Диеты

Травля в школе: что может сделать ребенок, чтобы остановить школьный буллинг. Родители против буллинга: что делать, если ребенка травят в школе Что делать травят в школе

КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРАВЛИ В ШКОЛЕ?

Знакомо, правда? Травля в школе начинается с первого класса, настигает своего пика к четырнадцати годам и уже в старших классах дети взрослеют и все стихает. А может самые агрессивные, не попадают в десятые классы? Впервые на суд общественности эта ситуация попала когда показали фильм «Чучело», а в наше время об этом говорят и создают передачи чуть ли не ежедневно. Но что изменилось? Ничего, только издевательства стали жестче, а дети ранимее, у них страдает психика, которая приводит к суициду.

Как подготовить ребенка, чтобы придя в школу, он не стал жертвой или мучителем? И что делать, если сын или дочь стали объектом травли? Одни вопросы, давайте разбираться и возможно наши полезные советы помогут вам преодолеть травлю — буллинг.

Буллинг как заразная болезнь ползет по миру, с каждым днем становятся известны все новые и новые случаи насилия над одноклассниками. Причем все издевательства дети снимают на видео и затем показывают сверстникам и размещают в интернете. Нормальный, человек видя это, скажет, что это больные дети и не ошибется.

Во всем мире насилию в школе уделяется большое значение, разработаны специальные программы, по предотвращению таких случаев. Такие программы созданы в Великобритании, Канаде, Чехии, Австралии. Они успешно действуют и приносят свои плоды. В нашей стране уровень насилия в школе превышает подобный уровень в странах Азии и Европы. Поэтому родителям приходится самим решать этот вопрос и защищать своих детей самостоятельно. Конечно, искоренить травлю в школе полностью вряд ли удастся, до тех пор, пока насилие процветает в обществе. Однако родителям не надо сидеть, сложа руки надо использовать мировой опыт и пытаться переломить ситуацию.

Дети часто боятся признаться родителям, что они стали жертвой травли в школе. И даже когда случаи приобретают криминальный характер, дети все равно молчат, но в руки следователей попадает видео, снятое извергами, и это служит основанием для принятия мер.

Родители сразу могут понять, что ребенка травят в школе. Если ребенка дразнят, выбрасывают «сменку» в окно, рвут тетради и прячут учебники, это считается шалостью. Просто дети играют. Если с ребенком никто не играет, не разговаривает и большинство детей в классе делают вид, что его нет, это тоже нормально. Большинство родителей, узнав о таких случаях, считают, что их ребенок сам виноват, не умеет общаться с одноклассниками. В самом деле, все эти поступки говорят о травле, которая травмирует душу ребенка, причем и нападающих и жертв. Нападающие находятся постоянно в ярости, жертва терпит, а ведь вокруг стоят одноклассники и наблюдают за происходящим, они пассивно участвуют в травле, боясь самим оказаться на месте жертвы. В результате психика всех участников процесса травмируется, они становятся раздражительными, обидчивыми и агрессивными. Ребенок не поддерживает разговоры о травле дома, ему ужасно вспоминать унизительное насилие.

Если же ребенок жалуется, родители идут в школу поговорить с классным руководителем, но он ничего такого не видел. Конечно, все может происходить за пределами класса или даже школы. Однако часто учителя сами провоцируют травлю и даже указывают жертву. Это происходит, когда учитель смеется над некоторыми детьми, бывает, несправедлив и унижает ученика, хлопая его тетрадкой, повышая голос или даже называя его «бестолочью». Выгоняет ребенка из класса за непослушание или грубо отбирает тетрадку с не законченным заданием. Хотя учитель наверняка знает, что у ученика слабое здоровье или он медлителен от природы и ему трудно приходится переносить . Вот такие дети и попадают в поле зрения агрессоров. Некоторые учителя не скрывают своих взглядов и открыто говорят, что все мальчики дерутся, девочки по природе интриганки и вообще все что происходит, это школа жизни. Но на самом деле они так не думают, они видят травлю, видят жертв и видят агрессоров, но лучше помолчать. Современные учителя не берутся бороться с насилием в школе, они не компетентны в этом вопросе, да и желания особого у них нет, лучше делать вид, что ничего не происходит.

