Юмор

Взаимодействие логопеда с семьей ребенка онр. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы)

Мария Артемова
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые нарушения

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними . Но мало кто задумывается о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

К сожалению, число детей с речевой патологией , которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, растет. Успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса : педагогов, родителей и других членов семьи .

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению речевых дефектов . Очевидно, это связано со следующими причинами :

неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей ;

родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи детского сада или школы;

низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи , в системе коррекционно-образовательной работы.

Успешность воспитания и обучения детей в детском саду и в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Важно выстроить общение с родителями на основе принципа "Родитель - полноправный член команды", которая решает одну общую задачу - воспитание высоконравственной личности.

Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно : с помощью наглядных, коллективных, индивидуальных форм работы. Такое взаимодействие нацелено на :

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося;

Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка ;

Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем -логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда , в соответствии с возможностями родителей, их интересами, осуществляется в разных формах, с применением различных методов работы. Вот наиболее оптимальные из них :

1. Методы работы : анкетирование, индивидуальные беседы, индивидуально-практические занятия, консультации, совместное изготовление игр и пособий, семинары-практикумы.

2. Формы работы : общие (групповые) родительские собрания, День открытых дверей, совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, досугов, наглядная информация и печатные издания, педагогическая гостиная.

Беседа - самая распространенная форма и метод общения с родителями, ею пользуются все логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт. В этом случае более приемлема методика В. А. Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями :

1-й этап - называется "Трансляция родителям положительного образа ребенка ". Педагог никогда не жалуется на ребенка . Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом : "Ваш ребенок лучше всех ".

2-й этап - "Трансляция родителям знаний о ребенке , которых они бы не могли получить в семье ". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка , особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка ". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию следует использовать для организации позитивного взаимодействия .

4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка ". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Анкетирование родителей играет немаловажную роль в комплексной работе с семьей , оно позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить позицию родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту , их педагогическую осведомленность. Анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье , об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Учитывая индивидуальность каждого из родителей, возможно более эффективно проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка , помочь им правильно воспринимать своего ребенка , научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений .

Групповые родительские собрания, проводимые в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность : и за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений . Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений , отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.

Наглядная информация - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что :

во-первых, обращение только в устной форме требует много времени;

во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов;

в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Поэтому перед кабинетом, в кабинете, в раздевалках групп вывешиваются информационные стенды, уголки для родителей : «Учимся, играя» , «Советы логопеда» - они подчинены определенной тематике : «Пальчиковая гимнастика» ; «Фонематический слух-основа правильной речи» ; «Готовность ребенка к школе » , «Леворукий ребенок » и др.

Фотовыставки : «Моя семья » , «Времена года» , «На отдыхе» , «В кабинете логопеда» - могут быть представлены фотографиями детей на занятиях, в режимных моментах, в семейной обстановке, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой выставки родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми на занятиях. Детям нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями, рассказывать о своей семье .

Консультации очень важны в совместной работе учителя -логопеда и родителей. Они предполагают знакомство родителей с теоретической информацией по тому или иному вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. К консультациям можно организовать выставку пособий, дидактических игр. Родители могут ознакомиться и воспользоваться подбором практического материала.

Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка .

Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими приемами коррекционной работы. Семинары-практикумы не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.

Фронтальные открытые занятия для родителей являются эффективной формой работы. Они проводятся, чтобы родители увидели, чего достигли дети после совместной коррекционной работы. Такие открытые занятия целесообразно проводить во второй половине учебного года. Перед занятием родителей кратко знакомят с целями занятия и даётся установка, на что нужно обратить внимание. После занятия проводится его анализ, даются рекомендации по использованию тех или иных приемов. Родители видят достигнутые результаты и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители наблюдают своего ребенка в коллективе , это дает возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Праздники и развлечения, для участия в них привлекаются родители. В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений .

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и групповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать, какие методы и приемы использует логопед в работе с детьми, и взять их себе на вооружение.

Рекомендации по закреплению правильного звукопроизношения. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке и автоматизации звука, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития детей , так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Повышение педагогической культуры родителей - основа полноценного развития ребенка . Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности чрезвычайно важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка .

Список литературы :

1. Библиотека журнала "Логопед" О. В. Бачина, Л. Н. Самородова.

2. Научно-методический журнал "Логопед" №1/2006 год.

