях

    В машинах для сжижения газов

    Образование облаков.


    Подведем итог, что мы должны усвоить?

    Читаем в конце §80 стр. 209 последний абзац, между черточками.


    Молодцы! Закрепляем, а точнее Вырабатываем навыки и умения решения типовых задач