Вольные темы

В дебатах постоянно меняется формат. Темы для разговора с подростком Темы для обсуждения с подростками

Фантазия «Школьных проектов» бесконечна. Смирись. Но есть и другие форматы образовательных дебатов, некоторым из которых больше сотни лет. О самых распространенных на сегодняшний день — в нашем материале.

Дебаты Линкольна — Дугласа

Этот формат назван в честь реальных дебатов, состоявшихся в 1858 году в США, между кандидатами в Сенат от штата Иллинойс Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Основной темой было рабство и нравственные ценности, стоящие за ним.

Задача дебатов — определить, какие ценности более важны для общества, и сформировать их иерархию. Звучит не очень остро, но на практике выясняется, что в обществе существует много разных ценностей и время от времени они противоречат друг другу.

Темы дебатов

Их можно разделить на два вида:

  1. Относится к философии, и сравнивает ценности. Например: «Свобода — более предпочтительна для жизни».
  2. Более общий, он предполагает оценку заявлений. Например: «Ограничение человеческих прав в ношении оружия — оправдано».

Ход дебатов

Команда утверждения и отрицания состоит всего из одного человека. Участники должны представить убедительную моральную позицию, которую они могут защитить от критики и использовать для приведения контраругментов, не вступая во внутреннее противоречие с самим собой или отрицая сложность оспариваемых проблем.

Особенность формата — длительная подготовка к игре: темы объявляют за месяц и дают возможность взять тайм аут для подготовки речи.

Дебатируют в этом формате в основном в Соединенных Штатах Америки. Информацию о турнирах можно узнать на странице Национальной ассоциации дебатов (National Speech and Debate Association).

Британские парламентские дебаты

Дебаты по модели британского парламента, в которой две утверждающих команды (команды Правительства) и две отрицающих команды (команды Оппозиции), из двух спикеров каждая, пытаются убедить в своей правоте судью. Команды по итогам раунда получают рейтинг от 1 до 4. Первый Чемпионат мира по дебатам в этом формате был проведен в 1981 году в Глазго.

Темы дебатов

Темы в таких дебатах не всегда конкретны. Например, «Это правительство смотрит на восток, «Это правительство откроет свои двери для мира». Для того, чтобы сделать предмет дебатов достаточно четким, утверждающая команда имеет право на интерпретацию темы. Например, если тема — «Это правительство откроет свои двери для всего мира», то интерпретация может быть такой — «Правительство Китая сделает свою экономику открытой».

Ход дебатов

Большое значение для победы имеет кругозор участников и умение быстро реагировать на выступление соперников, потому что тему раунда объявляют за 15 минут до его начала. При подготовке можно пользоваться любыми источниками информации.

Характерной чертой этого формата является отсутствие перекрестных вопросов — раунда, когда спикер одной команды задаёт вопросы спикеру другой. Вместо них используются запросы информации — небольшие вопросы или ремарки, которые спикеры должны произносить во время речи оппонента с его разрешения. Продолжительность запроса не может превышать 15 секунд.

В России этот формат широко используется для проведения чемпионатов среди студентов. Ниже видео на один из финалов турнира Слова, который проходит в Санкт-Петербурге в декабре.

Американские парламентские дебаты

Формат приобрел популярность в США в середине 1990-х годов. Именно на это время приходится проведение первого национального чемпионата под эгидой Национальной парламентской дебатной ассоциации. Это произошло в 1994 году в Колледже штата Колорадо.

Ход дебатов

Дебаты ведет Спикер Парламента. В игре участвуют две команды (Правительство и Оппозиция) по два человека (Премьер-министр и Член правительства, Лидер оппозиции и Член оппозиции). Обе команды узнают резолюцию за некоторое время до игры и говорятся защищать позицию отрицания или утверждения.

Характерная особенность дебатов — интерактивность формата. После произнесения всех речей зрители задают дебатёрам вопросы. Такая возможность есть и у судей, среди которых нередко присутствуют специалисты по теме дебатов. Решение по законопроекту (определение выигравшей команды) выносится или зрителями — воображаемым парламентом, или судьями простым большинством голосов. После завершения игры иногда выступают судьи и рассказывают зрителям о том, какие важные аспекты не были затронуты в игре и какие аргументы являются самыми сильными.

В Санкт-Петербурге дебаты в этом формате проводит Высшая Лига Дебатов . В этом году состоится уже девятый сезон этого турнира, открытие прошло в Книжном клубе Буквоед на Восстания. Тема дебатов была: «Эта палата обяжет сотрудников компаний давать полный доступ работодателю к просмотру своей страницы в социальных сетях». Со следующей пятницы начнутся четвертьфиналы, так что, если есть желание посмотреть на сильнейших питерских дебатеров, – приходи.

Дебаты Карла Поппера

Формат назван в честь разработчика концепции «Открытого общества » австрийского и британского философа и социолога Карла Поппера. По некоторым сведениям, во время преподавания в Лондонской Школе Экономики (London School of Economics) он впервые предложил студентам новый формат для обсуждения изучаемых вопросов. В последствии этот формат дебатов получил широкое распространение среди школьников.

Ход дебатов

Выступления (речи) в этом формате четко делятся на три вида.

  1. Конструктивные речи, в которых представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, а отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.
  2. Опровергающие речи, в которых опровергают аргументы и восстанавливают свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, нужно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы.
  3. Заключительные речи, в которых обращают внимание на основные противоречия позиций. Эти речи подводят итоги дебатам. Спикеры рассказывают о том, как проходили дебаты, в чем их сильные стороны и почему победа за ними.

Особенностью является то, что каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям, но не более 2-х минут перед каждой речью.

В России этот формат сейчас не используется активно, зато очень популярен в Прибалтике. Самый близкий к нам чемпионат находится в Латвии. На турнире «RigaGo! 2017», который проходил в Риге с 16 по 17 марта 2017 года играли команды из Латвии, Эстонии, Литвы, Белоруссии и России. Было два языковых трека: русский и английский. Темой турнира, которая в этом формате утверждается заранее, была: «Пожертвования на благотворительность приносят пользу обществу».

