Родители и дети

Почему маленький ребенок любит играть психоанализ. Почему ребенку нужна игра? Почти простые прятки

Перевод: Ирины Гифт.

Чтобы защитить детей, мы должны позволить им играть в то, что считается "опасным".

Многие думают, что страх – это негативное переживание, которого нужно по возможности избегать. Однако те, у кого есть дети или кто сам был ребенком, знают, что дети любят играть в рискованные игры – игры, сочетающие в себе радость свободы и некоторую долю страха, производящие будоражащее чувство.

Шесть категорий рискованной игры

Эллен Сэндсетер, преподаватель норвежского Университета королевы Мод (Queen Maud University) в городе Тронхейм, выделила шесть категорий рискованной игры, которая привлекает детей по всему свету. Это:

Большая высота.

Дети лазают по деревьям и разным конструкциям на пугающем расстоянии от земли, где они могут получить обзор мира с высоты птичьего полета и захватывающее чувство покорения вершины.

Большие скорости.

Дети качаются на канатах, веревках или на качелях на детской площадке; катаются на санках, лыжах, коньках или с горок во дворе; спускаются по быстрым рекам на бревнах и лодках; а также катаются на велосипедах, скейтбордах и других приспособлениях, достаточно быстрых, чтобы вызвать захватывающее чувство, когда практически, но не полностью теряешь контроль.

Опасные инструменты.

В зависимости от культуры дети играют с ножами, луками и стрелами, сельскохозяйственными аппаратами (тут сочетается работа и игра) или другими инструментами, которые могут быть потенциально опасными. Конечно, дети чувствуют большое удовлетворение от того, что им доверили такие инструменты, но также и захватывающее чувство контроля над ними, зная, что ошибка может привести к травме.

Опасная среда.

Дети любят играть с огнем и в глубоких водоёмах или рядом с ними, что представляет некоторую степень угрозы.

Куча-мала.

Дети по всему миру гоняются друг за другом и устраивают игровые драки, и обычно они предпочитают быть в самой уязвимой позиции – того, кого догоняют, или того, на кого нападают в драке, – положение, влекущее наибольшую степень риска и требующее больше всего навыков, чтобы его преодолеть.


Исчезнуть/потеряться.

Дети помладше играют в прятки и испытывают захватывающее чувство временного, пугающего разделения с товарищами по игре. Дети постарше отправляются куда-то подальше от взрослых, в места для себя новые и наполненные воображаемыми опасностями, включая опасность потеряться.

Эволюционная ценность рискованной игры

Детеныши других млекопитающих также получают удовольствие от рискованной игры . Козлята бегают вдоль крутых обрывов и неловко подпрыгивают в воздух, делая приземление затруднительным. Детеныши обезьян играючи качаются с ветки на ветку – достаточно далеко, чтобы проверить свои способности, и достаточно высоко, делая возможное падение болезненным. Молодые шимпанзе любят бросаться с высоких ветвей на более низкие, едва не падая на землю. Молодняк большинства видов млекопитающих, не только нашего, проводит много времени, гоняясь друг за другом и устраивая игровые драки, и они тоже предпочитают быть в уязвимой позиции.

С точки зрения эволюции вопрос о рискованной игре очевиден: зачем она нужна? Она может стать причиной травмы (хотя серьезные травмы редки) и иногда (очень редко) смерти, почему тогда она уцелела в результате естественного отбора? Тот факт, что она уцелела, служит доказательством того, что ее преимущества перевешивают риск. Каковы эти преимущества? Наблюдения за лабораторными животными дают нам некоторые подсказки.


Ученые нашли способ лишить крысят игры в течение критической фазы их развития, не лишая их общества соплеменников. Крысята, взращенные таким образом, вырастают эмоциональными инвалидами . Когда их помещают в новую среду, они чрезмерно пугаются и не могут адаптироваться и изучить обстановку, как сделала бы обычная крыса. Когда их помещают с незнакомым сверстником, они либо оказываются парализованы страхом, либо срываются в неуместную, неэффективную агрессию. Подобные открытия были сделаны и в более ранних экспериментах по лишению игры с детенышами обезьян (хотя показатели в этих экспериментах были не такими явными, как в последующих экспериментах с крысами).

