Рецепты

Духовная деятельность. Деятельность и духовно-практическая деятельность Итогом духовно практической деятельности является

В начале урока предлагаю провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный» (слайд 2). Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий, а для этого вам поможет «Школьный философский словарь».

Из прочитанных вами определения сделаем вывод душевное не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному также относится высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Запишите определения «дух» и «духовный» в тетрадь (слайд 3).

Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.

Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?

Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.

Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.

О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)

Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актёр по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении О.Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины. Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Так, Л.Н. Толстой писал «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранные узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее, – не только в художественных но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен – пускай Кант, пускай Спиноза, – мы видим, я вижу душу, только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л.Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.) (слайд 5).

Давайте сделаем некоторые выводы. Для этого прочитаем последний абзац в тексте, озаглавленном «Духовное производство».

Как же сохранить и распространить духовные ценности? Ответ на этот вопрос дадут нам ребята, которые подготовили сообщения на тему: «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. На сообщения вам 5 минут.

Итак из прослушанных вами сообщений сделаем вывод. Архивы, библиотеки, музеи – это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранениии и передаче культурного наследия.

Какую же роль играет театр в сохранении духовных ценностей? Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Какую роль в мотивах деятельности играют потребности?

Что же такое духовная потребность? Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей

рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

А 7 и 8 связи поясните самостоятельно (слайд 6).

Рассмотрим особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».

Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов (слайд 7).

Давайте рассмотрим это на примере литературы и искусства.

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным (слайд 8). Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.

Под духовной практикой обычно понимается деятельность по утверждению ценностей культуры, всё то, что связано с функционированием культурных ценностей в обществе, их развитием и созданием новых ценностных оснований общественной жизнедеятельности. А это есть культурный прогресс общества.

Духовная практика процессуально развёртывается как духовно-практическая деятельность . Традиционно под этой деятельностью понимается всё, что связано с созданием произведений искусства, функционированием общественного сознания и общественной идеологии, всё, что ими культурно опредмечено, а также наука, образование и воспитание.

Но духовно-практическая деятельность имеет и свой собственный аспект, который часто упускается. Это противоречивость самой категории “духовная практика”. Ведь практика как социально-философская категория изначально предполагает активное взаимодействие человека с окружающей действительностью. Этим она и отличается от созерцания и созерцательного, рефлексивного отношения к действительности.

Рефлексивную деятельность человек осуществляет по формуле: «субъект-созерцание-объект ». Переводя рефлексию в план познания, человек изменяет созерцательное отношение на активно-практическое по формуле: «субъект-познание-объект ». А, когда познание становится непосредственно-практической деятельностью, то формула приобретает вид: «субъект-практика-объект ». Тем самым отношение человека к действительности становится активно-преобразующим.

Но то, что является верным для материальной и социальной практики, для духовной практики не является однозначно правильным. Ведь духовная деятельность включает как практический, так и созерцательный аспекты. Т.е. она едина “в двух лицах”, когда одно не исключает другое, более того, предполагают друг друга. Без психической рефлексии, духовной интроспекции, интеллектуального созерцания не может быть духовной практики. В равной степени и наоборот.

В этом отношении имеет смысл говорить о “духовном социуме”, социодуховных ценностях и социодуховной деятельности. В том смысле, что человеческий дух есть распредмеченная социальность, а социальность – опредмеченная духовность.

Такое понимание возможно только в системе культуры. Поэтому и духовно-практическую деятельность (ДПД) следует рассматривать в системе культуры, в аспекте социодуховных сущностных сил человека, их развития и творческой самореализации.

Связывая ДПД с ценностным самоопределением человека и последующей творческой самореализацией, можно прояснить ее содержание и основные формы проявления. А именно, через внутренне присущие ей противоречия, которые в системе культуры обуславливают развитие духовного производства, приводя в действие главную движущую силу этого производства и субъекта социодуховного действия – интеллигенцию в качестве социокультурного класса.



Механизм духовно-творческого действия , заложенный в ДПД, представлен в совокупности таких основных составляющих.

Опережающее отражение или афференция. Она позволяет на порядок ускорить нейропсихические процессы в человеческом мозге (П.К.Анохин). Обычный логический дискурс человеческого мышления в корне изменяется: из дискурсивного оно становится интуитивно-дискретным, сопровождается ментальными явлениями синектики (“прорыва в умозаключениях”).