Однако учитель может, особенно в младших классах, сам вести себя корректно по отношению к ученикам и не позволять себе унижать детей в присутствии всего класса. Учитель может твердо заявить в классе о нетерпимости такого отношения к данному ученику со стороны одноклассников. Чтобы сдружить детей устроить совместное мероприятие, чтобы в нем приняли участие все дети.

Для борьбы с травлей в старших классах действий одного учителя бывает недостаточно, его нравоучения могут сделать еще хуже. Здесь надо объединяться учителям, родителям и психологам.

Родители, отдавая ребенка в школу должны подумать и о его безопасности в части возможной травли. Замкнутые, застенчивые, тревожные и не уверенные в себе дети часто становятся жертвой травли. Часто причиной насилия могут стать: рыжие волосы, очки, шрамы, полнота или худоба, высокий или слишком низкий рост. Кроме того важно есть ли у ребенка заикание, слезливость, стеснительность, раздражительность. Все это может стать вначале поводом для получения кличек, а затем и применения агрессии к этим детям. Поэтому выбирая школу надо учитывать не свои амбиции, а способности ребенка к обучению. Если программа обучения будет слишком сложная, а ребенок слаб, то он попадет в изгои, не справившись с нагрузкой.

Старайтесь привить ребенку жалость к людям с физическими недостатками и не надо над этим смеяться, не надо бахвалиться материальным положением семьи, прививайте детям скромность, тогда он не будет зачинщиком травли. Никогда не поддавайтесь в игре, пусть ребенок знает, что он не всегда победитель, он может быть и побежденным. Прививайте ребенку любовь к спорту, занятия в спортивных секциях повышает уверенность в себе.

Трудно бывает, если ребенок меняет школу, родителям надо познакомиться с учителями и возможно пригласить в дом одноклассников, это позволит заполучить поддержку и одноклассников и учителей, это поможет ужиться в коллективе.

Если из рассказов ребенка вы сделаете вывод, что ребенок стал жертвой травли, не спешите, разберитесь, может это всего разовый конфликт. Если ребенок жалуется, что учитель прикрикнул на него, тоже надо понять причину, а не нестись сломя голову в школу и учинять разгон учителю. Учитель особенно в начальных классах авторитет для ребенка и если вы так поступите и противопоставите себя, ему у ребенка потеряются ориентиры.

Важно научить ребенка иметь свое мнение и отстаивать его уметь сказать «нет» даже взрослому человеку, ребенок должен учиться контролировать свои поступки. Очень распространена точка зрения, что если ребенок будет спокойно реагировать на нападки одноклассников, от него скоро отстанут, им это будет не интересно, им надо чтобы жертва плакала, просила о пощаде и психовала. С другой стороны, жизненный опыт показывает, что ребенок должен уметь постоять за себя. Спокойное поведение на деле не приносит результатов. В случае агрессии лучше всего дать отпор, и даже если дойдет до драки отступать не следует. Это — тот случай, когда даже даже поражение улучшит положение ребенка в классе и поднимет его в глазах одноклассников. В результате ребенок перестанет быть объектом школьной травли. Обычно задира выбирает жертву для травли, потихоньку «задирая» всех, и тот, кто покажет себя слабее всех, и станет объектом травли. Чаще всего зачинщиком травли становится ребенок испытывающий потребность подчинять себе других для достижения цели, легко приходящий в ярость. Также такие дети вызывающе ведут себя с учителями и родителями, не испытывающие сочувствия и сострадания к другим людям, дети сами страдающие от насилия в семье. В последнее время зачинщиками травли становятся не только мальчики, но и часто девочки.

Как начать с ребенком разговор о буллинге, вывести его на откровенную беседу и постараться решить проблему.

