Правильное питание

Деловая игра по экологии с воспитателями. Деловая игра материал на тему Сценарий деловой игры экологическая проверка на предприятии

Человек начал испытывать экологические трудности еще в прошлые эпохи развития человеческого общества, особенно недостаток такого уникального природного объекта, как вода. Особенности расселения и формирования городов имеют четкую географическую привязку - наличие пресноводных объектов. Это в свою очередь сыграло с человечеством весьма злую шутку. Так, рост крупных поселений, привел к тому, что уже в средние века вода во многих районах Европы стала непригодной для питья (опустошительные средневековые эпидемии чумы во многом были связаны с загрязнением водных источников), причем человечество не могло уже воспользоваться новыми ресурсами. Рост промышленности в эпоху индустриального общества с капиталистическим способом производства привел к введению такого термина в экологическую научную терминологию, как «антропогенный фактор», который отражает нарушение экологического равновесия, сложившегося в процессе эволюции, под действием человеческой деятельности. С этого периода времени отходы промышленности начинают угрожать не только существованию флоры и фауны, по и человека как биологического вида. Экологическую ситуацию в различных районах Земли многие ученые характеризуют как кризисную. В.И. Вернадский отмечал в своем учении, что биосфера обладает мощными экологическими резервами и высокой адаптационной способностью, например самоочищение воды при прекращении антропогенного воздействия на водный объект. Но человечество, зная это, не только не сокращает прессинг на природу, по и увеличивает его, что приводит к тому, что экологические системы уже не могут справиться с этим воздействием. К такого рода воздействиям следует отнести загрязнение природной среды химическими соединениями, не свойственными природе (их называют ксенобиотиками); нарушение геохимических циклов; нерациональную, экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, подрывающую способность природы к воспроизводству возобновимых ресурсов и приводящую к быстрому истощению невозобновимых ресурсов.

Вред, наносимый природе, не является неизбежным следствием развития человечества. Весьма часто ухудшение состояния окружающей среды происходит в результате ошибок в технической и экологической политике и связано с «недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью возможных эффектов антропогенного воздействия, широким использованием природной среды в качестве средства снижения интенсивности воздействия вредных отходов производств и других действующих факторов (например, использование природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ)...» (1, с. 183].

К сожалению, человек далеко не всегда понимает, какие изменения природной среды дадут полезные результаты, а какие - отрицательные (2]. Дело не только в неопределенности реакций биологических систем на воздействие. Одной группе людей некоторое воздействие па природу может казаться весьма желательным, а другой - наоборот. Яркими примерами являются многолетнее загрязнение Байкала, эпопея с поворотом северных рек. Как много имеется примеров нерационального, варварского отношения к природе со стороны государственных организаций, ставящих ведомственные интересы выше общегосударственных (рекорд в этой области принадлежит, вероятно, Минводхозу).

В условиях сильного антропогенного воздействия на биосферу оптимальная техническая и экологическая политика должна основываться па совмещении интересов человечества и природы. По выражению академика С.С. Шварца, «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в измененной человеком среде...... Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды; разработка новых, малоотходных процессов и схем получения веществ; создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений; опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами. Особая роль принадлежит аналитической химии. Определение загрязнителей, измерение концентраций загрязняющих веществ в сложных, многокомпонентных природных смесях - важная составная часть мониторинга антропогенных изменений окружающей природной среды.

Успешное преодоление экологических затруднений возможно лишь в результате совместных усилий представителей различных отраслей знания - естественнонаучных, технических, социальных. Такой объединяющей формой различных отраслей знаний является исследовательская работа, в том числе и в природоохранной области.

В настоящее время необходимо отметить, что в школах фактически не проводится исследовательская работа с учениками в данном направлении, хотя ее важность является очевидной. Данная форма организации деятельности учащихся с одной стороны способствует сближению обучения и жизни, а с другой - формирует экологическую культуру. В ходе исследовательской работы школьники получают возможность проводить эксперименты, в том числе и с использованием методик исследований компонентов природной среды с помощью аналитической химии, изучать данные литературных источников, проводить наблюдения за изменением состояния окружающей среды. Все это в итоге приводит к выработке активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды, отказу от безразличного созерцания изменений природы под воздействием антропогенного фактора.

Все это говорит о необходимости введения экологической исследовательской деятельности в учебный процесс только после того, как учащиеся смогут ориентироваться в определенной системе знаний, то есть после изучения основ физики, химии, биологии, что будет значительно повышать самостоятельность в проведении данного вида деятельности школьниками.

