Уход за лицом и телом

Диагностика по мелкой моторике в старшей группе. Методики диагностики уровня развития мелкой моторики

Диагностики для младшего дошкольного возраста.


Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.

Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").


Оценка результатов с точки зрения психологии .
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка : односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка : инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

На расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • ¬ «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • ¬ «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • ¬ «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • ¬ «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • ¬ Дорисуй прямую линию;
  • ¬ Дорисуй волнистую линию;
  • ¬ Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  • Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  • ∙ Катание шарика.


Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до егопальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.


Данные об авторе

Гончаренко Ольга Николаевна

Место работы, должность:

МБДОУ № 8 (ГМР)

Ленинградская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дошкольное образование

Уровни образования:

Специальное (коррекционное) образование

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Педагогика

Целевая аудитория:

Административный работник

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Тип ресурса:

Другой тип

Краткое описание ресурса:

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Исследование моторики позволит составить план по работе над развитием и совершенствованием мелкой мотрики у детей с учетом их возраста.

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.

Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результатов с точки зрения психологии .
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка : односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка : инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов - ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) - 1 балл - ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 - 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  •  Дорисуй прямую линию;
  •  Дорисуй волнистую линию;
  •  Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  •  Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  •  Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  •  «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  •  Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  •  Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) - 1 балл - с заданием справился;
(-) - 0 баллов - с заданием не справился;
(=) - 0,5 баллов - справился с помощью взрослого;

2 - балла и ниже - низкий уровень;
2-2,5 баллов - средний уровень;
3-4 баллов - высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) - У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) - У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) - У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем - врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Изучение исследуемых данных Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.Г. Литвака, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупаногова по проблеме развития мелкой моторики детей позволили сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно полно и точно описаны методики изучения мелкой моторики детей с нарушением интеллекта.

При адаптации методик изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушениями необходимо учитывать:

1. Возрастные особенности развития детей.

2. Психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта.

3. Индивидуальные особенности развития детей.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

1. Исследование начинается с наиболее простых для выполнения методик.

2. Время выполнения не более 2 - 3 минут.

3. Благоприятная психологическая атмосфера.

4. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

5. Перед началом работы ребенку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

6. На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600 - 800 люкс).

Выполнения заданий обычно оцениваются по пяти уровням:

Высокий - задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Выше среднего - при выполнении задания ребенку требуется помощь взрослого (повтор инструкции).

Средний - при выполнении задания ребенок делает ошибки, но при помощи взрослого исправляет их.

Ниже среднего - выполнение задания под руководством взрослого.

Низкий - ребенок не справляется с заданием.

Для диагностики развития мелкой моторики школьников с нарушением интеллекта могут быть использованы методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Методика «Рисование ножницами».

Цель методики - выявляет у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно - моторную координацию и мелкую моторику кисти рук.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага.

Ход: Учащимся показываются вазы разной формы, чтобы ребята могли рассмотреть, ощупать, что дает обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально-моторной координации.

Испытуемым предлагается сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Учащимся необходимо приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Оценка результатов:

Методика «Пластилиновые узоры».

Цель - используется для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином.

Оборудование: лист бумаги, пластилин.

Ход: Учащимся предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Рисование по замыслу».

Цель - возникновение и развитие образа для рисования, развитие мелкой моторики.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход: Школьникам предлагается работать по своему замыслу. Смелая линия, хороший нажим, быстрый темп работы, правильное пользование карандашом -- всё это постепенно осваивается детьми путём указаний и показа.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Деревья из бумажных лент».

Цель - развивает аналитическое мышление т.е. анализировать способы выполнения работы, навык самоконтроля в процессе работы. А также способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкость, точность в действиях. Данная методика позволяет развить навык соотношения силы нажима с качеством бумаги; соотношение амплитуды движений с длиной полосы.

Оборудование: бумага, ножницы. Необходимо нарезать перед уроком бумажные полосы шириной от 5мм до 1,5см и длиной до 25см в количестве 15 - 20 штук для одного ребёнка.