Буллинг (от англ. bullying - запугивание) - это психологическое или физическое насилие по отношению к человеку. Специалисты уверены: школьная травля - это проблема всего класса, а не одного ребенка. С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. Появляются ресурсы, где можно об этой проблеме больше и постараться ее решить. Часто родители не знают, с чего начать разговор с ребенком, и что ему посоветовать. Наталья Ремиш , писатель и автор проекта «Детям о важном», рассказывает, как можно решить проблему травли и помочь своему ребенку.

Как вывести ребенка на диалог

Чтобы понять, что творится у ребенка в школе или любом другом детском коллективе, важно выделять время на такие разговоры. Не сваливаться вдруг с вопросом «С кем ты дружишь в школе?», когда ребенок уже в 5-м классе, а регулярно обсуждать, как прошел день, что было приятного, что не понравилось. В любых отношениях доверие строится поступательно. Если у вас есть контакт и подобные разговоры – часть семейной культуры общения, ребенок сам расскажет о сложностях с одноклассниками. Если же такой культуры нет, начните вводить ее как можно скорее. Здесь важно не давать никаких оценок. Часто родители считают своим долгом оценить полученную от ребенка информацию, сопроводив ее наставлениями. Это работает до определенного возраста, но когда ребенок начинает чувствовать себя взрослым, он перестает воспринимать нотации, отвечает «Все нормально» и уходит в свою комнату.

Что важно в первую очередь

Важно проговорить с ребенком ситуацию, расспросить, что именно случилось, и отнестись серьезно к его словам, дав понять, что вы понимаете его боль. Скажите ребенку, что это неправильно и так не должно быть. Важно донести до ребенка, что психологическое насилие – это тоже насилие, и уязвленные чувства маленького человека обоснованы. Сейчас ему важно, чтобы его поняли и приняли.

Как вести беседу

Слушайте внимательно, не перебивайте, задавайте простые вопросы: «Что было потом? Что ты ответил?» Скорее всего, вы будете испытывать весь спектр негативных чувств, но ребенку важно видеть, что вы можете спокойно принять эту информацию и так же спокойно начать решать проблему. Реакция родителя иногда страшнее, чем произошедшее. Резюмируйте сказанное, проявив эмпатию: «Вы были в зале, Ваня тебя толкнул, Саша тоже. Это очень неприятно. Представляю, как ты себя чувствовал». Подчеркните, что дело не в нем: «Ты же понимаешь, что он так поступил не потому, что ты медленно бегаешь, а потому что у него, скорее всего, какие-то проблемы дома. Но это не дает ему права так себя вести». Предложите помощь, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне и он под защитой. Обсудите, что вам нужно будет поговорить с учителем, с разрешения ребенка.

Объясните ребенку, что дело не в нем

Насилие одного человека над другим происходит, потому что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Подчеркните, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности вашего ребенка. Подобный разговор возвращает человеку уверенность в себе, а это уже серьезная степень защиты и профилактика возможной травмы от ситуации.

Поблагодарите за откровенность

Возможно, ребенку было нелегко это сказать. Скажите ему: «Спасибо, что доверился мне, я это ценю». Обратите внимание ребенка на то, что никто не должен терпеть насилие, и он не обязан молчать и отказываться от защиты взрослых только потому, что агрессор считает это трусостью. Мы же обращаемся за помощью, когда нам тяжело нести сумку или когда не можем решить задачу. Ситуацию с буллингом тоже сложно решить в одиночку. Это не честный поединок, а жестокость.

Обсудите, как ребенку вести себя, когда он один

В европейских школах детей учат простым шагам. Если им что-то неприятно, они выставляют вперед руку и говорят: «Стоп, мне это неприятно». Казалось бы, простая фраза, но она часто обезоруживает агрессора: он понимает, что его поведение не достигает цели.

Дети нередко стараются понравиться тем, кто их обижает, и это только провоцирует агрессора. Поэтому, если травля продолжается, рекомендуют физически дистанцироваться от группы, стараться заводить друзей и держаться поближе к ним. Собрав вокруг себя команду, можно отпугнуть агрессора.

