Юмор

Как воспитать в себе женскую гордость. Страсть гордости в детях и приемы борьбы с ней Доброта и великодушие

В основе Стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает в том числе воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Необходимым и обязательным элементом воспитания ребенка является воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма. Наиболее подходящим возрастом для воспитания в этом направлении является младший школьный возраст, когда особенно важно не упустить момент и вовлечь каждого ученика. Большие возможности для воспитания патриотизма, толерантности, дружбы предоставляет внеклассная работа в начальной школе.

Воспитывать гордость за свою Родину, героев, защищавших свою страну, непростая задача для учителя. Важно донести до ребят младшего школьного возраста значимость победы в Великой отечественной войне. Поэтому в течение года я провожу предметные недели, тематические беседы, посещение музеев. В нашей гимназии есть музей «Боевой славы», здесь ребята могут увидеть, как наша школа выглядела во время войны и какую важную роль сыграла в эти нелёгкие годы (наша школа была госпиталем). Посещая музей, можно узнать историю школы, например, такой факт, что выпускники 1941 сразу после выпускного бала ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны. В школе есть мемориальная стена «Помнит мир спасенный». Здесь можно познакомиться с биографией ребят, которые ушли на войну. Также можно узнать про учителей – участников войны. В октябре 2015 года во дворе гимназии была заложена «Аллея памяти», а 22 июня 2016 года, в день памяти и скорби, во дворе гимназии установлен памятник-книга «Сороковые, роковые…» На втором этаже гимназии находятся стенды «Мы помним, мы гордимся…» – всё это история нашей гимназии, которую дети знают и которой гордятся.

Кроме того, ребята знакомятся с историей нашего города. Узнают о том, как наш город жил в годы войны, какой значимый вклад внес в великую победу. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучать историю города. Поэтому мы выезжаем на экскурсии к «Монументу Славы», в музей имени А.И. Покрышкина, на обзорную экскурсию по памятникам «Боевой славы города Новосибирска». Особенно значим для ребят выход в парк культуры и отдыха «Берёзовая роща», где мы проводим митинг, посвященный Дню победы, готовим заранее группу ребят, которые рассказывают о пионерах-героях, защищавших свою Родину в годы войны, читают стихи о победе. По окончании митинга возлагаем цветы. В канун праздника я провожу акцию «День Победы», мы с ребятами раздаем открытки, которые заранее делаем в классе, и поздравляем всех, кто встречается нам на улице. Участие в творческих конкурсах «Твой подарок ветерану» (апрель 2014 г.). По традиции гимназии перед праздником каждый год мы проводим конкурс чтецов «Стихи о победе». Каждый учитель начальной школы готовит по 2 ученика от класса. В 2017 г. моя участница-первоклассница заняла в этом конкурсе 2 место.

Главной целью сегодня является воспитание в детях способности быть открытыми, относиться друг к другу с пониманием. Мы, учителя, учим их решать конфликты, находить компромиссы. Работу по воспитанию толерантности мы, учителя начальных классов внедряем в урочную и внеурочную деятельность. Это и открытые уроки, и классные часы, и психологические тренинги. Темы разные: «Дарю свою симпатию», «Шесть шагов к победе без проигравших», «Мы учимся договариваться». Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности. Это и есть толерантность.

Наш класс активно участвует в городском конкурсе «Мы разные, мы дружим» – в 2014 году мы заняли первое место в номинации «Видеоролик». На создание ролика ушло много времени, но, работая над этим проектом, я сделала для себя вывод, что именно такая коллективная работа дает возможность ребятам лучше познакомиться и узнать много интересного друг о друге. Конкурс «Дружат дети всей Земли» – это пример такой коллективной работа. Мы с ребятами подумали, что может одинаково радовать всех ребят – это солнце, что помогает быстро познакомиться и подружиться – это теплый привет. Сделали солнце из ладошек. Всё просто, но ребята так старались! Приняли участие в конкурсе плакатов «Мы разные, мы дружим», этнокультурной интеллектуальной игре «Грузия», в которой участвовали только девочки. Они изучили все традиции этой страны, много читали, привлекли к сотрудничеству мам (мамы помогали готовить грузинское блюдо – это было домашним заданием). Танец, который подготовили девочки, покорил всех присутствующих.

Список источников

1. Гамалян Елена Ашотовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11» г. Майкопа. Формирование толерантности в начальной школе.

Она так связана с самолюбием и близка к нему по своим проявлениям, что отличается от него только более обостренной и резкой формой

Самолюбивый человек хочет пользоваться другими людьми как средством для самоутверждения и, следовательно, считает их все-таки нужными и полезными. Гордый же мечтает о своем решительном и несомненном превосходстве над всеми людьми, о своей полной независимости от них. Он стремится к полному подчинению их себе, к господству над ними, почему гордость и называется причиной и основанием других страстей . Вот они:

— гнев и раздражительность, из которых — неприязнь, злопамятность, вспыльчивость, грубость, дерзость, мнительность, драчливость. Отсюда же обиды, ссоры, споры;

— тщеславие, властолюбие, высокомерие, зависть, а от нее злоба, ненависть, злорадство, осуждение, злые насмешки;

— лукавство, притворство, ложь, обман, болтливость, пустословие и многословие .

В ребенке не всегда легко распознать гордость . Но есть некоторые внешние признаки в поступках детей, по которым можно узнать, что в них начала развиваться эта губительная страсть. Например,

— Ребенок не слушается, упрямится, хочет во всем настоять на своем, его невозможно заставить попросить прощения.

— Он не уважает старших, дерзит им, груб и непочтителен с младшими.

— Он не любит наставлений, считает себя правым, не сознается в проступках.

— Он обидчивый, задиристый и раздражительный

— Он все делает напоказ, чтобы видели другие и хвалили его.

— Он страшно переживает свои неудачи в учении, ропщет, винит во всем других, завидует успевающим, во всем стремится к первенству;

Уже такого перечня достаточно, чтобы определить динамику и контуры этой страсти в ребенке .

Гордость обычно начинается в детях с ощущения своего превосходства над другими. Дети кичатся своей одеждой, успехами в школе, своими родителями, много думают о себе только потому, что их родители богаты или занимают высокое положение .

Немало родителей, даже в ущерб своему домашнему бюджету, задаривают детей, покупают им дорогие игрушки, что тоже может быть поводом хвастаться перед другими детьми, у которых таких дорогих вещей нет.

Здесь можно посоветовать приучать детей не к красивым и дорогим одеждам, а только к чистым и опрятным.

Христианская педагогика рекомендует внушать детям, что изысканные одежды и вещи не имеют перед Богом никакой цены, потому что Он смотрит не на одежду и дорогие предметы, а на сердце. И ребенок в бедной одежде, но с чистым любящим Бога сердцем, приятнее Ему больше, чем тот, кто живет в роскоши, но такого сердца не имеет .

Родителям надо остерегаться, чтобы самим не насаждать в своих детях честолюбие и хвастовство. Это случается тогда, когда детям разрешают в присутствии старших вмешиваться в разговоры взрослых и их дела, или когда папа и мама хвалят в лицо детей за их прилежание, успехи и хорошее поведение.

Нельзя допускать также, чтобы дети сами себя хвалили, много о себе самих говорили, чтобы заносчиво и неуважительно относились к учителям, критикуя их и осуждая их поступки .

Если родители состоятельные люди, то им нужно очень внимательно следить, чтобы их дети не смотрели пренебрежительно на своих бедных сверстников. Их надо приучать быть одинаково скромными и вежливыми со всяким: богатым и бедным, не позволять им грубо и заносчиво обращаться со сверстниками, говорить колкие и грубые слова о других. Как можно раньше надо начинать внушать им, что Бог смотрит не на деньги и положение в обществе, а на добродетель и честность. Какой человек по душе, в том и есть его настоящая ценность. В верующей среде даже зажиточные люди учат своих детей, что все, что они имеют — Божий дар, хозяин которого Бог. Он дал, он же может и отнять. Поэтому за все, что семья имеет, нужно благодарить Бога, Который дал это не навсегда, а только как бы взаймы .

Кроме того, очень важно приучать детей с самого раннего возраста к послушанию и исполнению родительской воли. Уже сам этот процесс привьет детям скромность, дисциплинированность сдержанность и смирение, которое им затем очень пригодится в жизни.

Если у Вас несколько детей, старайтесь одинаково любить и заботиться обо всех, не давая никому никаких преимуществ. А то, ведь, часто бывает так, что в семьях одного из детей любят больше за его красоту, способности, за то, что он больше похож на отца или мать. Такое предпочтение одного ребенка другому ожесточает, озлобляет, возбуждает зависть, делает скрытным и уклончивым остальных детей. Да и самого любимца портит, приучает его к себялюбию, гордости, капризам и неуважению других .

