Всё для дома

Наказание мальчиков в детском саду. Наказание за жесткое обращение с детьми в детском саду

Анна Диянова
О наказании и поощрении детей дошкольного возраста

Наказание в детском саду - вопрос очень щекотливый. Ребенок шагает по дороге жизни смело, не задумываясь над каждым шагом. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и направляя его, рассказывая о том, как вести себя за столом и на улице, в общественном транспорте и в гостях. Нам кажется, что все эти правила непременно нужно соблюдать. Но всегда ли с этими правилами согласен ребенок? Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо.

Таким образом, каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

В наше время среди педагогов, психологов и родителей бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Наказание является составляющей часть воспитания.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка с целью вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия - разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя и допускать безнаказанность. Без применения какой–либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически.

Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, как дома, так и в учебном учреждении, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству.

Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в дошкольном учреждении возможно применить педагогически оправданные наказания:

Замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Просьбы или советы

Лишение ребенка чего-то приятного . При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание- это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте несколько минут для них испытание!

Лишение каких- либо привилегий , например - не выбирают на главные роли в игре. Воспитатель может отстранить провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести или идти первым в строю - шалуны становятся последними.

Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников . Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.

Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, сломал постройку - возведи новую. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Правила наказания

Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

Наказание никогда не должно вредить здоровью.

Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай".

За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.

Наказан - значит прощен, страницу жизни перевернул- никаких напоминаний.

Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им взрослые.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.

В дошкольном учреждении поощрение часто связано с наградой в виде разрешения поиграть с определенной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры, различных фишек при оценке их действий.

Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, – ждут подарков или начинают зазнаваться. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.

Дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Правило второе

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Необходимо определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье

Требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Таким образом, поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой “воспитание”. Поэтому каждому педагогу необходимо знать основные правила поощрения и наказания, и применять их сбалансировано, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Литература.

1. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?» АСТ, 2008.

2. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971.

3. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. - М., "Гардарики", 2004.

4. Леви В. Л Нестандартный ребёнок. М. : Леви-центр,1996.

5. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятие. Игры». Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001.

6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

7. Рылеева. Е. В. «Путешествие в мир эмоций». М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

8. Степина Н. М. "В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. : Айрис - Дидактика. Москва, 2004.

Семинар-практикум для воспитателей

НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Цель посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Предлагается обсудить разные точки зрения.

Вводное слово

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

Оправданным ли является полное отрицание наказания как воспитательной меры? Взрослые, которые, боясь обидеть или расстроить ребенка, совсем не практикуют наказание детей, рискуют вырастить личностей с полным неприятием дисциплины и неуважительным отношением к другим людям. Вырастить ребенка без правил, ограничений и запретов практически невозможно. Не объяснив ему, где находятся границы дозволенного в поведении и поступках, взрослые подвергают ребенка большой опасности и фактически бросают его на произвол судьбы. Другое дело, что меры наказания детей должны соответствовать уровню их проступков.

Наказание - сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.

Итак, в процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они становятся необходимыми в воспитательном процессе средствами педагогической коррекции.

Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Это ударное воздействие, стимуляция сильных чувств.

Внутри семьи складывается одна система наказаний за проступки,а в детском саду дело обстоит иначе. Здесь в ход должна идти и педагогическая практика и отличная от родительской ответственность .

Работа с детьми отличается особой ответственностью. Деятельность педагога не должна наносить вред детской психике.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Обсуждение по группам, составление сводной таблицы критериев педагогической эффективности наказания.

Варианты выполнения:

1. Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной педагогической ситуации . Педагог должен планировать и обеспечивать продвижение воспитанника и коллектива в нравственном развитии. Применение наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.

2. Важнейшим требованием в применении наказаний является справедливость и объективность .

3. Наказание должно вызывать чувство стыда, огорчения, раскаяния, недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.

4. Важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду) – общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха. Нельзя забывать, что если детский поступок часто подвергается коллективному обсуждению, то у ребенка невольно притупляется чувствительность к более деликатным влияниям.

5. Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива.

6. В применении наказаний необходим индивидуальный подход , учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка в группе. Исходя из этого, то наказание, которое воспримет один ребенок, может быть бездейственным для другого. Наказание должно быть значимо для ребенка , иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.

7. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний . Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

8. Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.

9. В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах , это только закрепляет плохое поведение ребенка.

10. Взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену. Поощрения и наказания должны исполняться . Очень важно, чтобы обещанная награда бала получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.

Основные детские проступки и как на них реагировать. Детские проступки можно условно разделить на 4 группы .

Проступок

Описание

Как реагировать

Невольные проступки

Совершаются детьми в силу незнания, неведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек

В этом случае наказание будет несправедливым и, следовательно, не принесет пользы. Достаточно будет ограничиться терпеливым разъяснением неизвестной ему нормы. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети дошкольного возраста пытаются найти ответы на ряд вопросов, не обращаясь непосредственно ко взрослому, а действуя самостоятельно: например, попытка утопить воздушный шарик в раковине с водой кончается неудачей - шарик лопается, вода разбрызгивается.

Проступки - шалости, которые являются вариантом игры .

Они характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрываемого персонажа. «Я - волк, я буду кусаться». Он начинает рычать, хватает зубами других детей. Таким образом, Сережа не злоумышленник. Им руководили самые благородные намерения, самые честные порывы. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности.

Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка. Ребенок решил сделать сюрприз и украсил отполированный шкаф пластилиновым панно. В этом случае ребенка необходимо похвалить за результат, сделав акцент на том, что это панно лучше бы выглядело на картоне, и к тому же появилась бы возможность перемещать его по квартире.

Проступки, вызванные переутомлением ребенка

Характерными признаками поведения ребенка являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. Например, Миша накатался на санках, набегался по сугробам. Мальчик получил большое удовольствие. Но вот беда: он весь в снегу, да и в валенках полно.

Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность.

В таких случаях лучше предложить ребенку быстро переодеться и принять посильное участие в чистке одежды.

Преднамеренные проступки

Ребенок сознательно игнорирует разумные требования воспитателей, когда игнорируются общепринятые нормы поведения.

Варианты наказаний см. ниже

ВОЗМОЖНЫЕ НАКАЗАНИЯ

В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.

Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения воспитателя , учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение воспитателя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение. Ребенок чутко улавливает изменение отношений взрослых к нему, особенно в том случае, если он дорожит их привязанностью. Так, педагог «не замечает» провинившегося, отвечает на вопросы сухо, а обращаясь ко всем детям, смотрит мимо него. Обычно ребенок, стараясь вернуть к себе прежнее расположение, долго не выдерживает подобного игнорирования и «ссору» заканчивает примирением: он приносит извинения за свой поступок.

Для ребенка чувствительным наказанием может явиться запрещение заниматься любимым делом . Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести. Но об этом ребенку следует сказать так, чтобы он понял справедливость наказания.

В качестве наказания в группе, можно применить временное ограничение в какой-либо деятельности . Например, если шалун подрался или забрал у другого ребенка игрушку, можно посадить его за стол. Вместо подвижной игры, в которую играют все дети, предложить ему настольную, в которую он будет играть один. Такое вынужденное одиночество даст ребенку понять, что в коллективе существуют определенные правила, которые необходимо выполнять.

Некоторым детям достаточно будет предложить поставить себя на место обиженного ребенка . Такой прием позволит обидчику понять, насколько неприятны были его действия. Кроме того, необходимо давать детям больше положительных примеров.

Дошкольника, отличающегося повышенным самолюбием, иногда целесообразно предупредить, что о его поступке, если он повторится, расскажут папе или другим членам семьи . И, разумеется, если предупреждение не возымело успеха, так и сделать. Например, поставить в известность родителей о поведении сына или дочери. В данном случае воспитатель должен быть уверен, что они поддержат его. Однако такой метод воздействия следует применять крайне редко, так как ребенок может сделать неправильный вывод.

Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Но этот метод не во всех случаях приемлем. Нельзя, например, оставить ребенка без прогулки за то, что он капризничал и не хотел одеваться; нельзя отправить малыша в детский сад в испачканном платье за то, что он неряшлив (вряд ли это поможет, если у ребенка нет навыка аккуратности!).

Проще всего объяснить малышу про нормы поведения в группе можно на примере игры с правилами или сказки . Например, говоря про Красную Шапочку, обратить внимание на то, что, не послушав маму, она попадает в неприятную ситуацию, которой можно было избежать. Помимо этого, читая ребятам произведения, содержащие нравственный смысл, обязательно предложить им обсудить действия того или иного героя. Идентифицировав себя с персонажами книг, мультфильмов, игр, дети быстрее и лучше усвоят правила поведения и поймут важность их выполнения.

НЕДОПУСТИМЫЕ НАКАЗАНИЯ

В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу . Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.

Наказание не должно препятствовать соблюдение режима! Все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Нельзя наказывать ребенка трудом . Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, можно вызвать неприязнь к труду, а это противоречит основным принципам воспитания. Напротив, любые трудовые поручения должны приносить детям радость, удовлетворение от затраченных усилий. Отстранение ребенка от выполнения трудовых поручений должно восприниматься им как наказание.

Совершенно очевиден вред частых наказаний : ребенок перестает реагировать на них, привыкает к тому, что это явление обычное, а не исключительное.

Недопустимо прибегать к подкупу и обману . Если дошкольника заставляют подчиниться требованиям старших, обещая за это дать лакомство или игрушку, то он может специально упрямиться, капризничать, чтобы выторговать желаемое. И уже совсем неразумно не выполнять обещаний : однажды обманувшись, малыш в дальнейшем будет ставить под сомнение любое распоряжение взрослых.

Заключение

Подведение итогов: как правильно наказывать дошкольников (см. Памятку). Затем отработка на себе неверных и конструктивных фраз для наказания.

ПАМЯТКА

Как правильно наказывать ребенка

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо .
  • Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  • Наказание не за счет достижений. Что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.
  • Наказание детей должно носить временный характер . Наказан – прощен. Инцидент исчерпан.
  • Без унижения. При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Оцениваем только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  • Наказание детей должно быть последовательным , а не от случая к случаю.

Нельзя наказывать!

Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).

Помните о внушаемости!

Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Оценивая, мы внушаем.

Соблюдайте неприкосновенность личности!

Выражая неодобрение, определяйте только поступки, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «я огорчена твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня испортилось настроение из-за твоего поступка».


Есть ли что-нибудь важнее, чем безопасность детей. Каждому из родителей, оставляющих своё чадо в детском саду, хотелось бы чувствовать спокойствие, что с их детьми, не произойдёт ничего плохого. Однако весь прошлый год, прошёл под впечатлением многочисленных скандалов, связанных .

Так, например, одним из вопиющих случаев, стал скандал, связанный с тем, что в Татарстане, одна из воспитательниц детского сада - била и таскала за волосы маленького мальчика за то, что он слишком медленно ел. Этот случай, вызвал большое общественное возмущение и получил должные правовые последствия, по факту проверки правоохранительных органов, куда обратились родители ребёнка. Стоит отметить, что подобные воспитатели, допускающие насилие в отношении своих воспитанников или же не исполняющие свои обязанности должным образом – могут нести как дисциплинарную, административную, так и уголовную ответственность за свои действия. Так, одной из основных статей Уголовного Кодекса РФ, регламентирующих подобные нарушения, является – ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Действия родителей по защите детей . Итак, если родители, начинают подозревать, что их дети становятся жертвами насилия или пренебрежительного отношения, в детском саду – самым трудным является сбор соответствующих доказательств. Из-за малого возраста, дети просто не способны точно описать и рассказать, что с ними произошло. Поэтому, приходится находить доказательства самим. Для этого, необходимо тщательно осмотреть ребёнка, есть ли на нём ссадины и синяки. Кроме того, доказательством могут служить ушибы и некоторые специфические следы (как например, след удара ладони на попе ребёнка или иных частях тела). Если что-нибудь подобное будет обнаружено, следует немедленно обратиться в травмпункт, чтобы зафиксировать наличие подобных повреждений. Необходимо особо отметить, что причиной появления ушибов, могут быть не только насильственные действия воспитателей, но и не надлежащее исполнение ими своих обязанностей. Например, дети могут быть оставлены без присмотра во время прогулки или же вовремя каких-нибудь активных игр. Кроме того, воспитатели могут нарушать правила техники безопасности и допускать присутствие детей в травмоопасных местах.

