Родители и дети

Притяжательные прилагательные логопедия в школе. Конспект логопедического занятия по развитию речи "Притяжательные прилагательные"

Конспект занятия.

Притяжательные прилагательные «Угадай, чьи это хвосты»

    Закрепление представлений о диких и домашних животных.

    Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -й- (ий, ья, ье, ьи).

    Обогащение лексики синонимами и антонимами.

    Согласование в родительном падеже.

Оборудование:

Текст русской народной сказки «Хвосты». Предметные картинки животных с детёнышами: барсук с барсучатами…

Хвосты: лисий, беличий, волчий, заячий, коровий, кошачий, собачий, кроличий, барсучий, козий.

Магнитная доска, мнемотаблицы, контурные картинки для обведения и раскрашивания.

Ход занятия.

I Припомнить и назвать диких и домашних животных.

II Инсценировка русской народной сказки «Хвосты».

Действие I Игра «Кто, где и с кем живёт?» - закрепление сведений о

жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у

логопеда и детей картинки с изображением животных с детёнышами).

Логопед первым открывает картинку и начинает игру: Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихой и барсучатами.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

Действие II Игра «Чей хвост?» - упражнение в словообразовании.

Логопед: Жили звери, поживали… Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!

Однажды по лесу прошёл слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких…

И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на фланелеграфе выставлены хвосты разных животных).

Дети бегут со своими картинками, каждый подбирает соответствующий хвост, оречевляя свои действия вслед за логопедом, и садятся на место.

Логопед (барсук): Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучий хвост.

III Игра «Наоборот»

IV Игра «Скажи иначе»

V Игра «Чей хвост лучше?»

VI Физкультминутка.

Изображение животных со стихами:

У лисицы острый нос (ребёнок показывает руками)

У неё пушистый хвост

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты!

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки, ушки (ребёнок руками изображает ушки)

Медведь по лесу бродит

От дуба к дубу ходит

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

VII Беседа по содержанию отрывка из стихотворения К. Чуковского «Топтыгин и лиса»

Отчего ты плачешь, глупый ты медведь?

Как же мне медведю не плакать не реветь?

Бедный я несчастный сирота,

Я на свет родился без хвоста.

Даже у кудлатых, у глупых собачат

За спиной мохнатые хвостики торчат.

Даже озорные драные коты

Кверху задирают рванные хвосты.

Только я несчастный сирота

По лесу гуляю без хвоста,

Доктор, добрый доктор меня ты пожалей,

Хвостик поскорее бедному пришей!

Засмеялся добрый доктор Айболит

Глупому медведю доктор говорит:

Ладно, родной я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные.

Я тебе, сирота, услужу:

Хоть четыре хвоста привяжу…

Логопед: Нужен ли медведю другой хвост?

Логопед кратко рассказывает, как печально закончилась история глупого мишки: он привязал себе яркий павлиний хвост, и его сразу поймали охотники.

VIII Разучивание по мнемотаблице стихотворения «Дикие животные»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нём.

IX Обведение по контуру рисунка – изображения животного.

X Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

    Рассказывать русскую народную сказку «Хвосты».

    Игра «Звери играют в прятки».

    Игра «Чья лапа, чей хвост, чьё ухо?»

    Игра «Чья шуба красивее, теплее»

    Раскрашивание картинки.


  1. Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «Семейные Олимпийские игры»

    Конспект

    ... Тема : «Юные экологи» (подготовительная группа) Токмакова Л.А. Конспект занятия по... Молодцы, вы правильно угадали , что это Зимушка – зима, ... хвост ? Чьи уши? называй». Чей хвост ? Чьи уши у медведя? Дети отвечают, употребляя притяжательные прилагательные ...

  2. «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром»

    Документ

    Фигурчатых перьев хвосты . Наблюдение... Октября. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ТЕМА : КОСМОС... образовании относительных и притяжательных прилагательных , в подборе... , мамина ….. Очки /чьи ?/ - дедушкины, бабушкины... этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай ...

