Интересное

Золотое сечение - золотая формула в одежде. Золотое сечение и его применение в моде Выбор пропорций в одежде

Уравниваем шансы: как пропорциональность влияет на наш внешний вид.

У большинства женщин есть определенные комплексы – то ноги не такие длинные, как хотелось бы, то плечи широкие, то ягодицы слишком объемные. С помощью грамотного комбинирования вещей можно визуально подкорректировать слабые стороны своей фигуры.


Основы пропорциональности.

Удачным можно считать только тот образ, который выглядит гармоничным и целостным. Существует даже особая «мера красоты» – золотое сечение, которое регламентирует разделение отрезка не неравные части: весь отрезок (АС) к большей своей части (AB) относится так, как больший отрезок (AB) к меньшему (BC). Получается простая формула, которой, согласно исследованиям А. Цейзинга, можно измерить человеческую фигуру.


Идеально, если верхняя и нижняя части (расстояния от макушки до талии и от талии до пола) соотносятся как 3:5; 5:8; 8:13. Центром фигуры считают пупок. Упрощенные пропорции приравнивают друг к другу четыре части фигуры:

Макушка головы-линия груди;
- грудь-бедра;
- бедра-середина колена;
- середина колена-пятки.

В теле взрослого человека помещается около восьми «голов», у женщины это число составляет 7-7,5. Идеальное соотношение частей тела к росту: плечи составляют примерно 1/4 роста, туловище плюс голова - 1/2, ширина груди - 1/6, ноги - 1/2, голени – 1/4. Идеальная длина рук – до середины бедра. Обхват шеи равен обхвату икр, а сама шея составляет 1/4 высоты головы. У женщин ширина плеч немного меньше двух высот головы, она такая же, как ширина бедер.

Любое отклонение от идеальных пропорций можно увидеть после оценки своих пропорций. Например, найти талию поможет простая схема. Необходимо положить ладонь под грудь, под нее вторую ладонь:

До пупка поместилось две ладони – линия талии занижена. Удлинить ноги помогут брюки, юбки и платья с завышенной талией, вертикальные акценты.
- Полтора ладони – пропорция идеальная. Женщинам с такой фигурой можно легко носить одежду в пропорции верх-низ один к одному.
- Поместилось меньше, чем 1,5 ладони – талия завышена. Корректировать ее можно горизонтальными линиями ниже пупка.


Пропорции в образах.

С другой стороны, нет никакого смысла в применении пропорций, если не учтены особенности телосложения.

Стройным невысокого роста женщинам подойдет однотонный костюм 1:1 или комплект с коротким жакетом, который визуально удлинит нижнюю часть. Широкосложенным низким фигурам «к лицу» ансамбли с юбками до середины колена (3/5 и 1/1).



Высоким женщинам пойдут длинные жакеты (в пропорции 7/8 и 3/1): широкосложенным - с однобортной застежкой, узкосложенным – с двубортной.


Тем, у кого явно выражена талия, можно спокойно акцентировать это достоинство пластичными, драпирующимися деталями. Для стройных высоких фигур такого типа подходит силуэт Х (1/1, 1/2, 1/3, 1/4). Не возбраняются горизонтальные линии – объемные воротники, кокетка, пелерины.

Стройным женщинам с нечетко выраженной талией лучше делать выбор в пользу прямых и слегка сужающихся внизу силуэтов, плотных тканей, лаконичного декора.


Тем женщинам, у которых полнота равномерная, стоит так же распределять все части образа. Оптимальный вариант – прямой и полуприлегающий силуэты, вертикальные акценты. Высоким женщинам такого телосложения можно смело носить, чуть приспустив, узкие пояса в тон одежды, платья с четко обозначенной талией. Хорошим решением будет дуэт брюки плюс удлиненный жакет.

Невысоким полным женщинам не стоит увлекаться ярким массивным декором и горизонталями, крупными принтами, объемными рукавами, акцентированием талии. Нежелательно заправлять блузки в брюки, жилет лучше носить нараспашку.


Полным женщинам с крупным верхом необходимо уравновесить тяжелый верх - визуально расширить бедра. Помогут в этом пышные юбки, фасон годе, верх с гладким лифом, платья с узким подолом и прямого силуэта верхняя одежда. Блузки и пиджаки должны быть с вертикальными вытачками, прямыми и косыми прорезными карманами, мягкими воланами, красивой отделкой низа. Женщинам со слишком полными бедрами лучше идти другим путем – сузить плечи. В визуальном обмане помогут прямые и зауженные рукава, прямоугольный силуэт, модели с вертикальными линиями.


Если фигура с полноватыми бедрами и узким верхом, лучше выбирать полуприлегающий расширяющийся к низу силуэт одежды, рисунок – сверху более светлый и крупный, снизу – темный и неприметный. Главная задача – отвлечь внимание от бедер, так что все композиционные решения стоит перенести на плечевой пояс. Хороши прямые юбки, свободный мягкий лиф, рукава рубашечного типа, широкие воротники-банты.


Сделать свою фигуру идеальной легко – достаточно с помощью визуальных эффектов подогнать ее под эталон пропорциональности. Занятие требует внимательности и креативности, но результат того стоит!

Фото: fashiony.ru, nionila.livejournal.com, shop-stilist.ru, abc.vvsu.ru, girlwithcurves.com, garnerstyle.blogspot.com, www.gabifresh.com, cupcakesclothes.com, nadiaaboulhosn.com

При попытке создать стильный образ , необходимо помнить, что даже самые качественные и красивые вещи вам в этом не помогут, если они будут на вас плохо сидеть. Так что умение подбирать одежду, подходящую вам по размеру и по типу фигуры , является одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на ваш стиль. По этой ссылке вы найдете множество статей, посвященных подбору одежды для различных типов телосложения .

Но это еще не все! Если в самом комплекте будут нарушены пропорции, то это напрочь убьет все ваши старания по подбору идеально сидящих вещей. Умение правильно обращаться с пропорциями позволит вам избежать этой ошибки.

Как работает объем в образе

Воспринимайте образ, который вы хотите создать, как одну визуальную картинку, где все объекты связаны между собой, а не как набор просто красивых, нравящихся вам вещей. Именно то, как все эти вещи смотрятся вместе и на вас, влияет на образ целиком, на то, насколько гармоничным он может показаться.

