Фитнес

Работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др. в условиях ДОУ

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияцентр развития творчества детей и юношества

станицы Петровской муниципального образования Славянский район

Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор МБОУДОД ЦРТДиЮ Протокол № ______ от ________ _____________ Е.А.Малежик

Приказ №___

От «__»_____2015г.

Индивидуальная программа

по работе с многодетными семьями

«Семья»

Направленность: социальная

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей: от 5 до 10 лет

Срок реализации 1год

Кузнецов Алексей Иванович

педагог дополнительного образования

ст. Петровская

Пояснительная записка

Пояснительная записка

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется
несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Родители и педагоги – это значимые люди в жизни ребёнка, которые стоят у истоков его будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения – этой задачи в детском объединении «Голос детства» была создана программа «Семья» для работы с многодетными семьями.

В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную программу, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества детского объединения и семьи:

Изучение семей;

Информирование родителей;

Просвещение родителей;

Консультирование родителей;

Совместная деятельность педагога и родителей.

Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители.

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).

Основные принципы и подходы к реализации

Личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги – субъекты воспитательной системы;
- принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка;
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

Механизм реализации программы

Осуществляется через следующие мероприятия:

Мониторинговые исследования и определение перспектив;

Установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

Психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

Внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

Повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданско-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, экскурсионную работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагог, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семья».

Этапы реализации программы:

Диагностика семей (сентябрь) .На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта детского объединения.

Второй этап реализуются ежегодно в соответствии с планом работы детского объединения.

1. Младший подросток и его особенности.

2. Воспитание гражданина в семье.

4. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

5. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.

6. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.

7. Ваш ребёнок и его друзья.

8. Нравственные идеалы в семье.

9. Права и обязанности родителей.

1.Экскурсии.

2.Выступления воспитанников.

3.Конкурсы.

Формы работы

1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.

2. Родительское собрание, беседы.

3. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительские собрания.

4. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

1. Повышение информированности родителей о качестве дополнительного образования. Развитие совместности.

2. Повышение информированности родителей о жизнедеятельности детского объединения.

3. Решение актуальных проблем жизнедеятельности детского объединения.

4. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагога.

5. Получение объективной информации, установление обратной связи с родителями.

6.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

7.Улучшение микроклимата в семье.

8. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

9. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

10. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Воспитаннику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть, выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.
2. Наш коллектив дружный.
3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
5. Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш коллектив очень недружный. Трудно заниматься в таком коллективе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние
взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем коллективе принято помогать без напоминания.
2. В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом
просит сам воспиттаник.
4. В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует педагог.
5. В нашем коллективе не принято помогать друг другу.
6. В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством воспитанников, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного воспитанника показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому воспитаннику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие.
-Согласие.
-Удовлетворенность. Увлеченность.
-Результативность.
-Теплота взаимоотношений. Сотрудничество.
-Взаимная поддержка. Занимательность.
-Успешность.
-Враждебность.
- Несогласие.
-Неудовлетворенность.
-Равнодушие.
-Нерезультативность.
-Холодность взаимоотношений.
-Отсутствие сотрудничества.
-Недоброжелательность-
-Скука.
-Неуспешность.
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Сегодня, в связи с введением в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» качественным образом изменились взаимоотношения детского сада и семьи. Это обусловлено тем, что родители (законные представители) теперь имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами . Поэтому у дошкольных организаций, в связи с этим, возникла необходимость во взаимодействии с семьей ребенка на позициях сотрудничества и доверительности. Особенно это важно учесть в работе с многодетными семьями. Данная проблема является особенно актуальной в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), подчеркивающего необходимость объединения детского сада и семьи для осуществления качественной подготовки выпускников дошкольной ступени образования.

Сфера общения при поступлении в детский сад выходит за пределы семьи. В аспекте введения ФГОС ДО, детский сад осуществляет ведущую роль в организации общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния ДОО должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения .

Таким образом, дошкольная образовательная организация (ДОО) сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, организации семейного культурного досуга, медицинского просвещения, оказание психологической помощи, педагогического родительского всеобуча.

Правовой основой нового содержания взаимодействия ДОО и семьи послужил Закон «Об образовании в РФ», впервые за многие десятилетия признавший приоритет семейного воспитания. Все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители, общественность) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности .

Новая философия взаимодействия ДОО и семьи, по мнению К.А. Абульхановой-Славской требует новых отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» .