Продуктивное воображение или имагинация. На эту психическую способность человеческого мышления впервые обратил внимание И.Фихте и философско-гносеологически ее обосновал. При этом он напрямую связал эту способность с ментальным явлением интеллектуальной интуиции. Современные креативные разработки по мышлению и имагинации связывают воображение со способностью человеческой психики к ассоциированию и метафоризации, способностью к новой таксономии образов и понятий.

Дискурсаторы человеческого мышления “срабатывают” в новом семантическом (смысло-содержательном) и семиотическом (значения и значимость) аспектах. Появляются совершенно новые сигнификаторы, знаки и значения, которые не имеют прямых предметных аналогов во внешней действительности.

В рамках обычной “непрерывной” логики (а не дискретно-интуитивной) в актах продуктивного воображения возникают семиотические дискурсаторы синектики или другая ценностная интерпретация образов и понятий. В психологии эти психические феномены известны как аглютинация, или “вымыслы-глюки” человеческой рефлексии.



Идеальная реконструкция или новая композиция образов и понятий, своего рода реинкарнация их прежних аналогов, создание новых идеальных прототипов и паттернов на основе энграмм и рецессий прошлых образов и понятий. Это идеальная модель для ее материально-предметной идентификации.

Творческая реализация , которая представлена фронезисом или практической привязной к внешней действительности, визуализацией идеальной модели и ее материальным опредмечиванием-синтезированием.По сути дела это и есть собственно духовно-практическая деятельность, вернее, ее конечный результат. Ведь именно в духовно-практическом акте творческой самореализации и наблюдается опредмечивание духовных сил человека, их репрезентация и натурализация в создаваемых ценностях культуры.

Но выявляя содержание ДПД со стороны ее внутренних механизмов, правильней было бы говорить не столько о конечных результатах творческой самореализации человека, сколько о самом процессе ДПД. Т.е. о развертывании социодуховных сил человека во времени и пространстве. Ибо сама практика есть процесс активного взаимодействия человека с действительностью, в которой он выступает и как субъект, и как объект саморазвития и самосовершенствования.

Поэтому, если духовно-практическую деятельность и нужно связывать с творческой самореализацией человека, то не надо путать с ней, и не сводить только к ней. Тогда в ДПД можно увидеть такие основные структурно-содержательные элементы ДПД:

1. Осуществление духовно-ценностного выбора человеком, реализации своей свободы воли, свободы ценностного самоопределения и творческого волеизъявления. Это далеко не простой духовно-психический акт, и часто человек может потратить на подготовку к его совершению большую часть жизни (или даже всю жизнь).

Можно говорить и о духовно-ценностном выборе всего общества, выборе им путей своего социокультурного развития или новой “ценностной парадигмы”. И часто это выбор может стать “историческим”, т.е. направить общество по пути быстрого прогресса, либо “исторического забвения”. Надежным ориентиром во все времена служили именно духовные векторы общественного развития, культурные и социогуманистические ценности.

2. Практическая деятельность по направлениям духовной целесообразности , гармоничной соразмерности со своим внешним окружением и своей совестью. Это тот вид деятельности, которая в разное историческое время характеризовалась как “благая”, “добродетельная”, “благоприятная” не только для себя, но и для всех. Она не карьеристская деятельность “по головам”, которая на первый взгляд быстрее всего приближают к цели (но также и плодит бесчисленное количество врагов и недоброжелателей). Это действие в русле общих интересов, в спектре общечеловеческих ценностей, в ауре взаимопонимания и содействия, а иногда и “иррационального отступничества” от собственной пользы и личной выгоды. Но, в конечном счёте, именно подобные действия являются наиболее рациональными и результативными.

3. Культурное духовное самопрограммирование по мере индивидуальной, социальной и духовной сущности каждого человека, “своеобразной” социодуховной мере личности. Другими словами, это “программа-самомодель” будущей инновационной самореализации.

В структуру программы «инновационной самомодели» входят:

· весь жизненный опыт человека, а так же «фронезис» (здравый смысл) будущей жизнедеятельности;

· риск, предпринимательские способности, инверсионные качества личности;

· инверсия текущей экзистенциальности в новую интенцию бытия;

· новое жизнетворчество и смена жизнедеятельностной парадигмы.