3. Научно-методический журнал "Логопед" № 5/2013 год.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Изд. Центр «Академия» , 2000.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
- работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
- родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
- знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
- знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1 . Создание у родителей объективного положительного образа ребенка . Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3. Установление доверительных отношений . Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка . Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год". Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Организация родительского сообщества в социальной сети "В Контакте" . Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей "Логопедическая гостиная" Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование . Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека . Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Семинары - практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.


Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.


Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых , это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих , это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых , это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия - обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Гребенщикова Ольга
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами

Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей» говорится : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги , тем более педагоги , работающие с детьми с ОВЗ .

Успешная работа в преодоление речевых нарушений детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.

Модель такого взаимодействия в нашем образовательном учреждении представляет собой целостную систему, это показано на следующей схеме.

Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с детьми – логопатами , перед коллективом ставятся следующие задачи :

Создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;

Повышение профессионального уровня всех специалистов;

Организация коррекционно –развивающей среды , стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми ).

Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно -образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно- педагогической , так и лечебно-оздоровительной работы .

Медицинское воздействие, направленное на укрепление нервной системы, создаёт благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы . Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопедической работы . У ребенка постоянно повышают уверенность в том, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей и взрослых.

Не менее важна взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога , ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях , взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования . Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды , педагоги -психологи и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.

В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов , требующими повышенного педагогического внимания , совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов , проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов , подбор литературы для их самообразования.

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов . Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов : совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми , консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов .

Основные направления работы этих специалистов могут быть представлены в следующем виде :

Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось , логопеду необходимо провести просветительскую работу , рассказать о методах и приемах логопедической работы , которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.

Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.

Сотрудничество учителя- логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами . А они (педагоги ) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом . Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.

Взаимодействие с

учителями осуществляется в форме :

разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми );

обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно – развивающей работы ;

проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;

оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;

взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.

(пока присутствующие читают информацию на слайде, в качестве примера я назову темы совместных заседаний МО с учителями начальных классов ) выступление Давыдовой И. В. «Промежуточная диагностика. Анализ изменений в речевом и общем развитии воспитанников», Гребенщикова О. А. «Определение мер психолого – педагогического воздействия на детей логопатов, у которых за 1 полугодие выявлена недостаточность динамики развития (разработка практических рекомендаций, Кузнецова Л. В. «Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны : и логопед, и учитель ; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы .

Такими же партнерами должны быть учителя - логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.

Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.

Работа воспитателя в рамках интеграции заключается в следующем :

Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

Формирование и развитие словарного запаса;

Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

Формирование познавательного интереса, любознательности;

Развитие связной речи;

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

Формирование учебных знаний, умений и навыков.

В свою очередь работа учителя - логопеда в рамках интеграции имеет следующие направления :

Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;

Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;

Логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам ;

Индивидуальные консультации воспитателей.

Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком , имеющим системное недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий» , в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя - логопеда и учителя музыки . На своих занятиях он проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы . Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, на которых дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению поставленных задач, ведь дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Учитель физкультуры проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствует просодические элементы речи. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата учит детей приёмам самомассажа. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, осуществляет контроль за речью детей. На занятиях физкультурой используется разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения.

Широкие возможности в работе по коррекции речи детей имеются у учителя ИЗО . Ведь исследованиями уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. В связи с этим учитель ИЗО , согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, включает в свои занятия : пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. На уроках ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники : рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.

В заключении мне хотелось бы показать, как на практике осуществляется взаимодействие специалистов на примере изучения темы «Перелётные птицы» :

учитель начальных классов : урок по теме «Перелётные птицы» ;

учитель –логопед : дидактическая игра «Куда спряталась перелётная птица» (отработка правильного употребление предлогов за, перед, над, около, под);

воспитатель : рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа о перелётных птицах;

учитель музыки : логопедическая распевка «Гуси» (музыка Л. Б. Гавришевой, сл. Н. Н. Нищевой) ;

учитель физкультуры : подвижная игра «Уточка» ;

учитель ИЗО : пальчиковая гимнастика «Ласточка, ласточка» .

На данном примере мы видим, что целью системы работы всех специалистов является рациональная организация совместной деятельности для формирования и закрепления правильных речевых навыков у детей, развития сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья, а также построение комплексного коррекционно -развивающего процесса работы с детьми с системным недоразвитием речи.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литература :

1. Бабичина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.

2. Бойцева М. Б., Денисова О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. – М., 2012.

3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).