Организация взаимодействия детского сада и семьи в обновленных условиях образовательной стратегии дошкольного образования более эффективно. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОО с семьей .

Открытость детского сада предполагает вовлечение родителей многодетных семей в образовательный процесс ДОО. В условиях открытости работа с родителями - важное условие успешного воспитания дошкольника. Для эффективности привлечения многодетных семей в систему взаимодействия требуется работа по повышению воспитательного потенциала многодетной семьи.

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» МР «Хангаласский улус».

Для проведения констатирующего и контрольного этапов были проведены собеседование с детьми, анкетирование родителей. С целью выявления стиля семейного воспитания и особенностей родительского отношения была проведена методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ). Автор - Э. Г. Эйдемиллер .

В проведении процедуры обследования была использована помощь психолога детского сада. Опросник АСВ позволяет диагностировать стиль семейного воспитания и характер его нарушений. Качественный анализ его результатов дает достаточно достоверную информацию о явной (или недостаточной) выраженности соответствующей стороны воспитания, обобщая которую, можно сделать выводы о негативном характере родительского отношения, которые и вызывают те или иные характерологические отклонения в ребенка. Для выявления уровня сотрудничества с позиций дошкольников были использованы основные подходы по методике Т.В. Антоновой .

На констатирующем этапе исследования выявлено, что у некоторых детей из многодетных семей существует конфликтность в восприятии семейных взаимоотношений или же присутствует негативное восприятие семьи. Именно родители этих детей по результатам анкетирования показали недостаточный для благоприятного развития ребенка уровень семейного воспитания. Исходя из полученных данных на констатирующем этапе пришли к тому, что для эффективного воспитания детей надо организовать сотрудничество ДОО и многодетных семей.

Цель формирующей работы: организация сотрудничества ДОО и многодетных семей в целях воспитания детей.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Внедрить разработанную систему взаимодействия ДОО и семьи.

2. Повышение педагогического потенциала многодетных родителей средствами использования нетрадиционных форм взаимодействия с ДОО.

3. Совместная работа с родителями по успешному воспитанию личности ребенка в семье и ДОО.

Методы работы ДОО с многодетными семьями для воспитания ребенка дошкольного возраста: всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания; гармонизация отношений в сферах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», «детский сад - семья», «семья - ребенок - детский сад») с целью постижения детьми умения жить среди людей; взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку; концентрация внимания детей на знакомстве с художественной литературой, фольклором и искусством народа саха; организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа.

Совместная деятельность с многодетными семьями в МБОУ «Едяйская средняя общеобразовательная школа - детский сад «Чэчир» представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и метод народного воспитания. Среди них особое место занимает авторитет старших. Необходимо отметить, что здесь нашли отражение вопросы взаимодействия родителей и педагогов в деле использования методов народного воспитания и народных традиций. Здесь используются следующие наиболее важные традиции народа-саха:

Уважение к старшим;

Совместное проживание одной семьей;

Гостеприимство;

Воспитание трудолюбия;

Почтительное отношение к женщине (девочке) и других.

Исходя из выделенных теоретических положений, содержание деятельности ДОО включало в себя такие методы и формы работы с многодетными семьями.

1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с представлениями о своей семье.

4. Формирование активной жизненной позиции на основе:

Осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их - не в ущерб другим;

Осознания своих возможностей, формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

Осознания своих достоинств и недостатков;

Осознания своих прав и обязанностей перед собой, семьей и другими людьми;

Формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;

Проявления терпимости, уважения особенностей других людей;

Развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; без конфликтов решать возникающие проблемы;

Игры и упражнения на понимание значимости и ценности жизни каждого человека, развитие интереса к жизни других людей.

При организации формирующего эксперимента учитывались традиции народного воспитания:

1) возможность каждому ребенку развивать свои задатки и способности, не принуждая его;

2) управляемость процесса формирования личности в туелбэ;

3) каждая семья имеет свое лицо - специфика образа жизни, мировосприятия;

4) развитие творческой личности осуществляется, когда интеграция всех воспитательных сил ДОО и семьи, создает управляемость воздействия организованных факторов среды.

Для выявления условий повышения педагогической компетентности с многодетных родителей поставлен вопрос о выстраивании целостной системы работы ДОО и семьи, определения круга интересов каждой семьиии учета возможностей детей.

