Диеты

Сотрудничество между детьми в логопедической работе. Взаимодействие учителя – логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопедической группе детского сада

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6

СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

Т.А. Баклыкова,

учитель-логопед

г. Красновишерск

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и (СЛАЙД) с нарушениями речевого развития разной тяжести. Наиболее распространенным речевым расстройством является общее недоразвитие речи, при котором у детей нарушены все компоненты речевой системы, как языковой, так и смысловой.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопедов речевых групп. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте (СЛАЙД) встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, (СЛАЙД) отсутствием логопедических садов в массовые дошкольные учреждения попадают дети со сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

(СЛАЙД) В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Успех коррекционной работы в группах массового дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. (СЛАЙД) А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики и организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Успешное преодоление общего недоразвития речи у детей в массовых группах возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов ДОУ на интегративной основе. (СЛАЙД) Для этого педагогам необходимо соблюдать единство в требованиях, предъявляемых к детям при решении задач коррекционного обучения:

    Формирование правильного звукопроизношения.

    Формирование фонематических представлений.

    Подготовка к обучению элементам грамоты, навыкам звукового анализа и синтеза.

    Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

    Развитие навыков связной речи.

Дополнительные задачи определяются особенностями психического развития дошкольников с ОНР (особенностями внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, моторики, временной и пространственной ориентировки, затруднения в произвольной деятельности и других вторичных отклонений), коррекция которых необходима для успешного освоения программы и разностороннего развития детей.

Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством.

(СЛАЙД) В работе над речью детей перед воспитателем и учителем - логопедом стоит общая цель:

Сформировать правильную речь как средство общения, необходимое для полноценного развития ребенка и его позитивной социальной адаптации.

- обеспечить преемственность специалистов ДОУ в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть чётко определены и разграничены. Ведущая роль в коррекционной работе, безусловно, принадлежит учителю-логопеду.

(СЛАЙД) Деятельность учителя-логопеда предусматривает.

Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.

Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

Коррекцию звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Усвоение норм лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.

Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

Коррекцию нарушений слоговой структуры.

Развитие просодической стороны речи.

Профилактику нарушений письма и чтения.

Формирование навыков послогового чтения.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

(СЛАЙД) Задачи, над которыми работают воспитатели.

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Так как воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять упражнения, закреплять правильное звукопроизношение, одновременно обобщать знания детей о проходимой лексической теме.

(СЛАЙД) А также в основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

А также комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. И в массовых детских садах этот принцип будет способствовать объединению и взаимосвязи всех участников данного процесса.

Для удобства работы разрабатывают:

1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.

2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.

3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

(СЛАЙД) Такое всестороннее обследование как логопедическое обследование , в ходе которого логопед устанавливает уровень речевого нарушения ребенка, выявляет характера и степень тяжести, определяются потенциальные возможности и перспективы овладения родным языком, и педагогическое обследование , в ходе которого воспитатели, в свою очередь, выявляют уровень знаний и умений, необходимый для осуществления различных видов деятельности, а также определяют характерологические особенности ребенка, помогает учитывать индивидуальные особенности и возможности детей при планировании и проведении коррекционно-воспитательной работы.

(СЛАЙД) Воспитатели составляют перспективное планирование по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», а именно в области познания и «Речевое развитие» на основе перспективного планирования логопеда и с учётом его рекомендаций.

Воспитатель организует образовательную деятельность по познавательному развитию таким образом, чтобы оно являлось предшествующим логопедическому занятию (другими словами опережающим или подготавливающим), а «Речевое развитие» - закрепляющим.

Для исправления речевых недостатков не менее значимыми являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда. Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме. (СЛАЙД) Материал для индивидуальной и подгрупповой работы записывают в «Тетради взаимосвязи », которая заполняется накануне изучения новой темы. Все виды заданий знакомы детям и подробно разъяснены педагогам. Далее, в результате проведения логопедических занятий, ежедневно необходимо вносить дополнения: материал, который требует повторения или недостаточно усвоен детьми.

(СЛАЙД) В Тетрадь взаимосвязи можно заносить содержание логопедических пятиминуток. Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

(СЛАЙД) Игры и упражнения , рекомендуемые учителем-логопедом в тетради взаимосвязи, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз. Дошкольникам предлагаем игры и упражнения различного уровня сложности в зависимости от тяжести речевого дефекта и индивидуальных особенностей возможностей ребёнка.