При этом не следует забывать, что травмы могут быть и психологические. Например, они могут быть связаны с тем, что воспитатели кричат на ребёнка или же применяют насилие, не оставляющее следов. Последствием таких действий, будет – панический страх и не желание ребёнка идти в садик. В таком случае, необходимо обратиться к детскому психологу, который составит соответствующее заключение. Однако не стоит сразу паниковать, если у ребёнка обнаружен синяк. Это может быть и простой случайностью. Но если у родителей, есть серьёзные основания для подозрений в не подобающем исполнении своих служебных обязанностей, кого-либо из персонала, то в первую очередь, можно написать жалобу (будет лучше, если она будет от нескольких родителей, то есть коллективная), на имя заведующей ДОУ. В этом случае, заведующая должна будет провести соответствующую проверку и в случае подтверждения подобных нарушений, провинившийся воспитатель, может быть уволен по ст. 336 ТК РФ. Кроме того, по фактам проверки, родители могут обратиться и в вышестоящие инстанции: полиция, прокуратура или районный отдел образования.

Если же оснований для обращения не достаточно, но при этом, родители хотят повысить контроль – можно обратиться к заведующей ДОУ с предложением, установить камеры наблюдения. Сами камеры, соответственно, должны располагаться открыто, и держать под обзором всю территорию детского сада, где находятся дети, за исключением определённых мест (где дети могут находиться без одежды). Записи подобных камер наблюдений, также могут стать доказательствами ненадлежащего исполнения своих обязанностей кем-либо из воспитателей.

В случае обращения в правоохранительные органы, будет проведена специальная медико-педагогическая экспертиза, выводы которой, могут послужить основанием для ответственности воспитателей, вплоть до уголовной. Так, к примеру, по подобным основаниям, может быть возбуждены уголовные дела по статьям от 115 УК РФ, до ст. 118 УК РФ – включительно. При этом если ребёнок, находясь под присмотром воспитателей, получил травму не связанную с насилием, а ввиду несчастного случая, то родители вправе обратиться в ДОУ с требованием возмещения стоимости лечения и компенсации морального вреда (ст. 1073 ГК РФ).

Действия воспитателей по защите своих прав . Любые правоотношения, имеют двусторонний порядок. Презумпция невиновности, действующая в нашей стране, гарантирует защиту прав не только родителей, но и воспитателей в возникшем конфликте. К сожалению, некоторые из родителей, склоны порой злоупотреблять своими правами намеренно или по ошибке. Это становится особенно значимым, ввиду не желания заведующих ДОУ, придавать огласке жалобы родителей своих воспитанников и не делающих попыток точно разобраться в возникшей ситуации. Гораздо проще тихо уволить своего сотрудника, чем привлекать внимание вышестоящих инстанций к создавшемуся спорному моменту.

Необходимо понимать, что дети, всегда склонны бегать, прыгать и не всегда это получается у них так ловко, как хотелось бы. Избежать синяков и ссадин, иной раз, просто не возможно. И если воспитатель, сделал всё, что от него зависело, для наибольшей минимизации травмоопасности, а также оказал всю необходимую первую помощь, в случае если ребёнок, всё же получил ссадину или иное повреждение – претензий к нему быть не может.