При планировании исследовательской работы главный акцент необходимо делать на анализ учебного материала и материала, необходимого для проведения экологических исследований. При этом необходимо соблюдать следующие условия, обеспечивающие высокую эффективность работы учащихся:

  • а) вновь полученная информация должна дополнять базовые знания;
  • б) выбранная информация должна быль значимой для учащихся, так как только в этом случае они будут мотивированы к проведению исследований и в получении новых знаний;
  • в) выделенная информация должна обязательно содержать проблему, так как исследовательская работа должна быть ориентирована на ее решение.

Другим важным моментом является выявление уровня знаний и умений учащихся, что необходимо для определения степени участия учителя в исследовательской работе школьников. Безусловно, роль учителя в данном виде работ является ведущей, так как именно он должен помогать ученикам определять объект исследования в свете рассматриваемой экологической проблемы, помогать с выбором методики исследования и проведения эксперимента, с оценкой результатов анализа и с помощью такого метода как синтез - давать заключение о качестве состояния природного объекта, выявлять уровень ошибки исследования, что делает полученные результаты наиболее значимыми.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в курсе химии заложены большие возможности, связанные с формированием экологической культуры у школьников, экологического воспитания и познавательной деятельностью, основанной на проведении исследовательской работы, направленной на выявление уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение биоразно образия на нашей планете. Круг экологических проблем, решаемый с помощью курса химии, достаточно широк, начиная от определения качества воды, воздуха, почвы, уровня деградации почв в зависимости от вторичного засоления до определения качества продуктов питания и выявления уровня воздействия на человека электромагнитного излучения от ЛЭП, установления причин смертности.

Литература

  • 1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.
  • 2. Нифантьев Э.Е. и др. Кружковая работа со школьниками на тему «Химия и охрана окружающей среды» // Химия в школе- 1980. -№ 5. - С. 64-66.

Римма Бирюкова
Деловая игра «Экологическая гостиная»

Деловая игра «Экологическая гостиная »

Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;

совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры .

Материалы : репродукции картин русских художников И. Левитана : «Март. Большая вода» , «Золотая осень» ; И. Шишкина : «Корабельная роща» ; И. Грабаря : «Февральская лазурь» ; аудиозаписи классической музыки для музыкального фона; магнитофон; лукошко; билетики с заданиями; познавательный материал на группы; папка с методическими указаниями и наблюдениями; выставка книг – новинок по теме.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на предстоящую работу.

а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие» .

Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

«Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

б) Приветствие друг друга.

Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например : «Ты нежна» , «Солнышко» и т. д.

2. Работа, направленная на достижение поставленной цели :

а) Вводное слово.

Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Но где бы ни находился детский сад - в шумном городе или тихом поселке - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели -

Это в моих руках.

В. Солоухин

Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

Природа - источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к по-знанию мира.

Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об ин-тересном опыте знакомства с явлениями природы.

Воспитатели рассказывают об интересных случаях.

Природа - источник красоты

Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою беско-нечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок - нежный, маленький подарок грядущей весны.

Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта?

Воспитатели знакомятся с опытом друг друга.

Природа - источник доброты

В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания доброты чувств.

Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

Природа – источник здоровья

Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья.

Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха - прекрасное закаливание организма и предупреждение про-студных заболеваний. Все это - целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и жизни человека на Земле. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического об-разования дошкольников.

Игра «Экологическое лукошко »

(Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

(Е. Чарушин.)

(Клен.)

«сказки-несказки» . (В. Бианки.)

(Клюква.)

(Наблюдение.)

(Животное.)

(Птицы.)

(Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

(Экспери-ментирование.)

(Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний , умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Решение педагогических ситуаций

(задание воспитателям по группам)

1. На лесной поляне играют

Самый маленький кричит

останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

отвечает : «Просто так.»

бросила игра

Проверка домашних заданий

1. Представление на суд коллег газет или папок для родителей.

2. Озвучивание результатов анкетирования детей в группе по экологическому воспитанию .

3. Познакомить с настольными играми , имеющимися в группе по экологическому воспитанию .

Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.

Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками) .

3. Итоги по педсовету, обсуждение проекта решений.

Вручение познавательного материала воспитателям, вручение дискеты с наблюдениями.

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.

Самый маленький кричит : «Давайте поймаем бабочку и подожжем

ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,

останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает : «Просто так.»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой

поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы! - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила : - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию .

2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.

3. Создать методическую копилку по экологическому воспитанию .

Методическая разработка по экологии «Экология и дети». Деловая игра для воспитателей ДОО

Цель :

Закрепить знания педагогов по теме экологического воспитания .

Познакомить с некоторыми формами работы с детьми в условиях ДОУ.

Сплочение педагогического коллектива, установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде.

Оборудование :

карточки с изображениями птиц, животных, кроссворды, маркеры. мяч, жетоны, медали, дипломы.

Правила игры:

Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество - являются победителями игры и получают Диплом победителя «Деловой игры».

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал!

Я предлагаю разделиться на две команды»Апельсин» и «Радуга». (Раздаю эмблемы). Выбрать жюри (2 человека) за каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вос.: Начинается наша игра с разминки

2 команда

Относительно новое название опытов в природе (Экспериментирование.)

1 команда

Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

2 команда

Она же и туристская, и экологическая. (Тропа)

1 команда

Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

2 команда

Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

1 команда

Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

2 команда

Что вы понимаете под термином экология? Каково значение этого слова?

Эко – дом, логия – наука.

Экология - наука о доме, об общем доме.

Часть – теоретическая

Что такое экология в вашем понятии.(ответы команд, за правильный ответ вручение жетона)

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле.

Продолжим нашу игру. Задания для команд

1 задание «Что растет в краю родном?»

Ведущий называет деревья и кустарники. Хлопком отмечаются те растения, которые не растут в нашей местности. (за правильный ответ вручение жетона каждой команде)

1 команда:

Ель, береза, саксаул, облепиха, тополь. (саксаул)

2 команда:

Вишня, сосна, каштан, банан, дуб, кипарис. (каштан, кипарис)

Осина, рябина, мандарин, слива, ива, апельсин. (мандарин, апельсин)

2 задание. Всё о животных. (вручение жетонов)

Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.)

2 команда

Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.

(Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

3 задание «Кто кем будет?» (вручение жетонов)

Правила игры : ведущий бросает мяч игроку, который должен быстро ответить и возвращает мяч ведущему.

1 команда:

Цыпленок, котенок, мышонок, теленок, жеребенок, утёнок.

2 команда:

Бельчонок, щенок, кукушонок, волчонок, зайчонок, куколка.

4.задание.

Что – то мы засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками :

1. встревоженного кота;

2. грустного пингвина;

3. восторженного кролика;

4. разгневанного поросенка,

5. намокшую ворону.

6. кусачего крокодила

5.задание. «Найди и покажи» (вручение жетонов)

1 команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

2 команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

6 задание:Викторина «Мы любим природу».

Набор вопросов для каждой команды:(вручение жетонов)

1 команда:

1. Кто пьёт кровь: комары - самки или комары – самцы? (самки)

2. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

3. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

4. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

5. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

6. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

7. Где у кузнечика уши? (на ногах)

2 команда:

1. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

2.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)*

3.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

4. Какую траву любят кошки? (Валериана)

5.Трава от 99 болезней. (Зверобой)

6.Пингвин птица или животное? (Птица)

7. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

7 задание. Отгадайте о ком говорится?(вручение жетонов)

Кто это? (Это сова.)

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

2 команда

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.» (Это жаба.)

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.

Последний конкурс

8задание «Кроссворд»(вручение жетонов)

Уважаемые, коллеги наша игра подошла к концу.

Сегодня мы говорили об экологии . Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь спасая родную природу , ты душу свою спасаешь,

В сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

Прошу жюри объявить результаты конкурсов. (Вручение дипломов и медалей)

Игра - конкурс «ЗЕЛЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Природа способна увлечь любого человека. Особенно велика тяга к природе у подростков. Их пленит загадочность и таинствен­ность леса, спокойствие и размеренность водной глади. Любые про­гулки и экскурсии в при­роду, рыбалки, походы воспринимаются подрос­тками как праздник, ко­торый, к сожалению, очень редок в нынешней учебно-воспитательной работе. Потребности студентов в общении с природой не могут быть удовлетворены за счет учебного процесса. Предлагае­мая игра, поможет разрешить эту проблему, а также систематизировать у подростков разо­бщенные знания о взаимоотношениях человека и природы.