4. Духовно-когнитивная верификация , т.е. « проверка-оценка-тест» достигнутых результатов: насколько они соответствуют духовным критериям истины, целям личностного и социального познания. Чаще всего – это «нравственная проверка», духовная самопроверка того, насколько материальные результаты ДПД соответствуют ценностям культуры, имеют смысл и значение для других людей. Это проверка на истинность личной жизнедеятельности человека, насколько намерения, ожидания и результаты совпадают с установленной “планкой достижений”, а оценка отвечают “эстимативным силам” человека (критичности и верности оценок).

5. Духовно-психогенное совершенствование: естьразвитие “духовного сознания” личности, отчётливого понимания и способности верного действования в направлении развития социодуховных сущностных сил человека. Характерным признаком этого структурного элемента ДПД является суперпсихический акт “духовной фильтрации” глюков и аглютинаций, то есть освобождения от иллюзий, заблуждений, “фантомов” и “фантазмов” личностного самосознания, от искажённых и ложных представлений об окружающей социальной реальности. В настоящее время подобные неадекватные представления обычно навязываются средствами массовой информации и той «механикой», которая характеризуется как манипуляция общественным мнением и общественным сознанием.

В теории сущностных сил человека подобное духовно-психогенное совершенствование рассматривается в спектре трёх человеческих сущностных сил – когнитивной, технологической (сила, которая опредмечивает когнитивные способности человека) и эмотивно-волютивной силы. Последняя есть “настроенность на успех” и “реакция на успех”.

6. Духовная трансформация человеческого интеллекта и егопревращение в “открытую менталосферу”. Впервые такую возможность у человека заметил и обосновал Ф. Шеллинг, который описал ее в своей системе “Трансцедентального идеализма”.

Это достаточно сложный психокогнитивный и ментальный акт, в результате которого человеческий “инт-еллект” трансформируется в “экс-теллект”, т.е. меняет свою доминантную направленность. Коротко психодуховный механизм этого процесса представлен так.

Первый шаг . Субъект направляет своё внимание на объект и тем самым переносит себя на объект, “субъективирует объект” по формуле:

Второй шаг . Субъект переносит объект на себя и тем самым “объективирует” свою субъективность. Формула “объективации субъекта”:

0®S или S0.

Третий шаг . Взаимодействие, “взаимопродуцирование” субъекта и объекта по формуле:

что вызывает у субъекта внутреннее состояние-переживание, которое называемые в психологической практике “психическое пространство” (Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина). Другими словами, большое «внешнее пространство» природы становится “внутреннем пространством” человека.

Четвертый шаг . “Объединение” субъекта и объекта по формуле:

которое переживается человеком как “внутреннее время”, которым, как и “внутренним пространством”, он может управлять: замедлять, ускорять, придавать другую значимость.

В философской литературе это нашло отражение в таких понятиях как “биологическое время” человека, “психическое время”, которое по темпо–ритму существенно отличается от “природного времени”. Ф.Шеллинг подобное ощущение у человека определял как “интеллигенция” или специфическая психо-интеллектуальная эманация человека. В гносеологическом плане она есть “интеллектуальная интуиция” или состояние, в котором человек непосредственно созерцает истину.

Пятый шаг . Непосредственная тождественность субъекта и объекта по формуле:

которая преобразует сознание субъекта и делает его способным к “духовному озарению”, “интеллектуальному инсайту”, трансформирует интеллект в инсайт-теллект ”.

В таком инсайт-теллекте невозможно различить в каком роде предстает ментальное озарение – это “внутреннее озарение” или “внешнее озарение” (представленное внешним “духовным толчком”, “инициацией свыше”, например, со стороны неосферы). Здесь это не суть важно. В подобном феномене духовной трансформации человека важно уловить другое. Творческая самореализация порождает новый тип (архетип) человека. Это уже не обычный “энтропийный человек ” с огромной дисперсией желаний, хотений и потребностей, а “синергочеловек ”. Это “новый субъект” с новой рациональностью, новыми мировидением и мировосприятием, действующий в максимально широких макропределах природной гармонизации. А конкретно, - это реальный субъект духовного производства, или в социокультурном плане – интеллигенция как носитель духовной силы.

