Диеты

Фонвизин недоросль митрофанушка проблема воспитания. Проблема воспитания в комедии недоросль

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Комедия Фонвизина «Недоросль» стала знаковым произведением в русской литературе. Прежде всего, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы, поскольку во многом опередила свое время как по тематике, так и по форме.

Отличие от классицистической комедии

На первый взгляд может показаться, что «Недоросль» написана в точном соответствии с рамками царившего на тот момент в литературе классицизма. К примеру, в комедии соблюдаются принципы единства времени, места и действия, персонажи разговаривают согласно своему социальному статусу, а комизм часто построен на моментах ситуативных. На этом, пожалуй, сходство с классицистической комедией заканчивается. Основным же отличием можно назвать то, сколь важно воспитание в комедии «Недоросль» для автора и читателя.

Что волновало Фонвизина

Большинство исследователей, рассматривая комедию «Недоросль», утверждают, что основной конфликт в данном случае строится на любовной линии, а проблематика носит в основном социальный характер. При этом активно подмечается наличие темы классового неравенства, стремления к социальному благоустройству. Конечно, в такого рода утверждениях есть определенная доля истины, однако проблематика данного произведения куда более глубока.

Просто невозможно не заметить тему воспитания, на которой Фонвизин акцентировал внимание читателя. Именно передачу опыта последующим поколениям, формирование в них человечности автор преследовал, создавая своих персонажей. Обращая читательское внимание на воспитание, Фонвизин «Недоросль» писал с особым старанием, филигранно прорабатывая каждое слово, каждое действие своих персонажей.

в комедии

Если обратиться к тексту, можно заметить, что проблема воспитания в комедии «Недоросль» освещается на примере двух героев: Митрофанушки и Софьи. Обладая очень тонким авторским чутьем, способностью улавливать малейшие нюансы, Фонвизин демонстрирует читателю сложившуюся ситуацию сразу с двух сторон, в разрезе двух пониманий. Автор прямо-таки заостряет внимание читающего на контрасте между главными героями.

Моральная чистота, почтение к старшим, духовность Софьи очень ярко отделена от жестокости, невоспитанности Митрофанушки. Именно за счет этого противопоставления основная проблематика в пьесе становится особенно очевидной.

Контраст между героями старшего поколения

В комедии «Недоросль», конечно, не могла бы в полной мере выразиться без задействования героев предыдущего, старшего поколения. В данном случае речь тоже идет о вполне очевидном контрасте: Стародум, заботящийся о Софье, очень отчетливо противопоставляется семейству Простаковых. Автор ни минуты не скрывает этого факта, а наоборот, старается его всячески подчеркнуть, снова и снова выдвигая его на передний план для читателя.

Контраст в данном случае дополнительно подчеркивается и речевой разницей между героями. Внимательный читатель или же зритель сразу заметит, сколь разительно отличие между речью Простаковых и Стародума. Воспитание в комедии Фонвизина «Недоросль» проявляется еще и на этом, сугубо речевом уровне, причем как в старшем, так и в младшем поколении.

Исключительно положительные герои

Ранее уже говорилось о том, что комедия «Недоросль» стала настоящим скачком вперед для русской литературы. Этого вопроса следует коснуться особенно, поскольку он является ключевым в понимании произведения.

Для классицистической пьесы, к которым чаще всего и относят комедию Фонвизина, характерна целостность в характере героев. В данном случае имеется в виду тот факт, что положительный герой не может иметь никаких отрицательных качеств и наоборот.

В данном же случае ситуация совершенно иная. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается на примере двух семейств: Стародума и Софьи, Простаковых и Митрофанушки. Согласно логике классицистического искусства, первые два из названных героев должны быть исключительно положительными. На деле же, при пристальном рассмотрении текста произведения, можно заметить, что автор довольно строг и к ним. В Стародуме, к примеру, обнаруживается некоторая «законсервированность», неприятие общества в той форме, в которой оно сложилось на данный момент.

Софья же, несмотря на все ее весьма очевидные достоинства, имеет и недостатки: она не может похвастаться, к примеру, особой способностью отстаивать собственное мнение, что Фонвизин откровенно осуждает.

