Уход за лицом и телом

Дидактические игры про закаливание. Занятие по закаливанию детей средней группы в дошкольном учреждении

Конкурсная игра «О пользе закаливания»

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! »

Ведущий . Почему люди простуживаются? Дело в том, что кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу. И для того чтобы даже легкий сквозняк не вызывал переохлаждения и не привел к насморку, чиханию, более серьезным последствиям, необходима тренировка тела к холодным воздействиям. Но это еще не все. Наше тело –«общежитие» для микробов. Защитные силы организма сдерживают их размножение и «подрывную» деятельность. Но вот в результате какого –то сильного воздействия, например охлаждения, защитные силы ослабевают и болезнетворные микробы, дотоле спокойно гнездившиеся в определенном месте организма, начинают проявлять свои вредные свойства. Обостряется хронический ринит, и начинается насморк, замучает ангина или возникает общая реакция организма, которая прежде называлась простудой.

Блиц – опрос

1. Как часто в этом году у вас была простуда?

0- ни разу

1- от 1до 4 раз

2- более 4 раз

2. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит , гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?

1- одно заболевание

2- комплекс заболеваний

3- Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т. д.)?

0- крайне редко

2- Очень часто

Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке,

2-4 балла – вы в группе риска,


5-6 баллов – ваш организм ослаблен.

Ведущий Подводя итоги опроса, мы увидели, что среди нас многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания. Как помочь себе? Ответ один - закаливание.

Закаливание организма.

Что такое закаливание?

Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких как температура, влажность , солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды.

Давно замечено, что очень низкая или высокая температура наружной среды вызывает заболевание одних людей, тогда как другие легко это переносят. При одинаковых условиях (возраст, пол, одежда) легче переносит мороз и жару тот человек, который с малых лет закаливал свой организм, приучал его к колебаниям температуры.

Следовательно, закаливание – это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды.

Физиологический механизм закаливающего воздействия.

Систематическое и многократное действие на организм понижения или понижения температуры окружающей среды, солнечного облучения вызывает перестройку уровня обмена веществ и многих других физиологических функций.

Наиболее важным является закаливание к холоду, так как переохлаждение – самая частая причина острых респираторных заболеваний (ОРЗ). При закаливании под влиянием систематического действия холодного воздуха усиливается обмен веществ, повышается иммунитет – способность быстро мобилизовать защитные силы. Сердечная деятельность становится более интенсивной, ускоряется движение крови по сосудам. В кожу поступает больше согретой внутри тела крови, что предохраняет поверхность организма от переохлаждения. Закаливание обеспечивает тренировку этих процессов, их более четкое, отлаженное управление.

У закаленных людей, которые регулярно обтирают тело влажным полотенцем или обливаются холодной водой, расширение и сужение сосудов кожи происходит быстрее.

При изменении температуры окружающей среды организм сразу же приспосабливается к этим условиям: сосуды кожи сужаются, обмен веществ повышается. Поэтому закаленные люди мало подвержены простуде. Они более выносливы. Охлаждение у таких людей вызывает не угнетение защитных сил, а, наоборот, их активизацию.

В выработке устойчивости к простудным заболеваниям большая роль принадлежит реакции сосудов не только того участка, который подвергается охлаждению, но и всего тела. Так, у незакаленных людей при охлаждении стопы менее чем на 5 градусов С возникает реакция слизистой оболочки носа – расширение ее сосудов, набухание и выделение обильного секрета, т. е. развитие насморка, часто осложняющегося ангиной, гриппом и другими заболеваниями. У закаленных людей таких изменений со стороны слизистой оболочки носа почти не возникает. Поэтому закаленные люди страдают насморком значительно реже, чем незакаленные.

Методы закаливания.

Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма, являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия.

Надо помнить, что через 2-3 месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха . Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течении 1 минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 мин.


В холодное время прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде.

Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.

Более сильный закаливающий фактор - вода.

Кроме, температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным массажем, улучшающим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой.

Начинают закаливание водой при температуре ее не ниже 33-35 Си дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на 1 С. При такой температуре можно продолжать обтирание и обливание довольно продолжительное время. Если со стороны организма не возникает никаких изменений, температуру воды можно довести до температуры водопроводной – 10-12 С.

Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах .

При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания. Обычно начинают купаться при температуре воды и воздуха не ниже 18-20 С и прекращают при температуре воды 10-12 С, воздуха 14-15 С. Вначале продолжительность купания составляет 4-5 мин., постепенно ее увеличивают до 15-20мин. Во время слишком долгого купания или купания в очень холодной воде усиленный обмен веществ не может восполнить потерю тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек наносит вред своему здоровью.

Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение.

Оно вызывает расширение сосудов кожи, усиливает деятельность кроветворных органов, способствует образованию в организме витамина D. Это особенно важно для предупреждения заболевания рахита у детей. Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5 минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 мин, но не более. При этом надо помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию организма, солнечному удару, ожогам кожи.

Но, начиная закаливаться, нужно помнить, что:

1. Сначала надо избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов,

воспаленных миндалин и т. д.

2. Закаливание должно быть постепенным.

3. Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма, ведь разные люди

по-разному реагируют на низкие температуры.

5.Нужно использовать любую возможность для закаливания.

Викторина.

1. Назовите средства закаливания.

(Солнце, воздух и вода).

2.Приведите пример общих закаливающих процедур.

(Душ, купание, загорание)

3.Приведите пример местных закаливающих процедур.

(Умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком и т. д.)

4. Как возобновить закаливание, если по какой – либо причине оно было

прервано.

(Нужно «вернуться назад», например, если до перерыва в занятиях вы обливались водой 20 градусов С, то после перерыва будете пользоваться водой до 24 градусов С).

5.Какие процедуры можно принимать, не выходя из своей комнаты?

(При открытом окне – солнечные и воздушные ванны)

6. Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания?

(Положительно, так как в процессе занятий спортом «приучение»

организма к воздействию холода идет быстрее).

7. В каком возрасте можно начинать закаливание?

(С рождения)

8. Как умение одеваться может помочь в закаливании?

(Одежда должна соответствовать сезону года. Нельзя ходить зимой без

шапки и куртки, а в теплом помещении ни в коем случае нельзя

находиться в теплой одежде)

9. Почему считается, что успех в закаливании зависит от настойчивости и

упорства?

(Потому, что главное в закаливании – систематичность процедур)

10. Можно ли соревноваться в закаливании?

(Нет, у каждого – свой ритм и график)

Прогулки и подвижные игры на открытом воздухе, проводимые по месту жительства в обычные дни, должны продолжаться не меньше 3,5--4 часов, а в выходные и в период каникул -- значительно больше времени: пребывание детей на воздухе в сочетании с двигательной активностью способствует закаливанию организма, повышению сопротивляемости заболеваниям, улучшает аппетит, положительно влияет на деятельность нервной системы, умственную работоспособность, сон.

Чтобы польза от этих прогулок была максимальной, прежде всего необходимо сформировать у самих детей правильное отношение к ним. Исследование режима дня учащихся показывает, что многие из них проводят на воздухе значительно меньше времени, чем предусмотрено нормами гигиены. А ведь в общем бюджете его, отводимом на различные формы двигательной деятельности (утреннюю гимнастику, физкультурные минуты, уроки физической культуры, «час здоровья», занятия в группах продленного дня и другие мероприятия) наибольшая часть отводится именно прогулкам, играм, упражнениям и развлечениям на воздухе .

Закаливание организма ребенка

Закаливание организма ребенка -- систематическое использование специальных мероприятий и процедур, которые развивают готовность организма приспосабливаться к условиям окружающей среды и повышают сопротивляемость простудным заболеваниям. Средствами закаливания являются солнце, воздух, вода.

При закаливании надо соблюдать такие правила:

1. Сформировать желание укреплять свой организм и тем самым обеспечить психологический настрой, способствующий успеху. Существенную роль в этом играет личный пример родителей.

2. Обеспечивать систематичность процедур. Закаливание, начатое в детстве, должно продолжаться всю жизнь.

3. Постепенно увеличивать время влияния воздуха, воды, солнечных лучей, постепенно снижать температуру воды, постепенно увеличивать поверхность тела, на которую действуют средства закаливания.

4. Учитывать индивидуальные особенности и осуществлять контроль за реакцией организма на процедуры.

5. Сочетать влияние разнообразных средств закаливания: солнца, воздуха, воды и двигательной активности.

6. Организовать все так, чтобы ребенок получал удовлетворение от самого процесса закаливания.

7. Учитывать климатические условия конкретного региона.