(СЛАЙД) А также в тетрадь заносится к оррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Из моего наблюдения, не знаю, согласитесь вы со мной или нет, одним из наиболее трудных направлений в коррекционно-развивающей деятельности для воспитателей является контроль за автоматизацией поставленных звуков . Ведь э ффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. Можно использовать разные приемы работы .

(СЛАЙД) Например, каждому ребенку в группе прикрепить бейджик или наклейки-напоминалочки с изображением буквы, обозначающей звук, над которым в данный момент работает учитель-логопед. Это позволит воспитателю контролировать поставленный звук у каждого ребенка и исправлять звук в спонтанной речи ребенка.

Как вариант одного из приемов по автоматизации правильного произношения, можно закрепить за каждым воспитателем группу детей со сходными недостатками . Один следит за автоматизацией свистящих и шипящих звуков у дошкольников, другой - соноров. Хотя нельзя назвать этот прием эффективным.

Используют еще такой прием, когда профиль звукопроизношения детей расположен на зеркале в рабочей зоне группы и находится в постоянном поле зрения воспитателя, а также тех детей, которые уже умеют читать и могут исправлять речь своих сверстников.

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. В подготовке к проведению праздников с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика.

Планирование и подбор речевого материала нужно осуществлять совместно с музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, при этом учитывать возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

(СЛАЙД) Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. (СЛАЙД) Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе . В старших и подготовительных группах рекомендовано создать (СЛАЙД) речевой уголок в группе или ц ентр «Будем говорить правильно» , который будет служить коррекционной цели и будет системой в процессе работы. В групповой комнате можно использовать (СЛАЙД) «Лексическое дерево», где размещаются атрибуты к изучаемой лексической теме (карточки, картинки, игры и т.д.).

Еженедельно воспитатель подбирает речевой материал для каждого ребёнка в соответствии с рекомендацией учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

(СЛАЙД+2) Взаимодействие между специалистами ДОУ также осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций.

(СЛАЙД) Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы.

(СЛАЙД) Интегрированное взаимодействие специалистов является одним из условий в преодолении ОНР у дошкольников, что позволяет в большинстве случаев устранить общее недоразвитие речи у детей, а в тяжёлых случаях добиться значительной положительной динамики не только в развитии речи, но и в коррекции вторичных отклонений. (СЛАЙД) Своевременное и комплексное сопровождение дошкольников с ТНР открывает равные возможности для детей с речевой патологией и с нормальным психофизическим развитием при формировании предпосылок к учебной деятельности, их успешной социализации и адаптации в обществе, личностного и творческого развития.

1. Центр «Будем говорить правильно» .

Цель: воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, развитие артикуляционной моторики, закрепление правильного уклада при произношении звука, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, дифференциация и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматических категорий, закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, связной речи.

Оборудование:

Для совместной работы взрослого и ребёнка:

    Зеркало с лампой и полка для пособий.

    Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.

    Картотека предметных картинок и дидактических игр для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат.

    Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, звуковые домики и т.д.)

Для самостоятельной деятельности детей:

    Серия сюжетных картинок. Например: «Как ловили червячка», «Работа в огороде».

    Схемы, алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов о предметах и объектах.

    Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений. «Буквенное лото», «Слоговое лото» и т.п.

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи («Один-много», «Бабочка и цветок», «Кто за деревом», «Мой, моя, моё», «Чей, чья, чьё?», «Это кто такой большой?»).

    Настенный алфавит, различные виды азбук (вязаная азбука, азбука, вырезанная из наждачной бумаги и т.д.).

Игры для знакомства детей с понятиями «Звук», «Буква».

    Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.

    Игры на развитие фонематического восприятия. «Найди место».

