Родители и дети

Тянется ли ткань трикотаж. Что такое трикотаж, виды, составы и описание ткани

Все потребительские свойства, присущие трикотажным изделиям, можно условно разделить на следующие группы:

♦ свойства, влияющие на срок службы;

♦ гигиенические свойства;

♦ эстетические свойства.

Специфическое проявление потребительских свойств одежды из трикотажа в условиях ее эксплуатации в отличие от изделий из тканей, нетканых и других материалов обусловлено прежде всего особенностями строения трикотажа, отличиями в моделировании, конструировании и изготовлении этой одежды, модой на трикотаж и т.д.

Свойства, влияющие на срок службы трикотажных изделий. К ним относятся прочность, удлинение, растяжимость, упругость и эластичность, формовочные свойства, распускае-мость, износостойкость, формоустойчивость, ремонтопригодность, прорубаемость, закручиваемость краев и др.

Прочность трикотажа зависит от вида сырья, структуры пряжи и нитей, переплетения и плотности вязания, отделки полотна. По сравнению с тканями прочность его несколько ниже за счет изгиба нитей петельной структуры. Прочность трикотажа постепенно уменьшается по мере увеличения угла между направлением петельных столбиков и направлением растяжения, а удлинение увеличивается.

Удлинение трикотажа значительно больше, чем удлинение тканей, что определяется его петельной структурой и обусловливается способностью петель изменять свою форму под действием внешних сил, при этом происходит изменение длины одних участков петли за счет других. Например, при растяжении трикотажа вдоль петельных столбикон увеличиваются палочки петель и сокращаются протяжки, т.е. увеличивается высота петельного ряда за счет уменьшения величины петельного шага. При переходе нити из одних участков петли в другие ей приходится преодолевать сопротивление сил трения, действующих в местах контактов нитей друг с другом, жесткость, в результате чего в нити развиваются напряжения, под действием которых она деформируется. В начальный период растяжения большие удлинения трикотажа (20—100 %) соответствуют небольшим нагрузкам (2—4 % от разрывной), так как в этот период деформация происходит за счет изменения конфигурации петель. В дальнейшем при увеличении нагрузки наблюдается замедленный рост деформации. На удлинение трикотажа оказывают влияние свойства нитей, вид переплетения, плотность и отделка полотен, направление растяжения.

Растяжимость трикотажа характеризует его способность удлиняться при действии нагрузок, меньше разрывных. Она может быть как положительным свойством (для чулочно-но-сочных и других изделий), так и отрицательным (для верхних изделий). В трикотаже контакты между нитями петель слабее,

чем в тканях, что является причиной его большей деформируемости за счет изменения формы петли при приложении даже небольшой нагрузки, что минимизирует усилия человека при выполнении различных движений. При воздействии на трикотаж концентрированной нагрузки петельная структура ослабляет напряжения, которые волнообразно перераспределяются на другие участки. Это существенно и выгодно отличает трикотаж от ткани, где структура элементов (основы и утка) более закреплена, т.е. менее подвижна и обусловливает более высокую износостойкость трикотажных изделий в сравнении с изделиями из тканей. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются. В зависимости от растяжимости устанавливаются соответствующие значения припусков в конструкции трикотажных изделий, определяются режимы настилания полотен при раскрое, оборудование, предотвращающее вытягивание швов и деформацию всего изделия при шитье и влажно-тепловой обработке. Растяжимость полотен зависит от вида переплетения и плотности трикотажа, свойств пряжи. При увеличении длины нити в петле и уменьшении толщины нити растяжимость трикотажа увеличивается.

Все трикотажные полотна по степени растяжимости по ширине при нагрузке 6 Н делят на три группы: с растяжимостью от 0 до 40 % ; от 41 до 100 %; свыше 100 %.

Наиболее растяжимыми полотнами являются гладь и ластик.

По соотношению частей полной деформации — упругой, эластической и пластической — трикотаж также существенно отличается от тканей. Величина полной деформации и ее составных частей зависит от времени действия нагрузки, вида переплетения, вида волокон, плотности полотна, направления растяжения, условий окружающей среды. Для трикотажных полотен характерна очень высокая доля исчезающей части деформации, т.е. упругой и высокоэластической (60—90 % от полной деформации). Величина остаточной (необратимой) деформации в трикотаже составляет от 0 до 8—9 %, при этом, как правило, необратимые деформации по длине значительно меньше, чем по ширине.

По величине условно-остаточных деформаций все трикотажные полотна делят на три группы: группа малых деформаций — 0—2 % ; группа средних деформаций — 2,1—5,0 %; группа больших деформаций — 5,1 % и выше. В некоторых случаях (при действии влаги, чрезмерном растяжении) в деформации может преобладать пластическая доля.

Изделия из трикотажа, изготовленные из нитей и пряжи с упругим удлинением (из нитей эластика, шерстяной пряжи),

удобны в носке и обеспечивают хорошее облегание частей тела, при этом не стесняя движений. Форма трикотажа, изготовленного из нитей и пряжи с неупругим удлинением (хлопчатобумажных, вискозных), легко изменяется во время эксплуатации, изделия быстро теряют внешний вид и изнашиваются. Для устранения этого недостатка применяют малорастягиваю-щиеся переплетения и изменяют сырьевой состав пряжи.

На рис. 3.2 приведен график изменения различных частей деформации зависимости от величины нагрузки на образец при растяжении интерлочного хлопчатобумажного полотна вдоль петельных столбиков. Деформации, расположенные между кривыми 1 и 2, являются упругими, между кривыми 2 и 3 — эластическими и между кривой 3 и осью абсцисс — необратимыми (пластическими).

Рис. График изменения частей деформации трикотажного полотна в зависимости от нагрузки

При действии многоцикловых растягивающих нагрузок в трикотаже происходит перетягивание нитей в петлях, легко изменяется их форма, что приводит к резкому изменению структуры полотна. При разгрузке (в каждом цикле) трикотаж вследствие упругости петель легко восстанавливает свои размеры. Поэтому в трикотаже в отличие от тканей медленнее накапливаются остаточные деформации. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются.

Эластичность — способность полотна принимать первоначальную форму после снятия нагрузки, вызвавшей деформацию, определяется величиной упругой деформации, которая зависит от упругости пряжи и нитей, плотности вязания, структуры переплетения и вида отделки. Большой эластичностью обладают кулирная гладь, двухизнаночное переплетение, интерлок.

Распускаемость в общем является отрицательным свойством трикотажа, влияющим на срок службы изделий. Она характеризуется способностью петель при обрыве или натяжении нити выскальзывать друг из друга. Наибольшим коэффициентом трения нити о нить обладают нити из волокон шерсти, хлопка, текстурированные, фасонной крутки. Следовательно, распускаемость трикотажа из таких нитей меньше, чем поло-тен из гладких нитей. Распускаемость зависит от крутки нитей, их толщины, упругости, угла обхвата нити нитью, длины нити в петле, плотности трикотажа, вида отделки, направления и степени его растяжения в момент обрыва петли. Трикотаж из пряжи повышенной крутки, а также ворсованный, повышенной плотности имеет меньшую распускаемость. Значительно влияет на распускаемость вид переплетения. Поперечно-вязаные переплетения могут распускаться в направлениях как петельных рядов, так и петельных столбиков, а основовязаные — только вдоль петельных столбиков, в направлении, обратном вязанию. Наибольшей распускаемостыо характеризуются главные кулирные переплетения, особенно гладь, которая распускается как в направлении вязания, так и в обратном.