Особенности и педагогические возможности игры

Это командное состязание, составленное из игровых конкурсов экологической тематики. В игре принимают участие 2-4 команды из студентов 1 курса. Конкурсы требуют от играющих особой собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

В игре недостаточно владеть элементарными экологичес­кими знаниями. Очень важно уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других.

Игра носит познавательный и диагностический характер. С ее помощью преподавтель может получить информацию об уровне сформированности экологической культуры под­ростков и спроецировать ее дальнейшее развитие.

Игра положительно влияет на формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека. Игра позволяет студентам сосредоточиться на осознании необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку. Она развивает чувство эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувство личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой. Игра направлена на пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития. Студенты, включенные в игру, выступают в роли проводников экологических знаний по отношению к зрителям.

Подготовка к игре

Начинается игра с разработки организатором игры пакета заданий-конкурсов, организует деятельность вспомогательных служб, например пресс-центра «Эко» и т.п., помогает формировать игровые команды, составляет сценарий игры, продумывает технику подведения результатов соревнований, оговаривает состав жюри.

Команды, готовясь к игре, оформляют эмблемы и отличительные знаки в соответствии с выбранным назва­нием. Кроме того, каждая команда по правилам игры должна представить «экзаменационную работу» - экологический плакат.

Игровой материал

Для игры потребуются:

    пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест, карточки для конкурсов, чистый лист бумаги для записей.

    «табель успеваемости» - табло дл выставления оценок, на котором расчертить 5 квадратов-«курсов» с указанием номеров.

    столы для работы команд и аттестационной комиссии, места для зрителей и экоцентра.

План мероприятия.

Цель урока: получить информацию об уровне сформированности экологической культуры студентов и спроецировать ее дальнейшее развитие, сформировать у студентов знания о природе как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека.

Задачи:

Образовательные:

а) студенты должны знать:

Основные экологические понятия и определения;

Взаимосвязи между живыми организмами;

Значение природы и ее компонентов в жизни человека;

Основные мероприятия, направленные на сохранение биологического разнообразия, среды обитания живых организмов.

б) иметь представление о влиянии деятельности человека на процессы, происходящие в природе.

Развивающие:

а) уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других;

б) развитие собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

Воспитывающие:

а) осознание необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку.

б) развитие чувства эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувства личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой;

в) пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития.

Оборудование:

1. кодоскоп

2. табло оценок – табель успеваемости

3. пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест «Воздействие человека на окружающую среду», карточка для конкурса «Найти пару», чистый лист бумаги для записей.

4. сообщения для экоцентра

5. столы для работы команд, жюри, места для зрителей и экоцентра.

1. Организационный момент:

Приветствие

Сообщение правил игры

Представление жюри

Правила игры

В результате игры студенты заканчивают экологический колледж, выполняя задания каждого конкурса, они переходят с курса на курс. Каждый курс содержит по 2 конкурса – задания.

В программу первого курса входит знакомство с экологией. В программе второго курса - «народная экология». На третьем курсе играющим предстоит «разго­вор» о многообра­зии жизненных форм природы и взаимоотношений между ними. Вопросы практической экологии заложены в про­грамму четвертого курса. Пятый курс колледжа - выпускной. По окончании колледжа подрост­кам предстоит сдать экзамен - представить и защитить плакат экологического содержания.

На каждый конкурс отводиться 3 – 5 минут.

Оценки выставляются жюри по пятибалльной системе. Они заносятся членами аттестационной комиссии в «табель успеваемости» после окончания каждого курса колледжа. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

2. Поэтапное проведение игры

По приглашению ведущего игры (он же является ор­ганизатором всех конкурсов) в подготовленную аудиторию при­глашаются играющие, зрители, члены аттестационной комиссии и экоцентра и занимают отведенные им места. Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры и представляет ее участников. Игра начинается.

1 курс.

1 конкурс. «Азбука экологии»

Командам предлагается разгадать кроссворд и ключевое слово.

1

5. Воздушная оболочка Земли.

2 конкурс. «Уход за огородными культурами».

Каждому из нас приходиться в жизни встречаться с природными закономерностями, которые изучает экология. Это и уход за комнатными растениями и за огородными культурами.

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Утром набрать воду, в обед полить грядки, вечером прополоть. Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз полить, чем два раза почву рыхлить». Каждый день приходилось обрывать цветки пустоцветы у огурцов, окучивать лук, пасынковать морковь, подвязывать усы у земляники, прореживать помидоры».