Права воспитателя, также защищаются соответствующими статьями действующего законодательства. В случае незаконного увольнения, без указания серьёзных причин, или же иных нарушений Трудового Кодекса, работник ДОУ – вправе восстановиться на своём рабочем месте через суд. Следует также помнить, что выдвижение серьёзных обвинений, должно быть подтверждено достаточными доказательствами. Иначе воспитатель может подать в суд за клевету, и ответчиком по этому делу, будут уже излишне мнительные родители.

Газеты, интернет, телепрограммы пестрят устрашающими заголовками: ребенку заклеивали рот скотчем, запугивали страшными бабаями, отправляли в раздевалку одного и прочее, прочее, прочее. Это - уголовно наказуемые деяния. ТАК "приводить в чувство" ребенка, который и рассказать маме о случившемся толком не сможем, НЕЛЬЗЯ. А как можно?

Начнем с того, что все дети разные, по характеру, темпераменту, возрасту (даже в одной группе детки с разницей в возрасте полгода, особенно в младшей, будут разными!), а еще припишем сюда влияние знака зодиака, имени, да и семейные устои никто не отменял. Со всем этим приходиться иметь дело воспитателю в детском саду. Помимо того, что ребенок должен быть в саду здоров, сыт, с ним должны еще и порисовать, полепить, поклеить, башню из кубиков сложить... Кто-то из детей согласен лепить - строить - есть, а кому-то суп категорически не хочется, и спать ложится он не собирается, и вообще он "не в духАХ" (как говорила моя дочь в 3,5 года, объясняя свое негативное поведение). Или еще вариант: ребенок дерется, топает ногами, кричит. Ведь надо же его остановить, привести в чувство? Несомненно, надо. Но вот как, какими методами?

Савина Елена, заведующая МБДОУ №29 г. Тулы

Давайте сначала определимся с формулировкой слова "наказание". Смысл наказания как составляющей части воспитания - воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, стыда, огорчения. Все остальное - за гранью дозволенного.

Не у всех детей хорошо развиты процессы торможения, зато возбуждения - отлично. В силу психологических особенностей ребенок не может самостоятельно "затормозить", и мы получаем заводилу, который мешает другим детям в играх, ломает и разбрасывает вещи, кусается, дерется. Он опасен не только для других, но и для самого себя. Как быть? Есть так называемые "педагогически оправданные наказания":

  • замечание, сказанное более громким голосом, с интонацией неодобрения;
  • выговор, когда с ребенком строго и серьезно говорят о недопустимости его поступков;
  • просьбы и советы, разговор с ребенком;
  • временная изоляция от коллектива. Ребенка сажают на стул, предлагают спокойные игры. При этом ему объясняют, почему это произошло. Дети в 2-3-летнем возрасте весьма неусидчивы, и посидеть спокойно 5-10 минут - это наказание. Но если ребенка извне не "затормозить стульчиком", то вряд ли он самостоятельно направит свою энергию в мирное русло. А вот уже в 5-6 лет сидение одному за столом, пусть с той же раскраской или пазлом, уже вызовет в ребенке желание подумать о своем поведении;
  • лишение привилегий. Шалуну могут отстранить от дежурства, так как воспитатель подчеркнет, что не может доверить такую важную работу тому, кто не умеет хорошо себя вести.
Важно знать, что все зависит от момента, наказание откладывать нельзя. Оно должно произойти "здесь и сейчас". И воспитатель должен чувствовать тонкую грань, когда можно сказать громкое "ТААААК", а когда и на стул посадить.

Хочу еще подчеркнуть, что все воспитатели дошкольного учреждения должны иметь педагогическое образование, иначе с ними просто не будет заключен трудовой контракт. Почему это важно? Воспитатели должны знать об особенностях психического, физического развития ребенка на разных этапах, понимать, какие процессы уже задействованы, а какие только развиваются. И исходя из этого строить свои отношения с воспитанниками; от поощрения до наказания. Существует "золотое правило": каким ребенка в сад привели утром, таким его и нужно отдать вечером родителям (это затрагивает все аспекты - от состояния одежды и прически, до эмоционального состояния), единственное, что может прибавиться - так это умения и навыки, ведь в саду дети не просто проводят время, но еще обучаются.

