Здоровье

Богач - осенний праздник урожая на руси. Праздник урожая Во что играли время праздника богач

Праздник урожая

Обжиночное шествие. Чехия, середина XIX в.

Праздник урожая - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября. У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября , которые имели другое название - «День урожая».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Праздник в различных европейских культурах

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка ). Символ дня - лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия .

Германия

См. также

Примечания

Литература

  • Валодзіна Т., Васілевіч У. Багач // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Вало­дзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 38. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї . - К. : Т-во «Знання України», 1993. - 112 с. - ISBN 5-7770-0582-9 (укр.)
  • Philipp Beyhl: Erntedank - ein mögliches Fest. Neue Aspekte zu einem beliebten und doch schwierigen Fest ; Dissertation, Universität Heidelberg 2007 (Volltext)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Праздник урожая" в других словарях:

    Праздник урожая - условное название серии праздников, начинающихся по мере созревания тех или иных плодов: 1 августа – «медовый спас», 6 августа – «яблочный спас», 29 августа – «хлебный спас» и т.д. К числу таких праздников относится праздники хлеба, последнего… …

    Праздник труда - обобщенное название любого школьного праздника (или праздников), посвященных труду или во славу труда. К их числу относятся такие формы внеклассной работы, как Праздник первой борозды или последнего снопа, Праздник Урожая или Его величества Хлеба … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Праздник Преображения Господня в Православной церкви - Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Праздник Преображения имеет один день предпразднества 18 августа (5… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Преображения Господня в Православной церкви (Яблочный Спас) - 19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь отмечает один из важнейших христианских праздников Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа. Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным) православным… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Тип Значение показ урожая граната Отмечается Азерба … Википедия

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Католической церкви - Раньше праздник назывался Transitus, то есть переход на небо. Праздник имеет различные названия на Востоке и на Западе. Греки называли его koimesis погружение в сон (церк.‑слав. ‑ успение), на Западе закрепилось латинское название assumptio ‑… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Преображения Господня - яблочный Cпас - 19 августа православная церковь отмечает праздник Преображения Господня и второй (яблочный) Спас. Преображение это визуальное явление царства Божьего на земле. В Евангелии говорится, что Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. В ветхозаветных пророчествах и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа - 29 (по старому стилю 16) августа православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе… … Энциклопедия ньюсмейкеров

С наступлением дня осеннего равноденствия по астрономическому календарю в Беларуси отмечают окончание сбора урожая. В этом году праздник "Богач" провели 21 сентября в музее Янки Купалы в Вязынке.

Приурочен праздник к окончанию сбора урожая и первому зажиганию домашнего "очага" — восковой свечи в лукошке с рожью, которую ставят на угол и хранят там в течение всего года, что приносит в дом богатство и счастье.


Согласно обряду, каждая семья приносила по горстке зерна, обмолоченной с первого снопа. Всё зерно собиралось в общий короб, который называется "лубок", приглашенный священник проводил службу. После молебна в центр вставлялась зажженная свеча и люди с песнями обходили деревню. Затем люди шли к той хате, в которой "Багач" должен был храниться весь следующий год. Считалось, что обряд приносит достаток, здоровье и благополучие всей общине, особенно тому "гаспадару", в чьей хате потом хранился сам "Богач". В этой хате проводилось обрядовое застолье.

Народный праздник идет с языческих времен и одно из пожеланий у белорусов звучит: "Будзь багаты, як восень!"




На празднике выступили вокальные и инструментальные группы "Варган", "Горынь", Dainava, Guda, "Амулет", "Рада", капелла "На Таку". Специальным гостем была аутентичная группа с Гродненщины.

Для детей и взрослых прошли разнообразные мастер-классы по ремеслам, работала игровая площадка и ярмарка. Приятным дополнением оказались блюда традиционной кухни, которые можно было недорого купить прямо на территории музея. Ещё фото на AFISHA.TUT.BY