Эти открытия дополнили теорию регуляции эмоций в игре: теория заключается в том, что главная задача игры – научить молодняк млекопитающих регулировать страх и гнев. В рискованной игре молодежь дозировано получает то количество страха, с которым может справиться, и тренируется сохранять присутствие ума и адаптироваться к этому страху. Они узнают, что они могут справиться с этим страхом, преодолеть и пережить его. В играх типа "куча-мала" они могут испытывать гнев, потому что один игрок случайно может причинить другому боль. Но для того, чтобы продолжить играть, продолжить развлекаться, они должны преодолеть этот гнев. Если они сорвутся, игра окончена. Таким образом, согласно теории регуляции эмоций, игра, среди всего прочего, – это способ для молодняка млекопитающих научиться контролировать страх и гнев таким образом, чтобы они могли справиться с реальной опасностью и тесно взаимодействовать друг с другом, не подвергаясь отрицательным эмоциям.

Вредоносные последствия лишения игры в современной культуре

На основе этого исследования Сэндсетер в 2011 году написала в своей статье в журнале "Эволюционная Психология": "Мы можем наблюдать увеличение уровня неврозов и психопатологии в обществе, если детям не дают участвовать в соответствующей их возрасту рискованной игре". Она написала это в качестве предсказания на будущее, но я проанализировал данные – в своей книге "Свобода обучения" (Free to Learn) и других работах , – которые показывают, что будущее уже давно наступило.

Если вкратце, доказательство состоит в следующем. За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Вернитесь к списку из 6 категорий рискованной игры. В 1950-е годы даже маленькие дети регулярно играли всеми перечисленными способами, и взрослые ожидали и разрешали подобную игру (хотя им и не всегда это нравилось). Сегодня таких родителей, которые разрешают подобные игры, соседи, а то и государственные органы, обвинят в пренебрежении.

Вот – признаюсь, ностальгическое отступление – лишь несколько примеров моих собственных игр в 1950-е:

– В возрасте 5 лет я ездил на велосипеде со своим 6-летним другом через весь поселок, в котором мы жили, и по его окрестностям. Наши родители устанавливали границы, к какому времени мы должны вернуться, но не ограничивали наши передвижения. (Естественно, тогда у нас не было сотовых телефонов, никаких средств связи на случай, если мы потеряемся или получим травму.)

– С 6 лет я и все мальчишки, которых я знал, носили с собой перочинный нож. Мы использовали их не только для вырезания, но и для различных игр, где мы бросали нож в цель (но никогда – друг в друга).

– Помню, в возрасте 8 лет я и мои друзья проводили перемены и перерыв на обед в школе, устраивая борьбу в снегу или на траве на берегу реки возле школы. Мы организовывали поединки. Никто из учителей или других взрослых не обращал внимания на нашу борьбу, а если и обращали, никогда не вмешивались.

– Когда мне было 10-11, мы с друзьями на весь день ходили в походы на коньках или лыжах на 8-километровое озеро рядом с нашим поселком в штате Миннесота. У нас с собой были спички, и время от времени мы, изображая храбрых исследователей, останавливались на островах, чтобы развести костер и согреться.

– Кроме того, в возрасте 10-11 мне разрешали управлять большим опасным ручным печатным станком в печатной мастерской, где работали мои родители. На самом деле, по четвергам я часто пропускал уроки в школе (в 5-6 классе), чтобы напечатать еженедельную газету нашего городка. Учителя и школьная администрация никогда не возражали, по крайней мере, я никогда об этом не слышал. Я думаю, они понимали, что в печатной мастерской я получаю более ценные уроки, чем мог бы получить в школе.


Такое поведение не было исключением в 1950-е годы. Мои родители были несколько более доверяющими и терпимыми, чем большинство родителей, но не намного. Сколько из этого было бы допустимо для родителей и других взрослых из госорганов сегодня? Вот показатель того, как далеко мы ушли: по результатам недавнего опроса тысяч родителей в Великобритании 43% считают, что детей до 14 лет не нужно отпускать куда-то одних, другая половина считает, что эту свободу не стоит предоставлять им до 16 лет! Могу предположить, что примерно такие же цифры были бы и в результате опроса родителей в США. Приключения, раньше нормальные для 6-леток, теперь не позволены даже многим подросткам.

