Диета

Детские проблемы: взгляд нейропсихолога. Как работает детский психолог С какими проблемами работает детский психолог

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

ЗАЧЕМ ИДТИ К ДЕТСКОМУ ПСИХОЛОГУ?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ?

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами. Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

КАКИЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми. Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ РАБОТАЕТ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

КАК ВЫБРАТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА?

ПЕРВЫЙ КОНТАКТ С ДЕТСКИМ ПСИХОЛОГОМ.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

МЕТОДЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.

  • Не навреди.
  • Не оценивай.
  • Сохраняй беспристрастность восприятие.
  • Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  • Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
  • Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  • Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.

  • научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций,
  • помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка,
  • помочь ребёнку адаптироваться в обществе,
  • а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

ЦЕЛИ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.

решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

КАК РАБОТАЕТ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители - осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 45 до 60 мин. За это время он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт, что бы впоследствии помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения.

В этой статье я расскажу о наиболее часто встречающихся детских психологических проблемах , причинах их появления и способах их решить .

Я отвечу на вопросы:

  • Почему в основном вас кормят только мифами и предлагают решения, которые не работают?
  • Почему психологические проблемы у детей сложно решить?
  • К чему могут привести ошибки воспитания?
  • Что сделать, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым?

Это должен знать любой родитель или человек, планирующий им стать, если осознает, что дети - это наше будущее.

Почему детские психологические проблемы сложно решить

Знакома ли вам ситуация из этого анекдота?

У одного фермера начали умирать куры. Он пришел в консалтинговую компанию, которая занималась вопросами птицеводства, чтобы они решили его проблему.

- Начните кормить их только овсом, - сказали ему, взяв при этом приличный гонорар.

Через неделю вернулся фермер в компанию и сказал:

- Кормил их всю неделю так, как вы сказали, а они продолжают дохнуть!

- Тогда давайте им пить только чуть подсоленную воду, - был ему ответ.

И снова ушел фермер выполнять их совет, лишившись очередной суммы денег.

И снова пришел через неделю:

- Я выполнил все ваши советы, но теперь все мои куры сдохли!

- Как жалко, - ответили ему профессиональные консультанты. - У нас еще так много советов для вас осталось!..

Если вы придете к детскому психологу со своей проблемой и спросите, что делать, то обязательно получите совет. Он скажет вам, что дети в этом возрасте могут себя так вести и происходит это по такой-то причине. И что поступать надо так-то.

Вы сделаете то, что сказал психолог. И что же произойдет? В большинстве случаев ничего. Лишь возрастет непонимание с вашим ребенком.

И снова придете вы к психологу, и он объяснит, почему так произошло и даст новый совет, и это будет происходить снова и снова.

Почему так происходит?

Почему так сложно решить, казалось бы, обычные проблемы?

Почему психологов все больше и больше, и вместе с тем все больше и больше проблем с детьми?

Виновато главное заблуждение:

Главное заблуждение:

Все дети - одинаковые!

Да! Профессиональные психологи чаще всего «стригут» всех детей под одну гребенку. Потому что так их научили. На самом же деле

Дети - разные!

Дети психически устроены по-разному. Так же, как и взрослые. И также каждый конкретный психолог устроен психически определенным образом. А устройство это совпадает с устройством вашего ребенка только в редких случаях.

Когда психолог дает совет, думая, что все устроены так, как он (а от этого очень сложно избавиться), этот совет либо бесполезен, либо вреден.

Часто психологами являются люди, которым не хватало любви и внимания. И также часто они советуют родителям больше любить своего ребенка для решения той или иной проблемы. Не зная страшную тайну: чрезмерной, неадекватной заботой и любовью можно испортить ребенка так же, как и полным их отсутствием .

Почитайте рекомендации большинства психологов в интернете - большинство проблем сводится у них к недостатку внимания. Потому что самим психологам этого внимания не хватало или и продолжает не хватать. И это только один из примеров.

