Йога

Результаты опросов. Работа или семья: что важнее для современной женщины? Как Вы считаете, кто должен быть главой семьи и принимать важные для нее решения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семья Открытый банк заданий

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Согласно результатам социологического опроса, женщины планируют в идеале начать работать в 18–20 лет, выйти замуж в 21–24 года, тогда же начать жить отдельно от родителей и примерно в это же время родить ребёнка. (Б) Представления мужчин о том, как должен выглядеть их жизненный путь, несколько отличаются: начать работать они хотят раньше, а жениться и обзаводиться детьми позже – в 25–28 лет. (В) Следует иметь в виду, что из родительского гнезда молодые девушки стремятся вылететь раньше, чем юноши. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Семья с двумя детьми, построенная на доверии, любви и уважении, проживающая отдельно от родителей, – такой представляют себе идеальную семью большинство участников социологического опроса. (Б) Отрадно, что большинство опрошенных граждан считают, что при вступлении в брак следует руководствоваться чувствами. (В) 12% опрошенных граждан могли бы назвать свою семью идеальной, ещё у 36% есть таковая в их окружении. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Нередки случаи проявления отклоняющегося поведения в благополучных семьях. (Б)Семья не единственный институт в обществе, участвующий в социализации личности. (В)Хорошо бы каждый человек на протяжении всей жизни соблюдал позитивные нормы поведения, усвоенные в семье. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

Группа людей разного возраста проживает вместе и ведёт совместное хозяйство. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что данная группа является семьёй? Эти люди 1) связаны кровным родством 2) имеют общие интересы 3) трудятся на одном предприятии 4) обращаются друг к другу за советом

Что отличает семью от других социальных групп? 1) единство интересов 2) общие цели деятельности 3) наличие правил деятельности 4) совместный быт

Семья Петровых состоит из четырёх человек: родители и двое несовершеннолетних детей. Приведённые данные позволяют сделать вывод, что семья Петровых является 1) нуклеарной 2) авторитарной 3) демократической 4) социально защищённой

Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) матриархальная

Семья М. состоит из супружеской пары с двумя детьми. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. Роль лидера в семье принадлежит отцу мужа, в семье чётко разграничены мужские и женские обязанности, домочадцы безоговорочно выполняют требования главы семьи. К какому типу может быть отнесена семья М. в зависимости от характера распределения домашних обязанностей? 1) нуклеарная 2) многодетная 3) партнёрская 4) патриархальная

Семья Петровых состоит из супружеской пары с трёхлетним ребёнком. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. К какому типу относится семья Петровых? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

Семья Петровых живёт в собственном доме в посёлке городского типа. Она состоит из восьми человек: мать, отец, их несовершеннолетний сын, их совершеннолетняя дочь с мужем и ребёнком, а также родители отца. К какому типу может быть отнесена семья Петровых в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

Семья Крыловых живёт в собственном доме в посёлке городского типа. Она состоит из пяти человек: матери, отца, их несовершеннолетнего сына, а также родителей отца. К какому типу может быть отнесена семья Крыловых в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

Семья любого типа характеризуется 1) обязательным возложением домашних обязанностей на женщину 2) экономической зависимостью женщины от мужчины 3) справедливым распределением домашних обязанностей 4) наличием домашнего хозяйства, общего быта

Семья М. состоит из молодой супружеской пары с 3-летним ребёнком. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. К какому типу может быть отнесена семья М. в зависимости от численного состава? 1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

На вопрос журналистов о том, чем является для него семья, известный артист ответил: «Семья – это место, где я всегда чувствую себя защищённым». Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример? 1) Семья заботится о поддержании физического здоровья своих членов. 2) Семья создаёт благоприятный психологический и эмоциональный климат. 3) Семья участвует в социализации подрастающего поколения. 4) Семья осуществляет первичный социальный контроль поведения своих членов.

Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи? 1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль. 2) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк. 3) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку. 4) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

В крестьянских семьях средневековой Европы детям чуть ли не четвёртого года жизни поручалась посильная работа. В этом факте проявляется функция семьи 1) досуговая 2) эмоциональной поддержки 3) хозяйственно-экономическая 4) социально-статусная

Установите соответствие между проявлениями и функциями семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) совместное расходование 1) социальная семейного бюджета 2) экономическая Б) передача детям определённого статуса В) создание семейного бизнеса Г) совместное ведение домашнего хозяйства Д)обучение детей правилам этикета

Что характеризует семью демократического (партнёрского) типа? 1)Семья морально регламентирует поведение членов семьи. 2)Дети не имеют права спорить с родителями, отстаивая свою точку зрения. 3) В семье четко разделены обязанности: муж зарабатывает деньги, жена – домохозяйка. 4) В принятии семейных решений все члены семьи имеют свой голос.

Верны ли следующие суждения о семье? А. Союз мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном браке, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, называют семьёй. Б. Члены семьи связаны общим бытом, моральной и правовой ответственностью. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о семье? А. Семьей называют малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. Б. В отличие от участников других малых групп, между членами семьи существуют непосредственные личные контакты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример? 1) Семья оказывает психологическую поддержку. 2) Взрослые участвуют в получении образования детьми. 3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни. 4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.

Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) семейный выезд в лес на пикник в выходной день Б) распределение между супругами домашней работы В) знакомство с семейными традициями, их сохранение и развитие Г) обучение детей правилам поведения за столом Д) планирование бюджета семьи НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ 1) хозяйственная деятельность 2) воспитательная деятельность 3)организация досуга

В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье 1) демократической 2) патриархальной 3) партнёрской 4) неполной

Верны ли следующие суждения о семье и семейных отношениях? А. Современное общество заинтересованно в укреплении семьи. Б. Для постиндустриального этапа развития общества характерен патриархальный тип семьи. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о семье и семейных отношениях? А. Члены семьи связаны моральной и правовой ответственностью. Б. Преобладающей формой семьи в современном западном обществе является патриархальная семья. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)В семье ребёнок усваивает моральные ценности, нормы поведения. (Б)Думается, в благополучной, счастливой семье не может быть проявлений отклоняющегося поведения. (В)Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2)выражают мнения

Предварительный просмотр:

В современном обществознании принято выделять нуклеарные и расширенные семьи. Понятие «нуклеарная семья» используется для обозначения семьи, включающей только мужа, жену и их детей. Расширенная, или многопоколенная, семья состоит из трёх-четырёх поколений совместно проживающих родственников.

В современном обществе семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также функции семьи. Патриархальная семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом, которым обычно пользовался традиционный глава семьи. Формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). В семейном праве современных западных обществ всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можно говорить о семье демократического типа.

Произошло также существенное изменение экономической функции семьи – сдвиг от производства к потреблению. Патриархальная семья была и хозяйственной единицей, участвующей в производстве. В современном обществе производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли…

По оценкам ряда социологов, происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьёй других важных функций.

(Адаптировано по материалам интернет-издания)

  1. В тексте рассматриваются две пары различных типов семьи. Укажите эти пары.
  1. Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. В чём конкретно выражается ослабление этой роли (приведите два проявления) ?

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи …формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) …даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался доверием жены, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность

Всё руководство домашним хозяйством было в руках женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт зерну, сену, соломе, муке… Весь скот и вся домашняя живность находилась под присмотром женщины. Под её неусыпным надзором было всё, связанное с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Женщина отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве…

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, т.е. земельного общества, семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто во всяком деле имел не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причём открыто, при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) благоразумно не участвовали в них.

(По В.И. Белову)

Назовите три проявления формального главенства мужчины в семье, описанные в тексте.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

(По Н.Я. Соловьёву)

Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше городских жителей, чем сельских жителей.

Равные доли опрошенных обеих групп считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность жены.

Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, больше сельских жителей, чем городских жителей.

Среди городских жителей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди сельских жителей, чем среди городских жителей.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

Некоторая часть опрошенных готовы рассмотреть вопрос о распределении домашних обязательств в зависимости от конкретных обстоятельств.

Большинство опрошенных городских жителей не состоят в браке.

Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди городских жителей.

Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного договора.

Социологические службы опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


В стране Z преобладают семьи партнёрского типа.

Люди понимают важное значение семьи в жизни человека.

Большинство опрошенных несчастливы в личной жизни.

В стране Z распространены многодетные семьи.