Исключительно отрицательные герои

Примерно та же ситуация складывается и в отношении Простаковых. Несмотря на жестокость матери Митрофанушки, ее чрезвычайно узкие, ограниченные взгляды, в ней есть и К примеру, госпожа Простакова наделена способностью искренне любить собственное дитя и заботиться о нем в силу своих возможностей.

В комедии «Недоросль» тема воспитания раскрывается скорее путем демонстрации самого Митрофанушки, в котором совершенно невозможно выделить хоть какое-то минимально положительное качество. Он жесток, груб, ограничен и совершенно ленив. По сути, в данных условиях он и не мог стать другим - полнейшее отсутствие строгости у матери, мягкотелость и безразличие отца при тотальной опеке, совершенно наплевательское отношение учителей - все это просто не могло сформировать другую личность.

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» показано особенно отчетливо, в мельчайших подробностях. Читатель просто не может остаться равнодушным к столь вопиющему поведению по отношению к растущему, формирующемуся ребенку, которому в результате предстоит попросту предать собственную мать.

Дополнительные аспекты

Не стоит забывать и о том, что тема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается не только через главных героев. По большому счету, на формирование личности Митрофанушки оказывают большое влияние и другие персонажи пьесы: Скотинин, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин и, конечно, Еремеевна. Все названные персонажи так или иначе еще более усугубляют сложившуюся ситуацию. Элементарная лень, ограниченность или слепая любовь, с которой относится к Митрофану его няня, никак не способствуют воспитанию нравственности, духовной чистоты.

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» вызывает откровенное осуждение. Даже комичные ситуации, которые по законам классицистической комедии должны вызывать улыбку, приводят читателя в итоге скорее к горечи.

Даже финальная сцена с госпожой Простаковой, где добро, казалось бы, побеждает зло, не вызывает улыбки или радости - она глубоко печальна и сподвигает к длительному мыслительному процессу.

Возмущение и порицание

В комедии «Недоросль» тема воспитания звучит одинаково остро по отношению к духовному и рациональному воспитанию. Недостаток нравственной чистоты Фонвизин демонстрирует путем включения героев в конкретные ситуации, в которых их поведение не вызывает ничего кроме недоумения и некоторого отвращения. Что же касается нежелания постигать науки, Фонвизин осуждает это чрезвычайно остро, практически в каждом случае заметно негодование автора по поводу такого рода отношения к обучению.

Если в первом случае тема воспитания в комедии «Недоросль» остается открытой для читателя, который самостоятельно должен сделать вывод на основании конкретных поступков, то во втором случае выбора не остается - Фонвизин открыто указывает на пороки Митрофанушки, того же Кутейкина и, конечно, Простаковых.

С читателем один на один

Несмотря на то, что Фонвизин осуждает те или иные поступки своих героев, он не морализирует открыто в своей комедии. В данном случае имеется в виду тот факт, что реакция читателя провоцируется наглядностью действий, обличением человеческих пороков, а не разговорами о них, прямой дискуссией. Именно поэтому проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается максимально полно, глубоко задевает читателя. Фонвизин мастерски продемонстрировал в ней самые темные, самые пыльные уголки русского общества своего времени, благодаря чему комедия не только дошла до наших дней, но и не утратила ни толики своего значения.

Простаковы всегда будут вызывать осуждение, Скотинин - возмущение, а Митрофанушка - некоторую долю отвращения. Тем не менее читатель абсолютно уверен и в том, что всегда будут оставаться такие, как Софья, Правдин или Милон, на которых можно ориентироваться и которыми стоит гордиться.

Фонвизин сегодня

С особым вниманием относятся сегодня к великой комедии о русской жизни: ее активно изучают в школах и университетах. Столь глубока она по своей сути, столь жива, что даже сегодня видит четкую разницу между добром и злом, невежеством и нравственностью, справедливостью и корыстолюбием.

Не зря текст фонвизинского «Недоросля» давным-давно разошелся на афоризмы, не зря до сих пор его ценят и любят, и, конечно, не зря еще многие годы он будет изучаться подрастающим поколением, ведь формирование нравственности в человеке - это главное.