Информация экоцентра. Термин «экология» (перевод наука о доме) впервые был введен в науку в 1866 году Эрнстом Геккелем. Долгое время она развивалась, как составная часть биологической науки. В настоящее время в эпоху нарастающего экологического кризиса экология развивается все нарастающими темпами, превращаясь в самостоятельную науку. Современная экология развивается по следующим направлениям: биоэкология, экология ландшафтов, экология человека, социальная экология, практическая экология: охрана природы, рациональное природопользование.

2 курс.

3 конкурс. «Народная экология»

Народная экология сложилась благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений животных и условий их жизни. Появились многочисленные экологические пословицы и поговорки. Вот, например, такая: «Что посеешь, то и пожнешь».

Командам предлагается взять из своего пакета народные изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написании на отдельном листе. Команды соревнуются на скорость сбора карточек в строго отведенное для этого время.

Народные изречения:

Много снега – много хлеба.

4 конкурс. «Зеленая аптека».

Человек часто при лечении болезней обращается к народной медицине, к лекарственным растениям. Командам предлагается задание: в наборе рисунков растений выбрать лекарственные и рассказать об их целебных свойствах.

Ромашка

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник

Мать-и-мачеха

Брусника

Облепиха

Информация экоцентра. Лечение травами человек использует с давних пор. Оно называется фитотерапией. Человечеству известно более 3000 видов лекарственных растений. Встречаются такие растения и на Кольском полуострове. Это калган, родиола розовая (золотой корень), береза (почки и листья), мать-и-мачеха, брусника, толокнянка (медвежье ушко), черника, тысячелистник, пижма и другие.

3 курс.

5 конкурс. «Найти пару».

Для каждого типа экологических взаимоотношений между живыми организмами подобрать пару.

1. Комменсализм (нахлебничество)

2. Комменсализм (квартиранство)

3. Аменсализм

5. Мутуализм (симбиоз)

6. Протокооперация.

7. Конкуренция

8. Хищничество.

А) Пчелы - луговые травы.

Б) Акула - рыбы-прилипалы.

В) Волк - олень.

Г) Человек - бактерии кишечной палочки

Д) Бобовые растения - клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Е) Лианы - деревья, растущие в тропическом лесу.

Ж) Пенициллиновые плесневые грибы - бактерии.

З) Волки в стае.

6 конкурс. «Человек и окружающая среда»

Человек своей деятельностью часто губительно воздействует на природу. Заводы, фабрики, транспорт, города являются причинами обострившихся экологических проблем.

Командам предлагается выполнить тест «Воздействие человека на окружающую среду».

1. Основным источником возникновения парникового эффекта является:

А) топливная промышленность

В) химическая промышленность

Г) сельское хозяйство.

2. Причиной разрушения озонового является увеличение концентрации в атмосфере:

Б) сернистого газа Г) метана

3. Причиной возникновения кислотных осадков является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

4. Одним из последствий загрязнения водоема нефтью и нефтепродуктами является:

А) заболачивание водоема

Б) нарушение газообмена

В) затруднение проникновения солнечного света

Г) рост сине-зеленых водорослей.

5. Причиной возникновения парникового эффекта является увеличение концентрации в атмосфере: А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) метана

6. Впервые озоновая дыра была замечена над:

А) Антарктидой В) Европой

Б) Африкой Г) Северным Ледовитым океаном.

7. Причиной закисления водоема является:

А) нефтяное загрязнение

Б) промышленные выбросы, содержащие сернистый газ

В) промышленные выбросы, содержащие углекислый газ

Г) смыв с полей минеральных удобрений.

8. Основным источником образования кислотных дождей является:

А) топливная промышленность

Б) металлургическая промышленность

В) лесные пожары

Г) сельское хозяйство.

9. Причиной снижения прозрачности воздуха является увеличение концентрации в атмосфере:

А) углекислого газа В) фреонов

Б) сернистого газа Г) пыли

10. Смыв с полей минеральных удобрений приводит к:

А) заболачиванию водоема

Б) затруднению фотосинтеза водных растений

В) закислению водоема

Г) загрязнению ионами тяжелых металлов.

Информация экоцентра. О чистоте воды, воздуха, почв можно судить с помощью живых организмов – экологических индикаторов. Массовое размножение мотыля, личинок комаров, красных дафний указывает на сильное загрязнение водоема. Если в водоеме пропали раки, значит происходит закисление водоема. Индикаторами чистоты водоема из растений являются кувшинки, кубышки, ольхи черная и ива.