Люди рассчитывают на поддержку семьи в различных жизненных ситуациях.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Треть опрошенных отрицают ценность семьи в современном обществе.

Большинство опрошенных высоко ценят роль семьи в жизни человека.

Одинаковые доли отвечавших считают, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась и что семья мешает карьере.

Мнение, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась, популярнее, чем мнение, что семья помогает во многих вопросах.

Четверть опрошенных считают, что семья прежде всего оказывает материальную поддержку.

Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Большинство опрошенных каждой группы считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства.

Доля тех, кто считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность мужа, больше среди респондентов со средним образованием, чем среди получивших высшее образование.

Больше респондентов со средним образованием, по сравнению с получившими высшее образование, отмечают, что обязанность вести домашнее хозяйство - обязанность жены.

Среди получивших высшее образование больше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди респондентов с высшим образованием, чем среди получивших среднее образование.

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Независимо от уровня образования жители страны Z в большинстве разделяют патриархальные взгляды на семью.

Люди с высшим образованием в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

Большинство опрошенных не состоят в браке.

Партнёрский тип семейных отношений весьма популярен среди жителей страны Z.

Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.


Часть 1.

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Средний класс – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.



В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

(По материалам интернет-энциклопедии)

1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

2. В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры.

3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

5. Какие четыре функции среднего класса рассмотрены автором текста?

6. Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте?

Часть 2. Работа с диаграммами

Задание 1. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

А)

1)Независимо от возраста опрошенные в большинстве случаев связывают отклоняющееся поведение с социальными факторами.

2)Молодёжь считает отклоняющееся поведение сознательным выбором человека.

3)Среди опрошенных нет единого мнения о причине отклоняющегося поведения.

4)Опрошенные обеих групп негативно оценивают влияние общества на человека.

5)Люди старшего возраста чаще, чем молодёжь, размышляют о причинах отклоняющегося поведения.

В)

1)Наименьшая доля опрошенных в обеих группах видит причину во влиянии социального окружения.

2)Наибольшая доля опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

3)Процент тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

4)Одинаковая доля опрошенных в обеих группах считает, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

5)Процент тех, кто считает, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди 60-летних, чем среди 25-летних.

Задание 2. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2)Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3)Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше среди 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4)Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5)Доля, испытавших затруднение при ответе на вопрос, выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

В) Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

2)Люди старшего возраста в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

3)Большинство опрошенных не состоят в браке.

4)Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди граждан страны Z.

5)Граждане страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

Задание 3. В стране Z был проведён опрос 17-летних юношей и девушек о том, какой способ поведения в социальном и межличностном конфликте они считают наиболее эффективным.

Результаты опроса двух групп опрошенных (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2)Для юношей более характерно отстаивать свои интересы.

3)Треть опрошенных обеих групп выбирают уступку.

4)Бóльшая доля девушек выбирают поиск компромисса, чем уход из ситуации.

5)Среди юношей поиск компромисса менее популярен, чем уступка.

В) Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.

2)Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

3)Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.

4)При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия по половому признаку.

5)Участники опроса считают, что при разрешении конфликтов могут быть использованы разные стратегии.

Задание 4. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Для чего люди создают семью?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

А) Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшая доля опрошенных считает, что люди создают семью, чтобы не быть одинокими.

2)Среди опрошенных больше тех, кто считает, что люди создают семью для того, чтобы были дети, продолжился род, чем тех, кто считает, что они делают это, чтобы иметь обустроенный быт.

3)Одинаковые доли отвечавших считают, что люди создают семью для того, чтобы чувствовать себя нужными и иметь уютный дом.

4)Мнение, что люди вступают в брак, так как это принято, более популярно, чем мнение, что люди не хотят быть одинокими.

5)Четверть опрошенных считают, что люди вступают в брак, чтобы не быть одинокими.

В) Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)В стране Z преобладают семьи традиционного (патриархального) типа.

2)Молодёжь скептически относится к вступлению в брак.

3)Наибольшую значимость люди придают репродуктивной функции семьи

4)Всегда есть те, кто стремится с помощью семьи решить свои бытовые проблемы.

5)Люди предпочитают семьи с двумя-тремя детьми.

