Здоровье

Задержка темпов моторного развития у ребенка. Задержка речевого развития Темповая задержка речевого развития

Всем детям нужно пройти определенные этапы речевого развития: поначалу малыш гулит, потом переходит на лепет, начинает произносить слова и, наконец, фразы. Важная роль в прохождении через эти периоды отведена родителям, которые, общаясь с ребенком, рассказывают ему об окружающей среде, предметах и явлениях, побуждая кроху отвечать. Однако порой случается так, что кроха мало гулит и лепечет, а его первые слова и целые фразы появляются достаточно поздно.

Роль родителей в развитии ребенка

Задержка в развитии речи малыша приводит к беспокойству родителей, они начинают пытаться решить проблему, обращаясь к специалистам, зачастую, — это педиатры или невропатологи. Врачи могут назначить медикаментозное лечение. В таких ситуациях нужно помнить, что эффективную помощь крохе способен оказать логопед. Все маленькие детки пытаются подражать речи людей, которые их окружают. Если ребенок будет общаться с человеком с нарушенной речью, возможно, он станет копировать неверные варианты произношения отдельных звуков, темп речи будет ускоряться. Известны случаи, когда по подражанию у детей появляется заикание. Неправильную речевую форму усваивает слышащий малыш, воспитываемый глухими родителями.

У дошкольника не совершенная речь, и все приведенные неблагоприятные факторы способны с легкостью нарушить ее развитие. Есть некоторые так называемые критические периоды речевого развития, выделяемые для разных возрастных периодов: возраст 1-2 года отмечен интенсивным развитием речевых зон головного мозга; в 3 годика малыш должен освоить фразовую речь; ребенок 6-7 лет идет в школу, чтобы овладеть письменной речью. В эти периоды на центральную нервную систему крохи увеличивается нагрузка, что создает некие условия для нарушения развития речи или «срыва» речи (заикания). Но следует знать об удивительных компенсаторных возможностях детского мозга. Если родители, специалисты смогли рано выявить проблему и своевременно оказать чаду квалифицированную помощь, тогда возможно значительное ее уменьшение и даже устранение.

Как определить наличие темповой задержки речи?

От многих родителей малышей разного возраста поступают жалобы на то, что «ребенок не говорит». Из-за отсутствия первых слов начинают беспокоиться родители годовалого ребенка, особенно, если он является их первенцем, и они не могут сравнить его речевое развитие с детьми старшими. Распространено мнение о том, что кроха должен начать разговаривать в год, не это не совсем так. Как говорят исследователи детской речи, есть вариативность границ развития речи малышей. Это означает, что каждый ребенок обладает своим индивидуальным темпом обучения. Первые слова появятся в возрасте 9 мес. – 1 года 3 мес., причем у мальчиков всегда позже, чем у девочек. Будьте внимательны! Если в 2 года кроха не лепечет или не говорит хотя бы несколько слов, а в 3 годика не произносит фразы — это серьезная причина для беспокойства.

Говоря о причинах задержки развития речи, здесь используется общепринятая терминология, которая встречается в литературе. Это значит, что при нормальном развитии интеллектуальных способностей и понимании речи людей у малыша отмечается запаздывание сроков появления речи. Но когда ребенок начинает говорить, ему удастся быстро догнать своих сверстников. Можно определить, присуща ли малышу темповая речевая задержка?

Ребенок отлично понимает то, что ему говорим мы, взрослые. Можно предложить крохе выполнить задания, чтобы узнать, насколько хорошо он способен понимать вашу речь. В 2 годика малыш хорошо понимает простые задания и инструкции: иди на ручки; принеси мне куклу; покажи на картинке машинку. Еще одним показателем является стойкая реакция на имя. Нужно закрыть губы листом бумаги и назвать шепотом имя крохи. Он должен обернуться. Трехлетний малыш должен хорошо понимать простые задания и инструкции: посади мишку на стул; спрячь мишку за стулом; возьми газету, подойди к столу и положи ее на стол; принеси папе мамину кофту; покажи на картинке, где мальчик дает конфету девочке, а где девочка дает конфету мальчику. Малыш обладает хорошим слуховым вниманием, он может узнавать и различать звуки окружающей среды, разные шумы (пение птиц, звонок в дверь), определять расположение источника звука, различать голоса людей, подражание голосам животных, показывать на картинке предмет, названный вами.

Когда начнет говорить?

В более ранние периоды развития, включая и внутриутробный, тяжелые вредоносные факторы не влияли на организм ребенка. Темповая задержка речи зачастую возникает, когда малыш слабый, часто болеет, родители плохо воспитывают его, мало общаются с ним, игнорируют. Такие дети любознательны, проявляют интерес к предметам и явлениям, но не могут задавать вопросы, чтобы узнать нужную информацию, и подводят взрослого к интересующему предмету, показывают на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируют свою заинтересованность. Малыши с темповой задержкой речи применяют иные способы общения (жесты, вокализация, интонация, мимика). Они хотят общаться с окружающими и привлекают их внимание, тянут за одежду, поворачивают лицо взрослого к себе.

