Йога

Определение памяти. Виды памяти

Подробности 09 марта 2011 Просмотров: 81752
  • Previous Article Индивидуальные различия памяти людей (Немов Р.С.)
  • Next Article Общее представление о памяти (Немов Р.С.)
Настроить шрифт

Классификация ви­дов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образ­ная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и не­произвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредство­ванная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения - замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в час­тности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговремен­ной памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по време­ни сохранения материала, другое - по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память - непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это - память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на после­дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизве­сти спустя несколько десятков секунд после однократного предъ­явления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая сознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хо­рошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетиче­ским восприятием, способные в течение достаточно продолжи­тельного времени «видеть» воспринятую картину в своем вооб­ражении после того, как она перестала воздействовать на орга­ны чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную . В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превос­ходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно за­поминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществле­ния деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также ма­териал, с которым связана интересная и сложная умственная ра­бота и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, клас­сификации, установлению в нем определенных внутренних (струк­тура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. С особенно­стями кратковременной памяти, обусловленными ограничен­ностью ее объема, связано такое свойство, как замещение . Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально огра­ниченного объема кратковременной памяти человека вновь по­ступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тог­да, когда человеку приходится иметь дело с такой информа­цией, которую он не в состоянии полностью запомнить и кото­рая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Почему, например, мы так часто испытываем серьезные труд­ности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что позна­комили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая ин­формация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его име­нем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.

Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впер­вые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатле­ниях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, ко­торые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, кото­рое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Дан­ную особенность кратковременной памяти иллюстрирует сле­дующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интер­вале между первичным восприятием этих букв и их припоми­нанием испытуемым не дают возможности повторять эти бук­вы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет трой­ками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их восп­роизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначаль­но воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому ма­териалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий ма­териал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраня­ется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цве­та, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно прохо­дил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, не­смотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, рим­ской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следова­тельно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запо­минания является временное кодирование, т.е. отражение запо­минаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что мож­но обозначить словом, то мы этим словом, как правило, поль­зуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, при­чем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закры­ваем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обяза­тельно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, предста­вить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запомина­ния и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зри­тельно предъявить значительное количество слов, заведомо пре­вышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характер­но только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и крат­ковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезнен­ном нарушении памяти, которое именуется ретроградной ам­незией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событи­ях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, - антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способ­ность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совмест­ную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически пред­ставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных ав­торов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней ин­формации. Кроме того, для того чтобы информация из кратко­временного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то вре­мя, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и до­ступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электрон­но-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковремен­ной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и па­раллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возмож­ности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысло­вой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает ис­пользование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышаю­щих объема кратковременной памяти.

Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повто­рение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Перевод информации из кратковременной в долговремен­ную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала ос­мыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за не­достаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы ра­боты долговременной памяти. Эта память обычно начинает фун­кционировать не сразу после того, как человеком был воспри­нят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходи­мое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противо­положно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспро­извести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковре­менная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большин­стве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы исполь­зуем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудно­сти при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же осо­бенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс уз­навания когда-то виденного или слышанного.

Литература

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологиче­ские сочинения. - Т. II. - М., 1979. (Память и мышление: 118- 341. Память. Припоминание: 341-366.)

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. (Виды памяти: 99-113. Возрастные изменения памяти: 114-121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психо­логии: 9-137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141- 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222-241. Сравне­ние непроизвольного и произвольного запоминания: 245-425. Раз­витие памяти: 425-514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28-45.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М., 1978. (Кратковременная память: 83-159. Долговременная память:

160-215. Запоминание: 216-236. Припоминание (воспроизведение):

237-271. Память и зрение: 272-291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:

В 2 т. - М., 1983. - Т. I. (Развитие высших форм запоминания:

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976. (Разви­тие памяти: 8-37, 94-137. Произвольное запоминание: 38-93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138-219. Раз­витие памяти в процессе обучения: 220-246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. - Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7-20. Эмоции и регуляция памяти: 325-351. Нейропсихологическая регуляция па­мяти: 351-356. Психофизиологические аспекты модуляции памя­ти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. - М., 1988. (Механизмы памяти: 67-83.)

Общая психология. - М., 1986. (Память: 291-321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. - М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7-10. Связь позна­вательной активности и памяти: 10-24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25-43.)