По степени распускаемости трикотаж можно разделить на распускаемый, слабораспускаемый и нераспускаемый.

К распускаемому относится поперечно-вязаный трикотаж почти всех базисных переплетений, так как петельные ряды такого трикотажа состоят из одной непрерывной нити.

К слабораспускаемому можно отнести производные и некоторые рисунчатые переплетения поперечно-вязаного трикотажа, у которых петельные ряды состоят из двух и более нитей, так как при обрыве нити одной петли смежные с ней петли, образованные из другой нити, трение оборванных концов петли о петли другой системы, о дополнительные нити, начес и прочее будут препятствовать быстрому распусканию полотна.

К нераспускаемому относится трикотаж основовязаных переплетений. В трикотаже этих переплетений горизонтальные ряды петель состоят из такого же числа нитей, сколько имеется петель в ряде. Основовязаные переплетения по петельным рядам совсем не распускаются, поскольку все петли в ряду образованы из разных нитей.

Износостойкость трикотажа, обусловленная комплексным воздействием механических, физико-химических, бактериологических факторов, иногда меньше, чем у ткани, так как в трикотаже разрыв нити от истирания может привести к спуску петли. Несмотря на многообразие разрушающих воздействий,

основной причиной износа является истирание. Устойчивость к истиранию зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), степени закрепления волокон в пряже и полотне, переплетения, плотности, характера поверхности, массы 1 м 2 полотна, вида отделки. Характер и интенсивность износа зависят и от условий эксплуатации изделия, характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей человека, условий внешней среды и др. Гладкие, мягкие и упругоэластичные полотна более устойчивы к истиранию, чем жесткие и шероховатые. Стойкость к истиранию растет с увеличением толщины пряжи, так как увеличиваются число волокон, сопротивляющихся истиранию, и площадь контакта образца с поверхностью абразива. Стойкость к истиранию снижается с уменьшением плотности и увеличением длины нити в петле, так как уменьшается масса истираемого образца и площадь его контакта с абразивом, а также ослабляются внешние и межволоконные связи в пряже вследствие увеличения длины ее закрепляемых участков в петле, и структура полотна становится более рыхлой. При истирании трикотажа не в свободном, а в растянутом состоянии (участки сиденья, колена, локтя) устойчивость к истиранию снижается. При увеличении ширины шва стойкость к истиранию возрастает, и наиболее износостойки плоские швы, не вызывающие концентрации разрушающих воздействий в области шва. При использовании вместо ниток пряжи шов становится мягче и тоньше, что несколько улучшает условия поведения полотна в области шва.

Существенным недостатком трикотажных полотен является пиллинг — образование вследствие рыхлой структуры пряжи и открытых участков петель на поверхности полотен шариков (ииллей) из закатанных кончиков отдельных волокон, ухудшающих вид изделия. Наиболее значительным и устойчивым пил-лингом характеризуются изделия из пряжи прочных синтетических волокон (полиэфирных и полиамидных) и пряжи с их содержанием, меньше пиллинг у изделий из шерстяной пряжи. Легче подвергаются пиллингу: более тонкие и короткие волокна; изделия из аппаратной пряжи (более ворсистой); изделия из пряжи невысокой крутки (с менее закрепленными волокнами); трикотаж с меньшей плотностью и более шероховатой поверхностью (и с менее закрепленными волокнами), Пиллинг может быть значительно уменьшен в результате применения специальных видов отделки трикотажа.

На рис. 3.3 показано изменение некоторых свойств трикотажа в зависимости от волокнистого состава.

Рис. Влияние волокнистого состава смески на основные свойства трикотажа

Усталость трикотажа обусловлена незначительными, многократно прикладываемыми, растягивающими нагрузками в результате движений человека в процессе носки одежды и приводит к расшатыванию структуры трикотажа. При таких растяжениях петли меняют свою форму, нити истираются друг о друга и деформируются. Многократные растяжения и изгибы редко полностью разрушают трикотаж. Признаком усталости служит накопление необратимых деформаций, вызывающее образование неисчезаемых заминов в местах повторяющихся изгибов или выпуклостей на отдельных участках. Время появления признаков усталости трикотажа в первую очередь зависит от вида волокон и структуры переплетения, направления растяжения, величины деформации или нагрузки в каждом цикле, числа циклов и т.д. Благодаря высокой упругости петель и слабости контактов нитей в местах их переплетения трикотаж легко восстанавливает свои размеры, и накопление усталости идет значительно медленнее, чем в тканях.

Устойчивость к физико-химическим и биологическим факторам, как правило, зависит только от вида волокна.

Формоустойчивость — способность трикотажа сохранять в определенных пределах размеры и форму при различных воздействиях — во многом зависит от упругих свойств полотна. Трикотаж обладает высокой растяжимостью при одно- и двухосных нагрузках и способностью восстанавливать первоначальные размеры (формоустойчивость). Наибольшей формоустой-чивостью характеризуются полотна комбинированных переплетений, а также изготовленные из текстурированных нитей.

Возможность придавать многим видам трикотажных изделий законченную форму в процессе вязания не только сокращает расход сырья на каждое изделие, но и способствует уменьшению (или даже исключению) количества швов, складок и вытачек, что в итоге приводит к снижению деформируемости изделий при их эксплуатации. Это в свою очередь уменьшает необходимость в глаженьи таких изделий и, следовательно, облегчает уход за ними. Существенным преимуществом трикотажных изделий над аналогичными по волокнистому составу изделиями из тканей является их более высокая способность восстанавливать свою форму после стирок, химических чисток, глаженья, прессования и других влажно-тепловых обработок. Это обусловлено лучшими упругоэластическими свойствами трикотажа и меньшей его сминаемостью. Следовательно, по удобству поддержания необходимой формы изделия из трикотажа выгодно отличаются от изделий из тканей. Вместе с тем легкая деформируемость многих видов трикотажных полотен в отличие от тканей при приложении небольших по величине растягивающих нагрузок значительно усложняет подготовительно-раскройный и пошивочный процессы изделий, а также затрудняет придание им стабильных форм и размеров.