Также часто психологи предлагают спокойно, доверительно поговорить со своим ребенком, чтобы он сказал родителям причины своих проблем. Тем самым предполагается, что ребенок знает причины, а психолог - нет! И в этом еще одно заблуждение:

Зачастую ребенок не понимает причин, по которым он совершает то или иное действие

Например, спросите у ребенка, зачем он обшарил карманы своих одноклассников и украл из них деньги. В лучшем случае он ответит правду: «Не знаю... Вдруг захотелось и все...». А в большинстве случаев начнет врать, для того, чтобы вы его не наказали.

Понимать причины психологических проблем у своих детей должны взрослые, в первую очередь родители. Они в ответе за ребенка .

Родители, идя к профессиональному психологу с психологической проблемой своего ребенка, полагают, что если психолог получил высшее образование, он также хорошо разбирается в душе человека, как человек, закончивший медицинский институт, разбирается в медицине. И вот здесь и кроется опасность . Закончивший институт психолог не понимает в психике практически ничего, в отличие от понимающего в механике физика.

Хотите проверить ? Найдите нескольких психологов и задайте им, например, следующие вопросы:

  • Почему самоубийцы лишают себя жизни?
  • Почему дети начинают употреблять наркотики?
  • Откуда берутся депрессии и как от них избавиться?
  • Почему люди меняют сексуальную ориентацию?
  • Почему совершаются те или иные преступления?

Можете задать и любые другие, интересующие вас вопросы.

Что же вы услышите в ответ?

Во-первых , от разных психологов вы услышите разные ответы. Это не кажется странным? Что бы вы подумали, если бы физики дали разные ответы на школьную задачу на расчет времени падения груза с высоты?

Во-вторых , вам могут сказать, что на эту тему есть разные теории. И каждая из теорий предлагает свой способ решения. Что опять-таки означает, что ответа нет.

Когда главный психиатр страны говорит, что не знает, откуда берется педофилия, это означает, что он не владеет полным и точным знанием о психике человека. Не говоря уже о том, что не владеют таким знанием и другие психологи, получившие только лишь классическое образование.

Вам скажут, что психология - это не точная наука и не может быть конкретного ответа. Нет! Просто они его не знают . И вместе с этим, психические процессы протекают в соответствии с точнейшими законами. И те психологи, которые знают о них, в состоянии решить большинство психологических проблем у детей.

Как распознать такого психолога, я расскажу далее . А пока давайте посмотрим, к чему может привести бездействие при возникновении детских психологических проблем.

К каким последствиям может привести бездействие

В детстве развивается и наше тело, и наша психика. В детстве создается основа того,

Насколько мы будем способны быть счастливыми во взрослой жизни

Что же произойдет, если вовремя не решать психологические проблемы у ребенка?

Как минимум, ребенок проживет не настолько счастливую жизнь, как мог бы.

Как максимум - всю свою жизнь будет в той или иной степени делать несчастным не только себя, но и других людей, делая окружающий мир только хуже.

Вот крайние случаи того, кто вырастает из неправильно воспитанных детей:

  • Воры и клептоманы
  • Проститутки
  • Убийцы, в том числе серийные
  • Шизофреники
  • Аутисты
  • Тираны и садисты в своих семьях
  • Аферисты
  • Трансвеститы и транссексуалы

Продолжать можно долго.

Вам скажут, что эти отклонения генетически заложены? Или что такими становятся только в ужасных семьях? Или что если родитель желает добра ребенку, то ребенок никогда не вырастет никем из описанных людей?

Те, кто скажет так, просто не знают, как из маленьких детей при неправильном их воспитании вырастают такие взрослые...

Как решать психологические проблемы у детей?

Как заранее заметить психологические проблемы ребенка? Как решить их правильно?

Виды проблем, их причины и способы решения я опишу ниже. А сейчас хочу уделить внимание одному важному моменту. Прежде, чем эти способы применить, необходимо узнать о двух путях.

Первый - это обратиться к психологу, который разделяет психическое устройство людей на 8 мер. Системно-векторный психолог способен увидеть, как устроен ваш ребенок и как следует поступить, чтобы решить ту или иную психологическую проблему. Такой психолог легко ответит вам на любой вопрос, в том числе и из тех, что я озвучил выше.

Этот способ удобен тем, что достаточно описать ситуацию психологу, ответить на все его вопросы по этой ситуации и в результате получить точную работающую инструкцию. Выполнив ее, проблема будет решена.