Однако такой ребенок может начать разговаривать совершенно неожиданно, без применения специального обучения, и в будущем его речь развивается как у сверстников. Иные детки резко переходят от небольшого набора слов к разговору фразами. Лингвисты этот скачок называют языковым взрывом. Это зачастую происходит летом, в это время малыш получает много новых впечатлений, а его организм становится более крепким. Хотя многие дети нуждаются в «пусковом толчке». Этим стимулом становятся игровые занятия в группе со сверстниками, умеющими разговаривать, занятия по развитию речи с логопедом. Не нужно терпеливо ждать, когда малыш заговорит самостоятельно, следует проконсультироваться со специалистами, чтобы те дали полезные рекомендации по преодолению задержки развития речи крохи.

Когда речь полностью или частично отсутствует – это явления называется алалией, возникающей в результате повреждения речевого отдела коры головного мозга во время внутриутробного развития или в очень раннем возрасте. Ребенок с алалией имеет задержку в развитии речи, которая не связана со снижением слуха или нарушенным интеллектом. Но без специального обучения подобные детки не смогут научиться разговаривать самостоятельно. Порой малыши не говорят вплоть до предшкольного возраста, а иногда и до более позднего времени. Если начать проводить лечение и коррекционное обучение поздно (после 4-5 лет), малыш начнет отставать и в интеллектуальном плане, ведь его запас знаний об окружающих явлениях намного меньше, чем у разговаривающих сверстников.

При алалии нарушены все стороны речевого развития крохи: плохое произношение, ухудшается речевой слух и усвоение правил родного языка, уменьшается словарный запас. Ребенок не способен усвоить правила функционирования всех систем родного языка, поэтому алалия получила название системного расстройства речи. В зависимости от расположения очага повреждения нарушается развитие разных зон речи в головном мозге. Если поражена моторная зона головного мозга, у малыша отмечаются проблемы с порождением речи: он понимает обращение к нему, но не говорит. Это называется моторной алалией. Если повреждены сенсорные зоны, которые отвечают за восприятие и узнавание речи, кроха плохо понимает обращение к нему, поэтому происходит нарушение формирования его собственной речи. Такая форма алалии называется сенсорной. Чаще всего мы встречаем смешанную форму — сенсомоторную алалию, при которой одновременно нарушены и понимание речи, и способность разговаривать. Иногда при алалии ухудшается память и умение концентрации внимания. Если не провести требуемое обучение и лечение, это может повлиять на характер ребенка: появится страх речи и нежелание говорить. Чем раньше начать лечение и коррекционное обучение, тем лучшим будет прогноз для интеллектуального и речевого развития малыша.

У логопеда: часто задаваемые вопросы.

Обычно все дети проходят определенные периоды или моменты в общем развитии и в развитии речи. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители. Родители являются главными «консультантами» в расширении знаний малыша об окружающем мире. Но многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов. Какие особенности речи ребенка могут волновать родителей?

Мой ребенок не говорит, или говорит меньше по сравнению со сверстниками

Жалобы на то, что «ребенок не говорит», специалисты могут услышать от родителей детей разного возраста. «Отсутствие» первых слов может беспокоить родителей годовалого ребенка, особенно, если это их первый ребенок, и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Общее мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год не вполне правильно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка. Первые слова могут появиться в промежутке от 9 месяцев до 1года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже по сравнению с девочками. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года .

Говоря о задержке речевого развития, нам бы хотелось остановиться на общепринятой терминологии, которую вы можете встретить в литературе.

Темповая задержка речевого развития

Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками. Темповую задержку речевого развития характеризуют :

1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь.В 2 года

Иди ко мне на ручки.

Дай мне мячик.

Принеси мне мишку.

Возьми мишку и посади его на стульчик.

Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу. (и т.п.)

Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из - за спины, закрывая губы листком бумаги.В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.

Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.

Принеси маме папину рубашку.

Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.

3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.

4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:

Подводит взрослого к интересующему его предмету;

Показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;

5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:

Тянет взрослых за одежду;

Поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;

Использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.

Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок «языковым взрывом». Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет. Тем не менее, многим детям необходим «пусковой толчок» для того, чтобы они начали говорить. Таким «толчком» может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий по развитию речи у логопеда. Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Постарайтесь проконсультироваться со специалистами, которые дадут вам рекомендации, как преодолеть задержку развития речи ребенка.

