Здоровье

Образование как институт социализации. Социальное воспитание Воспитание как институт социализации кратко

Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное воспитание

Введение

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Вос­питание можно рассматривать как общественное явле­ние, как деятельность, процесс, ценность, как систе­му, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспита­нию как процессу относительно социально контролиру­емой социализации, но не затрагивается специфика се­мейного, религиозного, социального и коррекционно-адаптационного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправ­ленное взращивание человека, более или менее последова­тельно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осу­ществляется. Это определение не является общеприня­тым. Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной педагогической литературе можно вы­делить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углуб­ляясь при этом в частные различия, на которых настаи­вают те или иные авторы). Определяя объем понятия «вос­питание», многие исследователи выделяют:

· воспитание в широком социальном смысле, вклю­чая в него воздействие на человека общества в це­лом, т. е. фактически отождествляют воспитание с со­циализацией;

· воспитание в широком смысле, имея в виду целе­направленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

· воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;


· воспитание в еще более узком значении - реше­ние конкретных воспитательных задач (например, вос­питание определенного нравственного качества и т. д.).

С точки зрения характера отношений участников про­цесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на млад­шие, как взаимодействие старших и младших при руко­водящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, сво­бодное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет об­щепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея кото­рого разделялась большинством европейских и американс­ких педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрос­лыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и раз­вить у ребенка некоторое число физических, интеллекту­альных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и, со­ответственно, определение его как педагогического по­нятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском «Педагогическом словаре», из­данном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:

· совокупность всех процессов, по­средством которых человек развивает способности, от­ношения и др. формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;

· социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобран­ного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь соци­альной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:

· любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, вклю­чающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

· развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным об­разом для научения и учебы;

· общее развитие, получаемое индивидом через на­учение и учебу.

Эти определения свидетельствуют о том, что приня­тая в отечественной педагогической литературе трактов­ка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточ­ная. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание:

· семейное (Family Education);

· религиозное (Religious Education);

· социальное (Social Education), осуществ­ляемое как в различных учебно-воспитательных учреж­дениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).

Воспитание - конкретно историческое явление, тес­но связанное с социально-экономическим, политичес­ким и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными осо­бенностями.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспро­изводство человеком культурных ценностей и социаль­ного опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самосто­ятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (са­мостроительству, самовоспитанию).

Воспитание как социальный институт

В современных модернизированных обществах суще­ствует целая система социальных институтов - истори­чески сложившихся устойчивых форм совместной деятель­ности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных по­требностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возник для орга­низации относительно социально контролируемой со­циализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удов­летворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет со­бой развивающийся феномен, который возникает на оп­ределенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятель­ности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

· воспитание дифференцируется на семейное, ре­лигиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

· воспитание распространяется от элитарных сло­ев общества к более низшим и охватывает все боль­шее количество возрастных групп (от детей до взрос­лых);

· в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем об­разование;

· появляется коррекционное воспитание;

· складывается диссоциальное воспитание, осуще­ствляемое в криминальных и тоталитарных, полити­ческих и квазирелигиозных сообществах;

· меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

· растет значение воспитания, оно становится осо­бой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

· совокупность семейного, социального, религиоз­ного, коррекционного и диссоциального воспитания;

· набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнос­лужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспи­тательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

· воспитательные организации раз­личных видов и типов;

· системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, му­ниципальном уровнях;

· набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

· ресурсы: личностные (качественные ха­рактеристики субъектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), инфор­мационные, финансовые, материальные (инфраструк­тура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет опреде­ленные функции в общественной жизни. Наиболее об­щие функции воспитания следующие:

· создание условий для относительно целенаправ­ленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые мо­гут быть реализованы в процессе воспитания;

· подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого ка­питала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

· обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее пре­емственности и обновлению;

· способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гар­монизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутрен­ней сплоченности общества);

· социальная и духовно-ценностная селекция чле­нов общества;