Как я уже сказал, за тот же период, за который мы наблюдали такой значительный спад в свободе детей играть, а особенно в свободе рисковать, мы наблюдали такой же значительный подъем в разного рода умственных отклонениях у детей. Лучшее доказательство этого можно найти в анализе показателей стандартных клинических опросников, которые даются без изменений нормативным группам детей и молодых людей на протяжении нескольких десятилетий. Подобный анализ говорит о том, что по сегодняшним стандартам в 5-8 раз больше молодых людей страдают от значительного, с врачебной точки зрения, уровня тревожности и депрессии, чем в 1950-е. Рост детских психопатологий был таким же неуклонным и постепенным, как и снижение детской свободы рисковать.

Эта история столь же иронична, сколь трагична. Мы лишаем детей свободной, рискованной игры якобы, чтобы защитить их от опасности, но, поступая так, мы создаем условия для развития умственного отклонения. Дети созданы природой таким образом, чтобы самим научиться эмоциональной устойчивости, играя в рискованные игры, затрагивающие эмоции. В итоге, ограничивая подобные игры, мы создаем большую опасность, чем если бы их позволяли. Кроме того, мы лишаем их развлечения.

Чтобы игра была безопасной, она должна быть свободной, а не сдерживаемой, управляемой или навязанной взрослыми

Дети очень мотивированы играть в рискованные игры, но они так же прекрасно знают собственные возможности и избегают риска, который не могут вынести физически или эмоционально. Дети значительно лучше нас знают, что они могут вынести. Если взрослые давят или даже поощряют детей рискнуть, когда они к этому не готовы, результатом может стать травма, а не захватывающее чувство риска. Дети, даже одинакового возраста, комплекции и силы, очень разные. Что захватывает одних, травмирует других. Когда учителя на уроках физкультуры требуют от всех учеников лазить по канату или по шесту к потолку, некоторые дети, для которых это слишком большая нагрузка, испытывают эмоциональную травму и стыд. Вместо того, чтобы научить их карабкаться и испытывать чувство высоты, такой опыт навсегда отвращает их от подобных приключений. Дети знают свою меру страха, с которой они могут справиться, и чтобы использовать это знание, они должны сами быть ответственными за свою игру. [В скобках хочу отметить, что относительно небольшой процент детей склонны переоценивать собственные способности и регулярно травмируются в рискованной игре. Таким детям нужна помощь, чтобы научиться самоограничению.]

Ирония состоит в том, что дети с большей вероятностью могут травмироваться в спорте под руководством взрослых, чем в самостоятельно выбранной и направляемой ими самими игре. Это происходит потому, что поощрение взрослых и их соревновательный азарт заставляют детей рисковать – травмировать себя и других,- как они бы не стали делать по собственной воле. Кроме того, в таких видах спорта их поощряют специализироваться на чем-то одном и поэтому чрезмерно использовать определенные мышцы и суставы. Согласно недавним данным из Центра США по контролю и предовращению болезней более 3,5 миллионов 14-летних детей в год лечатся от спортивных травм. Это 1 из 7 ребят, занимающихся спортом. Благодаря взрослым, которые поощряют молодых бейсболистов бросать мяч с такой силой, что они могут вывихнуть локоть, поощряют молодых игроков в американский футбол сталкиваться настолько сильно, что у них происходит сотрясение мозга, поощряют молодых пловцов тренироваться так часто и усиленно, что им требуется операция плечевых суставов, – благодаря им спортивная медицина для детей стала большим бизнесом. Дети, играющие ради собственного удовольствия, редко концентрируются на чем-то одном (им нравится разнообразная игра), и они останавливаются или меняют игру, когда им больно. Кроме того, поскольку они играют ради удовольствия, они стараются не причинять боль товарищам по игре. Взрослые, захваченные соревновательным азартом или надеждой на дальнейшую спортивную стипендию*, идут против природного механизма предотвращения травм.