Всемирный школьный формат дебатов

Всемирный формат школьных дебатов — это комбинация британских парламентских и Австрало-азиатских форматов дебатов. Его создали в 1988 году в Австралии специально для проведения чемпионата мира по школьным дебатам.

Ход дебатов

В каждом раунде дебатов выступают две команды по три спикера каждая: одна команда обязана утверждать, что тема верна. Эта команда названа ‘утверждением ‘ (affirmative ), или иногда ‘правительством ‘ (proposition ). Другая команда обязана утверждать, что тема не верна. Эта команда названа ‘отрицанием ‘ (negative ), или иногда ‘оппозицией ‘ (opposition ).

Спикеры обеих команд в общей сумме произносят восемь речей. Первые шесть основных речей продолжительностью по 8 минут, после которых каждая команда завершает дебаты произнесением 4-х минутной заключительной речи. Турниры разделяются на две лиги: младшую (до 9 класса) и старшую (9 – 11 класс). Темы для игры могут объявляться как заранее, так и за 15 минут до начала раунда. В зависимости от того, была ли тема подготовленная или импровизированная, и от лиги, в которой играют команды, продолжительность речей может варьироваться.

Особенностью является отсутствие раунда вопросов (а также времени на дополнительное обдумывание стратегии команды) и включение информационных запросов в речь оппонентов. При этом выступающий спикер является «хозяином времени»: он может принять, отклонить запрос или заставить задающего подождать несколько секунд.

В России это самый распространенный формат образовательных дебатов. В нашем городе о турнирах в этом формате можно узнавать на странице

Добрый день! С вами Эльвира Барякина и «Справочник писателя».

Сегодня мы поговорим о «горячих темах», которые неизменно вызывают дискуссии в Интернете.

Ни для кого не секрет, что в любом обществе существуют «болевые точки». Болевыми они становятся потому, что на ту или иную тему существует несколько полярных мнений, и, встретившись с противоположной точкой зрения, люди начинают отстаивать своё видение ситуации. Они хотят, чтобы мир был «вот такой» - удобный лично им: ведь иначе наступит неминуемая катастрофа.

Итак, давайте посмотрим, что же это за «горячие темы»:

Политика

Мигранты, беженцы, национальный вопрос.

Одна из горячих тем – это мигранты, беженцы и национальный вопрос. Одни считают, что мигрантов надо приветствовать, другие - что их надо выгнать из страны. На одной чаше весов - безопасность, на другой - нехватка рабочих рук по приемлемым ценам.

Прогрессисты vs. консерваторы

Существуют люди, которые отстаивают идеалы глобального мира, и люди, которым близки более консервативные ценности. Одни призывают к реформам, другие - к возвращению к истокам. Каждого можно понять - у всех своя зона комфорта, но угодить каждому невозможно.

Великая держава vs. «У нас всё плохо»

Одни люди говорят, что «Мы уже самые крутые и всех победили», другие с возмущением пишут, что у нас куда ни глянь - везде недостатки. Вечная тема: стакан наполовину пуст или наполовину полон

Новости

Горячие дискуссии можно вызвать, обсуждая новости. Допустим, автор что-либо вычитал в новостной ленте и дал свои комментарии на то или иное событие. При этом он поставил вопрос так, что с ним так и хочется поспорить.

Толкование высказываний

Что сказали значимые люди: президент Путин, президент Трамп и пр.?

Природные катаклизмы и терроризм

Мы показываем свою реакцию, обсуждаем - кто виноват, что делать, куда бежать, как помогать.

Новости науки

Здесь мы можем рассуждать на самые разные темы: восхищаться очередными достижениями человечества, осуждать их или сомневаться в их полезности. Главное – не просто сообщать о той или иной новости, а высказывать свое мнение - тогда наверняка найдутся люди, которые захотят что-то добавить к вышесказанному.

Новости из жизни знаменитостей

Здесь проявляется весь спектр эмоций – от восхищения до откровенного хейтерства. Блоггер может обсуждать наряды, поступки или высказывания звезды… Форму ее носа, форму носа ее собачки, форму носа ее самолета. Комментарии можно получить, задавая читателям вопросы или сознательно вызывая их на спор.

Новости из жизни животных

Что случилось в зоопарке Мельбурна? У кого родился детёныш в Сан-Диего? Показываем фотографии и рассказываем умилительные и/или интересные истории. Если у вас будет качественный контент, многие начнут им делиться.

Выход новых интересных продуктов

Обсуждаем достоинства и недостатки новых гаджетов, фильмов, программ и пр. Комментарии будут появляются у тех блоггеров, кто приносит своим читателям пользу, а также у тех, кто сознательно дразнит их.

Семья

У этой темы огромный потенциал для дискуссий - потому что она касается всех без исключения.

Безопасность детей

Споры на эту тему всегда вызывают живейший отклик: что можно делать, а что нельзя? Можно ли бить детей? Чем грозит религиозное воспитание детей? А чем светское? Давать ребенку больше самостоятельности? Не отпускать его от себя ни на шаг? Заступаться во время конфликтов? Или пусть сам решает свои проблемы?

Отношение взрослых детей с родителями

Здесь у многих находится болевая зона, и поэтому, если вы рассказываете историю на эту тему, даёте советы или просто высказываете своё мнение, вы можете вызвать значительный читательский отклик.

Любовь и романтика

Кого можно любить, а кого нельзя? Что такое романтика? Лепестки роз на наволочке или что-то другое? Что такое отношения в браке и до брака? Как найти девушку мечты или как найти молодого человека мечты? Что насчет подарков? Как показать любимому, что он бесконечно дорог для вас?

Развод и делёжка имущества

Как пережить развод? Как быть с родительскими обязанностями? Кому отойдет пластмассовая ванночка, а кому ситечко для чая? А с детьми что делать? Личные истории вызывают комментарии в духе «Спасибо, что поделились» и рассказы о своей ситуации. Советы, в особенности категоричные, часто вызывают споры.