Регулирование температуры помещений -- один из действенных приемов закаливания. Для обеспечения закаливающего влияния на организм температурный режим в помещении должен быть пульсирующим, т. е. температура в нем должна быть не постоянной и колебаться в определенных пределах. Для младших школьников оптимальная амплитуда колебаний равна 5--7 °С (для взрослых людей --10--12 °С). Такое колебание температуры не только способствует закаливанию, но и благоприятно влияет на работоспособность. Пульсирующую температуру в помещениях обеспечивают регулярным проветриванием их во все времена года (в любую погоду).

Правильное использование теплозащитных свойств одежды -- также важное условие закаливания. Излишне теплая одежда не оказывает влияния на совершенствование физиологических механизмов терморегуляции и не способствует закаливанию, а излишне облегченная может привести к переохлаждению организма. При выборе одежды надо правильно относиться к ее достоинствам, отдавая предпочтение не столько эстетическим качествам, сколько основным, гигиеническим.

Воздушные ванны-- наиболее простой и доступный прием закаливания. Влияние воздуха на организм зависит от его температуры, влажности, скорости движения и чистоты. Регулируется уменьшением или увеличением теплозащиты одежды и длительностью пребывания на воздухе.

Применение воздушных ванн требует соблюдения определенных правил: применять, их рекомендуется не позже чем за час до еды и не раньше чем через 1,5 ч после нее; сочетать с двигательной активностью (ходьбой, подвижными играми и т. п.); выбирать для этого защищенное от резкого ветра место; обеспечивать контроль за самочувствием ребенка (о перегреве свидетельствуют покраснение кожи и потоотделение, о переохлаждении -- появление «гусиной кожи», посинение губ, озноб).

В теплую погоду воздушные ванны принимают на открытом воздухе в затененном месте. Желательно сочетать их с утренней гимнастикой. Начинают при температуре +20... +22°С. Продолжительность ванн вначале не должна превышать 15 мин, потом ее постепенно увеличивают до 1 ч. В зависимости от температуры воздуха ванны бывают теплые (от + 20 до + 30°С), прохладные (от +15 до + 20 °С) и холодные (от +6 до +14 °С).

Водные процедуры. Закалять ребенка водой следует осторожно и последовательно, ведь теплопроводность ее в 30 раз больше, чем воздуха. Водные процедуры, наряду с закаливанием, положительно влияют на обмен веществ, деятельность нервной системы, на функцию кожи .

Закаливание носоглотки предусматривает полоскание горла прохладной, а затем и холодной водой, обтирание шеи.

Обливание стоп водой начинают при температуре 27--28°С. Потом, через каждые 10 дней, ее температуру снижают на 1--2 °С и доводят до уровня не ниже 10 °С. Воду льют на нижнюю часть голеней и на стопы. Длительность одной процедуры обливания -- 25--30 с. Его лучше делать вечером, не позже чем за час до сна. После процедуры ноги досуха вытирают.

Ножные ванны (погружение ног в ведро или таз с водой) начинают при температуре воды 28--30 °С и через каждые 10 дней снижают ее на 1--2°, доводя до 13-- 15°. Длительность первых ванн -- не более 1 мин. В конце цикла она доводится до 5 мин. Во время выполнения процедуры рекомендуется делать мелкие движения пальцами и стопами. После ванны ноги тщательно вытирают.

Контрастные ножные ванны -- весьма сильное закаливающее средство. В одно ведро (таз) наливают горячую воду (38--40°С), во второе -- холодную (30--32°). Вначале ноги опускают в горячую воду на 1,5--2 мин, затем в холодную на 5--10 с. Делают это 4--5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1--2° и доводят до 12-15° С. Температура горячей воды остается постоянной все время. Не меняется также и длительность погружения в нее ног. А длительность погружения ног в холодную воду постепенно увеличивают до 20 с. Эту процедуру выполняют незадолго до сна .

Ходьба босиком -- наиболее простое и эффективное средство закаливания. Полезно ходить по росе, после дождя, по воде. К тому же ходьба босиком, в частности по песку, по опавшей листве, способствует предупреждению плоскостопия, укрепляя мышцы, которые поддерживают продольный и поперечный свод стопы.