Ход: Бумажные полосы собираются в плотный пучок с одного конца. Одной из полосок (приклеивая её) обматывают по спирали будущий ствол дерева. Полоса должна плотно облегать ствол. Обмотав 5-6см снизу, от основного пучка отделяют 3-5 полосок, собирают их в отдельный пучок, отводят в сторону и продолжают накручивать до сведущего ответвления. Концы полосок пока оставляют в свободном провисании. Число ответвлений делают на своё усмотрение, но каждую ветвь «лепят» в нужном направлении до полного высыхания клея.

Одну из нарезанных полосок бумаги шириной 0,5-1,5см произвольной длины накручивают на карандаш. Витки должны быть плотными. После окончательного скручивания карандаш вынимают. Ажурность спиралей зависит от диаметра стержня и ширины полоски бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Все представленные выше методики позволяют получить результаты исследования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Методы диагностики изучения моторики детей раннего, дошкольного возраста

по дисциплине «Развитие моторики у дошкольников»

Казань 2015

Проблемами изучения мелкой моторики школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.). Рaзвитие мелкой моторики тесно cвязaно c рaзвитием познaвaтельной, волевой и эмоционaльной cфер пcихики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Вместе с тем, качественные изменение контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).

А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).

Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966)

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В. Светлова и др.), авто дидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности c овладением навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, a также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, a не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». - 2008 - 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

3 балла - ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла - ребенок заполнил 6 - 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл - ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

3 балла - все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла - 1-2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл - 3 и более ошибок.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

3 балла - 1-2 раза сошел с линии.

2 балла - 3-4 раза сошел с линии.

1 балл - 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

3 балла - без ошибок.

2 балла - с ошибками.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Узоры по клеточкам»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

3 балла - без ошибок.

2 балла - с ошибками.

1 балл - ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию - две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

3 балла - без ошибок.

2 балла - 1 ошибка.

1 балл - 2 ошибки и более.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Цветок»

3 балла - без ошибок.

2 балла - 1- ошибки.

1 балл - 3 ошибки и более.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

3 балла - без ошибок.

2 балла - 1 - 2 ошибки.

1 балл - 3 ошибки и более.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Фигуры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».

3 балла - без ошибок.

2 балла - ошибки в 1 фигуре.

1 балл - ошибки в 2 фигурах.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Письмо»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу». моторика мышечный дошкольник диагностика

3 балла - скопировал правильно.

2 балла - скопировал с 1 - 2 ошибками.

1 балл - допустил 2 и более ошибки.

0 баллов - не смог скопировать фразу.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего (раннего дошкольного) возраста. Роль мелкой моторики в становлении личности, правильное развитие которой определяет формирование сенсомоторной координации. Мелкая моторика у детей с ЗПР.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Недоразвитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития. Разработка, апробация технологии развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2015

    Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте. Структура и сущность дополнительного образования в системе образовательного единства России. Разработка методики развития мелкой моторики ребенка, организация ее экспериментальной проверки.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2013

    Психолого–педагогические особенности и диагностика детей старшего дошкольного возраста. Оригами как вид конструирования из бумаги для развития мелкой моторики. Работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Физиологические особенности развития моторики у дошкольников. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей этого возраста. Рекомендации по организации занятий со столом-планшетом для рисования песком на развитие моторики рук у младших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Патогенез, клинические проявления умственной отсталости. Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью. Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей. Пальчиковая гимнастика.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2010

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

    презентация , добавлен 13.04.2016

    Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе. Методы изучения состояния звукопроизношения у детей. Подбор упражнений для занятий на активизацию мелкой моторики руки малышей в сочетание со стихотворном текстом и звукоподражанием.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2012

    Психологические и физические особенности детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и уровень развития речи, их взаимозависимость. Развитие активных движений пальцев рук. Исследование влияния развития мелкой моторики на развитие речи.