Итак, мы лишаем детей собственной, выбранной ими захватывающей игры, считая ее опасной, хотя на самом деле она таковой не является, а ее преимущества перевешивают мнимую опасность. Когда же мы поощряем детей специализироваться в соревновательных видах спорта, опасность получить травму действительно довольно велика. Пора нам пересмотреть свои приоритеты.

* Спортивная стипендия в США дает возможность покрыть полностью или частично стоимость обучения, проживания, питания, страховки и других расходов студентов, поэтому ее получение может быть весьма желательным для родителей.

Sandseter, E. (2011). Children’s risky play from an evolutionary perspective. Evolutionary Psychology, 9, 257-284.
Spinke, M., Newberry, R., & Bekoff, M. (2001). Mammalian play: Training for the unexpected. The Quarterly Review of Biology, 76, 141-168.
Например, Pellis,S., & Pellis, V. (2011). Rough and tumble play: Training and using the social brain. In A. D. Pelligrini (Ed.), The Oxford handbook of the development of play, 245-259. Oxford University Press.
LaFreniere, P. (2011). Evolutionary functions of social play: Life histories, sex differences, and emotion regulation. American Journal of Play, 3, 464-488.
Gray, P. (2011). The decline of play and the rise of psychopathology in childhood and adolescence. American Journal of Play, 3, 443–463.
Referenced in Burssoni, M., Olsen, L., Pike, I., & Sleet, D. (2012). Risky play and children’s safety: Balancing priorities for optimal development. International Journal of Environmental Research and Public Health, 9, 3134-3148.
Прекрасный пример того, какой вред наносят взрослые детям, занимающимся спортом, – книга Until It Hurts, автор Mark Hyman.

Почему ребенку нужна игра?

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

К сожалению, некоторые родители недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма . Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности . Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным – так ребенок осваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте с ответствующие игрушки.

Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится произведение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех – четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослым. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Подготовил старший воспитатель

Почему современные дети играют? Или не так, - должны ли они это делать? Мы расскажем вам, что современные родители об этом думают.

Факты и цифры

”Если бы у вас был выбор между развлечениями и занятиями с ребенком, что бы вы предпочли?

18% мам и пап предпочитают «развлечения». Почему? Потому что: ребенку так интереснее - 10%. Ребенок любит это - 8%. 82% родителей предпочитают«занятия» с детьми. Поскольку: этонеобходимость- 62%. Этоинтересноим самим - 13%. Дети просят об этом - 7%.

Вопрос: «Если мой ребенок, в пять-семь лет, будет играть значительную часть дня, то...", родители выразили такие мнения:

У него будут проблемы в школе / он будут не в состоянии конкурировать со своими сверстниками - 46%. Если игры образовательные, можно и играть, и обучаться одновременно - 18%. Пусть ребенок занимается вечером - 17%. Ябудурад - 15%.

Таким образом, игра, по словам родителей, это хорошо, но не самое необходимое занятие для ребенка дошкольного возраста. Родители должны подготовить ребенка к предстоящей взрослой жизни.

Чему же, по мнению родителей, детям следует научиться?

Быть самостоятельными - 61%. Получить хорошо оплачиваемую работу - 53%. Быть готовым к трудностям - 32%. Приниматьсобственныерешения - 22%.

Мама, поиграй со мной!

Однако современные родители без особого удовольствия играют со своими детьми в куклы или водят машину по комнате. Они предпочитают «развивающие» игры, потому что такие игры не требуют значительных эмоциональных усилий. К счастью, сейчас разработано много специальных образовательных игр. Но проблема в том, что это не те игры, в которых ваш ребенок нуждается. Конечно, играть в логические игры - достойное и полезное занятие, но они развивают только одну сторону личности вашего ребенка и ни в коем случае не должны быть полной заменой обычных, всем известных детских игр. Кроме того, старые игры дают вам уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка, учат его / ее системе жизненных ценностей.

Дочки-матери

Это название условное. Не обязательно играть в «дочки-матери», хотя классическая модель семьи очень важна во время игры детей (кстати, не только для девочек, но и мальчиков). Во время таких игр дети учатся играть семейные роли. Играя, дети не только определяют свое место (и, кстати, места родителей) в семье, но и примеряют на себя различные социальные функции, профессии, даже социальные положения.