БОГАЧ - ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК УРОЖАЯ НА РУСИ. Древний праздник осеннего равноденствия и сама матушка Осень, богатая на красоту и урожай, дала еще одно удивительное название этому дню - «Богач». Празднество Богач – это один из древнейших важных земледельческих праздников, которым заканчивался цикл урожая. Вообще традиция праздника Урожая есть искони во всем мире. Это и кельтский Мабон (Альбан Эльвед), и языческий европейский День Благодарения, и японский праздник Цукими мацури (Любование полной Луной на осеннее равноденствие), китайский Осенний Фестиваль Лунного Пирога и Ведический праздник огня Дивали (Дипавали) - Праздник урожая. У нас на Руси это Оспожинки, Богач. Христианство, нам оставило лишь оборванные звенья цепи цикла Великих Празднеств Урожая – это так называемые Спасы: яблочный, ореховый, медовый. Из глубины веков до нас дошло описание славянского праздника урожая у датского хрониста Саксона Грамматика (1140 - 1208). «Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния. Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.». А у белоруссов оставились бесценные свидетельства об архаичном празднике Богач (Багач), проводимом на осеннее равноденствие. Праздник имел еще названия Багач, Багатник, Багатуха, Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка, Малая Пречистая, Гаспожка багатая, Зельная. Богач – это не только название праздника, но и название лубка, или сита (корзины) с рожью и свечой. В корзину (сито) собирали зерно с первого зажиночного снопа, по горсти зерно приносили от каждого двора, от каждой семьи деревни. Свечку для Богача готовили под пение «дажынкавых» (дожиночных) песен. Зажжённая свеча, как символ солнца, непосредственно связана с праздником осеннего равноденствия. Богач освящали, а после молебна лубок с зерном и зажженной свечой проносили по деревне. С ним обходили дворы, как бы очерчивая магический обережный круг. Сопровождали его все. Считалось, что круг быдет хранить деревню от болезней, бед, напастей и несчастий, а богач принесет общине, а особенно тому дому, где он будет храниться, удачу, достаток, здоровье. В месте хранения богача устраивали щедрое ритуальное застолье. Богач стоял в красном углу целый год, как домашний оберег, хранитель дома и рода, воплощения достатка и удачи. В некоторых областях Белоруссии богач обносили вокруг стада. Это действие сопровождалось гаданиями: если после Малой Пречистой скотина спешит на поле очень рано, то и зима будет ранняя. На Богач белорусы сохранив древнейшие обычаи, резали лучшего барана или овцу, для всеобщего пиршества. Также делали в России. Жадничать при устроении обрядового застолья не дозволялось. Народ собирался в одной из изб на большую всеобщую трапезу. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от собранного урожая, мог длиться от нескольких дней до недели. С праздником Богач связаны обряды, напоминающие новогодние Святки, недаром эти вторые осенины называли в также «Другi святки», все они направлены на то, чтобы обеспечить в доме тепло, здоровье и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь как и на зимние Святки в этот день гадала. В честь такого праздника, девушки покупали красные платки, красные бусы и ожидали женихов. В эти дни празднеств парни высматривали девчат, девушки знакомились с парнями. На Руси свадьбы проходили чаще именно осенью, по окончании сбора урожая. Прыйшоў Багач - кідай рагач, Бяры сывеньку - сей памаленьку! На сёлетні Багач добра ўдалося: Жыта ў трубы павялося, Авес, як тын парос, А ячмень палёг на пляцень. А грэчачка, як кветачка, А пшаніцы, як брусніцы.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать - Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая ».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.

Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли«осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»

Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Азия

В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.

Чжунцю — праздник Луны и урожая. Он приходится на середину осени, отсюда и название «чжунцю» — середина осени.

Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре — это день поклонения богу Луны. Выходные длятся три дня. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой.

Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута.

В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое, подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться спать.

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Д ожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.


Германия

В Германии праздник урожая (нем.Erntedankfest ) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот - праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

"Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя" - сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой - коэны - благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

"Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию", - рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот - праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты - на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Приглашаем всех на традиционный беларусский праздник урожая «Багач» в поселение «Ладное»! Вас ждут хороводы, песни-пляски, игры, веселушки, частушки, скоморошины, вкусное угощение, народные обряды и обычаи...

Прыйшоў Багач - кідай рагач,

Бяры сывеньку - сей памаленьку!

На сёлетні Багач добра ўдалося:

Жыта ў трубы павялося,

Авес, як тын парос,

А ячмень палёг на пляцень.

А грэчачка, як кветачка,

А пшаніцы, як брусніцы.

Празднование будет проходить на выходных 22-23 сентября, в день осеннего равноденствия. Рейсовый автобус отправляется из Минска в 9.40 и прибывает в Замосточье в 11.20, откуда гостей заберут на машинах радушные хозяева;) После размещения и устройства палаточного лагеря (для тех, кто решит лучше почувствовать контакт с природой) пройдёт экскурсия по поселениям «Ладное» и «Васильковка», где вы сможете узнать много нового и интересного. Дальше начнётся сам праздник.

Праздник «Багач» - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. К празднику приурочены и осенние ярмарки, являющиеся наилучшим местом для представления результатов своих трудов, местом, где можно и себя показать, и людей посмотреть. В эти дни парни высматривают девчат , девушки знакомятся с парнями . В многочисленных регионах Беларуси свадьбы проходили именно осенью .

Время настало посмотреть, с чем год завершаем. Прячет хозяин лицо за дарами. "Видно ль меня?" - вопрошает. "Видно!" - хором отвечают. Тогда велит он пирогов добавить. За такое завершение года, и с таким урожаем - только пировать. Пироги из общей горы берут гости, и каждый ест то, что товарищи изготовили. Так общим братским пиром скрепляются люди. Не забываем и о птицах, которым либо дальний путь, либо нелегкая зимовка предстоит. На четыре стороны света раскрошенные пироги разлетаются.

Макушка осени, осеннее равноденствие. Эта точка, а вернее, весь период времени с августа по октябрь имеет своей целью удержать баланс сил в природе, дабы дать подготовится Земле к переходу в зиму. Сущность этого праздника - не просто смена времён года. Зима - время торжества увядания, смерти. Но она же - необходимый пролог перед грядущим весенним обновлением, без которого невозможно дальнейшее существование самой жизни.

Важным атрибутом праздника был общий сход - братчина - для решения общественных вопросов. Будет такой сход и у нас, кругом действующих помещиков зовётся он. Будет там общение хозяев родовых поместий Беларуси, обмен опытом, обсуждение важных вопросов и планов на будущее. Также возможно проведение мастер-класса по строительству готовых блоков, как из цемента-песка, так и из глины; круглых столов по домашним родам и открытию альтернативной школы, которую планирует создать в учитель русского языка и литературы школы Щетинина Наталья Дмитриева.

Место проведения: Витебская область, Докшицкий р-н, д.Отруб, поселение «Ладное».

Как добраться: с а/в «Московский» на автобусах, идущих через Бегомль (выходить не доезжая 15 км в д.Замосточье), либо на машине по витебской трассе М3. Как добраться: С ЖД/вокзала на метро доезжаете до станции «Московская», дальше проходите 1 остановку до автовокзала «Московский». На а/в «Московский» садитесь на автобус или маршрутку, идущие в сторону Витебска (Лепель, Глубокое, Полоцк) Выходить вам на 94- м километре. Это будет населенный пункт Замосточье (Витебской обл). По приезду позвоните по указанным телефонам и за вами приедет транспорт, так как до нашего поселения еще 8 км. На машине, из Минска выезжаете с Логойского тракта (Зеленый луг) и направляетесь в сторону Витебска по витебской трассе М3. На 94 км. в населенном пункте Замосточье, поворачиваете направо. Двигаетесь в сторону санатория ЛЕСНОЕ, через 6 км. вы въедете в населенный пункт Домашковичи, и сразу повернете на грунтовую дорогу. По знаку АТРУБ - 2. Атруб- это название нашего населенного пункта на белорусском языке. 2 км - это расстояние до деревни. Въехав в деревню двигайтесь в самый конец. никуда не сворачивая. Карту можно посмотреть здесь. http://www.kedr-by.com/phpBB2/viewtopic.php?t=549 Уточнить расписание автобусов можно по телефону 114 или 8-017-219-36-22

Что брать с собой:

Спальник

Палатку (можно договориться о ночёвке в доме)

Традиционную или близкую к ней одежду

Угощение на стол, приготовленное своими руками, и жменю зерна для обряда

Хорошее настроение и желание совместного творения;)

Контакты: +375-29-703-61-10, Григорий.

В ключе поддержки идеи по созданию Родовых поместий в Беларуси, объявляет о новом проекте, который имеет возможность стать постоянным и равноценным ежегодному весеннему Форуму «А на Земле быть Добру».

За основу проекта мы взяли период осеннего равноденствия и праздник «Богач», который состоится в первый день мероприятия, 22 сентября. Мы планируем собираться каждый год в новом поселении, чтобы лучше познакомиться друг с другом, обменяться опытом и увидеть в живую, чего уже достигли наши единомышленники за этот год. В этот раз мы встречаемся в поселении "Ладное", на границе минской и витебской областей.

В рамках мероприятия планируется проведение:

11.00-14.00

-знакомство с «ВАСИЛЬКОВКОЙ» для тех, кто приехал на один день.

9.00-14.00

Регистрация. Знакомство с «ЛАДНОЕ»

12.00-14.00

- обустройство палаточного лагеря

14.00-16.00

-проведение традиционного беларусского праздника «Богач

16.00-18.00

- круг действующих помещиков, на котором можно познакомиться с опытом других практиков, обсудить конкретные вопросы, что волнуют людей, создающих свои поместья (общий дом)

18.00-19.00

-общение с участниками домашнего детского садика (общий дом)

18.00-19.00

-обряд единения с предками. (поляна)

18.00-22.00

-общение, игры, песни, хороводы у костра (кострище)

В течении дня: -ярмарка

10.00-11.00

ЛАДНОЕ

- общение по теме «Домашние роды» « Альтернативная школа»

11.00-14.00

ВАСИЛЬКОВКА

- обмен практическим опытом по заливке колец под колодец, кладке печей, строительстве домов из соломы, вопросах органического земледелия, пермакультуры

14.00-16.00

ВАСИЛЬКОВКА

- изучение решений земельных вопросов на конкретных примерах


В программе возможны изменения


Для тех, кто желает приехать с детьми на два дня желательно созвониться с организаторами для бронирования месть в жилых домах на ночлег. Если вы собираетесь ехать автобусами или попутками, также желательно согласовать дополнительно, чтобы была возможность встретить (от трассы - 8 км).

Более подробная программа праздника будет доступна чуть позже, пока же, чтобы нам лучше понять, на что рассчитывать, просьба всем, кто собирается участвовать, написать в комментарии ниже ваши контакты, сколько человек с вами приедет, как вы думаете добираться и где собираетесь размещаться (количество мест в домах ограничено, так что спешите заявиться пораньше;).