Многие многодетные семьи выразили желание и готовность продолжать образование детей дома. В этом случае возникла необходимость разработки различных мероприятий и программ для родителей, с целью помочь им в вопросах дошкольного воспитания полноценно развивать своих детей, понять уникальность дошкольного периода детства. Для этой цели была разработана комплексная работа по повышению педагогической компетентности родителей.

В рамках повышения качества работы с многодетными семьями распространяются и действуют различные традиции взаимодействия: Дары природы; Конкурсы «Байанай ыллыга», «Туйаарыскай аа5ыылара», «Мисс «Чэчир»; Совместный концерт работников МБДОУ и родителей День почетных семей; День открытых дверей; Акция «Моя родня»; Конференция для отцов.

При проведении мероприятий сотрудничество педагогов и родителей, ДОО с многодетными семьями направлены на:

Создание положительной познавательной мотивации детей; организацию их внимания;

Активизацию речевого опыта дошкольников;

Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

В процессе эксперимента также были использованы следующие формы совместной работы детей, педагогов и родителей многодетных семей: театрализация народных сказок - совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников; изучение народных игр, народных песен и традиций разных народов, знакомство с фольклором разных народов и др.

В общении взрослых с ребенком важен принцип позитивности, тогда у ребенка формируется высокий уровень патриотических качеств личности детей - доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как духовная основа позитивного уровня развития ребенка.

Итак, работа с многодетными семьями подтвердила нашу гипотезу о значении близкого эмоционального контакта ребенка с родными в семье для формирования его положительной самооценки.

На контрольном этапе, по данным родителей экспериментальной группы общий уровень воспитанности детей - 100%, в контрольной группе - 66,7%. Это подтверждает то, что в экспериментальной группе произошло повышение уровня воспитанности на 54,5%. Тогда как в контрольной группе его показатели изменились меньше (на 11,2%).

Показатели эффективности работы ДОО с многодетными семьями в МБОУ ЕСОШ - ДС «Чэчир»

Анализ диагностических данных контрольного этапа доказывает эффективность формирующего эксперимента по организации форм работы ДОО с многодетными семьями.

Таким образом, в результате проведенной формирующей работы у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения в показателях воспитанности и позиции в семье.

Таким образом, определяя содержание форм и методов работы ДОО с многодетными семьями важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать особенности воспитания в каждой семье. При этом важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании. В работе с родителями более приемлемы поисковые методы обучения, познавательные ситуации, связанные с постановкой проблем и совместным поиском решений в общении с детьми.

При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной п олитики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства», - гласит ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Этим правам корреспондируют определенные обязанности государства, а также других лиц.

Комплекс прав, связанных с семьей, закреплен в СК РФ. Немало норм закреплено также в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и др. 11, с. 17. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяет формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Учитывая требования вышеуказанных правовых актов, социальный педагог строит свою работу с семьей 7, с. 357.

При этом социальному педагогу, прежде всего, следует обратить внимание на своевременное предупреждение и нейтрализацию кризисных ситуаций в семье.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи 21, с. до 96.

При нейтрализации главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса 20, с. 6.



В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья 12, с. 217.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних 13, с. до 224.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми, и т.п. 19, с. 136.

При создании родительского лектория можно порекомендовать следующие темы 25, с. 73: педагогика и психология -- науки о развитии и воспитании ребенка; о роли родителей в воспитании детей; отношения в семье различных поколений; воспитание трудного ребенка; воспитание детей с физическими и умственными отклонениями; воспитание в труде; подготовка ребенка к школе; эстетическое воспитание ребенка в семье; половое воспитание; религиозное воспитание; опасности детского курения и наркомании.



Многодетная семья нуждается в более практических советах: как правильно кормить детей разного возраста, как прививать детям навыки культуры поведения и т.д. 27, с. 10.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике. Следует помнить, что «кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка» 14, с. 39.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей 5, с. 75.

Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего отдыха. Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты. Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства подростка, за которым нужен постоянный контроль 4, с. 105.

Первоначально, с чего начинает социальный педагог - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. Самый распространенный и естественный метод изучения семьи -- метод наблюдения.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить с помощью следующих технологий: вовлечение семьи в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в саду, в огороде, в быту 17, с. 218.

Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации 30, с. 181.

Существует практическая технология, реализуя которую социальный педагог составляет «карту семьи

Особое внимание заслуживают технологии работы социального педагога по педагогическому просвещению семьей, где есть неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития

Для начала, в такой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице -- трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным. Здесь необходима чуткость социального педагога.

