Фитнес

Программа по профилактике деструктивного влияния на подростков религиозно-экстремистской и террористической идеологии. Методические рекомендации по вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергающихся деструктивному психологическому воздействи

Экстремизм является одним из существующих социальных рисков в современном мире и в России , поэтому пристального внимания заслуживают вопросы научно-методических подходов к профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде. Принимаемые законы и научные исследования в рамках данной проблематики определяют требования к содержанию и условиям реализации профилактической работы по предупреждению и противодействию экстремизма и терроризма в молодежной среде. В данной статье подготовленной по проекту «Разработка методических рекомендаций, по созданию психолого-педагогических условий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям в условиях воспитания в семьях с родственниками лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности», выполняемому в рамках Государственного задания Минобрнауки России (№27.10037.2017/5.1) представлены материалы научно-практических и организационных работ проводимых в ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в этом направлении.

В целях эффективного применения двух федеральных законов №№ 114, 35 о противодействии экстремизму и терроризму в 2017 году было намечено и реализовано:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением;

2. Разработка методических рекомендаций, по созданию психолого-педагогических условий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям в условиях воспитания в семьях с родственниками лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности .

По заданию Министерства образования и науки России Федеральным институтом развития образования разработаны методические материалы по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде . Основные направления и реализованные мероприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные (реализованные) направления работы с молодежью

№№ Основные мероприятия Реализация мероприятий
1 Профилактика – мероприятия по профилактике экстремизма в молодежной среде: 1) разработаны предложения по комплексу мер по реализации национальной стратегии воспитания детей и молодежи содержащий план мероприятий по профилактике экстремизма для разных ступеней образования;

2) подготовлены методические материалы для работников и руководства образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде:

Основанные на методологии управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в подростковой и молодежной среде;

2 Противодействие распространиению – мероприятия по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде: 1) пакет из 7 методик для диагностики уровня агрессивности поведения, интолерантности и экстремизма подростков и молодежи;

2) сборник методических и диагностических материалов для работников и руководства образовательных организаций по диагностике и профилактике экстремизма и терроризма в подростковой и молодежной среде;

3) проведен семинар для проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования и специалистов комитетов по делам молодежи субъектов Российской Федерации.

3 Мероприятия по разработке методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде 1) Раскрыты основные психологические основания профилактики экстремизма в молодежной среде. Раскрыто влияние кардинальных социальных трансформаций на восприятие мира и общение. Доказано, что необходимым условием психолого-педагогической работы по преодолению экстремизма должно стать развитие у подростков и юношей адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничной идентичности, формирование гражданской социализации и социокультурной социализированности.

2) Представлена программа психологической профилактики экстремизма, включающая 3 блока: информационный, ценностный и поведенческий. Доказано, что даже косвенная профилактика экстремизма, связанная с повышением у молодых людей уверенности в себе и своем будущем, а также с актуализацией их интереса к творчеству и своей профессиональной деятельности, существенно снижает риск появления экстремистских установок.

Как отмечает Т. Д. Марцинковская: «…необходимым условием психолого-педагогической работы по преодолению экстремизма должно стать развитие у подростков и юношей адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничной идентичности. Важным моментом в процессе общей социализации подростков и молодежи является формирование гражданской социализации и социализированности в основных социальных группах» [цит. по 7]. Так автор предлагает в программу психологической профилактики экстремизма включать 3 блока . См. рис 1.

Рисунок 1. Содержание программы психологической профилактики экстремизма

Существует несколько форм социально-реабилитационной работы применимой и в случаях связанных с социальной адаптацией учащихся подпавших под воздействие идеологии терроризма. Организация социальной, психологической и психолого-педагогической работы в условиях социальной ситуации риска проявлений экстремистского поведения предполагает обращение к социальной поддержке: «…М. Аргайл считает, что социальная поддержка снижает воздействие тяжелых ситуаций на психическое здоровье личности, способствуя росту самооценки и уверенности в себе, предотвращая развитие депрессии и тревожности, формируя уверенность в такой поддержке в будущем и делая человека менее восприимчивым к стрессовым воздействиям» [цит. по 3].

Для разработки социально-педагогической реабилитационной программы работы с девиантными подростками важен учет ряда положений и функциональных характеристик деятельности специалистов ее осуществляющих. Они представлены в таблице (см. табл.2.)