Развитие памяти. - Рига, 1991. (Что такое память: 5-10. Парадоксы памяти: 11-117. Память глазами физиолога: 18-30. Память глазами психолога: 31-42. Можно ли тренировать па­мять: 43-47. Какая у меня память: 48-53.)

Развитие творческой активности школьников. - М., 1991. (Развитие памяти: 126-149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. II. - М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5-294. О неко­торых корреляциях в области памяти: 316-327.)

Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. С. 219-228.

Страница 6 из 42

Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.

Критерий – продолжительность удержания материала. Виды памяти – долговременная, кратковременная и сенсорная (или ультракратковременная).

Для долговременной памяти , как ясно из названия, характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Экспериментальные данные подтверждают, что в долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний. Одна из них – создание иерархических структур по принципу выделения более абстрактных, родовых понятий и более специфических, видовых. В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины. Нет единого мнения даже по “простейшим” вопросам, например: имеет ли место забывание в долговременной памяти или информация просто становится недоступной для воспроизведения; хранится ли в памяти вся информация или только ее часть и т. д. Тема долговременной и кратковременной (а также ультракратковременной) памяти оказалась наиболее разработанной и изученной в рамках когнитивной психологии (см. раздел 6).

Кратковременная память предназначена для непродолжительного храненияинформации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную. Выделяют два вида повторения:

1) механическое (акустико-артикуляционное), этот вид повторения не приводит к заметным преобразованиям материала и позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти;

2) повторение, сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запоминать его надолго, т.е. переводить в долговременную память (см. также раздел 6).

Сенсорная память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств (см. раздел 6).

Надо отметить, что в терминологии, относящейся к данной классификации, существует путаница, связанная с употреблением понятия “кратковременная память”. Некоторые авторы подразумевают под ним то, что в когнитивной психологии называется “сенсорным регистром” или “ультракратковременной памятью”, а для собственно кратковременной памяти используют термин “оперативная”, или “рабочая”, память (см. , с. 247). В данном изложении термин “кратковременная память” используется в общепринятом и традиционном понимании, а термины ”оперативная” и “рабочая” могут считаться его синонимами.

Память и представление. Память как процесс. Уровни обработки информации. Виды памяти и их характеристика. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти как педагогическая задача.

Память - психический процесс запечатления, сохранения, последующее узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта . Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод.

Представление - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям:

1. смешение образов - образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями.

2. дифференциация образов - черты, характерные для данного образа, в воспоминании

усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти.

Классификация видов памяти по характеру психической активности (П. П. Блонский).

1. Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и

воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой

для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и

навыков ходьбы, письма и т. д.

2. Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти

заключается в способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции

всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и

интересы человека, как осуществляются отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

3. Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов

ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя

образную память, следует иметь в виду особенности, которые

характерны для представлений - их бледность, фрагментарность

и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти,

поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим

оригиналом. Многие ученые разделяют её на зрительную, слуховую,

осязательную, обонятельную, вкусовую.

Легкость воспроизведения образа зависит от двух факторов:

1. на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия.

2. зависит от состояния человека в момент воспроизведения.

4. Словесно-логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении

мыслей человека, воспроизведении мыслей, возникших в процессе обдумывания, размышления, разговора. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное

сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение

мыслей (заучивание мыслей).

Классификация памяти по характеру целей деятельности:

1. непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое осуществляется

автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны

сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или

припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача.

2. произвольная - п оставлена мнемическая задача, процесс требует волевого усилия.

Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

2. От приемов заучивания :

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая

память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

6) логический пересказ , который включает логическое осмысление материала,

систематизацию, выделение главных логических компонентов информации,

пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид

памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики,

схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных

типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная,

обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения

запоминания).

Классификация памяти по продолжительности сохранения материала

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти,

различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться

информация.

1. сенсорный тип памяти , ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов в течение

0,1- 0,5 сек.Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек, перейдет в

2. кратковременная память обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения. Кратковременная память ограничена по объему.

3. долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она

бывает двух типов:

1) с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения

определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря

сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для

выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации

информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации.

Основными характеристиками памяти являются:

1. О6ъем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая

характеризует возможности запоминания и сохранения информации,

2. Быстрота воспроизведения - характеризует способность человека использовать

в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

3. Точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, а

самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

4. Длительность сохранения - отражает способность человека удерживать

определенное время необходимую информацию.