Так выглядит эта опасная страсть гордости, и такие способы борьбы с ней в воспитательном процессе предлагает христианская педагогика. Мы видим, что и здесь роль родителей и здоровой семейной атмосферы играет первостепенную роль. Я понимаю, что с методами педагогов- христиан согласятся далеко не все, но сама жизнь показывает, что для преодоления духовных пороков человеческой личности других средств, кроме обращения к Богу нет. И в этом мы убедимся еще не раз, когда будем говорить о других опасных страстях, также как и гордость зарождающихся в раннем детстве

Примечания:

1. Интересная этимология этого слова. В нем видят параллель с латинским «gurdus» — «тупой», «глупый», «бестолковый» — значения, которые хорошо передают бессмысленность и нелепость этой страсти (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1986. С. 440; Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1910-1914. Репринт. С. 146).

Это качество гордости особенно подчеркивает святитель Иоанн Златоуст (†407):
«Доколе мы будем надмеваться гордостию, достойной посмеяния. Мы смеемся, когда видим, как дети вытягиваются и поступают величаво; смеемся, когда они то берут камень, то опять бросают. Так и глупая гордость человеческая есть плод детского размышления и несовершенного ума» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Филиппийцам. Беседа 5 (№2). Творения. Т. 11. Книга первая. С П б., 1905. Репринт. С. 261).

«Быть глупым по природе не составляет вины, а сделаться глупым, имея разум, неизвинительно и влечет за собою большое наказание. Таковы те, которые по причине своей мудрости много о себе думают и впадают в крайнее высокомерие. Ничто ведь так не делает глупым, как кичливость…И если начало премудрости есть страх Господень, то начало глупости есть неведение Господа. Итак, если ведение Бога есть мудрость, а неведение — глупость, неведение же происходит от гордости (а начало гордости есть неведение Господа), то следует, что гордость есть крайняя глупость» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Римлянам. Беседа 20 (№24). Творения. Т. 9. Книга вторая. С П б., 1903. Репринт. С. 755).

2. Замечательно описывает гордость св. Феофан Затворник (†1894):

«Гордость есть ненасытимое желание возвышения или усиленное искание предметов, через которые можно было бы стать выше всех других. Самолюбие здесь очевиднее всего. Оно тут как бы своим лицом, ибо тут вся забота о своем «я» Первое порождение гордости внутреннейшее — есть самомнение, по которому все другие считаются ниже нас; даже те, которые высоко превосходят нас, по сравнению с нами не слишком важны. Проторгаясь наружу, она ищет уже и предметов возвышающих, и, судя по ним, сама изменяется. Останавливаясь на предметах ничтожных, например, на силе тела, красоте, одежде, родстве и другом чем, она есть тщеславие, обращаясь к степеням чести и славы, она есть властолюбие; услаждаясь молвою, говором и вниманием людей, она есть славолюбие. Во всех, впрочем, этих видах, кроме, может быть, самомнения, гордость сопровождается еще своеволием, непокоривостию, самоуверенностию, самонадеянностию, притязательностию, презрением других, неблагодарностию, завистию, гневливостию, до мести и злопамятства. Главнейшими, впрочем, её отраслями можно почесть зависть с ненавистию и гнев с злопамятством» (Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. М., 1998. С. 286-287).

Не случайно, святитель Иоанн Златоуст говорит о гордости, как о корне и источнике всех зол:
«Гордость… корень зол, источник неправды, из которой произошел конец и начало погибели мира: она была началом всех зол, она низвергла с неба сатану и прочих с ним…» (Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на пророка Исаию. Глава 12 (№12). Творения. Т. 6. Книга первая. С П б., 1900. Репринт. С. 138).

«Что в телах воспаление, то в душах гордость» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 3. (№ 4). Творения. Т. 6. Книга первая. С П б., 1900. Репринт. С. 403).

«…Озия был царь добрый, муж праведный и украшавшийся многими добрыми делами; но потом впал в гордость, мать пороков, в надменность, исполненную смятений, в высокомерие, погубившее диавола. Подлинно, нет ничего хуже гордости» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 4. (№3). Указ. соч. С. 410).

«Таково зло — гордость. Она в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает всё сокровище добродетели. Прочие грехи обычно происходят от нашей беспечности; а она зарождается в нас, когда мы поступает правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 3 (№1). Указ. соч. С. 397).

«Все величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, произошли от гордости. Так и диавол, не бывший прежде таковым, сделался диаволом от гордости, на что указывая, и Павел сказал: «…Епископ…не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (). Так и первый человек, обольщенный от диавола пагубною надеждою, пал и сделался смертным; он надеялся стать богом, но потерял и то, что имел. За то и Бог, порицая его и как бы смеясь над его неразумием, сказал: «Вот, Адам стал как один из нас» ().

Так и каждый после Адама, мечтая о своем равенстве с Богом, впадал в нечестие…. Следовательно, гордость есть верх зол, корень и источник всякого нечестия…» (Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 15. (№2). Творения. Т. 7. Часть первая. СПб., 1901. С. 150).

3. Кратко, ход проявления страстей описал преподобный Феодор Эдесский (9 век):

«Есть три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. За ними следуют другие пять духов злобы; а от этих, наконец, порождается многое множество страстей и все виды разнообразных склонностей греховных. Почему победивший трех первых начальников страстей и вождей, вместе с тем низлагает и следующие за ним пять страстей, а затем покоряет и все страсти.

Что по страсти сделано нами, о том и воспоминания страстьми возмущают душу. Но когда страстные воспоминания совсем изгладятся из сердца, до того, что и не приближаются к нему; тогда это служит признаком отпущения прежних грехов. Ибо пока душа страстно к чему — либо греховному относится, дотоле надо признавать имеющееся в ней владычество греха»

«Некиим из древних очень верно и с делом сообразно сказано, что из противоборствующих нам демонов первыми вступают в брань те, которым вверены чревоугодливые желания, которые внушают сребролюбие и склоняют к тщеславию; другие же, идя позади их, собирают пораненных ими» (Феодор, епископ Эдесский, преподобный. Сто душеполезнейших глав (10, 11, 61). Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. Репринт. С. 321, 332-333)

Тонкую характеристику страстей и их видов дает святой Григорий Синаит (†1360) и указывает среди них место гордости:

«Одни страсти суть телесные, а другие душевные; иные суть страсти похоти, иные страсти раздражения, и иные — мыслительные; и из них — иные страсти ума, и иные — рассуждения. Все они разносочетаваются между собою, и друг на друга действуют, и от того изменяются.

Страсти раздражения суть: гнев, горечь, бранливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, кичение и другие подобные.

Страсти вожделения суть: лихоимание, разврат, невоздержание, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие, самолюбие, всех лютейшая страсть.

Страсти плоти суть: блуд, прелюбодеяние, нечистота, непотребство, чревоугодие, леность, рассеянность, любовь к мирскому, жизнелюбие и подобные им.

Страсти слова и языка суть: неверие, хула, лукавство, любопытство, двоедушие, поношение, клевета, осуждение, уничижение, болтливость, притворство, ложь, срамословие, лесть, насмешливость, себя выставление, человекоугодие, надутость, клятвопреступление, празднословие и прочие.

Страсти ума суть: самомнение, превозношение, велехваление, спорливость, ретивость, самодовольство, противоречие, непослушание, мечтательность, придумывание, любопоказность, славолюбие, гордость — первое и последнее из всех зол.

Страсти мысли суть: парение, легкомыслие, пленение и рабство, омрачение, ослепление, уклонение от дела, прилоги, сосложения, склонения, превращения, отвержения и пдобные им.

Одним словом, все худые мысли, чувства и расположения, несообразные с природою нашею, размещаются по трем силам души, равно как и все добрые, сообразные с естеством нашим, в них же сопребывают» (Григорий Синаит, святой. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, — еще же — о помыслах, страстях и добродетелях,…(№78, 79). Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. Репринт. С. 193-194).

4. На самом деле, определить гордость трудно не только у ребенка, но и у взрослого. Святитель Тихон Задонский (†1783) говорит об этом, как об одной из важнейших особенностей гордости:

«Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости. Опасна гордость, ибо гордым заключается небо, и вместо неба ад определяется. «Гордым противится Бог», — говорит Писание. Сокровенна гордость, ибо так глубоко в сердце нашем кроется, что и усмотреть её не можем без помощи кроткого сердцем Иисуса Христа, Сына Божия, и лучше её узнаём на ближних наших, чем на себе. Прочие пороки, как -то: пьянство, блуд, воровство, хищение и прочие, видим, ибо часто ради них жалеем и стыдимся, но гордости не видим.

Кто когда признавал себя от сердца гордым? Еще не случалось видеть. Многие себя называют грешниками, но от других так называться не терпят, и хотя многие из них языком и не отзываются, однако же не без негодования и огорчения сердечного принимают это. А отсюда становится ясным, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем, на устах показывают смирение, а на сердце не имеют.

Ибо истинно смиренный огорчаться и гневаться от укорения не может, ибо считает себя достойным всякого унижения.