Усадка трикотажа обусловлена теми же причинами, что и усадка тканей, а именно — релаксационными процессами и набуханием волокон и нитей. Под влиянием влаги перестраивается структура трикотажа: изменяется конфигурация петель, смещаются точки контакта нитей, в петлях меняется соотношение петельного шага и высоты петельного ряда. Большая усадка трикотажа по сравнению с тканями объясняется большей подвижностью его петельной структуры. Большой усадкой характеризуются изделия из натуральных волокон — хлопка, шерсти. Так же как и в тканях, наибольшая усадка в трикотаже наблюдается в направлении петельных столбиков, так как именно в этом направлении полотна испытывают наибольшие растяжения при выработке. Иногда усадка по петельным столбикам сопровождается увеличением размеров трикотажа по петельным рядам (отрицательная усадка — притяжка). Повышенная усадка трикотажа отрицательно сказывается на устойчивости размеров и форм изделий. Поэтому в процессах проектирования и производства одежды необходимо предусматривать возможное изменение линейных размеров изделий с учетом усадки полотен. Для снижения усадки в состав пряжи вводят синтетические волокна, полотна подвергают малоусадочной отделке с использованием синтетических смол.

Изменение линейных размеров после мокрой обработки должно соответствовать требованиям ГОСТа.

Устойчивость к образованию затяжек зависит от вида и структуры нитей, переплетения, обработки изделий аппретирующими веществами и смолами. Склонность к затяжкам характерна прежде всего для чулочно-носочных изделий из синтетических (капроновых) нитей.

Трикотажные изделия, как правило, являются ремонтопригодными (восстанавливаемыми). К положительным свойствам трикотажа можно отнести высокое сопротивление образованию складок; высокое сродство поверхности (из-за развитой сети элементарных ячеек структуры) к склеиванию, оплавлению и дублированию с другими материалами.

Формовочные свойства трикотажа благодаря его большой растяжимости выше, чем у тканей, и позволяют легко обеспечивать создание пространственной формы одежды, покрывать поверхность тела человека без морщин и складок. У трикотажа высокие формообразующие свойства (возможность плоского; двухмерного полотна принимать трехмерную пространственную форму, которую обычно получают за счет раскроя и пошива). Так, вследствие высокой эластичности и упругости трикотажа многие виды изделий (чулочно-носочные, верхние и бель-; евые, спортивные, перчаточные и др.) плотно облегают фигуру человека, не стесняют его движений, более удобны в носке.

Трикотажные изделия в большей мере соответствуют потребу ностям населения (особенно детей) в размерных характеристик ках.

Прорубаемость полотна иглой вызывает спуск петель, снижает качество изделий, сокращает срок службы. Она зависит волокнистого состава, структуры и свойств нитей (удлинения коэффициента трения между нитями), плотности трикотажа отделки, влажности полотна, режима шитья.

Закручиваемостъ краев характерна для трикотажа однарных переплетений и объясняется стремлением петель, pacположенных по краям полотна, выпрямиться. Закручивав мость трикотажа зависит от ряда факторов; свойств волокон (из упругости), толщины, структуры, крутки нитей, вида переплет тения, плотности, отделки полотна. Так, из-за высокой упру- - гости шерстяных волокон полотна из шерстяной пряжи закручиваются больше, чем трикотаж из хлопчатобумажной пряжи» с увеличением плотности вязания закручиваемость возрастает-Двойные кулирные основовязаные полотна не закручиваются, так как стремление нитей к закручиванию на одной и другой

сторонах полотна взаимно нейтрализуется. Закручиваемость трикотажа в общем явление отрицательное, поскольку создает серьезные трудности в процессах раскроя полотен (при настилании, контроле качества раскроя и комплектовании кроя), выполнения швов при изготовлении одежды. Закручиваемость можно несколько снизить каландрированием, в процессе которого нити расплющиваются и вдавливаются друг в друга, при этом закрепляются петли. Закрученные края изделий могут являться и украшением, в таких случаях закручиваемость будет положительным свойством.

Серьезные затруднения при раскрое и изготовлении изделий вызывает перекос петельных столбиков в поперечно-вя-заном трикотаже. Он возникает при применении в трикотажном производстве нитей или пряжи с неуравновешенной круткой, нарушении технологии операции ширения полотна при отделке. Перекос петельных столбиков устраняется при отделке, но после стирки он восстанавливается. В изделиях, изготовленных из такого трикотажа, отмечаются искажение объемной формы в процессе носки, ухудшение их внешнего вида. Предотвратить перекос петельных столбиков можно при вязании полотен из крученых или трощеных нитей, используя при этом нити противоположной крутки. Перекосы петельных рядов наблюдаются у полотен, выработанных на круглых поперечно-вязальных многосистемных машинах.

Гигиенические свойства трикотажных изделий. К ним относятся: теплозащитные, проницаемости, гигроскопические, электризуемость и др.

Теплозащитные свойства трикотажа зависят не столько от теплопроводности волокон, сколько от его пористости, толщины, структуры пряжи, переплетения, отделки, влажности, воздухопроницаемости. Трикотаж обладает большей пористостью, чем ткани, поэтому и теплозащитные свойства его выше (при отсутствии ветра). Лучшими теплозащитными свойствами обладают полотна двойных переплетений (интерлок, фанг, пла-гированные, плюшевые и др.), так как эта структура полотна обеспечивает наличие закрытых воздушных пор, а также ворсованные (начесные) полотна и полотна, изготовленные из шерстяных и высокообъемных пряжи и нитей.

Ветрозащитные свойства трикотажа низкие, что обусловлено высокой пористостью его петельной структуры.

Воздухопроницаемость — способность материала пропускать воздух — зависит от пористости, количества и величины открытых пор, вида пряжи (нитей), толщины полотен, плот

ности полотна, вида переплетения, наличия аппрета, влажности полотна и др. Этот показатель благодаря петельному строению в изделиях из трикотажа выше, чем в изделиях из тканей. Выгодным преимуществом трикотажа по сравнению с тканями является и то, что он, обладая большой воздухопроницаемостью, имеет высокие теплозащитные свойства. Благодаря наличию пор, обусловленных структурой трикотажа, он хорошо сохраняет тепло, когда человек находится в состоянии покоя, и легко отдает избыточное тепло, когда человек энергично двигается. Отмеченные свойства являются особенно ценными для изделий, непосредственно соприкасающихся с телом человека (белье, чулочно-носочные, спортивные изделия). В то же время для верхних, перчаточных, платочно-шарфовых, чулочно-носочных изделий зимнего ассортимента высокая способность пропускать воздух отрицательно сказывается на их теплоизолирующей способности.

Паропроницаемость — способность материала пропускать пары воды из среды с большей относительной влажностью в среду с меньшей влажностью. Зависит она от тех же факторов, что и воздухопроницаемость. Сравнительно большое количество сквозных пор в трикотаже по сравнению с тканями и более крупные их размеры при прочих равных условиях обеспечивают и более быстрое поглощение трикотажем парообразной и жидкой влаги, что в значительной мере облегчает вентиляцию пододежного пространства при носке белья, чулочно-носочных и других изделий. Шерстяные и вискозные полотна способны проводить в несколько раз больше паров воды, чем синтетические. У синтетических полотен такого же строения пар проходит в основном через поры. Паропроницаемость трикотажных изделий выше, чем изделий из тканей.