Механизмы и процессы памяти:

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения

воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса

принято выделять два вида запоминания:

1. непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной

цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

2. произвольное (преднамеренное) запоминание - человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует

специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой

особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.

Включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели (заучивание- многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания). Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

По характеру связей (ассоциаций ), лежащих в основе памяти, запоминание делится на:

1. механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

2. осмысленное запоминание - основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание намного продуктивней. Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде

плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой

прочности его сохранения является метод повторения . Требованиям:

1. заучивание протекает неравномерно : вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение.

2. заучивание идет скачками . Иногда несколько повторений подряд не дают

существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих

повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала.

3. если материал в целом не представляет труда для запоминании, то первые повторения дают лучший результат , чем последующие.

4. если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно , а потом быстро.

5. повторения нужны и чтобы закрепить в памяти то, что уже выучено . При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

6. Важно также правильно распределить повторение во времени.

Два способа повторения :

1. концентрированное - материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва.

2. распределенное - каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.

Распределенное повторение рациональнее концентрированного.

Метод воспроизведения во время заучивания: попытки воспроизвести материал,

который еще полностью не выучен, например, прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания

забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции- воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. Сохранение может быть динамическим и статическим . Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным .

Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное

воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее

волевых усилий, называется припоминанием .

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении.

Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Воспроизведение - не

простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция,

т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения,

выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из

других источников. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при

воспроизведении.

Формы воспроизведения :

1. узнавание- проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

2. воспоминание - осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

3. припоминание - наиболее активная форма воспроизведения, зависящую от ясности поставленных задач, степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

4. реминисценция- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

5. эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности.

Забывание - естественный процесс потери информации из памяти, проявляется в:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные

степени воспроизведения и узнавания- «уровнями памяти»:

1) воспроизводящая память;

2) опознающая память;

3) облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть:

1. полное - закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

2. частичное- происходит когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Временное - когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации

2) повторение информации.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования

имеющейся информации.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов психики , которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления.

Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное

узнавание . Воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении . Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале.

Индивидуальные особенности памяти :

1. связаны с особенностями личности. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно.

2. индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением- индивидуальная особенность человека.


Похожая информация.


ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта чел, проявл в запоминании, сохранении и последующее припоминанием того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о нем думал.
Виды
1 По ведущему анализатору (зрит, обонятельный, осяз, вкусовой – память на образы, вкус, слух и т.д)
2 По предмету или материалу Де:
а) двигательная (на движение) лежит в основе всех навыков (хотьба, письмо, резать хлеб, т.е. любые движения доведенные до автоматизма).
б) эмоциональная. Память на чувства и эмоии. Значение имеет в процессе формирования личности. Регуляция повторяется от пережитых чувств (эмоций). Бывает:
- образная (на какие-то образы) - вербальная (речевые средства)
3 По продолжительности протекания процессов:
а) сенсорная память, когда запоминается на уровне рецепторов (0,1-0,5 сек) – Тел выключил, картинка остается
б) кратковременная. Информация хранится около 20 сек. Краткое сохранение после непродолжительного времени восприятия..
в) долговременная. Длительное сохранение материала после неоднократного его повторения (табл умножения, стихи)
г) оперативная. Запоминание каких либо совпадений на выполнение каких либо операций(заданий) – чай заваривать как? Помним хорошо, т.е когда надо вспоминаем.
4 По цели Де
а) непризвольная (отсутствует цель, нет волевого усилия
б) произвольная (есть цель, волевое усилие и используетмнемические действия – опр приемы, техника.
Процессы
1 Запоминание. Прием, в результате которого происходит закрепление нового, путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно:
а) запоминается то, что с чем чел действует (учили в школе химию, затем реб объясняем)
б) запоминается то, что интересно
в) запоминание зависит от волевой сферы. Использ мнемический прием действия (прием при заучивании - образы создать о чем учишь)
2 Память это сохранение и забывание. Сохранение - удержание прошлого опыта:
а)сохр материала опр степенью участия в Де