Нетрадиционная ориентация

На тему гомосексуализма, трансвеститов и т.п. тоже можно спорить до хрипоты. Кого-то этот вопрос вообще не напрягает, а кого-то бесит. А тех, кто терпимо относится к людям нетрадиционной ориентации, можно довести до белого каления несправедливостью по отношению к геям.

Социум

Толкование истории

Кто-то с ностальгией вспоминает СССР, а кто-то считает, что «при Совке» всё было ужасно: если бы не кровавая гэбня и товарищ Сталин, мы бы жили как в Финляндии.

Феминизм и равноправие полов

Кто-то придерживается мнения, что мужчины и женщины должны быть наделены равными правами, а кто-то считает, что женщине надо сидеть дома, а мужчине - зарабатывать деньги.

Верующие vs. атеисты

Обсуждаем - есть ли Бог или нет. Сюда же относятся споры по поводу различных Церквей и конфессий.

Образование

Благотворительность

Есть вещи однозначные: больным детям надо помогать! Но есть вопросы, которые вызывают в народе ожесточенные споры. Например, некоторым кажется, что бессмысленно тратить силы и средства на инвалидов с глубокой умственной отсталостью, в то время как талантливые дети из бедных семей не могут получить нормальное образование.

А еще есть проблемы бомжей, наркоманов с глубокой и необратимой деформацией личности и проблема преступников, которых надо как-то адаптировать к жизни в обществе. К примеру, стоит или не стоит заниматься благотворительностью в отношении насильников? Тут явно есть о чем поспорить!

Поведение в обществе

Что приемлемо, а что неприемлемо? О покойниках можно говорить только хорошее или правда важнее? Можно ли критиковать Родину, в особенности «в тяжелый для Родины час»? Что делать с чужим ребенком, если он на ваших глазах обижает младшего брата, а мамаше все равно? Общественные нормы постоянно меняются и то, что вчера было в порядке вещей, сегодня уже выглядит варварством - и тут можно спорить до бесконечности.

Здоровье

Алкоголь и курение

В Интернете можно встретить любые мнения на эту тему. Кто-то горячо поддерживает культуру виноделия, кто-то считает, что любой алкоголь - это яд. Кто-то не выносит табачного дыма, кто-то курит, как паровоз, и возмущается, когда некурящие навязывают ему свой образ жизни.

Фитнес

Какие упражнения полезны, а какие вредны? Эта тема вызывает ожесточенные споры, т.к. в Сети расплодилось огромное количество недоучек и откровенных шарлатанов, которые явно не имеют специального образования. При этом кто есть кто и кто прав, а кто виноват, зачастую тоже определяют дилетанты.

Пластическая хирургия

«Девочки, где вы добыли такой классный ботокс? У вас лицо, как кукольное, стало!» Во-первых, можно поспорить на тему «Надо или не надо бороться с естественным ходом времени», во-вторых, можно обсудить различные средства, в-третьих, можно задавать вопросы и обмениваться рекомендациями и т.п. А еще можно обсуждать результаты - у себя, и у звезд.

Народная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения, которые использовали наши деды.

Нетрадиционная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения вроде гомеопатии и иглоукалывания.

Аборты

Зародыш - это уже личность или пока еще нет? Нужно ли человечеству размножатся, если нас и так уже 7 миллиардов? Имеет ли право государство решать, заводить женщине ребенка или нет?

Питание

Тема питания – это не просто обмен рецептами, но еще и жаркие споры по поводу пользы продуктов, правильности и неправильности порезки укропа, тайне «истинного оливье» и т.п.

Здоровый образ жизни

Обсуждаем, что вредно, а что полезно. Если вы даёте достоверную, научно обоснованную информацию, то честь вам и хвала. Если вы специализируетесь на псевдонаучной информации - ну, тоже вариант, почему бы и нет?… Некоторых людей это привлекает и радует.

Какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции.

Л.И.Божович

Цели занятия:

  1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения обучающихся 8-9 класса.
  2. Определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения.
  3. Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Проведение диспута рассчитано на два занятия. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, учителя, педагога-психолога, социального педагога. Разработанные методики представлены в описательном виде и дополнены исследовательскими материалами из опыта работы МОУ Андрейковской средней школы.

1. Знакомство или выявление проблем подростка.

Выявить основные проблемы современного подростка и определить противоречия развития личности школьников 8-9 классов поможет анкета. Цель анкеты: определить круг проблем подростков, очерченных откровенно и неформально.

Инструкция для учащихся.

Ты заметил, что в последнее время больше начинаешь задумываться о себе и своих проблемах. Это естественно: радости и огорчения есть у каждого человека. Они могут быть связаны с учёбой, друзьями, родителями, отдыхом и т.п. Расскажи немного о них, отвечая на вопросы нашей анкеты. Напиши, что действительно, тебя волнует.

  1. Что тебе доставляет радость в жизни?
  2. Какие у тебя обиды? Из-за чего тебе приходится часто переживать?
  3. Какие твои проблемы взрослым безразличны, а для тебя важны?
  4. Какую цель в жизни ты сейчас ставишь перед собой?

Анкетирование проводил педагог-психолог школы Орлов В.В. На вопросы анкеты отвечали 20 обучающихся 8 класса МОУ Андрейковской средней школы и 15 обучающихся 9 класса очно-заочной школы для способных детей села.

Подробный анализ позволил окунуться в мировосприятие подростков. Ответы на первый вопрос анкеты варьировались от сугубо конкретных (“мой мотоцикл”) до ценностно-обобщённых (“ценность моей жизни”). Чаще всего радость в жизни подростка доставляет общение с людьми, одноклассниками, друзьями и т.д. В ответах на второй вопрос наиболее частой причиной указывалось непонимание значимых для респондента людей. Что является дополнением к ответам на первый вопрос. На третий вопрос школьники не дали конкретных ответов, поскольку они считают, что в целом, окружающие их взрослые люди понимают их проблемы. С другой стороны можно предположить, что проблемы подростков по ряду причин мало известны их родителям. Ответы на четвёртый вопрос связаны с получением перспективной работы и образованием, следует отметить, что конкретно выбор ВУЗа или работы ребята не указывают.