4. Феноменологические основы духовно-психической деятельности интеллигенции (как субъекта духовного производства)

Феноменологические основы духовно-психической деятельности были заложены ещё великим немецким философом Г.Гегелем и с тех пор существенных изменений не претерпели. «Феноменология духа» Г. Гегеля до сих пор остается непревзойденным образцом становления нового человеческого архетипа - “человека духовного ”.

Если рассмотреть его феноменологическое учение о духе в системе культуры и духовного производства, то Гегель, конечно же, не идеалист. Для него человеческий дух в равной степени объективирован и субъектирован. А феноменология духа не более, чем “наука о сознании”, за которой следует “наука о логике” или “учение о понятии”. Дух в человеке – это “господин” его самосознания (Herr), а все другие психофизические проявления являются “работниками” духа (Knecht). Такое соотношение духовного и телесного исторично и формируется из истории и предистории человека.

Первое проявление духовного начала феноменологически пред­ставлено в виде "рассеянного духа " в человеке-животном. Этот "животный дух "есть ночной мрак его сущности", духовный "мрак" отсутствующего у предчеловека сознания и самосознания.

"Животные" духи вступают в бессмысленную и взаимоистощаю­щую борьбу, которая рано или поздно самоисчерпывается, и на место "разрушающего" духа становится "созидающий дух". По своей сути он уже положительно иной - это "работающий дух ”, который самоопределяется в трудовом процессе как микроскопическая частица "абсолют­ного духа". На этой феноменологической стадии отчетливо проступа­ет "самость" человеческого сознания как природного и сверхприродного предмета. Его предметность фиксируется человеком в качестве "работающего сознания", затем "работающего самосознания”.

Но последнее - уже другой феномен духовности человека. Это "дух-мастер ”, который самосознает возвращение своей сущности из природы к себе самой. Дух- мастер разрывается в противоречии между обнаруженной "внутренней сущностью" и наличным природным бытием, пытается соединить "форму природную и форму, обладающую самосоз­нанием".

С этого момента дух становится художником, «художественным духом », который погружается в иную, неприродную стихию своего бытия. т.е. в свой внутренний идеальный мир. Он уже не разрывается в противоречии между внеш­ним и внутренним, делает однозначный выбор в пользу духовной сущ­ности, в наличии и доминировании которой уже не сомневается. Тем самим "работающий дух” превращается в "духовного работника". Наиболее ярко манифестация духа-художника представлена в произведениях искусства, в которых человек питается выразить и определить гармонию своей духовной сущности и красоту. Своим уникальным художественным языком он стремится выразить субстанци­ональную форму всеобщего, "абсолютного" самосознания.

Это стремление в объективной предметности художественных произведений выразить то, что лежит под объектом, "вложено", "интроецировано" в него, есть феноменологическая стадия субъективации духа, появления "духа-субъекта ". Он пытается предъявить и исследовать изнутри свою духовную сущность.

Существуют два пути подобного предъявления: религиозный дух или "дух-бог " с вочеловеченной божественной сущностью и философствующий "дух-философ” с человеческой духовной сущностью. Дело совести каждого человека по какому пути пойти - по мере божественной сущности субъекта /"сверху"/ или по мере человеческой сущности /"снизу"/.

Гегель избирает путь "научного духа ", стремящегося обнару­жить абсолютное знание. Здесь возникает знаменитая гегелевская "триада".

1. Субъективный дух , представленный сознанием, самосознанием, разумом: они - тезис абсолютного духа.

2. Объективный дух , представленный земноприродными феноменами бытия и человеческими творениями, которые потенциально могут стать бессмертными; они - антитезис абсолютного духа (небытие).

3. Абсолютный дух , который есть "абсолютное знание" - синтезис.

Другими словами, абсолютный дух, проявленный на этой феноменологической стадии, есть "дух-знание ", "знание о знании " или путешествующая по знанию духовная сущность человека. Она представлена как научное знание духа о себе самом, которое человек субъективно ощущает в форме “восхождения" к своему субстанциональному началу.

Ступеньки этого восхождения человека к своей предвечной сущности Гегель представляет так:

Возникновение морального самосознания,

Ощущение духовного всеединства мироздания,

Знание духовной сущности в виде "чистого знания”,

Определение в себе духовной самости-всеобщности,

Возникновение понятий "формообразования ду­ха", появления знания "прекрасной души" /"знание духа о себе самом"/,

Знание самосозерцания в единстве с духовной сущностью. Последнее - это то, о чем говорили многие выдающиеся философы и ученые, т.е. непосредственное, живое созерцание истины высшей истины, или "абсолютного духа”.