  3. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ

    ... Конспекты ... прилагательных , зовём на помощь героя западного детектива КОПа (К – качественное, О – относительное, П – притяжательное ... занятий творческого объединения «Русская словесность» № п/п Тема занятия ... хвост ... Чьи ... это предупреждение. Надо лишь угадать ...

  4. Тема: Притяжательные прилагательные.

    Цель: Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

    Задачи:

      Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

      Закрепить у детей знание животных и их детенышей.

      Закрепить знания частей тела различных животных.

      Активизировать словарный запас слов.

      Воспитывать у детей любовь к животным.

    Оборудование: картинки животных,

    картинки детенышей животных,

    Картинки с изображением частей тела животных,

    предметные картинки

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    К нам пришли гости. Угадайте, кто это?

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу,

    В лесу на старом дубе

    Орешки я грызу.

    (Белка)

    Ходит летом косолапо,

    А зимой сосет он лапу.

    (Медведь)

    Рыжая плутовка,

    Хитрая да ловкая.

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый.

    В лесу живет,

    А деревне кур крадет.

    (Лиса)

    Догадались, кто у нас в гостях? Звери.

    У каждого зверя есть детеныши. Давайте их назовем.

    1. Игра «Найди свою маму».

    Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? Звери находят своих детенышей и строятся парами. Потом можно поменяться масками и повторить игру.

    2. Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»

    На доске выставлены картинки с изображениями зверей.

    Дети, давайте посмотрим, что вы видите на картинках, что общего у этих зверей?(Морда, хвост, лапы, уши, туловище).

    Дети, назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья. Это волк. Чья морда? – Волчья. Чей хвост? – Волчий, лисий.

    Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.д.

    Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки. Те дети, которые правильно подобрали картинки и правильно проговорили притяжательные прилагательные получают фишку.

    3.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

    Образование притяжательных прилагательных:

    Папа – папин Таня – Танин

    Мама -… Нина - …

    Тетя -… Вова - …

    Дядя - … Дима - …

    Образование словосочетаний:

    Папин диван (пуфик, банкетка, ботинки, туфли, рубашка)

    Мамин…(тапки, юбка, платье, кофта, стол, сумочка, блокнот, духи и т.д.)

    4. Дидактическая игра «Найди свой домик».

    Справиться с этой игрой нам помогут картинки, на которых нарисованы части тела животных и домики, где живут разные животные.

    Все звери живут в домах, которые по-разному называются. Давайте вспомним, как они называются? (конура, берлога, нора, гнездо).Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост, Мой зверь – лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живет в дупле и т.д.

    5. Дидактическая игра с мячом.

    Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед. Например: козел – козлиная борода, кошка – кошачьи лапы, собака – собачья морда. Желательно выбрать тех животных, которых еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь, обезьяна, кролик и пр.Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.

    6.Итог занятия . Дидактическая игра «Четвертый лишний».

    Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

    Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;

    Беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.