Проблемы семьи, имеющей ребёнка с нарушениями в речевом развитии, освещены в работах Т.Г. Богдановой, В.А. Вишневского, Б.А. Воскресенского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.Р. Шарипова, А.Г. Московской. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогическом процессе важно для развития их собственных детей. Проблемы специальной помощи семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями, не нашли пока широкого освящения в научной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н.И. Белопольской и В.В. Ткачёвой, определивших принципиальные подходы к организации и содержанию совместной работе педагогов и родителей.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, заключается на наш взгляд, в различии в позиции педагогов и родителей. Последние нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Таким образом модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это– основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Понятие о развивающихся взаимодействиях детского сада и семьи, где каждый не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легко в основу работы с родителями.

Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя:

групповые родительские собрания – помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей;
консультации, семинары – мы стараемся проводить так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителям всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций.

К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий. Например, из материалов выставки “Как пальчики язычку помогали” с демонстрацией экспонатов, которые были сделаны детьми с родителями, можно изучать, как родители распорядились информацией по теме “Развитие мелкой моторики”.

– Открытые занятия родители посещают с большой заинтересованностью. Мы стараемся проводить интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.
– Информационные выставки в группе и в уголке для родителей в кабинете учителя-логопеда. Наглядная информация для родителей представляется в виде различных папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста; вывешиваются списки рекомендуемой для чтения дошкольникам литературы.

Периодически мы подготавливаем для информации прайс-листы, которые помогают сориентировать родителей в большом разнообразии развивающих игр, игрушек, литературы, наполняющих рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономить родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немалую роль в совместной работе педагогов и семьи играет анкетирование: “Выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада”, “Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе”, “Формирование речевой культуры в семье”, опросник “Сведения о ребёнке”. Памятки: “Профилактика гриппа и ОРВИ”, “Покормите птиц зимой!” (Всероссийская эколого-культурная акция), “Каждый родитель – пример для подражания” (памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода), “Берегите нашу елочку!”.

Большое внимание мы уделяем индивидуальным беседам с родителями, на которых стараемся установить эмоциональный контроль, доверительные отношения, донести понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.

Весьма эффективной формой взаимодействия является совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Так, при проведении “Книжкиной недели” родители помогали детям оформить и сочинить книгу-самоделку. Затем в группе была организованна выставка этих творческих работ. На выставку были приглашены воспитатели и дети из других групп, вечером приглашались родители. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы и рассказывали – “читали” книжки. Очень нравятся ребятам “буквы-самоделки”, которые выполняются совместно с педагогами и родителями. Воспитатели подготавливают трафареты первых букв имени ребёнка, родители оформляют их в виде аппликации с использованием пластилина, пуговиц, крупы, бисера.

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Литература:

  1. Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  2. Перчаткина, Е. В.Сотрудничество логопеда и родителей.//Дошкольное воспитание, 1998, №11.
  3. Степанова, О. Л. Организация логопедической работы в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007.
  4. Щедрова, Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.
  5. Карпова, С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9.

Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.

Как утверждает Г.В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции».

В разных источниках описывается работа с родителями, но все чаще в последнее время авторы ссылаются на термин «сотрудничество», например, Перчаткина Е. Дошкольное воспитание, 2008, №10, с.102-108. Исправление речи детей, имеющих ре­чевые дефекты, будет происходить эффективно, если логопед начнет просвещать и обучать их близких взрос­лых. Логопеду необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и при­нимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Только при тесном сотрудничестве ло­гопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - спо­соб формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышления.

Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подго­товку к овладению грамотой. Неправиль­ное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, му­чительно переносят насмешки. Если в до­школьном возрасте у ребенка не выработа­но правильное звукопроизношение и внят­ность речи (не говорю уже об исправле­нии таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др.), то в школьном возрасте труд­ности значительно возрастут: ребенок ста­нет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, пи­сать так, как говорит, испытывать затрудне­ния при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении -агрессивность либо вялость, заторможен­ность. Безусловно, это отразится на интере­се ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.

Следовательно, одной из основных за­дач логопеда является формирование у ро­дителей мотивации к коррекционной работ e с их детьми.

Каждый год в сентябре в группах для дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями логопедом проводится обследование речи, а воспитателями - психолого-педагогическое обследование детей. В речевом уголке появляется объявление о том, что в течение ближайшей недели родители в удобное для них время приглашаются для беседы с логопедом. Эти первые беседы и собрания играют огромную роль в мотивировании родителей на сотрудничество с логопедом.

