Здоровье

Правовая культура и правовое воспитание лекция. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание

Культура – истор опред-ый уровень развития общ, творческих сил и способностей ч-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура».Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом , на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере , отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном общест­ве. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества », уровня правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми право­выми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура – часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе. Правовая культура – это качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственно правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. Она опирается на правосознание и, в некотором смысле, определяется им и выражается в юридически значимом поведении. Человеком, обладающим правовой культурой является тот, кто в своей деятельности следует внутренне осознанным правовым предписаниям. Структура правовой культуры .1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность пра­вовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным право­охранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры . 2. элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности . Она состоит из 1) теоретической – деятельность ученых-юристов, 2) образовательной – деятель­ность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и 3) практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельнос­ти. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан , деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. 3. элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражаются и закрепляются нормы права данного общества. Наиболее важ­ное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой явля­ется конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполни­тельных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. При определении качества правовой культуры обще­ства должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (ре­шения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управ­ленческой сфере и т.д.) и правореализационных (дого­воры в хозяйственном обороте и т. д.).Правовая культура также имеет профессиональный и традиционно-бытовой пласты . Выделение структурных элементов правовой культу­ры достаточно условно. В состав правовой культуры (ещё один вариант выделения структурных элементов ) входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.Функции правовой культуры Правовая культура выполняет несколько функций : по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, ком­муникативную и прогностическую.1). Познавательная функция правовой культуры заключает­ся в освоении правового наследия прошлых эпох и достиже­ний отечественного и зарубежного права. 2). Функция правовой социализации состоит в способности право­вой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, опреде­ленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жиз­ни от одного поколения к другому – «по вертикали» и между субъектами – «по горизонтали». ­3). Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Достигается это через формирование и за­крепление в сознании людей присущих правовой культуре идеа­лов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно по­лезного, юридически значимого поведения. 4). Нормативно-ценностная (оценочная) функция правовой культуры со­стоит в «изменении» индивидуального поведения, законнос­ти, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате культурно-право­вой оценки одни элементы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критическому ос­мыслению.5). Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Ком­муникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусст­ва. 6). Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет возможность проследить тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Виды правовой культуры. Сущ-ют различные виды правовой культуры, которые мож­но классифицировать на основе следующих критериев :1. По степени познания правовых явлений или использования их в правовой деятельности выделяют три уровня : Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.Профессиональный уровень правовой культуры склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права.. 2. По типам куль­туры (цивилизации ) можно различать правовую культуру : традици­онную;европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и предста­вителей власти; предпочтениями к не правовым средствам дости­жения фактических результатов. Можно сказать, что эта своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.3. В зависимости от носителя правовой культуры выделяют пра­вовую культуру: личности, группы и общества.. Своеобразием отличается правовая культура личности . Она отражает степень и характер правового развития личности, куль­туру её правового поведения, образ жизнедеятельности в право­вой сфере. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информи­рованности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества. Соответственно правовая культура личности включает: правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой дея­тельности и правового поведения.. Выделяют также групповую правовую культуру . Это правовая культура различных социальных общностей. Важно выделять профессиональную правовую культуру . Это одна из форм (разновидностей) правовой культуры. Её носителем яв­ляется группа людей, профессионально вовлеченных в юриди­ческую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффек­тивно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, напри­мер, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень право вой культуры различен и среди представителей одной и той же про­фессии. Правовая культура общ зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индиви­дов. Это правовая культура населения в целом. Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и испол­нять законы, в уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следо­вать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка в целом. Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффек­тивное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод граж­данина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы насе­ления, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и право вое развитие государства. Различают внутреннюю и внешнюю правовую культуру, теоретическую и практическую правовую культуру.Правовое воспитание способствует правовой социализации личности. В оспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Правовое воспитание – это основанная на принципах правовой педагогики целенаправленная деятельность органов и учреж­дений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосоз­нания и правовой культуры. Правовое воспитание - это целенаправленная дея­тельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано фор­мировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Правовое воспитание осуществляется через опре­деленную систему форм, с помощью определенных средств и методов.К формам правового воспитания относятся: правовое обуче­ние (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.), правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступле­ния в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.), самовоспитание (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоя­тельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими), организованная и контролируемая социально-правовая практика населения, повседневный опыт (участие в судеб­ных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-право­вых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная дея­тельность). В основе применения всех указанных форм лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Наконец следует обратить внимание на такую форму, как самовоспитание , которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма. Общими целями правового воспитания являются :достижение прочных знаний людей о законодательстве, законнос­ти, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, кото­рые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по­ведение, формирование установок и привычек законопослушания.