Но у данного пути есть свои недостатки:

  • При возникновении новых психологических проблем у ребенка вам придется снова обращаться к психологу.
  • Не ощущая сути проблемы, вы не сможете более творчески применить инструкцию, если возникнет такая необходимость.
  • Инструкция может оказаться не столь эффективной при изменении ситуации по сравнению с той, что вы описали психологу.

Второй путь - это самому стать таким психологом. Тем более что это не настолько сложно, как может показаться на первый взгляд.

Вы сможете понять своего ребенка, увидеть причины его действий, ход его мыслей, то, какие проблемы стоят в его жизни и помочь ему решить их наилучшим для него способом.

Что для этого нужно? Изучить системно-векторную психологию Юрия Бурлана. Это займет у вас менее двух месяцев обучения через Интернет. А для того, чтобы вы решили, нужно вам это или нет, вы можете посетить три открытых занятия. Сделать это можно, перейдя по этой ссылке .

А теперь, как и обещал, опишу виды психологических проблем детей.

Виды детских психологических проблем

Для объяснения причин психологических проблем у детей я буду использовать терминологию системно-векторной психологии.

Ложь

Причины лжи зависят от того, каким является ребенок.

У ребенка с оральным вектором ложь является следствием того, что его не слушают, не дают ему говорить. Придумывая небылицы, он тем самым находит такие темы, которые вызовут ваш интерес. Не хотите слушать правду - будете слушать неправду; все просто...

Хотите, чтобы ваш оральный ребенок не врал - слушайте его, задавайте вопросы и направляйте его разговор в нужное русло. Необходимость врать отпадет.

Ребенок с кожным вектором врет ради своей выгоды. Когда хочет избежать наказания или получить поощрение. Дайте ему понять, что выгоднее говорить правду - и он начнет это делать.

Воровство

Ребенок с кожным вектором начинает воровать в том случае, когда его бьют. Таким образом он снимает стресс. Чем больше бить такого ребенка, тем больше он будет воровать. Родители же часто за воровство наказывают битьем - вот и получается замкнутый круг.

Перестаньте наказывать ребенка физически. Для кожных детей существуют свои способы наказания, которые не нанесут ему травму и не приведут к другим, более серьезным психологическим проблемам.

Проблемы с питанием

Ребенок мало ест? Тогда запомните раз и навсегда: самые большие психологические травмы, которые можно нанести ребенку - это травмы от насильственного кормления.

Во-первых, исходя их векторального набора ребенка, у него есть определенные предпочтения к пище. И кормить его следует той едой, которая ему подходит (естественно, я не говорю о том, что если ребенок хочет есть только конфеты, его нужно кормить конфетами).

Во-вторых, ребенок сам должен испытать голод и захотеть есть. Исключением является ребенок с обонятельным вектором, которого все же необходимо слегка подталкивать к питанию.

Гиперактивность детей

Гиперактивными можно назвать как уретральных детей, так и некоторых кожных. В зависимости от этого необходимо предпринимать разные действия. Кожного ребенка следует приучать к дисциплине. Уретрального - никогда; его следует направлять особым образом, не таким как всех остальных детей.

Помните, что гиперактивность - это не болезнь! Назначение лекарств с большой вероятностью приведет к изменению психического химизма головного мозга ребенка, в результате чего он уже лишиться возможность быть счастливым.

Садизм

Садизм может проявляться только у анальных детей. Причина кроется в несоответствующем такому ребенку воспитании. Его дергают, не дают завершить дела, не благодарят и не хвалят за достижения.

Начните воспитывать его так, как нужно воспитывать анального ребенка и проблема исчезнет.

Страхи

Если ваш ребенок боится темноты и одиночества, то у вас ребенок со зрительным вектором. Он рождается с внутренним страхом, который при правильном воспитании легко сменить на сострадание и любовь.

Неконтактность, стремление к одиночеству

Эта психологическая проблема у детей чаще всего связана с тем, что у ребенка присутствует звуковой вектор. И вдобавок к этому ребенка дома дергают, не дают побыть в тишине, сосредоточится.

