Правильное питание

Роль воспитания у учителя к ученикам. О роли учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
«Как стать бабочкой?» - капризно спросила она. «Нужно так захотеть летать, чтобы расхотелось быть гусеницей»
Trina, Paulus. Hope for the flowers, p.75
Школа, по латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости. Вспомним: для многих из нас и наших детей школа была скорее домом печали. Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя.
У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать возможность им развиться.
Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.
Все обучение и воспитание должно строится на положительных образах. К примеру, в задачке на «вычитание» не должно быть слов «отнял» или «украл», лучше - «подарил». Все должно ассоциироваться с добрыми людьми, красивыми поступками.
Главное в деятельности учителя - уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.
Отношение педагогов и детей.представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.
Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.» (1) Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в

Которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве перестраивать человека узнал весь мир...
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания еще более трудным.
Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни.
И сейчас в наше время проливается кровь на Чеченской земле и во многих других странах. И ради чего?.. Ради чего столько мук и страданий? Ради маленького куска земли!
Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их; нельзя скрывать противоречий - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения.
По сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью.
«Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах» (2)
Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования. На личность влияет коллектив, в котором личность находится. Коллектив-это чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают.

Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.
Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.
Вы спросите, как можно воспитывать математикой? Математика -это, прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стремились трудиться, борясь с ленью, легкомыслием. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, далее, если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах» (3).
Классики советской педагогики рассматривали проблему взаимоотношения учителя и учеников как поистине первостепенную. Уделялось внимание и тому феномену, как авторитет учителя. «Если человек должен отвечать за свое дело и отвечает, то вот его авторитет. На этой базе он и должен строить свое поведение достаточно авторитетно» (4). В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.
Если учитель хочет быть настоящим воспитателем, он должен озарить знания своими мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники услышали: учитель обращается к ним. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждениям, поучениям воспитателя.
Есть прекрасный ответ замечательного учителя Шалвы Амоношвили на вопрос о том, в какой стране могли бы жить дети: «В стране, где царствует диктатура совести». (5). И так будет, потому что все начинается с детства.

ЛИТЕРАТУРА
1. А.С. Макаренко «О воспитании» с.4
2. В.А. Сухомлинский «Методика воспитания коллектива» с. 152
3. «Воспитание в духе Бахай» с. 30
4. А.С. Макаренко «О воспитании»
5. газета «Новое поколение» 20.09.2002 года, с. 7; журнал «Воспитание
школьников» №5, 2002 год, с. 9

Сизых Елена Викторовна,
учитель начальных классов
г. Петровск-Забайкальский.
Школа №6

На Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками.

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия - педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.

Что же такое личность?

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.

Одно из условий успешной учебной деятельности - это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя - это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога - это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.

Эффективность такого общения учителя с учеником зависит от готовности ученика принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него, но учитель не всегда заботится о такой готовности. Он часто торопится оказать волевое влияние на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся участниками его взаимодействия. Ученики ожидают от учителя мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении учителем ситуации дети считают это естественным. Однако в системе отношений «учитель—ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель, прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе.

1. Нравственные отношения системы «учитель — ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут, как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположныйожидаемому.

Направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика.

Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

2. Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды.

Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других — становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка. Практически ни у кого из учителей нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений.

Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в нём личность — это сложная работа ума и сердца учителя.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» Тогда как всякое несправедливое решение вызывает детское возмущение поведением учителя, они обсудят его в группах сверстников, расскажут родителям. Эта оценка может надолго определить неустойчивый характер взаимоотношений с учениками и отсутствие воспитательной силы педагогического воздействия. Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя.

Кроме того, от учителя требуется всесторонние знания, душевная безграничная щедрость, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка - желание что - то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения Изучение личности ребёнка через его деятельность - один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие - в работе, третьи - дома.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

а).Отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.
б).Неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.
в).Асоциального окружения.

То общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.

Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.

Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.

Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.

Перевоспитание - это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).
Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.

Вывод

Проблема формирования личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью, даже подобием личности.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Школа, по латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости. Вспомним: для многих из нас и наших детей школа была скорее домом печали. Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя.