б) обьем материала д.б пропорционален объему памяти
ЗАБЫВАНИЕ – выпадение, исчезновение из памяти прошлого опыта. Иногда забывание целесообразно, чтобы не происходило перенапряжение нервной системы. При забывании сущ явл РЕМИНИСЦЕНСИЯ – отсроченное воспроизведение прошлого опыта оказавшегося забытым.
3 Воспроизведение. Память при котором происходит актулизация, закрепление раннего из долговременной памяти в оперативную. Выделяют:
А) собственное В – когда материал производится без повторного восприятия
Б) узнавание – воспроизведение объекта в условиях повторного восприятия (нужно предъявить и вспомнить обьект).
В) припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее опр волевых усилий.
Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.
Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года - то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого - то, что было примерно год назад.
В мл дошк возр преобладает непроизвольное запоминание и воспроизведение. Произвольное запоминание задействуется реб в том случае, если этого требует взр или возникает соответствующая задача. В дошк возр преобладает эйдетическая память – реб, вспоминая, как бы вновь видит предмет и может детально его описать.
Для дошк периода хар-но интненсивное развитие механизмов запоминания и воспроизведения. Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех - пятилетнего возраста. (яркие воспоминания, оставшиеся в памяти каждого после периода ст дошк возр, и почти полное отсутствие воспоминаний о раннем детстве).
Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Запоминание и воспоизведение не зависят от воли реб, а связаны с осуществляемой им Де. В возрасте 4-5 лет начинают формипроваться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.
Усвоение произвольных форм запоминания происходит поэтапно. Поначалу дошк ставит задачу запомнить и припомнить, не применяя особых способов запоминания, т.к они еще ими не владеют.
След этап – освоение приемов запоминания припоминания, которые обычно подсказывает взр. Например реб дат задание, а затем просят повторить, а взр помогает наводящими вопросами.
Несмотря на несовершенство механизмов запоминания, память в дошк возр становится вед функцией и занимает центр место в сознании.
Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.

Память

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни, прошлого опыта.

  1. По длительности сохранения информации (по t)

· Сенсорная память (СП)

Задача: ретикулярная формация решает вопрос о привлечении высших отделов мозга к обработке информации. Осуществляется на уровне рецепторов.

Длительность сохранения следов ¼ секунды

Объем (емкость)- неограничен

· Кратковременная память (КП )

Задача: решается вопрос достаточно ли важна информация, чтобы перевести ее в длительное хранение

Длительность сохранения следов до 20 секунд. Если информация не вводится повторно, она исчезает.

Объем (емкость) – 5- (7) –9 элементов

· Долговременная память (ДП)

Задача: организовать информацию для длительного хранения

Длительность и емкость – практически безграничны

· Оперативная память (ОП)

Задача: сохранение информации в процессе выполнения какой-либо деятельности

  1. По характеру участия воли

· Произвольная память – требует волевых усилий

· Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически без особых усилий, при отсутствии заранее поставленной цели и специальных приемов

  1. По способу запоминания

· Механическая память – не опирается на понимание (через многократное повторение)

· Смысловая память – основана на обобщениях и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные стороны и отношения объектов.

4. По особенностям материала

· Двигательная память (моторная) –память на движения и их системы, позволяет формировать практические и трудовые навыки. (плавание, вязание)

· Эмоциональная память (аффективная) – память на чувства

· Образная память – связанная с информацией от органов чувств (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)

· Словесно-логическая память – присуща только человеку, основана на использовании речи.

Процессы памяти

Запоминание

Успешность памяти зависит:

От степени завершенности действий запоминания. Незаконченное действие запоминается лучше (Эффект Зейгарник)

От интересов и склонностей личности. Лучше запоминается информация подтверждающая наши мысли и идеи

От уровня мотивации (сильная мотивация и отсутствие мотивации отрицательно влияют на запоминание)

От эмоционального настроя (очень сильные эмоции или отсутствие эмоциональной окраски отрицательно влияет на процесс запоминания)

Индивидуальные различия в памяти могут быть 2-х видов

  1. Преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной.
  2. Уровнем организации

Наглядно-образный тип – хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.д.