Таблица 2 -Социально-реабилитационная поддержка дезадаптированных учащихся

1. Основные положения социально-педагогической работы
1.1 Опора на положительные качества учащегося, т. е. необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха»;
2.1 Формирование будущих жизненных устремлений (например, работа, направленная на определение будущей профессии, помощь в выборе соответствующего интересам и возможностям учебного заведения и в трудоустройстве);
2.3 Включение учащегося в значимую для него общественно полезную деятельность;
Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с учащимся.
2. Функции
2.1 Восстановительная функция – предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у учащегося до наступления дезадаптации
2.2 Компенсирующая функция:

    формировании у учащегося стремления исправить те или иные качества личности путем включения в общественно-полезную деятельность, активизации его потребностей в самосовершенствовании на основе самоанализа своих поступков и выработки самокритичного отношения к себе;

    формирование морально-нравственных ценностей и идеалов

2.3 Стимулирующая функция –направлена на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы (внушение, убеждение, пример и др.).

В текущем году был реализован ряд задач, одна из которых: «Психолого-педагогическое сопровождение детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением – это проект, направленный на поддержание психологического и социального здоровья детей и подростков, обеспечение безопасности, психолого-педагогической социальной адресной поддержки детей и подростков» .

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением, осуществлена разработка психолого-педагогических технологий адаптации и диагностических методик для оценки условий нахождения в семье и образовательной организации детей, в том числе несовершеннолетних, из семей лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности на основе теоретического обоснования моделей адаптации детей группы риска, находящихся в разных социокультурных условиях.

В целом, было осуществлено следующее:

1) проведен мониторинг, направленный на изучение проблем адаптации детей из группы риска, в том числе совершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности;

2) разработаны и апробированы психолого-педагогические технологии адаптации детей из группы риска, в том числе несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности.

Обобщая вышесказанное важно отметить следующее:

Проведение указанных работ в дальнейшем будет способствовать реализации психолого-педагогической помощи детям групп социального риска, в том числе несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности развитие детей, их адаптацию и участие в общественной жизни, в перспективе – в общественно-полезном труде;http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6944 (дата обращения: 24.10.2017)

  • Солдатова Г., Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А. Террористический акт как экстремальная ситуация в обществе риска // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 2(6). - С. 98–112.
  • Краткий перечень тем научно – исследовательских работ, предлагаемых к выполнению в интересах Департаментов Минобрнауки России, для включения в государственное задание ФГАУ «ФИРО» на 2017 год “>[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/01/Pril_1.pdf (дата обращения: 24.10.2017)
  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года.
  • Федеральный закон «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 6 марта 2006 г.
  • Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи. Образовательная политика №3 (73) 2016, С. 26-34.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и т.д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.

    Показателем эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, при этом предполагается, что такое оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной и психологической помощи, ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого человека. Поэтому сегодня необходимо интегрировать опыт различных отраслей психолого-педагогического знания, который поможет не только объяснить природу отклоняющегося поведения в период взросления, но и разработать направления профилактики и реабилитации для подростков групп риска, которые будут опираться на позитивные ресурсы, то есть на личностный потенциал их развития.

    Развитие реабилитационно-коррекционной педагогики в России связано с такими учеными, как В.П. Кащенко и И.А. Сикорский. В начале XX века ими были созданы специальные интернаты, целью которых было создание условий, способствующих психическому и физическому оздоровлению трудных детей.

    В 30-е годы XX века особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное С.Т. Шацким и А.С. Макаренко. Они опирались на принципы, методы педагогики и социальной работы с детьми и подростками, в которых важнейшим фактором воспитательной и коррекционной работы выступает воспитывающая среда, созданная и организованная педагогом совместно с подростками. С.Т. Шацкий создавал такую среду по месту жительства, а А.С. Макаренко - в детской колонии. А.С. Макаренко опирался на воспитывающую силу коллектива, уважение личности и систему перспективных целей.

    Работы И.П. Иванова послужили толчком, который стал началом демократического движения молодежи и подростков 60-70-х годов, известного как "коммунарское движение". В результате просоциальная мотивация восстанавливалась вначале в рамках различных форм общественно-полезной деятельности, в которую был вовлечен подросток, а затем становилась устойчивой характеристикой его личности. Для С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко базовыми в построенных ими системах деятельности были коллективные труд, учеба, самоорганизация, для И.П. Иванова и других воспитателей - клубные формы занятий по интересам. В любом из этих случаев необходимым условием являл ось обеспечение сплоченности и доброжелательных отношений внутри группы, самоорганизация и влияние коллектива на каждого воспитанника.

    В 1965 году В.А. Сухомлинский организовал психологический семинар по проблемам индивидуального подхода к трудным детям в Павлышс-кой средней школе, на котором были разработаны наиболее успешные методы взаимодействия с трудными детьми. Сущность концепции В.А. Сухомлинского - "педагогический оптимизм" - "у каждого человека есть стремление к хорошему", и в сочетании с этим уважение к воспитаннику, понимание его душевного состояния, заинтересованность в его судьбе, раскрытие мотивов и обстоятельств поступка, отказ от наказаний, как от средства, воспитывающего моральную жестокость и разрушающего нервную систему воспитанника.