Первая встреча, позволяющая установить контакты логопеда с родителями, играет важную роль для обеих сторон. Во время этой встречи происходит сбор анамнеза, мамы рассказывают о своих детях. Логопед слушает, записывает, задает вопросы. Замечу, что родители не всегда правильно представляют уровень знаний ребенка, обнаруживаемый им в процессе обследования. Поэтому необходимо придерживаться следующих принципов при общении с родителями.

В конце сентября - начале октября проводится собрание родителей, на котором их знакомят с результатами обследования. Логопеду необходимо донести до родителей то, что контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности.

Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Однако применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Поэтому, логопед действует совместно с невропатологом. Назначенные невропатологом одни лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, другие препараты непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Всё это очень тактично, доходчиво и серьёзно нужно изложить в индивидуальной беседе с родителями ребёнка.

Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.

Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи несомненно способствует повышению эффективности логопедической работы.

Логопед говорит об ошибках речи, характерных для всех детей и о том, что коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все - логопед, воспитатели, родители,- имея общую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет влияние на развитие ребенка, и к концу года он будет подготовлен к усвоению школьной программы.

Затем с каждым присутствующим ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично; ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на собрание или консультацию приходят и отец и мать.

С ноября месяца все родители активно включаются в совместную работу. Взаимодействие с родителями происходит в процессе коррекционной работы с детьми и согласно плану (приложение №2).

Схематично формы взаимодействия с родителями можно представить так (приложение №1).

Формы взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребенка с нарушением речи во 2 речевой группе МДОУ №2.

Информационные

    Информационные корзины.

Удачной находкой для согласования работы логопеда, воспитателя и ро­дителей стали «информационные корзины» (Бачина О.В. «Логопед» №8 2006 г), в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести пред­ложения и замечания. На основании этих записей воспитатель или другие специалисты корректируют свою работу, а учитель-логопед может сделать вы­вод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

    Тематические выставки.

Регулярно, соответственно темам, готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики” : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и т.д. Родителей убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. Родители умело распорядились этой информацией и регулярно пополняют наши игры экспонатами, которые были сделаны детьми и родителями дома.

    Речевой уголок

В начале каждой недели обновляется информация в речевом уголке. Родители еще раз знакомятся с материалом, который ребенок должен усвоить в течении тематической недели. Рубрики речевого уголка: «Вводим в активный словарь»; «Учите с детьми»; «Лексико-грамматические игры и упражнения»; «Родителям рекомендуется».

    Очень часто, приходится прибегать к силе статей в журналах и книгах, которые оказывают на родителей большое влияние, особенно, если подтверждают рекомендации и мнение педагогов.

Коллективно-практические

    Родительские собрания

Родительские собрания в речевой группе стараюсь проводить в необычной форме. Выдавая родителям информацию, стремлюсь к тому, чтобы они сами делали выводы. Обязательно проводим практическую работу (например, ситуация: ребенок оказывается дома выполнять артикуляционную гимнастику. Что делать?) Родители охотно высказывают мнения, делятся опытом, проигрывают определенные ситуации.

    Встречи с родителями

    Открытые занятия

Открытое фронтальное занятие - это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Но вместе с тем это экзамен и для родителей. Тот, кто был хорошим помощником ребенку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьей, а активным участником большой повседневной работы, тот на этом открытом занятии будет вознагражден, видя успех своего ребенка.

    Семинары-практикумы

Семинары- практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

«Как научить ребенка пересказывать тексты»

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

«Основные приемы коррекции слоговой структуры в домашних условиях»

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

    Круглые столы

На круглые столы приглашаются автори­тетные специалисты: педагоги, психологи, врачи, активно ис­пользуется техническое оснащение. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу доверия как для детей, так и для взрослых.

    Игры-тренинги

Индивидуальные

    Анкетирование

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

    Беседы

    Консультирование

Консультации, логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

-“Артикуляционная гимнастика”
-“Развитие мелкой моторики”
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу” .

    Домашние задания

Основной формой взаимодействия с родителями у нас является папка для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом 1 раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое,то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

    Приобщение к жизни группы

Родители регулярно привлекаются к жизни группы. Это и проведение праздников, и ремонты, и прогулки и экскурсии. Родители – частые гости в группе и кабинете логопеда, поэтому все проблемы группы на виду, родители сами предлагают пути их решения. Таким образом, в этом году родителями был разработан эскиз логопедического уголка для индивидуальной работы по звукопроизношению и оказана спонсорская помощь в его приобретении.