Нет ничего труднее гордости, ибо с великим трудом и не без помощи Божией побеждаем её, потому что носим это зло внутри себя. В благополучии ли находимся? Она с величанием и пышностию, презрением и уничижением ближних наших сопутствует нам. В злополучие ли попадемся? Через негодование, роптание и хуление обнаруживает себя. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям стараемся научиться? Она кичением фарисейским восстает на нас. И так нигде и никак от неё избавиться не мжем, всегда она с нами ходит, всегда хочет господствовать над нами и владеть нами» (Тихон Задонский, святитель. О истинном христианстве. Книга первая. Часть первая. Статья четвертая. Глава первая. О гордости (70). Творения. Т. 2. М., 1889. Репринт. С. 157).

Признаки гордости у детей мало чем отличаются от таковых у взрослых. В этом легко убедиться, читая главы о гордости преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (†435):

«…Из действий внешнего человека…познается состояние внутреннего (человека): Итак, …плотская гордость…отличается следующими признаками: сперва бывает в разговоре её крикливость, в молчании- досада, в веселии — громкий, разливающийся смех, в печальном случае — неразумная скорбь, в ответе — строптивость, в речи — легкомысленность, слова вырываются без всякого участия сердца, безрассудно.

Она не имеет терпения, чужда любви, дерзка для нанесения оскорблений, а к перенесению их малодушна, к повиновению — неудобоподвижна, разве в чем предварило её желание и воля.

К принятию увещания непреклонна, для отсечения своей воли слаба, для подчинения другим весьма упорна, всегда усиливается настоять на своем мнении, а другому уступить никак не хочет; и таким образом, сделавшись неспособною принимать спасительный совет, во всем доверяет больше своему мнению, нежели суждению старцев» (Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Книга 12. О духе гордости. Глава 29. Признаки, по которым узнается, что плотская гордость есть в душе. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 161).

6. Уже преподобный Симеон Новый Богослов (†1022) советовал с самого детства учить, что человек есть на самом деле и что от себя он ничего не имеет:

«Надобно знать, что гордость рождается в душе человека от неведения себя самого, порождающего самомнение, по коему думают, что они имеют нечто, тогда как ничего не имеют; и она (гордость) растет вместе с возрастом человека.

Поэтому нужно всякого человека, сызмальства, прежде чем познает он что-либо другое, научать познанию себя самого, — из чего он есть, что есть и чем кончит жизнь, — т.е. что засеменяется он тленным нечем и невзрачным, образуется среди нечистот, растет подобно полевой траве, составляется из многих смешений, удоборазлагаемых, — что вся жизнь его есть борьба со смертию, а во внутренностях своих еще прежде смерти носит он то, что есть смрад и зловоние.

Ибо кто не знает себя, что такое он есть, мало -по малу впадает в гордость и делается дерзким и несмысленным. И что может быть несмысленнее человека, который будучи весь покрыт проказою, гордится потому только, что носит светлые и позлащенные одежды, хотя сам в себе срамен и полон безобразия. А когда выйдет он из ума по причине своей гордости, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу…

Таким образом, когда увидишь, что какой-либо человек гордится, знай, что по мере гордыни его он страдает и нечувствием душевным, и пожалей о нем; ибо кто болеет и не чувствует, что болен, тот близок к смерти. Таков этот грех, ввергающий душу в смерть; ибо гордый есть больной бесчувственный, — который…не осознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть» (Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 31 (№2). Слова. М., 1892. Репринт. С. 268-269).

7. Интерес детей к одежде не случаен. Они интуитивно чувствуют её значение, ведь одежда, и в самом деле, всегда была тесно связана с внутренним миром человека и его положением в обществе:

«Появление одежды связано с потребностью человека защитить себя от погоды и ран, закрыть голое тело и украсить его. Но одежда отражает также и личностные качества человека, его образ жизни и чувства. Поэтому одежда может меняться по различным поводам (вечернее платье, траурная и покаянная одежда) и означать начало нового периода в жизни человека: крещальные одежды, свадебные наряды, монашеское облачение…Во все времена одежда служила для обозначения социального статуса людей: чиновников и сановников, лиц разных профессий…Тесная взаимосвязь между одеждой и личностью её владельца хорошо видна на примере костюма или религиозных одеяний» (Pauly Stephan. Kleidung. Kulturgeschichtlich. //Lexikon fuer Theologie und Kirche. 6. Band. Freiburg-Basel — Rom — Wien, 1997. S. 121).

«Для средневекового человека одежда наряду с защитой от погодных условий служила также и признаком принадлежности к сословию, определенной социальной группе, месту в иерархии в общества, и потому достаточно рано появляется зафиксированный на письме регламент различных типов одежды. Социальная дифференциация моды имела место уже в эпоху раннего Средневековья» (Vavra E. Kleidung. Lexikon fuer Mittelalter. Band 5. Stuttgart — Weimar, 1999. S. 1198).

В талмудическое время у евреев « каждое сословие и каждая профессия имели отличие в одежде. Само собой разумеется, что в стремлении одеваться красиво женщинам приадлежала пальма первенства…Большой славой пользовались пелузийские и индийские платья…, дороже всего ценилась прозрачная материя из тонких нитей, и в этом отношении дошли до такого совершенства, что целые полотнища в свернутом виде были величиною не более ореха. Цена одежды достигала баснословных размеров: рассказывается о костюме в 300 тысяч динариев…, о платье, пропитанном благовониями, проданном за 12.000 динариев…Богачи меняли одежду ежедневно, имея для каждого дня недели другое платье…Поражает нужда в одежде у бедных классов народа. Слишком часто говорится о неудобстве иметь одну рубаху…Не редко, по-видимому, вынуждены были двое спать в одном плаще и попеременно пользоваться им днем, причем и этот плащ принадлежал третьему. И всё это чаще всего черты из жизни ученых и корифеев Талмуда…» (Гессен Ю. Одежда. Еврейская Энциклопедия. Т. 12. Терра, 1991. С. 26, 27)

«Одежда представляет у различных народов различные степени развития, в зависимости от общего уровня культуры, от климатических условий, от обычая или моды. При одинаковых климатических дикари бывают одеты скуднее культурных народов; под тропиками одежда уменьшается до минимума, тогда как в полярных странах и дикари вынуждены с ног до головы закутываться в звериные шкуры…(Некоторые ученые) появление одежды связывают с чувством стыда, как необходимым следствием социального развития человечества…Одежда возникает параллельно утверждению прав известного мужчины на известную женщину; отсюда и изменение костюма с выходом замуж и вообще его соотношение с различными событиями и эпохами половой жизни…

Однако…чувство стыда должно было возникнуть ранее одежды…Нельзя сказать, чтобы более одетые племена отличались и более развитым чувством стыда, и наоборот, нередко у дикарей мужчины оказываются более одетыми, чем женщины и замужние — более, чем юноши и девушки…Нельзя, однако, отрицать, что на известном уровне культуры стыд играет заметную роль по отношению к одежде, причем… проявление этого стыда в значительной степени условно. У иных народов закрытие лица, волос, ног имеет для женщины большее значение, чем, например, закрытие груди или даже половых частей…» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 42. Терра, 1992. С. 715).

«Никто не знает, когда появилась одежда…В конце каменного века — около 25. 000лет тому назад люди изобрели иглу, которая позволила им сшивать шкуры и делать из них одежды. Они научились также производить пряжу из волокон некоторых растений и шерсть из волос некоторых животных…

Еще 200 лет тому назад у людей не было машин для производства одежды, и многие семьи делали её сами для себя…Когда между 1700 и 1800 гг. была изобретена швейная машина, появилась возможность фабричного производства одежды…

У одежды всегда было три функции: а) защитная, б) коммуникативная, в) декоративная….

б) При помощи одежды людям проще общаться: Из одежда может много сказать о том, кто они, что они из себя представляют, и что они хотят из себя представлять…

в) многие люди носят одежду для того, чтобы она сделала их привлекательнее. Так, некоторые женщины носят меха не для того, чтобы защититься от холода, а для того, чтобы понравиться…

Трудно сказать, как выглядела одежда в древние времена…однако известно следующее:

Египтяне предпочитали белую одежду…, по большей части из льна…Шумеры, ассирийцы и вавилоняне носили изделия из шерсти, которую в изобилии имели от стад своего скота…

Персы первыми начали кроить одежду, в то время как другие просто разрывали ткань на части…

Греки любили легкие, свободные хитоны, сделанные из прямоугольных кусков материи. Женщины и мужчины носили одинаковую по фасону одежду…

Одежда римлян мало отличалась от одежды греков…У мужчин она называлась туника, у женщин — стола и палла…

Византийцы, особенно зажиточные, носили богато украшенные плащи и туники, часто из шелка…

В эпоху Ренессанса одежда становится изысканной и изящной, как никогда ранее…У женщин её стали сочетать с прической, которая в 15-м веке была похожа на конус, достигала метра в высоту и покрывалась вуалью…Мужчины носили узкие брюки и башмаки, концы которых могли быть до 15 сантиметров…

В 19 веке разрабатываются первые образцы костюмов для женщин, а к концу века модными становятся блузки с юбками…

В 20 веке и доныне одежда становится разнообразной и яркой…в моду входит спортивного типа одежда для мужчин и брючные костюмы для женщин…»

Самым большим производителем одежды являются С Ш А, где существует около 24. 000 швейных фабрик, с общим количеством персонала около 1. 400. 000 человек, из них более 10. 500 фабрик шьют женскую одежду…» (Сlothing. The World Book Encyclopedia. Volume 3. London-Sydney- TunbridgeWells-Chicago, 1994. P. 88, 90,91,98,99,100,102,104,105).