    Конспект НОД № 38. Словообразование.
    Притяжательные прилагательные
    Лексическая тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
    Программные задачи: учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наглядную опору в виде предметов и картинок (предметных, сюжетных);
    учить правильно отвечать на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
    учить точно подбирать притяжательные прилагательные и включать их в словосочетания и предложения;
    активизировать словарный запас по ранее изученным лексическим темам;
    Оборудование: Панно «Лес» с изображениями жилищ диких животных с прорезями; контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, белки; контурные следы животных; картинки: заячьи уши торчат из-за дерева, лисий хвост - из-за пенька, беличьи уши - из дупла, волчьи лапы - из норы, рисунки для игры «Кто у кого?»; цветные контурные изображения животных, детенышей; Ход НОД:
    1.Организационный момент.
    Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось.
    Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.
    2. Пальчиковая гимнастика:
    Старший мишенька шагает: топ – топ-топ.
    Ноги мишка поднимает: топ – топ-топ.
    (Топать ногами).
    Средний мишка догоняет: хлоп – хлоп-хлоп.
    И в ладоши ударяет: хлоп – хлоп-хлоп.
    (хлопки у правой и левой щеки.)
    Младший мишка - торопыжка:
    шлеп - шлеп - шлеп.
    Шлепает по лужам мишка:
    шлеп - шлеп - шлеп.
    (Ударять ладонями по коленям.)
    3. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
    На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.
    Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:
    Это хвост зайца, он чей? - Это заячий хвост.
    Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.
    Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.
    Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.
    Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.
    4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.
    Логопед. Посмотрите внимательно, все ли животные на своем месте?
    (Дети рассматривают рисунки.)
    Логопед. В чьем дупле сидит лиса?
    Дети. Лиса сидит в беличьем дупле.
    Логопед. В чью нору надо отправить лису?
    Дети. Лису надо отправить в лисью нору.
    Логопед. В чьей норе спит медведь?
    Дети. В лисьей норе спит медведь.
    Логопед. Куда ты отправишь медведя?
    Дети. Я отправлю медведя в медвежью берлогу. (И т.д.)
    5. Игра «Чьи следы?»
    (На полу лежат следы зверей. Они расходятся в разные стороны.)Логопед. Чьи это следы, помогут догадаться сами животные.
    Дети с логопедом идут по следам и подходят к первой картине: из-за пенька торчит лисий хвост. Логопед. Чей это хвост? Дети. Это лисий хвост. Логопед. По чьим следам мы шли? Дети. Мы шли по лисьим следам. (Таким образом находят зайца, волка, белку.) Логопед. Чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу? Дети. Медвежьи, ежовые. Логопед. Почему? (Дети дают свои объяснения.) Закрепление.
    6. Игра «Кто у кого?»
    На фланелеграфе логопед закрепляет контурные изображения диких животных. На ковре лежат цветные контурные изображения детенышей: зайчонка, бельчонка, медвежонка, лисенка, волчонка.
    Логопед. Кто у зайчихи?
    Дети. У зайчихи зайчонок (прикрепляют изображение детеныша рядом с зайчихой). Логопед. Чей это детеныш? Дети. Это заячий детеныш. (И т.д.)
    7. Физминутка.
    Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями попеременно и удары кулачками друг о друга попеременно)
    Продает она орехи.
    Лисичке-сестричке, (Загибают пальцы по одному начиная с большого)
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому.
    Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками).
    Кому в зобок,
    Кому в лапочку.
    8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.
    У каждого ребенка на столе картинка с изображением дикого животного, рассказать чей хвост, лапы, голова, и др.
    9. Игра «Угадай кто?»
    По контурному изображению угадать животного.
    10. Итог, оценка деятельности детей.
    Подводится итог, оценивается деятельность детей.
    Логопед подводит итог занятия, поощряет солнышками детей, которые активнее других работали.

    Конспект фронтального занятия «Притяжательные прилагательные. Дикие животные»

    Цели и задачи:

    1. Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные с суф. Ин, ын. 2. Закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и падеже. 3. Закрепление образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. 4. Развитие словесно-логического мышления. Ход занятия

    1. Организационный этап

    Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось.

    Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.

    2. «Невиданный зверь»

    Посмотрите, какие интересные картинки я вам принесла. Скажите, чьи части тела вы узнали.

    (Медвежье туловище, мышиный хвост, беличий хвост, лисьи лапы, лягушачьи лапы, ежиную голову, заячьи уши, волчья пасть.)

    3. Отгадывание загадки.

    Если вы отгадаете загадку, то узнаете, из какой сказки пришли эти животные.

    Он не низок, не высок.

    И не заперт на замок.

    Весь из бревен и досок Стоит в поле. (теремок).

    Все ли эти животные из сказки «Теремок». Кто лишний? (Белка.)

    Ну, пусть она тоже останется у нас в гостях.

    4. «Чье, чьи, чья»

    Посмотрите внимательно на этих животных и скажите:

    Чьи лапы самые зеленые? - лягушачьи;

    Чьи уши самые длинные? - заячьи;

    Чьи зубы самые острые? - волчьи;

    Чьи лапы самые сильные? - медвежьи;

    Чья спинка самая колючая? - ежиная;

    Чья шубка зимой становится серой? - беличья.

    5. Физкультминутка «Белки делают зарядку»

    Сейчас мы с вами станем белочками.

    6. Ребята, еще я вам принесла много картинок диких и домашних животных,которые мы можем с вами раскрасить.

