Правильное питание

Беседа по нравственному воспитанию 2 младшая. Дидактические игры по нравственному воспитанию во второй младшей группе

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы

Сентябрь

Беседа «Будь всегда вежливым»

Цель : Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам

Беседа «Как вести себя с игрушками»

Цель : Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.

Эксперимент «Моё тело-это я»

Цель : Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.

Игра «Лужа»

Цель : Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.

Октябрь

Д/и «Антонимы»

Цель : Обогащение словарного запаса детей добрыми словами

Беседа «Что такое милосердие»

Цель : Побуждать и проявлять чувство милосердия к окружающим людям

Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Цель : Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.

Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища»

Цель : воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.

Ноябрь

С/р «Чаепитие в кругу друзей»

Цель : Формировать знания о правилах поведения за столом.

Беседа «Самые любимые»

Цель : Закрепить представление о самых близких людях.

Упражнение «Радость - грусть»

Цель : Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение.

Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»

Цель : Воспитывать желание заботиться о близких людях.

Декабрь

Упражнение «Умей сострадать»

Цель : Воспитывать сострадание к чужим неприятностям.

Дидактическая игра «Комплемент»

Цель : Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.

Беседа «Хлеб – всему голова»

Цель : Воспитывать бережное отношение к хлебу

Беседа «Новогодний праздник»

Цель : Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника.

Январь

Беседа «Каким должен быть друг»

Цель : Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг» , «дружба» , какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.

Чтение сказки «Гуси - лебеди»

Цель : Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.

Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»

Цель : Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

Февраль

Д/и «Добрые слова»

Цель : Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.

Д/и «Защитники девочек»

Цель : Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.

Беседа «Будь терпеливым»

Цель : Учить сдерживаться, быть вежливым в общении с окружающими.

Тренинг «Ласка»

Цель : Учить детей проявлять ласку к своим друзьям.

Март

Экскурсия «Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта»

Цель : Воспитывать уважение к старшим , отработать культуру поздравления

Беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Цель : Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства.

Игра «Угадай, кто это?»

Цель : Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения.

Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» Цель : Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.

Апрель

Беседа «В гости к старичку – Лесовичку»

Цель : Воспитывать чувство сострадания , любовь к природе

Д/и «Что моя вещь расскажет обо мне?»

Цель : Способствовать самораскрытию и самопознанию детей.

Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

Цель : Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения .

Май

Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»

Цель : Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель : Совершенствовать знания о культуре поведения в общественных местах.

Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»

Цель : Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи


Нравственно-патриотическое воспитание детей в 2 младшей группе мдоу №3

Цель: систематизация знаний детей о семье, родном городе, крае.

Продукт проекта: уголок краеведения в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества.

Задачи:

    пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

    воспитывать уважение к культуре других народов края;

    развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов.

Участники проекта

    воспитатели

    дети

    родители

1 этап Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

    дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;

    п/и;

    с/р «Семья».

    экскурсии по микрорайону: «Моя улица, мой микрорайон» с привлечением родителей;

Конструирование

    изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад».

Художественно – творческая деятельность

    Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший»

    Аппликация «Флаг моей Родины».

    Лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»

Развитие речи

    беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

    чтение и заучивание потешек;

    чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине.

Ознакомление с художественной литературой

Формы и методы работы с родителями

    Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»

    Изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города»

    Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы

    Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта

3 этап. Презентация проекта

    Представление уголка краеведения (в течение недели)

    Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».

Безусловно, настоящий проект не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Моей главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, отдавала себе отчет в том, что сама должна хорошо знать его. Должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству. Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста. В работе с детьми я использую такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки из русского фольклора. Объясняю детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город... Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить младшие дошкольники?

Ребенок должен знать название своего города, своей улицы и той, на которой находится детский сад. Затем можно привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Разъясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по микрорайону, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие растительного и животного мира нашего края. После экскурсии дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

При подготовке к беседам по знакомству с родным городом самым сложным для меня явилось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим мною были составлены рекомендации по их составлению:

    Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др.

    Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.

    Детям младшего дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.

    Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в процессе работы над проектом при ознакомлении детей с родным краем использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), что чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры.

Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Мое тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении.

Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Глава 3. Оценка эффективности работы

Данный проект реализовывался в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет в период с сентября 2010 года по март 2011.

В начале работы проводилась диагностика нравственно-патриотического развития детей (на основе рекомендаций В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. «Нравственное воспитание в детском саду»).

Диагностика проводилась в трех направлениях:

    Знания и представления о родном крае.

    Знания и представления о родной природе.

    Знания и представления о труде людей.