Иногда в православных храмах женщинам не разрешают быть на богослужении в брюках, ссылаясь на книгу Второзаконие, 22, 5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий сие».

На самом деле у этого стиха совершенно иной смысл:

«Цель законодателя — предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. ). Обычай переодеваться в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира» (Толковая Библия. Под редакцией А. П. Лопухина.//Второзаконие. Глава 22, 5.// Пятокнижие Моисеево. Петроград, 1904. С. 639).

В других комментариях предполагается три причины установления столь строгого закона:

«Это предписание продиктовано, возможно, мыслью о том, что Бог сотворил человека с разделением на полы…, и потому нельзя нарушать установленным Богом порядок творения. Некоторые комментаторы полагают, кроме того, что это правило запрещает обряды языческих культов, в которых переодевание было связано с безнравственными половыми извращениями. Предполагают также, что причиной переодевания мог быть суеверный страх перед злыми богами или демонами и стремление сделать себя невидимым для них» (Echter — Bibel. Altes Testament, heraugegeben von Dr. Friedrich Noetscher. Erster Band. Deuteronomium. Wuerzburg, 1965. S. 515).

8. Опасность такого снисхождения к ребенку в том, что, выростая, он, по словам известного богослова профессора Н. Бронзова (†1919), начинает «себя…созерцать через увеличительное стекло, а других — через уменьшительное, …в нем возникает высокомерное, кичливое отношение к последним, по сравнению с которыми, как своего рода пигмеями, он осознает себя, так сказать, великаном…» (Бронзов А. Гордость. Православная Богословская Энциклопедия. Издание под редакцией профессора А. П. Лопухина. Т. 4. Петроград, 1903. С. 531).

В нем уже с детства развивается самомнение, об пагубных последствиях которого предупреждал святитель Григорий Богослов (†389):

«…Мне кажется прилично сказать о них (таких людях- В. Б.) Соломоново слово: «Есть лукавство, еже видех под солнцем, мужа непщевавша себе мудра быти» ()(Есть зло, которое видел я под солнцем, мужа, считавшего себя мудрым)… Если какой недуг, то сей именно, достоин слез и рыдания. И я неоднократно жалел о сем очень зная, что самомнение отнимает у человека большую часть того, чем он есть и что тщеславие бывает для людей величайшим препятствием к добродетели» (Григорий Богослов, святитель. Слово 3. Творения. Т. 1. С П б., без года изд. С. 43).

9. В христианской среде с давних пор важнейшим и испытанным средством воспитания добрых нравов является Священное Писание:

«Чтобы внушить детям отвращение ко всякого рода тщеславию, самомнению, суетности, указывайте им на то, какой великий грех перед Богом гордость, что она, по словам Священного Писания, начало всякого греха…и мерзость перед Богом (). Показывайте им это на примере злых духов (они, известно, за гордость свержены с неба), на примере наших прародителей в раю (по внушению диаволом гордости они захотели быть как боги); учите их, к чему приводит гордость, как страшно Господь наказывает за неё и как высокомерие предшествует падению.

При этом не забывайте учить их, как богоугодна добродетель, смирение и скромность, как Бог возвышает смиренного, как это мы видим на примере Матери Божией и святых. Но высочайшим образцом, как всех прочих добродетелей, так и смирения, должен быть для них Сам Спаситель, Который сказал о Себе Самом: «Научитесь от Меня, так как Я смирен и кроток сердцем ()» (Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Указ. соч. С. 51-52).

10. Преодолеть эти и другие трудности в воспитании несомненно помог бы призыв святителя Иоанна Златоуста, если бы родители сделали его принципом общения со своими детьми:
«Все родители должны воспитывать своих детей для Бога! … Деньги дать легко могут и люди, а исправить природу…и ободрить душу готовую пасть, — возможно только для Владыки природы, а ни для кого из людей» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне. Слово 3 (№1). Творения. Т. 4. Книга вторая. С П б., 1898. Репринт. С. 802).

Протоиерей Владимир Башкиров, магистр богословия

Уверенность в себе – это один из ключевых моментов, которые отличают успешного человека от неуспешного. Если вы верите в себя, в свои силы, мечты и в то, чем занимаетесь, то обязательно достигните поставленных целей и выполните все задачи.
Казалось бы, что тут тяжелого, быть уверенным в себе? Но многие из Вас могут вспомнить такие моменты, когда уверенность моментально пропадала, и подкрадывалась тень сомнения, которая тихо шептала: «У тебя не получится, ты не сможешь это сделать». И тогда мы действительно начинаем верить в то, что у нас ничего не получится. Маленькая неуверенность дополняется больше, и больше, и как снежный ком начинает нарастать с огромной силой. Вот сегодня вы засомневались в том, что сможете доделать поставленную на день задачу, а через пару дней вообще решите забросить начатый проект. Сомнения – это «болезнь» которая начинает разъедать изнутри. Поэтому, нужно развивать уверенность в себе и своих силах. Как это сделать? Сегодня мы дадим 10 советов и рекомендаций, используя который вы уже в скором времени сможете стать значительно увереннее и решительнее.

Статья в тему:

1. Найдите вторую половинку

Сначала хотелось этот совет поставить в самом конце, но потом пришло осознание, что ничто так не придает уверенности в себе и желания работать как любящий человек. Многие успешные бизнесмены в своих интервью и общениях с журналистами отмечали, что не стали б теми кем они есть без поддержки девушек и жен, без их любви и понимания.
Бывает так, что все идет не по плану, все ломается и поднимается вверх дном. Кажется, что сил не найти, но несколько слов от любимой, ее поддержка и забота, и вы заново начинаете свой поход за мечтой. Девушки и жены – этот тот невидимый фронт, без которого очень тяжело достигнуть успеха.
Но я сейчас говорю про настоящих любящих девушек, которые с вами и в снег и в мороз, которым вы важны как человек и личность, а не как банковский счет и возможный спонсор. Не сильно рассчитывайте на тех, кто кидает Вас при малейшей трудности. От таких людей больше проблем, нежели поддержки. Общение с ними вряд ли придаст вам уверенности в себе.

2. Измените стиль одежды.

Такой простой, но невероятно действенный совет. Чем лучше вы одеты, тем увереннее вы себя чувствуете. Особенно это могут подтвердить девушки, которые выбирают очень красивое нижнее белье. Пускай его видит только любимый, или вообще никто не видит, но понимание того, что на тебе дорогое очень изысканное белье придает уверенности в себе, чувства раскованности и сексуальности.
Прием с одеждой отлично действует как для мужчин, так и для женщин. Одевайтесь хорошо, носите красивые туфли, рубашки, джинсы, брюки, свитера, джемпера. Делайте так, чтоб Вам было удобно, комфортно, и выглядело это стильно. Когда вы словите на улице несколько восхитительных взглядов прохожих, то уверенность просто попрет внутри. Вы поймете, что выглядите отлично, и окружающие это замечают.

Статья в тему:



3. Посмотрите на себя в зеркало

Станьте перед зеркалом и посмотрите на себя. Найдите то, что Вам больше всего нравится. Возможно у Вас выразительные черты лица и красивые глаза, а возможно вы имеете подкачанные и упругие ножки. Все это нужно максимально выделять и подчеркивать. Теперь найдите то, что не нравится, или что хотите улучшить. Эти черты нужно постараться скрыть до того момента, пока вы не улучшите их. Как это сделать? Прически, макияж, стиль и форма одежды – все это поможет что-то выделить, а что-то спрятать. Если не знаете как правильно пользоваться такими «хитростями», то поищите в интернете советы мастеров стиля.
Также очень полезно просто смотреть на себя, хвалить себя, находить какие-то самые приятные черты, и уделять им внимание. Лично мне это помогло. У меня всегда была проблема с прической, и мне казалось, что когда я говорю с людьми, они внутри смеются с нее. Неуверенность просто росла в геометрической прогрессии. Но однажды я стал перед зеркалом и начал экспериментировать, попробовал одну прическу, другую, и в конце концов нашел то, что идеально мне подошло.

4. Думайте положительно

Как говорил Иисус: «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи». Люди относятся к вам так, как вы относитесь к себе. Поэтому, думайте более положительно, настраивайтесь на позитив. Сейчас очень модно стало читать про силу мысли, про визуализацию, про различные законы притяжения и исполнения желаний. Это действительно работает и дает свои плоды.
Когда вы будете более спокойно относиться ко всему происходящему, когда научитесь не судить себя и других людей, тогда Ваша жизнь кардинально измениться. Подобное мышление придает уверенности в себе.