    В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Одной из причин потери интереса к учебе является утрата чувства ответственности. Анализ процесса обучения показывает, что: а) целеполагание (что будем изучать.) осуществляется авторами учебников и учителем; б) планирование (как изучать данную тему.) реализует автор учебника, методист, учитель и лишь иногда, в общем порядке - ученики; в) реализация плана - ученик с помощью учителя; г) контроль и оценка результатов - учитель, редко - сообща с учеником. Получается, что целеполагание, планирование, оценка и контроль практически не принадлежат ученикам. Следовательно, происходит монополизация взрослым права на рефлексию, а подросток становится исполнителем указаний. Результатом оказывается то, что называют "формализмом знаний". Поскольку за процесс обучения отвечает учитель, это порождает пассивность и скуку школьника на уроке. Подросток воспринимает себя как исполнителя, которому не дано выбирать, а поэтому и отвечать не за что. В итоге поведение оказывается ситуативным, зависящим от случайных, временных побуждений, мотивов, соответствующих операциям и действиям (частным задачам, так как общей цели нет). Мотивация учения, которую предлагает традиционная школа, - это или принуждение, или соперничество, и оба мотива, по меньшей мере, недостаточны.

    Отчуждение учащихся, которое в школьном контексте выражается в плохой академической успеваемости, прогулах, бунтарских настроениях, представляет собой сложное явление. Одна из причин отчуждения кроется в бессилии. В школе учащиеся сознают свое бессилие, понимая, что ничего не могут изменить, не могут повлиять на политику школы, на свое положение в ней. Поэтому выбирают позицию невмешательства, у них пропадает стремление работать из-за символических вознаграждений - похвалы или почетной грамоты, они начинают прогуливать занятия или просто сидят на уроках и ничего не делают. Другим источником отчуждения является ощущение бессмысленности. Учащиеся не вполне понимают взаимосвязь между предметами, преподаваемыми в школе, и теми социальными ролями, которые им предстоит выполнять в будущем. Третья причина - отсутствие нормативов и единых требований. Подросток не осознает связи между целями и социальными нормами. Администрация школы часто вознаграждает тех, кто хорошо учится и хочет получить высшее образование. Как следствие, другие ученики с легкостью отказываются от норм поведения официальной школы.

    Происходит резкое омоложение контингента вечерних школ, которые принимают всех отсеявшихся не только из общеобразовательной школы, но и из других учебных заведений. В настоящее время речь уже идет не о "подростке в школе взрослых", а о "подростковой вечерней школе".

    К наступлению подросткового возраста воспитательные возможности практически целиком переходят во внеучебную сферу, а сама учеба остается для молодых людей не очень желательной необходимостью. Этих последствий можно избежать, реформируя систему современной общеобразовательной школы, предусматривая социопсихологическую реабилитацию подростков групп риска.

    Главным и практически единственным эффективным средством воздействия на личность подростка является специально задаваемая и социально одобряемая групповая деятельность. Эта "общественно полезная" или "просоциальная" деятельность выступает, по существу, педагогически организованным эквивалентом ведущей деятельности подросткового этапа. Участвуя в развернутой деятельности, включающей планирование и организацию действий, выполнение задач и обсуждение результатов, общение в референтной группе, подросток получает доступ к осознанию ее смысла. Только на этой основе у него могут сформироваться смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и, в конечном счете, направленность личности (И.А. Невский, В. Баженов, Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, И.Р. Адам, Н.А. Уманов, Л.М. Зюбин и др.).

    В настоящее время в отечественной психологии и педагогике используют два основных направления работы с подростками групп социального риска:

    1) воздействие на причину через индивидуальную и групповую психотерапию с подростками;

    2) воздействие на следствие (симптом) через вмешательство в учебный процесс для оптимизации взаимодействия учителя и учащегося.

    Выделяют две тактики работы с трудными подростками:

    1) тактика фиксирования поступков и осуждение воспитанника;

    2) тактика проектирования положительных качеств личности и организации опыта правильного поведения.

    Важнейшая задача работы с трудными подростками: формирование новых взаимоотношений между детьми и взрослыми. Главной проблемой в работе с подростками групп риска считается отбор персонала. Работать с подростком должен взрослый, который верит в ребенка, может обеспечить ему состояние защищенности, поддержать его авторитет и стать тем каркасом, основой, вокруг которой молодой человек начнет создавать самого себя. Личность воспитателя, его личный пример учит воспитанника чуткости и нравственно воспитывает. Исследователи также обращают внимание на необходимость овладения диалогическим подходом при работе с трудными подростками (Н.А. Барышникова, А.К. Маркова, Е.Н. Чеснокова и др.). Главной целью образования является формирование людей творческих, способных делать открытия. Вторая цель - формирование умов, которые в состоянии мыслить критично, не принимать на веру все, что им говорят.