Облегающая одежда

Слишком облегающая одежда может создать иллюзию как излишней худобы, так и бОльшего объема.

Если облегание будет в зоне, где располагаются мягкие части тела (верхние части рук, ноги выше колена, ягодицы, живот и т.п.), и при этом эти части тела не будут очень стройными, то они в этом случае еще зрительно увеличатся . Создастся такое впечатление, что эта часть тела слишком объемная для такого тесного предмета одежды.
На этом примере пухленькая девушка решила прикрыть руки с помощью обтягивающего кардигана — но руки в данной ситуации стали выглядеть еще объемнее. А вот топ со свободными рукавами на девушке с формами выглядит значительно гармоничнее.

Живот и ноги Амбер Роуз кажутся намного больше, чем на самом деле, так как девушка решила их обтянуть трикотажной майкой и леггинсами, да еще и с принтом.
В чуть более свободной одежде она выглядит абсолютно стройной.


Амбер Роуз / Amber Rose

Если же эта «мягкая» часть тела является предметом вашей гордости (и свидетельством многочасовых тренировок в спортзале), то тогда и не грех ее облечь во что-нибудь облегающее: так вы только подчеркнете рельеф ваших мышц. Например, обтягивающие рукава трикотажного топа на рельефных руках привлекут к ним внимание, подчеркнув их стройность.

New Look

А вот если обтянуть таким образом очень худые руки или ноги, то они будут казаться еще тоньше . На фото одна и та же модель в очень облегающих джинсах скинни и в джинсах более свободного покроя. В скинни ее худоба выглядит утрированно.


Frame Jeans


Если облегание происходит в зоне, где располагаются кости , то оно визуально немного утрирует форму этой части тела. Поэтому, если вы не хотите подчеркнуть ширину ваших бедер, то лучше слишком обтягивающие юбки не носить, оставьте расстояние между своим телом и одеждой.
Если у вас слишком широкие плечи, и вы не хотели бы это выставлять на показ, то старайтесь выбирать не трикотажные обтягивающие топы, а рубашки со спущенной линией плеча либо довольно свободные блузки.

На примере девушка подчеркнула ширину бедер слишком тесной юбкой. А вот плиссированная юбка, напротив, создает летящий легкий силуэт.


Кстати, небольшое отступление: обратите внимание, как на первом фото ботинки уродливо режут ногу. Если вы намереваетесь надеть подобные ботинки, то лучше всего их сочетать с такими же по цвету колготками ). Тогда они не будут укорачивать ноги. А еще лучше для обладательниц пышных форм с юбкой карандаш выбирать туфли хоть на каком-нибудь каблуке. Вообще, любые туфли предпочтительнее, если вы желаете удлинить ноги, а также казаться стройнее, так как у них есть «декольте». Другая обувь, которая заканчивается горизонтальной чертой у щиколотки или выше, может резать ногу, будьте осторожны. Так создается дополнительная горизонталь, которая укорачивает ноги, и, как следствие, делает нас полнее. Нивелировать этот неприятный эффект поможет прием с колготками, описанный выше. Либо носите подобные ботинки или ботильоны с брюками.

С другой стороны, такое облегание сможет вам помочь выделить то, чем вы особенно гордитесь. Например, очень узкая юбка поможет выделить стройные бедра, а обтягивающий топ — красивые плечи и ключицы.


Ошибку в выборе слишком тесной одежды совершают многие женщины, которые хотели бы казаться стройнее: они покупают такую одежду, часто на размер меньше, таким образом думая, что раз они влезли в этот размер, то они ему и соответствуют. Не важно, какой размер вы носите! Важно то, как ваша одежда на вас сидит. И такая ошибка может превратить довольно стройных дам в очень пухленьких.
Отсюда вывод: если вы не хотели бы зрительно еще увеличивать какую-то часть тела, то не стоит ее обтягивать . Так вы только придадите ей дополнительный объем.

Запомните: все обтягивающие вещи полное делают еще полнее, а стройное — стройнее.

Одна из самых устрашающих ошибок: это вообще облачение в слишком тесную одежду с головы до ног при очень выдающихся формах. Возможно, кому-то такая дама и покажется пикантной, но это выглядит достаточно гротескно, так как формы в этом случае тесная одежда утрирует.
Посмотрите на Ким Кардашьян в излишне облегающем платье. Без комментариев, как говорится...
И как красиво и элегантно она может выглядеть (не поверите — с трудом нашла такое фото) в платье, между которым и Ким есть небольшое расстояние. При этом она подчеркнула свою потрясающую талию широким поясом, выделив свой главный козырь. Никто не говорит, что нужно носить только широкую одежду, если вы не хотите подчеркивать объем какой-то части тела — просто НЕ НАДЕВАЙТЕ СЛИШКОМ ОБЛЕГАЮЩУЮ. А излишне просторная одежда может быть не менее коварна, и сейчас мы и о ней поговорим.

Слишком просторная одежда

Что касается очень широких вещей, то здесь кроется еще одна глобальная ошибка. Вторая категория заблуждающихся женщин уверена, что скроет объем какой-то части тела, которую они хотели бы спрятать, надев на себя балахон.

Слишком просторная одежда также может создать как иллюзию хрупкости, так и увеличить вас в объеме.

Очень широкий, просторный покрой одежды дает ей повод демонстрировать гораздо бОльший объем, чем тот, который содержится у нее внутри, заставляя вас казаться значительно полнее , чем вы есть на самом деле.

Если бы мы не знали по сериалу Теория Большого Взрыва , как стройна спортивная красавица Кейли Куоко, ни за что бы не поверили, глядя на ее фото в этом бесформенном одеянии.
А вот такая она на самом деле - на обложке журнала рекламирует фитнес!

Поэтому слишком объемная одежда не скроет ваши параметры, а, напротив, их визуально увеличит. Таким подходом грешила как Алла Пугачева, известная своими балахонами, так и певица Адель.
В огромном красном платье Адель выглядит, как бесформенная гора, при всем уважении. И это при том, что длинное платье, выдержанное в одном цвете, создает вертикаль и должно визуально вытягивать фигуру, по идее!
Зато в более прилегающей (прилегающей, а не крайне ОБЛЕГАЮЩЕЙ - см.выше) одежде девушка очень хороша.