Мне 29 лет, я не замужем и в ближайшее десятилетие семью не планирую. Вместо этого я осваиваю новую профессию и ищу свое место в жизни. "Молодёжь…", - вздыхают мои старшие родственники, когда пытаются наставлять меня, что "семья есть суть и остов". На самом деле в глазах тех, кого принято считать молодёжью, - парней и девушек от 19 до 25 лет, я безнадёжная старая дева. Мои младшие сестрёнки и братишки все как один после университета в первую очередь планируют обзавестись семьями, а уже потом - всё остальное.

Хотя средний возраст вступления в брак по стране с 2014 года увеличился на два года (с 27 лет до 29 у мужчин, и с 24 до 26 у женщин), два разных исследования казахстанской молодёжи показывают, что брак для сегодняшних молодых людей важнее, чем образование. Это не что-то из ряда вон выходящее и вполне вписывается в наше представление о казахстанском обществе. Но одно дело - наши собственные эмпирические заключения, а другое - подкреплённые цифрами исследования. Есть и другая за 10 лет казахстанцы заключили полтора миллиона браков, но 500 000 из них распались. Что с этой тенденцией будет позже, пока неизвестно.

В октябре директор Молодёжной информационной службы Казахстана Ирина Медникова презентовала исследование городской молодёжи от 14 до 25 лет (ещё не опубликовано), в том числе казахстанской, основанное на разговорах с экспертами, работающими с молодёжью, (30 человек) и фокус-группах (в общем 100 человек из "столиц"). Исследователи проводили с ними глубинные интервью, этим и объясняется небольшое количество опрошенных. По данным Медниковой, главной ценностью нашей молодёжи является семья. "Более того, - говорит Медникова, - рассуждая о важности семьи, молодые люди отмечали, что важно слушать родителей, так как они всё равно окажутся правы, важно радовать родителей и оправдать их ожидание". Исследование также проводилось в Армении, Кыргызстане, России и Украине. Молодёжь этих стран от нашей отличается тем, что главная ценность для них - качественное образование.

Важность семьи в глазах молодёжи подтверждают и другие количественные исследования, например фонда им. Фридриха Эберта "Молодёжь Центральной Азии" (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан), опубликованные в 2016-2017 годах. Эти исследования проводились в 2014-2015 годах, в них участвовало 1000 казахстанцев от 14 до 29 лет (14-19 лет - 30,5%, 19-24 лет - 36,5%, 25-29 лет - 33%) из 16 регионов Казахстана По его итогам, один из главных приоритетов казахстанской молодёжи - состоять в браке (для 75,9%), - это чуть важнее, чем получить высшее образование (72,9%), и важнее, чем сделать карьеру (для 67,2%). При этом молодые казахстанцы стремятся к независимости меньше, чем их сверстники из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Исследователи узнавали мнение молодёжи и о многожёнстве: полностью согласных с многожёнством оказалось 4,7%, скорее согласных - 11,9%. Несогласных с многожёнством - 61,4%, в то время как в Таджикистане несогласных - 62,6%, Кыргызстане - 64,1%, а в Узбекистане - 73,2%. Судя по всему, в Центральной Азии наиболее лояльно к многожёнству относятся казахстанские молодые люди. Но при этом 36,5% считают, что мужчина и женщина делят сферы влияния в семье и имеют равные права, а 32,2% придерживаются патриархальной модели: мужчина выполняет функции главы семьи, а женщина подчиняется его решениям. Ещё стоит отметить, что 30,5% причиной своего высшего образования называют желание своих родителей.

Как молодые относятся к своему здоровью? 56% из них не курят, 61,5% - не употребляют алкоголь, но вряд ли это характеризует молодых людей как сторонников здорового образа жизни: 73,3% респондентов иногда или редко посещают фитнес-клубы. В отказе от сигарет и алкоголя у молодых людей присутствует мотив религиозности: "Я месяца два назад бросил курить и пить. К алкоголю отношусь хорошо, положительно. Не то чтобы так очень положительно, но я не считаю его таким большим грехом, как сигарета, например" (пример из комментариев респондентов, молодой человек, 26 лет, работает). Ребята также сообщали, что алкоголь и табак сегодня заменяются слабоалкогольными коктейлями и кальяном.