· адаптация членов общества к меняющейся соци­альной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семей­ного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания - составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ве­дущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспи­тания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, соци­альное, коррекционное и диссоциальное воспитание по прин­ципам, целям, содержанию, средствам, как осознавае­мым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отли­чаются характером доминирующей взаимосвязи субъек­тов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъек­тов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, бра­тьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в рели­гиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она оп­ределяется исповедуемым ими вероучением и отношени­ями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспита­ние осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспита­нии взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспи­туемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Воспитание как социальный институт, обладая уни­версальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Идеологическая неопределенность, социально-поли­тическая изменчивость, стремительная социальная диф­ференциация общества существенно влияют на воспи­тание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющем­ся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества (В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возраст­ных групп относительно гармонизированы, что опреде­ляет их заинтересованность в поддержании стабильнос­ти. В связи с этим перед воспитанием в стабильном об­ществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в об­ществе культуры от поколения к поколению и от эли­тарных слоев к низшим (независимо от любых идеоло­гических и педагогических деклараций). При этом воп­рос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для кото­рого характерен переход от одного типа общества к дру­гому, или существенное изменение общества внутри од­ного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсут­ствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реаль­ные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сце­нария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологичес­кие установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «дру­гого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом ис­кать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вер­нее, «в каком направлении его развивать?» и параллель­но искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функцио­нирование в обществе воспитания как социального ин­ститута.

Современные социальные институты – высокоорганизованные формы жизнедеятельности, отвечающие за отражение в человеке экономических, культурных, правовых требований общественного строя. Задача их – воздействовать на поведение, мировоззрение индивида установленными социумом правилами, ценностями, нормами, принципами, законами; через специальные органы, организации, структуры.

Человечество благодаря институтам создало мощную действенную систему социализации каждого его члена.

Воспитание как социальный институт возникло в виде необходимости осуществления управляемой, для передачи культуры, норм, опыта. Первостепенная задача воспитывающей деятельности – подготовить достойных членов общества.

Классификация институтов

  • государство;
  • брак, семья;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • наука, обучение;
  • средства массовой информации;
  • труд, производственная деятельность;
  • образование, право;
  • воспитательная деятельность.

Каждый из них регулирует определенные отношения (религиозные, политические, духовные), принятые данным обществом, способствует его развитию, поддержанию целостности, устойчивости.

  • Реляционные (производственная деятельность, труд) определяют ролевую структуру;
  • Регулятивные (здравоохранение, государство, образование) определяют границы личностной независимости человека при достижении им общественных, личных целей

Функции институтов

Существует два основных вида функций: общие и отдельные.

  • укрепление, воспроизводство норм, отношений, ценностей;
  • регулирование, корректировка межличностных отношений;
  • организация взаимодействия;
  • накопление, передача опыта, приобщение к культурным ценностям.

Специальные:


Воспитание – основа формирования личности

Социальное воспитание – составляющая процесса социализации, установившаяся исторически деятельность членов социума, создающая направленное действие по взращиванию членов общества. Многокомпонентная система, обладающая ресурсами: материальными, человеческими, духовными, состоящая из многочисленных государственных, негосударственных учреждений.

Институт социального воспитания – структура, отвечающая за подготовку молодого поколения к независимой самостоятельной общественной жизни, содействующая адаптации, развитию совместно с обществом.

Состав института социального воспитания

Составляющие:

  • Семейное, религиозное, социальное, коррекционное воспитание;
  • Совокупность ролей (учитель, ученик, воспитуемый, воспитатель, руководители организаций, служб, служители церкви);
  • Организации, структуры;
  • Системы воспитания;
  • Органы контроля, управления;
  • Набор санкций, правил, обязанностей, прав, закрепленных государственными документами, неформальными уставами;
  • ресурсы: личностные, духовные, информационные, материальные.

Функции воспитательной деятельности

Главная функция – поддержание внутренней стабильности общества, структуры, внутренних связей.

Функцией определяются задачи:

  • планомерное формирование индивидов;
  • подготовка человеческого капитала, ресурсов, соответствующих общепринятой культуре, нормам, правилам;
  • передача культурных ценностей, отвечающих за стабильность общества;
  • учет интересов возрастных, половых, социальных групп, регулирование внутриобщественных отношений;
  • изменение, адаптация членов социума;
  • селекция членов общества.

Выделяются многочисленные скрытые функции, зависящие от формы общественного устройства, отношений, особенностей культуры, политической системы, режима.

Развитие социальных институтов

Воспитание – развивающийся процесс, возникающий на зрелом этапе развития общества. Вскоре он отделяется от социализации.

Развитие его связано с изменением общественного строя, изменением оценок, норм, требований к качествам человека.