5. Станьте личностью

Уверенность в себе придает осознание того, что вы личность, вы человек который умеет самостоятельно мыслить и принимать решения. Большинство людей в нашем мире мыслят шаблонно, имеют взгляд на ситуацию такой, как им преподнесут с экранов телевизоров или со страниц газет.
Вы до должны научиться аналитически мыслить и рассуждать. Выделяйтесь из толпы, не принимайте все на веру. Смотрите на вещи шире и постарайтесь понять, почему так происходит. Со временем вы будете понимать и видеть значительно больше, нежели 90% жителей нашей страны. И это придаст уверенность в себе. Только за заиграйтесь, не представьте из себя бога. Вы просто человек, который вышел за рамки шаблонов. Вы не хуже и не лучше чем остальные, вы просто другой, более осведомленный.

6. Познайте себя

Древняя мудрость гласит, что победить врага можно лишь познав его слабости. Ваш враг – это страх и неуверенность. Так вот давайте и разбираться откуда растут корни. У любой эмоции есть причина, у любого решения и действия есть своя предыстория. Будьте честны с собой, и ответьте на вопросы почему вы неуверенны, что мешает Вам стать лучше, какие страхи возникают в вашей жизни.
Самое главное – это честность. Эго будет брыкаться, будет стараться выгораживать вас и все ваши страхи, но не нужно этого делать. Если хотите стать увереннее и побороть какие-то страхи, то, в первую очередь, нужно быть честным с самим собой.

Статья в тему:



7. Не только думайте, но и действуйте

Можно очень долго рассматривать себя в зеркале, думать позитивно, мыслить правильно, но при этом лежать дома под одеялом и ничего не делать. Сначала была мысль, но только дополненная действием она принесла результат.
Вы должны понимать, что действия – это ключ к уверенности в себе. Когда вы начнете что-то делать, то увидите, что способно на то, в чем еще вчера сомневались. И чем больше успешных действий, тем больше уверенности.

8. Доброта и великодушие

Будьте добрый к окружающим Вас людям. Перестаньте осуждать кого-то, смотреть на них свысока, считать себя лучше нежели остальные. Научитесь принимать все так как есть, и помогать тем, кто в этом нуждается. Когда вы будете это делать, то придет осознание, что вы хороший человек, и делаете действительно полезные дела. Такие мысли приводят внутреннее самочувствие в порядок, и добавляют хорошую порцию уверенности в себе.

Статья в тему:

9. Знайте свои принципы и цели

Какие у Вас принципы? Есть ли стандарты, на которые вы опираетесь? Для чего вы пришли в этот мир и какова ваша цель? Если вы легко можете ответить на эти вопросы, то уверенности у Вас не отнимать. Принципиальный человек – это уверенный в себе человек, который знает чего он хочет, и как он этого собирается достигать.
Любой успешный человек ставит перед собой как краткосрочные, так и долгосрочные цели и задачи. Уверенно идет к ним, и радуется очередным завоеваниям. Поэтому, если хотите обрести уверенности, то прежде всего найдите ответы на выше заданные вопросы.

10. Говорите медленно и четко

Краткое содержание: Дошкольник - cтатьи по детской психологии. Воспитание у ребенка чувства гордости. Заниженная гордость, как с этим бороться. Проблема завышенной гордости.

Формирование гордости начинается примерно в два с половиной - три года. Чаще всего ребенок сам указывает на то, что у него возникает потребность в более высокой самостоятельности и положительной оценке ее проявления. Все родители помнят, как в этот период жизни ребенок стал повторять: "Я сам, я сам!" Он пытался без их помощи надеть штанишки, колготки, застегнуть пуговицы на рубашке, помыть чашки, ложки, полить цветы, пропылесосить ковер и т. д. Когда ему предлагали помощь, он от нее демонстративно отказывался. Если достиг успехов в своих попытках, то бежал к матери, отцу и показывал то, что ему удалось сделать самостоятельно. Например, нарисовать домик, собрать из паззлов картинку и т. п.

Родители чаще всего автоматически хвалят малыша за его достижения, не обращая внимание на то, как и благодаря каким усилиям ему удалось сделать то, что раньше не получалось. Если же проявление самостоятельности ведет к каким-то ошибкам, например, ребенок разбил чашку, пролил воду, что-то сломал, то на него повышают голос и даже требуют вообще ничего без разрешения старших не делать.

У многих взрослых отсутствует, во-первых, понимание значимости воспитания чувства гордости. Во-вторых, они четко не представляют методы и способы формирования этого важнейшего качества, которое является первым в системе механизмов саморазвития ребенка.

Существует специальный механизм саморазвития человека, который пока еще слабо изучен как психологами, так и педагогами. В этом одна из причин того, что о нем не информированы и многие родители. Суть его заключается в том, что развитие ребенка осуществляется прежде всего его собственными усилиями, когда он стремится достичь того, к чему еще не был готов в недавнем прошлом.

Известно, что невозможно заставить ребенка что-либо делать, пока он этого не захотел. Поэтому воздействие взрослых должно быть направлено на формирование у малыша стремления самостоятельно выполнить то, что требуется. Конечно, с помощью страха, физического принуждения можно побудить его какое-то время выполнять указания взрослых. Однако, как только они перестают контролировать малыша, он снова возвращается к тому, что определяется его природными инстинктами, а не нормами и правилами человеческой жизни.

Поэтому воспитание со стороны взрослых только тогда дает положительный результат, когда опирается на особый механизм саморазвития. Он включает в себя совокупность специальных социальных чувств, побуждающих человека постоянно совершенствовать как свои мысли, так и практические действия. Этот механизм состоит из переживания гордости, стыда, долга, ответственности. Они последовательно должны утвердиться в сознании растущего человека с трех до двенадцати лет.

Начинается становление с выработки адекватной гордости . Если ее основы не сформированы до пяти лет, то практически невозможно успешно воспитать стыд, совесть, долг, ответственность. В этом случае ребенок лишается способности к самостоятельному овладению той культурой, которая обеспечивает доброжелательное общение с окружающими людьми, активное развитие умственных способностей, формирование богатой по содержанию чувственно-эмоциональной сферы. У него всегда будут те или иные конфликты дома, в школе, а потом и на работе. Причина же заключается в том, что в три года у него неосознанно воспитывалась заниженная или завышенная гордость.

Как воспитывается заниженная гордость. Во-первых, взрослые вообще недооценивают значение чувства гордости. Они знают, что ребенок должен быть послушным, исполнительным, дисциплинированным, и активно пытаются выработать данные качества с помощью постоянного контроля. Формированием гордости они специально не занимаются.

Во-вторых, они не замечают попыток ребенка сделать что-то самостоятельно. Если он в своих попытках достигает успеха, то они молча принимают это как должное. Когда же малыш допускает ошибки, то строго осуждают. Некоторые взрослые даже взывают к стыду. Они не знают, что данное чувство не рождается, если не воспитана адекватная гордость. Только при ее наличии в четыре с половиной - пять лет можно успешно формировать стыд.

В-третьих, когда малыш не подчиняется их требованиям, они его запугивают крайне негативными последствиями. Чаще всего тем, что отдадут кому-то чужому или откажутся разговаривать, лишат традиционного угощения и т. п. Фактически в воспитательных целях осуществляется использование природного чувства страха.

Кирилл был несколько медлительным мальчиком. Это раздражало маму и папу. Они часто говорили: "Ты можешь побыстрее одеваться? Сколько я буду ждать?! Вечно копошишься. Другие дети нормальные, все делают быстро, а ты ни на что не годен. Вечная с тобой морока. Таким и останешься на всю жизнь!" Слыша такие слова, Кирилл еще медленнее одевался, убирал игрушки. Он чувствовал себя самым несчастным человеком. Нередко ощущал сильный страх перед родителями. Иногда казался себе серенькой мышкой, которая ищет норку, в которой наконец можно ото всех спрятаться и не шевелиться.

Возникает вопрос: а можно ли применять страх для решения вполне благородной задачи, связанной с побуждением ребенка к выполнению указаний старших? Практика показывает, что многие родители хотя бы иногда стращают детей разными несчастьями. Например, говорят, что не будут с ними разговаривать, отдадут в милицию, чужому дяде и т. д. Причина кроется в вековой традиции использовать страх в воспитательных целях. Он четко выражен во многих народных сказках. Вспомним сюжеты с участием чудовищ, ведьм, чертей и т. п. Рассказами о них детям внушали мысль, что в случае нарушения требований взрослых они обязательно будут наказаны некой неведомой силой. От нее невозможно укрыться. Поэтому следует обязательно подчиняться всем требованиям старших.

Родители не всегда знают, как можно побудить ребенка к выполнению норм и правил общественной жизни без боязни быть наказанным за их нарушение. Частое использование метода запугивания ведет к тому, что у ребенка невольно утверждается заниженная самооценка, которую в более позднем возрасте бывает очень трудно преобразовать в адекватную.