Если такого ребенка продолжать постоянно дергать («душить» вниманием, каждые пятнадцать минут звать кушать, громко разговаривать или ругаться при нем, включать музыку), то он будет все больше и больше замыкаться в себе, в плоть до потери способности к обучению, аутизма, шизофрении, моральной дегенерации, депрессий и постоянных суицидных мыслей.

Если он действительно звуковик - воспитывайте его соответствующим образом и в результате вырастите из него будущего гения.

Ухудшение зрения

Существует огромное заблуждение, что зрение у детей ухудшается от просмотра телевизора, чрезмерного чтения книг при слабом освещении и так далее. Все эти причины влияют на зрение несущественно.

В подавляющем большинстве случаев причина ухудшения (а иногда и полной потери) зрения у ребенка со зрительным вектором является разрыв эмоциональной связи. Это может быть оставленный в трамвае любимый плюшевый мишка, или умерший хомячок, или уход из семьи одного из родителей, или несчастная любовь... Все эти (а также многие другие) случаи разрыва эмоциональной связи приводят к разной степени ухудшения зрения либо сразу после того, как ситуация произошла, либо в период пубертата.

Не допускайте обрыва эмоциональной связи - и зрение у вашего ребенка останется хорошим, сколько бы он не читал книг.

Другие психологические проблемы у детей

Другие детские психологические проблемы, такие как:

  • Побеги из дома
  • Склонность к ипохондрии
  • Трудности в обучении
  • Непослушание
  • Нарушения сна
  • Различные виды заиканий
  • И любые другие

Также имеют точные причины, зависящие от векторального набора конкретного ребенка. Распознать этот набор, найти причины и решить их поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Помните, что не все ошибки воспитания становятся видимыми психологическими проблемами. Некоторые не дадут о себе знать до тех пор, пока ребенок не вырастит. И тогда уже мало что можно будет исправить... Помогите вашим детям уже сейчас - обратитесь к системно-векторному психологу или пройдите тренинг.

– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.

Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.

– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.

– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!

– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.

Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.

Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.

– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.

– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».

Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.

– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.

– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.

– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.

Если вы заметили какие-то непонятные или неприятные вам изменения в поведении и/или настроении ребёнка, с которыми вы не можете справиться внутри семьи и причин которых вы не понимаете.

Например, резко ухудшилась успеваемость в школе; появились «странные» капризы, плохой сон, «вредные привычки», деструктивное поведение (причём даже то, которого вы не наблюдаете, но об этом вам говорят посторонние, например, учитель или воспитатель); ребёнок резко теряет или набирает вес, и это не связано с медицинскими проблемами; ребёнок стал раздражительным, гневливым, или, наоборот - слишком конформным, со всеми соглашается, идёт на поводу у авторитетов, и вас это беспокоит. Все это поводы проконсультироваться с детским психологом.

На консультацию к детскому психологу можно прийти с абсолютно любым вопросом, касающемся ребенка, и его профессиональная задача - понять вашу беспокойство и предложить адекватную помощь. Это может быть консультация только для родителя, помогающая понять, что происходит с ребёнком и как это можно скорректировать самостоятельно; либо занятия для ребёнка, если ситуация длится долго и силами семьи справится не получается.

Сколько ребенку нужно заниматься для достижения результатов?

Это зависит от запроса, то есть от того, с каким симптомом обратились родители. Обычно для достижения первых видимых результатов может пройти 2-4 месяца, а для закрепления достигнутого - 4-6 месяцев еженедельных занятий с психологом.

Важно понимать, что у самого ребенка, естественно, нет мотива для работы с психологом, он есть у родителей. И сам «симптом» ребенка не всегда напрямую беспокоит. Ребенку нужно больше времени для того, чтобы возник альянс, «привыкание» к психологу, чтобы ребенок начал доверять психологу и каким-то образом доносить то, что его его беспокоит. Дети школьного возраста делают это, играя и разговаривая, объясняя свою игру или свои рисунки, поделки; маленькие дети, как правило, на занятиях только играют и рисуют, или занимаются построением песочных композиций.

Что происходит на занятиях с детским психологом?