Это одна сторона медали. Посмотрим на ситуацию иначе. Ваш замечательный ребенок одномоментно начинает заявлять со слез ами, что в саду плохо, его наказывают, бьют, и не хочет он идти к злой тете. Что делать тогда? Как отделить фантазию ребенка (при простом нежелании идти в сад) от реально происходящих событи й?

Хрипкова Юлия, психолог МБДОУ " 29 г. Тулы

Давайте сначала остановимся на том моменте, когда ребенок "лжет во спасение". Ну не хочется ему идти в сад, просто из своих внутренних убеждений. И вот он вам рассказывает, как воспитатель его шлепала по попе, не давала пойти в дневной сон в туалет или еще какие ужасы. Первое - говорите с ребенком! Попытайтесь выяснить подробности происшествия. Когда это случилось - утром или вечером, кто был рядом, когда его шлепали, за что ударили, и т.д. Если ребенок начнет "путаться в показаниях", то есть смысл усомниться в справедливости его слова. Естественно, причин для нежелания посещать детский сад много - от готовности самого ребенка находиться в социуме, умения общаться с детьми до простого нежелания просыпаться рано утром.

Если такая ситуация возникла, попробуйте проиграть ее, чтобы понять до конца - где правда, а где фантазия. Пусть любимая игрушка пойдет в детский сад, за нее будете играть вы, а вот воспитателем-игрушкой пусть будет малыш. Если ребенок в качестве воспитателя может ударить шалуна-игрушку, наказать, повысить голос, то стоит сильно задуматься. Ребенок пока сам не в состоянии создать модель поведения, он "отзеркалит" то, что видел и слышал.

Еще один способ выяснить правду - нарисовать ситуативную картинку о детском саде (предложите изобразить, как дети играют в садике, как занимаются). Посмотрите, как ребенок нарисовал воспитателя, какие цвета использовал на картинке. Черный - показатель тревожности; если у воспитателя большие глаза - это явный признак страха, который испытывает ребенок; много мелких деталей, штрихов - тревожность.

Итак, если ваше чадо нафантазировало себе "злую МарьИванну", стоит тоже подумать - почему? Может быть, вы слишком давите на ребенка тем, что он ДОЛЖЕН ходить в сад? Никому и ничего он не должен! Возможно, не прошел еще адаптационный период, и ребенку сложно приспособиться к новому распорядку дня, новым людям, детям. Все этим моменты надо прорабатывать, и желательно с психологом.

А если рассказанное ребенком имело место быть? Сначала, собравшись с духом, идем разговаривать с воспитателем. Ведем себя при этом максимально корректно - не кричим, не разговариваем на повышенных тонах, не оскорбляем, тем более при ребенке. Эмоции, даже праведный гнев, не лучший помощник. Пытаемся выяснить, что де произошло. Если ответ вас не удовлетворил - идем к заведующей. "Разбор полетов" будет уже на более высоком уровне. Воспитателю грозит дисциплинарное взыскание, если сказанное вами подтвердится, так как все педагоги подписывают должностные инструкции, в которых указывается, каким образом они должны вести себя. Если же ситуация более чем сложная и связана с физическим воздействием на ребенка, то - обращение в прокуратуру.

И не надо бояться, что вашего малыша в садике после этого будут "гнобить" или как-то по другому к нему относиться. Вы - официальный представитель ребенка и имеет право знать, что с ним происходит в дошкольном учреждении в ваше отсутствие.

И обязательно! Если ситуация конфликтная, поведение ребенка изменилось, были выявлены неправомерные действия воспитателя, - обратитесь к психологу. Ситуация сама по себе не рассосется, нужна психокорреция и вывод ребенка из психотравмирующего состояния.

Что сказать в заключение?

Мамы и папы! Будьте предельно внимательны к рассказам своего ребенка, не оставляйте без внимания его попытки донести до вас свои эмоции и переживания! Пусть наказания даже окажутся мнимыми, но душевные переживания-то настоящие! Разговаривайте с малышом, лучше выявить проблему в зародыше, чем потом распутывать клубок проблем.