Наблюдаются тенденции изменения направлений воспитания:


Основные социальные институты

Составные части воспитания – семейное, социальное, религиозное, коррекционное, а также диссоциальное, отличающиеся задачами, содержанием, методами.

Институты воспитательного процесса: семья, образовательные воспитательные учреждения, общественные, религиозные организации, культурные учреждения, средства массовой коммуникации, находящиеся в постоянном сотрудничестве и взаимодополняемости. Они отвечают за нормальную социализацию человека, направленно воздействуют на формирование значимых, необходимых качеств личности.

Особую роль играют общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические, ВУЗы, специальные, коррекционные учреждения образования, досуговые, оздоровительные, общественные организации, аппарат управления, учреждения культуры, разрешенные религиозные организации.

Важнейшие из них – семья и школа.

Семья как социальный институт

Семья – группа, участники которой связаны между собой родственными отношениями, браком на законодательном уровне, общностью быта, досуга, взаимной ответственностью. Главная ее задача – помогать развитию подрастающего поколения, его социализации. Семья – первый источник социализации индивида. С ранних лет нахождения в составе семейной общности происходит зарождение основных характеристик и качеств личности, эмоций, навыков, необходимых для дальнейшего оптимального вхождения человека в окружение.

Воспитательная, социализирующая функция зависит от факторов:

  • материальное положение;
  • статус;
  • профессия, образование родителей;
  • культурный, интеллектуальный уровень;
  • микроклимат, эмоциональная атмосфера;
  • категория.

Семья – комплексное образование с многообразием форм взаимоотношений, процессов, формирующая основные общественные функции маленького человека. Она удовлетворяет потребности ребенка. При поступлении в школу, ребенок – уже наполовину сформированная личность.

Семейные ценности накладывает отпечаток на последующее развитие ребенка. Эта структура определяет дальнейшую жизнь человека. Все, что дети приобретают благодаря родителям, сохраняется надолго. Важность определяется также тем, что люди находятся в семье всю жизнь. По длительности влияния ей нет равных. Она предоставляет ребенку минимум, необходимый для становления личности.

Школа – орган управления социализацией

В учебных, воспитательных заведениях ребенок обучается значительную часть жизни (минимум 11 лет с дошкольным учебным заведением). На ребенка влияют взрослые и сверстники. Воспитательный процесс – основная задача работы школы. , отделяющий их от общеобразовательных:

  • содействие эмансипации ребенка (развитию самостоятельности);
  • усвоение общественно значимых ценностей, норм, стандартов;
  • усвоение ролей, дифференциации;
  • устранение ошибок семьи.

Учебное заведение обладает методами, формами работы,формирующими любые качества личности, гарантирующие поддержку нуждающихся, корректирующими нарушения личностного развития.

Школа может воспитывать ценные качества, одновременно не допускать формирования вредных качеств, значительно ограничивать воздействие факторов стихийной социализации, негативно влияющих на становление зарождающейся личности.

Институты влияют на индивида комплексно. Рациональное их взаимодействие, осуществление своего влияния с соблюдением всех гуманных принципов формирует активную личность, соответствующую требованиям среды, современного окружения.

Проблема соотношения процессов социализации и самовоспитания внутри целостной системы воспитания является центральной в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская (личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития) и социоцентристская (личность существует и имеет значение как элемент общества, значимость которого - в степени вклада в него). Таким образом, говоря об основных видах воспитания, в одном случае акцент делается на индивидуальные, в другом - на общественно значимые цели и ценности.

Очевидно, эти крайние позиции не могут обеспечить воспроизводство социальной гармонии в современном обществе.

Воспитание, как один из центральных при воспроизводстве социокультурного процесса видов деятельности, предполагает учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в культуре, обновить социокультурное пространство).

Наиболее общим понятием по отношению к «воспитанию» выступает «социализация ».

Существуют два основных подхода к интерпретации социализации как явления . Сторонники так называемой жесткой социализации , представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему. Здесь анализ социализации опирается на понятия «адаптация», «конформность», «равновесие».

Их оппоненты, сторонники «нового гуманизма », социализацию видят как деятельность личности по развитию своих способностей и потенций на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов. Соответственно здесь успех социализации означает преодоление личностью тех элементов среды, которые мешают ее самореализации, «самоутверждению».