Обтирание делают махровым полотенцем, смоченным в воде; вначале -- рук, затем последовательно ног, груди, живота, спины. Эти части тела обтирают отдельно, после чего тщательно вытирают. Направление движений-- от периферии к центру. Обтирания младших школьников летом начинают, используя воду при температуре 26--28 °С, зимой - при 30--32°, доводя соответственно до 16--18 и 20-- 22 °С. Обтирание рекомендуется после выполнения зарядки.

Обливание туловища можно проводить под душем или из лейки, кувшина. Голову обливать не рекомендуется. Для младших школьников начинают летом с температуры воды не ниже 28 °С, зимой -- не ниже 30 и доводят соответственно до 18 и 20 °С. Снижают температуру воды так же, как и при других процедурах.

Купание в открытом водоеме проводится в специально отведенных местах. Это одна из наиболее приятных и эффективных водных процедур. К тому же здесь представляется возможность родителям научить своих детей плавать. При купании на организм ребенка одновременно действуют солнце, воздух и вода.

Детям следует объяснить правила купания: идти в воду можно только по разрешению старших. Нельзя заплывать за оградительные отметки, нырять на глубоких местах, входить в воду потным, баловаться в ней. Входить в воду можно не раньше, чем через 1 час после еды. Необходимо предупреждать переохлаждение организма.

Купание обычно сочетается с принятием солнечных ванн.

Солнечные ванны. Умеренные дозы солнечного облучения улучшают обмен веществ, положительно влияют на состав крови, усиливают деятельность органов выделения, убивают болезнетворных микробов на коже, повышают ее защитные функции.

Солнечное облучение особенно полезно детям, так как предупреждает заболевание рахитом. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожной клетчатке образуется противорахитный витамин D, а также активизируются другие витамины, например, А, С, Е.

Однако длительное пребывание под солнечными лучами приводит к общей слабости, ухудшению внимания и памяти, снижению аппетита, неспокойному сну. Бывают даже головная боль, рвота, потеря сознания, ожоги кожи

На Украине летом в северной части республики лучшим для загорания является время с 8 до 12 и с 16 до 18 ч, а в южной-- с 8 до 11 и с 17до 19 ч. В первый день можно загорать до 5 мин. В последующие дни время постепенно увеличивают и доводят до 30--40 мин. На голову следует надевать белую панаму.

Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: 1) игры на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные. Они позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений, разносторонних по своему влиянию на волевые качества больных. Игры применяются в целях нормализации функций или закрепления различных компенсаций.

2.4.5. Естественные факторы природы

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного по­вышения функциональных резервов организма и его устой­чивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воз­действия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профи­лактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, на­правленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершен­ствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, т.е. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физического фактора.

Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять

постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедея­тельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.

Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, необходимо учитывать следующее.

    Закаливание необходимо начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать закаливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

    Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и

простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расши­ряются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это

совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость орга­низма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в за­висимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).

Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за перво­начальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышеч­ной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой

готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а тепло­продукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед­ствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,

до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тре­нирующим механизм терморегуляции и значительно повы­шающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое масси­рующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время уси­ливается теплопродукция в самом организме, которая обеспе­чивает сохранение нормальной температуры тела при правиль­ном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занима­ющихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.

2.5. Формы и методы лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.

Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку.

    Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.

    Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.

    Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук.

    Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.

    Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние.

    Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас­ слаблению и восстановлению функций организма.

    Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений.

    Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели­ чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием).

    Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво­ ночника. Способствуют увеличению его гибкости.

    Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ног.

    Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.

    Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-

ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.

13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса.

14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость.

15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению

физической нагрузки, восстановлению дыхания.

Классный час в начальной школе на тему: ЗОЖ «Закаливание организма»

Цели: создать условия для формирования одного из компонентов здорового образа жизни - навыка закаливания организма; воспитывать у учащихся чувство ответственности за свое здоровье и желание укреплять его; обучать школьников работе в группе.
Оборудование:
- книжная выставка;
- рисунки учащихся на тему «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»;
- бумага, ручки;
- фотографии

Ход занятия

1.Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкой дружить.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из условий, необходимом для укрепления здоровья.
Учитель. Именно о закаливании мы сегодня и будем говорить.
II. Основная часть.
Выступление учителя
- Как ты понимаешь пословицу: «Здоровье есть первое богатство»?

Почему люди простужаются?
Закаливание организма прекрасно укрепляет организм человека.
Закаливающими свойствами обладают солнце, воздух и вода.
Вам знакома поговорка: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»?