    Мониторинг речевого развития

    Ежедневное общение

Творческие

    Участие в проектах группы

Совместная работа педагогов группы и родителей, позволила осуществить проект «Времена года», в рамках детского сада. Родители принимали активное участие и вместе с детьми составили альбом собственных сочинений на тему: «Осень-Зима».

    Изготовление пособий

Регулярно пополняется в логопедическом кабинете копилка игр и пособий, изготовленных родителями. «Нюша», «Веселый язычок», «Звуковички», «Сад-огород», «Овощи-фрукты» и многие другие.

    Изготовление ежемесячной тематической газеты

    Портфолио «Я красиво и правильно говорю»

В стадии разработки находится проект детских логопедических портфолио. Это своеобразная ступенька к успеху. Начинается портфолио с фотографий артикуляционных движений, освоенных ребенком в первые 3 месяца нахождения в речевой группе.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Приложение 1.

Принципы, в соответствии с которы­ми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителя­ми детей имеющими недостатки речи.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему гла­зами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно об­ращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улав­ливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнер­ских отношений.

5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от кри­тики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких роди­телей.

9. В условиях коллективного общения с родителями ис­пользовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседо­вать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и ува­жение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргумен­ты, приводить научно-достоверную информацию с точки зре­ния психолого-педагогической литературы, избегая сложных

понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «де­фект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: « трудности », « проблемы », « недостатки ».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.

Приложение 2.

План работы и взаимодействия учителя-логопеда

с родителями воспитанников 2й речевой группы МДОУ №2. на 2011-2012 год.

Мероприятие

Тема

Форма

Участники

Месяц

1.

Анкетирование

Сбор анамнеза

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

2.

Беседы

Сбор анамнеза

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

3.

Родительское собрание

Результаты диагностики. Причины возникновения речевых нарушений.

коллективно

Логопед, родители, воспитатели

сентябрь

4.

Семинар-практикум

Артикуляционная гимнастика

коллективно

Логопед, родители

сентябрь

5.

Консультация

Выполнение домашних заданий в папках

Коллективно и

индивидуально

Логопед, родители

сентябрь

6.

Пополнение информационной корзины

информационная

Логопед, воспитатели

В течение года

7.

Выпуск газеты

Соответственно тематическому плану

творческая

родители

ежемесячно

8.

Выполнение домашних заданий в папке

индивидуально

Родители, дети

В течение года

9.

Консультация

Развитие ммр

информационная

Логопед, родители

ноябрь

10.

Изготовление дидактических пособий

Проведение артикуляционной гимнастики.

творческая

родители

Ноябрь, декабрь

11.

Оформление речевого уголка

информационная

логопед

В течение года

12.

Подготовка к утреннику

Новый год

творческая

Декабрь

13.

Семинар -практикум

В гостях у звука Р.

коллективно

Логопед, родители

Декабрь.

14.

Открытое занятие

Звуко-буквенный анализ слов

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Декабрь

15.

Консультация

Компьютер-враг?

информационная

логопед

Январь

16.

Участие в групповом проекте

«Времена года»

творческая

Родители, логопед, воспитатели

Февраль, март

17.

Открытое занятие

Составление рассказа по опорным картинкам

коллективно

Логопед, родители

Февраль

18.

Беседы

индивидуально

Логопед, родители

По мере необходимости

19.

Выставка рисунков и рассказов.

Моя семья

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Март

20.

Воспитание в семье ребенка-логопата

информационная

Родители, логопед, воспитатели

В течение года

21.

Игра-тренинг

Ребенок отказывается заниматься дома – что делать?

коллективно

Логопед, родители

Март

22.

Встреча с родителями

Проблема речевого уголка.

творческая

Родители, логопед, воспитатели

Апрель

23.

Открытое занятие

Автоматизация звука ш в речи.

коллективно

Логопед, родители

Апрель

24.

Круглый стол

По вопросу мониторинга речевого развития

коллективно

Родители, логопед, воспитатели

Май

25.

Родительское собрание

Занятия на лето

коллективно

Логопед, родители

Май

ЛИТЕРАТУРА

    Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М., 2009

    Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. //Дошкольное воспитание, 2008 №10

    Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями.//Дефектология, 1985 №5

    Разумовская Е.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.//Логопед в детском саду, 2005 №5-6

    Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007

    Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего школьного возраста.//Рубрика, 2007№6

    Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. М., 2004