На заметку всем корпулентным женщинам.
Еще раз хочу подчеркнуть, что надевая на себя слишком объемные просторные вещи, вы таким образом не скроете полноту, а, напротив, добавите еще лишний объем.

На фото изображена одна и та же девушка с фигурой в форме буквы О , в народе яблоко (), в балахонистом платье и в платье с довольно узким лифом с завышенной талией.
Как видите, слишком широкое платье визуально делает ее еще полнее. А на второй фотографии силуэт кажется собранным, подтянутым.


Представить вашу фигуру в выгодном свете помогут не балахонистые, а более аккуратные формы. Чтобы скрыть животик, обратите внимание на силуэт, чуть расширяющийся к низу от завышенной талии. В добавок, он еще и удлинит ноги, а также сбалансирует ваши пропорции, что приведет еще к более стройнящему эффекту.
На вас также хорошо смотрятся прямые силуэты, но они должны быть полуприлегающие, то есть не обтягивать ни в коем случае, но и не быть слишком широкими (последнее фото).
Длина миди или чуть ниже колена (особенно, если вы невысокого роста) будет прекрасно на вас смотреться.

Но есть и другой тип полноты. На фото ниже вы видите, что делает балахон с девушкой с фигурой в форме 8 . Он скрыл все ее формы, создавая впечатление огромного тела внутри этой хламиды.
Как только вы подчеркнете какое-то самое узкое место на вашем торсе (у фигуры 8 это — талия, у фигуры О — место под грудью, как вы уже увидели выше), весь ваш силуэт будет смотреться гармонично и красиво. Если же вы скроете фигуру под очень просторной одеждой, то создаваемый ей (одеждой) объем будет выглядеть, как ваш собственный.
В платье с подчеркнутой талией эта девушка преобразилась.


Таким образом, если вы — красавица с формами с типом фигуры 8, то для вас наиболее выигрышные силуэты — это те, которые подчеркивают талию. Например, отрезные по талии платья (особенно стройнят длинные модели), приталенные или подчеркнутые поясом.

У слишком просторной одежды есть и другая сторона: на контрасте с чем-то более прилегающим она, напротив, подчеркнет вашу хрупкость . Секрет здесь кроется в том, что прилегающий объект одежды должен находиться на какой-то довольно стройной части тела, ведь именно ее хрупкость и будет выделяться за счет свободной одежды-соседа. В этом случае излишний объем действительно сыграет в вашу пользу.

Давайте посмотрим на примерах моделей плюс сайз.
Первая девушка имеет фигуру типа О (мы ее уже видели выше в бордовом и черном платьях). То есть у нее присутствует животик, но зато довольно стройные ноги и бедра. В ее случае вариант с обтягивающим низом и очень свободным свитером oversize сработает, так как на контрасте с ее достаточно стройными ногами такой свитер сделает ее более хрупкой. Все, что мы видим — это стройные ноги, поэтому воображение дорисовывает и все остальное такое же стройное, якобы скрывающееся под свитером.
Вторая девушка обладает фигурой типа 8, у нее довольно полные ноги и бедра, зато хорошо выражена талия. В ее случае данный комплект не сработал. Она скрыла свою талию объемным свитером, а узкими джинсами только подчеркнула полноту своих бедер. Эффект не тот, которого она бы желала, скорее всего.

В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве п р о п о р ц и и -- это соразмерность, определенное соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом, одно из проявлений гармонии.

Будучи основой структуры всякого произведения искусства, пропорции являются средством художественного выражения объективно существующих соотношений в природе. Передача точных пропорций изображаемых объектов -- одно из условий их верности натуре. Отсутствие или нарушение пропорций ведет к утрате гармоничности, стройной целостности изображаемого предмета.

В практике, особенно архитектурной, исторически сложилось много систем пропорций. Так, для античности были характерны числовые, зрительно- воспринимаемые пропорции; для средневековой готики -- геометрические, несоизмеримые в числах, скрытые пропорции; в эпоху Возрождения ведущим в понятии совершенной пропорции было учение о з о л о т о м с е ч е н и и, особенно применявшееся в скульптуре.

Учение о пропорциях включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию и асимметрию, ритм и пластику.

Рассмотрим основные виды пропорций.

В математике равенство двух отношений называется пропорцией. Для образования пропорции необходимо иметь не менее трех величин. Например, надо разделить отрезок АВ (рис. 75) на две части АС и ВС так, чтобы все три эти величины были связаны пропорциональной зависимостью, т. е. удовлетворяли условию АВ = АС + ВС. Получим лишь две пропорции:

Последняя пропорция называется золотым сечением и выражается следующими соотношениями: 3: 5 или 5: 3; 5: 8 или 8: 5; 8: 13 или 13: 8 и т. д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.

В практике для нахождения соотношений золотого сечения удобно пользоваться графическим способом. Из точки А отрезка АВ (рис. 76), подлежащего делению, проводят перпендикуляр к этому отрезку, на котором откладывают отрезок АС, равный половине отрезка АВ. Соединяют точки В и С. На гипотенузе образованного треугольника из точки С откладывают отрезок СВ, равный отрезку АС. Далее на отрезке АВ из точки В откладывают отрезок ВЕ, равный отрезку ВВ. Точка Е делит отрезок АВ на две части по принципу золотого сечения.

Действительно, по теореме Пифагора

а это и есть принцип золотого сечения.

В изобразительном искусстве соразмерность линейных величин может решаться с помощью двух основных пропорций:

1) делением на равные части--принцип одинаковости и 2) делением на неравные части -- принцип разнообразия.

Обе эти пропорции не являются отвлеченными математическими понятиями. Их проявление наблюдается в природе и, в частности, в строении фигуры человека. Например, в области пупка тело новорожденного ребенка делится по длине на две равные части. Естественное членение линией талии на две части пропорционально сложенной фигуры взрослого человека выражается соотношением золотого сечения; середина тела приходится на лонное сращение.