Алалия

Под алалией понимают отсутствие или недоразвитие речи , связанное с органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившее во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Без специального обучения такие дети не начинают говорить самостоятельно, и появление речи у них может задержаться до предшкольного, а в редких случаях и до более позднего времени. У детей с алалией задержка речевого развития не связана со снижением слуха или нарушением интеллекта, поскольку первоначально эти функции у ребенка сохранны. Если коррекционное обучение и лечение ребенка с алалией начинается поздно (позже 4 - 5 лет), у таких детей отмечается вторичная задержка психического развития, поскольку их запас знаний об окружающем мире отстает по сравнению с говорящими сверстниками. При алалии нарушается развитие всех сторон речи - фонетической (произносительной), лексической, синтаксической, грамматической, морфологической. Поэтому алалию называют системным расстройством речи, поскольку ребенок не усваивает правила функционирования всех подсистем родного языка. В зависимости от локализации (расположения) очага повреждения, могут повреждаться разные речевые зоны головного мозга. При поражении двигательных (моторных) зон у ребенка отмечаются трудности порождения речи (понимает обращенную речь, но не говорит). По наиболее распространенной медицинской классификации такую форму алалии принято называть «моторной». При поражении сенсорных речевых зон, отвечающих за восприятие и узнавание речи, у ребенка на первый план выступают нарушения понимания обращенной речи, что в свою очередь приводит к нарушению формирования собственной речи ребенка. Такую форму алалии принять называть «сенсорной». Однако на практике, гораздо чаще специалистам приходится сталкиваться со смешанной «сенсомоторной» формой алалии, при которой одновременно нарушается понимание и речи и активная речь ребенка.

Сложность этого речевого нарушения связана с сочетанием речевых симптомов с неречевыми - повреждением нервной системы, нарушением психических процессов и личностных свойств. Чем раньше начнется лечение и коррекционное обучение ребенка с алалией, тем лучше прогноз не только речевого, но и интеллектуального развития ребенка.

Анартрия

Под анартрией понимают отсутствие речи, связанное с органическим повреждением центральной и периферической нервной систем, приводящее к параличу речедвигательных мышц. Чаще всего анартрические нарушения встречаются при тяжелых формах детского церебрального паралича. Невозможность «говорения» при анартрии объясняется поражением отделов мозга, управляющих движениями мышц речевого аппарата - языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки.

Поражение мозговых структур, управляющих двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать работу других структур. Это приводит к тому, что анартрия может сочетаться с другими речевыми нарушениями, например, с алалией, что осложняет специальную коррекционную помощь и прогноз речевого развития ребенка. У вас могут возникать переживания от осознания того, что ваш ребенок не может говорить так, как другие дети. Специалисты помогут вам найти способы, которые научат ребенка общаться с вами с помощью жестов, пиктограмм (рисунков - схем) или других доступных ему средств общения.

То, что говорит мой ребенок, понимаю только я…

Похожие жалобы можно услышать от родителей, которые обеспокоены тем, что ребенка не понимают окружающие. Они говорят специалистам о том, что ребенок придумал «свой язык», состоящий из набора звукосочетаний, которыми он обозначает предметы, свои потребности и просьбы. Эти «слова» могут быть не похожи на общепринятые слова, например, слово «мяч» ребенок может обозначать звукосочетанием «атати». В других случаях «слова» могут представлять собой искаженную структуру соответствующего слова («сапоги» - «талаки», «машина» - «ина»). Искажаязвукослоговую структуру слова , ребенок пропускает слоги, меняет их местами, заменяет одни звуки - другими, недоговаривает окончания слов. При этом самим родителям приходится прилагать усилия для того, чтобы понять, что хочет сказать ребенок. Внимательные родители учатся понимать просьбы ребенка, которые он выражает одним и тем же звуковым сочетанием, но заходят в тупик, когда ребенок настойчиво повторяет новую просьбу, выраженную незнакомым родителям звукокомплексом. Малыш может начать капризничать или плакать, столкнувшись с тем, что вы не понимаете его. Он может кусать или бить детей, которые не хотят понимать его или играть с ним. Чем больше непонимание окружающих, тем резче возрастают негативизм и капризы ребенка. Такая ситуация не может не вызывать вашего беспокойства. В основе описанных речевых проблем лежит сложное речевое нарушение, которое требует помощи специалистов. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее вы найдете способы улучшить речь ребенка и дать ему возможность полноценно общаться с окружающими.

Мой ребенок не говорит, а показывает на предметы пальцем

Этот способ общения характерен не только для детей с проблемами в речевом развитии, но и для всех малышей, которые только учатся говорить. Приблизительно в год все дети начинают сознательно использовать жесты для общения. Жесты малышей можно разделить на:

1. Указательные жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Иногда родителям бывает трудно понять, что заинтересовало ребенка, поскольку в том направлении, которое показывает ребенок, может находиться много разных вещей. Внимание и наблюдательность родителей за действиями ребенка помогает им понять, что заинтересовало малыша. Годовалый ребенок уже знает, что указательный жест, означает - ему необходимо посмотреть в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.