Заключение

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

В перспективе в средней группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию во2 младшей группе

«В гости к фее Доброты и Вежливости»

ЦЕЛЬ : закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость и проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Ход занятия

Воспитатель : Дети, посмотрите: У меня есть волшебная карусель! (Показываю зонт с ленточками) . Её мне прислали Фея вежливости и доброты. Она пригласила нас к себе в гости – в волшебный лес, который находится в стране чудес. Эта разноцветная карусель поможет нам туда добраться. Давайте возьмемся за концы этих пёстрых ленточек и закрутимся на карусели!

Воспитатель держит зонт, дети бегают по кругу, взявшись за ленточки

Воспитатель: В карусели дети сели,

Закружились карусели!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

(Дети останавливаются)

Вот она страна чудес,

Перед нами дивный лес!

Вы, ребята проходите,

На пенёчках посидите.

(Дети садятся на пенёчки)

Воспитатель: Посмотрите, кто нас ждет под деревом? Это фея Вежливости и доброты.

В ее королевстве

Воробьи не ссорятся,

Галки не галдят,

Кошки, улыбаясь,

На собак глядят.

«Здравствуйте», «Спасибо!»-

Слышно там и тут.

Весело и дружно

Все в королевстве живут!

Воспитатель : - Ребята, а вы говорите волшебные слова?

Когда утром заходите в группу, что нужно сделать? Что нужно сказать, когда уходите домой?

Ребята, а если вы хотите попросить у товарища игрушку, что нужно сказать? А когда вы чувствуете себя в группе лучше: когда вы ссоритесь или когда вы все дружно играете?

Ребята, фея хотела подарить вам волшебный цветок, но злая колдунья перехватила его, заколдовала и спрятала лепестки» Давайте поможем фее доброты оживить цветок? (дети отвечают). Но, чтобы узнать куда нам дальше идти мы подбросим наш волшебный клубок. А вот желтый лепесток. Чтобы его расколдовать, нужно вежливое слово сказать.

ИГРА «Доскажи вежливое словечко» (с мячом)

1. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече … (здравствуйте)

2. Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите пожалуйста)

3. Друг другу на прощание мы скажем… (до свидания)

4. До чего оно красиво слово доброе… (спасибо)

5. Ты чихнул без лишних слов мы желаем… (будь здоров)

6. В чужой разговор никогда не встревай и взрослых ты лучше… (не перебивай)

7. Когда мы садимся за стол пожелаем друг другу… (приятного аппетита)

8. Когда мы ночью ложимся спать… (Спокойной ночи)

Воспитатель : Молодцы расколдовали желтый лепесток, нужно его прикрепить к серединке. Это лепесток Вежливости, чтобы дети были вежливыми.

Воспитатель подбрасывает клубок выпадает следующий зеленый лепесток.

Воспитатель: Чтобы расколдовать зеленый лепесток нужно помочь нашим сказочным героям, которые совсем запутались (на чудо дереве висят картинки добрых и злых персонажей)

Дидактическая игра «Помоги сказочным героям»

(дети распределяют на зеленую полянку добрых героев, на черную – злых)


Воспитатель : Молодцы расколдовали и этот лепесток – лепесток Помогайка, чтобы дети были всегда трудолюбивыми. (снова лепесток крепят к серединке. воспитатель подбрасывает клубок выпадает красный лепесток)

Воспитатель : Чтобы расколдовать красный лепесток нужно распределить предметы разной геометрической формы в свои домики.

Подвижная игра «Кто быстрее соберется возле своего домика»

(у детей картинки предметов разной формы, по сигналу дети собираются у своих домиков)

Воспитатель: А теперь жителям каждого домика нужно внимательно слушать вопросы и дать правильные ответы.

Дидактическая игра «Ответь правильно »

Что выше стол или стул? (стол)

Сколько звезд на небе? (много)

Спим мы ночью, а зарядку делаем? (утром)

Солнце светит днем, а луна? (ночью)

Кто больше слон или мышка? (слон)

Сколько хвостов у кошки? (один)

Сколько хвостов у тебя? (ни одного)

Сколько у тебя носиков? (один)

Сколько у тебя лапок? (ни одной)

Пол внизу, а потолок? (вверху)

Солнце наверху, а трава? (внизу)

Воспитатель : Молодцы расколдовали красный лепесток - лепесток Сообразительности, чтобы дети были всегда сообразительными и умными. (снова подбрасывают клубок, выпадает синий лепесток – лепесток дружбы) Чтобы расколдовать это лепесток конечно же нам нужно научиться не ссориться и быть дружными.