Членение линии, плоскости или объема на равные части, т. е. по принципу одинаковости, вызывает ощущение покоя, статики (см. рис. 75, а). Членение же на неравные части -- по принципу разнообразия -- вызывает ощущение движения, динамики (см. рис. 75, 6). Первый принцип связан с законом симметрии, второй -- с законом асимметрии.

Рассматриваемые пропорции и принципы членения являются для художника исходным моментом, используемым им при решении модели. Следуя своему замыслу, стремясь к его образному воплощению, художник должен в первую очередь искать наиболее выразительные соотношения частей и целого, т. е. отдельных предметов одежды и всего костюма в целом. Например, применяя трехкратное членение одной и той же формы, сочетая принципы разнообразия и одинаковости пропорций можно достичь большого многообразия в решении композиции, что видно из рис. 77. В первом случае пропорции получены делением на равные части (рис. 77, а); в другом случае -- делением на неравные части по принципу подобного разнообразия (рис. 77, 6); в третьем -- по принципу контрастного разнообразия (рис. 77, в). От второго к третьему примеру возрастает ощущение движения, динамики. Соответственно яснее выступают симметрия и асимметрия. Усложняется ритмический строй композиции. Всему этому способствовало резкое различие в величинах площадей, образованных линиями членения; их контрастное соотношения одна к другой и к целому усилили, обострили общее эмоциональное звучание. Следовательно, отталкиваясь от основных схем пропорций, изменяя в большей или меньшей степени существующие в этих схемах отношения величин, можно получать все новые и новые смысловые эффекты.

Область создания костюма -- это прежде всего искусство пропорций. В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Так как костюм включает в себя одежду, различные аксессуары и прическу, то необходимо принимать во внимание форму и величину головного убора или прически, форму и высоту каблука обуви, количество и характер украшений. В совокупности все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций. Кроме того, в связи с тем, что человек движется и фигура его объемна, соотношения, пропорции между отдельными элементами, составляющими костюм (платье, шляпа, обувь), и отдельными деталями одежды (лиф, рукава, юбка, воротник) могут быть различными при рассмотрении фигуры с разных сторон: в фас, профиль или со спины.

В зависимости от того, что входит в понятие красоты в то или иное время, в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями.

Рис 78

Остановимся на некоторых примерах из истории. Рисунки, иллюстрирующие эти примеры, обобщенно и схематично передают самые типичные построения костюмов соответствующих отрезков времени.

Представление о женской красоте в ХIII--ХIV вв. вырабатывалось под влиянием стиля готики и выражалось в искусственной вытянутости форм (см. рис. 2). Высокий головной убор, узкий и короткий лиф, расширяющаяся книзу юбка с длинным шлейфом и вытянутая обувь -- все это создавало впечатление высокой фигуры. Фронтальный силуэт фигуры в костюме вписывается в вытянутый равнобедренный треугольник (рис. 78, а). Линия соединения лифа с юбкой, расположенная под грудью, членит платье и фигуру на две очень разные по величине части и создает резко контрастные соотношения между ними (1: 6).

В профиль фигура от верха головного убора до низа платья и конца шлейфа имеет совсем иные пропорции и форму (рис. 78, 6). Сзади благодаря длинному шлейфу фигура кажется неестеcтвенно вытянутой; в результате создается еще больший контраст в пропорциях лифа и юбки.

Эпоха Возрождения создала новые формы и пропорции в женском костюме. В соответствии с этим получают распространение очень открытый узкий лиф, широкие плечи (пышные в верхней части или по всей длине рукава), объемная юбка. Фигура вписывается в прямоугольник (рис. 79). Отношение ширины плеч к ширине юбки почти равно единице. Линия талии на естественном месте и создает контрастное соотношение по вертикали между лифом и юбкой (1: 3).

Рис 80

Ярким примером искусственных форм и пропорций является женский костюм ХVIIIв. Женщины затягивали тело корсетом до такой степени, что талия казалась осиной. С помощью каркасных сооружений юбке необъятной ширины придавали самые причудливые формы. Обувь была на очень высоком каблуке. Все это в сочетании с открытым лифом приводило к тому, что верхняя часть фигуры казалась несравненно меньше нижней, голова, руки и ноги--очень миниатюрными и изящными. Контрастным соотношением объемов верхней и нижней частей платья достигалось впечатление утонченной хрупкости и изящества женской фигуры. Силуэт всего костюма вписывался в треугольник (рис. 80), но с большим основанием, чем изображенный на рис. 78. Форму треугольников повторяли очертания к отделка лифа и юбки. Сходясь вершинами на линии талии, эти треугольники акцентировали внимание на талии, зрительно делая ее еще тоньше. Соотношения размеров по горизонталям (ширина плеч, талии и низа юбки) также основаны на контрасте: плечи кажутся широкими по сравнению с очень тонкой талией, широкая юбка зрительно делает талию еще же.

В эпоху классицизма женский костюм освобождается от искусственных конструкций (изъяты корсеты и кринолины); создаются новые пропорции. Естественность их по вертикали нарушается перенесением линии талии под грудь (по аналогии с временами готики). Мягкий лиф--с глубоким вырезом; прямая, спокойно ниспадающая юбка сзади переходит в небольшой шлейф. Плавность линий и свобода формы женского платья напоминают формы одежды античного стиля. Весь силуэт фигуры вписывался в вытянутый прямоугольник (рис. 81) с близкими по величине соотношениями по горизонталям (ширина плеч, талии, бедер и низа юбки). Соотношение по вертикали короткого лифа и длинной прямой юбки примерно 1: 6 (в фас), 1: 6,5 (в профиль) и 1: 7 (со спины). Вся фигура членилась платьем на три части. Прическа в виде узла на затылке как бы удлиняла линию шеи головы и сочеталась с плавной линей юбки (в профиль). Преобладающее значение вертикалей подчеркивалось наличием длинных цветных шалей.

В дальнейшем юбку начинают украшать различными оборками, кружевами, фестонами и другими декоративными элементами. В нижней своей части она утяжеляется и расширяется; лиф в области плеч также искусственно расширяют. Платье становится более сложным: оно делится не на две, как раньше, а на три части. Рукава также различными способами членятся на три части. Фигура в свою очередь членится на четыре части. Зрительно она становится менее высокой и стройной (рис. 82). Силуэт вписывается в вытянутую трапецию.