    Первым условием для обучения ребенка является разработка эффективных способов общения с ним. Второй принцип заключается в том, что нужно помогать детям не только овладевать новой информацией, но и видоизменять уже существующие у них знания. Дети приходят в школу со своими представлениями о пространстве, времени, причинах и следствиях. Цель обучения состоит в расширении их неполных знаний. В-третьих, дети любознательны по своей природе. Педагоги не должны стараться прививать детям любовь к знаниям; им скорее нужно следить за тем, чтобы не подавить в детях желание учиться, что происходит при чрезмерно жесткой программе обучения, не соответствующей индивидуальной скорости научения. Развитию формального мышления и способности к решению проблем способствуют такие формы учебной работы, как дискуссионные группы, семинары по решению проблем и научные эксперименты. Учителям необходимо быть подготовленными к руководству групповыми дискуссиями и стимулированию обмена мнениями, необходимо уметь оказывать помощь и поддержку, предоставлять необходимое время на развитие способности к рассуждениям. Самые лучшие педагоги развиваются вместе со своими учениками, проявляют живой интерес к знаниям, всегда готовы попробовать что-то новое.

    Взрослым необходимо не только знать, но и уметь выполнять условия, способствующие эффективности проведения реабилитационной работы с подростками и юношами групп социального риска:

    1) установление контакта; внимание к внутреннему миру подростка;

    2) единство и адекватность требований;

    3) поощрение активности и самостоятельности; работа, направленная на повышение ощущения компетентности: "Я могу сам!" (работа с выученной беспомощностью);

    4) уважение;

    5) признание учителем своих ошибок и принесение извинений;

    6) создание ситуации успеха;

    7) сотрудничество;

    8) вера в ресурсы подростка, позитивный прогноз, "педагогический оптимизм": всю совокупность сведений о подростке интерпретировать в его пользу, поскольку по мере нагнетания негативных прогнозов снижается уровень позитивных ожиданий; видеть позитивные побуждения подростка;

    9) восстановление ценностей;

    10) комплексный подход, включающий психотерапевтический, педагогический, психологический и социальный компоненты;

    11) возможность выбора программы, методов и скорости обучения.

    Необходимым считается выявление потребностей и мотивов учащихся, опора на потребности подростка, поскольку это напрямую определяет результаты воспитательной деятельности. Необходимо использовать надежные и приемлемые для школьных условий методы изучения мотивации. Мотивы и цели работы учителя должны включать в себя и отражать мотивы и цели деятельности учащегося.

    Выводы по второй главе

    1. Наш эксперимент показал, что предпочтение отдается только части подростков данной ученической группы, и наоборот к некоторым подросткам складывается отрицательное отношение. Те ученики, которых выбрали все или почти все одноклассники из тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более высокого эмоционального самочувствия, эмоционального благополучия, чем тот, которого, может быть, и выбирают некоторые одноклассники, но совсем не те, к кому он сам стремится.

    2. Для психолога данного учебного заведения, использующего результаты данного эксперимента важно понимать значимость и силу влияния общения со сверстниками на все стороны развития подростка, на его эмоциональное самочувствие. Именно это психологу важно учитывать не только при индивидуальной работе, но и при организации групповых занятий с подростками. Важно избежать соблазна все проблемы школьника решать через группу, помня, что ее чрезвычайно действенное влияние имеет обоюдоострый характер и может способствовать не укреплению уверенности в себе, самостоятельности подростка, а напротив, приспособительному и зависимому поведению, некритическому усвоению требований и т.д.

    В современных условиях жизни, характеризующихся изменчивостью и глобализацией, увеличивается социально-экономическая напряженность, связанная с потерей многими людьми осознания своего места и своих ценностей жизненной ситуации. Это приводит к росту антисоциальных, террористических и экстремистских актов, жертвами которых становятся не только окружающие, но и дети самих экстремистов.

    Такая ситуация актуализирует проблему разработки технологий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию, исходя из индивидуальных возрастных особенностей подросткового возраста, психологического

    микроклимата, ценностных ориентаций и социокультурных характеристик нового социального окружения.

    О специфике деструктивного психологического воздействия

    Деструктивное психологическое воздействие – это манипулирование сознанием личности, осуществляемое представителями псевдорелигиозных организаций, использующих техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов, предполагающее

    тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов этих организаций или их лидеров.