Следующая феноменологическая стадия - это уже сам Абсолютный ду х "в себе самом" как вместилище вселенского духовного опы­та, или знания. Это истина, равная достоверности духа или "самопостигающий дух ", «знание знания ». Человек обнаруживает в себе духовное время и духовное пространство, выявляет диалектику духа , обнаружи­вает в себе духовную индивидуальность в виде "светлого существа". Оно полностью преодолевает человеческий страх, проявляет духовную волю в виде силы духа.

Здесь уже наблюдается процесс не "восхождения" к духу, а процесс "погружения" в него. Трудно отделаться от мысли, что Ге­гель сам все это прочувствовал. Это духовное движение-погружение у него совершенно определенно:

- "отрешение" человека от свой са­мости,

Погружение в самосознание в качестве субъекта,

- "чистое действование" как неразличение в себе субъекта и растворение в духовной субстанции,

Принятие формы субстанциональности и ее устойчивое удержание, когда она "устойчиво существует для себя".

Хотя Гегель и не ставил прямо вопрос о человеческом интеллекте, человеческой духовной интеллигенции, но он явно говорит о способности человека феноменологически пройти все стадии интеллектуального роста до обретения качества “чистого”, а затем и “практического” действования на духовном уровне высшего (“абсолютного”) знания.

Уже в новейшее время Тейяр де Шарден представляет это как процесс ноо-интеллектуального антропогенезиса , а затем интеллектуального космогенезиса человека. Феномен интеллектуальной “автоэволюции” человека, а затем и “творческой эволюции” (А.Бергсон) предъявлен как феноменологическая способность трансгенезиса человека от витальных энергий «жизненного порыва» (в земноприродных масштабах) к космопсихическим ноо-энергиям, космическому интеллекту и интеллигенции духа.

Т.е. от радиально-циклических процессов развития к тангенциально-асимпотическим, или процессам непосредст-венно-космической жизни человека. В этом Тейяр видит будущее человечества: в трансгенезисе от физических к духовным процессам, в обретении человеком духовных сил и духовного порыва, в изменении человеческой истории и переходе к парадигме духовного прогресса . Целью прогресса становится сам че­ловек, который находит решение загадок мира в его истоках, чтобы через прошлое можно было открыть конструкцию будущего. Каждый человек должен осознавать свою земнокосмическую связь со всем человечеством. И люди, благодаря “феномену высшей рефлексии” (а это «информационная рефлексия» как третья сигнальная система человека) начинает испытывать в себе “целостную жизнь” всего “человеческого вида”. Таким путем исчезает основа для извечного конфликта между “рабом” и “господином”, по Гегелю между рабским интеллектом ” (Knecht) и “господствующим суперинтеллектом” (Herr). По мысли Тейяра, в дальнейшем произойдет «биологическое самосворачивание» человечества к самому себе на ментально- интеллектуальной основе.

Конечно, в подобных представлениях великих мыслителей об интеллигенции человеческого духа можно усмотреть, если и не идеализм, то, по крайней мере, абстрактный гуманизм. Но о том же, хотя и гениально по своему, говорит наш знаменитый соотечественник В.И. Вернадский.

Если у Гегеля мы видим манифестацию феномена “абсолютного” духа-интеллекта, у Тейяра – манифестацию естественного духа человека как космического антропоцентра, то у Вернадского духовная интеллигенция научно представлена принципиально по другому. У Вернадского мы видим “интеллектуальную манифестацию” множества разумов в качестве “ноосфер”. Вероятно, в совокупности она в состоянии образовывать “интеллектуальный космос ”, космоноос , космический разум .

Таким путём человеческий “земной интеллект ” становится “космическим интеллектом ”, но для этого нужно лишь изменить характер человеческой психоэнергии – с радиального вектора (витального) на тангенциальный (пси-энергия), то есть “разомкнуть” закрытую духовную интеллигенцию человека в открытый космо-интеллектуальный масштаб.

На первый взгляд это невероятно, но духовное производство, субъектом которого выступает интеллигентная, неожиданно преодолевает земноприродные параметры притяжения и устремляется в космический социум . Украина “неожиданно” оказывается в мире третьей по значимости космической державой (после России и США), и впереди таких великих исторических цивилизаций как Китай и Индия, которые насчитывают до 6 тысяч лет своей истории и успех которых в космосе намного скромнее.