Поговорите с учителем

Травля - это проблема всего класса, и учитель, несомненно, главная фигура в образовательном процессе. Нужно спокойно побеседовать с учителем, описать свое видение со слов ребенка, рассказать о его эмоциональном состоянии и спросить мнение преподавателя. Разговор ни в коем случае не должен носить обвинительный характер, потому что агрессия вызовет ответную агрессию. Договоритесь о следующих, возможно, совместных шагах.

Если ничего не помогает

Если ситуация не меняется, ведите записи, делайте фотографии поврежденного имущества (порванный рюкзак или тетрадь). Если это кибербуллинг и травля происходит в Сети, делайте скрины. Поговорите с родителями других учеников - возможно, их дети тоже подвергаются насилию. В таком случае вы сможете действовать сообща. Идите к директору, подавайте письменные обращения и принимайте ответы в такой же форме. Проблему буллинга должна решать школа.

Почему ребенку бывает сложно рассказать родителям, что он стал жертвой травли

Родители могут согласиться с обидчиком

«Я признаюсь, что меня зовут толстым/лохом/очкариком, и мама мне опять напомнит о том, что надо меньше есть/по-другому одеваться/не сидеть близко к компьютеру». Если вы регулярно ругаете ребенка, он побоится идти к вам с очередной проблемой. Позитивное подкрепление - очень важный фактор в отношениях. Оно основано на том, что во время общения с ребенком вы делаете фокус не на плохом, а на хорошем: не ругаете его за не вынесенный мусор, а хвалите, что помыл тарелку. После хороших слов можно так же по-доброму напомнить: «Мусор не забудь выкинуть, пожалуйста». Так ребенок не будет бояться сказать вам, что в школе указывают на его больные точки. Он не станет ожидать от вас того же.

Могут упрекнуть в несостоятельности

«Я скажу, а мама и папа назовут меня слабаком, трусом, скажут, что я не могу дать сдачи». Больно и страшно получить еще один упрек, когда тебе и так плохо. Буллинг – это всегда большинство против меньшинства, поэтому ребенок действительно не может за себя постоять. Если родители будут ожидать от него ответного насилия, к страху идти в школу добавится страх возвращаться домой: ребенок будет думать, что он не смог оправдать возложенных на него ожиданий. Посыл «дай сдачи» - это побуждение к агрессии, а любая агрессия вызывает ответную. Конечно, есть шанс, что, ударив противника или обозвав его другим жестоким словом, ребенок эту агрессию остановит, но это, скорее всего, временное явление.

Они обесценят чувства

Родители не знают, как реагировать на боль ребенка, и потому нередко ее обесценивают. Кажется, что, сказав: «Они дураки, не обращай внимание», мы снизим градус трагизма. Это похоже на ситуацию, в которой маленький ребенок падает, а родители успокаивают его словами: «Ну ничего же не произошло. Ты совсем не ударился». На самом деле получается обратная ситуация: ребенку плохо, а мы таким образом говорим ему, что его чувства не значимы.

Страх, что родители пойдут разбираться

Ребенок боится, что вмешательство родителей приведет к еще большему позору и буллингу. Он не скажет о своих больных точках, если не рассчитывает на понимание с вашей стороны. У него должен быть опыт позитивных разговоров на сложные для него темы, чтобы он не побоялся прийти к вам с темой травли. В большинстве случаев нужно спокойно принимать его проблемы, выслушивать их и не давить нравоучениями. Только так можно выстроить доверие.

«Детям о важном» — некоммерческий


Вновь о мозговых вывертах учителей нашей школы. Одному мальчику не повезло оказаться жертвой травли. Нет, его не одноклассники гнобят, а учитель года. Ужасно, но к этому педагогу чуть было не попал наш сын.
Артём «новенький», он пришёл в нашу школу во второй класс. Спортсмен, чемпион, занимается с нашим сыном борьбой, поэтому с его семьёй мы познакомились близко. Он старший брат в семье, среднему 5 лет, а младший три месяца назад родился. Я этого парня я знаю, общался с ним, наблюдал его в детских коллективах, хороший ребёнок. Добрый, общительный, не злой, не агрессивный. Я же про него уже ! Тренер им тоже весьма доволен.