Пылепроницаемость трикотажа обусловливается теми же факторами, что и воздухопроницаемость и, кроме того, зависит от размеров частиц и свойств пыли, электризуемости полотен и др. Пылепроницаемость полотен из природных волокон больше, а синтетических полотен, которые лучше задерживают пыль, — меньше. В связи с высокой пористостью пылепроницаемость трикотажа более высокая по сравнению с изделиями из тканей.

Пылеемкость трикотажа зависит от волокнистого состава, строения и свойств волокон, структуры и характера отделки полотна. Полотна с шероховатой поверхностью и сильнопористой структурой имеют большую пылеемкость. Пылеемкость трикотажа, следовательно, выше, чем изделий из тканей.

Проницаемость (прозрачность) для ультрафиолетовых лучей. Вследствие своей петлеобразной структуры тонкие трикотажные полотна обладают высокой пропускаемостью ультрафиолетовых лучей.

Загрязняемость. Более высокая пористость и шероховатая поверхность трикотажа в отличие от многих видов тканей обусловливают и ряд существенных его недостатков — высокую пы-лепроницаемость и пылеемкость, что приводит к повышенной загрязняемости некоторых видов трикотажных изделий. Вместе с тем наличие большого количества крупных сквозных пор в трикотаже в значительной мере облегчает циркуляцию стиральных растворов и соответственно быстрое удаление загрязнений.

К положительным свойствам трикотажа следует отнести легкую отстирываемость.

Гигроскопичность трикотажа характеризуется его способностью поглощать и отдавать водяные пары; она выше, чем в изделиях из ткани. Трикотаж из шерстяных, хлопковых, вискозных волокон имеет более высокую гигроскопичность, чем трикотаж из ацетатных и синтетических волокон. Трикотаж из целлюлозных волокон быстро поглощает и отдает влагу, из шерстяных — медленно. Скорость поглощения и испарения влаги зависит также от структуры трикотажа: чем плотнее полотно, тем медленнее протекает процесс поглощения и испарения влаги. Специальные отделки (обработка синтетическими смолами) снижают гигроскопичность. Гигроскопичность более пористого трикотажа выше, с повышением относительной влажности воздуха гигроскопичность увеличивается, а с повышением температуры — уменьшается.

Водопоглощаемость — способность впитывания материалом капельно-жидкой влаги. У трикотажных изделий она выше, впитывание воды происходит быстрее, чем у изделий из тканей, что особенно актуально для бельевых изделий. Водопоглощаемость трикотажа зависит от волокнистого состава, структуры пряжи (нитей), вида переплетения и характера отделки. Трикотаж рыхлой петельной структуры, из пушистой нити обладает более высокой водопоглощаемостью, чем плотное полотно из гладкой нити.

Капиллярность трикотажа свидетельствует о его способности отводить влагу и зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), переплетения.

Необходимая одежде гигиеничность обеспечивается рядом свойств, причем недостаток одних в отдельных случаях может

быть компенсирован достоинством других. Например, недостаточная гигроскопичность синтетических волокон может компенсироваться высокой водопоглощаемостью и капиллярностью, если синтетическая нить пушиста, извита, а трикотаж имеет рыхлую петельную структуру.

Электризуемость трикотажных изделий зависит от вида волокон, толщины полотна, линейной плотности нитей. Чем толще полотно, выше линейная плотность нитей, тем выше электризуемость. Из химических волокон наибольшей элек-тризуемостью обладают капроновые и ацетатные волокна. Для уменьшения электризуемости применяют переплетения, в которых электризующиеся волокна располагаются внутри полотна, обрабатывают антистатическими препаратами.

Эстетические свойства трикотажных изделий. Они обусловливаются в основном целостностью композиции, стилевой направленностью, функциональностью модели. Основные эстетические свойства трикотажа — фактура, цветовое оформление, блеск, прозрачность, матовость, жесткость, драпируемость, упругость, сминаемость, стабильность формы при эксплуатации и др.

Основными компонентами (элементами) композиции и средствами ее построения являются линии, пропорции, материал, зрительная масса, отделка, ритм.

Стилевая направленность характеризует соответствие трикотажного изделия и его свойств требованиям моды и стиля.

Функциональность трикотажного изделия характеризует соответствие формы, цвета, рисунка, расцветки, отделок, свойств полотна и фурнитуры назначению изделия в зависимости от пола и возраста потребителя, рода его деятельности, окружающей обстановки, климатических условий, района эксплуатации и т.д.

На внешний вид трикотажа влияют структура пряжи и нити, вид переплетения, рисунок, плотность, длина нити в петле, пористость, фактура поверхности, а также вид отделки.

По сравнению с тканями трикотаж благодаря своей петельной структуре обладает меньшей сминаемостъю.

Эстетические свойства трикотажных изделий зависят от цветовой гаммы, характера и композиции рисунка применяемых полотен, силуэта, формы и композиции элементов самого изделия. Важное значение имеют использование полотен в соответствии с назначением изделия; конструкция, обеспечивающая правильную посадку на фигуре человека, а также точность и тщательность изготовления и качество отделки.

Внешний вид трикотажных изделий и соответствие их современному направлению моды во многом зависят от правильности моделирования.

При моделировании изделий из трикотажа форма отдельных деталей создается как за счет швов, вытачек, складок, так и в процессе вязания трикотажа путем изменения структуры переплетений. Например, чтобы получить прилегающую форму, применяют переплетения, обладающие различной растяжимостью.

Влагопроницаемость — способность трикотажа пропускать водяные пары из среды с повышенной влажностью воздуха в среду с меньшей влажностью. Свойство обеспечивает нормальные условия для жизнедеятельности организма человека путем удаления из пододежного пространства излишней влаги в виде водяных паров.

Воздухопроницаемость — показатель, характеризующийся коэффициентом, который показывает количество воздуха, проходящего через 1 м 2 трикотажа за 1 с, при определенной разности давления по обеим сторонам материала. Зависит от плотности, вида переплетения, толщины, волокнистого состава и структуры нитей, из которых выработан трикотаж.

Гигроскопичность — способность полотна поглощать влагу из окружающей среды.

Закручиваемость — способность края полотна (изделия) закручиваться, определяемая упругостью нитей, изогнутых в петлях, и стремящихся выпрямиться. Двойные переплетения как поперечно-вязаные, так и основовязаные не закручиваются, так как стремление нитей в петлях на одной стороне трикотажа распрямиться нейтрализуется таким же стремлением нитей другой стороны.

Износостойкость трикотажа — способность трикотажного полотна длительное время противостоять действию разрушающих факторов, которым оно подвергается при эксплуатации.

Истирание — механическое разрушение (износ) полотна при трении об окружающие предметы. Зависит от структуры материала и вида истирающих поверхностей.

Капиллярность — показатель, характеризующий скорость влагопоглощения полотном жидкости, выражается в мм.

Пиллингуемость — способность полотен образовывать на поверхности пилли. Зависит от вида волокон, их длины и тонины, механических свойств, а также строения трикотажа.

Прочность на разрыв — характеризуется величиной разрывной нагрузки, т. е. наибольшим усилием, выдерживаемым прямоугольным образцом трикотажа стандартного размера к моменту разрыва.