2. Жесты-дотягивания (протягивание открытой ладони, хватательный жест и др.).С их помощью ребенок пытается попросить взрослого: «дай мне …», «дай мне посмотреть на …», «потрогать, поиграть с …». Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок сделает жест повторно или начнет хныкать.

Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Указывание пальцем на интересующий предмет помогает ребенку запомнить новые слова:ребенок показывает предмет, а родители называют его. Некоторым детям требуется большое количество повторений для того, чтобы они начали понимать, а чуть позже употреблять слово в своей активной речи. Когда в речи ребенка начнут появляться слова, он еще какое - то время будет пользоваться жестами. Однако постепенно речь будет становиться основным способом общения ребенка и вытеснит жесты.

Мой ребенок говорит не все «буквы»

С такой жалобой часто приходится сталкиваться специалистам, консультирующим родителей по поводу нарушения произношения звуков у ребенка. Специалисты разделяют понятия «звук» и«буква» . Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков —а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х. При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребенка этого возраста является ее смягченность - ребенок произносит «лёзетька» - вместо «ложечка», «нёська» - вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то естьпроходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребенка раннего возраста - физиологическим косноязычием .

Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:

Отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками - «лосядка»-вместо «лошадка», «косетька»- вместо «кошечка»;

Отсутствие звука «Р» («каова» - вместо «корова», «от» - вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» (« лак» - вместо «рак», « лямаска» - вместо «ромашка», «вак» - вместо «рак», «йыба» - вместо « рыба»).

Нарушение произнесения звука «Л » - его смягчение («кальбаса » - вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й » («туй» - вместо « стул»).

Замены звуков «К » и «Г » на звуки «Т » и «Д » («тапля» - вместо «капля», «дусь» - вместо «гусь»).

Замены звонких звуков глухими («сайка» - вместо «зайка» и т.п.)

Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов - один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» - вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно. Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, - «ампитура» - вместо «температура», «кавотка» - вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, - «пыселос» - вместо «пылесос», «чедоман» - вместо «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребенкак 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.

Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), - когда родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку испольнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.

На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?

В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей, тем более, что один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках. Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.

Мой ребенок начал заикаться

Жалобы на то, что ребенок начал заикаться почти одновременно с началом говорения или в возрасте 2 - 3 лет довольно часто приходится слышать специалистам. Срыв речи чаще всего связан с нагрузкой, возрастающей в этот период на центральную нервную систему ребенка. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи . Причинами, провоцирующими возникновение заикания могут служить кратковременные или продолжительные психологические травмы, испуг, соматическая ослабленность ребенка, подражание речи заикающегося. Заикание называютпервичным , если с момента первых проявлений прошло не более двух месяцев. При сохранении запинок свыше двух месяцев, возникают вторичные явления - нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, нарушения речевой и общей моторики (моторное напряжение, скованность движений, дискоординация). В случае возникновения заикания рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам, поскольку наибольший успех достигается при проведении лечения в первые месяцы после возникновения речевого нарушения. В первую очередь вам следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду. Общие рекомендации сводятся к ограничению раздражителей из внешней среды, устранению психотравмирующих переживаний. Врачом - невропатологом назначается медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов. В этот период сон должен быть более продолжительным. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны. Близким необходимо создать спокойную домашнюю обстановку, исключить возбуждающие раздражители (просмотр телепередач, игру на компьютере). Не следует обращать внимание ребенка на запинки, а тем более ругать или исправлять его. Придумывайте способы, которыми вы сможете общаться друг с другом без помощи речи - жесты, рисование картинок. Старайтесь занять ребенка спокойными играми, конструированием, лепкой. Предложите ребенку говорить шепотом, следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а сама речь - плавной. Следуйте рекомендациям специалистов, которые проводят систематическое консультирование ребенка.

Мне кажется, мой ребенок не говорит, потому что плохо слышит

Снижение слуха действительно является одной из наиболее серьезных причин задержки или отсутствия речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша. У ребенка со сниженным слухом формируется комплекс оживления (улыбается, активно двигает ручками и ножками) в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, он может гулить и лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребенок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога - специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи. Заметим, что ребенок со сниженным слухомне лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).

Если у вас возникли подозрения,понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что в данный момент малыш просто не обращает на них внимания. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.

Внимательно прочитайте таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук:

Нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;

Не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания;

Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека.

Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.

Не замирает, услышав новый звук.

Не проявляет интереса к музыке.

Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.

Не понимает слово «нет» , запрета.

Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.

Не имитирует простые звуки и односложные слова.

Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.

Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).

Не понимает простые обращения.

Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.

Не пытается говорить.

Необходимо обратиться к врачу-сурдологу, если:

  • вы заметили у вашего малыша признаки снижения слуха, описанные выше;
  • из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости. Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста - специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть во многих детских поликлиниках. Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, учиться в обычной школе и получить профессиональное образование.