Как правило, первые 2-3 занятия направлены на установления контакта с ребенком и носят ознакомительно-диагностический характер. Психолог первый предлагает ребенку поиграть, порисовать, сочинить сказку, рассмотреть картинки и пр., и наблюдает за поведением и реакциями, чтобы составить представление о возможных причинах нарушений адаптации и появления симптома.

Через несколько встреч, когда ребенок привыкает к занятиям, кабинету, режиму, этого уже не требуется. Наоборот, на этом этапе важнее дать ребенку возможность к спонтанной активности и тем самым позволить проявиться тому состоянию, которое беспокоит. Ребенок играет в то, что его тревожит, он это рисует или строит в песочнице. Задача психолога - понимать и принимать это, проговаривать ребенку его чувства и потребности в этот момент, и таким образом помогать ребенку самостоятельно осмысливать происходящее.

Коррекция поведения и исчезновение симптома происходят именно благодаря связыванию собственного поведения с эмоциями и потребностями через речь. Сначала через речь того, кто рядом (психолога), а потом через свою собственную речь. Буквально, ребенок, который раньше внезапно бросался с кулаками на обидчика, становится способен сказать: «Не хочу играть с тобой, отойди от меня!», и это уже совершенно другое поведение. Появляется контроль над импульсом, и агрессивности становится значительно меньше, или совсем исчезает.

Сколько встреч нужно, чтобы проблема решилась?

Честно - от 2 месяцев еженедельных встреч до нескольких (2-3) лет, если ситуация очень серьезная.

Как я могу оценить эффективность работы детского психолога?

У ребенка - уменьшение симптоматического поведения и улучшение социальной адаптации. Родителям становится легче взаимодействовать с ребенком, появляется уверенность в своих силах и в своей родительской компетентности.

Кто из окружения ребенка может обратиться к детскому психологу?

Любой или оба родителя, при условии, что они проживают совместно с ребёнком, либо кто-то из опекунов, который постоянно проживает и заботится о ребёнке. Обратиться с запросом по поводу ребёнка может любой из совершеннолетних членов семьи, и обсудить свои связанные с этим вопросы, но договор о работе с ребёнком обсуждается ТОЛЬКО с его родителями или опекунами.

Меня что-то беспокоит в поведении ребенка. Могу ли я придти к детскому психологу один?

Да, конечно. Обычно на первую встречу и приходят один (или оба) родителя без ребёнка. Это необходимо для выяснения запроса и сбора информации. Если ребенок-подросток, лучше прийти сразу с ним, т. к. подростки уже способны понимать и осмысливать происходящие, в отличие от младших детей, и могут самостоятельно обсудить свою ситуацию и мотивы. И это полезно для развития их ощущения самостоятельности и управления своей жизнью.

Как часто родителям придется общаться с детским психологом?

Психологическая работа с ребенком неразрывно связана с работой с родителями. Как правило, родительские встречи проходят 1-2 раза в месяц (необходимый минимум), а также в том случае, если у родителя появляются вопросы по состоянию ребенка или процессу терапии. На этих встречах обсуждаются и могут быть переформулированы родительские запросы, прогнозы работы, тревоги и опасения по поводу ребенка, а также вырабатываются стратегии поведения родителей с ребенком в семье. Родительские встречи помогают взрослым более полно «видеть» своего ребенка и корректировать собственные ожидания относительно него.

Говорят, психологические проблемы детей, это на самом деле проблемы их родителей. Так ли это? нужно ли будет мне самому идти к психологу?

Действительно, иногда (но не всегда!) симптомы ребенка (агрессивность, протестное поведение, упрямство, тревожность, различные страхи, фобии, боязливость, мнительность) могут возникать и усиливаться из-за сложной семейной ситуации или неверных воспитательных стратегий родителей.

Ребенок находится в семье, рядом с окружающими его взрослыми, в едином пространстве и в одном эмоциональном поле. Мы так устроены, что заражаемся теми эмоциями, и теми тревогами, среди которых находимся.