Ныне, на рубеже ХХ – ХХІ веков, видимо, вполне правомерно говорить не только о “феномене интеллигенции” человеческого духа, но и об интеллигенции человеческой социальности.

Что это за феномен и как он проявляет себя - об этом говорится в следующей теме.

План:

2. Духовное производство.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей.

4. Духовное потребление.

1. Сущность и виды духовной деятельности.

Деятельность делится на:

o Духовную (производство идей, изменение сознания людей).

o Материальную (преобразование природы и общества).

o Духовно теоретическая.
Производство духовных ценностей. Продукты производства - мысли, теории, образы в форме научных и художественных произведений и т.д.

o Духовно практическая.
Сохранение и освоение духовных ценностей. Результат - изменения сознания людей.

2. Духовное производство - создание идей.

Идея - это результат умственных усилий.

Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Духовное производство, связано с производством материальным.

Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание.

Особенности духовного производства:

o Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

o Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей.



o Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей.

Вьетнамский термин "бао та", что означает хранилище реликвий.
С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т.д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т.д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей,("хранилище" и "распространение").

Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.

o Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей.

Архив (в переводе с лат. - письмо хранилище), как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.

o Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей.

Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости - вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель - это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.

o Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т.е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.

4. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

5. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

6. Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.

Потребности:

1. Познание (хочу все знать).

2. В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).

3. В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).

Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).

o Особенности духовного потребления.

§ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.

§ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).

o Духовное потребление и духовные запросы.

Направления духовного потребления:

1. От общественных условий.

2. От духовных запросов человека.

3. От моды.

Средства достижения цели:

4. Материальные возможности.

5. Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.

Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.

Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.

Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.

Виды и формы духовной деятельности человека

Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.

Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.

Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.

Духовные потребности человека

Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать.

Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею.

Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением.

Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше.

Если рассматривать духовную деятельность, то можно выделить два вида:

1. Духовно-политическая деятельность (производство духовных ценностей, мыслей, художественные произведения).

2. Духовно-практическая деятельность (сохранение, воспроизведение, распространение духовных ценностей).

Духовное производство связано с материальным. Во-первых, бумага, краски, музыкальные инструменты – необходимое условие духовного производства. Духовное производство осуществляется определенной группой людей, профессионалами. Но наряду с ними, многие люди приобщаются к духовной деятельности (театральная самодеятельность, шансон и т.д.).

ИТАК: духовное производство – это деятельность людей по создание духовных ценностей, назначение которых – удовлетворение духовных потребностей человека, воздействие на его сознание. Как следствие наблюдается рост духовной культуры.

Духовные ценности могут быть утрачены и тогда они не окажут ни какого влияния на сознание людей (1932г. разрушение «Храма Христа Спасителя», как обеднело бы человечество без произведений античности, египетских пирамид, Андрея Рублева и др.).

Кто же способствует сохранению духовных ценностей? Это:

1. Музеи (во всем мире 12 тысяч музеев). Они разнообразны по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, музеи под открытым небом и др.

2. Библиотеки (1-ая библиотека создана в VII в. до н.э.) – им.Ленина в Москве (44 млн единиц на 247 языках мира).

3. Архивы – предназначены для научных исследований. Бывают как небольшие, так и гигантские архивы.

Египтяне называли музеи, библиотеки и архивы – «домами жизни».

Народным достоянием называются кинофильмы, театральные постановки, телевизионные передачи. Важнейшая потребность человека – потребность в познании. Аристотель говорил – «Все люди от природы стремятся к знаниям». Другая духовная потребность человека – эстетическая. Глубоко чувствовать поэзию, музыку, живопись – это грани эстетической потребности. Еще одна потребность – потребность в общении. Моральная поддержка, внимание к друг другу, сочувствие, совместное творчество – проявление потребности в общении.

Материальные блага существуют во времени (одежда изнашивается), духовные ценности передаются из поколения к поколению. Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книги, радио, телевидение. Чтение – важнейший вид духовного потребления. Д.Дидро говорил – «люди перестают мыслить, когда перестают читать». В последнее время возросло потребление культуры в домашних условиях (личные библиотеки, видеоматериалы).

ИТАК: духовная деятельность людей многообразна. У каждого человека есть широкий выбор ее форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.