Как правильно построить общение с ребенком со сниженным слухом:

  • Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам.
  • Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта.
  • Разговаривайте с ребенком, приближая губы на расстояние 10-15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.
  • Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
  • Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать.
  • Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения - жесты, мимику, интонацию, слова.

Мой ребенок не хочет разговаривать

Некоторых родителей настораживает не только отсутствие речи у ребенка, но и необычное поведение их малыша. Такие малыши ведут себя так, как будто не хотят общаться даже с самыми близкими людьми. Поведение ребенка может обижать вас: ребенок не отвечает на вашу улыбку, не тянется вам навстречу, когда вы хотите взять его на руки, не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему. Отсутствие у ребенка желания общаться с близкими (в том числе с мамой), а в более старшем возрасте - со сверстниками и окружающими, связывают с так называемыми коммуникативными нарушениями. Характерно, что эти дети потенциально могут произносить звуки, звукосочетания и слова, но не используют их для общения. Проблемы общения могут проявляться по - разному, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст ребенка

Нарушения

Конец 1 месяца

Не прекращает крик, когда мама прикладывает малыша к груди или прижимает к себе.

Конец 2 месяца

Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

Конец 3 месяца

Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.

Конец 4 месяца

Не выражает радость, когда с ним играют.

Конец 5 месяца

Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают;

Не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.

Конец 6 месяца

Не просится на «руки» к взрослому (протягивая свои руки к взрослому).

Конец 7 месяца

Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).

Конец 9 месяца

Не различает близких и чужих людей;

Не пугается и не стесняется чужих людей;

Не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Конец 10 месяца

Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.

Конец 11 месяца

Не усваивает навыков самообслуживания - не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно есть сухарь.

Конец 12 месяца

Не может самостоятельно есть ложкой;

Не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

Конец 15 месяца

Не может играть с матерью в простые игры, например, с мячом;

Не может самостоятельно удержать стакан и пить из него

Не говорит хотя бы два простых слова (например, слово мама)

Конец 20 месяца

Не играет с машинкой или куклой;

Не пытается общаться с родителями

Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь;

Не подражает действиям взрослого с предметами быта.

Воспитание и обучение такого ребенка потребует от вас больших усилий и терпения. Вашему ребенку может потребоваться намного больше времени, чем другим детям, чтобы научиться общаться с вами. Ребенок может долгое время не понимать вашу речь и не обращать на нее никакого внимания, однако, если вы будете внимательны и терпеливы, ребенок постепенно научится понимать вас. Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты - психиатры, психологи, дефектологи, логопеды. Ваши ответы на вопросы, которые приводятся ниже, помогут специалистам лучше разобраться в поведении вашего малыша.

Вопрос

Ваш ответ («+» да, «-» нет)

Ребенок эмоционально холоден - не ищет тактильного контакта с мамой, не реагирует на ласку.

Не смотрит вам в глаза.

Раскачивается, постукивает игрушкой по зубам, встряхивает руками.

Малыш быстро возбудим, гиперактивен

Ребенок не может научиться самостоятельно есть, пить, одеваться.

Не любит рассматривать книжки.

Не играет с игрушками, чаще всего исследует их, облизывая и покусывая, как на первом году жизни.

Проявляет свое недовольство в агрессивной форме - «рычит», кусается.

Не пользуется жестами и мимикой для общения со взрослыми.

выдержка из книги В.П.Балобановой,

О.С.Жуковой «Ребенок учится говорить»

Материал приготовила: Логопед Шишкина О.А.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим с вами о такой проблеме как задержка развития речи у ребенка. Многие из родителей с наслаждением радуются достижениям своего малыша и не придают значения появляющимся проблемам. Это происходит до того момента, пока не требуется срочного вмешательства. Только бы не опоздать…

О темповой задержке речевого развития у детей можно говорить, если у малышика лепет и первые его слова появляются не в положенное время (в 6 месяцев и в год), а намного позже. И если ребенок в полтора года не строит простейшую фразу. Если после 3 лет проблема сохраняется, то нужно уже проводить специальную диагностику речевых функций и психики малышка.

Но, не смотря на то, что имеется задержка развития речи, предметная и игровая деятельность формируются своевременно. А возникшие проблемы с речью могут впоследствии проявляться в виде не грубых речевых ошибок, которые могут сохраняться практически до школы. Например, использование множественного числа каких-либо слов: стулы, тарелков, книгов и так далее.

Задержка развития речи характерна больше для мальчиков, которые созревают немного позже девочек. Но диагноз только на основании многократного обследования малыша, основываясь на динамике развития речи.


Влияние внешних факторов на задержку речевого развития

Задержка развития речи может быть обусловлена и внешними причинами. В первую очередь в этом повинны просчеты в воспитании, неблагоприятное окружение малыша, дефицит общения.