Памятка учителю:

  • Помогайте сельскому школьнику приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте жизнеспособность личности подростка, с тем, чтобы подросток мог переключаться со своей личности на окружающих.
  • Учите ставить цель и её достигать.
  • Помните, что подросток прислушается к вам только в том случае, если ваш интерес к его личности и судьбе будет неподдельным и искренним.
  • Помните, что оценка сверстников гораздо важнее для подростка, чем ваша.

2. Изучаем ценности.

Цель: определить тенденции в формировании ценностей подростков.

Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром.

Перед началом работы необходимо разделить школьников на группы.

Диспут предполагает наличие игры как формы подведения итога. В соответствии с правилами игры каждый школьник подходит к “Чёрному ящику” и достаёт фишку определённого цвета. Количество фишек соответствует количеству играющих. Количество цветов, которыми окрашены фишки соответствует выбранной классификации обсуждаемых ценностей, определяющих успех в жизни. После процедуры выбора фишек школьники делятся на группы, в соответствии с выбранным цветом. Учитель объясняет в самом общем объёме понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”.

Инструкция для учащихся.

  1. Определите материальные и нематериальные ценности, поставив “М” или “Н”.
  2. Выделите для себя пять целей, которые вы хотели бы достичь в жизни.
  3. Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.
  4. Докажите мнение вашей группы по поводу того, какие цели являются наиболее важными в жизни.

К чему стремятся люди в жизни.

  • Хорошее образование.
  • Хорошая работа и карьера.
  • Счастливая семья.
  • Слава.
  • Деньги, богатство.
  • Дружба.
  • Достижения в искусстве, музыке, спорте.
  • Наука как познание нового.
  • Хорошее здоровье.
  • Хорошая пища.
  • Красивая одежда, ювелирные украшения.
  • Власть и положение.
  • Хороший дом, квартира.
  • Счастье близких людей.
  • Благополучие государства.

Вопросы для обсуждения в группах:

  1. Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?
  2. Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?
  3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?
  • Поведение людей мотивируется поставленными целями.
  • Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.
  • Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных.
  • Для достижения целей необходимо приложить усилия.
  • Иногда для достижения целей возникают противоречия.

3. Мой выбор.

Инструкция для учащихся.

Перед тобой список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей. Необходимо сравнить эти понятия попарно между собой. Из каждой пары (см. лист ответов) выбери ту, которая тебе кажется наиболее важной, более привлекательной для будущей взрослой жизни.

Список ценностей.

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь.
  6. Материально обеспеченная жизнь.
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе.
  9. Возможность расширения своего образования, кругозора, культуры
  10. Свобода поступков.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество.

4. Итогова игра “Ключ к успеху”.

Цель игры: личностно-ценностное самоопределение учащихся; формирование навыков принятия коллективного решения, умения аргументировано высказать своё мнение; формирование умения принимать верное решение в рамках игровой модели аукциона.

В соответствии с цветом выбранных фишек, участники диспута распределены на группы. Цвет фишек соответствует определённой категории ценностей, обеспечивающих успешную человеческую деятельность. Согласно данной классификации таковыми ценностными категориями являются:

Профессия Здоровье Духовные ценности Материальные ценности
  1. Образование
  2. Работа и карьера.
  3. Достижения в науке.
  4. Возможность работы за границей.
  5. Уважение и восхищение окружающих
  1. Занятия физкультурой и спортом.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Сохранение жизни и природы на земле.
  4. Отсутствие вредных зависимостей
  5. Уверенность в себе и самоуважение.
  1. Дружба.
  2. Счастье близких людей.
  3. Достижения в музыке, искусстве.
  4. Благополучие государства.
  5. Слава, известность.
  1. Деньги.
  2. Благополучная семья.
  3. Хороший дом.
  4. Хорошая пища и одежда.
  5. Власть и положение.

Перечисленные ценности в данной игре выполняют роль “акций”, которые можно вложить в достижение успеха в жизни. Таким образом, каждая группа учащихся условно получает акции одной ценностной категории. Каждый участник группы обладает одной определённой акцией в соответствии с номером фишки. Общее количество ценностей (акций) приведено в сводной таблице, которая вывешивается перед учащимися.

В самом начале игры участникам, разбитым на группы, предлагается придумать название для каждой группы, которые выступают в игре как “акционерные кампании”. Далее участникам предлагается в течение 10 минут подумать и решить для каждой группы какие акции из предложенных необходимо вложить в достижение успеха, а какие можно выставить на аукцион и обменять на акции других ценностных категорий. Пропорции обмена акций не регламентируются, т.е. на одну акцию в зависимости от её ценности в глазах участников игры можно получить одну или несколько акций других категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха, если группа – кампания считает это целесообразным. Если какая-либо группа смогла приобрести три или более акции одной ценностной категории (контрольный пакет), то она в праве произвести обмен любой оставшейся акции этой категории на любую свою, без учёта интересов противоположной стороны. Обмен акциями происходит в течение 15-20 минут. По истечении этого времени кампаниям предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией участников аукциона полученный набор (суммарный индекс) акций различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни. Кроме этого каждая группа - кампания имеет право дополнить сводный индекс свободной акцией, в которой участники самостоятельно записывают ценность, отсутствующую в ранее предлагаемом перечне, но с точки зрения членов группы необходимую для успеха.

Таким образом, итоговым результатом диспута будет аргументированная защита каждой группы участников своего набора жизненных ценностей, дискуссия о понимании школьниками что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения.

Методические пояснения.

“Аукционно-рыночная” форма проведения игры естественным образом создаёт положительное мотивационное поле для её участников, расширяет круг актуальных понятий, используемых в ходе игры. Достоинством предложенной игровой модели является то, что перечень ценностей - акций можно изменять в зависимости от конкретных дидактических целей, стоящих перед учителем. Например, ценности можно конкретизировать по другим содержательным критериям (человеческие качества, необходимые для достижения успеха в жизни: умение общаться, креативность, наличие теоретического и практического интеллекта, организаторские способности, эмпатия и т.д).

Подведение итогов диспута.