Во всех этих примерах необходимо отметить очень существенную деталь: в каких бы соотношениях ни находились отдельные части костюма между собой, на сколько бы частей ни членилось само платье, оно во всех случаях длинное, закрывающее ноги В ХХ в. платья начинают делать короче--не до пола. Усложняется проектирование костюма, так как добиться удачного зрительного соединения открытой части ног с одеждой-- трудная и ответственная задача. В какой степени открыты ноги--очень важный фактор в композиции, такой же важный, как сужение или расширение линии талии, низа юбки, рукавов и т. д. От того, до какого места открыты ноги, какой формы и величины каблуки у обуви, зависит общее зрительное восприятие фигуры в костюме. На изменении соотношений открытой части ног и платья зиждется в значительной мере формирование и изменение моды.

Рис 83

На рис. 83 изображено платье второго десятилетия нашего столетия. По длине юбка в те годы немного не доходила до щиколоток, открывая самую тонкую часть голени. Поэтому ноги, обутые в башмаки на высоком каблуке, кажутся маленькими и тонкими, особенно в соединении с довольно широкой юбкой платья.

Силуэт платья и всей фигуры вписывается в овал. Фигура делится на четыре части, каждая из которых находится во взаимосвязи с другими, составляя вместе модные для того периода пропорции в костюме. Характерным в этих пропорциях является равенство величин головы и открытой части ног (отрезки 1 и 4 по вертикали) и разность величин лифа и юбки (отрезки 2 и З), выраженная соотношением 1: 2,5.

В 1925--1929 гг. длина платья, его форма и пропорции резко изменились в связи с тем, что идеалом женской красоты стала мальчишеская фигура. Форма платья до колен в виде прямой рубашки вписывалась в прямоугольник и делилась по линии бедер на две части (рис. 84, а). Лиф был длиннее юбки в два раза, открытая часть ног составляла немногим менее одной трети всей фигуры. Такие соотношения в сочетании с высокой шляпой, надвинутой на лоб, и узконосыми туфлями на каблуках делали тяжелой верхнюю часть фигуры и легкой-- нижнюю; фигура казалась неустойчивой. В конце 60-х годов устанавливается самая короткая за всю историю моды длина в женском платье. По форме и пропорциям одежда девушек и молодых женщин аналогична платьям девочек. Ноги, открытые до середины бедра и платье соотносятся между собой по вертикали, как равные величины (рис. 84, 6). Эти новые пропорции костюма прямого или расширенного силуэта подчеркивают ноги, а обувь на низком или среднем широком каблуке придает фигуре устойчивость. Все это создает юный образ женщины. Современный костюм, как и исторический, в своей композиции тесно связан с фигурой, с ее естественными членениями и очертаниями. На примерах исторических костюмов, рассмотренных выше, можно убедиться, что костюмы по-разному акцентируют особенности фигуры посредством определенной схемы пропорций, которая создает тот или иной образ. Но, как правило, искусственная каркасность так называемых идеальных форм костюма прошлых эпох подчиняла человеческое тело своей схеме. Современный костюм не искажает фигуру и ее пропорции, так как он строится на свободных соотношениях с фигурой.

Проследим это на примерах. Классическим типом современной одежды считается тот, членения которого наиболее точно соответствуют конструкции человеческого тела: вырез горловины расположен по основанию шеи, рукав втачан на месте сочленения руки с плечом, а его длина доходит до кисти или до локтя, пояс расположен на естественной линии талии, низ жакета--на уровне линии бедер, а длина всего костюма--до колен или полностью скрывает ноги (вечернее платье, брюки); объем одежды обеспечивает свободу движений.

Каждая мода, исходя из этой схемы, в какой-то мере из меняет пропорции, силуэт одежды и тем самым способствует новому восприятию фигуры. Так, например, совершенно прямая (без выявления талия) форма женского костюма с неглубокими удлиненными вытачками делает фигуру плоской, геометрически четкой. Удлиненная за колено юбка, слегка обозначенная талия, заниженная линия проймы или цельнокроеный рукав придают силуэту мягкость, женственность.

На рубеже 60--70-х годов в моде резко изменилась длина. Этот факт связан с поисками нового облика женственного, пластичного силуэта. Для того чтобы фигура стала зрительно выше, стройнее, недостаточно только лишь удлинить одежду:

изменение длины меняет существующие в одежде пропорции.

Как известно, любая мода начинается с силуэта. Нужно найти такие соотношения, пропорции во всем силуэте фигуры и костюма, которые точно и четко выразят желаемые черты женского образа.

Так, для нового (начала 70-х годов ХХ в.) силуэта определилась следующая характерная схема пропорций:

маленькая головка -- волосы плотно приглажены, маленькая шапочка повторяет форму головы;

плечевой пояс естественного разворота, часто с приподнятой головкой рукава;

изделие плотно прилегает по линии груди;

высокая талия выявляется прилегающим контуром одежды или поясом;

линия бедер сглаженная; ширина юбки умеренная;

длина изделия до колен или прикрывает икры (рис. 85).

В пределах этой схемы варьируются пропорции конкретно для каждого вида одежды, причем зрительное удлинение фигуры достигается контрастом пропорций в соотношениях верхней и нижней частей фигуры. Так, удлиняя пальто и платье, завышают талию, а удлиняя юбку костюма, укорачивают жакет. Зрительного удлинения можно достигнуть также с помощью перемещения деталей в жакетах и юбках, платьях и пальто. Для этого детали сосредоточиваются у плеч и груди или у талии, ближе к центральной оси.

Введение вертикалей в композицию одежды также создает ощутимый эффект вытянутости форм: застежки на узких планках с большим количеством пуговиц, линии конструкции, защипы и складки, начинающиеся от плечевого шва или горловины и т. д.

Наконец, длинные концы шарфа, головного платка или узкого пояса также усиливают вытянутость фигуры.


Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 86 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии. На левой фигуре (рис. 86, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3. На средней фигуре (рис. 86, 6) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2. Наконец, на правой фигуре (рис. 86, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1. Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.

Нетрудно заметить, что естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина--до колена.

Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.

Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в к о н т р а с т н о м отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя п о д о б н о е отношение. На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в г а р м о н и ч н о м отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).

При силуэте с выявленной талией пояс играет важную роль.

Пояс как элемент композиции своим расположением -- чуть выше, чуть ниже или значительно ниже естественной линии талии -- обозначает особенности пропорций модели. В создании пропорций большую роль играет объем основных частей одежды.

Если одежда облегает фигуру, представляет как бы слепок с нее, если размеры лифа, юбки и рукавов повторяют соответствующие размеры фигуры, то пропорции всей одежды и фигуры будут подобны (рис. 87, а). Положение линии талии в этом случае, выявленное контурной обрисовкой, совпадает с естественным положением ее на фигуре. Зрительное соединение открытой части ног с платьем органично, так как юбка узкая, и ощутимой разницы между объемом ног и объемом юбки нет.

Работу модельера здесь можно сравнить отчасти с работой скульптора, снимающего копию с оригинала.Когда платье не повторяет формы тела человека, но форма основных частей одежды близка по своим очертаниям и объему соответствующим частям фигуры, пропорции одежды в целом по отношению к пропорциям фигуры будут сближенными (рис. 87, 6, в). Как видим, прием сближенных соотношений позволяет получить большое разнообразие в формах одежды; работа модельёра становится более трудной и одновременно более интересной.

Если объем и очертания основных частей одежды (лифа, рукавов, воротника, юбки) существенно отличаются от объема и очертаний соответствующих частей фигуры, то пропорции одежды и фигуры будут контрастными. Именно при использовании приема контрастных соотношений особенно расширяются возможности модельера в создании самых различных силуэтных решений (рис. 87, г, д).

Во всем красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало, прогресс. А дисгармония ведет к разрушению. Выбирая одежду, которая нас нравится и соответствует нашему вкусу, мы вносим баланс и гармонию в свой внутренний мир, в свою жизнь.

Гармоничный образ - своеобразный "слоеный пирог", включающий стиль одежды, прическу, макияж, силуэт и пропорции костюма, рисунок и фактуру ткани, цветовую гамму, украшения и аксессуары. А связывает все эти "слои" личность человека, его индивидуальность. Гармоничный человек прежде всего цельный человек. То же правило распространяется на костюм. Именно соподчененность его частей (всех "слоев пирога") и целостность образа, когда ничто не разрушает его, являются главными условиями гармонии.

Композиция костюма

Гармония - эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония в костюме основана на правилах композиции. Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Стилистика требует, чтобы костюм был красив и делал человека привлекательным.

Стиль человека воспринимается целостным, когда его внешность, голос, пластика и поведение соответствуют стилю. Например, спортивная женщина - крепкого телосложения, с низким голосом и тяжеловатой походкой - вряд ли может выглядеть романтично. Чтобы сложился романтичный образ, туфли и сумочка должны быть выдержаны в одном стиле и подходить по форме и цвету к платью, а цветочный рисунок ткани передавать романтическое настроение и прекрасно подчеркивать линии тела и силуэт, а также гармонировать с цветом глаз. Если все части образа находятся в равновесии, то создается нужное, сильное впечатление.

Очень важно, чтобы все составляющие образа подчинялись главной - композиционному центру . Это акцент, доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом. Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем.

Важным принципом композиции является согласованность элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия .

Центр композиции в костюме есть почти всегда. Даже если вы одеты во все черное с головы до ног, доминантой может служить прическа или макияж. Если композиционный центр - это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу - груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ "не читается", кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты.

Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему, фактуре материала и т.д. Контрастность делает образ более ярким и запоминающимся, но в то же время и неоднозначным, двойственным. Например, смешание в одном костюме столь далеких друг от друга стилей, как классический и фольклорный, придаст вашему имиджу особый колорит, шарм. Сочетание различных рисунков ткани вносит ощущение динамики, движения. Безусловно, сочетая несочетаемое, следует помнить о цельности всего образа - контрастность всегда должна быть оправдана замыслом.

Подобие - повторение в костюме одного элемента, который встречается в различных вариациях. Скажем, декоративная деталь - цепочка может быть и ручкой сумочки, и браслетом часов, и отделкой на карманах жакета, на туфлях или повторяться рисунком на шейном платке. Тот же принцип работает, когда все аксессуары выдержаны в едином цвете или дизайне. Этот принцип комплекта было когда-то (в 50-х гг.) популярен и даже обязателен для стильно одетой дамы. Сегодня такой прием кажется слишком правильным, лишенным фантазии и индивидуальности.

Нюанс - своего рода переход от контраста к подобию создает более интересные и живописные связи между элементами. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, сочетании оттенков и полутонов, выглядит богаче, сложнее, изысканнее, чем решенный в одном цвете. Этот принцип дает большой простор для личного творчества.

Один и тот же образ создается порой совершенно разными средствами. Например, чтобы подчеркнуть хрупкость и юность девушки, можно, основываясь на принципе подобия, одеть ее в легкий наряд из тонкой ткани с нежным рисунком, открытую обувь на тонком каблучке, добавить маленькую сумочку и изящные украшения. А можно, идя по пути контраста, предложить этой девушке военный комбинезон на три размера больше, грубык башмаки на толстой подошве - и добиться еще большего эффекта. Первый вариант дает понятный и конкретный образ, второй - противоречивый, неоднозначный, ассоциативный.

Пропорции в одежде

Пропорции в одежде в процентном соотношении. Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропоруий лежат определенные математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удается "измерить" красоту.

Самым известным примером гармоничной пропорции служит принцип золотого сечения, известный еще художникам и архитекторам античности:
в отрезке, разделенном на две части, меньшая часть так относится к большей, как большая относится ко всему отрезку, т. е. к сумме двух частей:

a/b = b/(a+b)

Простейшим приближенным к пропорциям золотого сечения является ряд целых чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т. д. (где сумма двух последних членов равна последующему), называемый рядом Фибоначи по имени итальянского математика XIII в.

Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями..