Если вашему ребенку 2-3 года, он воспринимает вас как начальника. Чем младше ребенок, тем легче ему быть «куклой». Показывайте ребенку игрушки, изучайте их вместе, обращайте внимание на одежду куклы, на ее глаза, руки и т.д. Не забывайте давать игрушкам имена. Играйте сцены из вашей жизни - кормите куклу, как ребенка, укладывайте ее спать, водите на прогулку. Для начала такого сценария будет достаточно. Даже если вы не владеете актерским мастерством, пытайтесь «войти в образ» - изменить тон и тембр вашего голоса, когда вы исполняете различные роли.

Здесь вам понадобится множество полезных аксессуаров - стол и стул, чтобы кормить куклу, игрушечная ванна, чтобы купать ее, коляска, в которой куклу можно выводить на прогулку и т.д.

Кстати, давайте поговорим об аксессуарах. Если вы еще не заходили в «Детский мир» в кукольный отдел, у вас будет шок. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до мельчайших деталей. Вы можете, например, найти блок брендированных игрушек из серии «кухня», работающие электрические пылесосы и пластиковую курицу-гриль.

Они довольно дорогие, и первоначально вызывают слезы умиления - ах, если бы мы могли иметь такие вещи в нашем детстве! Но на самом деле, дети не нуждаются в таких игрушках. Кроме того, это не полезно. Они закрывают дорогу фантазии и воображению. В конце концов, только в детстве, одна и та же палка может быть ложкой, ручкой, мобильным телефоном! Такое использование объектов распространено среди детей старше трех лет. И такие игры показывает, что дети правильно развиваются.

Прятки

Наши предки, от которых мы унаследовали эти игры, не были глупыми. Таким образом, они учили своих детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.

Все дети любят играть в прятки. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок находит любимого родителя за занавеской или согнутого в три погибели в гардеробе. И, кстати, любовь к этой игре не является случайной. Игра в прятки помогает справиться с чувством одиночества. Во время игры ребенок должен какое-то время быть в полном одиночестве, тихо сидеть в уединенном месте. Если ваш ребенок боится темноты можно отключить или даже погасить свет в одной комнате во время игры. Выключив свет, громко скажите ребенку, что вы там, в темноте, и ждите когда он придет, чтобы вас «найти», а вместе с тем, справится со своим страхом.

Играя, дети не только развлекаются, но и учатся жить в нашем мире. А ваша задача - показать ей / ему этот мир с помощью игры. Не избегайте «простых» игр - в них заложен глубокий смысл.

«Занятия и игры с водой не ставят задачу вырастить будущего Энштейна. Но именно в этих играх реализуется ребенок.»

Как уже не раз говорилось, раннее развитие — это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно могут стать таким условием.

Фото © Babybug Blog

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Любому ребенку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!

Игры с водой - это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует , расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Все так или иначе способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное - малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа).

Игры с водой - это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребенка. Только в этом случае ребенок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.

Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.

Фото © Step2

В чем же состоит их особая ценность для развития ребенка?

  • они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
  • развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
  • способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
  • совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
  • помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;
  • создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Как мы видим, возможности воды для развития ребенка безграничны.

Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» дает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Из книги «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»

Елена Баранова «Развивающие занятия и игры с водой»

Купить в Лабиринт.ru

Африканские дети к концу первого года жизни обгоняют европейских по уровню психического и физического развития. Это обнаружила француженка Марсель Же Бер еще в 1956 году, проводя исследования в Уганде.

Причина этой разницы в том, что африканский ребенок не лежит в кроватке или в коляске. Он с рождения находится у маминой груди, привязан к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, постоянно слыша ее голос, ощущая себя под защитой материнского тела. Именно это чувство безопасности помогает ему быстрее развиваться.

Но в дальнейшем европейские дети обгоняют своих африканских ровесников. И этому тоже есть объяснение: около года их вытаскивают из колясок и дают им возможность играть. А дети в африканских странах рано начинают работать. В этот момент заканчивается их детство и останавливается их развитие.

Что происходит сегодня?