Вам понравилась публикация?

В редакцию обратилась воспитательница с просьбой помочь разобраться, стоит ли наказывать детей в детском саду. Приглашаем всех к обсуждению этой темы!

Вопрос: Здравствуйте. Я работаю воспитателем в детском саду. На очередном собрании воспитателей мы затронули вопрос о том, что стоит ли наказывать детей в детском саду?


Вова, ребёнку 6 лет. Если ребёнок понимая, что можно и что нельзя совершает такие действия, что причиняет вред окружающим его детям, да и нам, воспитателям , не очень уютно с таким ребёнком. Постоянно просим родителей принять меры, но чувствуем, что родители, понимая нас и зная своего ребёнка, не могут с ним справиться. Просмотрев Ваш сайт, я не нашла ответа на мой вопрос. И в очередной раз задумываюсь: как быть?

Да, ребёнку надо движение, но это же не значит, что можно сбивать всех на своём пути.Сгребать всё со стола во время еды: своё и соседа. Произносить плохие, грубые слова. Постоянно быть агрессивным: говоря при этом: «называайте меня тупым козлом…(и далее в таком роде), я хочу зарезаться, пусть все плачут, что меня не стало». Делая замечания, получаем в ответ: «дурацкий садик».

Слушая это, другие дети начинают подражать ему. Вот он такой, весь как на иголках. Поломал шею, упав с паутинки, ходил в гипсе. На пользу это не пошло. Такой же ветренный и сумасбродный. Наказывали за плохое поведение тем, что не брали на прогулку. Бесился, кидал стол, обещал вести себя хорошо, а как? Играть дружно, детей не обижать, но буквально стоит отвернуться — плач. Кто обидел? Вова толкнул… На занятиях отвлекается сам и мешает другим: начинает разговаривать, дёргать детей, смеяться. Порой так и хочется сказать: «Ты, что дурак?» Но понимаю, что он нормальный, здоровый ребёнок. Как быть?

Другой вариант. Илья, и 2 Никиты. Было им по 3 года. Всё время баловались. Смотрят на тебя и смеются, бегают, валяются на полу — балуются. Представьте на занятии. Что делать остальным детям? Родители умилённо говорят: «Ну, что вы хотите, они ещё маленькие! Вот исполнится 4 года, подрастут!» Я Думаю: «А как же другие дети? Ведь идут на занятие, высказывают свои мысли, действуют» Но и что же думать? Вот уже исполнилось им по 4 года. Я спрашиваю у родителей: «Ну как, вы выросли? Уже вам 4 года? А на занятиях как вели себя так и ведут» Родители отмахиваются. Или обвиняют нас, воспитателей в том, что мы незаинтересовываем их ребёнка, мало уделяем внимания. Дак ваши же дети не хотят этого внимания. Постоянно мы должны за ними гоняться: ловить на занятие, на зарядку, Как идти на улицу, так они не могут одеться сами. Наказывали: забирали игрушки, садили на стулья, не пускали на улицу. Результата 0. Да и не выход это.

Даже и не знаю. Вернее знаю, что к каждому ребёнку нужен свой подход. Но всегда мучает вопрос: «Почему родители не задумываются о том, какого они делают ребёнка? Только потом ищут вокруг виноватых, только не себя самих. Как же достучаться до них? А стоит ли в чужую семью со своими привилами? Да и кто дал мне право думать, что мои решения верны?

И не знаешь с кем обсудить, кто прав?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Родители не задумываются о том, какого они делают ребенка, потому, что они делают его в любви, или, на крайний случай, в страсти, а при этом голова только мешает. Поэтому задумываться и делать детей – вещи практически несовместимые.