Итоговым этапом диспута стало обсуждение каждого варианта ценностных выборов, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора ценностей, которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни. В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех – это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь.

Результатом дискуссии стал выбор ценностей общих для всех участников. Совместное групповое решение выглядит следующим образом:

  1. Здоровье.
  2. Счастливая семья.
  3. Счастье близких людей.
  4. Работа и карьера.
  5. Образование.

Уместно привести вариант выбора ценностей, набравших меньший рейтинг среди участников:

  1. Деньги.
  2. Самоуважение.
  3. Уважение и восхищение окружающих.
  4. Дружба.
  5. Власть и положение в обществе.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед школьниками, решаются их родителями. На данном этапе их жизни вопросы материального благосостояния не являются актуальными.

Использованная литература.

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 208 с.(Школа классных руководителей).
  2. Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005 – 160с.:ил.
  3. Газета “Школьный психолог”.-М.: Издательство “Первое сентября”, 2005. №4-7

Анна Гладкова
Дискуссия с элементами игры по теме «Наркомания» для подростков 14–14 лет

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Тема : «Наркомания »

Форма проведения : дискуссия с элементами игры .

Воспитатель :

Гладкова А. С.

Третья реабилитационная группа

Целевая аудитории : несовершеннолетние 14-18 лет.

Форма и методы работы : беседа, дискуссия , упражнение, обсуждение, ролевая игра.

Цель наркотиках участников

Задачи :

предоставление сведений о наркомании

наркотическое или токсическое вещество;

наркотические вещества .

Ожидаемый результат : сформировать навыки самозащиты и предупреждения возникновения проблем с наркоманией , осознание детьми пагубного влияния наркомании на организм человека.

Оборудование

План :

1. Начало занятия : приветствие, упражнение «Снежный ком» .

2. Вводная часть : беседа-обсуждение.

3. Основная часть : упражнение «Мои ожидания» , дискуссия «Что такое наркомания » , упражнение на релаксацию «Полянка» , обсуждение, ролевая игра «Способы отказа от наркотика » .

4. Заключительная часть : рефлексия, подведение итогов.

«Наркомания »

Цель : выяснить степень информированности о наркотиках участников ; расширить и углубить информацию.

Задачи :

сформировать навыки, которые помогут сделать положительный выбор;

в жизненных ситуациях, принимать решения с четким осознанием собственного поведения и с ответственным отношением к социальным и культурным требованиям общества;

сформировать навыки самозащиты и предупреждения возникновения проблем.

предоставление сведений о наркомании как о социально значимом заболевании;

развитие навыков сопротивления предложениям попробовать наркотическое или токсическое вещество;

выработка настороженного отношения к людям, употребляющим или предлагающим наркотические вещества .

Материалы : рисунки, ткань разных цветов, фломастеры, бумага, самоклеящиеся листочки, скотч, ножницы, магнитофон, музыка.

Ход занятия.

1. Начало занятия.

Приветствие.

Упражнение «Снежный ком» .

Сегодня мы с вами поговорим о наркомании . Почему этой теме уделяется такое внимание? Потому что наркомания представляет большую опасность, как для человека, так и для общества и цивилизации в целом.

2. Вводная часть.

Начнем наше занятие по теме , которую мы сейчас определим все вместе. Вывешиваю картинки. Кто изображен? Какая тема выносится на обсуждение? Правильно, речь пойдет о наркомании .

"Всё, чем может помочь один человек другому, - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы".

Эрих Фромм

"Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь : Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги : "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил : "Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить".

Обсуждение : о чём эта притча? Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании . Большая роль отведена профилактическим мероприятиям "добежать до поворота и предотвратить".

Опасность начать принимать наркотики существует в любом возрасте. Но исследования говорят о том, что многие наркоманы начали приобщаться к наркотическим средствам уже с 8-10 лет. С каждым годом их число возрастает, но особенно в возрасте 13-15 лет. Оказаться в наркотической зависимости могут как дети из неблагополучных семей, так и дети, которых в обществе называют «золотой молодёжью» .

3. Основная часть.

Цель нашего занятия : профилактика употребления психоактивных веществ - наркотиков .

Упражнение "Мои ожидания".

Цель : выяснить ожидания участников от занятия.

Материалы : самоклеящиеся цветные бумажки и фломастеры.

Прошу участников написать свои ожидания на цветных листочках. Важно предупредить участников, что на одном листочке можно писать только одно ожидание или один вопрос. Затем листочки приклеиваются на большой лист, вывешиваются на доске и зачитываются.

Вам многое уже известно о наркотиках , давайте поговорим о наркомании , о состоянии, поведении наркомана с помощью тематических рисунков.

Дискуссия "Что такое наркомания ".

Цель : выяснить уровень информированности участников по проблеме наркомании . Раздаю рисунки участникам. Рисунки : подарок, сосуды, губка, рыба на блюде, игра в мяч, кормление кашей, упряжка лошадей, погода, шар на наклонной плоскости, забор, роза, цветок, сорняк, вхождение в холодную воду, оса в комнате, сообщающиеся сосуды. В течение 3 минут составить ассоциативный рассказ, начиная со слов : "Человек, который употребляет наркотики :", "Наркомания - это :"

Возможные варианты ответов (из ответов школьников 8-х классов) : подарок "человеку специально дают в качестве подарка дозу наркотика , бесплатно, тем самым "подсаживая" его на наркотик . Затем в результате развившейся зависимости человек будет готов за любые деньги купить дозу у торговцев";

сосуды : "человек, который употребляет наркотики , сначала начинал с малой дозы, затем ему требуется все больше и больше. Часто наступает передозировка и наркоман умирает ";

губка : "человек, употребляющий наркотики впитывает в себя всё, что вызывает состояние одурманивания";

рыба на блюде : " человек, употребляющий наркотики , как рыба на блюде с открытым ртом, жаждущей воздуха, воды, а наркоман - спасительной для него дозы наркотика , погружения себя в привычную для него среду обитания - наслаждения, кайфа, отрешенности";