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль , т. е. условную единицу , высоту головы , то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру I в. до н. э., автору трактата "Десять книг об архитектуре") в пропорциональной фигуре взрослого человека имеется восемь модулей:
1 - от макушки до подбородка;
2 - от подбородка до уровня груди;
3 - от груди до уровня талии;
4 - от талии до линии паха;
5 - от линии паха до середины бедра;
6 - от середины бедра до колена;
7 - от колена до середины голени;
8 - от голени до пола.

Упрощенная пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры:
- от макушки головы до линии груди (по подмышкам);
- от груди до бёдер;
- от бёдер до середины колена;
- от колена до пола.


  • Ширина плеч должна быть равна 1/4 роста;

  • длина туловища вместе с головой - 1/2 роста;

  • ширина груди - 1/6 роста;

  • длина рук - доходить до середины бедра (измеренной по внутренней части);

  • длина ног должна составлять 1/2 роста;

  • голени - 1/4 роста;

  • обхват шеи - равняться обхвату икры;

  • ширина шеи - достигать 1/4 высоты головы.

Пропорции мужской и женской фигуры несколько отличаются. Так, ширина плеч у женщин немного меньше двух модулей головы, в ширина бедер приблизительно равна ширине плеч. Часто в росте женщины укладывается не восемь модулей, а семь с половиной.

Горизонтальные линии в одежде

Речь идет о горизонтальных линиях, которые представляют собой зачастую линии бортов, подолов пр. краев изделий. Любые подобные горизонтальные линии в одежде расширяют, приземляют.

Основные уровни горизонталей, так называемые "проблемные зоны":
- плечи;
- грудь;
- талия;
- бедра;
- колени;
- голени.

Низ изделия не желательно оканчивать на проблемных зонах. Юбка должна оканчиваться чуть выше или чуть ниже колена, но не на середине колена - это делает колени "тяжелыми", массивными. Длина мини-юбки определяется очень просто: встать прямо, опустить руки "по швам" - окончание среднего пальца руки и будит определять ту линию горизонтали, по которой должна проходить мини-юбка. Юбка также не должна заканчиваться на самой широкой части голени ноги, особенно если ноги кривые. То же и с высотой сапог.

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определенных условиях их восприятия. В костюме иллюзии возникают в основном за счет различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застежка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчеркивают рост.

Горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма на горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры.

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

Клетка (квадратами) обычно увеличивает объем. И чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная в узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачесанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия.

Линии, расходящиеся от центра вниз , расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры: покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной.

Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчеркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объем.

Круги также визуально увеличивают объем и придают очертанием фигуры округлость.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом , способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в черном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадации: черный и темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощают свет, тогда как светлые, и особенно теплые, тона увеличивают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна , чередующиеся светлые и темные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды , меняют представления о реальных размерах одежды. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть помогает подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюмы равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объемах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и темные цвета, а также различные линии кроя. На этом а основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Декор и рисунок

Рисунок, расцветка ткани олицетворяют стиль, создают настроение и формируют впечатление о человеке. Выбор рисунка многое говорит о вашей индивидуальности, характере и темпераменте.

Все геометрические рисунки - полосы, клетки и любые регулярно повторяющиеся элементы - организуют, ритмически упорядочивают плоскость.

Полоса выражает некое организованное начало, желание или необходимость следовать намеченному. Очень широкая полоса часто встречается на форме игрока командных видов спорта (футбол, регби). Полоса ассоциируется с прямотой, человечностью, основательностью. Узкая полоса связывается скорее с интеллектуальной работой: служащие (яркий пример упорядоченной деятельности) нередко носят костюмы или рубашки в узкую полоску, напоминающую разлинованный бланк.

Горизонтальная полоса дает ощущение широты, спокойствия, стабильности. Сине-белые полосы традиционны в одежде моряков и вызывают в памяти линию горизонта. Такой рисунок используется в одежде для отдыха, прогулок по воде.

Клетка , так же как и полоска, олицетворяет организованность, носящую, однако, менее формальный и коллективный характер. Ткани в клетку используются в одежде для индивидуальных видов спорта: гольфа, верховой езды, тенниса. Мелкую и тонкую клетку обычно связывают с аккуратностью и такими видами отдыха, как игра в гольф, рыбная ловля. Крупная клетка ассоциируется с активным времяпрепровождением на воздухе: охотой, туризмом, сельским трудом. Не случайно главными приметами стиля кантри (англ. "деревенский") стали клетчатые рубашки-ковбойки, платья и сарафаны, покрывала и пледы.

Особый вид клетки - шотландка. В национальной одежде шотландцев клетка несла информацию о том, к какому клану принадлежит человек. В современном костюме шотландка служит классическим примером свободного стиля с оттенками аристократизма.

Кривые линии - волнистые, изогнутые, спиралевидные и др. - в противоположность прямым являются воплощением свободы и раскованности. Они ассоциируются с непостоянством, движением, легкомыслием. В них больше женского начала - творческого и интуитивного. Подобные рисунки наряду с цветочными присущи романтическому стилю.

Растительные и цветочные мотивы необыкновенно разнообразны - от натуралистичных до стилизованных и фантазийных. Впечатления, рождаемые ими, неоднозначны и эмоциональны. "Деревенский" мелкий цветочек, равномерно распределенный по всей поверхности, - это образ простоты, слаженности, домашнего уюта. Изящные стебли или бутоны причудливой формы настраивают на нечто утонченное, изысканное, таинственное.

Рисунок, называемый "горох" , являет собой соединение свободы и упорядоченности. В нем много игры, юмора, самоиронии. При этом чем крупнее горох, тем сильнее производимый им эффект.

Цветочный и растительный рисунки больше нравятся женщинам. В мужском гардеробе они встречаются редко, в основном в одежде для отдыха. Замечено, что женщины, испытывающие тягу к земле (к сельскому хозяйству, например), предпочитают реалистические изображения. Любовь к стилизованным рисункам свидетельствует о развитых эстетическом вкусе и образном мышлении.

Рисунки, имитирующие шкуры животных (леопарда, тигра, зебра и т.д.), напоминают одежду первобытных людей и символизируют природные инстинкты, физическую силу, здоровье, а иногда и агрессию хищника. Эти изображения наполнены энергией, страстностью, стремлением привлечь внимание противоположного пола и очень популярны в одежде стиля секси.