Индикаторами чистоты воздуха являются эпифитные лишайники, которые растут только в экологически чистых условиях. При концентрации сернистого газа в воздухе близкой к ПДК у хвойных растений наблюдается пожелтение хвои.

Индикаторами кислых почв являются хвощи, мокрица.

4 курс.

7 конкурс. «Охрана природы»

Какой бы вы хотели видеть окружающую вас природную среду? Вероятно, чистый воздух и чистая вода, плодородная земля, богатый животный и растительный мир, отсутствие опасных загрязняющих веществ. А какова реальная ситуация? Как ее изменить?

Командам предлагается задание: назвать основные мероприятия по охране растений и животных. Команды начинают называть мероприятия по очереди. Побеждает та команда, которая назвала больше мероприятий.

Информация экоцентра . Для охраны растений и животных создаются особо охраняемые природные территории, такие как заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. В Мурманской области организовано 3 заповедника:

Лапландский государственный биосферный заповедник. Он был организован в 1930 году для сохранения популяции северного оленя и расположен в центре Кольского полуострова.

Кандалакшский государственный заповедник. Он был организован в 1932 году для сохранения популяции птицы гаги. Его территория охватывает Баренцево и Белое

Заповедник «Пасвик». Он был организован в 1992 году для сохранения водно-болотных угодий реки Паз, водоплавающих птиц, а так же популяции лося на северном пределе ареала.

8 конкурс. «Человек и его здоровье»

По оценкам ученых, здоровье человека на 10% зависит от развития медицины, на 20% от наследственности, на 20% от состояния окружающей среды и на 50% от индивидуального образа жизни. Командам было заранее предложено творческое задание – написать письмо курильщику.

5 курс.

9 конкурс. «Защита экологического плаката».

Игрокам предстоит состязание – конкурс плаката. Студенты поясняют свой творческий замысел, дают обоснование выбранной темы, подчеркивают ее актуальность и практическое значение.

3. Подведение итогов игры. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

Ответы

Конкурс «Азбука экологии»

2 Г

К

3 Б

О

4 А

Л

5 А

О

7 А

И

8 П

Я

1. Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

2. Ученый, который впервые ввел в науку определение экологии.

3. Оболочка земли, где существуют живые организмы.

4. Территория, занимаемая особями одного вида.

5. Воздушная оболочка Земли.

6. Живые организмы, обитающие в воде.

7. Способность организмов приспосабливаться к новым условиям окружающей среды.

8. Совокупность особей одного вида, занимающих определенное пространство

Конкурс «Уход за огородными культурами».

Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

«Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Набрать воду вечером или утром , полить грядки вечером или утром , прополоть вечером или утром . Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз рыхлить , чем два раза полить почву». Каждый день приходилось окучивать картошку , пасынковать помидоры , подвязывать огурцы , прореживать морковь ».

Конкурс «Народная экология»

Народные изречения:

Первый туман лета – верная грибная примета.

Май холодный – год плодородный.

Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.

Весенний день – год кормит.

Много снега – много хлеба.

Коль в мае дождь – будет и рожь.

Конкурс «Зеленая аптека».

Командам предложены лекарственные растения:

Ромашка – антисептическое, противовоспалительное, вяжущее, желчегонное, потогонное, обезболивающее, противоаллергическое, успокоительное средство.

Черемуха – вяжущее действие.

Подорожник – ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее действие.

Мать - и –мачеха - потогонное, смягчающее, дезинфицирующее, противовоспалительное средство. Применяют для укрепления волос и удаления перхоти.

Брусника – вяжущее, желчегонное, дезинфицирующее действие. Ценный диетический продукт. Применяют при гастрите, диабете, воспалении почек, мочевого пузыря.

Облепиха – дезинфицирующее и ранозаживляющее средство. Применяют при лечении ожогов, различных ран и язв.

Конкурс «Найти пару».

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Цель игры: активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Ход игры

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

1.Разминка («Экологическое лукошко»)

Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество вопросов:

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

* Где у кузнечика уши? (На ногах )

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

2.Теоретическая часть

*Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

* На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все : непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

3.Педагогические задачи(ситуации)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3 . Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5 . Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6 . Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

7 . Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

*Ваши действия?

8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

*Ваша реакция на действия детей?

9 . Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

*Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?.

Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

4.«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

5. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Уважаемые педагоги! Предлагаем вам посмотреть презентацию(практическую часть),как осуществляется экологическое воспитание в средней группе.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!