2. Викторина.

Вопросы викторины:
1. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
2. Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
3. Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
4. Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
5.Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел).
6. В какое время суток безопаснее загорать? (Утром с 9 до 11 часов, вечером с 16 до 18 часов.)
7. Как предотвратить солнечный удар? (На голове должен быть головной убор - платок, шляпа.)
Информация для учителя.
Длительность солнечных ванн увеличивается постепенно, в зависимости от типа кожи - от 3-5 минут до 30 минут.
Загорать лучше в утренние часы, когда ультрафиолетовое излучение менее активно.
Голову прикрывай шляпой, косынкой.
Не подставляй солнцу мокрое тело. Если кожа покраснела и стала горячей на ощупь - прием солнечных ванн нужно на время прекратить.Конкурс 1
Конкурс «Анаграммы»
Записаны в разном порядке буквы. Нужно собрать слово, связанное
со здоровьем.

ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура
ДКАЗАРЯ – зарядка
ЛКАЗАКА – закалка
ЕНГИАГИ – гигиена
ЛКАПРОГУ – прогулка

Конкурс 2. Загадки – помощники ЗОЖ
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день…(Зарядку)

Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье…(Спорт)

Он - холодный, он - приятный,
С ним дружу давно, ребята,
Он водой польет меня,
Вырасту здоровым я! (Душ)

Горяча и холодна
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу. (Вода)

Зимой в воде холодной
Купаться не боюсь,
Я только здоровее, ребята,
Становлюсь. (Закаливание)

Никогда не заболею,
Если тело разогрею,
И холодная вода
Мне, ребята, не страшна. (Обтирание)

Знаю, есть на свете чудо,
Есть такое волшебство:
Поднесешь под кран с водою –
Вмиг смывает грязь оно! (Мыло)

Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Учитель. Ребята, я знаю, что все вы любите загорать и купаться. Но оказывается, что и во время купания нужно помнить о здоровье.
4. Составление памятки.
*Купание разрешается в оборудованных водоемах или на пляжах, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
*Если вы решили искупаться в незнакомом водоеме, заходите в воду осторожно и медленно, обследуя при этом дно.
*Лучшее время суток для купания – утренние часы с 8 до 10 часов и вечерние – с 17 до 19 часов. Днем не рекомендуется купаться по той причине, что возможно перегревание и находясь долго в воде, можно даже простудиться.
*Купаться лучше через 1-1,5 часа после еды. Но и на голодный желудок в воду заходить не рекомендуется.
*Перед купанием следует немного отдохнуть, поскольку плавание требует определенных физических усилий.
*Находясь в воде, категорически запрещается подныривать под плывущим человеком, «топить» его и подавать ложные сигналы о помощи, также нырять с перил, лодок и других необорудованных для этой цели средств.
*Не купайтесь в одиночестве, особенно если вы не уверены в своих силах.

5.Игра «ПРОДОЛЖИ»
Давай с тобою, друг, вдвоем
Играть начнем.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух -
- ответишь вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам -
Играй, и все увидишь сам!

Кто спортом занимается, тот силы… (набирается).
Кто любит спорт, тот здоров …(и бодр).

Двигайся больше - проживешь … (дольше).
Движение – это … (жизнь).
Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).
Быстрого и ловкого болезнь … (не догонит)!
Отдай спорту время, а взамен … (получи здоровье).

III. Подведение итогов.
Учитель . В завершение нашего занятия, когда вы так много узнали о закаливании, скажите, легко ли стать «моржом»?
Ученики. Нет, это сложно, так как нужно быть настойчивым, терпеливым и упорным.
Учитель. Все верно, ребята. Закаливание - это упорный и ежедневный труд, как и в целом забота о своем здоровье. Я надеюсь, что вы запомните те правила, о которых мы сегодня говорили, и будете их выполнять на благо вашего же здоровья.
Секрет долгллетия (притча):
Однажды ученик лекаря спросил своего наставника:
- Учитель, открой мне главный секрет долголетия.
- Основа долголетия, - сказал Учитель, - это здоровье, а основа здоровья - спокойствие. Спокойный не разрушает своё тело страстной любовью, неукротимой ненавистью или ненасытным желанием. Он не подрывает корни своего здоровья радостью и печалью, тоской и страхом; но, избегая всего лишнего, никогда не отказывается от того, что доставляя удовольствие, не нарушает гармонии инь и ян.