    Игры на совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

Литература:

1. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: Сфера, 2009.-64 с

2. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / Под ред. О.А. Денисовой. - М.: Сфера, 2012.-64 с

3. Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Изд: Каро, 2009.- 256 с

Гильметдинова Миляуша Фаритовна,учительлогопед,МБДОУ «Детский сад №130 комбинированного видас татарскимязыком воспитания и обучения» Приволжского районаг. Казани[email protected]

Сотрудничество логопеда и родителей,

имеющихдетейОНР вусловияхДОУ

Аннотация.Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаютсянетолько в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речьребенкаразвивается под влиянием взрослых и взначительной мереопределяетсяегособственной речевой практикой, что в своюочередь, зависит от нормального социального окружения ребенка спервых дней жизни.Ключевые слова:сотрудничество логопеда с семьёй,семейноевоспитание,нарушение речи,квалифицированную помощь родителям,родительская мотивация, основныенаправления работы с ребенкомэффективные формы,логопедические уголки, индивидуальныепрактикумы.

Одним из направлений коррекционновоспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителялогопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Среди разнообразных речевых расстройствв детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексикограмматической стороны речи, несовершенство связной речи.Нарушение звукови слоговой структуры слов родители, какправило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическуюгруппу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагогинаучат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами.

По заключению медикопедагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основныенаправления работы с ребенком.Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.Она может проводиться в различных формах:выступления на родительских собраниях,индивидуальные консультации, семинары,занятияпрактикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты,организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка.Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,информационных стендов,тематических выставок книг. Там выставляется: справочныйматериал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитиюречи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.

Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.Длительность занятий не должна превышать 1520 минут. Начинать нужно с 35 минут.Занятия должны проводиться 23 раза в день. Лучшее время для занятий –после завтрака и после дневного сна.Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать.Активно используйте на занятиях наглядный материал.Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Наиболее эффективные формы:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместнаявыработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизациипоставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексикограмматического строя и связной речи и др.)Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.

Ссылки на источники1.Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 80.2.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М., 1991. –С. 105–116.3.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 3.

Gilmetdinova Milaysha Faritovnateacherand speech therapist, MBDOU"Kindergarten№130combined typewithTatar languageeducation and training"Volga district of [email protected] therapistand parentswith childreninOHPDOWconditionsAbstract. The childwas masteringspeech, when he wasengaged not onlyin educational institutions, but also in the family.After all,the child"s speechis developingunder the influence ofadults andis largely determined byhis ownspeechpractice, which in turndepends on thenormal socialenvironment of the childfrom the first daysof life.Keywords:Cooperationspeech therapistwith family, family education,speech disorder, professional assistanceto parents, parental motivation,the main directions ofwork with the childeffektivnyeformy, logopedicheskiecorners, individual workshops

Гребенщикова Ольга
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами

Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей» говорится : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги , тем более педагоги , работающие с детьми с ОВЗ .

Успешная работа в преодоление речевых нарушений детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.

Модель такого взаимодействия в нашем образовательном учреждении представляет собой целостную систему, это показано на следующей схеме.

Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с детьми – логопатами , перед коллективом ставятся следующие задачи :

Создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;

Повышение профессионального уровня всех специалистов;

Организация коррекционно –развивающей среды , стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми ).

Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно -образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно- педагогической , так и лечебно-оздоровительной работы .

Медицинское воздействие, направленное на укрепление нервной системы, создаёт благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы . Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопедической работы . У ребенка постоянно повышают уверенность в том, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей и взрослых.

Не менее важна взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога , ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях , взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования . Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды , педагоги -психологи и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.

В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов , требующими повышенного педагогического внимания , совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов , проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов , подбор литературы для их самообразования.

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов . Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов : совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми , консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов .

Основные направления работы этих специалистов могут быть представлены в следующем виде :

Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось , логопеду необходимо провести просветительскую работу , рассказать о методах и приемах логопедической работы , которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.

Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.

Сотрудничество учителя- логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами . А они (педагоги ) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом . Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.

Взаимодействие с

учителями осуществляется в форме :

разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми );

обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно – развивающей работы ;

проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;

оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;

взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.

(пока присутствующие читают информацию на слайде, в качестве примера я назову темы совместных заседаний МО с учителями начальных классов ) выступление Давыдовой И. В. «Промежуточная диагностика. Анализ изменений в речевом и общем развитии воспитанников», Гребенщикова О. А. «Определение мер психолого – педагогического воздействия на детей логопатов, у которых за 1 полугодие выявлена недостаточность динамики развития (разработка практических рекомендаций, Кузнецова Л. В. «Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны : и логопед, и учитель ; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы .

Такими же партнерами должны быть учителя - логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.

Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.

Работа воспитателя в рамках интеграции заключается в следующем :

Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

Формирование и развитие словарного запаса;

Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

Формирование познавательного интереса, любознательности;

Развитие связной речи;

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

Формирование учебных знаний, умений и навыков.

В свою очередь работа учителя - логопеда в рамках интеграции имеет следующие направления :

Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;

Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;

Логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам ;

Индивидуальные консультации воспитателей.

Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком , имеющим системное недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий» , в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя - логопеда и учителя музыки . На своих занятиях он проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы . Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, на которых дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению поставленных задач, ведь дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Учитель физкультуры проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствует просодические элементы речи. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата учит детей приёмам самомассажа. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, осуществляет контроль за речью детей. На занятиях физкультурой используется разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения.

Широкие возможности в работе по коррекции речи детей имеются у учителя ИЗО . Ведь исследованиями уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. В связи с этим учитель ИЗО , согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, включает в свои занятия : пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. На уроках ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники : рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.

В заключении мне хотелось бы показать, как на практике осуществляется взаимодействие специалистов на примере изучения темы «Перелётные птицы» :

учитель начальных классов : урок по теме «Перелётные птицы» ;

учитель –логопед : дидактическая игра «Куда спряталась перелётная птица» (отработка правильного употребление предлогов за, перед, над, около, под);

воспитатель : рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа о перелётных птицах;

учитель музыки : логопедическая распевка «Гуси» (музыка Л. Б. Гавришевой, сл. Н. Н. Нищевой) ;

учитель физкультуры : подвижная игра «Уточка» ;

учитель ИЗО : пальчиковая гимнастика «Ласточка, ласточка» .

На данном примере мы видим, что целью системы работы всех специалистов является рациональная организация совместной деятельности для формирования и закрепления правильных речевых навыков у детей, развития сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья, а также построение комплексного коррекционно -развивающего процесса работы с детьми с системным недоразвитием речи.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литература :

1. Бабичина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.

2. Бойцева М. Б., Денисова О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. – М., 2012.

3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.

Как утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции».

В разных источниках описывается работа с родителями, но все чаще в последнее время авторы ссылаются на термин «сотрудничество», например, Перчаткина Е. Дошкольное воспитание, 2008, №10, с.102-108. Исправление речи детей, имеющих ре­чевые дефекты, будет происходить эффективно, если логопед начнет просвещать и обучать их близких взрос­лых. Логопеду необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и при­нимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Только при тесном сотрудничестве ло­гопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - спо­соб формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подго­товку к овладению грамотой. Неправиль­ное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, му­чительно переносят насмешки. Если в до­школьном возрасте у ребенка не выработа­но правильное звукопроизношение и внят­ность речи (не говорю уже об исправле­нии таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др.), то в школьном возрасте труд­ности значительно возрастут: ребенок ста­нет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, пи­сать так, как говорит, испытывать затрудне­ния при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении -агрессивность либо вялость, заторможен­ность. Безусловно, это отразится на интере­се ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Следовательно, одной из основных за­дач логопеда является формирование у ро­дителей мотивации к коррекционной работ e с их детьми.

Каждый год в сентябре в группах для дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями логопедом проводится обследование речи, а воспитателями - психолого-педагогическое обследование детей. В речевом уголке появляется объявление о том, что в течение ближайшей недели родители в удобное для них время приглашаются для беседы с логопедом. Эти первые беседы и собрания играют огромную роль в мотивировании родителей на сотрудничество с логопедом.

Первая встреча, позволяющая установить контакты логопеда с родителями, играет важную роль для обеих сторон. Во время этой встречи происходит сбор анамнеза, мамы рассказывают о своих детях. Логопед слушает, записывает, задает вопросы. Замечу, что родители не всегда правильно представляют уровень знаний ребенка, обнаруживаемый им в процессе обследования. Поэтому необходимо придерживаться следующих принципов при общении с родителями.

В конце сентября - начале октября проводится собрание родителей, на котором их знакомят с результатами обследования. Логопеду необходимо донести до родителей то, что контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности.

Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Однако применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Поэтому, логопед действует совместно с невропатологом. Назначенные невропатологом одни лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, другие препараты непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Всё это очень тактично, доходчиво и серьёзно нужно изложить в индивидуальной беседе с родителями ребёнка.

Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.

Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи несомненно способствует повышению эффективности логопедической работы.

Логопед говорит об ошибках речи, характерных для всех детей и о том, что коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все - логопед, воспитатели, родители,- имея общую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет влияние на развитие ребенка, и к концу года он будет подготовлен к усвоению школьной программы.

Затем с каждым присутствующим ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично; ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на собрание или консультацию приходят и отец и мать.

С ноября месяца все родители активно включаются в совместную работу. Взаимодействие с родителями происходит в процессе коррекционной работы с детьми и согласно плану (приложение №2).

Схематично формы взаимодействия с родителями можно представить так (приложение №1).

Формы взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребенка с нарушением речи во 2 речевой группе МДОУ №2.

Информационные

    Информационные корзины.

Удачной находкой для согласования работы логопеда, воспитателя и ро­дителей стали «информационные корзины» (Бачина О.В. «Логопед» №8 2006 г), в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести пред­ложения и замечания. На основании этих записей воспитатель или другие специалисты корректируют свою работу, а учитель-логопед может сделать вы­вод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

    Тематические выставки.

Регулярно, соответственно темам, готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и т.д. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. Родители умело распорядились этой информацией и регулярно пополняют наши игры экспонатами, которые были сделаны детьми и родителями дома.

    Речевой уголок

В начале каждой недели обновляется информация в речевом уголке. Родители еще раз знакомятся с материалом, который ребенок должен усвоить в течении тематической недели. Рубрики речевого уголка: «Вводим в активный словарь»; «Учите с детьми»; «Лексико-грамматические игры и упражнения»; «Родителям рекомендуется».

    Очень часто, приходится прибегать к силе статей в журналах и книгах, которые оказывают на родителей большое влияние, особенно, если подтверждают рекомендации и мнение педагогов.

Коллективно-практические

    Родительские собрания

Родительские собрания в речевой группе стараюсь проводить в необычной форме. Выдавая родителям информацию, стремлюсь к тому, чтобы они сами делали выводы. Обязательно проводим практическую работу (например, ситуация: ребенок оказывается дома выполнять артикуляционную гимнастику. Что делать?) Родители охотно высказывают мнения, делятся опытом, проигрывают определенные ситуации.

    Встречи с родителями

    Открытые занятия

Открытое фронтальное занятие - это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Но вместе с тем это экзамен и для родителей. Тот, кто был хорошим помощником ребенку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьей, а активным участником большой повседневной работы, тот на этом открытом занятии будет вознагражден, видя успех своего ребенка.

    Семинары-практикумы

Семинары- практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

«Как научить ребенка пересказывать тексты»

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

«Основные приемы коррекции слоговой структуры в домашних условиях»

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

    Круглые столы

На круглые столы приглашаются автори­тетные специалисты: педагоги, психологи, врачи, активно ис­пользуется техническое оснащение. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу доверия как для детей, так и для взрослых.

    Игры-тренинги

Индивидуальные

    Анкетирование

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

    Беседы

    Консультирование

Консультации, логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

-“Артикуляционная гимнастика”
-“Развитие мелкой моторики”
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу” .

    Домашние задания

Основной формой взаимодействия с родителями у нас является папка для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом 1 раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое,то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

    Приобщение к жизни группы

Родители регулярно привлекаются к жизни группы. Это и проведение праздников, и ремонты, и прогулки и экскурсии. Родители – частые гости в группе и кабинете логопеда, поэтому все проблемы группы на виду, родители сами предлагают пути их решения. Таким образом, в этом году родителями был разработан эскиз логопедического уголка для индивидуальной работы по звукопроизношению и оказана спонсорская помощь в его приобретении.

    Мониторинг речевого развития

    Ежедневное общение

Творческие

    Участие в проектах группы

Совместная работа педагогов группы и родителей, позволила осуществить проект «Времена года», в рамках детского сада. Родители принимали активное участие и вместе с детьми составили альбом собственных сочинений на тему: «Осень-Зима».

    Изготовление пособий

Регулярно пополняется в логопедическом кабинете копилка игр и пособий, изготовленных родителями. «Нюша», «Веселый язычок», «Звуковички», «Сад-огород», «Овощи-фрукты» и многие другие.