    Последствия манипулятивиого воздействия-это, прежде всего, внутренний разлад, нарушение личностной целостности, изменения в мировоззрениии и негативное восприятие окружающей среды подростком.2

    О целях и задачах системы ресоциализации подростков

    Организуя работу по созданию и развитию системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников псевдорелигиозных и экстремистских группировок, террористической идеологии, прежде всего, следует исходить из того, что сегодня вопрос ресоциализации находится в несколько иной плоскости, чем прежде. Это связано с тем, что в процесс ресоциализации (так же, как и в процесс общей социализации) включаются латентные и отсроченные воздействия, предполагающие не только незамедлительное, но пролонгированное действие. Также необходимо проводить работу по ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному воздействию нерелигиозных идеологий, самыми опасными из которых на данный момент являются профашистские, суицидальные (опасные для здоровья группы квестов, например, т.н. "Синий кит") и «воровские» (субкультура АУЕ). Кроме того, фиксируются случаи нанесения серьезного вреда здоровью детей членами групп, практикующих употребление наркотических веществ, отрицание прививок и смертельно опасных болезней (особенно СПИДа), отказ от нормального питания (праноеды и радикальные веганы). Это обусловлено тем, что деструктивные воздействия любого характера имеют много общего и методы вербовки в различные группировки в значительной степени идентичны.

    Целью работы по ресоциализации подростков группы риска является создание новой мотивационной основы, которая будет определять их ценностные ориентации и поведение на протяжении многих лет. Исходя из этого, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов должны организовать работу образовательных организа- ций и профессиональных объединений педагогов и обеспечить решение следующих основных задач:

    Создание системы комплексного психологического влияния, коррекцион- ных занятий, мониторинга поведения и развития ценностных ориентаций, а также внешних мер отслеживания поведения и контактов подростков;

    Развитие у подростков адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничных представлений о себе;

    Повышение у подростков уверенности в себе и своём будущем;

    Формирование гражданской идентичности и социализированности (ресоциализированности) в новых социальных группах.

    Организационные меры по обеспечению системы ресоциализации подростков.

    1.Прямое и косвенное выявление подростков, подвергшихся воздействию экстремистской идеологии. Оно заключается в наблюдении за экстремистскими группами, семьями участников экстремистских, культовых религиозных образований, участников бандформирований, а также использовании методов психологической диагностики асоциальных, в том числе, экстремистских и террористических установок. С этой целью должен быть разработан (модифицирован) соответствующий диагностический инструментарий.

    Также необходимо определить механизмы выявления проблемных подростков с учётом региональной специфики и разработать соответствующую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность образовательных организаций и педагогических сообществ с указанной категорией детей.

    Также необходимо выявление лиц, чьё поведение, взгляды, мотивы свидетельствуют о возможности совершения ими деструктивного психологического воздействия на подростков. Такая деятельность осуществляется только при участии правоохранительных органов и предоставлении ими соответствующей информации.

    2.Создание центров по психологической ресоциализации и психолого-педагогической работе с подростками, подвергшимися деструктивному психологическому воздействию, или наделение уже действующих организаций полномочиями по проведению реабилитационных мероприятий .

    Сегодня в субъектах Российской Федерации существует разветвлённая сеть различных организаций, функции которых связаны с социализацией и реабилитацией детей и подростков. Это учреждения:

    Социального воспитания (учебно-образовательные заведения, подростковые клубы по интересам, спортивно-туристические комплексы);

    Социально-правовой охраны (инспектора по охране детства в системе образования, кабинеты социально-правовой помощи несовершеннолетним);

    Социально-психологической помощи семьям и детям (социально-психологические центры, психологические службы, телефоны доверия);

    Социальной адаптации подростков (психологические реабилитационные центры, временные приюты) и центры медико-психолого-педагогического сопровождения, центры реабилитации и т.д.

    Названные организации имеют опыт по коррекции личности подростка, в том числе изменения негативных, асоциальных форм поведения личности на социально одобряемые.

    Действенным механизмом профилактической работы может быть создание на базе этих центров «телефонов доверия» или «горячих линий» для подростков и их родителей, по которым они смогут сообщить о случаях, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма, вербовочной деятельности, вовлечения граждан в деятельность деструктивных религиозных организаций. Кроме того, эти центры могут информировать граждан о «телефонах доверия» или «горячих линиях», функционирующих на базе органов внутренних дел, территориальных антитеррористических комиссий и иных заинтересованных структур.

    3.Определение комплекса мер по исправлению личностных деформаций вследствие деструктивных воздействий на психологию подростка, включающего мероприятия по социальному, педагогическому, психоневрологическому и физическому оздоровлению подростка, а также конкретных форм взаимодействия, объединения усилий врача, психолога и педагога.

    Особенности программы работы по ресоциализации подростков.

    В рамках комплекса мер по исправлению личностных деформаций подростков, подвергшихся деструктивным психологическим воздействиям, основной задачей становится создание программ психолого-педагогической работы с данными подростками.

    Такая программа может включать в себя 3 блока: информационный, ценностный и поведенческий. Первый даёт возможность расширения кругозора подростков и молодёжи в самых разных сферах социальной жизни. Второй- основной блок, направлен на осознание и формирование общих ценностей, объединяющих людей. Третий блок предполагает отбор и использование активных форм обучения и воспитания, методов социализации, которые в настоящее время в достаточном количестве представлены в практической психологии.