К слову, атеистов среди опрошенных оказалось всего 2% (20 человек из 1000), хотя и религиозных оказалось не так много - 6,5%. 73,5% обозначили себя как верующих, но не участвующих в религиозной жизни. 66% всех, кто не отнёс себя к атеистам, были мусульманами, и 30,7% - православными христианами.

На вопрос "Интересуетесь ли вы политическими событиями?" 45,9% ответили, что интересуются лишь иногда, а 33,6% не интересуются вообще. Зато, по мнению молодёжи, более заинтересованы в текущих политических вопросах их родители - 30,5%. При этом только у 7,1% молодых людей политические взгляды не совпадают с политическими взглядами родителей. Получается, остальные молодые люди солидарны со своим родителями в вопросах политической ориентации. Интересно, но традиционным источником информации о политике для молодых остаётся телевидение (для 90%), а интернет - на втором месте. Кроме того, молодые люди ближайшим союзником Казахстана считают Россию - 72%, а вот за США проголосовало 18,3%. Надо ли говорить, что высок уровень гомофобии (57,8% относятся к гомосексуальным людям отрицательно и крайне отрицательно), которая косвенно свидетельствует и о высокой ксенофобии в целом.

"Второе, что отметила и сама молодёжь, и эксперты, работающие с ней долгие годы, - что молодежь апатична, не уверена в себе, сильно зависит от мнения взрослых", - говорит Медникова. Кроме того, эксперты исследования отметили, у нынешних молодых низкий эмоциональный интеллект. "Если пять лет назад молодёжь очень легко могла описать свои ощущения и эмоции, то сейчас она хорошо анализирует, но если её спросить о чувствах, то молодые люди отвечают со скрежетом". В работе, по мнению экспертов исследования, молодые соискатели стали слабее. Они хорошо проходят интервью, но потом не оправдывают надежд: по мнению представителей самой молодёжи, они слабо мотивированы.

Если городская молодёжь ищет мотивацию для работы, то сельская молодёжь, особенно казахоязычная, занята выживанием, не в последнюю очередь из-за плохого качества образования. В 2012 году по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) успеваемость казахстанского ученика городской школы с русским языком обучения и ученика сельской казахоязычной школы отличается, разрыв между учениками составляет почти три года не в пользу второго.

Исследователи фонда им. Фридриха Эберта считают, что желание улучшить уровень жизни и большие возможности для трудоустройства - две основные причины, из-за которых молодежь переезжает в большие города. Понятно, что из-за уровня образования приезжая молодёжь в большинстве своём не способна конкурировать с городской, отсюда и низкий уровень жизни. Но существуют и другие причины. Традиционно сельские семьи гораздо более патриархальны, и выросшие в них дети являются единственными кормильцами родителей и многочисленной родни. Это прямым образом отражается на благосостоянии молодёжи, приехавшей за заработками в города.

Неподвижность и консервативность - главные качества молодых людей страны. Такие выводы ожидаемы, ведь государство во все периоды независимости транслирует в общество идеи стабильности и монументальности. Как и в любых патриархальных обществах, отношения между поколениями здесь строятся на повиновении. В этом легко убедиться на примере государственных образовательных учреждений: отношения между учителем и учеником базируются на послушании и авторитете учителя. Послушание ставится выше, чем индивидуальность ребёнка. Недалеко ушли и вузы, которые используют студентов для массовок на официальных мероприятиях.

Живя в крупных городах и работая в креативных или научных сферах можно посчитать, что молодые люди страны - это свободные и открытые миру юноши и девушки. Однако цифры говорят об обратном. С другой стороны, нельзя сказать, что консервативность молодёжи - что-то неизменное. Те, кому во время проведения исследования было 14-20 лет, возможно, в будущем кардинально изменят свои взгляды.

Интересно и то, что 2019 год в Казахстане станет годом молодёжи. Об этом сказал Нурсултан Назарбаев. Сейчас в стране действуют 30 программ для молодых людей, в том числе и государственных. Полный список обещает опубликовать в ближайшее время Молодежная информационная служба Казахстана. Возможно, в 2019-м их станет ещё больше, и это сможет повлиять на ценности тех, кто будет отвечать за будущее страны.