    Изготовление ежемесячной тематической газеты

    Портфолио «Я красиво и правильно говорю»

В стадии разработки находится проект детских логопедических портфолио. Это своеобразная ступенька к успеху. Начинается портфолио с фотографий артикуляционных движений, освоенных ребенком в первые 3 месяца нахождения в речевой группе.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Приложение 1.

Принципы, в соответствии с которы­ми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителя­ми детей имеющими недостатки речи.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему гла­зами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно об­ращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улав­ливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнер­ских отношений.

5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от кри­тики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких роди­телей.

9. В условиях коллективного общения с родителями ис­пользовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседо­вать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и ува­жение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргумен­ты, приводить научно-достоверную информацию с точки зре­ния психолого-педагогической литературы, избегая сложных

понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «де­фект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: « трудности », « проблемы », « недостатки ».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.

Приложение 2.

План работы и взаимодействия учителя-логопеда

с родителями воспитанников 2й речевой группы МДОУ №2. на 2011-2012 год.

Мероприятие

Тема

Форма

Участники

Месяц

1.

Анкетирование

Сбор анамнеза

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

2.

Беседы

Сбор анамнеза

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

3.

Родительское собрание

Результаты диагностики. Причины возникновения речевых нарушений.

коллективно

Логопед, родители, воспитатели

сентябрь

4.

Семинар-практикум

Артикуляционная гимнастика

коллективно

Логопед, родители

сентябрь

5.

Консультация

Выполнение домашних заданий в папках

Коллективно и

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

6.

Пополнение информационной корзины

информационная

Логопед, воспитатели

В течение года

7.

Выпуск газеты

Соответственно тематическому плану

творческая

родители

ежемесячно

8.

Выполнение домашних заданий в папке

индивидуально

Родители, дети

В течение года

9.

Консультация

Развитие ммр

информационная

Логопед, родители

ноябрь

10.

Изготовление дидактических пособий

Проведение артикуляционной гимнастики.

творческая

родители

Ноябрь, декабрь

11.

Оформление речевого уголка

информационная

логопед

В течение года

12.

Подготовка к утреннику

Новый год

творческая

Декабрь

13.

Семинар -практикум

В гостях у звука Р.

коллективно

Логопед, родители

Декабрь.

14.

Открытое занятие

Звуко-буквенный анализ слов

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Декабрь

15.

Консультация

Компьютер-враг?

информационная

логопед

Январь

16.

Участие в групповом проекте

«Времена года»

творческая

Родители, логопед, воспитатели

Февраль, март

17.

Открытое занятие

Составление рассказа по опорным картинкам

коллективно

Логопед, родители

Февраль

18.

Беседы

индивидуально

Логопед, родители

По мере необходимости

19.

Выставка рисунков и рассказов.

Моя семья

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Март

20.

Воспитание в семье ребенка-логопата

информационная

Родители, логопед, воспитатели

В течение года

21.

Игра-тренинг

Ребенок отказывается заниматься дома – что делать?

коллективно

Логопед, родители

Март

22.

Встреча с родителями

Проблема речевого уголка.

творческая

Родители, логопед, воспитатели

Апрель

23.

Открытое занятие

Автоматизация звука ш в речи.

коллективно

Логопед, родители

Апрель

24.

Круглый стол

По вопросу мониторинга речевого развития

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Май

25.

Родительское собрание

Занятия на лето

коллективно

Логопед, родители

Май

ЛИТЕРАТУРА

    Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009

    Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. //Дошкольное воспитание, 2008 №10

    Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями.//Дефектология, 1985 №5

    Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.//Логопед в детском саду, 2005 №5-6

    Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007

    Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего школьного возраста.//Рубрика, 2007№6

    Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников

Методический материал рекомендован воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на учащихся с учетом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Особенно взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо при организации личностного подхода к детям, так как при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
К сожалению такое взаимодействие воспитателя с логопедом не во многих детских садах реализуется. Это зависит от многих причин, но прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей логопеда и воспитателя, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Учеными изучены и исследованы конкретные виды взаимодействия логопеда и воспитателя.
Так, совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Изучив научную литературу о взаимодействии воспитателя и логопеда в детском саду по развитию речи у детей с речевыми нарушениями, я пришла к следующим выводам.
1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.