Пылеемкость — способность трикотажного полотна удерживать на поверхности полотна пыль.

Разрывное удлинение — деформация, возникающая под воздействием растягивающей нагрузки к моменту разрыва трикотажа. Определяют в абсолютных величинах как разность конечной и первоначальной длины или в процентах от первоначальной длины (относительное удлинение).

Распускаемость — способность свободных петель трикотажа при натяжении нити, образующей эти петли, или при обрыве нити в петле выскальзывать друг из друга как по направлению петельного ряда, так и по направлению петельного столбика.

Растяжимость — характеризуется величиной деформации при растяжении, которая в зависимости от вида переплетения и свойств нитей может быть упругой и неупругой. Изделия из трикотажа с упругой деформацией не теряют своей первоначальной формы при снятии растягивающих нагрузок. Неупругая деформация приводит к необратимой деформации в процессе носки изделий. В зависимости от растяжимости полотна разбивают на три группы. К первой относятся полотна с растяжимостью менее 40%, ко второй — от 40 до 100%, к третьей — более 100%.

Усадка — изменение линейных размеров трикотажа под действием внешних факторов. Различают линейную усадку (по одному из измерений), поверхностную и объемную.

Фото трикотажа Джерси 1

Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжется из ниток на специальной машинке.

Нитки могут быть из натуральных материалов, искусственных, синтетических.

Особенность трикотажа в том, что он может растягиваться как угодно благодаря петлям, которые могут менять размер и форму.

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Трикотаж связан из ниток, петли которых принимают любую форму. По этой причине вещи из этого материала не мнутся ;
  • Имеет структуру, которая похожа на мелкую сетку, поэтому воздухопроницаем . В жару охлаждает, в холод – согревает;
  • Вещь из трикотажа может быть любой формы, и она не потеряет ее после длительной носки;
  • Трикотаж хорошо тянется , благодаря этому вещи из него хорошо облекают тело и их можно поддевать под другую одежду;
  • Вещи, пошитые из трикотажа, просты в уходе . Их необходимо только стирать, глажка не обязательна;

Минусы

  • Трикотажные вещи хорошо прилегают к телу , поэтому на людях с лишним весом они не будут смотреться красиво;
  • Если нити для трикотажа сделаны из плохого некачественного материала, он может вызвать аллергию.

Виды трикотажа

Французский


Платье из французского трикотажа

Нити этого трикотажа сдвоены. Полотно можно мять, растягивать, сжимать. Это не принесет никакого вреда ей.

Также в нее добавляют некоторые добавки, чтобы придать вещи дополнительных свойств.

К примеру, платья, сделанные из более плотные, но несмотря на это, все равно мягкие и приятные к телу.

Отто

Трикотаж долго служит и имеет повышенную эластичность . Материал имеет сложный состав: 4-% хлопка и по 30% полиэстера и вискозы.

Она быстро гладится и практически не мнется;

Масло

Материал хорошо растягивается и держит форму. Состав: полиэстер, вискоза, лайкра . Вещи из этого трикотажа позволяют коже дышать, а также они облегают тело;


Платья из Джерси трикотажа

Джерси

Легкий . Материал практически не мнется. Хорошо растягивается в ширину и собирается в мягкие складки;

Лакоста

Имеет повышенную сетчатую рыхлость. Нити переплетены по-особенному, благодаря этому повышается вентиляция и влагоотдача;

Диор

Состав: вискоза, полиамид, эластан . Практичен, имеет хороший внешний вид;

Итальянский

Полотно высокого качества. Самый востребованный вид трикотажа;

Стрейч

Такой трикотаж делают из эластичного искусственного волокна – спандекса. Хорошо тянется и не теряет свою форму.

Наиболее часто используют в сочетании с нейлоном или хлопком ;

Детский

Трикотаж, из которого шьется детская одежда;

Утепленный

Имеет эффект стежки в виде ромба или квадрата. Плотный, объемный и мягкий на ощупь. Хорошо пропускает воздух;

Стеганый

Два куска полотна прошиты насквозь, между ними находится слой ватины или ваты. Используется для пошива курток, толстовок;

Шерстяной

Трикотаж с добавлением шерсти;

Спортивный

Используется для пошива спортивной одежды. Хорошо пропускает воздух.

При выборе трикотажа обращайте внимание на его эластичность, структуру и форму.

  • Разложите вещь на ровную поверхность и внимательно осмотрите ее. На ней не должно быть никаких неровностей.
  • Осмотрите качество обработки швов и прочие детали.
  • Обратите внимание на белорусский трикотаж. Он имеет хорошую теплоизоляцию и высокое качество.
  • Покупайте трикотаж только в проверенных магазинах, в качестве одежды которых вы уверены.

Некачественный трикотаж может вызвать аллергическую реакцию на коже.


Джерси трикотаж

Как и любая вещь, вещь из трикотажа требует ухода. Если вы будете правильно следить за ней, она прослужит вам значительно дольше.

В первую очередь необходимо удалять катышки с одежды. Сделать это можно с помощью специальной машинки или отрезать их ножницами.

  • Лучше всего делать стирку вручную, вода должна быть не более 40 градусов.
  • Замачивать трикотаж нужно не более чем на 20 минут.
  • После не нужно выжимать вещь: она может растянуться.
  • Если вы стираете трикотажную вещь в стиральной машинке, используйте специальный порошок. Также необходимо ставить «бережный режим».
  • Выжимать и сушить при помощи машинки нельзя.
  • После стирки не нужно вешать вещь сушиться. Чтобы высушить ее, возьмите полотенце, на одну половину положите вещь, второй накройте ее. Когда оно станет мокрым, поменяйте полотенце.
  • Если после стирки трикотаж растянулся, используйте горячий утюг и влажную ткань. Также вещь вернется в прежнюю форму, если вы наденете ее несколько раз.
  • Хранить вещи из трикотажа нужно на полочке аккуратно сложенными. Если вещь будет висеть на вешалке, то в скором времени она растянется.

Основная характеристика трикотажа – это его способность идеально облегать фигуру. Добиваются этого, используя специальный способ переплетения нитей – вязание. В гардеробе каждого человека сегодня можно найти трикотажные вещи – настолько популярен этот материал. Женская, мужская, детская, повседневная, выходная и домашняя одежда из мягкой материи никого не оставит равнодушным. Что же такое трикотаж?

Описание и особенности трикотажа

Если любимую футболку немного растянуть, а затем посмотреть на свет, то можно увидеть столбики из мельчайших петелек, которые составляют структуру полотна. Это и есть отличительная особенность трикотажа – вязаная фактура. Тянется он или нет? Обязательно. Но за счет чего это происходит?