После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.

Влияние Простаковой на воспитание сына


Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», что полностью отражает его образ.

Простакова, жестокая с крепостными, с членами своей семьи, руководствуется в жизни лишь собственными желаниями. Подобное поведение уничтожает в ней остатки достоинства и уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.

Так Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к собственным родителям, называя их дрянью.

Воспитание Митрофана

Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический. Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему, Митрофан не способен усвоить. Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – на таких людях будет основываться будущее страны.

Выражение авторской позиции по проблеме воспитания

Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в научении молодого поколения старшим Фонвизин видит идеал становления будущих вершителей судеб родного государства.

Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.

Заключение

Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в форме пьесы Фонвизин излагает собственную программу воспитания молодого поколения.


Тема воспитания и образования в дворянских семьях в России 18-ого века была довольно актуальной. Одним из первых эту проблему затронул Д. И. Фонвизин в комедии "Недоросль". С первой же реплики автор вводит нас в атмосферу помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с персонажами, положительными и отрицательными. Положительным героем прежде всего является Стародум (который также является персонажем-резонером и выражает авторские взгляды), а также Правдин, Софья и Милон.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Отрицательные герои - госпожа Простакова, Скотинин, Митрофанушка. Главной среди них, конечно же, является Простакова. Она мать Митрофана, крайне невежественная, грубая, жестокая женщина. Она никогда не училась и гордится этим. Простакова, несомненно, любила сына, но но ему нужен был достойный пример, ведь характер человека формируется в семье. Однако Простакова просто не могла стать хорошим примером, она стала иным: Митрофанушка перенял у нее все пороки. Это неудивительно, ведь госпожа Простакова позволяла себе на глазах у сына хамить, грубить и унижать окружающих.

Стоит обратить внимание на то, как Митрофан получает образование. Как уже было сказано, Простакова не считала нужным обучаться наукам, но все же наняла для своего сына учителей, ведь так велел закон. Митрофан не хотел учиться, подобно матери. Он ленился, был глупым: "Не хочу учиться, хочу жениться". Но проблема не только в самом мальчике: учителя и не могли дать ему достойного образования, потому что были такими же недоучками. Этими учителями были бывший кучер Вральман, семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин. Результаты такого учения налицо: например, из грамматики Митрофан знает что есть "существительна да прилагательна". Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, - "покаметс существительна".

Всем этим автор хочет показать, как нельзя воспитывать детей. Так каким же должно быть образование, воспитание? Авторские взгляды выражает Стародум: образование должно быть на высоком уровне, однако не имеет ценности само по себе. Главная цель знаний - возвышать душу.

Таким образом, система образования в русских дворянских семьях, по мнению Фонвизина, была несовершенной, порочной и способной погубить судьбу молодого дворянина. В молодых людях того времени развивались такие качества как лень, пассивность, высокомерие. Однако, я считаю, что эта проблема воспитания, не только всегда была, но и есть, и будет. В нашей эпохе так же множество семей не понимает как нужно воспитывать детей. Многие родители показывают ужасный пример своим детям, не думая о последствиях, о том, что дети прежде всего пытаются подражать родителям.

Эта комедия Фонвизина может заставить задуматься не только нас самих, но и наших родителей, если это необходимо.

Обновлено: 2017-03-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблема воспитания истинного гражданина есть центральной в комедии «Недоросль». Д.И.Фонвизина очень волновал этот вопрос, потому что он считал, что только просвещение может изменить систему государственной власти. Он знал о злоупотреблениях помещиков и должностных лиц и выразил свои политические взгляды в «Рассуждениях о непременных государственных законах» и в комедии «Недоросль».