    Необходима работа:

    По расширению кругозора и информированности подростков о межгрупповом, межкультурном и межличностном взаимодействии,

    По созданию благоприятной культурно-информационной среды, наполненной живыми положительными образами историко-культурного наследия, через приобщение к выдающимся национальным произведениям литературы, искусства, памятникам культуры, духовно-нравственным ценностям, практике народного художественного творчества;

    По получению и усвоению знаний об особенностях психологии конфликта и некоторых аспектах психологии личности.

    В психологической части работы необходимо формирование мотивации и способов межкультурной коммуникации, системы общечеловеческих ценностей, которые делают возможным взаимопонимание между разными людьми.

    Учитывая, что собственная деятельность подростков переводит абстрактное знание в способы взаимодействия, в реальное поведение, нужно предусмотреть обучение взаимодействию с людьми другой культуры через создание учебных ситуаций по выстраиванию коммуникации между представителями разных наций и конфессий, с реальными проблемами и конфликтными ситуациями.

    Одновременно с этим нужно дать подросткам возможность отрефлексировать собственное поведение, его мотивацию и направленность. Работа по развитию самоанализа является хорошей основой для формирования продуктивных видов совладения с трудными жизненными ситуациями, а также развития самоконтроля и саморегуляции. Это даст возможность прогнозировать положительную ресоциализацию в течение длительного времени - в период юности и зрелости.

    Построение системы новых контактов, включающих новые социальные группы – ещё одна составная часть системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям. Она направлена на оптимизацию последствий негативного опыта общения данных подростков с близкими (родителями и другими родственниками) , принимавшими участие в террористической и экстремистской деятельности.

    На основе изучения специфики новой социальной ситуации осуществляется проектирование различных вариантов адаптации подростков, выстраивания отношений между членами семьи, семейных ценностных ориентаций и социокультурных норм и правил поведения, транслируемых подросткам, а также взаимоотношений семьи с образовательными организациями, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей подростков также разрабатываются индивидуальные способы самокоррекции, саморегуляции и саморазвития подростков.

    Программы психолого-педагогической работы должны включать также разработку диагностических методик для определения условий сопровождения и ресоциализации подростков указанной группы риска в их новом социальном контексте (семья и ближайшее окружение), а также программ мониторинга поведения и психологического состояния названной группы подростков.

    В информационный и ценностный блоки также необходимо включить просветительскую информацию об ответственности за осуществление экстремистской и террористической деятельности с целью формирования у подростков гражданской идентичности в новых социальных группах.

    Кроме того, должны быть разработаны методические рекомендации для педагогических работников с описанием наиболее эффективных технологий и форм работы с указанной категорией подростков, а также разработки программ профилактики дальнейшего развития экстремистских и террористических установок, ценностных ориентаций и поведения.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Во исполнение пункта 3.4 протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 29 Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии (далее - система ресоциализации), разработанные совместно с Минкультуры России, МВД России, ФСБ России, Минюстом России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

    П.С.Зенькович

    ________________

    Методические рекомендации подготовлены с использованием материалов, разработанных ФГАУ "Федеральный институт развития образования", федеральных университетов, а также результатов исследований, проведенных профессором ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет" Силантьевым Р.А.

    В современных условиях жизни, характеризующихся изменчивостью и глобализацией, увеличивается социально-экономическая напряженность, связанная с потерей многими людьми осознания своего места и своих ценностей в новой жизненной ситуации. Это приводит к росту антисоциальных, террористических и экстремистских актов, жертвами которых становятся не только окружающие, но и дети самих экстремистов.

    Такая ситуация актуализирует проблему разработки психолого-педагогических технологий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей подросткового возраста, психологического микроклимата, ценностных ориентаций и социокультурных характеристик нового социального окружения.

    О специфике деструктивного психологического воздействия

    Деструктивное психологическое воздействие - манипулирование сознанием личности представителями псевдорелигиозных организаций, использующих техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов и осуществляющих тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров или самодовлеющей группы.

    ________________

    Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему)//Журнал практического психолога. 1996. N 2. С.87-93.

    Последствия манипулятивного воздействия - это, прежде всего, внутренний разлад, нарушение личностной целостности, изменения в мировоззрении и негативное восприятие окружающей среды подростком.