игра в мяч : " человек, употребляющий наркотики , словно в игре в мяч : получил мяч (укололся, поймал кайф и больше его ничего не волнует - ни правила игры , ни человеческие взаимоотношения, ни летний пасмурный день :";

кормление кашей : "человек, употребляющий наркотики лишается самостоятельности, как малыш неспособный принимать взвешенные решения";

упряжка лошадей : "человек, употребляющий наркотики вынужден тащить за собой "тяжелый воз зависимости от психоактивных веществ". Наркотики управляют им . Освободиться от упряжи очень сложно, необходима помощь со стороны : врачей, семьи, окружающих людей и своей силы воли";

погода : "настроение наркомана такое же переменчивое как погода?";

шар на наклонной плоскости : "человек, употребляющий наркотики очень быстро катиться вниз. Удержаться очень сложно";

забор : ":преодолевает любые трудности, препятствия лишь бы достать дозу, даже переступает черту закона";

роза : "агрессивность, вспыльчивость, причинение боли окружающим";

цветок : " червь - это наркотики , уничтожающие внутренние органы";

сорняк : "бесполезность, ненужность существования";

вхождение в холодную воду : "хоть и знает, что опасно, но всё равно ступает. "Река" наркотиков быстро уносит его . Выбираться против течения, из зависимости очень сложно";

оса в комнате : "как оса, стремящаяся вылететь на свободу, так и наркоман в поисках дозы ";

сообщающиеся сосуды : "приносит страдание всем. Возникают проблемы и в семье, и на работе, и межличностных отношениях".

Медицинский аспект наркомании . (5 мин)

Каждый человек свободен. И сам может выбирать, что ему делать со своим здоровьем. Но всякий выбор должен основываться на знании, между, чем и чем ты выбираешь. Как же наркотик действует на организм человека. Знаете ли вы, что в организме человека есть вещества чем-то похожие на наркотик . Когда вы веселитесь, едите что-то вкусное, ваш мозг вырабатывает особые гормоны, которые по-научному называются эндорфины. Если человек начинает принимать наркотик , его организм перестаёт вырабатывать естественные вещества. И человек становится больше не в состоянии радоваться жизни без наркотика . Чтобы элементарно быть в хорошем настроении, а потом, чтобы существовать, ему становится необходим наркотик

Чтобы вам легче было это понять, можно привести пример из биологии. Вы наверняка знаете, что кукушка сама не высиживает птенцов. Она подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда. Например, в гнездо камышевки. Камышевка не замечает подмены. И принимает яйцо кукушки за своё. В итоге кукушонок выбрасывает яйца камышевки и занимает всё гнездо. Теперь приемные родители все усилия направляют на то, чтобы прокормить птенца. А он ненасытно требует ещё и ещё. Но из кукушонка вырастет кукушка, а у камышевки своего потомства не будет. Вот и наркотик , словно, кукушонок, приводит к гибели естественного для человека вещества. При этом он не собирается выполнять те функции, которые необходимы для нормальной работы.

(Может быть использован видеоролик по медицинскому аспекту наркомании .)

Упражнение на релаксацию " Полянка".

Материалы : ткань, скотч, ножницы, запись музыки, магнитофон.

Звучит музыка "Звуки природы". Устройтесь поудобнее, закройте глаза, вслушайтесь в звуки музыки : Представьте себе летний солнечный день. Теплый ветерок колышет листья деревьев. Вы босиком ступаете на мягкую зеленую траву : Перед вами поляна вся усеянная разноцветными цветами. Внимательно рассмотрите, какие они :

Откройте глаза. Давайте из кусочков ткани создадим свой цветок. Работаем в парах. Найти своему цветку место на полянке (ткань зеленого цвета) . Представить всем свою работу : как называется цветок, его особенности, увлечения.

Обсуждение.

Оказывается, цветы умеют говорить. Рассказываю начало сказки "Цветок по имени Незнакомка". Названия цветов беру из представленных участниками упражнения "Полянка".

Каждый цветок на этой поляне рассказывает другому лесные новости. Им весело и интересно жить на этой поляне. Однажды утром на поляне появился новый цветок на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

Ты похож на обыкновенную траву, - сказали большие цветы Лотоса. - Ведь ты такой же зеленый.

Нет, ответил новый цветок, я цветок Незнакомка.

Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! - сказали Лилии.

Таких цветов не бывает, - зазвенели Колокольчики.

И все цветы на поляне сказали : "Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем с тобой дружить!"

Маленькая тоненькая зеленая Незнакомка посмотрела на себя. "Да. Я не такая как они, никто не хочет со мною разговаривать :" От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Она стала увядать : и без того тоненький стебелек стал еще тоньше и хотела. Но тут она услышала голос Розы : "Не грусти! На, уколись : Чего слабо? Что боишься?" " Да, боюсь. Да, испугалась!"- ответила Незабудка :

Цель : отработка умений правильно вести себя в ситуации спора, давления со стороны сверстников.

Обсуждение : какие проблемы были у Незнакомки? (низкая самооценка, чувство неполноценности, ощущение себя "белой вороной".

Вывод : наличие разумного чувства опасности естественно. Боязнь наркотиков и их употребления - признак не трусости, а разумного, ответственного отношения к себе, к своему здоровью. Есть проблема ответственности перед собой за свою жизнь и проблема инфантилизма. Выбор делает только сам человек - двигаться в сторону здоровья или смерти.

Отработка примерных вариантов отказа :

Спокойное-уверенное "Нет!" и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик .

Обсуждение.

Ролевая игра «Когда может быть предложен наркотик . Способы отказа» .

Каждый человек сам делает выбор : принимать ему наркотики или нет . Но выбор он, к сожалению, делает только один раз – самый первый раз. Все остальные решения за человека принимает наркотик .

Давайте рассмотрим ситуации, в которых может быть предложен наркотик .

1)На дискотеке . Причем предлагаться он будет очень умело. Дилер будет вами манипулировать (то есть управлять как марионеткой) . И будет делать это профессионально. Для чего это делается? Чтобы ты пришёл ещё раз и получил дозу, но теперь надо будет уже заплатить. Какие фразы им при этом используются?