Итак, систематическое разностороннее педагогическое просвещение семьи предусматривает, прежде всего, ознакомление родителей с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическая просветительская работа социального педагога должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Семейный детский сад - инновационная практика работы

с многодетными семьями

Стец И.М.

Старший воспитатель

дошкольного отделения №3

ГБОУ гимназия №1534

На базе ГБОУ гимназия №1534 в нашем дошкольном отделении открыто четыре семейных детских сада, воспитательный процесс в которых осуществляется мамами-воспитателями и специалистами дошкольного отделения.

Родители семейных детских садов:

1.Числятся воспитателями (младшими воспитателями) нашего учреждения, обучая и воспитывая детей дома.

2.Могут приводить детей на занятия к специалистам в дошкольное учреждение.

3.Получают информационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку от специалистов нашего учреждения.

Основная цель нашего учреждения в работе с семейными детскими садами - методическое сопровождение и организация образовательной деятельности многодетных семей, открывших у себя дома семейный детский сад.

Педагогическим коллективом нашего дошкольного отделения осуществляется методическая, консультативная поддержка родителей-воспитателей, организуется воспитательно-образовательный процесс, посредством ориентированно-личностного подхода к воспитанникам, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, в интересах многодетной семьи.

Направления работы:

    Психолого-педагогическое сопровождение.

    Выстраивание и гармонизация детско-родительских отношений.

    Всестороннее развитие детей из многодетных семей - диагностическая, коррекционная работа с детьми, развивающие игровые занятия.

    Консультативно-методическое сопровождение мам воспитателей семейных детских садов.

    Разработка и предоставление семьям практических рекомендаций по организации семейного детского сада, методических материалов по проведению занятий в разновозрастной группе.

Семейный детский сад -одна из форм образования будущего, так как является актуальным явлением, получившем большой отклик среди многодетных семей. И задача руководителя грамотно развивать и совершенствовать данную форму образования.

Главная задача в работе с многодетными семьями - помочь семье успешно адаптироваться к особенностям нового для детей и родителей педагогического пространства, организация методического сопровождения семей, открывших у себя дома детский сад.

В своей работе с семейными детскими садами мы стремимся сделать так, чтобы образовательная среда в дошкольном отделении была доступной и комфортной для воспитанников и родителей, а работа проводилась на профессиональном уровне.

Семейные детские сады создавались как вариативная форма дошкольного образования (ст. 17федеральный закон об образовании), но одновременно это реальная поддержка многодетных семей. Ведь часто мамы, имеющие маленьких детей, при всем желании не могут устроиться на работу, а оформляясь воспитателем в свой детский сад, они сохраняют рабочий стаж, получают заработную плату.

Мама воспитатель семейного детского сада может приходить с детьми на занятия к специалистам в детский сад, участвовать в различных видах совместной деятельности, в досугах, театрализованных постановках, праздниках, занятиях. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, семье, в соответствии с государственной образовательной программой, выбираются и корректируются программные задачи и формы воспитания и обучения детей. Так мама воспитатель проводит самостоятельно в домашних условиях занятия: развитие речи, математику, ознакомление с окружающим, познавательно-исследовательскую деятельность, рисование, лепку, аппликацию, наблюдения и подвижные игры.

Воспитатели семейных детских садов ежемесячно предоставляют отчет о проделанной работе в виде конспектов занятий, фотоотчеты, проекты,

участвуют в выставках поделок, которые проводятся в дошкольном отделении, посещают консультации специалистов и педагогические советы ДО. Педагоги в свою очередь, также посещают семейные детские сады и проводят необходимые консультации с мамами воспитателями и занятия с детьми.

Значительно облегчает и ускоряет организационно-педагогическую деятельность (особенно с удаленными семейными детскими садами) такие интерактивные формы работы, как дистанционное обучение, консультирование, сдача отчетной документации и табелей.

посредством интернет-ресурсов. Это позволяет воспитателям семейных детских садов и педагогам дошкольного отделения действовать более активно и слаженно.

Помимо успешной социализации и адаптации детей к особенностям педагогического процесса реализовалась социализация и интеграция мам воспитателей с коллективом дошкольного отделения, закрепление их статуса в педагогическом социуме гимназии.

План работы МБДОУ ЦРР детский сад № 12 в рамках проекта

«Семья и семейные ценности» на период 2012-2017 гг.

1. Организационная работа
1.1. Создание творческой группы по разработке и проведению основных мероприятий в рамках проекта. Август, 2012г. зам. зав. по УМР

1.2. Проведение социологического опроса родителей с целью выявления социального статуса семей воспитанников. Сентябрь. 2012-2017 (ежегодно) педагоги всех групп.