На процесс социализации влияет ряд факторов , которые объединены в следующие группы:

Мега-факторы (космос, планета, мир);

Макро-факторы (страна, общество, государство);

Мезо-факторы (типы поселений; условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; место и тип поселения; принадлежность к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации);

Микро-факторы (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание).

Выделение групп факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации . К ним относятся:

Традиционный (через семью и ближайшее окружение);

Институциональный (через различные институты общества);

Стилизованный (через субкультуры);

Межличностный (через значимых лиц);

Рефлексивный (через переживание и осознание).

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека, к которым можно отнести:

Способы вскармливания младенца и ухода за ним;

Язык и речь агентов социализации;

Формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

Окружающие человека продукты материальной культуры;

Элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

Стиль и содержание общения в семье, группах сверстников, воспитательных и иных организациях;

Методы поощрения и наказания в семье, группах сверстников, воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

Последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Социология воспитания рассматривает воспитание в широком и узком смыслах.

В широком смысле социология воспитания рассматривает воспитание как функцию общества, обеспечивающую ее развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп.

Воспитание в узком смысле - процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению определенных социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики и на различных ролях, в различных ролевых композициях.

Субъектами воспитания могут выступать как отдельные личности, так и социальные группы, понимаемые в самом широком смысле этого слова (семья, организация, социальный институт и т. д.).

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов.

Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Основы институционального анализа воспитания в рамках структурно-функциональной парадигмы были заложены Э. Дюркгеймом.

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни - явные и латентные .

Наиболее общими явными функциями воспитания являются:

Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

Подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

Обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп;

Сохранение накопленных культурных ценностей, их передача, обогащение и пополнение (культурологическая);

Накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений (духовное воспроизводство);

Создание возможностей для получения всеми слоями населения профессиональной подготовки и переквалификации в зависимости от изменений рынка труда (профессионально-экономическая);

Формирование установок на создание семьи, рождение и воспитание детей, готовности и способности жить в браке (подготовка к семейной жизни).

Латентные функции воспитания многочисленны и различны в зависимости от типа и культуры общества. Вместе с тем следует отметить существование всеобщих латентных функций: социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, их адаптация к меняющейся социальной ситуации, ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом.

Для выполнения своих функций социальный институт воспитания имеет необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность (учреждения образования разных уровней и органы управления ими).

Кроме того, институт воспитания обладает необходимыми ресурсами: личностными; духовными (ценности и нормы); информационными, финансовыми, материальными (инфраструктура, оборудование, методическая литература и др.).

Основные реально существующие противоречия , требующие осмысления с позиции социологического анализа воспитания:

Настоятельная потребность общества в использовании консолидирующего потенциала воспитания и его неэффективной реализации в силу неопределенности (размытости) его нормативно-ценностного содержания;

Потребность в государственной идеологии развития культуры и воспитания граждан и ее отсутствие в ситуации нормативно-ценностного кризиса;

Необходимость развития духовной сферы общества и отсутствие социального идеала как ее системообразующего фактора;

Противодействие воспитанию как управлению социализацией, осуществляемому институализированными структурами (семьей, школой, церковью), стихийному влиянию неинституализированного социокультурного пространства;

Нарастание культурных девиаций в обществе и слабая степень влияния воспитания как механизма культурной социализации на их профилактику и преодоление;

Принятие государственных программ по молодежной политике и отсутствие социальной регуляции и контроля их выполнения.

Образование - это совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний. Сторон­ники структурного функционализма делают акцент на анализе его основных функций. Это хорошо видно из определения образова­ния, сформулированного Э. Дюркгеймом. Французский социолог под образованием понимал то влияние, которое оказывается взрос­лым поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни. «Его цель - вызвать и развивать в ребенке некоторое число физи­ческих, интеллектуальных и моральных качеств, требуемых от него как политическим сообществом в целом, так и особой группой, к которой он определенным образом предназначен».

Существенный вклад в исследование феномена образования был сделан Т. Парсонсом, который обращал внимание на селек­тивную роль школы. Любое учебное заведение, оценивая успехи и способности учащихся, предопределяет их будущие социальные статусы. Особенностью образовательных учреждений выступает манера общения между педагогом и учениками. Большое количе­ство учеников в классах, множество учебных дисциплин и специ­алистов, их преподающих, препятствуют установлению личных от­ношений между учащимся и преподавателем. Ученики начинают воспринимать своих наставников не как личности, а как функции. Тем самым осуществляется подготовка вступающего в социальную жизнь поколения к восприятию социальных ролей и ролевого по­ведения.