Дело в том, что трикотажное полотно получают не на ткацком станке, а на специальных вязальных машинах. В переводе с французского «трикотаж» как раз означает «вязание». Именно петельчатая структура сообщает этим материалам эластичность. Но мы привыкли считать, что текстильное полотно ткут с помощью основных и уточных нитей. Тогда вполне логичен вопрос: трикотаж – ткань или нет? Ответ будет неоднозначным. В общем смысле слова, применимо к рулонам текстильных полотен в магазинах тканей, – да. Но когда речь идет о готовых вещах, которые были сразу целиком произведены на вязальных машинах по лекалам, это уже не ткань, а изделия (джемперы, пуловеры, кофточки, жилеты, платья). Их тоже называют словом «трикотаж». Поскольку наша цель – рассмотреть особенности текстильных материалов, дальше речь пойдет о трикотажных тканях.

Чтобы понять, как изготавливалось изделие, посмотрите, как обработаны его швы. Если они обметаны, значит, детали выкраивали из трикотажного полотна, а если срезы просто сшиты, при этом все петли по краю выглядят закрытыми, то изделие вязали целиком. Чаще всего таким способом изготавливают одежду зимнего ассортимента, из толстых нитей.

Поэтому если предмет одежды выкраивали из вязаного настила (он состоит из нескольких слоев полотен), велик риск того, что выкроенные детали получили перекос, а значит, готовая вещь могла получиться не очень качественной. Такой перекос может быть едва заметным, но после носки и нескольких стирок он станет очевидным.


Виды трикотажа

Разновидностей «вязанной ткани» выпускается великое множество. Отличать и классифицировать их можно по разным характеристикам:

  • составу;
  • внешнему виду;
  • способу переплетения нитей;
  • назначению.

По волокнистому составу трикотажные материалы, как и обычные текстильные, можно разделить на следующие категории:

  • натуральные;
  • искусственные;
  • синтетические;
  • смешанные (комбинированные).

При этом большинство из нас при упоминании трикотажа вспоминает либо тонкое нательное белье, либо объемные вязаные зимние свитера. Соответственно, предполагаемый состав сырья – либо хлопок, либо шерсть. Но это далеко не всегда так. Состав и соотношение видов волокон в трикотажных материалах столь же разнообразны, как и у обычного текстиля. Правда, и шелк в списке натуральных здесь встречаются не так часто. Первый слишком груб, второй довольно дорог. Но искусственные и синтетические волокна играют ту же роль: помогают удешевить материал либо придать ему недостающие свойства.

Однозначное описание внешности таких материй дать невозможно. Да, большинство из нас привыкло, что это либо тонкое дышащее полотно, как на футболках, либо рыхлое, толстое, как на любимой вязаной кофточке. Однако это далеко не все разнообразие фактур. Трикотажные материалы также могут быть блестящими, подобно шелку, буклированными, даже ворсовыми и кружевными. Все зависит от того, каким переплетением полотно выработано, какие волокна использованы, какова была дальнейшая обработка.


Переплетение – основа фактуры

Степень растяжимости полотна во многом зависит от структуры вязания, а также переплетения, которое при этом используется. Что касается структуры, то полотна могут быть основовязаными или поперечновязаными. Первые имеют очень малую растяжимость. Вторые, соответственно, большую. Каждый из этих видов имеет свои способы переплетения нитей.

Основовязаные переплетения

  • Цепочка. Название соответствует внешнему виду. Широко используется для изготовления бахромы.
  • Атлас. Гладкую поверхность создают зигзагообразные линии, получаемые при сдвиге петель во время вязания вправо или влево.
  • Трико. Состоит из «столбиков», получаемых при сдвиге петель на одно значение.
  • Сукно. Более плотное переплетение, использующееся для изготовления белья. Здесь в роли лицевой используется изнаночная сторона полотна.

Поперечновязаные переплетения

  • Гладь (кулир). С изнанки такое полотно более шероховатое, с лица – гладкое. Гладь выпускается без начеса, с лица имеет вид «косичек», которые практически не тянутся в длину, а в ширину тянутся совсем немного.
  • Ластик (). Такое переплетение внешне напоминает вельвет, только полотно получается при этом эластичным, а также несминаемым.
  • Двухизнанка. При таком переплетении полотно выглядит с обеих сторон как с изнаночной.

Кроме этих переплетений при производстве трикотажа используют и другие. Например, комбинированным переплетением изготавливается . На вид это резинка, но при этом она отлично держит форму, не распускается. Полотна прессованного и могут напоминать по внешнему виду кружево.


Назначение и виды трикотажных материалов

Для чего используют такие материи, что из них изготавливают? Для ответа нужно знать, какие виды трикотажных тканей выпускаются.

  • Джерси. Одинарное полотно различной плотности, толщины. Используется для пошива практически всех видов женской, мужской, детской одежды.
  • Интерлок. Легкий материал с фактурой в виде косичек. Из него производят тонкие майки, футболки, спортивную одежду, пижамы.
  • Double face. Тяжелый, плотный двухсторонний материал пониженной эластичности. Используется для пошива изделий с фиксированной формой: брюк, зауженных юбок, платьев типа футляр, жакетов.
  • Резинка («лапша»). Хорошо держит форму, поэтому часто используется для оформления манжет или резинок трикотажной одежды. Водолазка «лапша» – всем известное изделие из этого материала.
  • . Внешне похож на лапшу, но немного мягче, поэтому применяется и для детской одежды.
  • Светширт. Утепленный материал с начесом с изнаночной стороны, но гладкой лицевой стороной. Из него получаются уютные и практичные свитшоты, бомберы, спортивные костюмы из брюк с куртками.
  • Стрейч-трикотаж. Из-за повышенной растяжимости он идеален для спортивной одежды, такой как купальники, леггинсы.
  • Махровый трикотаж. С одной стороны похож на банное полотенце, с другой – обычная вязаная поверхность. Незаменим при пошиве халатов, теплых пижам, другой домашней одежды.
  • . Теплое, уютное ворсовое полотно, напоминающее ровно стриженную овечью шерсть. Идеально для производства теплых детских вещей (штанишки, комбинезоны, шапочки, кофточки), домашней одежды.
  • Велюр. Похож на текстильный велюр – такая же бархатистая фактура, так же красиво драпируется. Только с изнанки его «выдают» вязаные косички. Из такой ткани шьют как нарядные вещи (платья, костюмы), так и элегантную домашнюю одежду для женщин, детей: халаты, пижамы, куртки, спортивные комплекты, штаны.
  • Стрейч-вельвет. Похож на велюр, но имеет более грубую, выразительную фактуру. Назначение примерно такое же.
  • . Теплая, очень уютная структура флиса с ровным ворсом позволяет шить из него туристическую или спортивную верхнюю одежду, толстовки, куртки, а также использовать в качестве утепляющей подкладки.


Свойства трикотажных материалов

Свойства любых материалов и их волокнистый состав всегда взаимосвязаны. Поэтому однозначно сказать, что все трикотажные изделия износостойки, формоустойчивы или не пилингуются, нельзя. Синтетика, например, может электризоваться, образовывать неприятные катышки, вызывать аллергию, быть негигиеничной, но при этом чаще всего отлично держит форму. Чисто хлопковые изделия недолговечны, довольно быстро теряют форму и цвет, зато абсолютно гигиеничны, гипоаллергенны.