    По данным социологов, около 2,5 млн. наших сограждан состоят в 5000 различных организациях культовой направленности. Известно, что только экстремистская организация Свидетелей Иеговы, в 2017 году запрещенная в России, насчитывает 170 тыс. взрослых членов и, следовательно, десятки тысяч детей и подростков. Последователи исламистских организаций экстремистского и террористического толка насчитывают в России сопоставимое число и взрослых, и их детей. Только в иракском сегменте ИГИЛ* по последним данным (август 2017 года, информация Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Кузнецовой А.Ю.) было обнаружено 350 детей присоединившихся к этой организации россиян (всего к ИГИЛ* присоединилось до 3,5 тыс. россиян).

    ________________

    Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность// http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/218/18167.

    Из материалов исследований Силантьева Р.А.

    * Запрещенная в России террористическая организация.

    В своей миссионерской работе лидеры многих религиозных новообразований делают ставку на привлечение детей и молодежи, целенаправленно стремясь проникнуть в образовательные организации.

    Одной из основных установок террористической идеологии является идея о том, что мир делится на враждебно настроенные друг к другу группы, а нация (группа), к которой относится данный подросток, принципиально лучше всех остальных. При этом формируется также убеждение в том, что наиболее эффективным способом решения любых конфликтов и устранения несправедливости является насилие.

    Деструктивные психологические воздействия основываются на неадекватной направленности процесса первоначальной социализации. При этом у подростков (а часто и у лиц, направляющих эту социализацию и осуществляющих деструктивное психологическое воздействие) существенно ограничен кругозор и система знаний о мире, способах межгруппового взаимодействия и преодоления конфликтов. Развитию этноцентризма, негативного отношения к людям другой культуры и национальности способствует и отсутствие реального опыта взаимодействия с людьми и, как следствие, неумение вести себя в сложных ситуациях.

    О целях и задачах системы ресоциализации подростков

    Организуя работу по созданию и развитию системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников псевдорелигиозных и экстремистских группировок, террористической идеологии, прежде всего, следует исходить из того, что сегодня вопрос ресоциализации находится в несколько иной плоскости, чем прежде. Это связано с тем, что в процесс ресоциализации (так же, как и в процесс общей социализации) включаются латентные и отсроченные воздействия, предполагающие не только незамедлительное, но пролонгированное действие.

    Также необходимо проводить работу по ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному воздействию нерелигиозных идеологий, самыми опасными из которых на данный момент являются профашистские, суицидальные (опасные для здоровья группы квестов, например, т.н. "Синий кит") и "воровские" (субкультура АУЕ). Кроме того, фиксируются случаи нанесения серьезного вреда здоровью детей членами групп, практикующих употребление наркотических веществ, отрицание прививок и смертельно опасных болезней (особенно СПИДа), отказ от нормального питания (праноеды и радикальные веганы). Это обусловлено тем, что деструктивные воздействия любого характера имеют много общего и методы вербовки в различные группировки в значительной степени идентичны.

    Целью работы по ресоциализации подростков группы риска является создание новой мотивационной основы, которая будет определять их ценностные ориентации и поведение на протяжении многих лет.

    Исходя из этого, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов должны организовать работу образовательных организаций и профессиональных объединений педагогов и обеспечить решение следующих основных задач:

    создание системы комплексного психологического влияния, коррекционных занятий, мониторинга поведения и развития ценностных ориентаций а также внешних мер отслеживания поведения и контактов подростков;

    развитие у подростков адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничных представлений о себе;

    повышение у подростков уверенности в себе и своем будущем;

    формирование гражданской идентичности и социализированности (ресоциализированности) в новых социальных группах.

    Организационные меры по обеспечению системы ресоциализации подростков

    1. Прямое и косвенное выявление подростков, подвергшихся воздействию экстремистской идеологии. Оно заключается в наблюдении за экстремистскими группами, семьями участников экстремистских, культовых религиозных образований, участников бандформирований, а также использовании методов психологической диагностики асоциальных, в том числе экстремистских и террористических установок. С этой целью должен быть разработан (модифицирован) соответствующий диагностический инструментарий. Также необходимо определить механизмы выявления проблемных подростков с учетом региональной специфики и разработать соответствующую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность образовательных организаций и профессиональных сообществ с указанной категорией детей.

    Также необходимо выявление лиц, чье поведение, взгляды, мотивы свидетельствуют о возможности совершения ими деструктивного психологического воздействия на подростков. Такая деятельность организуется только при участии правоохранительных органов и предоставлении ими соответствующей информации.

    2. Создание центров по психологической ресоциализации и психолого-педагогической работе с подростками, подвергшимися деструктивному психологическому воздействию, или наделение уже действующих организаций полномочиями по проведению реабилитационных мероприятий.

    Сегодня в субъектах Российской Федерации существует достаточно разветвленная сеть различных организаций, функции которых связаны с социализацией и реабилитацией детей и подростков. Это учреждения:

    социального воспитания (учебно-образовательные заведения, подростковые клубы по интересам, спортивно-туристические комплексы);

    социально-правовой охраны (инспектора по охране детства в системе образования, кабинеты социально-правовой помощи несовершеннолетним);

    психологической помощи семьям и детям (социально-психологические центры, психологические службы, телефоны доверия);

    социальной адаптации подростков (педагогические реабилитационные центры, временные приюты) и центры медико-психолого-педагогического сопровождения; центры реабилитации и т.д.