Содержанием роли учащегося являются ожидания роста ин­теллектуального уровня, знаний и квалификации. Поощрение учи­телем стремления к росту образованности порождает дух сорев­новательности в учебной группе. Однако почти в любом классе есть плохо адаптированные к подобным ожиданиям учащиеся. Они демонстрируют низкие результаты и антиинтеллектуальныеустремления. Так возникает структурная дифференциация в среде учащихся. Происходит приобщение к позитивным и негативным санкциям, привилегиям и дефициту ресурсов.

Специфическую роль в системе образования, по Парсонсу, иг­рают университеты. Они способствуют освоению профессиональ­ных ролей, воспроизводству профессиональных школ и соответст­вующих им субкультур, развитию теоретического и прикладного знания.

Наиболее общими функциями образования американский со­циолог считал академическую, дистрибутивную, экономическую и политическую социализации.

Академическая функция сводится к формированию универ­сальных познавательных навыков освоения нового знания. Дистри­бутивная функция заключается в подготовке индивидов к выпол­нению ролей в системе общественного разделения труда и кон­курсном отборе наиболее способных и талантливых к выполнению наиболее сложных и престижных ролей. Экономическая функция заключается в подготовке через систему образования квалифици­рованной рабочей силы. Функция политической социализации сво­дится к усвоению норм и ценностей, способствующих поддержа­нию существующей социальной системы и ее интеграции.

Центральный элемент образовательного процесса - образова­тельное знание. Этот специфический вид знания, передаваемый преподавателем и усваиваемый учащимся, не является в полной мере научным, поскольку выступает в упрощенной и адаптиро­ванной форме. Образовательное знание преследует цель социали­зирующего воздействия и потому включает в себя мировоззрен­ческий компонент. Подчеркивая этот аспект системы образова­ния, немецкий социолог К. Манхейм писал: «Образование может быть правильно понято лишь тогда, когда мы будем рассматривать его как один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля».

Сторонники конфликтного направления задаются вопросами о том, какие группы контролируют образовательные процессы и какие цели они при этом преследуют; каковы принципы форми­рования образовательных программ; по каким критериям из ог­ромнейшего объема знаний отбирается необходимый учебный ма­териал. Некоторые социологи считают, что образование включаетне только трансформацию и усвоение знаний, но и их «пассивное потребление», некритическое восприятие существующего соци­ального порядка; вырабатывает конформистский тип поведения, уважение к дисциплине, авторитету, иерархии. Такой результат до­стигается не преднамеренно, а стихийно, благодаря установлен­ным процедурам и регламентации.

Образование открывает значительные возможности для само­реализации личности. Футурологи утверждают, что главной целью системы образования XXIв. станет развитие личности. Интересны принципы глобального образования, сформулированные Р. Хэнви:

    формирование широкого мировоззрения, позволяющего осоз­нать бесконечное многообразие мира и признать равноправными различные взгляды на мироустройство;

    формирование понимания глобальных проблем. Каждый дол­жен осознать взаимозависимость людей в глобальном сообществе, влияние социума на каждого человека и каждого человека на со­циум;

    воспитание толерантности к другой культуре, способности к межкультурному взаимодействию и диалогу различных культур;

    выработка системного мышления, умения видеть за различ­ными частями целое, а за целым - богатство и разнообразие его внутреннего содержания и взаимосвязей;

    выработка умения выявлять смысл и мотивы любой деятель­ности.

Структуру образования составляют учебные заведения, соци­альные роли учителя и ученика, администратора и организатора в области образования, учебный процесс как вид социокультурной деятельности и социализации. В качестве специфических норм вы­ступают стандарты необходимого объема знаний для каждого уровня и каждой формы образования. Механизмами социального контроля в сфере образования служат экзамены, собеседования, письменные и -практические работы, тестирование учащихся, по результатам которых оценивается результативность интериоризации образовательного знания.

Специфика системы образования, его нормы и формы зависят от национальных культурных форм, определяются национальны­ми и историческими традициями каждого сообщества.