Из самых общих свойств, пожалуй, можно выделить лишь следующие:

  • приятные тактильные ощущения;
  • широкая область применения;
  • разнообразие фактур, расцветок;
  • относительно доступные цены (в зависимости от конкретной ткани);
  • способность принимать форму тела, обеспечивать ему температурный комфорт (опять же с оговоркой на состав).

Соответственно, уход за трикотажными изделиями тоже должен обеспечиваться исходя из состава и фактуры материи. Одни нужно сушить только горизонтально, а стирать вручную, другие можно без опаски «гонять» в барабане машины, а потом вывешивать на прищепки. Основные пункты ухода всегда излагаются на ярлычке каждой вещи. Следуя им, можно избежать многих неприятностей.


Как правильно выбирать «вязаную ткань»?

Здесь все находится во власти здравого смысла. Выбирая материю, из которой планируется пошив определенного изделия, нужно обратить внимание на довольно очевидные моменты. Например, полотно не должно содержать никаких дефектов, как то: спущенные петли, затяжки, места с катышками, заломы, которые потом не удастся отгладить, полинялые или непрокрашенные участки.

Кроме того, фактура должна быть равномерной по всей поверхности – без узелков, утолщений или истонченных «островков». Само собой, нужно оценить, не имеет ли ткань перекоса в какую-либо сторону. При пошиве исправить это будет невозможно: все детали, а значит, и всю вещь, «поведет».

Также стоит изучить этикетку, на которой обязательно должен быть прописан волокнистый состав в процентном соотношении, а также процент усадки, который нужно будет учесть при раскрое.

И последнее (а вернее, этот пункт должен стоять первым): фактура, плотность, плетение и эластичность трикотажа должны соответствовать назначению вещи, которая будет из него отшиваться.

Трикотаж – материал, который сегодня находит самое широкое применение при пошиве всевозможной одежды и в быту. Обеспечив таким изделиям должный уход, можно долго радовать себя неповторимым комфортом, который трикотажные вещи способны подарить.

Кулирка или рибана? Футер или кашкорсе? Или вовсе бифлекс?

Да, как прочитаешь эти названия — становится весело:0) Понятно только одно — речь идет о трикотаже.

Давайте вместе с вами попробуем разобраться что к чему. Какая трикотажная ткань для чего предназначена, как выглядит. Расскажем вкратце о всех видах трикотажа, их свойствах и областях применения.

Подробнее же о том, что такое трикотаж в принципе, всё о его преимуществах и недостатках при носке и шитье мы писали .

Это трикотаж с односторонней вязкой «косичек». В ширину тянется немного, в длину не тянется. Самый тонкий вид трикотажного полотна. Из него шьется легкая, невесомая одежда, футболки, топы, нижнее белье. 100% хлопок.

Футер

Это плотный трикотаж, где лицевая сторона – гладкая, а на изнаночной — теплый начес. Долговечен. Устойчив к катышкам. Не вытягивается. Хорошая воздухопроводность и отличная теплопроводимость. Часто используется для детской одежды. По составу 100% хлопок. Имеет два вида плотности: двухниточный и трехниточный. Используется при пошиве теплой одежды, толстовок, детских комплектов.

Интерлок

Интерлок часто называют «двуластик», это трикотажное полотно, имеющее структуру «резинка». Гладкое с обеих сторон. Не растягивается. Не распускается. Устойчиво к деформации. Теплое. Хорошая воздухопроводность. Эффектен. Используется для пошива трикотажного белья, легкой летней одежды, сорочек, спортивной одежды, детской одежды. 100% хлопок.

Ластик (рибана)

Это трикотажное полотно, используемое для манжетов и воротничков. Высокая эластичность. Упругое. Не мнется. Используется для пошива водолазок, пижам, горловин и рукавов. 100% хлопок.

Ажурный интерлок

Ажур-трикотаж с узорным переплетением, где используется пропуск петель. Используется для изготовления легких летних трикотажных изделий. 100% хлопок.

Жаккард

Это полотно из хлопчатобумажной, а также синтетической или смесовой пряж. Сложное плетение, изобретенное Джозефом Мари Жаккардом (1801 г.).

Красивый трикотаж с дополнительными уточными нитями, которые не образуют петель. Нити образуют рисунки на поверхности трикотажа и повышают его эластичность. Обычно по составу волокна это 90% хлопка и 10% лайкры.

Велюр

Велюр — трикотажное полотно, схожее с вельветом, но прекрасно тянущееся. Прочное. Хорошо держит форму. Мягкое. Используется для пошива одежды (в том числе и детской) и обивки мебели. 100% шерсть.

Кашкорсе

Кашкорсе — трикотаж, который хорошо растягивается. Хорошая воздухопроводимость. Используется при пошиве верхней одежды, детских вещей. А именно, зачастую, из кашкорсе делают манжеты, горловины у водолазок, нижний пояс у пуловеров. Состав волокна — 95% хлопка и 5% спандекса.

Вискоза — трикотажное полотно, используемое для пошива самых разных изделий: кофточек, маек, блузок, водолазок. В составе содержит вискозу. Прекрасно тянется. Хорошая гигроскопичность. Не накапливает статического электричества. Имеет яркие цвета.

Махра

Трикотажное полотно, которое мы все любим — приятное к телу, пушистое и мягкое — махра! Полотно из трикотажа, используемое для пошива полотенец, ковриков, халатов. 100% хлопок.

Пике

Пике называют трикотажное полотно, переплетение которого напоминает соты. Бывает гладкокрашеным и с начесом. Использует при пошиве рубашек поло. Разновидность пике — вафельная ткань.

Флис мы знаем, популярная ткань! Это трикотажное полотно синтетического происхождения. Хорошая воздухопроводимость, теплопроводимость. Используется при пошиве теплой одежды, пледов, в качестве подкладок для верхней одежды. Часто из флиса шьют милые, уютные мягкие игрушки.

Акрил (нитрон, ПАН-волокно)

Это трикотажное полотно, сырье для которого добывается из природного газа. Пластичный. Прочный. Не выгорает. Хорошо прокрашивается. Не скатывается

Это вид одинарного трикотажа. Мало тянется в длину. Используется при пошиве рубашек и платьев. Ткань имеет свойство мягко струиться по телу и прекрасно его «облегать». Вошла в моду с легкой руки Габриэль Шанель. Дрежси ткань нежная и приятная на ощупь.

Это вид трикотажа с начесом. Состоит из плоских вертикальных «косичек» с лицевой стороны и ворсистой поверхности – на изнанке. Используется при пошиве одежды для занятий спортом, брюк, тренировочных костюмов и другой спортивной одежды несложного фасона. По составу 100% хлопка.

Это вид трикотажного полотна с ровной ячеистой структурой. Не распускается на срезах, но образует зацепки от острых предметов. Используют для декоративных аппликаций и вставок, а также в спортивной одежде.

Трикотажное полотно с добавлением лайкры. Очень эластичный и формоустойчивый материал. Лайкра делает полотно фактурным. Легко «усаживается» при стирке. Используется при пошиве футболок, блузок.