1. Вова. Нет, он не дурак. Просто ему нужно Ваше внимание, много внимания, очень много. В идеале – чтобы Вы только с ним одним занимались. И это не плохо и не хорошо. Такие у него потребности. Ему мало того, что привычно получают остальные, «послушные» дети в группе. А поскольку, как я понимаю, все свое время посвящать одному мальчику нельзя, можно дать ему внимание другого КАЧЕСТВА, А НЕ КОЛИЧЕСТВА. Посмотрите сами: Вы и так его «кормите» своим вниманием, своими чувствами в больших количествах, только «угощение» это очень плохого качества – раздражение, злость, гнев. Плохая еда, но все ж лучше, чем ничего. Времени и эмоций на него уходит много, согласитесь. Наверное, и устаете от таких взаимоотношений сильно.

А теперь давайте перевернем ситуацию – сделаем из негатива позитив. Попробуем «выделить» Вове ровно столько же времени и чувств, но только позитивных, от которых Вам самой будет приятно, весело и светло. Это может быть радость, умиление, восхищение. В каких ситуациях Вы можете почувствовать к ребенку такие эмоции? Что он делает хорошо, лучше всех? Ловко лазит, высоко прыгает, быстро бегает, обладает большой силой, громче всех кричит, поет, фантазирует, придумывает трюки, умеет так спрятаться, что никто не найдет, запоминает стихи – что?

Никто не говорит, что это легко – найти его сильные стороны и придумать такие занятия, где он может проявить себя в наилучшем виде. Так ведь быть воспитателем тоже не всегда легко – именно потому, что, как вы совершенно справедливо пишете, к каждому ребенку воспитатель ищет свой подход. И когда придумаете, какие новые занятия проводить (да, это творчество), не уставайте хвалить – Вову, других детей, себя – всех! Много и искренне, с чувством. Посмотрите на результаты. Они Вас порадуют. И так каждый день, каждый час – с любовью к себе (в первую очередь) и к детям. Хвалите себя за любой успех, самый маленький и казалось бы незначительный – это все Ваши ступеньки, Ваши шаги к взаимопониманию с детьми и с собой, со своей душой, со своим внутренним ребенком, которому тоже иногда очень не хватает Вашего понимания, сочувствия, свободы и живой непосредственности.

Когда Вы последний раз занимались тем, что Вам очень нравится, и что не имеет конкретной практической пользы? Когда Вы баловались сами? Когда разыгрывали кого-то? Когда утворяли что-то несообразное Вашему возрасту и образу сторогой тети? Когда хохотали от души? Когда Вы последний раз визжали от восторга?

Знаете что, попробуйте дома, когда будете одни, станцевать дикий танец нецивилизованных аборигенов, или прокричите боевой клич слона (только на полной громкости), или учините любое другое «безобразие», какое Вам больше понравится.

Почувствуйте себя свободным, живым, налитым энергией и радостью ребенком, полным выдумок и шалостей. Это прекрасно! Без такого, желательно ежедневного, упражнения делать Вам в детском саду нечего.

2. Илья и два Никиты.

Что Вы делаете, когда слушаете и смотрите что-то неинтересное, например, рассказ соседки о ее десятых родственниках или неинтересный фильм в гостях (из вежливости)?

А что Вам хочется в это время делать?

И что мешает это сделать?

А у детей этого нет, слава Богу, потому они такие живые, энергичные, здоровые, веселые и искренние. Хотите быть такой же? Следуйте их примеру. Нас такими создали, Бог ли, наши ли мамы с папами, природа ли – все равно, как назвать. И то, что мы с годами подпортили вечными своими «нельзя» и «не положено», можно вполне исправить, и снова стать ЖИВЫМИ. Как эти дети. И такими же здоровыми, как они. Как Вам такая перспектива?

Дети «мешают» на занятии, если им нудно. Сделайте занятия интересными, сочините новые, живые и интересные задания, творите, Вы это можете!

Первым делом добавляйте то, что интересно лично Вам, чем смелее и новее будут задачи, тем лучше. И снова – любите себя. За то, что создаете новую садиковую реальность для Ваших детей, за то, что ищете нестандартные подходы, да в конце концов, за то, что написали это письмо! Очень хорошее письмо, заинтересованное, полное раздумий и поисков.