Многие мамы буквально «сканируют» своего ребенка на предмет его желаний. Не позволяют и слова сказать — угадывают по глазам: посмотрел ребятёнок на грушу — на тебе грушу, посмотрел на машинку — бери скорей, играй!

Естественно, это будет очень сильно тормозить развитие речи. Зачем напрягаться, пытаться что-то выговорить, работать язычком, когда достаточно лишь выразительно посмотреть на свою мамочку!

Вообще, родители подразделяются на два типа: одни разговаривают с ребенком очень мало, от того ли, что очень заняты, или ещё от чего. Малышу даже не с кем пообщаться, он всё время занят сам с собой. Другой вариант — это мама, которая без устали «трещит», ведает малышу обо всем, что видит и о чем думает.

С такой мамой в разговоре ребенок буквально не может и слова вставить. А если его о чем-либо и спрашивают, то фраза строится так, что ответить на неё можно одним словом или кивком головы: «Ты будешь пить компот?», «Пойдем гулять?», «Будем читать сказку?»

В таких условиях малышу уже совсем и не хочется развивать свои речевые навыки.

Профилактика задержки развития речи у детей

Профилактика — это уже и есть помощь в решении проблем. Учите детей выражать свои эмоции, высказывать свое мнение, свои желания. Главенствующая роль здесь принадлежит, конечно же, родителям. Обязательно нужно установить полный контакт со своим ребятенком, поощрять развитие его речи.

А начать такую «работу» нужно ещё до рождения — с первых мгновений после зачатия, в первые же дни, недели.

Расскажите своему малышу о своих впечатлениях, обо всём том, что случается с Вами. Расскажите, что Вы купили для него, какое оно всё красивое, яркое.

Каждый день начинайте словами: «Доброе утро!». В течение дня общайтесь с пузиком: «Сейчас мы пойдем гулять в парк», «Я тебя очень люблю!». Заканчивайте день пожеланием спокойной ночи.

Эти разговоры укрепляют взаимосвязь мамы и малыша, служат развитию интеллекта и стимулируют развитие речи.

Почаще включайте приятную (лучше классическую) музыку. Она воздействует на оба полушария мозга одновременно. Почитайте стишки, прибаутки, рассказы — всё это разовьет литературный вкус у Вашего человечка и создаст прочную основу, которая поможет в будущем освоить родную речь.

Всё понимает, но сказать не может…

Если Вы не сумели во время беременности так делать, то не надо переживать. Всё это можно догнать и позже. Для этого разработаны специальные нормы, на которые и надо ориентироваться родителям.

В нежном возрасте в ответ на обращение к себе малыш издает какие-либо звуки. Затем, примерно с полугода, начинается гуление. В этот момент можно помочь малышку. Говорите почаще с ним, обращайте его внимание на свои губы, лицо, проговаривайте протяжно определенные звуки.

До года малыш понемногу лепечет, у него появляется понимание речи. Продолжите занятия в том же ключе, проговаривайте все режимные моменты: «Сейчас мы пойдем гу-у-лять», «Будем ку-у-паться». Ребеночек посмотрит на Ваши губы и попытается повторить за Вами.

Во время игр с ребенком не забывайте спрашивать: «Где неваляшка?», «Где пирамидка?».

Малышок станет поворачивать голову и искать глазами названный предмет.

Если же он этого не делает, поднесите его или игрушку к нему и скажите: «Вот неваляшка» или «Это пирамидка».

Учите с ребенком простые действия: «Дай ножку», «Помаши рукой», «Подними ручку».

Попробуйте петь на ночь колыбельные, . Слушайте вместе музыку, детские песенки.

Где-то к году малыш может уже произнести некоторые облегченные слова-обозначения: «би-би» — машинка, «мя» — кошечка, «ля-ля» — куколка и так далее. В годовалом возрасте ребенку можно давать простые задания: принеси мячик, положи зайку. Маленький человечек почти не говорит, но всё понимает!

Появление в речи глаголов и местоимений

К полуторагодовалому возрасту в речи ребенка наблюдается огромный скачок, а именно — появляется фраза. Когда малыш играет, он может комментировать свои действия простыми словами и предложениями: «Машинка биб-биб», «Кукла бах».

Предлагаю вашему вниманию книги для малышей:

  • Эрик Карл «Десять резиновых утят ». Слушая и рассматривая эту книгу, малыш сможет узнать, каким образом игрушки появляются на свет и как попадают в магазины; познакомиться с обитателями морских глубин и научится считать до 10. Также ребенок сможет развить основные навыки ориентации в пространстве, назвать стороны света.
  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница ». В этой замечательной книге примерно 30 страниц и не больше 200 слов. 200 слов, которые родители читают своим малышам на двадцати четырех языках уже в течение сорока лет.
  • Лучшие книги для малышей - сказки на ночь, сказки-мультфильмы, первые стихи

В 2 года в речи начинают появляться предложения из трёх слов. В обиходе присутствует местоимение и прилагательное. Ребенок про себя уже говорит «Я».