Этот изначально адаптивный психический механизм, необходимый для того, чтобы быстрее и легче было управлять своим поведением в человеческой группе и элементарно выживать(убегать всем племенем, если чувствуем страх и панику среди сородичей; драться, если кто-то бросается на нас в ярости и т. д.), начинает работать «вхолостую» в ситуации, если нам физически ничего не угрожает, а эмоции сигнализируют об обратном (страшно, злюсь, нервничаю). Именно так происходит в эмоциональном мире ребенка, который живет среди встревоженных, испуганных или раздраженных взрослых, не в силах понять, что и почему происходит. Тогда эти сильные, но непонятные, неосознаваемые чувства, находят для себя «лазейку» - симптом. «Очень страшно, но никто ничего не объясняет, не успокаивает. Начинаю грызть ногти или ломать игрушки - чуть легче, отвлекаюсь, сбрасываю внутреннее напряжение в какую-никакую, но активность. Ужасно злюсь, что мама отобрала мой собственный планшет, и я ничего не могу с этим сделать, но могу украсть планшет у кого-нибудь в школе, и спрятать его подальше».

Нужно ли обязательно вести ребенка к детскому психологу, если в в семье или окружении ребенка происходят потенциально травмирующие вещи (смерть близких, развод родителей и т. д.)?

В случае, если вы видите, что ребенок не может справиться с сильными переживаниями, а вы не уверены в том, что сможете оказать ему адекватную поддержку. Мой ответ - лучше несколько встреч с психологом, чем месяцы и годы непроработанной утраты. Так случается, если от ребенка долго скрывали смерть близкого, или посчитали его настолько маленьким, что он «ничего и не поймет»; или не нашлось подходящих слов поддержки и успокоения; или про ребенка из-за собственной утраты (человека или семьи) просто на время «забыли».

В каком возрасте и с какими проблемами сталкиваются дети?

Если речь идет о младших детях до 7 лет, то чаще всего это проблемы неврологического характера, которые влияют на поведение ребенка. Он может быть раздражительным, агрессивным, непослушным, устраивать истерики. Также к распространенным проблемам этого возраста относятся резкая смена настроения, нарушение сна, задержка речевого развития или полный отказ от общения с другими. Если речь идет о младших и средних школьниках, то обращаются по поводу неуспеваемости в школе или из-за изменившегося поведения детей, потому что это этап активного взросления, входа в социум. В последнее время чаще обращаются старшие школьники с родителями на предмет употребления психоактивных веществ, и, в соответствии с этим, меняющимся не в очень хорошую форму поведением. Так называемые девиантные подростки, с которыми проводится психокоррекционная работа.

Неуспеваемость в школе - это тоже психологическая проблема?

Причины неуспеваемости в школе могут быть абсолютно разными, и некоторым даже в голову не приходит, что, например, особенности развития в неврологическом отношении их ребенка, особенности взросления могут отразиться на его успеваемости в школе, начиная с младших классов и выше. Как только появятся нагрузки, определенная ответственность за обучение, маленький человек начинает испытывать стресс. Он может не справиться с этой ответственностью, а родители скажут, что ребенок плохой, спишут проблемы в учебе на невнимательность, либо лень. Это не совсем так, могут быть объективные причины органического характера, связанные с развитием головного мозга или наличием проблем по неврологии.

На что родители должны обратить внимание?

Прежде всего родители, так как у них нет специальных знаний относительно психической сферы своего ребенка, должны обратить внимание на поведение, эмоции и физиологию. То есть поведение - это такой красный маячок, свидетельствующий о том, что что-то в жизни ребенка изменилось.

Могут ли родители сами справиться с проблемой, не обращаясь к психотерапевту?

Если это вопросы, которые касаются быта, каких-то внешних ситуаций, влияющих на ребенка, или проходящие проблемы, то есть неделю ребенок покапризничал, неделю появились особенности поведения, а потом все прошло, то можно не обращаться к врачу. Но если ребенок демонстрирует линию поведения, которая уже достаточно затянулась, то родители однозначно должны идти к специалисту, чем раньше это случится, тем легче помочь ребенку. Зачастую обращение в раннем детском возрасте связано не только с психологическими проблемами ребенка, но и с некоторыми проблемами его психосоматики, в том числе с неврозом или состоянием, которое ребенок приобрел в раннем, совсем раннем детстве, возможно даже в перинатальном периоде. Это все надо учитывать.