Следует отметить, что самооценка формируется постепенно и на основе определенного типа гордости. Сначала ребенок учится воспринимать оценку своих действий со стороны родителей, других людей. Она может быть как положительной, так и негативной. Первая побуждает переживать гордость, а вторая - ограничивать свои действия, в результате чего закладывается основа для становления чувства стыда. Самооценка формируется тогда, когда ребенок, опираясь на мнения о нем окружающих людей, начинает самостоятельно выделять в себе достоинства и недостатки. Поэтому важно в раннем детстве показать малышу причины той или иной оценки его поведения взрослыми. Мнение взрослых должно утверждать у него уверенность в своих силах, веру в возможность правильного выполнения их требований.

"Одевайся быстрее!"

Ситуация:

Саша (четыре с половиной года) вместе с другими ребятами из группы вертелась в раздевалке (день зимний, на улице холодно), ожидая, когда за ней придет мама. Время текло незаметно: покрутила обруч вместе с Настей, поиграла с Костей в мяч, помогла воспитательнице собрать кегли, рассмотрела содержимое сумочки вместе с ее хозяйкой Дашей.

Александра, одевайся быстрее! Папа ждет в машине! - Саша даже вздрогнула, настолько неожиданным было появление мамы.
- Ура, мамочка! А я помогла собрать кегли! Ой, посмотри, какие у Даши в сумочке бусы, и браслет, и карандаш - с двух сторон пишет! - Саша побежала в группу за Дашей.
- Ой, Саш, пожалуйста, побыстрее. У вас тут жарко, а я в теплой шубе.

Саша, не успев огорчиться, помчалась к своему ящику. Едва приоткрыла дверцу, как на нее высыпалось все содержимое: колготки, теплая кофта, куртка, комбинезон, шапка, да еще лопатка и дощечка - кататься с горки.
- Ты опять запихала вещи как попало?! Почему не сложила как следует? Посмотри, какой у Даши порядок! - Саша, едва взглянув в Дашину сторону, принялась сортировать и складывать вещи.
- Сейчас-то зачем складывать? Лучше одевайся побыстрей! - Мама сердилась, но обижаться на маму никак не входило в Сашины планы.
- Я быстренько, только колготки найду...

Как назло, колготки куда-то запропастились.
- Ты что, издеваешься надо мной?! - Мама перешла на крик. - Копуша! Не могла собраться пораньше!
Всхлипывая, Саша надевала вещи, которые протягивала ей мама.
- Где носки? Варежки?

Саша встала на скамейку, чтобы найти вещи на верхней полочке, но вдруг вспомнила, что после прогулки положила их на батарею. Спрыгнула со скамейки, не заметив лопатку...
- Ты не просто копуша, но и... - мама бросила взгляд на сломанную лопатку, - настоящий вредитель! Больше я тебя забирать не буду!..

Со слезами на глазах Саша, кое-как застегнув куртку и натянув шапку, бросилась догонять маму.

Комментарий:

Итак, Саша ждет свою маму. Она сделала много добрых дел - впору похвастаться маме. Конечно же, мама обрадуется. Но мама почему-то не радуется, она спешит. Пожалуй, проблема в том, что мама воспринимает свою дочку как уже взрослую и соответственно предъявляет "взрослые" требования. Это одна из больших и типичных одновременно ошибок во взаимоотношениях родителей и детей.

Согласно исследованиям психологов, подавляющее большинство родителей общаются со своими детьми либо как с еще очень маленькими и еще ничего не понимающими, либо как со взрослыми. В результате - частые детские слезы, а иногда и отставание в развитии. Да, терпения родителям порой не хватает.

Так как же быть? Вся система отношений складывается из очень маленьких, порой едва заметных поступков, слов, жестов. Именно такие мелочи и определяют взаимоотношения не только родителей и детей, но и взрослых людей. Поэтому рекомендация первая: нужно быть очень внимательным к мелочам. В любых ситуациях. Всегда. Со всеми. Стереотип поведения в одной ситуации зачастую переносится на другую. Сначала мама кричит на опаздывающего папу, а потом точно так же на дочку. А дочка потом точно так же на подруг.

Обратите внимание на фразу: "Ты не просто копуша, но и... настоящий вредитель!". Для малышки это не просто характеристика, это обвинение в несостоятельности, неуспешности, в конечном счете это отдаление матери от дочери. Все очень серьезно. А потому рекомендация вторая: не нужно допускать оценочных суждений, характеристик-ярлыков. "Ты никогда не сможешь...", "Ты неудачник, как и твой папа..." - высказывания как раз из этой серии.

Не стоит забывать, что лучшими средствами в подобных ситуациях всегда были терпение и понимание.

Воспитание завышенной гордости осуществляется иным образом.

Во-первых, взрослые не испытывают других эмоций, кроме радости от того, что у них красивый, очаровательный, приятный во всех отношениях малыш. Он как бы изначально лишен каких-либо недостатков, все, что он делает, вызывает одно удовольствие. Даже если иногда повышает голос на мать, начинает настойчиво требовать в магазине игрушку, сладости и т. д., то на это не обращается внимание. Близкие люди видят одни достоинства, обычно связанные с успешной реализацией ребенком природных задатков. Они у полугора-двухлетнего малыша не замечают тех действий, в которых уже проявляется желание командовать, любой ценой добиваться осуществления своих желаний.

Во-вторых, у взрослых отсутствует четкое представление о том, что действительно необходимо закреплять в ребенке с помощью похвалы. Они готовы давать высокую оценку любым его успехам, даже если они привели к страданиям других людей.

В-третьих, не имеют сформированных убеждений по поводу того, какие же действия ребенка должны ограничиваться из-за недопустимости. Например, принуждение матери криком, топаньем ногой с целью добиться выполнения своих неожиданных пожеланий. Поэтому ему почти ничего не запрещают.

Более того, часть родителей таких детей оправдывают свои действия тем, что будто у некоторых народов существует традиция предоставления малышу лет до пяти-шести полной свободы. Тогда он вырастает активным, предприимчивым человеком и одновременно культурным. С возрастом степень понимания им необходимости выполнения правил поведения возрастет, и все дурное исчезнет само по себе.

Такое мнение ошибочно. Во всех культурах детей с раннего детства приучают к порядку, самостоятельности, самоконтролю. При этом даже не имеющие какого-либо образования родители хвалят ребенка прежде всего за его умение сделать то, что у него прежде не получалось. Дурное поведение сразу ограничивается.

В-четвертых, не осуждаются и не пресекаются начальные проявления желания малыша навязывать свою волю окружающим людям.Речь идет о реагировании на постоянно предъявляемые взрослым требования "принеси то, дай это". Родители чуть ли не превращаются в рабов маленького повелителя. Некоторым даже приятно выполнять прихоти ребенка. Видя его улыбку, счастливые глаза, они сами испытывают большую радость. Однако малыш старше полутора лет запоминает все реакции взрослых на свое поведение. Он учится ориентироваться в системе их положительных и отрицательных эмоций, возникающих как реакция на его поведение.

Поэтому старшие должны умело выразить свое недовольство тем, что демонстрируется грубость, жестокость, безграничное своеволие. Пусть эти действия проявляются еще в незрелой, детской форме, их обязательно следует пресекать. Ребенку надо спокойно объяснить причину такой реакции взрослого. Важно специально отметить, насколько окружающим больно и неприятно видеть подобные проявления в поступках малыша. Если же он не реагирует на замечания, то можно взять его на руки на 1-2 минуты, дождаться, пока он успокоится, а затем еще раз вместе с ним посмотреть, как воспринимаются его действия со стороны. Из этих объяснений малыш почти ничего не поймет, однако он почувствует негативную реакцию родителей. Это ощущение будет главным результатом беседы, и в следующий раз он, вспомнив оценку взрослого, уже не станет себя вести подобным образом.

В-пятых, завышенная гордость формируется тогда, когда подчеркивают достоинства детей, которым купили такие игрушки или вещи, которые у многих сверстников отсутствуют. Ребенку кажется, что, владея исключительными предметами, он уже возвышается над сверстниками. Такие подарки могут способствовать становлению завышенной гордости, если не научить ребенка спокойно реагировать на подарки и делиться ими со сверстниками.

В-шестых, неадекватная самооценка формируется в результате похвалы, которая строится на сравнении ребенка со сверстниками. Взрослые, говоря о достоинствах своего ребенка, отмечают их отсутствие у детей, с которыми он общается. Невольно закладывается в его сознании представление о том, что можно смотреть на сверстников свысока, видя в них некую неполноценность, а в себе - исключительность.

Если действует такая система воспитания, то неизбежно в четыре-пять лет ребенок будет пытаться навязывать свою волю не только родителям, но и сверстникам в детском саду, другим взрослым, которые с ним станут общаться. Также от него очень трудно будет добиться необходимой в этом возрасте организованности, дисциплинированности, умения реагировать на требования старших. Степень его своеволия будет постоянно возрастать. Очень трудно выработать в этом случае простейшие навыки самообслуживания: привычку собирать за собой игрушки, складывать одежду, мыть посуду и т. п.

Такой ребенок часто капризничает, негативно реагирует на просьбы выполнить какие-то действия. Его самостоятельность возрастает только в тех случаях, когда что-то хочется сделать для собственного удовольствия. Например, ребенок быстро обучается пользованию кнопками пульта дистанционного управления телевизора, видеомагнитофона, другой сложной техникой, если ему это дает какие-то дополнительные преимущества. При этом трудно побудить его заботиться о сложных приборах, беречь их. Все призывы к выполнению норм и правил обращения с техникой отвергаются.