Вот типичная материнская жалоба:

«Ребенку 6 лет, и он совсем не хочет учиться. В детском саду он не высиживает за партой даже двух занятий, а всего их 4-5 каждый день. Когда он играет? Ну ведь у них в саду вся деятельность игровая, они там в тетрадках звездочки рисуют, это же игра. Но он много болеет. Ходит три дня в сад, а потом неделю сидит дома, и догоняем программу детского сада. А вечером у него кружки, хореография, уроки английского…»

Бизнес-консультанты говорят: «Рынок смотрит на ваших детей с двух лет». Они должны успеть пройти подготовку, чтобы попасть в три года в нормальное элитное заведение. А в шесть вы должны проконсультироваться у специалиста, чтобы определиться с профессией. Иначе ваш ребенок не встроится в этот конкурентный мир.

В Китае современные дети учатся с утра до ночи. И мы тоже движемся в эту сторону. Наши дети не очень хорошо ориентируются в пространстве, не умеют играть и потихоньку превращаются в африканских детей, которые в три года начинают работать.

Сколько длится детство наших детей?

С другой стороны, современные исследования антропологов и нейробиологов показывают, что детство и отрочество становятся более растянутыми.

Сегодня периодизация подросткового возраста выглядит так:

11–13 лет – предподростковый возраст (хотя у современных девочек месячные начинаются раньше, чем у предыдущих поколений, в среднем – в 11 с половиной лет);

13–15 лет – ранний подростковый возраст

15–19 лет – средний подростковый возраст

19–22 года (25 лет) – поздний подростковый возраст.

Получается, что детство продолжается сегодня до 22–25 лет. И это хорошо, поскольку люди живут все дольше и медицина быстро развивается. Но если ребенок уже в три года заканчивает играть и начинает учиться, сохранится ли его энтузиазм к моменту окончания школы, когда самое время начинать взрослую жизнь?

Поколение геймеров и 4 «К»

Сегодняшний мир компьютеризован, и на наших глазах выросло первое поколение геймеров. Они уже работают. Но психологи заметили, что у них совсем другая мотивация. Предыдущие поколения работали из чувства долга и потому что «так правильно». Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно.

Лет через двадцать в мире останутся одни творческие профессии, остальное будут делать роботы. Это значит, что те знания, которые дает сегодня школа, им практически не пригодятся. А пригодятся те навыки, которые мы им дать не можем. Потому что мы не знаем, что им точно надо, или не имеем этих умений.

Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно

Но наверняка известно, что им понадобится способность играть, особенно играть в командные игры. Ибо творческие профессии предполагают игру. И получается, что, отдавая ребенка во всякие развивающие кружки и секции, мы лишаем его того единственного навыка, который ему точно понадобится в будущем, – мы не даем ему возможности играть, проигрывать важные процессы и тренироваться на них.

Корпорации, работающие с образованием будущего, называют 4 «К» современного образования:

– креативность

– критическое мышление

– коммуникация

– кооперация

Тут и в помине нет математики, английского и других школьных предметов. Все они становятся лишь средством, помогающим нам научить детей этим четырем «К». Ребенок, обладающий навыками четырех «К», адаптирован к сегодняшнему миру. То есть он легко определяет недостающие ему умения и легко их добирает в процессе учебы: нашел в интернете – прочитал – понял, что с этим делать.

Компьютерная игра – это игра?

У педагогов и психологов есть два подхода к процессу геймификации:

1. Компьютерная зависимость ведет к тотальной потере связи с реальностью , и нам нужно бить тревогу. Потому что они живут в модуляторах реальности, забывают, как общаться, не умеют реально что-то делать руками, но делают в три клика то, что нам кажется очень сложным. Например, настроить только что купленный телефон. Они теряют связь с нашей реальностью, но зато у них есть связь с той реальностью, которая нам недоступна.

2. Компьютерные игры – это реальность будущего . Там ребенок отрабатывает навыки, необходимые для будущей жизни. Он играет с кем-то в Сети, а не сидит в одиночестве.

Агрессию ребенок тоже выражает в играх, поэтому в наши дни резко снизилась подростковая преступность. Возможно, современные дети меньше играли бы в компьютерные игры, если бы у них было с кем общаться в жизни. Компьютерные игры заменили те ролевые игры, в которые играли дети предыдущих поколений.

Есть одно отличие: в компьютерной игре реальность задают не сами игроки, а создатели игр. И родители должны понимать, кто делает эту игру и какой смысл он туда вкладывает.

Сегодня можно легко найти игры с психологическими нарративами, которые вынуждают ребенка думать, принимать решения, делать моральные выборы. Такие игры дают полезные психологические знания, теории и способы жизни. Старшие поколения получали эти знания из сказок и книг. Наши предки учились на мифах, на священных книгах. Сегодня психологические знания и теории переводятся в компьютерные игры.

Во что играют ваши дети?

Обычные ролевые игры, тем не менее, занимают важное место в жизни наших детей. И на основании базовых, архетипических сюжетов создаются и компьютерные игры.

Обратите внимание, в какие игры особенно любят играть ваш ребенок. Если он «зависает» на одной конкретной игре, значит, отрабатывает там недостающие ему навыки, восполняет дефицит каких-то эмоций. Подумайте, какой смысл заложен в этой игре? Чего ребенку не хватает? Признания? У него нет возможности выплеснуть свою агрессию? Он пытается поднять свою самооценку и у него нет шансов повысить ее другим способом?

Давайте рассмотрим, в чем смысл некоторых популярных ролевых игр.

Игра в доктора

Помогает отрабатывать самые разные страхи и саму технологию похода к врачу, процесса лечения.

Доктор – это такой человек, которого слушается мама. Он важнее мамы. Поэтому возможность поиграть в доктора – это еще и возможность поиграть во власть.

Кроме того, игра в больницу позволяет ему легитимно обследовать свое тело и тело товарища, а также домашних животных.

Если ребенок особенно настойчиво и регулярно манипулирует с воображаемыми медицинскими предметами – ставит клизмы, капельницы, то очень возможно, что он пережил уже опыт медицинского насилия. Дети плохо видят разницу между страданием от болезни и страданием от процесса лечения.

Игра в магазин

Игра в ресторан

В этой игре ребенок отрабатывает, прежде всего, свои отношения с мамой. Ведь ресторан – это приготовление еды, кухня, а кто самый главный повар в доме? Конечно, мама.

И в процессе «готовки» или приема гостей ребенок пытается с ней конкурировать, контролировать ее. Кроме того, он может безбоязненно проиграть самые разные чувства, которые испытывает к маме. Например, выразить свое недовольство, сказав, например, ей: «Фи, мне не нравится, у вас муха в стакане». Или тарелку случайно уронить.

Дочки-матери

Расширение ролевого репертуара. Можно побыть мамой, «отомстить» маме, взять реванш, наработать навыки заботы о других и о себе самом.

Потому что в дальнейшем девочке придется быть мамой не только для своих детей, но и для самой себя. Отстаивать свое мнение перед другими людьми.

Игра в войнушку

В этой игре можно попробовать быть агрессивным, учиться защищать свои права, свою территорию.

Символически – это представление внутреннего конфликта в игровой форме. Две армии, как две части психической реальности, сражающиеся между собой. Победит одна армия или две армии смогут договорится между собой? Ребенок отрабатывает технологии разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Прятки

Многие взрослые сегодня не умеют играть со своими детьми. Взрослым скучно, еще и потому, что они не понимают смысла их действий. Но, как видите, смысл в ролевых играх заложен огромный. Здесь указаны лишь некоторые значения этих игр. Когда родители понимают, что, сидя рядом с ребенком и подавая возгласы «ох!» или «ах"» или двигая солдатиков, они повышают его самооценку или способствуют разрешению внутренних конфликтов, их отношение к игре меняется. И они сами начинают охотнее играть. Родители, играющие со своими детьми каждый день, делают для развития своего ребенка очень важную работу и получают заодно удовольствие.

Из выступления Анны Скавитиной на Международной практической конференции «Психология: вызовы современности», которая состоялась в Москве 21-24 апреля 2017 года.

Об авторе

– детский аналитик, член Международной ассоциации аналитической психотерапии (IAAP).