Так тебе будет веселее!

Это безопасно и поможет тебе расслабиться!

Это не наркотик . За кого ты меня принимаешь. Эти таблетки просто настроение поднимают.

Что это опасно вам мама с папой наговорили. Они просто тебя контролируют. Слушай больше своих предков, они тебе сказки рассказывают.

Я тоже это принял. И теперь могу зажигать до утра.

Все это принимают. Ты просто отстал. Ты станешь круче.

2) Предложение друга. Вероятно, что друг хочет попробовать таблетку, но одному страшно. А второй вариант : если друг уже является наркоманом . А при наркомании не может быть дружбы. У наркомана один хозяин – наркотик . И ради наркотика он готов предать близкого человека.

3) Предложение взрослых. В этом случае тоже идёт манипуляция. Наркотики представляются как атрибут взрослости и крутости, мужественности. Возможные фразы :

Знаешь, как это круто. Ты же уже не маленький! Ты же не маменькин сынок!

Ты взрослый, ты сам уже можешь решать, что тебе пора попробовать травку.

Тут надо помнить, что мужественность не в том, чтобы употребить, а в том чтобы отстоять своё мнение и свою позицию, хотя это гораздо труднее. Не всегда большинство, которое тебя окружает, оказывается правым. Важно иметь своё собственное мнение. От этого зависит, выживешь ли ты.

Давайте подумаем, как отказываться от наркотиков .

Способы отказа :

1. Просто сказать «нет» без объяснения;

2. Отказаться и объяснить причины : «Я занимаюсь спортом. Это помешает достичь успехов» , «Не хочу умереть в молодости» и т. д. ;

3. Предложить сделать что-то взамен предлагаемого;

4. Отказаться и уйти;

5. «Заезженная пластинка» (на все уговоры повторять «нет» , «не буду» );

6. Проигнорировать предложение;

7. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;

8. Постараться избегать опасных ситуаций

Следует научиться сразу, выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «я подумаю» , «может, попробую разочек» . Эти обороты очень похожи на обещания.

Сейчас я предлагаю Вам упражнение, в котором Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.

Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик , другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время, отведенное на работу в паре, 5 минут.

После завершения упражнения следует обсудить два вопроса :

– Легко ли подбирать достойные отказы?

– Как чувствовали себя участники в ролях уговаривающего и отказывающего?

По каким же причинам начинают принимать наркотики ?

Мозговой штурм «Почему начинают принимать наркотики (15 мин)

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики . Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так : "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому , что эти вещества помогают ему :

Снимать барьеры в общении

Удовлетворять свое любопытство

Снимать напряжение и тревожность, борьба со стрессом

Стимулировать активность

Следовать принятой традиции

Приобретать новый опыт".

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, занятия своим хобби, разговора с другом и т. п.

10 причин не принимать наркотик . (15 мин)

1. Наркотик заводит в ловушку зависимости. Существует мнение, что после первого раза применения наркотика зависимость не возникает. С одной стороны, это так. Так как физическая зависимость возникает с третьего –четвертого раза. Но есть ещё один вид зависимости – психологический. Он возникает с первого раза. И остаётся на всю жизнь. Её нельзя убрать, можно только приглушить. Будущий наркоман , попробовав наркотик впервые , испытывает сильное удовольствие. И снова стремится его повторить. Но во второй раз он уже не испытывает подобных ощущений. Он хочет повторить их снова и снова. И вот тут-то и возникают роковые третий и четвёртый раз. И соскочить с наркотика становится уже невозможным. Но всё же есть наркотическое средство , от которого зависимость появляется с первого раза. Название его - крэк. Приятные ощущения, при курении крэка, проходят очень быстро. Для повторения эффекта необходимо выкурить ещё одну дозу наркотика , чтобы снять ломку. Передозировка возникает очень легко и может привести к тяжелым последствиям. Крэковый наркоман часто подвержен мыслям о самоубийстве.

2. Портятся отношения с родными. Наркоману становится всё равно, кто перед ним. Он запросто может обворовать своих родителей, применить к ним физическую силу. Любовь к родным людям просто перестаёт существовать. В итоге он лишается самых близких для него людей. Он обрекает родителей на страдания. Ведь никому из родителей не хочется хоронить своих детей. А родители наркоманов часто обречены на это.

3. Портятся отношения с девушкой/парнем. У многих наркоманов были близкие отношения. Но они были до приёма наркотиков . Потом любовь пропадала, и оставалось только желание использовать своего парня/девушку, получить с него/ с неё средства на наркотики .

4. Плохая успеваемость. При приёме наркотиков в первую очередь страдает мозг. И учащийся уже физически не может учиться. У него просто не хватает сил и способностей к учёбе. (рисунок наркомана ) .

5. Конец карьеры. Все люди хотят быть успешными, хотят престижной работы. Но всё, чего человек достигает в один миг может быть потеряно. Все мечты рушатся. Виной этому наркотики .

6. Потеря самоуважения. Для наркомана нет никаких моральных ценностей. Он разрушает всё, потому что не может остановиться. Он будет красть у близких людей, девушка-наркоманка будет вступать в интимные связи с теми, у кого есть деньги на наркотик , и терпеть любые унижения и издевательства за дозу.

7. Проблемы с законом. Употребляя наркотики , человек начинает вести преступный образ жизни. Люди перестают контролировать себя под воздействием наркотика , и становятся способными на любое преступление. Наркотик стоит дорого и его никогда не бывает достаточно. Чтобы его купить, наркоманы готовы на всё . Поэтому каждый из них имел дело с правоохранительными органами. У каждого из них есть судимость, которая мешает стать успешным в жизни.

8. Нарушения психики. Употребляя наркотики , ты приобретёшь необратимые изменения психики : нарушенная речь и координация, эпилептические припадки, бред, галлюцинации. Как следствие возможно самоубийство.

9. Разрушение здоровья. У большинства наркоманов есть гепатит , ВИЧ, часто наркоманам ампутируют конечности, т. к. их поражает гангрена.