Каким должен быть истинный гражданин? На этот вопрос отвечают его герои Стародум и Правдин: любить Родину, «радеть о своем Отечестве», трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным. Но чтобы научить этому молодого человека, рядом с ним должны быть такие же «истинные граждане». Софья, Милон хоть и оказались в этом доме, но воспитаны были на другом примере. Митрофан полный невежда: не знает ни географии, ни арифметики, не может существительного от прилагательного отличить. Он не хочет учиться, постигать знания, уверен в том, что слуги сделают все необходимое за него. А если необходимо будет чего-либо добиться самому, Митрофан получит силой или преклонением перед сильными. О каких-либо обязанностях, включая долг перед Отчизной, Митрофан даже не помышляет. Стародум так отзывается о нем: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для Отечества может выйти из Митрофанушки?..». Митрофана с детства окружали грубость, обман, бесчестие. «Маменька» била «папеньку», крепостных, ругалась «с утра до ночи, да так уставала». Поэтому мы слышим из уст Митрофана грубые просторечные слова-оскорбления в адрес и няни Еремеевны, и дяди, и даже в конце комедии – самой матери. Главный учитель его – мать. Очень яркая сцена – урок математики, когда мать вяжет кошелек для Софьюшкиных денег. «Нашел деньги – ни с кем не делись, все себе возьми», «ходи в середнячках, никуда не лезь», «за работу никому не плати». Митрофан все это хорошо запоминает и дерзит учителям. По совету и с помощью матери он готов украсть Софью, чтобы жениться на ней ради денег.

В конце комедии Простакова наказана и государством, и своим собственным сыном, которому не сумела привить уважение к себе. Откуда же появятся качества истинного гражданина в человеке? Драматург убежден: в стране должны быть строгие законы, которым бы подчинялись все, даже цари.

3. Раскройтесмысл эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Эпиграф - краткая фраза, цитата, помещаемая перед произведением с целью указать его идейное содержание, выразить отношение автора к описанным далее событиям.



Пословицей «Береги честь смолоду» писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о своих поступках и соотносить их с лучшими образцами, потому что иной раз вся жизнь может зависеть от решений, принятых в юности.

Темой «Капитанской дочки» является судьба двух молодых людей, проходящих через драматические испытания. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петр Гринев приучался быть человеком чести. Основная идея произведения: при всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности. Герои произведения Петр Гринев и Маша Миронова с достоинством проходят все испытания и сохраняют свою любовь.

БИЛЕТ № 4

1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».

Гипербола - художественный приём, основанный на преувеличении;используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Гротеск - прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов (отсутствие последовательности, логики в чем-либо) для иллюстрации реальных событий. Они используются в целях заострения внимания на определенных акцентах.

Основным приёмом сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде» является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Гротеск обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость. Герои «Повести…» потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи. Поэтому эти сцены можно назвать гротескными: предложение ждать, пока у лошади не вырастет новый хвост; предложение повторить ситуацию со смертью отца городского жителя, которого везли в баню, и также спрыгнуть на бедняка, чтобы попытаться убить его; решение заставить бедняка исправить смерть сына попа тем, чтобы жить с попадьёй как с женой до тех пор, пока не родится у них ребёнок взамен убитого. Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.



«Повесть о Шемякином суде» производит грустное впечатление, порождает ощущение несправедливости и глупости. Несмотря на то что она написана с иронией, героев невольно становится жалко. Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Литературовед Г. А. Гуковский пишет следующее: "В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм... <...> Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица". Фамилии действующих лиц еще в начале произведения сами рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.

Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.

Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.

Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.

Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.

Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.

Правдин: стоит за правду, в доме Простаковых ему поручено выяснить правду об отношении помещицы к крепостным.

Милон: милый молодой человек.

Софья: по-гречески София означает "мудрость". Действительно, героиня Софья - умная девушка.

Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей, продолжающий традиции петровской эпохи.

Вральман: врун, обманывающий своих хозяев. Стародум узнает в нем своего слугу, уличает во лжи, но помнит его усердие и предлагает работу.

Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам. Фамилия уменьшительно-ласкательная, как и незначительная должность, которую он занимает, как и знания, которыми он обладает. Но это простодушный, честный человек. Он отказывается от денег, так как ничему не научил своего воспитанника.

Кутейкин: в XVIII веке церковнослужителей презрительно называли "кутейниками" ("кутья" - это особое церковное кушанье, каша с изюмом).

Еремеевна: от Еремей (др.-евр.) возвышенный богом. Она действительно возвышена Богом, потому что унижена Простаковыми. Она бескорыстно служит своим господам, искренне любит Митрофана, но она несчастна.