1.3. Составление отчета о выполнении плана работы в рамках проекта. Май, 2012-2017 (ежегодно)

1.4. Создание на сайте ДОУ http ://dou 12orlenok .ru странички «Семья и семейные ценности» (консультации, отчеты о проведенных мероприятиях, фото и т. п.) в течение всего времени реализации проекта.

1.5. Создание условий: подбор демонстрационного материала, подбор детской и методической литературы, изготовление пособий по теме проекта и т. п. в течение всего времени реализации проекта.

1.6. Систематизация материала разработанного в рамках проекта. Декабрь, 2017г.


2. Методическая работа
2.1. Педагогический час.

- «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»;

- «Секреты общения с ребёнком в семье»


2.2. Консультации:

- «Воспитание ребенка в семье»;

- «Акция – одна из активных форм работы с родителями»;

- «Гендерное воспитание ребенка в семье»;

- «Социальная защищенность многодетной семьи»;

- «Современная семья - какая она?» (дискуссия)


2.3. Самообразование педагогов по теме: «Ознакомление с документами, регулирующие права ребенка», «Конвенция о правах ребёнка», ноябрь, 2013г.


2.4. Семинары:

- «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;

- «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»;

- «Секрет семейного счастья» - круглый стол;


2.5. Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта работы по теме: «Системный подход в работе с детьми по разделу «Семья и семейные ценности»

2.6. Педагогический тренинг:

- « В теплом кругу семьи»;

- «Коррекция внутрисемейных отношений»


3. Воспитательно-образовательная работа

3.1. Тематические занятия:

- «Моя семья»; - ИЗО

- «Наши семейные традиции» - Детский сад и семья - навстречу друг другу

Досуг для детей «Путешествие в генеалогический сад»;

- «Мой дом, моя семья» - и т. д.


3.2. Беседы:

- «Самый счастливый день в кругу семьи»;

- «Роль отца в воспитании детей »;

- «Вечер в семье»;

Интервьюирование детей подгруппы «Традиции вашей семьи»;

- «Это вся моя семья»; - и т. д.


3.3. Игры:

С/р «Моя семья»;

Д/и «День рождения»;

С/р «Семейный праздник»;

Игровое упражнение «В кого я?»;

С/р «Семейный паровозик»;

Викторина «Семь – Я»; - и т. д.


3.4. Тренинг:

- «Вместе – дружная семья» 2013 г. педагог-психолог


3.5. Совместные мероприятия с родителями:

Семейный праздник «Семья талантами богата» - вечер встреч творческих семей.

- «Союз детей и взрослых» - семейный досуг;

-«Это сделано руками наших пап» - выставка;

Семейная спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья»;

Семейный турнир « Что может быть семьи дороже»;

Спортивное мероприятие «Вместе веселее»;

И т.д.

3.6. Выставки рисунков:

- «Семья глазами ребенка»;

- «Дом, в котором мы живем»;

- «У каждого есть мамочка своя»;

4. Работа с родителями
4.1 Просветительская работа: распространение буклетов, консультации, индивидуальные беседы и т. д. по темам:

- «Будущие родители»;

- «Семейные традиции»;

- «Родительские заповеди»;

- «Секреты воспитания вежливого человека»;

- «Вечер в семье»


4.2. Фото-галерея:

- «Моя семья – будни и праздники»;

- «Семейный архив»;

- «Традиции нашей семьи»;

«Родные, близкие, любимые».


4.3. Конкурс проектов

- «Самый счастливый день нашей семьи»;

- «Герб семьи»;

- «Семейная газета»;

- «Папа, мама я - дружная семья»


4.4. Родительские собрания:

- «Взрослый мир в детских мультфильмах»;

- «В каждом доме свои традиции»

- «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

-«Очень многое мы можем, очень много мы умеем»

- «Любимые книжки вашей семьи» - устный журнал для родителей.


4.5. Анкетирование:

- «Права ребенка в семье»;

- «Выявление педагогической культуры родителей воспитанников»;

- «Хорошие ли вы родители?»;

- «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета

4.6. Показ и обсуждение презентаций:

«Телевидение и дети»;

4.7. Выставки:

1. Выставка книг «Читаем всей семьей»;
2. Выставка «Игрушка своими руками»;
3. Вернисаж «Моя семья» (образ семьи глазами ребёнка)


4.8. День семейного общения (день открытых дверей).