Актуальность исследования проблемы правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше время важность правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает.
Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. На современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает закон.
Но недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.
Ведущими принципами в осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности.
Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.
Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права.

Правовое воспитание: понятие, формы и цели

Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы. Но более полувека назад выдающимся русским мыслителем, правоведом и философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: "Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца". Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни.
Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.
Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

  • " пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.;
  • " издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);
  • " устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
  • " правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
  • " профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
  • " наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);
  • " влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
  • " влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются:

  • " достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;
  • " повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  • " создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Другими словами под содержанием правового воспитания понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовую грамотность, правовое мышление и правовую умелость.
Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических занятиях, на которых школьники и студенты проводят сравнительно-сопоставительный анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ.
Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор педагогических и психологических ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций (задач) молодые люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

"…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества…."

(Джон Локк, британский философ (1632 - 1704 г.г.), из работы "О гражданском управлении" (1690)). Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.
Правовое воспитание призвано искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому, что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех прав и свобод личности.

Основные элементы механизма правового воспитания

Основные элементы механизма правового воспитания - это способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой ликбез, пропаганда права средствами массовой ниформации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
На сегодняшний день сложилась система правового образования, включающая не только деятельность высших юридических учебных заведений, преподавание основ государства и права в учреждениях среднего образования, правовых дисциплин в высших учебных заведениях не юридического профиля.
Система мероприятий правового образования включает в себя работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами, как на коммерческой, так и бюджетной основе. К формам воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, "круглые столы" специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические телевизионные передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезный недостаток нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков "молодого юриста" и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменения форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение прав, возможностей граждан (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономики.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и правовому воспитанию.
Важным моментом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Таким образом, можно говорить о значительной роли образовательных учреждений всех уровней в правовом воспитании и в плане возможностей и в плане обязанностей. В связи с этим при проведении модернизации образовательной системы любого уровня необходимо уделять должное внимание правовому компоненту воспитания полноценной личности.

Правовая культура

Правовая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.
Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.
Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.
Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.
В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

Правовой нигилизм и цинизм молодежи

Правовая культура общества предполагает определенный уровень знания населением в целом и отдельными гражданами действующего законодательства, их законопослушное поведение в форме соблюдения и исполнения норм права.
Системный кризис российского общества сказался на правовом и политическом сознании россиян. Происходит трансформация сознания людей, меняются их убеждения, ценности, установки.
Важно отметить, что эффективность политического правового сознания зависит, прежде всего, от конкретной исторической ситуации. Демократическая правовая система для сегодняшней России - это идеал. При низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.
Особую озабоченность вызывает распространение таких явлений в молодежной среде. С целью повышения юридических знаний сегодня во многих школах существуют специализированные юридические классы. В стране существует огромное количество юридических вузов. Кроме этого, средства массовой информации активно занимаются правовым просвещением. Существует множество общественных организаций, занимающихся предоставлением юридических услуг населению и правовым просвещением.
Повышению уровня правовой культуры способствует активное участие молодежи в политической жизни общества. Так как право - это эффективный и гибкий инструмент политики. И как выражение государственной воли, опирающейся на принудительную силу государства, право всегда имеет и политическое содержание, и выступает одной из форм политики. При этом правовое и политическое сознание тесно взаимодействуют.
Однако, несмотря на это, уровень правосознания и в целом правовой культуры молодежи остается достаточно низким. Его обуславливает, прежде всего, экономический кризис, в котором находится наша страна. Отчуждение живущих в нищете людей является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма.
Проводимые социологические исследования в области правовой культуры нынешних школьников и студентов первых - третьих курсов позволяют наряду с положительными выводами сделать заключение о достаточно частом проявлении правовой антикультуры. Самые очевидные из них: правовая безграмотность, правовой нигилизм и правовой цинизм.
Правовая безграмотность
выражается в незнании (или очень плохом знании) норм права, хотя вполне может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичные высказывания для этой категории школьников: "Зачем порядочным, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо".
Правовой нигилизм выражается в неверии в регулирующую силу права, разочаровании в его социальной роли. Типичное высказывание здесь. "Законы пишутся для честных людей, а те, кто "делает" бизнес, политику, спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым нормам".
Правовой цинизм - наиболее опасное проявление антикультуры. К сожалению, в школьной среде, особенно среди старшеклассников, можно услышать фразу: "Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить".
Поэтому основная задача, стоящая перед современной школой и ВУЗом, - помочь преодолеть подобное отношение, сформировать высокий уровень правовой культуры молодежи.
Таким образом, в настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.
И, тем не менее, осознание важности и ценности личности, ее прав и свобод в современной действительности является огромным шагом России на пути к демократическому государству. Именно правовое воспитание как система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм, способствует становлению демократического государства.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуально сегодня в России. И от того как она будет решаться зависит станет ли Россия действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.