Учительница сходу с порога: «Борец?! Бандита ростите??? У меня в классе все зайчики!» И понеслось… Цепляется и цепляется. Хулиган, злой, нападает на детей…
Парень из кожи лезет, чтоб хорошо всё было, во всех конкурсах участвует, внеклассные задания выполняет, уроки с мамой делает до часу ночи.

Перлы в лужу:

Один такой мальчик у меня, как ты, довёл свою маму, и она теперь лежит в земле…

Наказывать его надо чаще! Каждые выходные наказывать!

Не можете учиться? Уходите с борьбы!
- Куда? В подъезд?!
- Меня не интересует. Я за школьную программу отвечаю.

Направила его к школьному психологу. А та, не разбираясь, к психиатру, точка. Мама позвонила в психиатрию, записаться на приём. Её там спросили о сути вопроса, она рассказала. Из трубки ответили, что это компетенция школьного психолога:
- Вы понимаете, что как только вы к нам придёте, это будет клеймо на всю жизнь! Ни одну комиссию не пройдёте! Спортсмен? Крест на спорте! Не вздумайте даже показываться. К нам приводят диких, шизофреников, а у вашего ребёнка лишь пара замечаний по поведению… - в общем, адекватный попался собеседник.

Однажды он ехал с нами в машине. Спрашиваем, как дела.
- А! Мне ребята объявили бойкот!.. А мне-то что!
Я слушаю и думаю. Бойкот - это не лексикон второклашки. Откуда-то из взрослого мира взялось это словечко. Какие дети будут бойкотировать чемпиона по борьбе и рубаху-парня? С чьей это подачи?

Учится на 4-5. И только за поведение одни двойки, учительница каждый день поганит дневник. «Вертелся, мешал, хулиганил».
Короче, как я понимаю ситуацию, училка ломает ребёнка об колено, чтоб был как все.

Собрание. При всём классе учительница вылила бочку желчи на несчастного. Не поскупилась. У мамы пропало грудное молоко для младшего. Нервы-нервы-нервы, дома случился обморок.
С папой пошли решать вопрос, прижали учительницу к стенке, какие, мол, претензии, почему дневник пачкаете, зачем третируете.
- Не-е-ет, что вы! Такого не было!!! - педагог включила задний ход - Претензий нет, учится хорошо, только на переменах тут это, того… - запустила «дурочку».
Теперь мама с папой думают о переходе в другую школу, а что делать?

Директор, как и

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам - мы предлагаем вам 4 шага, которые помогут

Как ни печально, но буллинг в школах Украины процветает - согласно опросу UNICEF Ukraine половина украинских школьников . Как уберечь своего ребенка, читайте в статье.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Более скрытный стиль издевательств — распространение слухов и социальная изоляция — стал доступе благодаря наличию в руках у ребенка популярных социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, практически круглые сутки. Даже когда прозвенел последний звонок, молодые девушки со смартфонами и доступом в Интернет, продолжают плести интриги и строить 24/7.

Как научить своего ребенка справляться с издевательствами во всех его формах те же 24/7? Ниже приведены четыре простых, но мощных стратегии, которым вы можете научить дочь или сына, чтобы они могли сохранить свою личную власть, даже в сложных отношениях со сверстниками.

Не оставаться одному!

Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе.

Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность.

Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия.

После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей.


Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?
Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.
Ответ 2: Из твоего шкафа, курица!
Ответ 3: Отстань, Эбби.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует Эбби к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Не смешивать сигналы!

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой.

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

  • поддерживать зрительный контакт
  • стараться говорить спокойным и ровным голосом
  • стоять на достаточном расстоянии от обидчика
  • обращаться к нападающему по имени

Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.

ВИДЕО: психолог и педагог Дима Зицер о травле в школе