Пальчиковая игра «Миримся мизинцами»

Больше ссориться не нужно (сцепляют мизинцы)

Мир и дружба, мир и дружба (обнимаются)

Будем мы с тобой дружить (пожимают руки)

Нашей дружбой дорожить (руки прикладывают к сердцу)

Мир, мир навсегда, ссора, ссора никогда! (цепляют мизинцы)

Воспитатель : Молодцы вот и еще один лепесток расколдовали - лепесток дружбы, чтобы дети всегда были дружными. Вот и весь цветок собрали – пора загадывать желания: «Я хочу чтобы дети в нашем детском саду были самыми добрыми, самыми дружными, самыми сообразительными, самыми заботливыми».

Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Прощаются с Феей Вежливости и доброты. Садятся в карусель и берутся за ленточки).

В карусели дети сели,

Закружились карусели!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Вот и наш детский сад

С нетерпеньем ждёт ребят!

Как называется наш детский сад? (Березка)

Как называется наша группа? (Радуга)

А кто главный в детском саду? (дети)

А когда хорошо детям в детском саду? (когда они дружат)

пгт. Фащевка 2016г.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ - ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-роле-вая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
К трем годам наблюдаются качественные сдвнги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух - четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах.
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель.учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Трехлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доб-рожелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
В «Программе воспитания в детском саду» отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы - быть нужными другим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с определенной личностью. И нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.
Дети даже четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляют-ся в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не от-
нимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам - это хорошо.
У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трехлетних».
К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство - нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.
Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

марина малюкова
Перспективный план по культурно-нравственному воспитанию младших дошкольников

Перспективное планирование по культурно-нравственному воспитанию во второй младшей группе

Сентябрь

Беседа «Будь всегда вежливым»

Цель : Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам

Беседа «Как вести себя с игрушками»

Цель : Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.

Эксперимент «Моё тело-это я»

Цель : Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.

Просмотр презентации «Знакомимся, детский сад»

Игра «Лужа»

Цель : Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.

Консультация для родителей «О наказаниях детей»

Разучить с ребёнком стихотворение с движениями, подставляя настоящее имя.

Консультация «Адаптация ребенка в ДОУ»

Д/и «Антонимы»

Цель : Обогащение словарного запаса детей добрыми словами

Просмотр презентации «Добрые советы»

Беседа «Что такое милосердие»

Цель : Побуждать и проявлять чувство милосердия к окружающим людям

Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Цель : Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.

Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища» Цель : воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.

Просмотр презентации «Винни-Пух в гостях у Пятачка»

С/р «Чаепитие в кругу друзей»

Цель : Формировать знания о правилах поведения за столом.

Беседа «Самые любимые»

Цель : Закрепить представление о самых близких людях.

Упражнение «Радость - грусть»

Цель : Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение.

Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»

Цель : Воспитывать желание заботиться о близких людях.

Консультация для родителей «Воспитание навыков культуры поведения »

Упражнение «Умей сострадать»

Цель : Воспитывать сострадание к чужим неприятностям.

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Дидактическая игра «Комплемент»

Цель : Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.

Беседа «Хлеб – всему голова»

Цель : Воспитывать бережное отношение к хлебу

Беседа «Новогодний праздник»

Цель : Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника.

Консультация для родителей «Воспитание у детей бережного отношения к личным и общественным вещам»

Беседа «Каким должен быть друг»

Цель : Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг» , «дружба» , какие качества больше всего ценят дети в своих друзях.

Просмотр презентации «Подарок другу»

Чтение сказки «Гуси - лебеди»

Цель : Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.

Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»

Цель : Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

Д/и «Добрые слова»

Цель : Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.

Просмотр презентации «Дикие и домашние животные зимой»

Просмотр презентации «Мой папа самый, самый…»

Д/и «Защитники девочек»

Цель : Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.

Беседа «Будь терпеливым»

Цель : Учить сдерживаться, быть вежливым в общении с окружающими.

Тренинг «Ласка»

Цель : Учить детей проявлять ласку к своим друзьям.

Цель : Воспитывать уважение к старшим , отработать культуру поздравления

Просмотр презентации «Мамочка милая, мама моя.»

Беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Цель : Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства.

Игра «Угадай, кто это?»

Цель : Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения.

Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» Цель : Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.

Консультация для родителей «Правила взрослых по хорошему поведению»

Беседа «В гости к старичку – Лесовичку»

Цель : Воспитывать чувство сострадания , любовь к природе

Просмотр презентации «Природа весной»

Просмотр презентации «Животные весной»

Экскурсия в парк

Цель : Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к окружающему миру.

Д/и «Что моя вещь расскажет обо мне?»

Цель : Способствовать самораскрытию и самопознанию детей.

Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

Цель : Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения .

Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»

Цель : Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

Просмотр презентации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Чтение книги

Г. П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей »

Цель : Воспитывать и прививать правила поведения в различных жизненных ситуациях.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель : Совершенствовать знания о культуре поведения в общественных местах.

Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»

Цель : Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи

Консультация для родителей «Воспитание коллективизма »