Кризис современного правосознания во многом определя ется низким уровнем правовой культуры: "Как только обте ство отказалось от тоталитарных методов неправового госу дарственного управления и попыталось встать на путь право вого государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дали о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка"1.

Правовая культура предполагает определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства и умение ими пользоваться. Не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защитить свои интересы. Ужасно, когда юридически неграмотными оказываются лица, осуществляющие законотворческую деятельность или работающие в судебных, правоохранительных органах, занимающие ведущие посты в органах государственной власти и управления.

Понятие "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой постепенным, преемственным обще ственным развитием, совокупной работой сменяющих дрУ1 друга поколений, капитализацией их общей деятельности й опыта.

Культура общества - это исторически сложившаяся система общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуше ствляется социальная регуляция отношений между людьми-

Правовая культура как система духовно-нравственных 1 правовых ценностей выражается в достигнутом уровне разви тия правовой действительности, нормативных правовых аК тах, правосознании, в соответствии с которыми формирУеТС

1 Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе Государство и право. 1993. № 8. С. 52.

за 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 407

онопослушный образ жизни и осуществляется правовое улирование общественных отношений, устанавливающих ким правопорядка в стране.

Правовая культура представляет собой сложное, много-нное явление, предполагающее:

Определенный уровень правосознания, т. е. осмыслен-о восприятия правовой действительности;

Общие культурные предпосылки, уровень цивилизо-, шости, национальные корни и истоки, историческую на-

гь, обычаи и традиции;

Надлежащую степень знания населением законов, вы-сий уровень уважения к нормам права, их авторитет;

Высокое качество процессов правотворчества и реали-; ;ии права;

Эффективные способы правовой деятельности, работы дгсонотворческих, правоохранительных, управленческих и::утих органов;

Законопослушность граждан и должностных лиц. Правовая культура немыслима без человека и его дея-

льности, без прогрессивной направленности этой деятельно-ги и передового мышления. Она выступает как социальное: ление, имеющее ярко выраженную цель, охватывающее всю вокупность важнейших ценностных компонентов правовой альности в ее фактическом функционировании и развитии. При этом важно сделать акцент на назначении юридиче-: их средств - прогрессивном развитии личности и общества. ъавовая культура в полной мере может быть понята лишь в щем контексте социального прогресса. Правовая культура зжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой: :тории. Она также не может успешно развиваться без при-Щения к правовым культурам других народов. Опыт недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие Печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками. Правовая культура призвана аккумулировать в себе прогрес-счвные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Правовая культура личности, будучи компонентом право-в°й культуры общества, отражает степень и характер разви-тЧя общества, так или иначе обеспечивающего социализацию Личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям об-№ства и его культуры в сфере права, благодаря чему проис-°Дит постоянное правовое обогащение как самой личности,

Раздел V. Позитивное право: система и категопи

так и общества в целом. Правовая культура, выступая комп0 нентом правового сознания и бытия в их органическом един стве, сопряжена не только с отражением всего общественно го бытия, но и с активным обратным воздействием на него Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена качественным оценкам. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Речь идет как о субъективном, так и об объективном восприятии правовых явлений, об интерпретации культурных завоеваний. Однако история выработала некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня правовой культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений развития правовой культуры, оценки ее достижений.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности.

В наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются име ющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальны юридические учебные заведения. Правовое воспитание ется составным элементом идеологической функции л государства. По мере развития и совершенствования госуДаР

9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 409

сТвенности изыскиваются более действенные способы и фор-jjjjji осуществления этой функции, все более обособливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный руД деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Правовое воспитание - это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Потребность такого рода должна характеризоваться своей насыщенностью, прежде всего для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего про-Цесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и Устных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики сУбъекта и объекта воспитательного воздействия, используе-

Раздел V. Позитивное право: система и категори

мых форм и средств этой деятельности, а также институту осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутству ет концепция формирования нетерпимого отношения к подо" ным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринИ мательской деятельности.

Выборочные исследования показывают, что примерно 3/ взрослого населения не ориентируется в нормах законодатель

r-дава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 411

сТра, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму, gee это снижает предупредительную силу закона, затрудняет.драведливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственен деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а так-ясе на состоянии общественного порядка и преступности.

В прошлом заметную роль в осуществлении задачи правового просвещения населения играло Всесоюзное общество Знание". Оно проводило эту работу как посредством активной лекционной, так и издательской деятельности. К чтению екций привлекались ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических учебных заведений, практики из числа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов и юрисконсультов. Массовыми тиражами издавались опулярные брошюры по широкому спектру вопросов укрепления правопорядка и юридической помощи населению. В на-тоящее время лекционная работа по правовому просвещению г. стране практически свернута. Что же касается издатель-кой деятельности, то появившиеся за последнее время мно-очисленные издательские фирмы, выпускающие юридичес-:ую литературу (по самым грубым подсчетам, только в Моск-I их насчитывается около 30), в погоне за коммерческим ус-; гхом сосредоточили свои усилия лишь на издании сборников нормативных актов или же учебников и учебных пособий (издание учебной литературы имеет соответствующие налоговые льготы). Более того, учебную юридическую литературу стали издавать организации, более чем далекие от проблем права. А качество выпускаемой ими учебной литературы никем не контролируется.

В сложившейся ситуации было бы целесообразно Министерству юстиции возглавить работу не только по правовому просвещению населения России (вспомним, что в советские времена в Министерстве юстиции существовал отдел правовой пропаганды и правового воспитания, в ведении которого были и эти вопросы), но и по оперативному изданию новых Нормативных актов. Последнее позволит если не ликвидировать, то значительно уменьшить хронический дефицит этой Литературы в низовых звеньях правоохранительных органов, й особенности периферийных.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения граждан Рос-сййской Федерации, включающей в себя государственные орга-

Раздел V. Позитивное право: система и категории

ны, средства массовой информации и общественные объедц нения, следует:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации д0. полнительной функции, в соответствии с которой Минюст дол жен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями. Этими же функциями следует наделить и органы юстиции субъектов РФ;

2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации "Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации", которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;

3) создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и ведомств культуры, кино, образования, печати, радио и телевидения, общественных объединений, научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и формами их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветитель-ской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) возродить просветительскую работу общества "Знание"

5) обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права;

6) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения (по месту жительства граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в воинских подразделениях) путем обеспечения активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратУ ры, внутренних дел;

7) подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в У4 реждениях, организациях, органах управления. Определить в

Глава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 413

лих объем юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той отрасли, где эти работники заняты;

8) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству;

9) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;

10) принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан. Уделить особое внимание научному обеспечению правового воспитания молодежи, внедрению системы ювенальной юстиции;

11) создать во всех районах, городах, областях, краях и республиках на хозрасчетной основе единый центр правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других нормативных актов до адресатов, обеспечить свободный доступ.к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

Раздел VI. Действие права Глава 1. Действие права и формы его реализации

§ 1. Понятие действия права

Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права - способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права.

Действие права - это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.

Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Право действует и в сфере законотворчества, и в области активной реализации установленных законоположений, и в сфере пассивной охраны действующих нормативных актов.

Действие права указывает на функционирование отдельных норм и всей правовой системы. Оно подчеркивает динамизм права, хотя и статическая функция права немыслима вне его действия.

Действие права означает переход (перевод) социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику. Действие права материализует (пытается материализовать) присущую праву по определению справедливость в поведение отдельной личности, социальных общностей, образ жизни общества. Право как серьезная социальная сила реализует свой потенциал в ходе воздействия на общественные отношения.

Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами, внешняя - с формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомер ного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

Было бы неверно отрывать действие права от потребностей и интересов людей. Социально-экономическая, политичес

глава 1. Действие права и формы его реализации 415

ая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его системообразующий стержень. 3 книге Монтескье "О духе законов" наиболее полно, на наш взгляд, была прослежена в свое время зависимость содержания права, его направленность и его результативность от многообразных условий жизни разных народов. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права.

Было бы неправильно отрывать действие права от деятельности государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятии права и государства, их воздействии на развитие общества. Но один момент следует подчеркнуть особо: к сожалению, даже самая бесспорная справедливость не действует сама собой во всем ее объеме. Ни одно общество пока не может заявить о себе как общество самообеспечения справедливости. Государство всюду обеспечивает действие права. Оно вырабатывает средства правовой регуляции, пускает эти средства в ход для достижения конечных целей права.

Как следует из приведенного определения, действие права заключает в себе прежде всего информационное начало. Право содержит многообразную информацию, и не просто правовую информацию, а знание о самых разных сторонах жизни общества. Не случайно по историческим памятникам права мы многое узнаем о наших предках. А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая в право информация не "ыла ложной, дезориентирующей, так как в противном слу-ае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине.

С информационным действием тесно связано и действие;енностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов рава напрямую законодателю приходится вводить специаль-ые нормы и положения, закрепляемые, в частности, в пре-мбулах, дабы вызвать мотивы правомерного поведения.

Информационное и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную Функцию права. Но особой содержательной стороной действия Рава является собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права. Здесь право организует доведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них

Раздел VI. Действие

обязанностями. Здесь право стимулирует соответствую поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права Действие права охватывает собой:

Предметное действие;

Действие во времени;

Действие в пространстве;

Действие по кругу лиц.

Все эти аспекты более подробно рассматриватся в теме посвященной действию нормативно-правовых актов. Разного уровня и разной юридической силы акты действуют по-разному. Но есть и нечто общее, что характеризует действие права в целом.

В предмет правового регулирования входят волевые отношения, что исключает распространение действия права на события или состояния, в которых не участвует человеческая воля. Повлиять на их ход право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной, объявляя соответствующие нормативные акты неправовыми.

Во времени действие права начинается еще до появления государственного веления. Напротив, именно право побуждает к действию законодателя. Именно право требует своего закрепления в законе. И лишь затем актуализируется проблема действия актов, изданных в установленном порядке компетентными государственными органами.

Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Не случайно имеет место примат международного права. Не случайно замечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.

Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативно-правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.

Каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

  • соблюдается в обществе принцип гуманизма;
  • информируется общественность о процессе законотворчества;
  • обеспечивается соблюдение прав и свобод личности ;
  • осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;
  • знают граждане основные права и Конституцию ;
  • правомерно поведение личности;
  • позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов ;

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов , во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы .

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства .

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права , правовых отношений , законности и правопорядка , правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям , учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата .

Основные направления правового воспитания:

  1. формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье ;
  2. обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;
  3. самовоспитание;
  4. предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

  1. убеждение;
  2. предупреждение;
  3. поощрение;
  4. принуждение;

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, точнее, часть его духовной культуры, то есть системы ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу и личности той или иной страны на том или ином этапе ее развития.

В юридической литературе понятие правовой культуры, как наиболее общее, интегральное понятие теории государства и права и используется не только для характеристики правовых ценностей и идеалов, но и для оценки уровня развития права и правовых явлений в целом.

Правовая культура общества - это часть духовной культуры, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества, выражающейся в достигнутом уровне правотворческой и правореализующей деятельности, правосознания и правоотношений, степени гарантированности государством и гражданским обществом интересов и прав граждан.

Правовая культура зафиксирована прежде всего в памятниках права и действующем законодательстве. Она в значительной мере зависит от степени развития законодательства, его прогрессивной направленности. Существенное значение для оценки правовой культуры имеет и уровень правотворческой деятельности. И здесь действует главный критерий: любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о свободе и справедливости.

Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и эмоционально-чувственного восприятия правовой действительности, а это значит, что правовая культура зависит также от уровня развития правосознания населения, то есть от того, насколько глубоко усвоены им такие правовые явления как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.

Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества.

Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности.

Правовой нигилизм.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме - в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).