Бифлекс

Это синтетический трикотаж, в основе которого содержится нейлон. Благодаря нему материал тянется во всех направлениях. Также в составе около 10% лайкры. Очень прочен и ярок. Не мнется. Быстро высыхает. Обладает хорошей гигроскопичностью. Не сковывает движения. Используется при пошиве танцевальных костюмов, спортивной и цирковой одежды, купальников.

Трикотаж с ангорой

Это трикотажное полотно с добавлением ангоры (шерсти ангорского кролика или козы). Очень теплый, нежный материал. Используется для пошива свитеров и детской одежды. Ангоровый трикотаж согреет в зимние холода и украсит нас с вами.

Заключение

Надеемся, что наш небольшой словарик поможет вам разобраться в типах и видах трикотажных тканей. Трикотаж незаменим при шитье одежды для всех — взрослых и детей, женщин или мужчин.

Женщины же особенно любят трикотаж за его прекрасные качества. Он так замечательно подчеркивает все наши прелести и формы!

Ткань придумана человеком тысячи лет назад для защиты тела от стужи или палящих солнечных лучей, и просто делая более привлекательным образ. За такой большой промежуток времени от овладения мастерством изготовления нитей и сплетения их в полотно до производства современных видов тканей этот материал претерпел большие изменения .

Среди трикотажных тканей выделяется своими качествами и свойствами плотный материал, получивший свою вторую жизнь благодаря Коко Шанель и название ему джерси.

История создания плотного трикотажа

Эта ткань получила своё название в честь одноимённого острова в Нормандии, где полотна ткали несколько столетий , прежде чем это стало известно за пределами Британии.

Первоначально для её изготовления применяли шерсть проживающей в этой местности породы овец. Из такой шерсти получалось тонкое полотно, отличающееся прочностью, которое применялось исключительно для изготовления нижнего белья для малообеспеченных рабочих классов.

В течение долгого времени джерси оставался материалом для изготовления одежды для бедняков, богатые же островные жители не обращали внимание на этот простой и неприглядный материал. Особый почёт такая одежда имела среди рыбаков, которые часто сталкивались с сильным пронизывающим ветром и дождём.

Высшему свету такой материал был представлен всемирно известной Коко Шанель, которая начала использовать его для изготовления платьев, юбок, костюмов, элементов верхней одежды. На модном показе Шанель облачила манекенщиц в наряды, сшитые из полотна для рабочего класса. Хрупкие девушки выглядели великолепно в этой одежде, что вызвало небывалый ажиотаж в светских кругах.

Галерея: плотный трикотаж (25 фото)
















Что такое джерси

Джерси - одинарное полотно с переплетением в виде плоских кос, расположенных вертикально, с одной стороны, и плотным соединение нитей, напоминающим кирпичную кладку, - с другой. Такое полотно способно растягиваться по ширине, но почти этого не делает по длине. Оно тёплое, благодаря составу ткани с примесью шерсти, и имеет едва уловимую фактуру. Ткань с внешней стороны в классическом джерси обладает небольшим отблеском, а с внутренней имеет матовость.

По тактильным ощущениям материал мягкий, довольно тёплый, его можно отнести к осенне-зимней категории. Из него изготавливают женственные платья, костюмы и юбки. Но в то же время такой материал идеально подходит для одежды свободного и полуспортивного вида. И все потому, что джерси как красиво ниспадает и струится по фигуре, так и комфортно облегает тело, сохраняя тепло.

В последнее время стали популярны изделия из такого материала, как лапша. Лапша - трикотажное полотно с эластичными свойствами, состоящее из тонкой вертикальной полоски, является разновидностью классического джерси. Из лапши изготавливают женские элегантные платья и водолазки как для деловых, так и для романтических и даже повседневных образов.

Состав ткани и используемые добавки

Первоначально джерси - это полностью шерстяной материал, изготавливаемый из местного сырья. Но с развитием ткацкого производства состав этого плотного трикотажа менялся.

Сейчас к главной составляющей этого материала примешивают как натуральные, так и искусственные добавки:

  • хлопок;
  • полиэстер;
  • шёлк.

Шерстяной трикотаж с примесью хлопка представляет собой тонкую и прочную ткань, имеющую матовою поверхность с внешней стороны. Многие задаются вопросом: тянется ли +хлопок. Стоит отметить, что при таком составе материал тянется несколько меньше, чем простой трикотаж, но легко удерживает свою первоначальную форму.

Если в полотне любимый материал Коко сочетается с синтетикой, значит, срок службы изделия, изготовленного из такого вида ткани, будет большим, оно не подвергнется линьке и не сядет после стирки, а также не будет сильно мяться. Сочетание шерсти с называется джерси понтирома. Это полотно хорошо тянется и сохраняет форму, упругое, подходит для изготовления лёгких пальто и юбок.

Самым дорогим считается плотный трикотаж с добавлением шелка, куда зачастую примешивают полиэстер, вискозу или бамбук. Тогда получается особо плотный, тяжёлый классический вид трикотажа - милано джерси. Если в составе ткани только шерсть и шёлк, то она обладает глянцевым блеском, лёгкостью и достаточной прочностью.

Если к шерстяному трикотажу примешивают лён , то изготовленное из него изделие также плохо тянется, но хорошо ведёт себя в процессе эксплуатации и обладает воздухопроницаемостью.

Свойства шерстяного трикотажа

Этот вид трикотажа обладает несколькими полезными для потребителя характеристиками, в независимости от состава того или иного изделия. Среди них:

  • Мягкость . Это свойство ткани шерсть сохраняется у плотного трикотажа, какие бы добавки ни включались в состав полотна.
  • Незначительный вес . Даже ткани из 100%-шерсти имеют небольшой вес, а полотна с комбинированным составом настолько невесомы, что они не ощущаются во время эксплуатации.
  • Устойчивость к образованию складок . Этот материал практически не мнётся и не образует заломов.
  • Прочность . Трикотаж с добавлением льна и синтетических нитей считается самым прочным, но и другие разновидности джерси обладают неплохой устойчивостью к различному роду повреждениям.
  • Простота в уходе . Такой вид трикотажной ткани можно стирать как вручную, так и в стиральной машинке. Её можно гладить утюгом и при необходимости отпаривать, даже в этом случае материал останется в первоначальном виде и не подвергнется деформации.
  • Эластичность . Ткань имеет способность растягиваться по ширине, из-за чего выгодно подчёркивает фигуру.
  • Красота . Вещи из джерси имеют красивый внешний вид, выглядят дорого и презентабельно.
  • Долговечность . Изделия из этого плотного трикотажа не линяют, на них не образуются потёртости, что значительно продлевает их срок службы.

Как видно, положительных сторон у трикотажа джерси очень много, но существуют и недостатки:

  • ткань электризуется, поэтому длинные изделия в холодное время года из этого вида трикотажа так и норовят «прилипнуть» к колготкам;
  • при длительной эксплуатации или неправильном уходе на поверхности материала появляются катышки;
  • пониженная гигроскопичность.