Если на проблемы не обращать внимания, что произойдет с ребенком?

Симптомы никуда не уйдут, они будут усиливаться с течением времени, будут еще больше видоизменяться, и не обратить на это внимание уже будет невозможно. К сожалению, очень часто так и происходит - родители думают, что все случайно, само по себе «рассосется» и пройдет. Приводят на консультацию 13-летнего ребенка с долго развивающимся измененным психологическим состоянием. Родители такое поведение заметили давно, но считали, что все само по себе должно пройти, потому что ребенок взрослеет, умнеет. Это неправильный подход к решению проблемы - мы всего лишь получим укоренившееся, достаточно стойкое состояние, которое нужно пролечивать и в психологическом плане, и, возможно, также в физиологическом.

Какие методы используются при работе с детьми?

Со средними и старшими подростками в основном беседа и психологические тесты. С маленькими детьми недостаточно установить стойкий вербальный контакт, поэтому чаще всего для маленьких детей используются проективные методы: рисунок, лепка, в эпизодах - беседа. При работе с младшими школьниками эффективны специальные тесты. Есть целая батарея тестов, которые определяют особенности поведения, мышления, помогают проверить все особенности центральной нервной системы, чтобы понять, что происходит с ребенком.

Проводятся профилактические консультации для детей, хотя это достаточно трудоемкий процесс, как для ребенка, так и для специалиста. Обычно такое исследование необходимо, если есть специальные показания или направление от лечащего врача-невролога. Психотерапевт помогает определить основные психические функции, протестировать мышление, память, внимание.

Хороший результат дает групповая терапия, много детских состояний, психосоматических и психоэмоциональных, корригируются групповой терапией. Чаще всего групповая терапия используется в работе со старшими подростками, у которых проблемы с нарушением коммуникаций в социуме, или с младшими школьниками, столкнувшимися с неуспеваемостью в школе. Группа более эффективна, потому что есть взаимодействие между членами группы одного возраста. Это всегда легче воспринимается ребенком, чем когда он один на один находится с доктором.

Сколько в среднем требуется посещений?

Смотря для какого ребенка и с чем он придет к психотерапевту. Если говорить в среднем, то я думаю до 10 сеансов нужно позаниматься. Процесс общения с детьми специфический и трудоемкий, невозможно долгое время посвятить такому взаимодействию, ребенок быстро устает. Обычно один сеанс длится 45 минут или 1 час, если ребенок может выдержать такой режим. Причем, одновременно даются рекомендации родителям, чтобы они имели представление, как двигаться вперед и как помогать своему ребенку выздоравливать. На консультации ребенок проводит час, а с родителями все оставшееся время дома, соответственно родители должны знать, что им делать и как правильно поступать со своими детьми.

Могут ли родители пойти на консультацию без ребенка?

Очень часто случается, когда родитель приходит без ребенка и считает, что привлекать детей к этому процессу не следует, а проблему можно решить самому родителю. Однако проблемы взрослеющих детей не могут быть решены только для взрослеющего ребенка или только для его родителя. Это процесс взаимный, то есть меняться должны все, потому что если речь идет о каких-то нарушенных семейных взаимоотношениях, или непослушании ребенка в семье, или о ребенке, который вдруг стал плохо учиться, грубить и хамить, то однозначно должна происходить работа с семьей. То есть тут невозможно сказать, что ребенок у Вас поступает так то, а Вы сидите и молчите, не принимайте в этом участие. Только с совместным участием детей и родителей можно что-то изменить в поведении ребенка.

Проблемы детских неврозов надо решать как можно быстрее, до тех пор пока не возникли устойчивые болезненные привычки и болезненно-закрепившаяся форма поведения. В случае, если Вы заметили, что Ваш ребенок стал более нервным, тревожным и напряженным, у него появилась неуспеваемость в школе, изменился рисунок поведения, нарушились режимы сна и питания, то незамедлительно обращайтесь к детскому психотерапевту. Вы можете обратиться к специалистам нашей клиники, у нас проводится психокоррекционная работа с детьми. Мы поможем решить проблемы Вашего ребенка.