Чувствуя свою исключительность, малыш может пытаться командовать сверстниками. Его бывает трудно приучить к умелому пользованию игрушками в детском саду при совместных играх с другими детьми. Стремясь получить любой ценой желаемую вещь, он может применить по отношению к другим детям физическую силу. Попытки обратить внимание ребенка на его недостатки в поведении не дают желаемых результатов.

В противоположность методам формирования заниженной и завышенной гордости, воспитание адекватной формы проявления этого чувства осуществляется следующими способами.

Прежде всего, родителям уже при первых проявлениях самостоятельности (в год-полтора) необходимо представлять, что они разрешат делать малышу при проявлении его активности. Как, например, будут реагировать взрослые, если ребенок попытается пользоваться телефоном, беспорядочно нажимая кнопки, или пультом дистанционного управления телевизора. Как они отнесутся к тому, что он начнет рвать книжку. Или возьмет часы, другие ценные для родителей предметы и станет стучать ими о пол. Может, стоит убрать все эти вещи подальше на какое-то время?

Если взрослые намерены воспитывать в будущем адекватную гордость, то они уже в самом раннем возрасте должны стремиться регулировать познавательную активность малыша. Все убрать от ребенка невозможно, да и не нужно. Он вполне способен обучаться постепенному контролю за своими действиями. Взрослые разрешают в течение короткого времени при их постоянном контроле брать в руки дистанционный пульт телевизора, музыкального центра, сотовый телефон и т. п. Ребенку объясняют, что ценные вещи необходимо брать в руки осторожно. Он, конечно, не понимает смысла запретов и ограничений, но чувствует интонацию голоса взрослого и вполне способен остановить свою непроизвольную познавательную активность в отношении отдельных вещей.

"Кто это сделал?!"

Ситуация:

Грохот раздался совершенно неожиданно, и взрослые, повыскакивав из-за праздничного стола, кинулись в детскую. Сергей, отец именинника, остановился на пороге как вкопанный: пол был усеян множеством цветных осколков, на которые по неизвестной причине разлетелся главный подарок...

Осеннее утро выдалось на диво солнечным. Таким же солнечным было настроение у Владика-именинника и его родителей: шутка ли, пять лет?! Родительский подарок - пять, по числу лет, новеньких компьютерных дисков - Владик отложил: можно потерпеть до завтра. Главное - дождаться, когда наступит "час дня": тогда придет дедушка и принесет подарок! Какой, Владик не знал, но по загадочному выражению лиц взрослых понимал: это что-то необыкновенное.

К половине второго собрались почти все гости. Владик степенно - уже большой! - складывал подарки на журнальный столик. Сказав гостю спасибо, тут же нетерпеливо обращался к родителям: "Ну когда же придет дедушка?"

Наконец раздался долгожданный звонок, и на пороге с огромной картонной коробкой показался дед.

Принимай подарок! Разберем сейчас или потом? - И под всеобщее "сейчас" дед с ценным грузом направился в детскую...
...Плотно задвинув шторы, дед скомандовал:
- Раз, два, три - люстра, гори!

Люстра действительно была волшебной. Владик уже освоился с пультом: нажал одну кнопку - загорелся яркий свет, другую - в комнате воцарился полумрак, тихонько заиграла космическая музыка и вверху невесть откуда появилась летающая тарелка с бортовыми огнями, третью - потолок превратился в звездное небо!
- Ну, пультом поиграешь вечером, а сейчас развлекай гостей.
Взрослые, шумно обсуждая достижения современной электроники, отправились за стол...

Я вас спрашиваю, кто это сделал?! - дрожащим от гнева голосом спросил Сергей.
В комнате повисла звенящая тишина...

Комментарий:

Допустим, папа еще парой громких вопросов заставит детей признаться и в том, кто из них разбил подарок, и еще в десятке-другом "вольных и невольных грехов". Что последует потом? Ссора с родителями бедняги, угрозы, что его больше никогда не пустят в гости? Прекратится праздник?

Так что тупиковый это вопрос - выяснять сейчас, кто виноват. Главное здесь - сохранить праздник. Безусловно, не ценой угрожающей фразы: "Сейчас веселитесь, а завтра утром приходите, будем разбираться, кто виноват, и наказывать".

Конечно, очень нелегко сдержать гнев по этому поводу, а купить нечто подобное и вообще будет почти невозможно (дорогой подарок!). Но выбора у взрослых не так много. Во-первых, нужно сохранить праздник, во-вторых, не перессорить малышей, а в-третьих (или для начала), убрать осколки. И совсем не обязательно в урну.

Вернемся к папиной фразе - попытке найти виновника случившегося. После нее уже будет сложно восстановить равновесие. Естественно, никто не мог предполагать такого разворота ситуации, но меры предосторожности все-таки следовало предпринять. Например, на время игры детей открыть комнату, или сначала всем вместе разобраться с подарком, или вообще не вешать чудо-люстру.

Но что было, то было. Папа распахивает дверь и... А как бы поступили вы в подобной ситуации? "Ну что, конструкторы-исследователи, не удалась попытка изучить прибор? А кто был испытателем? Ты? Ну, расскажи, почему эксперимент не удался".

Конечно, чтобы с улыбкой произнести подобную фразу, нужно особое самообладание или просто всепрощающая любовь к детям.

Родителям важно определить, какими предметами дети, по их мнению, могут играть без опасения взрослых за их здоровье, так, чтобы не требовалось вводить запреты, снижающие их желание выявить механические и физические свойства окружающих предметов. Таковыми, как показывает практика, в городской квартире являются чаще всего легкая металлическая или пластмассовая посуда, некоторые спортивные снаряды, с которыми многие дети играют с удовольствием, оставаясь в поле зрения матери.

Дети в полтора-два года предпочитают изучать изделия, которыми пользуются взрослые, а не играть в игрушки. В кубики быстро надоедает, а в машинки или в куклы еще рано по причине того, что не сформировано образное мышление.

Господство наглядно-действенного мышления требует игр с теми предметами, которые позволяют тренировать руки, пальцы, тело для приобретения практических навыков в дальнейшем самостоятельном освоении окружающего мира.

Родители уже в полтора-два года приучают малыша реагировать на положительную и отрицательную оценку его поведения. Реакция пока может выражаться в одобрении его действий или в их ограничении или даже пресечении. При этом никаких специальных чувств у ребенка в связи с этими оценками пока не возникает - лишь ощущение комфорта либо дискомфорта. Если возникает последнее, то начинает закладываться основа для формирования способности подчиняться тому, что требуют старшие.

Умение подчиняться играет очень важную роль в жизни каждого человека. Приобщение к культуре всегда предполагает преодоление в ряде ситуаций природных желаний и переключение на то, что необходимо с точки зрения социальных норм и правил. Например, надо выполнять домашние задания, хотя очень хочется поиграть с друзьями, позже - подчиняться начальнику, хотя имеешь собственное мнение, и т. д. Такой навык быстро не утверждается. Практически всю жизнь его приходится тренировать. Первые шаги в его отработке предпринимаются в самом раннем детстве. При этом ребенок нередко проверяет, насколько взрослые настойчивы в своем стремлении научить его подчиняться вполне разумным требованиям.

Катя заигралась с куклами и не успела убрать перед сном свои игрушки. Мама попросила быстрее навести порядок в комнате. Девочка не отреагировала на ее просьбу и собралась лечь в постель. При этом Катя периодически оглядывалась на маму и ждала ее реакции. Поняв, что дочка проводит особую проверку, мама более настойчиво попросила расставить по местам игрушки, предложив свою помощь. Катя стала складывать игрушки.

Как видим, в сознании ребенка утвердилась установка на то, что своеволием поблажек не дождешься и желательно сразу выполнить то, что просят взрослые.

Однако нередко возникают такие ситуации, когда малыш продолжает игнорировать указания взрослых. Более того, он как будто специально продолжает делать то, что ему запрещают. Что же предпринять в этом случае родителям? Говорят, что необходимо переключать малыша на что-то другое, объяснять необходимость выполнения просьбы старших. Однако не всегда такие приемы дают желаемый результат. Ребенок капризничает, всячески сопротивляется, продолжает настаивать на своем.

Подавляющее большинство родителей не выдерживает и прибегает к так называемому "воспитательному шлепку". Это еще не физическое наказание, а лишь побуждение к выполнению требования взрослого. Конечно, при этом происходит некое запугивание возможностью применения силы в том случае, если и далее малыш им не подчинится. Ребенок ставится в ситуацию выбора: продолжать игнорировать указание старших и наверняка еще раз испытать боль либо выполнить то, что они велят. Природный инстинкт подсказывает, что лучше пойти по второму пути. Со слезами и большой неохотой ребенок останавливает свои природные побуждения. В итоге взрослые добиваются желаемого результата. Но какой ценой?

Конечно, лучше вырабатывать у детей с самого раннего возраста умение реагировать на требования взрослых таким образом, чтобы не надо было применять даже воспитательного шлепка. Но это идеальный вариант. К сожалению, периодически возникают такие ситуации, когда у родителей отсутствует возможность уговаривать, переключать, объяснять важность выполнения каких-то необходимых действий. Например, надо быстро собраться в детсад, а малыш медлит, ему хочется остаться дома. Мама, опаздывая на работу, не выдерживает и подстегивает шлепком. Есть ли у нее другой вариант побуждения ребенка к должному поведению? Если она не готовится заранее к возможности возникновения такой ситуации, то иначе вести себя не может. Ее нервная система не выдерживает, и она использует веками проверенный способ переключения малыша на нужные ей действия. Такова правда жизни, разрушающая самые гуманные педагогические теории, если были допущены ошибки в более раннем возрасте.

Поэтому важно постепенно приучать малыша с года - полутора лет реагировать на просьбы, а также обоснованные запреты родителей. Если малыш не переключается с первого раза на желаемое поведение, то следует неоднократно объяснять причину с указанием опасности продолжения запрещаемых действий. Как уже указывалось, важен сам факт спокойного общения с ребенком, а не жесткое проявление нашей негативной эмоции. Следует помнить, что дети лучше реагируют на нашу спокойную интонацию, чем на повышенный голос.

Положительный результат также достигается тогда, когда родители сами предлагают детям различные посильные для них игры, а не ждут, когда они возьмут опасный предмет.

Если умелым воспитанием, терпением удается к двум с половиной - трем годам сформировать у малыша представление о том, что многие его попытки что-то делать самостоятельно могут привести к устойчивым положительным результатам, создается благоприятная основа для специального формирования адекватной гордости.

Активность взрослых в решении этой задачи начинается с первых требований малыша "я сам". Обычно речь идет о желании без помощи окружающих одеться, идти по улице, когда взрослый следует за ним на некотором отдалении, включить радиоприемник, настроив его на нужную волну. Иногда это выражается в стремлении самостоятельно помыть чашки, тарелки, почистить пылесосом пол и т. п. Малыш сам избирает те действия, которые ему хочется выполнить без какой-либо помощи окружающих. При этом он всегда стремится подчеркнуть наличие у него способности справиться с тем, что раньше ему не удавалось сделать. Он наглядно демонстрирует возрастание своей взрослости. Ребенок неосознанно побуждает взрослых к тому, чтобы их отношение к нему изменилось. Он хочет, чтобы ему больше доверяли, не рассматривая как неумелого малыша.

В этих попытках показать взрослость он, естественно, не имеет четких ориентиров. Дело в том, что самостоятельность является лишь внешним признаком взросления. Более важно наличие внутреннего показателя, каким выступает реализация принятых в семье, в конкретной группе норм и правил поведения с близкими людьми, со сверстниками, незнакомыми в общественных местах и т. д. Также существуют правила заботы об одежде, жилище, технических системах, которые находятся в квартире, об окружающей природе и т. д. Поэтому перед родителями стоят две задачи: 1) умело отметить успехи ребенка в попытках действовать самостоятельно и 2) подчеркнуть важность реализации в разнообразных поступках тех норм и правил, которые соответствуют принятой большинством людей культуре.

Фиксация успехов ребенка осуществляется с помощью похвалы . Получая ее, ребенок в полной мере переживает то чувство, которое называется гордостью. У него возникает ощущение радости оттого, что его стремление доказать взрослость подкрепляется положительной оценкой тех, кто для него авторитетен.

Адекватная гордость утверждается только тогда, когда самой похвалой подчеркивается более высокая степень самостоятельности действий малыша в конкретной ситуации по сравнению с тем, что было недавно.

Взрослый не просто должен сказать: "Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось!" К этим словам следует обязательно добавить: "Посмотри, ты становишься все более умелым. У тебя еще недавно это не получалось, а сегодня наконец удалось без моей помощи полностью справиться с такой сложной работой. Знаешь, почему ты достиг успеха? Потому что старался. У тебя хватило воли, терпения для того, чтобы, несмотря на большие трудности, все-таки получить желаемый результат. Вот за твою волю и упорство в их преодолении мне хочется тебя особо похвалить".

От родителей требуется умение отслеживать темпы развития малыша . Это предполагает организацию наблюдения за тем, как, с помощью каких усилий он выполняет то или иное самостоятельное действие. Необходимо фиксировать те эмоции, которые при этом проявляются, физическое напряжение, уровень терпения, готовность неоднократно повторять то, с чем не удалось справиться сразу. Если ребенок испытывает явные трудности, следует его подбодрить, подчеркнуть, что со временем он обязательно достигнет результата. Важно, чтобы не прекращались и в дальнейшем попытки самостоятельно выполнить желаемую работу. В ряде случаев следует помочь, объяснив, по какой причине не удается легко справиться с каким-то делом.

Сравнение ребенка с тем, каким он был еще сравнительно недавно, дает возможность избежать появления чувства превосходства над другими людьми и привычки командовать кем-либо. Правильным воспитанием утверждается установка на то, что можно и надо руководить прежде всего самим собой. Лишь развив в себе это качество и овладев необходимыми культурными навыками, можно пытаться управлять еще кем-то.

Важно подчеркнуть, что успех в формировании адекватной гордости у ребенка приходит только к тем родителям, которым удается согласовать друг с другом личные критерии оценки степени его самостоятельности и способы одобрения достижений. Если кто-то из взрослых хвалит любые формы проявления самостоятельности, даже своеволие, грубость, то малыш, естественно, будет считать их приемлемыми.

При формировании адекватной гордости возникает проблема определения того, что же следует разрешать делать ребенку самостоятельно. Разрешения и ограничения должны учитывать не только повышение степени независимости малыша от взрослых, но и те нормы и правила поведения, которые обеспечивают успешное включение в совместную с окружающими жизнь.

Новейший онлайн букварь

То, о чем шла речь в самом начале, можно по праву назвать псевдогордостью или даже занудством и «замороченностью». Все это пришло к нам из позапрошлых веков, времен прекрасных дам и рыцарей. Но, несмотря на пережитки прошлого, холится и лелеется, будто ценная реликвия. Давайте попробуем разобраться, что подразумевает понятие «Женская гордость» в новом прочтении.

Как воспитать в себе женскую гордость: что это такое

Как говорилось ранее, женская гордость имеет в современном мире несколько иное понятие. Сейчас женщины эмансипированы, потому запросто могут сами заехать за мужчиной и цветы подарить. «Прошловековые» традиции из серии «не звони», «не бери», «не мирись» оставьте в рыцарских любовных романах. (Читайте также ).
Чтобы понять, что такое женская гордость в современном миропонимании, давайте разберемся, какая женщина считается эталоном на сегодняшний день.
Прежде всего, это самодостаточная дама, которая в состоянии, на крайний случай, обеспечить себя и детей. Но это не значит, что она должна сутками пропадать на работе. Помимо деятельности, которая для нее была хобби, но переросла в процесс получения прибыли, есть масса увлечений: от танцев до вышивки крестиком. Кроме того, она любознательна, активна, жизнерадостна. Всегда сумеет найти выход из сложившейся ситуации. И - внимание - без всякого стеснения позвонит кому угодно тогда, когда ей надо.
Это не детальная характеристика, но основные моменты тут отражены. Потому давайте определимся, что же такое женская гордость в новом понимании. Прежде всего, в это понятие входят настойчивость, умение постоять за себя, коммуникабельность, увлеченность, любовь к жизни. Нельзя не согласиться, что портрет современной гордой женщины отличается от кисейной барышни из прошлых веков. Последние постоянно терзали себя мыслями о несчастной любви (ведь написать первыми они не решались), кроме того, постоянно выполняли чью-то волю - родителей или мужа (сейчас дама делает то, что хочет, как говорится, по зову сердца).
Конечно, в один миг стать гордой невозможно, если только соответствовать описанным стандартам. Но с помощью тщательной работы попробовать можно.

Как воспитать в себе женскую гордость: начали!

Чтобы стать сильной, самодостаточной личностью, необходимо начать с самоанализа. Ответьте себе честно: «где я делаю не так?» и «почему?». Во втором случае не скупитесь на фиксирование ситуаций, которые в раннем детстве послужили поводом несогласия с собой и с окружающим миром. Ведь там кроются ответы на проблемные вопросы вашей жизни. (Читайте также ).
Например, считаете вы, что заговорить с мужчиной - это чуть ли не главный показатель безнравственности? Проанализируйте, вполне вероятно, что в детстве мама и папа ругали вас за интерес к мальчикам. В итоге подавили проявление сексуальности. И вот вам - зажатость и застенчивость.
Чтобы стать самодостаточной женщиной, которая ценит себя, необходимо решить простую задачу - полюбите себя. И тогда все внутренние противоречия решатся сами собой. Но чтобы это сделать, надо пройти непростой путь избавления от застарелых обид, страхов и комплексов.

Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, примите участие в оценке статьи. Выберите нужное количество звездочек справа по 5-ти бальной шкале.