В разговоре задавайте такие вопросы, отвечая на которые малышу придется давать развернутый ответ: «Ты будешь есть кашу или рагу? — «Я буду есть рагу». В это время дети очень активно обогащают свой словарный запас.

Трёхлетние «почемучки»

В возрасте трёх лет малыш использует развернутые предложения. Постарайтесь подробно и как можно точнее отвечать на все его вопросы. Постоянно читайте вместе с ребенком, попросите его пересказать сказку, рассказ, попробуйте . Обязательно вместе с малышом выполняйте артикуляционную гимнастику.

Примеры её можно найти в различных методичках по логопедии. Работайте с ладошками малыша, развивайте мелкую моторику руки.

В этом плане очень хороши занятия лепкой или .

Детки постарше уже могут собирать мозаику, паззлы, конструктор. Хороши также шнуровка и застегивание пуговичек.

Подводим итоги

Есть такие родители, сетующие на то, что у них не хватает времени для занятий с малышом. Но, позвольте! Времени у всех ровно столько, сколько его было и у великих людей, например, Да Винчи, Микеланджело, Бетховена…

Предлагаю вам скачать электронную книгу Ольги Богдановой
«Учусь говорить правильно за 20 минут в день ».
Это уникальная логопедическая методика для работы с детьми дома и в детском саду.

Ведь решать проблемы с речевой задержкой у детей можно и на прогулке, и во время поездки в транспорте из детского сада, во время покупок в магазине.

Пусть малыш расскажет Вам истории про своего любимого героя или сказок, а Вы слушайте внимательно, задавайте вопросы, расскажите свою историю!

Это и будет самым верным и коротким путем к исправлению задержки развития речи у Вашего малыша. Подумайте о своём стиле общения с ребенком, вспомните — что и как Вы ему говорите. Это крайне важно!

Посмотрите видео « Причины задержки речи. Что делать, если ребенок не говорит?» :

Не забудьте поучаствовать в ! Победителя ждёт денежный приз. Подписывайтесь на и полайкайте, пожалуйста, кнопочками соцсетей — поделитесь с друзьями информацией).


Личность ребёнка начинает формироваться с первых месяцев его жизни и зависит не только от физических данных и условий жизни малыша, но и от такой важной формы познания мира, как речь и общение.

Речь не является врождённым свойством человека, а передаётся от воспитателей (сначала членов семьи, затем друзей и учителей) и развивается, постепенно усложняясь. Обучить своё дитя речевым навыкам, раскрыть его потенциал общения и помочь овладеть родным языком - обязанность каждых родителей.

Развитие речи опирается на три главных компонента: органы речи, особенности психики и процесс обучения. И проблемы могут касаться каждого из них.

Что такое темповая задержка речевого развития

Нормальный ход формирования речи протекает с одинаковыми стадиями у всех детей, индивидуальные отличия могут быть во времени перехода от одной стадии к другой. Значительное отставание малыша в речи становится отчётливо заметно лишь к 3-4 годам, когда становится сложно скорректировать недостатки, так что чем раньше вы распознаете симптомы, тем легче будет справиться с проблемой.

В задержке речи малыша можно заподозрить не только по его ошибкам, но и по нежеланию общаться, признакам непонимания и отсутствию должной реакции на ваши слова. Для каждого возраста есть свои контрольные моменты.

Симптомами задержки речевого развития принято считать следующее:

  • отсутствие отклика на зов в возрасте 3 месяцев и старше;
  • ребёнок не проявляет интереса, когда слышит шум, музыку, речь рядом с собой;
  • в 4 месяца не освоены губные звуки - «б», «м», «п»;
  • в полгода малыш, кажется, не чувствует разницы в вашей интонации, не пытается повторить её;
  • годовалый ребёнок не пытается имитировать взрослую речь, ограничен односложными словами, зовёт мать только плачем;
  • в 2 года не отвечает на простой вопрос, не показывает названное ему слово на картинке;
  • в 3 года отсутствует фразовая речь, малыш понимает только односоставные команды (например, не понимает фразы «Возьми… и подай…»);
  • в 4 года не общается с другими людьми, так как понимает взрослую речь с трудом;
  • в 3-4 года речь ребёнка понимают только члены семьи, так как он говорит неразборчиво или неправильно употребляет слова.

Таким образом, ребёнок с возрастом должен осваивать речевые навыки в определённом темпе, отставание от которого более чем на три месяца считается критичным.

Когда без медицинской помощи не обойтись

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана разными причинами. Замедление темпа освоения речи в одних случаях легко исправить занятиями с логопедом, в других требуется вмешательство невропатолога и даже хирурга.