    Названные организации имеют опыт работы по коррекции личности подростка, в том числе изменения негативных, асоциальных форм поведения личности на социально одобряемые.

    Действенным механизмом профилактической работы может быть создание на базе указанных центров "телефонов доверия" или "горячих линий" для подростков и их родителей, по которым они могут сообщить о случаях, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма, вербовочной деятельности, вовлечением граждан в деятельность деструктивных религиозных организаций. Либо оказывать содействие в информировании граждан о наличии подобных "телефонов доверия" и "горячих линий", функционирующих на базе органов внутренних дел, территориальных антитеррористических комиссий и иных заинтересованных структур.

    3. Определение комплекса мер по исправлению личностных деформаций вследствие деструктивных воздействий на психологию подростка, включающего мероприятия по социальному, педагогическому, психоневрологическому, физическому оздоровлению подростка, а также конкретных форм взаимодействия, объединения усилий врача, психолога и педагога.

    Особенности программы работы по ресоциализации подростков

    В рамках комплекса мер по исправлению личностных деформаций подростков, подвергшихся деструктивным психологическим воздействиям, основной задачей становится создание программ психолого-педагогической работы с данными подростками.

    Такая программа может включать в себя три блока: информационный, ценностный и поведенческий. Первый дает возможность расширения кругозора подростков и молодежи в самых разнообразных сферах социальной жизни. Второй, основной, блок направлен на осознание и формирование общих ценностей, объединяющих людей. Третий блок предполагает отбор и использование активных форм обучения и воспитания, методов социализации, которые в настоящее время в достаточном количестве представлены в практической психологии.

    Необходима работа по расширению кругозора, информированности подростков о межгрупповом (межкультурном) и межличностном взаимодействии, созданию благоприятной культурно-информационной среды, наполненной живыми положительными образами историко-культурного наследия, через приобщение к выдающимся национальным произведениям искусства, литературы, памятникам культуры, духовно-нравственным ценностям, практике народного художественного творчества, знаний об особенностях психологии конфликта и некоторых аспектах психологии личности. В психологической части работы необходимо формирование мотивации и способов межкультурной коммуникации, системы общечеловеческих ценностей, которые делают возможным взаимопонимание между разными людьми.

    Учитывая, что собственная деятельность подростков переводит абстрактное знание в способы взаимодействия, в реальное поведение, нужно предусмотреть обучение взаимодействию с людьми другой культуры, через создание учебных ситуаций по выстраиванию коммуникации между представителями разных наций и конфессий, с реальными проблемами и конфликтными ситуациями.

    Одновременно с этим нужно дать возможность подросткам отрефлексировать собственное поведение, его мотивацию и направленность. Работа по развитию самоанализа является хорошей основой для формирования продуктивных видов совладания с трудными жизненными ситуациями, а также развития самоконтроля и саморегуляции. Это даст возможность прогнозировать положительную ресоциализацию в течение длительного времени и в период зрелости.

    Построение системы новых контактов, включающих новые социальные группы, - еще одна составная часть системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям. Она направлена на оптимизацию последствий негативного опыта общения данных подростков с близкими (родителями и иными родственниками), принимавшими участие в террористической и экстремистской деятельности.

    На основе изучения специфики новой социальной ситуации осуществляется проектирование различных вариантов адаптации подростков, выстраивания отношений между членами семьи, семейных ценностных ориентации и социокультурных норм и правил поведения, транслируемых подросткам, а также взаимоотношений семьи с образовательными организациями. С учетом индивидуальных и возрастных особенностей подростков также разрабатываются индивидуальные способы самокоррекции, саморегуляции, саморазвития подростков.

    Программы психолого-педагогической работы с названной категорией подростков также должны включать разработку диагностических методик для определения условий сопровождения и ресоциализации подростков названной группы риска в их новом социальном контексте (семья и ближайшее окружение), а также программ мониторинга поведения и психологического состояния названной группы подростков.

    Также необходимо включить в информационный и ценностный блоки правовую просветительскую информацию об ответственности за осуществление экстремистской и террористической деятельности в целях формирования у подростков гражданской идентичности в новых социальных группах.

    Кроме того, должны быть разработаны методические рекомендации для педагогических работников с описанием наиболее эффективных технологий и форм работы с указанной категорией подростков, а также разработки программ профилактики дальнейшего развития экстремистских и террористических установок, ценностных ориентаций и поведения.

    Заместитель директора Департамента

    С.М.Брызгалова

    Электронный текст документа

    подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.