Словесно-логический тип – словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

Эмоциональный тип – хорошо воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Мнемотехники – стратегии, облегчающие запоминание

  1. Ассоциации (причина- следствие, вид- род, целое-часть, противоположности, последовательность, единство места и времени)

Метод Подсказки (шифровки) , УКРОП – свойства внимания., Каждый охотник….Что я знаю о кругах 3,1416 – число П

  1. Метод Рифмовки

Примеры: жи-ши, Парашют, Жюри,брошюра, все слова запомни Юра, Чувилин чувствует, что ему сочувствуют

  1. Метод мест (метод Вешалки) Предварительно составляется и запоминается список конкретных мест, расположенных вдоль конкретного маршрута (или предметов в четко заданной последовательности) В каждое из них мысленно помещается предмет, который необходимо запомнить, и закрепляется ассоциацией
  2. Фонетический код (для цифр) чтобы запомнить число необходимо перевести цифры в буквы из которых составить слова и предложения пример однажды друзья твои чистили потертые штиблеты создавая видимость деятельности 123456789)
  3. Метод Визуализации – использование ярких, контрастных представлений (зрительных образов)

Воспроизведение – актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей

Формы воспроизведения

Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. (найти из предложенных)

Воспоминание – осуществляется в отсутствие восприятия объекта

Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленных задач, требует волевого усилия.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение казалось бы забытого (отсроченное воспроизведение)

Забываниепроцесс приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание

Законы забывания (памяти)

1. Закон края (закон выпадения середины) Лучше запоминается информация в начале и в конце ряда.

2. Закон забывания Эббингауза. Кривая забывания (выявлен на основе опытов работы с бессмысленными слогами). Исследовался характер забывания после первого безошибочного повторения сери слогов. В первый час забывается около 60% информации через 6 дней остается меньше 20% от общего числа информации.

3. Забывание может быть обусловлено работой защитных психических механизмов, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает негативное напряжение.

Нарушения памяти

1. Ретроградная амнезия

2. Антероградная амнезия

Мышление и Речь

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление часто определяют как процесс решения задач.

Мыслительные операции

Анализ – мысленное разложение целого на части.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в одно целое. Но синтез не является механическим соединением частей, не равно сумме частей

Анализ и синтез протекают в единстве

Сравнение – установление сходства или различия между предметами, признаками

Абстракция – выделение какой либо стороны, свойства объекта, отвлекаясь от остальных.

Конкретизация – возвращение мысли от абстрактного к конкретному.

Обобщение – мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.

Мышление не только включает в себя различные операции, но и протекает на разных уровнях, в различных формах.

Виды мышления

1. С точки зрения новизны решаемых задач

Творческое (продуктивное) – создание и открытие нового продукта

Воспроизводящее (репродуктивное) применение готовых знаний

2. По характеру решаемых задач

Теоретическое

Практическое

3. По уровню развития в онтогенезе (по содержанию решаемых задач)

- Предметно-действенное (наглядно-действенное) Задачи решаются в условиях зрительного наблюдения за ситуацией, выполнения действий с предметами (характерно для детей до 3-х лет)

- Наглядно-образное Задачи решаются в плане зрительного представления ситуации, оперирования образами предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Проявляется в дошкольном возрасте (4-7 лет).

- Словесно-логическое функционирует на базе языковых средств, характеризуется использованием понятий, установлением наиболее общих закономерностей.

Этап перехода от ведущего типа наглядно-образного к словесно-логическому показан в экспериментах Жана Пиаже по сохранению количества вещества.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В разных по содержанию задачах используются и эффективны различные виды и компоненты мышления.

Творческое мышление. Креативность

В Психологическом словаре креативностью называется способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации

Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров креативности:

· способность к обнаружению и постановке проблем;

· способность к генерированию большого числа идей;

· гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

· оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

· способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

· способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Ключевым понятием, открывающим эпоху исследования творческого мышления, является понятие дивергентного мышления.

Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно по нескольким направлениям, выдвигает сразу несколько гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую.

Основные показатели творческого мышления:

Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. Быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями. Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.

Интеллект

По определению американского психолога Векслера, создавшего в1939 г. первую систему измерения интеллекта взрослого человека, Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле слова, интеллект – это наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект – особая форма умственной (в отличие от эмоциональной, мотивационной) активности, предназначенная для взаимодействия с окружающей действительностью и решения возникающих задач и проблем. ? Как сравнить интеллект вождя племени в Новой Гвинее и студента 2 курса университета?

Идея измерения интеллекта получила свое воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ), введенном В.Штерном в 1912г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития.

Векслером предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ в выборке.

Классификация уровней интеллектуального развития по Д.Векслеру