Использование символики - мистических, религиозных, эзотерических знаков, иероглифов - имеет такие же древние корни, как и сам костюм. Заложенный (закодированный) в них подлинный смысл продолжает работать, даже если трактовка его забыта.

Итак, через рисунок в одежде и в аксессуарах мы заявляем о себе, своих намерениях, проявляем индивидуальность, иногда вовсе и не задумываясь над этим.

Выбирая рисунок для костюма, надо учитывать ряд факторов, позволяющих найти наиболее гармоничное решение образа. Величина, размер рисунка зависят от пропорций, габаритов тела и черт лица, т. е. это вопрос сомасштабности фигуры человека и декора. Например, людям высоким, плотного телосложения, ширококостным или с крупными чертами лица не подходят мелкий орнамент и слишком тонкий рисунок: они только утяжеляют ее. Следует отдать предпочтение среднему или крупному узору, занимающему значительное пространство на ткани (например, большим цветам или клетке), либо одному, гл объемному фрагменту. Напротив, людям изящного телосложения, невысоким или худым, с тонкими чертами лица больше подойдет рисунок деликатный - мелкий, а также с редко расположенными фрагментами. Крупные же изображения будут "поглощать" фигуру, доминировать над ней.

Здравствуйте, друзья!

После предыдущей публикации про определение гармоничной длины платья с использованием золотого сечения , мне пришло несколько писем с вопросами от читательниц по определению длины с помощью золотого сечения.

Цитирую один из вопросов:

” Елена, добрый день! Формула золотого сечения подходит только для стройных и молодых. В 56 лет эту формулу не применить. А как для такого возраста найти правильную длину?”. Светлана

Другие письма в целом со схожими вопросами – как определить нужную длину? как пользоваться золотым сечением? и т.п

Благодарю за вопросы! Раз они появились, значит тема может быть интересна широкому кругу читательниц.

Предлагаю рассмотреть применение золотого сечения подробнее, останавливаясь на разных вариантах.

Сразу оговорюсь, что рассмотренная схема нахождения длин, довольно относительна.

Для красивого, грамотного построения образа в целом, нужно учитывать разные нюансы – силуэт фигуры, осанку, рост, пропорцию, полноту, возраст, статус и предпочтения человека, выбирая комплексный подход.

Но, для ориентирования при подборе длины и создания собственного образа, принцип золотого сечения будет хорошим дополнением и подспорьем особам сомневающимся и любителям точных цифр.

Не буду повторять данные из предыдущей статьи (её можно напомню лишь, что означает золотое сечение.

“Золотое сечение” – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части , при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей ; или другими словами, целая часть делится на две неравные так, чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если применить это утверждение к фигуре человека тогда выходит, что наиболее гармонично сложенная фигура будет иметь отношение верхней части (от темени до талии) и нижней части (от талии до пола), как 3:5.

Почему именно такая пропорция?

Пропорции выступают в виде различных математических отношений. Самой гармоничной пропорцией считается «золотое сечение».

Напомню факт из прошлой публикации:

Профессор Цейзинг пришёл к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Относительно этого закона, голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Соответственно, если брать за единицу модуль, длиной равной длине головы, получается та самая пропорция, а среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6.

Отсюда получаем нужный коэффициент для женской фигуры. Кстати, мужская фигура с пропорцией 13: 8 = 1,625, несколько ближе подходят к золотому сечению…

Вернемся к гармонии и определению гармоничной длины при помощи золотого сечения…

Возьмем, для примера, фигуру с ростом 167 см.

Применяя закон золотого сечения, делим 167 на 1.618 (коэффициент золотого сечения)

167: 1.618 = 103.2 см.

Соответственно, наиболее гармоничное соотношение для данной фигуры , рассчитаем так:

167 – 103.2 = 63.8 см.

Таким образом пропорция 3:5 исполнена как 63.8: 103.2 = длина от темени до талии: длина от талии до пола;

Для наглядности, приведу изображение:

Это идеальные пропорции для нашей “примерной” фигуры с ростом 167 см.. Вы можете измерить свой рост, рассчитать “идеальные” цифры, сравнить со своими и корректировать фигуру в соответствии с расчетами.

Например, если выяснится, что торс относительно ног удлинен , лучше выбирать одежду. зрительно удлиняющую ноги - завышенная линия талии юбок и брюк, платья в стиле ампир, широкие пояса и т.д.

Правда, удобный закон?

А теперь, давайте порассуждаем.

Зная закон золотого сечения (который не ограничивается данным утверждением, рассматриваемые в нем утверждения, гораздо шире – цель данной статьи не в этом…) можно определить нужную длину делением выбранного целого участка на коэффициент золотого сечения.

Продолжу на примере для фигуры с ростом 167 см.

Итак, нужно определить оптимальную длину юбки, для этого:

  • Измеряем длину от талии до пола сбоку (не забудьте повязать резинку/поясок на талию);
  • Делим получившееся значение на 1.618.

Допустим, длина от талии до пола равна 103.5 см.,

103.5 см. : 1.618 = 63.96 (примерно 64 см.)

Это значит, наиболее гармонично на фигуре с длиной нижней части тела 103.5 см., будет смотреться юбка длиной 64 см.

Помните? Целая часть делится на две неравные так, чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если упростить, тогда получится, что от целой части нужно найти примерно 2/3 – это и будет гармоничная пропорция.

Кстати, есть определенные таблицы пропорций соотношения длин одежды , можете воспользоваться ими.
Эстетически целесообразные варианты пропорциональных отношений одежды по высоте разработаны Т.А.Кравцовой (таблички увеличиваются по клику):

Исходным параметром для расчета является проекционное расстояние между точкой основания шеи и уровнем высоты талии.

ВАЖНО! Тема пропорций фигуры человека достаточно обширна, именно поэтому, при определении длины с помощью коэффициента золотого сечения, не нужно слепо доверять цифрам.

Оценивайте весь образ в целом, с учетом пропорций, силуэтных линий, полноты и возраста, доверяя своему вкусу.

А метод определения гармоничной длины при помощи золотого сечения, оставьте в своей швейно-рукодельной копилке для проверки ваших сомнений и предположений.

С пожеланиями удачи и верой в Ваш успех,