Невропатия, возникшая от родовой травмы или врождённого заболевания, должна лечиться под контролем специалиста. Прогнозы при раннем обнаружении болезни и адекватном лечении в целом благоприятные. Однако игнорировать проблему и затягивать с лечением нельзя.

Задержка психо речевого развития может быть признаком аутизма, в этом случае логопед не сможет оказать достаточную помощь. Обследование (консультация детского невропатолога, психолога, энцефалограмма и томограмма мозга) дадут достаточно информации, чтобы выявить дефект и принять меры.

Органы речи должны развиваться нормально. Молчание ребёнка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков даёт основания для осмотра на предмет дефектов полости рта, мягкого и твёрдого нёба, костного строения черепа, челюстей. Если такие дефекты отсутствуют, можно ограничиться занятиями в кабинете логопеда или домашним их вариантом.

Как помочь ребёнку без логопеда

Посещение логопеда и детского дефектолога крайне необходимо для диагностики, ведь только квалифицированным специалистом может быть выявлена задержка психического и речевого развития. Самая внимательная мать не в состоянии дать профессиональную оценку на уровне опытного врача.

Если вы решили своими силами устранить дефект речи своего малыша, вам потребуются некоторые методики, благодаря которым можно ускорить развитие речевого центра ребёнка.

Отличные результаты дают настольные игры для детей от 1 до 3 лет. Вам понадобится несколько наборов детского лото с красочными карточками, а вот буквы лучше отложить до 4-5 лет. Кубики с разнообразными простыми фигурами тоже пригодятся.

Для развития мелкой моторики приобретите один-два набора конструкторов (соответственно возрасту, без деталей, которые ребёнок может проглотить или засунуть в нос, ухо), маленькие кубики для постройки «замков », небольшие игрушки реально существующих животных и объектов (заяц, лисичка, гриб, ведёрко, автомобиль, самолёт).

Занимаясь по полчаса дважды в день, старайтесь заинтересовать ребёнка предметом, скажите название каждого, проверяйте, понял ли малыш, может ли он правильно указать на предмет по вашему вопросу.

Картинки из лото нужно складывать в разных последовательностях, неустанно проговаривая названия предметов, изображённых на них. Например, сегодня сложите лото по цветам, завтра - по формам, усложните задачу и научите ребёнка выбирать из карточек только картинки животных, естественно, с вашими подсказками.

Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет много рассказывать. Обучение в этом возрасте не строится на догадках малыша, он не может «сообразить », что «медвежонок » и «зайчик » - это «животные ». Даже если вы научите его этому слову, уровень абстракции малыша в 2-3 года не так высок.

Продолжайте называть и рассказывать о предметах, но не заставляйте ребёнка «вычислять » сложные для него вопросы.

Техника массажа для лучшей речи вашего малыша

Заниматься можно не только играми в слова.

Активизировать центр речи в левом полушарии можно с помощью специального массажа при задержке речевого развития:

  • массаж ладоней и пальчиков нужно проводить ежедневно в одно и то же время, около 10 минут;
  • растереть лёгкими движениями ладони;
  • растереть тыльную сторону кисти;
  • круговыми движениями размять запястные суставы;
  • быстро растереть каждый пальчик отдельно;
  • сгибать и разгибать четыре пальца руки и отдельно - противостоящий большой пальчик;
  • осторожно растягивать пальцы, наклоняя их к тыльной стороне кисти около 1 минуты;
  • хлопковый массаж по ладоням около 1 минуты;
  • поиграть с ребёнком, прося его ловить всеми пальчиками ваш палец, который нужно быстро отдёргивать и снова вкладывать в детскую ладошку.


Продолжать массаж нужно длительное время - полгода-год. Делайте перерывы, но не больше, чем на 2 дня. Настаивайте, если ребёнок не расположен к массажу, но не насилуйте в случае бурной негативной реакции.

В ноябре нам поставили этот диагноз - «темп. задержка развития речи, близкая к норме». Это я сходила в специальный центр у нас районный.

Когда нужен логопед. Темповая задержка речи у детей

Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители – его главные проводники в окружающем мире.


Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко – и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.

Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:

«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»

Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.

В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития – то есть простовременное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.

Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:

1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:

«Иди ко мне на ручки»

«Дай мне мячик».

«Принеси мне мячик».

«Возьми мячик и положи его на столик».

«Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу».

Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).

В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:

«Посади мишку на столик, под столик, около столика».

«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).

«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».

2. У него хорошее слуховое внимание. Ребёнок определяет и дифференцирует звуки окружающей среды (пение птиц, шум автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.

3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Задержка речевого развития не позволяет ему задать вопрос, но он использует обходные пути: подводит взрослого к интересующему его предмету, жестами или мимикой обозначая свой интерес.

4. Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику.

Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии . Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).

Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.

Большинству детей в период развития речевой функции необходим толчок коммуникативного, социального свойства. Это могут быть игровые занятия в группе со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, или индивидуальные услуги логопеда.

Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом.