Рецепты

Мы воспитываем детей. Конспект занятия-беседы «Мы воспитанные дети

Чего ради?

А вот задам-ка я вопрос про воспитание детей.
Простой такой вопрос: чего ради? Цель?
Какова, по-вашему, цель воспитания? К чему мы стремимся в конечном итоге? Что сочтем успехом, качественным выполнением родительского долга? Или не родительского, а педагогического, если мы на работе воспитываем?
Варианты, которые приходят в голову с ходу:
-- чтобы был счастлив
-- чтобы добился успеха
-- чтобы не пропал, адаптировался, мог о себе позаботиться
-- чтобы был полезным членом общества
-- чтобы был хорошим, нравственным человеком
-- чтобы был нашим продолжением
-- чтобы хорошо растил своих детей

Итак, ваш вариант? Счастье, успех, добродетель, адаптация, продолжение рода, выживание вида? Другое? Желательно с аргументами, конечно.
А потом я напишу свой ответ на этот вопрос, тот, который у меня с течением лет утвердился внутри.

Чего ради-2

Ух, как интересно получилось! Столько ответов, совсем разных и интересных! Если бы у меня был дубль, я бы его немедленно командировало это дело обработать и систематизировать, да еще с вопросами уточняющими поприставать к людям. Получилось бы прям исследование. Но дубля нету:(Поэтому я просто все-все прочитала, и иногда так и хотелось в ответ что-то написать, но я не писала, чтобы не сбивать вновь отвечающих с контакта с самими собой.
Так что теперь сразу всем пишу.
Есть ли правильный ответ? Конечно, нет. У каждого он свой, один или несколько. Мне кажется, тут важно не столько "правильно" отвечать на этот вопрос, сколько осознавать, как именно твой ответ отражается на твоем поведении с ребенком, на ваших отношениях, на твоем самочувствии как родителя (педагога). Потому что, конечно, очень отражается. Совсем иначе будут воспитывать ребенка те, для кого цель -- успех и те, для кого -- нравственность, и те, для кого -- счастье. А еще бывает интересно, когда цель, поверхностно осознаваемая совсем не совпадает с той, что в глубине. Например, вслух звучит про "быть достойным членом общества", в глубине "чтоб не сожрали мою детку, чтоб не пропал". Это нередко в нашей стране встречается, хотя у тех, кому 30 и меньше, все реже, к счастью.

Сначала о "воспитании" вообще. Многие написали: а я не воспитываю. Это вряд ли. Пока дети -- дети, значимые взрослые их воспитывают, осознают они это или нет. Не выходящая из запоя мама тоже воспитывает. Ушедший из семьи папа тоже воспитывает. Умерший родитель воспитывает. Не говоря уже о родителях, здравствующих и присутствующих в жизни ребенка здесь и сейчас. Есть известное выражение, что человек -- "пустое животное". Это значит, что наши жизненные программы не записаны в генах. Они формируются у нас в течение периода детства. Именно поэтому наши дети так долго нуждаются в родителях, в отличие от других млекопитающих. Так что воспитываем, воспитываем, не отвертеться. Загружаем программы отношения к миру, к себе, к людям, к делу, к Богу, загружаем стратегии и алгоритмы, неустанно даем обратную связь, обучая и отлаживая эти программы. Короче, как господин Журден, "говорим прозой", даже если об этом не думаем. И оно хорошо, что не думаем постоянно, а то бы не было никакой спонтанности и удовольствия от процесса, а они тоже воспитывают:) Но иногда можно и задуматься. Как вот мы сейчас. Многие написали: а я не воспитываю. Это вряд ли. Пока дети -- дети, значимые взрослые их воспитывают, осознают они это или нет. Не выходящая из запоя мама тоже воспитывает. Ушедший из семьи папа тоже воспитывает. Умерший родитель воспитывает. Не говоря уже о родителях, здравствующих и присутствующих в жизни ребенка здесь и сейчас. Есть известное выражение, что человек -- "пустое животное". Это значит, что наши жизненные программы не записаны в генах. Они формируются у нас в течение периода детства. Именно поэтому наши дети так долго нуждаются в родителях, в отличие от других млекопитающих. Так что воспитываем, воспитываем, не отвертеться. Загружаем программы отношения к миру, к себе, к людям, к делу, к Богу, загружаем стратегии и алгоритмы, неустанно даем обратную связь, обучая и отлаживая эти программы. Короче, как господин Журден, "говорим прозой", даже если об этом не думаем. И оно хорошо, что не думаем постоянно, а то бы не было никакой спонтанности и удовольствия от процесса, а они тоже воспитывают:) Но иногда можно и задуматься. Как вот мы сейчас.

Любопытно, что многие заменили ответ на вопрос "в чем моя цель" ответом про "что я хочу". И потому так много ответов про счастье -- если внимательно почитать, там почти всегда про "хотелось бы". Да кто ж спорит, конечно, хотелось бы. Но цель -- это все же не про "хочу", а про "осознанно стремлюсь и целенаправленно действую". И в этом смысле счастье оно как цель не очень. Даже если иметь в виду не временное счастье как состояние, его только гипоманиакам удается все время испытывать, и кокаинистам "по заказу", а такое глубинное "все хорошо". Ну, вот мы воспитываем-воспитываем, имея в виду эту цель, а потом у него, не дай Господь, умрет любимый человек. Или ребенок будет тяжело болен. Или сам он сделает что-то -- ненамеренно -- с ужасными последствиями. Собьет насмерть ребенка, будучи за рулем -- вполне может случиться. Какое уж тут "все хорошо"... В общем, о счастье для своего ребенка можно, наверное, мечтать и молиться, но как цель... Неубедительно.

Успех -- дело относительное, и, как многие, заметили, большинству других целей противоречащее. Успешный человек часто уязвим (зависть, враги, перенагрузки), это противоречие с "не пропасть", далеко не всегда порядочен и очень часто несчастлив (это я вам как психолог говорю, по опыту работы с очень успешными иногда клиентами). И есть люди, которым успех (внешне признанный) просто не нужен. Ну, не прет их, не будут они ничего ради него предпринимать. Имеют право. Если я правильно поняла, многие имели в виду не успех в смысле "китайских родителей" -- пятерки и победы на конкурсах, а то самое "все хорошо", "получается то, что для меня важно". Но, опять-таки в успехе очень велик элемент случайности. Или неслучайности -- все же способности нужны. Иногда средства. И мотивация -- а если он просто не захочет? Пошлет лесом все, во что мы годами вкладывались, и все. В общем, не очень понятно, как мы можем это дело обеспечить.

Адаптированный -- безусловно, цель. Но тут есть засада: тысячелетиями люди жили в условиях, когда было совершенно понятно, к чему адаптировать. Вот как сейчас все, так и дальше будет. Но в последние пару веков все изменилось. И продолжает меняться все быстрее. Сплошь и рядом сейчас дети адаптированнее родителей, и это они нас адаптируют, помогая перевести с английского или разобраться в компьютере. Вспомните, еще недавно считалось "правильным" годами работать на одном месте. Сейчас на это смотрят косо: что, совсем тормоз? Было стыдно брать в долг, сейчас -- норма жизни. Было нормально приходить в гости "просто так", без звонка, сейчас -- немыслимо. Нетрадиционная ориентация или связь без брака было ужос-ужос, сейчас -- обычное дело. Могли ли наши родители научить нас безопасно пользоваться скоростным лифтом или правильно парковаться, понимать значение всякие "Е-стописят" на этикетках с продуктами, научить верно рассчитывать ипотеку, правильно есть суши, вставлять симку и выбирать тариф? Что будет через 20 лет, мы вообще не знаем. Может, цивилизация гикнется и самое было бы разумное -- учить детей добывать огонь трением и ловить силками зайцев? А мы сидим.

Про общество -- многие открестились, оно и понятно. Нам ли не знать, что за странные вещи могут пониматься под "достойным членом общества". А вот где-то это воспринимается как нормальная вполне цель. Если, опять же, общество стабильно-нормально. Но в прошлом веке все встало с ног на голову, и кто-то, кто растил детей, скажем, в Германии первой половины ХХ века, вовсе не ждал, что жить им придется при нацизме. А если б знал и ждал? К чему бы готовил? К адаптации = стать сволочью? К нравственности = сгинуть? К успеху = должность коменданта концлагеря, а в перспективе -- виселица? А то, может, к счастью? Чтобы растить ребенка достойным членом общества, надо иметь уверенность, что будет сколько-нибудь достойное общество. То, чему научил всех ХХ век и что не осознавалось раньше: цели семьи и общества -- это две большие, очень большие разницы. Чего бы по этому поводу не мечталось обществу.

Про нравственность. Много комментов, что нравственность -- это относительно. Тут я совсем не согласна. Относительны нравы. Об этом было в предыдущем абзаце. Иногда нравы пытаются себя представить, как нравственность, но это проблемы их самопиара, не более того. Нравственность, мораль, как показал Кант, и пока его никто не опроверг, для всех людей и вообще для всех разумных существ одна и ее суть описана в категорическом императиве или в евангельском "возлюби ближнего как самого себя". Но тут есть одна проблема. Нравственность -- это прекрасно. Когда человек ее выбирает сам. Но как только нравственность начинают "воспитывать" получается ужас что. Например, инквизиция. Или тоталитаризм. Или еще какая гадость помельче, например, ханжество. Тут вот что важно: воспитание, как мы помним, есть процесс загружения программ. А нравственность -- не программа. Это сфера свободы. Если человек поступает морально лишь потому, что его так научили, он не морален. Он просто дрессированный. Отсюда знаменитое корчаковское "Пусть дитя грешит". Нравственность -- это выбор между добром и злом. Если мы могли бы так воспитать, что не оставили бы ребенку возможности выбрать зло, тем самым он не мог бы СВОБОДНО ВЫБРАТЬ и добро. Поэтому от этой цели я лично отказываюсь категорически. Хотя хочется, очень хочется, и прям ужасно, когда ребенок в этом смысле разочаровывает, но...

Про продолжение себя. Тоже хочется. Это ж почти рецепт бессмертия. Но что бывает, когда родители сильно сидят на этой кочерге, мы все знаем. Опять-же, в традиционном обществе обычно все получается: а какие еще варианты. А у нас тут, понимаешь, кто во что горазд. Нет, ну его. Пожалуй, особенно хотелось бы продолжения именно в смысле воспитания детей. Но, опять же, а вдруг он не захочет. Или не сможет. И что тогда, все напрасно?

Многие отметили эгоистичные, так сказать, цели -- чтобы мне с ребенком было удобно и хорошо. Оно совершенно правильно, но это все же цели про себя, а не про ребенка. Я бы их сейчас вынесла за скобки, это немного другая тема.

В общем, к чему я сама-то пришла в итоге, я это не перечисляла в списке, чтобы не вызывать вопросы раньше времени, но во многих комментах услышала совпадение. ИМХО, цель воспитания -- свобода. Свобода в смысле "выбираю, каким быть и что делать, а главное -- ИМЕЮ ВОЗМОЖНОСТЬ выбирать". Вот про возможности -- это как раз к родителям. Потому что толку от свободы без возможностей.
Если вдуматься, хорошее воспитание -- это и есть непрерывное создание ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Расширение сферы свободы и планомерное преодоление несвободы. Что ни возьми.
Непрочная или амбивалентная привязанность -- это несвобода. Она обрекает на то, чтобы ребенок или подчинил свою жизнь тому, чтобы добиться любви родителей, или чтобы освободиться от их власти. Прочная -- дает полностью прожить опыт безопасной зависимости и освободиться от зависимости, когда настанет время. Принятие, любовь, внимание, забота дают чувство прочного тыла, а с хорошим тылом можно отправляться в любую сторону.
Плохое образование, отсутствие возможностей для развития способностей -- несвобода, ограничение возможностей. Хорошее -- больше возможностей, больше свободы выбора. Насильственное образование, манипулятивное развитие -- несвобода, повреждает мотивацию, ребенка "тошнит" от того, что ему навязывалось. Ненасильственное, поддерживающее -- оставляет все пути открытыми. Захочет -- продолжит, захочет -- найдет другое, но опыт останется с ним. А может, потом еще раз передумает. То есть покупая гитару и краски, выбирая внимательно школу, мы увеличиваем степени свободы, но ставя, например, свое хорошее отношение к ребенку в зависимость от его успехов, позволяя учебным проблемам разрушать отношения, прибегая к насилию ради успехов в чем-то -- уменьшаем.
Забота о здоровье и безопасности -- расширение сферы свободы, это очевидно. Рахит, гастрит и сколиоз свободы не добавят. Не говоря уже о более серьезных травмах и болезнях.
Очень жесткие рамки того, что родители готовы принять, например, требование послушания всегда и во всем -- несвобода, потом всю жизнь придется либо уступать, либо "бороться за правду". (попустительство во всем -- тоже несвобода, так как незабота, об этом было выше). Насильственное насаждение своих ценностей -- несвобода, ребенку приходится либо глотать не жуя, либо выплевывать, а распробовать-то он и не может.
Отказ от заботы, прерывание связи -- тоже несвобода, ушедший родитель "привязывает" к себе, к своей судьбе. Не всегда это от нас зависит, но ребенок, которому не довелось пережить потерю родителя, конечно, в общем и целом свободнее.
Запрет любить и помнить "плохого" родителя -- несвобода. Если запрета нет, ребенок может выбирать: быть похожим или нет. Если любить нельзя, ему приходится повторять образ жизни и судьбу -- а как еще сохранить связь?
Травмы, насилие, унижение, привитые комплексы -- это несвобода, и так понятно. Ребенок вынужден будет потратить кучу времени и сил на преодоление последствий -- или жить с искажениями внутри.
Разнообразные модели и стратегии поведения самих родителей -- это тоже свобода. Тогда, возвращаясь, к разговору о жизни в обществе, у выросшего ребенка будут в распоряжении разные стратегии: лояльности (если повезет на времена) или сопротивления (если не повезет и если это будет для него ценностно важно). И на более мелком уровне: всякие знания-умения-навыки, чем больше возможностей, тем лучше, кто его знает, что пригодится и даст больше свободы.
Открытость в отношениях, разговоры, рефлексия чувств и поступков -- больше свободы, умолчания, закрытые темы, "скелеты в шкафу" -- меньше.
Не буду продолжать, ибо можно бесконечно.
Это я не к тому. чтобы кого-то убедить, или что я именно права, а другие нет. Просто у меня вот так сложилось внутри.

Конечно, возникает вопрос: как же так, ведь сплошь и рядом мы ограничиваем свободу ребенка, чтобы обеспечить ему свободу на будущее. Ну, в предельном варианте: не даем выпасть из окна, чтобы оставить в его распоряжении жизнь. Или не даем чипсов, чтобы в будущем он мог проводить время не на больничной койке в гастроэнтерологии, а более свободно, разнообразно и творчески. Да еще одна свобода часто противоречит другой: хорошее образование - свобода, но проверять уроки до старших классов -- значит, не давать свободы самому за свои успехи отвечать. Пусть дитя грешит -- оно, конечно, свобода, но вот если он догрешится до колонии -- это будет уже совсем несвобода. И так все время.
Это очень интересный и непростой вопрос, связанный с тем, что, воспитывая детей, мы имеем дело со становящейся субъектностью. Кант и другие писали о субъектности уже имеющей место. Адам Смит говорил, что либерализм -- не для детей и дикарей, и при всей нетолерантности, в этом есть здравое зерно. Воспитание под знаком "никакой свободы" уродует. Воспитание в условиях полной свободы невротизирует да и просто опасно. Что в одном возрасте хорошо, то в другом плохо. И с разными детьми. И в разных ситуациях. Все время нужно искать баланс, сколько свободы нужно прямо сейчас и про что.
В общем, про это совсем ничего еще толком неизвестно и непонятно в мировой философской, педагогической и этической мысли. Тут думать и думать.

Каждый день мы каким-либо образом общаемся со своими детьми. Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и вполне устойчивых фраз, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию – скрытые послания. На основе родительских утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, окружающем его мире. Мы специально составили данную подборку из различных источников и позаимствовав у различных авторов, чтобы каждый родитель (или ребенок) мог наглядно увидеть к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.

Фраза

Скрытое послание

Возможная альтернатива

Потише, помедленней, осторожней Не доверяй миру, не живи по максимуму Сделай на 100%, получи удовольствие
Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделала Исчезни, не будь Все подобное категорически должно быть исключено из речи!!!
Не обращай внимания Ты и твои проблемы не важны Давай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем альтернативы
Давай шевелись! Скорей! Заткнись! И другие приказы Ты не важен. Мои интересы важнее твоих У нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтоб успеть?
Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькой Не взрослей Мне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир
Не реви, не смейся так громко, не нуди Не выражай своих эмоций Я понимаю твои чувства
Что ты как маленький, надо быть серьезней Не будь ребенком Но он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания
Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, запомнить и т.д. Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты – плохой, неудачник Я доверяю тебе. Твои поступки – это твоя ответственность. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся
Не делай, я сама лучше это сделаю Я не верю в тебя Я тебе доверяю, ты можешь
Мальчики не плачут Девочки должны вести себя тихо Мужчина не имеет право на эмоции Женщины - жертвы Ты можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя
Упадешь, разобьешься, укусит, сломаешь и др. угрозы Мир опасен, не действуй Я тебе доверяю. Пробуй, действуй
Неряха, бестолочь, горе мое и все другие обзывания, а так же любые обобщения типа все кругом воры и негодяи И ты такой же Все они могут составить ложное представление о себе и должны исключиться из речи
Ты всегда.., никогда.., всю жизнь.., я так и знала Ты безнадежен. Невозможность изменения Разбирайте не личность, а конкретный поступок. Твоя жизнь в твоих руках
Сравнение с другими детьми Ты плохой, лучше бы вместо тебя был другой Я люблю тебя какой ты есть

Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но в наших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.

Дети учатся жить и строить отношения с окружающим миром у нас, на основе нашего отношения к ним. Давайте теперь посмотрим к каким результатам могут привести некоторые наши действия.

Если...

То он...

Ребенка постоянно критикуют чувствует себя неполноценным и учится осуждать других
Ребенок живет во враждебности учится агрессивности
Ребенка высмеивают становится замкнутым
Ребенка все время упрекают привыкает быть во всем виноватым
На ребенка давят учится лгать
Ребенка все время контролируют Вырастает безответственным
Ребенка сравнивают с другими детьми Учится завидовать

НО если...

То он...

Ребенка подбадривают Верит в свои силы
Ребенка поддерживают Ценит себя
Ребенок растет в дружелюбии и принятии Учится любить и верит, что мир прекрасен
Ребенку доверяют Верит в себя
Ребенок растет в честности Он различает добро и зло и учится быть честным с собой
Ребенок растет в признании Учится ставить и достигать цели
Ребенку сочувствуют и сопереживают Учится быть благородным
Ребенка хвалят Становится великодушным, учится любить себя

Я могу себе представить ужас, какой испытывают родители, прочитав все это. И слышу их вопросы. Что же делать? Как жить? Как воспитывать детей? Нельзя же их хвалить, если они ведут себя плохо! Согласна, ни в коем случае нельзя. Дети часто бывают несносны, плохо себя ведут, и так мешаю нам, взрослым, заниматься своими делами! Вот на этом месте давайте остановимся на минутку. Уважаемые мои родители. Вы зачем себе нарожали детей? Ответьте себе честно. Потому что все вокруг уже обзавелись чадам, а вы еще нет? Или чтоб жилплощадь у государства получить побольше? Или просто так получилось? Или возраст уже подошел или чтоб не остаться одиноким на старости лет одному?

Я кричу, взываю, умоляю вас! Не отыгрывайте на своих детях свои проблемы! Пожалейте их, они не виноваты в ваших проблемах, неудачах, болезнях и прочих напастях. Вы их позвали в этот мир и только на вас (а не на бабушках, школах, государстве) лежит ответственность за них – маленьких, беззащитных перед вашими словами и поступками. Вы для них – боги, волшебники и чудотворцы. Вы для них самые главные спасители и утешители во всех их горестях. Это вам они кажутся пустяками с высоты вами прожитых лет. Но они-то еще не прожили всех этих лет. Для них сломавшаяся игрушка может быть самым несчастным несчастьем на свете. Детская психика устроена мудрой природой так, чтоб беды быстро забываются, и еще пять минут назад безутешный ребенок уже может радоваться какому-нибудь жуку. Но его горе – это действительно горе, пусть нам оно кажется пустяковым. Помните, пожалуйста, об этом и не превращайтесь из бога великодушного и всепрощающего в бога карающего.

Есть несколько общих правил обращения с ребенком. Самое основное из них

Любите своего ребенка!

Вы можете с негодованием сказать, что естественно каждый родитель любит своего ребенка и что психолог совсем сошел с ума, если смеет подозревать родителей в нелюбви к своим кровным детям. Тогда я вам предложу вот что: в следующий раз, когда вы будет злиться на своего ребенка, ругать его или стараться отмахнуться от его проблем, спросите себя «поступил бы точно так же, если бы я любил тебя?» Причем ваш ответ вполне может быть положительным. Тогда вы действительно знаете как лучше обращаться и воспитывать ребенка. То что вы наказываете свое чадо, запрещаете ему что-то, проводите какие-то карательные мероприятия не означает само по себе, что вы плохой родитель. Родитель на то и родитель, чтобы воспитывать. Весь вопрос – как, какими методами вы это делаете.

Но вернемся к правилам. Ю.Б. Гиппенрейтер разработала вот такие нехитрые, но очень действенные правила.

Действенные правила:

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему «С тобой все в порядке! Ты справишься сам!»
  2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте сделать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
  3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействий). Только тогда он будет взрослеть и становиться ответственным.
  5. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо «активно» выслушать (отложите свои дела и будьте с ребенком, а не слушайте его как бы между прочим, чистя картошку, например).
  6. Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные чувства и переживания, сообщите ему об этом в форме Я-высказывания (Не «ты себя плохо ведешь», а «мне не нравится, что разбросал в моей комнате свои игрушки»).
  7. Максимально удаляйте из своего общения с ребенком привычные и автоматические реакции – приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения.
  8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Посмотрите вместо этого, что вы можете изменить в окружающей обстановке
  9. Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка
  10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но:
    • их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими;
    • родительские требования не должны противоречить основным важнейшим потребностям ребенка;
    • правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой;
    • тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее разъяснительным, чем повелительным.
  11. Правила и последствия должны формулироваться одновременно
  12. Следует применять санкции, а не наказания.

Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении – это не воспитание, а способ вашей разрядки за счет беззащитного перед вами человечка. Ясно формулируйте свои требования, чтоб у ребенка не оставалось места для лазеек. Объясните, почему вы требуете именно этого и узнайте, что он думает об этом. Не вымогайте у ребенка обещаний, его способностей пока не хватает, чтобы запомнить их. Он наобещает вам все, что угодно, чтобы только угодить вам, но не будет в состоянии запомнить свои обещания, а тем более выполнить их. Обещания в младшем возрасте ничего не значат для ребенка. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность. А после замечания дайте понять ребенку, что вы его все равно любите и верите в него, прикоснитесь к нему.

Если же вам все-таки пришлось наказать ребенка, то пусть он почувствует, что вам именно приходится его наказывать, а не вам просто этого хочется. Наказание – это исключение, а не норма. Наказывать надо за реальный проступок, а не просто потому, что вы в данный момент не в духе. Не подчеркивайте свою власть над ребенком. На мой сугубо личный взгляд, детство – не такая уж беззаботная и радужная пора, как мы себе это привыкли представлять. Ребенку в детстве порой приходится очень не сладко и не стоит наваливать на него в том числе и свои психологические проблемы.

Излагаются как общие принципы, так и особенности воспитания детей в разных культурах и разных традициях .

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

Среди родителей осознанных воспитателей - немного, осознанно воспитывают детей - единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое "Так вышло", а озаглавить - "Что выросло, то выросло". Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично - это родители и дети : какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание - это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность . Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: "С детьми нужно просто жить! ". Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда - глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный - такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача - воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком - это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста !

Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать . Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников ... Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь как в психологии, так и в педагогике.

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание - одно: "авторитетное воспитание". Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания - нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания - тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание - это не одна, а разные модели воспитания , каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как - правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания ​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей - море, потеряться легко. Тут - подборка полезной литературы по воспитанию детей . Тут - онлайн курс по воспитанию детей "Ступеньки",

Когда я задаю родителям вопрос: «Что вы сделали, чтобы изменить поведение ребенка», тяжелее всего выслушивать перечисление целого списка наказаний. Типичная история: «У нас есть правило, что он должен убираться у себя в комнате, но он никогда этого не делает, так что мы забрали у него планшет, потом запретили смотреть телевизор, отменили встречи с друзьями и на месяц посадили под домашний арест. Что бы мы ни делали, ему плевать».

Так поступают родители-надзиратели. Это негибкий подход к воспитанию, основанный на правилах и наказаниях за неподобающее поведение. Зачастую оказывается, что самых антисоциальных детей воспитывали именно так. Им наплевать на смысл установленных правил, они подчиняются им, только пока существует угроза наказания.

По данным исследований, избыточный родительский контроль также связан с психическими проблемами у детей и подростков. Если мы воспитываем детей как надзиратели, то стараемся подавить определенное поведение с помощью контроля и доминирования, ясно показывая, что у проступков будут неприятные последствия.

Надзиратель всегда ожидает от своих подопечных каких-то неприятностей и относится к ним соответственно. Надзирателя не интересует, что вам грустно, вы не понимаете, что происходит, и ощущаете себе изгоем. Его волнует только, чтобы вы подчинялись.

Мы, наставники, помогаем ребенку выработать внутреннюю мотивацию, чтобы он сам хотел совершать правильные поступки

Будучи надзирателями, мы не можем проявлять гибкость, поэтому если ребенок по любой причине отказывается нам подчиняться, у нас остается единственный вариант действий - вводить все более жесткие наказания, пока он не сдастся.

Если же мы стараемся быть наставниками для наших детей, то будем поощрять их за то поведение, которое хотели бы видеть. Мы помогаем им найти себя в мире. Мы проявляем заботу и сочувствие. Если они ведут себя не так, как нам бы хотелось, если их поведение не соответствует нашей системе ценностей, мы думаем, что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку встроиться в принятую систему правил и принципов.

Мы избегаем жестких наказаний, из-за которых он может почувствовать себя изгоем вне системы, наоборот, мы рассматриваем его проступки как следствие недостатка умений и опыта. Мы не используем все более суровые наказания, а ищем способ сделать так, чтобы ребенок сам захотел соответствовать принятым стандартам и радовать нас.

Мы, наставники, помогаем ребенку выработать внутреннюю мотивацию, чтобы он сам хотел совершать правильные поступки - просто по зову сердца, а не для того, чтобы избежать наказания.

Мы учим детей так, чтобы они подчинялись правилам потому, что хотят быть достойными членами семьи и общества, хотят нам помочь, и сами понимают ценность правильного поведения.

Как стать наставником своим детям?

1. Учитесь смотреть на мир с их точки зрения. Наставнику необходимо уметь видеть ситуацию с точки зрения самого ребенка. Это позволяет определить, чем вызваны проблемы с поведением. Часто они связаны с эмоциональными трудностями или недостатком определенных навыков. Важно понять, как именно помочь с решением этих проблем.

2. Поощряйте желаемое поведение похвалой и вниманием. Дети обожают искренние похвалы и проявления внимания. Если они чувствуют, что вы действительно о них заботитесь, а не просто пытаетесь контролировать их поведение, то гораздо охотнее будут выполнять ваши пожелания. Но «похвала», с помощью которой ими пытаются управлять («Как ты ровно и спокойно сегодня сидишь, ну разве не молодец?») здесь не поможет. Гораздо эффективнее будет искреннее: «Меня очень радует, что ты сегодня внимательно слушаешь».

3. Учите их жить по системе ценностей. Своим примером показывайте ребенку, что в жизни действительно важно. Хотите вырастить его добрым и ответственным человеком? Демонстрируйте важность доброты и ответственности. Обращайте внимание на ситуации, когда ребенок следует вашему примеру, и хвалите его.

4. Будьте гибкими. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного выбора. Не решайте за него (кроме крайних случаев, когда речь идет о безопасности или законности). Наставники воспитывают детей, которые сами готовы брать на себя ответственность. Дети, воспитанные родителями-надзирателями, подчиняются только потому, что боятся наказания.

5. Воспитывайте в них внутреннюю, а не внешнюю мотивацию. Постарайтесь показать ребенку, что внутренняя мотивация (личностный рост, укрепление здоровья, построение значимых отношений, благо общества) ценнее внешней (финансовый успех, слава, власть, популярность). Те, кто руководствуется в первую очередь внутренней мотивацией, обычно счастливее и более склонны к альтруистическим поступкам. Так что в следующий раз, когда ваш ребенок начнет плохо себя вести, напомните себе: «Будь наставником, а не надзирателем».