У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать возможность им развиться.

Дарить ребенку чувство его значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.

Все обучение и воспитание должно строится на положительных образах. К примеру, в задачке на «вычитание» не должно быть слов «отнял» или «украл», лучше - «подарил». Все должно ассоциироваться с добрыми людьми, красивыми поступками.

Главное в деятельности учителя - уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.

Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.

Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.» (1) Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве перестраивать человека узнал весь мир...

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни.

И сейчас в наше время проливается кровь на Чеченской земле и во многих других странах. И ради чего?.. Ради чего столько мук и страданий? Ради маленького куска земли!

Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их; нельзя скрывать противоречий - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения.

По сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью.

«Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах» (2)

Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования. На личность влияет коллектив, в котором личность находится. Коллектив-это чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают.

Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

Вы спросите, как можно воспитывать математикой? Математика -это, прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стремились трудиться, борясь с ленью, легкомыслием. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, далее, если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах» (3).

Классики советской педагогики рассматривали проблему взаимоотношения учителя и учеников как поистине первостепенную. Уделялось внимание и тому феномену, как авторитет учителя. «Если человек должен отвечать за свое дело и отвечает, то вот его авторитет. На этой базе он и должен строить свое поведение достаточно авторитетно» (4). В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.

Если учитель хочет быть настоящим воспитателем, он должен озарить знания своими мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники услышали: учитель обращается к ним. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждениям, поучениям воспитателя.

Есть прекрасный ответ замечательного учителя Шалвы Амоношвили на вопрос о том, в какой стране могли бы жить дети: «В стране, где царствует диктатура совести». (5). И так будет, потому что все начинается с детства.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.С. Макаренко «О воспитании» с.4

2. В.А. Сухомлинский «Методика воспитания коллектива» с. 152

3. «Воспитание в духе Бахай» с. 30

Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

  • 1. Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;
  • 2. Несправедливые обвинения, унижения;
  • 3. Нервное напряжение, стрессы;
  • 4. Одиночество;
  • 5. Тотальную неуспешность.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития.

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.

Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.

Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагог.

Заключение

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.

В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности, включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.

Анастасия Барбарчик
Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности

«Самый лучший учитель для ребенка тот , кто, духовно общаясь с ним , забывает, что онучитель , и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самыесокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудиемвоздействия на молодую, формирующуюся личность . От чуткости учителя к духовному мирувоспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».Сухомлинский В. А.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного , нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Если обозреть роль педагога- учителя в духовно -нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешногоразвития как личности , так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя . Роль педагога , его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного , ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель , более чем кто-либо другой, призван направлять формирование и развитие каждого из своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя , его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя ? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, чтосформулированы в плане . В сознании ребенка откладываются поведение учителя , егожесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другимиучащимися, при различных обстоятельствах ; как он держится с коллегами, какреагирует на удачи и неудачи его одноклассников. Воспитатель, учитель требует отучащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И оттого, насколько требовательным, последовательным окажется учитель , будет зависеть и результат. При правильной организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируютсяосновы нравственного поведения, духовной культуры .

Выделяется группа качеств личности педагога , влияющих на нравственноевоспитание, воспитание личности :

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическаянаправленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Положительные этические качества (добродеятельность)

Традиционными источниками нравственности являются :

1. Патриотизм, включающий в себя ценности : Любовь к России. Любовь ксвоему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная . Доверие клюдям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность -Гражданское общество. Долгперед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья - Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность инастойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука - Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности : Красота. Гармония. Духовныймир человека . Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь.

Учитель обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек , специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер : школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей , сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение

В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка .

Любовь к детям является отличительной чертой учителя , являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.

«Педагогическую любовь» можно рассматривать как «частный случай» отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Л. И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства :

Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети;

Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами» , со всеми его особенностями;

Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким» , и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку;

Найти позитивное в личности ребенка , выразить ему доверие;

Постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой) ;

Установить личный контакт с помощью средств невербального общения;

Создавать «ситуации успеха» , оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;

Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка;

Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности , подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т. д. Нравственность формируется в мероприятиях , в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.