    7. Итог занятия.

    Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Что вам понравилось больше всего?

    У меня хорошее настроение. Вот такое (показывает карточку).

    А у вас, какое? (Дети показывают карточки с изображением своего эмоционального состояния.)

    Тема: Притяжательные прилагательные.

    Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных
    прилагательных, согласовывая их с существительным.

    Задачи:

    1.Активизировать и уточнить словарь по темам: “Домашние животные”, “Дикие животные”,“Зимующие птицы”, “Перелётные птицы”;

    2.Закреплять умение детей строить словосочетания с заданным словом; 3.Автоматизировать звук [с] , в самостоятельной и произвольной речи;

    4.Воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;

    5.Развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;

    Ход занятия.

    п/п

    Этапы занятия.

    Приемы работы.

    Оргмомент.

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг,

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Психологический настрой.

    Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось.

    Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.

    Артикуляционная гимнастика.

    Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков: «накажи не послушный язык», «лопатка», «качели», «язык перешагивает через зубы», «почистим зубки», «желобок», «чашечка», «самосвал», «горка» или «киска сердится», «катушка», упражнение для произнесения звука и, «загони мяч в ворота», «подуть через трубочку», «кто дальше загонит мяч», «сдуть снежинку», «буря в стакане», «заборчик», «рупор», «трубочка», «заборчик»-«рупор»-«трубочка», упражнения в произнесении звуков т-с.

    Работа по теме

    На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.

    Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

    Это хвост коровы, он чей? - Это коровий хвост.

    Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.

    Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.

    Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.

    Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц: Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.

    Упражнения для развития моторики.

    Поиграем в зоопарк.

    1-2 1-3 1-4 1-5

    Мы в зверинце с мамой были, ( правая рука)

    1-5 1-4 1-3 1-2

    Мы к животным там ходили. (левая рука)

    1-2 1-3 1-4 1-5

    В этом мире каждый важен

    1-5 1-4 1-3 1-2

    Мы вам всех зверей покажем. -

    С длинной шеею жираф

    (вытягиваем шею, опускаем плечи)

    Выступает словно граф.

    Смотрит влево, смотрит в право:

    (поворачиваем голову влево и вправо)

    Нет ли тигра иль удава;

    Нет ли в небе самолета, (поднимаем голову)

    Под ногами бегемота. (опускаем голову)

    И вращает головой- (вращаем головой)

    Ищет веточки с листвой.

    Развитие слухового восприятия.

    Подними руку, когда услышишь звук [с].

    Подними руку, когда услышишь слова со звуком [с].

    Назови первый звук в словах: Сом, сено, Саша, сахар, солома. Хлопаем в ладоши когда услышим звук [с]. Логопед произносит ряд звуков: [с], [о],[ж],[с],[ы],[ж],[с].

    7 .

    Речевой материал.

    Проговаривание чистоговорки:

    Са-са-са, в лесу бегает лиса.

    Со-со-со, лиса катит колесо.

    Су-су-су, в лесу видел я лису.

    Сы-сы-сы, хвост красивый у лисы.

    Этап закрепления

    1.Игра “Кто первый догадается?” (на развитие логического мышления)

    Логопед сообщает, что к нам в гости на занятие должна была прийти кошка, но она приходила раньше времени и оставила для нас конверт с заданиями. Этот конверт лежит на столе учителя. В конверте лежат маленькие конверты на каждого ребёнка. Логопед раздает конверты с разрезанными картинками детям. На счет “раз” - картинки достаются из конвертов, на счет “два”, раскладываются на столе, на счет “три” - определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.

    Например: Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, вороний клюв и т.д.)

    2.Логопед предлагает послушать загадку.

    По деревьям скок - скок, а орешки щелк - щелк”. (Белка)

    Ребенок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них, где живет, и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живет в норе. Это лисья нора и т.д.

    Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чей? Чья? Чьё? - беличье дупло, собачья конура, ласточкино гнездо и т.д.

    Итог.

    Игра с мячом

    Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

    Вороний - вороний клюв;

    Утиный - утиный хвост;

    Оленья - оленья морда;

    Медвежье - медвежье туловище;

    Баранья - баранья морда.