10. Смерть. Большинство наркоманов умирает через 3-5 лет после начала употребления наркотиков . Бывших наркоманов не бывает . Лишь одному из тысячи удаётся вернуться к более-менее полноценной жизни.

Для этого нужна огромная сила воли, соответствующее окружение, котрой будет готово бороться за этого человека, необходимо специальное лечение.

4. Заключительная часть.

Наркомания - это несколько секунд удовольствия и преждевременная смерть. Выбирайте жизнь. Для здравомыслящего человека предложения принять наркотик равноценно предложению прыгнуть с крыши.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия : нужны ли профилактические занятия? Какие пожелания?

Нашей жизни. Как сделать его увлекательным и приятным? В силу различных причин далеко не все люди способны начинать, развивать и поддерживать естественную беседу. Особенно если говорить приходится с малознакомым человеком или кем-то, в кого вы влюблены. Что делать? Выход один - учиться искусству непринуждённой беседы. В этой статье собраны самые интересные темы и идеи для обсуждения, которые помогут сориентироваться в любой ситуации и получить максимальное удовольствие от общения с людьми.

Начать разговор

Для многих людей это - самая трудная часть беседы. Не зная, о чём говорить, они начинают внутренне паниковать, смущаться и произносить фразы невпопад. Чтобы этого избежать, во-первых, успокойтесь. Общение должно приносить удовольствие, а не мучить. Кроме того, ваш собеседник может быть смущён ничуть не меньше и точно так же пытаться придумать интересные темы для обсуждения.

Англичане утверждают, что лучшая возможность для завязывания непринуждённой беседы - это обсуждение погоды. Звучит банально, но в некоторых случаях действительно помогает преодолеть чувство неловкости. Как вариант - можно привлечь внимание собеседника к чему-то, происходящему рядом или за окном (необычная одежда прохожего, интересная вывеска).

Впрочем, никто не даст гарантии, что другой человек заинтересуется вашим замечанием. Поэтому лучше действовать наверняка. Большинство людей с удовольствием делятся своим мнением или рассказывают о том, как они живут. Это не только даст интересные темы для обсуждения, но и сделает общение комфортным.

Если вы мало знаете человека, спросите:

  • о его отношении к какой-либо ситуации;
  • о том, что связано с его жизнью (где родился, учился, работал, путешествовал; что запомнилось в тех местах);
  • о детях, если ваш собеседник - родитель;
  • как он познакомился с хозяевами дома (если вы встретились в гостях).

При разговоре с тем, кого давно не видели, спросите:

  • чем занимался, что изменилось в жизни за это время;
  • про семью, детей, работу;
  • видел ли общих знакомых.

Беседуя с тем, кого видите часто (коллеги, сокурсники, одноклассники), спросите этого человека:


О чём можно интересно поговорить с большинством людей?

Найти общую тему:

Хорошее общение невозможно без подлинного интереса собеседников друг к другу и к теме беседы. Между друзьями проблем не возникнет, но как быть с малознакомыми людьми?

Быть искренним

Если вы хотите произвести приятное впечатление на своего собеседника, нужна искренность и к тому, о чем вам рассказывают. Безупречные, но холодные манеры и натянутая улыбка вряд ли могут расположить к себе. Безудержная болтовня - тоже; кому понравится слушать двадцатиминутный монолог без возможности вставить словечко?

Сделайте так, чтобы человек чувствовал себя комфортно в беседе с вами. Ищите вам обоим интересные темы для обсуждения, интересуйтесь мнением человека, а о себе говорите поменьше и только когда спросят. Можно и чередовать: реплика про свои дела - вопрос к собеседнику.

Хороший способ завоевать симпатию - комплимент, но сделанный от души и небанальный.

Обсуждать актуальное

Если не знаете, как предложить интересную тему для беседы, подумайте, что хотелось бы обсудить человеку, с которым вы разговариваете. Общительные люди сами предложат вам тему, останется только её поддержать вопросами. С менее разговорчивыми собеседниками можно обсудить текущие новости (выбрав что-нибудь приятное), новинки кинопроката или что-то, связанное с ситуацией (работу, еду, навыки, симпатичную деталь гардероба и т. п.).

Заинтересовать вопросом


Можно использовать эти или любые другие интересные вопросы для обсуждения, чтобы узнать о вашем собеседнике что-то новое, а разговор сделать более непредсказуемым и захватывающим. Только не используйте слишком много вопросов, это вызовет у человека неловкость. Идеальный вариант - это привязка вопроса к обсуждаемой на данный момент теме. Заведите о чём-то разговор, а вопросы к собеседнику чередуйте с небольшими порциями информации о вас.

Знать подводные камни

Каких тем лучше избегать:

  • болезни;
  • вредные привычки;
  • диеты;
  • неприятности;
  • отношения, брак, дети (если не знаете человека);
  • родители (вдруг у собеседника проблемы в семье?);
  • денежные вопросы;
  • религия, политика, секс и прочие «скользкие» темы, в которых можно обидеть человека случайным замечанием.

Ориентироваться на собеседника

Если вы общаетесь в компании, вовлекайте в разговор всех участников. Подкидывайте интересные темы для обсуждения через вопросы и не увлекайтесь длинными монологами.

Если видите, что собеседник скучает, смените тему и немного помолчите, давая проявить инициативу. Не стоит бояться пауз в разговоре, ведь гораздо хуже было бы сказать глупость или обидеть человека необдуманной фразой. Короткое молчание поможет отдохнуть и продумать дальнейший ход беседы.

Если вы заметили, что какая-то тема вызвала интерес у вашего собеседника, запомните её, чтобы в следующий раз снова поговорить об этом. Если человеку, наоборот, что-то явно не понравилось или показалось скучным, возьмите на заметку - больше этот вопрос не затрагивать.

Краткие выводы

В общении главное - подлинный интерес к тому, с кем вы беседуете. В любой ситуации самые интересные темы для обсуждения сводятся к следующему:


И хотя общение - одно из самых непростых занятий в нашей жизни, всё же ему можно научиться, если проявлять искреннюю заинтересованность в том, о чём рассказывают и чего хотят другие люди.